Зал дивана ханский дворец

Обновлено: 25.04.2024


Визит во внутренние покои Хансарая, безусловно, следует начать с Зала Дивана (он же – Зал совета и суда). Это помещение, тронный зал повелителей Крыма, можно без преувеличения назвать «сердцем» государственной жизни Крымского ханства: в этих стенах, в собрании лидеров нации, принимались судьбоносные для Крыма решения.

Сам термин «диван» происходит от арабского слова, которое, в основе своей, обозначало сборник письменных реестров. Впоследствии значение слова расширилось и на хранилище таких документов, и на ведавшее ими учреждение, и, наконец, стало означать государственный орган. (Наименование предмета мебели тоже имеет к этому прямое отношение: диван потому и назван диваном, что сделан на манер длинных мягких топчанов, стоявших в «офисах» Османской империи). В Крыму и в Турции диваном называли совещательный орган, который являлся одновременно и верховным судом при правителе, и государственным советом.

В Крымском ханстве существовала разветвленная система юриспруденции и большинство судебных решений в стране принималось на местах. Гражданскими делами (такими как вопросы брака, имущества, наследия и т.п.) ведали религиозные суды кадиев в своих судебных округах (кадылыках), а над кадиями осуществляли надзор столичные кадиаскеры. Уголовные дела, помимо того, могли рассматриваться также и региональными диванами, которые существовали при резиденциях калга-султана и беев наиболее знатных родов. И лишь тогда, когда вопрос не удавалось разрешить на месте, либо когда тяжба велась между представителями знатного сословия, дело передавалось в ханский Диван. Кроме того, в Диване должен был утверждаться любой вынесенный местными судами смертный приговор.

Смертные приговоры были не слишком частым явлением среди на редкость законопослушного, как отмечали современники, населения Крыма, но вот лиц, желающих подать апелляции на решения местных судов, набиралось достаточно, и к вратам Хансарая стекались просители, жаждущие добиться справедливости в ханском суде. Сортировкой их прошений (какое заслуживает аудиенции у хана, какое следует передать на рассмотрение кадиаскерам, а какое вернуть обратно) занимались чиновники ханской канцелярии. Эта канцелярия располагалась на террасе с колоннадой перед самым входом в Зал Дивана. В прежние времена это была не открытая терраса, как сейчас, а помещение наподобие застекленной веранды, со шкафами и лавками внутри.

10_02_2016_02

Вид на северо-восточный угол Зала Дивана с зарешеченным балконом и витражами

Ханский Диван собирался регулярно: как правило, еженедельно. Однако следует заметить, что проведение судебных заседаний было лишь одной из функций ханского тронного зала – причем даже не самой главной. Ведь, помимо суда, совещаний в узком кругу по текущим вопросам и приемов иностранных посланцев (в том числе и османских, с распоряжениями от султана), в этих стенах регулярно проводилось еще одно, гораздо более масштабное мероприятие: встреча («кёрюнюш») хана с представителями крымских знатных родов. Эти многолюдные ассамблеи были, по сути, главным предназначением зала – именно потому он настолько и превосходит и по площади, и по высоте, и по роскоши ту скромную палату Дивана, что существует в стамбульском дворце Топ-Капы. Такие всеобщие собрания крымской знати во дворце происходили не очень часто, обставлялись с немалой пышностью и решения на них принимались наиважнейшие: на них беи четырех знатнейших родов формально избирали новых ханов, принимали совместно с ханами решения о войне и мире, а порой случалось и так, что ханы во время таких собраний узнавали о своем низложении и отставке.

Потому в ханские времена здание тронного зала очень часто называли не Залом Дивана, а Кёрюнюшем. Помещений для подобных собраний в Хансарае было несколько: Эвлия-челеби перечисляет во дворце кёрюнюши Бахадыра Герая, Исляма Герая и Эски-Кёрюнюш (ни один из них не дошел до нашего времени), а тот зал, который можно осмотреть ныне, у Эвлии назван кёрюнюшем Сахиба Герая – по имени основателя Бахчисарайского дворца. Это был самый старый и самый главный из парадных залов ханской резиденции.

Войдя сегодня в его двери, мы окажемся в просторном помещении с хрустальной электрической люстрой и блестящим мраморным полом, на котором ясным утром затейливо переливаются цветные лучи, падающие сверху через витражи. Стены и потолок зала украшены яркими росписями, а прямо напротив входа сверкает позолоченный макет трона. Большая часть этого декора – результат реставрации 2000-х годов, выполненной в соответствии со старыми описаниями Зала Дивана. В этих описаниях упоминается и мраморный пол (снятый и вывезенный куда-то еще в 19 столетии), и «три прекрасные люстры» (видимо, венецианской или французской работы, что считалось особой роскошью в Крымском ханстве), и бассейн с фонтаном посередине (его реконструировать не стали, ибо стены здания и без того сильно повреждены излишней сыростью).

Над входом в зал изнутри нависает балкон, закрытый плотной деревянной решеткой: так называемые «хоры». Экскурсоводы обычно рассказывают, что ханы тайно подсматривали оттуда за ходом заседаний Дивана, члены которого, таким образом, никогда не знали наверняка, слушает ли их хан или нет, и потому на всякий случай не позволяли себе лишних высказываний. Поводом к возникновению этой басни, без сомнения, послужил пример зала Дивана в стамбульском дворце Топ-Капы. Там, в самом центре стены, прямо над местом, где сидел главный везирь, проделано небольшое окошко с позолоченной решеткой. С обратной стороны этого окошка расположен нижний этаж «Башни справедливости», зайдя в которую из своих личных покоев, султан мог, по желанию, либо тайно наблюдать через решетку за совещаниями придворных советников, либо, поднявшись по ступеням, осматривать свой дворец с вершины башни.
В прошлом очерке я уже подробно рассказывал о том чрезвычайно закрытом образе жизни, который, храня свое недосягаемое величие, вели турецкие султаны. Случаи, когда падишахи лично являлись на заседания своего Дивана, были настолько редки, что всякий раз бурно обсуждались в столице и были предвестниками серьезных политических перемен. Обычай, при котором правитель тайно наблюдает за совещаниями своих сановников, возник не в Стамбуле: он бытовал во многих странах и культурах задолго до возникновения Османской империи. К примеру, во дворце фатимидских халифов в Каире тоже было устроено решетчатое окошко («шуббак») в главном парадном зале: халиф, скрытый для глаз, наблюдал из него за происходящим, а везирь, сидя под этим окошком, вел заседание.

Представить, чтобы тот же обычай мог соблюдаться и в Крыму, трудно для всякого, кто знаком с государственной системой Крымского ханства. Ведь если стамбульский Диван был всего лишь советом высокопоставленных придворных служителей, каждого из которых, невзирая на чины, султан мог в любой момент казнить или заменить на посту, то кёрюнюш крымских ханов – это, своего рода, наследственная «палата лордов», где беи занимали места не по милости хана, а по праву своего знатного происхождения, и наследовали их из рода в род. Хан не был вправе ни смещать, ни казнить беев по собственному произволению. По этой-то причине беи (в отличие от османских везирей, холодевших при звуках падишахских шагов по ту сторону решетки) не боялись ханов и издавна привыкли выражать свое мнение вслух и без всякой опаски. Известен не один случай, когда предводители крымской знати открыто и совершенно безнаказанно бросали в лицо хану самые суровые слова, вплоть до угрозы свергнуть его и избрать себе другого правителя. Учитывая всё это, «хоры» в Зале Дивана правильнее считать либо помещением для присутствующих на кёрюнюше женщин (а ханские матери и старшие жёны имели право посещать такие собрания, хотя и не у всех на глазах), либо – что мне кажется более вероятным – пристройкой уже русского времени.

Центральное место в зале было зарезервировано не за везирем, как в Топ-Капы, а за самим ханом (и это еще раз подчеркивает, что ханы, в отличие от султанов, присутствовали на заседаниях лично, а не скрывались в тени потайных комнат). Впрочем, везирь (в Крыму эта должность называлась хан-агасы) был и здесь ключевым участником собрания: хан-агасы не сидел на месте, а ходил по залу и распоряжался ходом заседания.

Вплоть до середины 19 века в Зале Дивана сохранялся настоящий ханский трон. Очевидцы писали, что он обладал немалой ценностью и был покрыт оранжевым сукном с вышитым золотой нитью полумесяцем. К сожалению, никто тогда не зарисовал его, и теперь мы не имеем понятия, как именно выглядело ханское кресло – ведь на Востоке существовало немало разнообразных типов парадных сидений правителя. И когда в свое время перед нами встал вопрос, чем заменить прежний музейный «трон» (который представлял собой обычный ящик, накрытый коврами и подушками, и не имел ни малейшего отношения к истории ханства), было решено изготовить деревянный макет знаменитого Багдадского трона османских султанов – временно, до тех пор, пока не будет выяснен истинный облик тронного места крымских ханов. Рядом с троном, по словам тех же очевидцев, стояло еще несколько сидений («табуретов») поменьше, а дальше вдоль обеих стен тянулись длинные мягкие лавки – все они были обиты тем же оранжевым сукном, что и ханский трон.

Эти места занимали придворные сановники, рассаживаясь на них согласно своему рангу. По левую руку от хана сидел калга-султан – первый наследник и распорядитель левой (восточной) части страны, а по правую – нурэддин-султан, командир правого (западного) крыла Крыма. Далее на стороне нурэддина располагался ханский муфтий, а напротив него, на стороне калги, сидели кадиаскеры, имамы и кадии крымских судебных округов, после которых следовал дефтердар – главный придворный секретарь, который и вел реестр судебных решений. На заседания являлись также главный казначей, распорядитель дворцового хозяйства и прочие придворные чины. Когда в столице пребывали беи знатных родов либо высшие военачальники как, например, командир гарнзиона Ор-Капы и ханские наместники в заперекопских ногайских ордах, они тоже принимали участие в заседаниях Дивана – хотя и не были обязаны посещать их регулярно (в отличие от калги, который, правя суд в своем собственном диване в Ак-Месджиде, раз в неделю был обязан являться в Бахчисарай к хану). На входе дежурил с серебряным жезлом в руках капыджи-кяхьяси – начальник придворной стражи, который и проводил в зал посетителей, допущенных к правителю.

10_02_2016_04

Вид на южную стену Зала Дивана с макетом трона

Сейчас уже не так просто в деталях представить, как проходила эта церемония, ибо описания ее скудны, а сам Зал Дивана существенно переменился с ханских времен. Тот вид, в котором он отреставрирован, примерно отражает состояние зала на середину 19 века; восстановить же его изначальный облик уже невозможно по той причине, что декор ханской эпохи навсегда утрачен. К примеру, росписи на стенах – это творчество русских художников позапрошлого столетия; их недавно обновили свежими красками, но выяснить, какие крымскотатарские или османские узоры были прежде на их месте, не удалось, поскольку первоначальный слой счищен практически начисто. Сильно изменилась и сама структура помещения.

Насколько можно судить, окна с цветными витражами изначально находились во всех четырех стенах (а не в одной, как сейчас) и в зале было значительно больше света. Нижний ряд окон уже в царское время переделан в двери, убран ряд лавок под ними, разобраны камины в углах помещения и фонтан посередине, и список подобных переделок можно продолжать долго. Не вызывает сомнений и то, что уже при последних ханах Зал Дивана мало походил на прежний кёрюнюш Сахиба Герая – ведь недаром Селямет II Герай оставил над его входом надпись, напоминающую о ремонте здания после разрушительного пожара.
Тем не менее, главный зал Хансарая уцелел и сохранился. И те, кто небезразличен к прошлому ханского Крыма, по-прежнему имеют возможность прийти сюда и попытаться услышать голоса людей, что когда-то раздавались под этими сводами и направляли Крым на его пути по бурным волнам истории.

Хансарай. Часть 13: Жилые комнаты ханов и «кровать Екатерины»


Спуск по невысокой лестнице ведет от просторных залов Селямлика на этаж Главного корпуса, где располагались жилые покои ханов. Эта часть дворца была закрыта от посторонних глаз, как и Гарем: здесь правители Крыма ели, спали, умывались и т. д. По сравнению с ханскими гостиными, помещения здесь поменьше и пониже. Уже в первой из этих комнат заметны украшения, характерные и для остальных: фигурный камин, узорчатый потолок, резной плафон для люстры и витражные окошки под потолком. Так же оформлены и другие комнаты, но в каждой орнаменты разные и нигде не повторяются.

Для чего предназначалось каждое из этих помещений? Как и в случае с Гаремом, от ханских времен не дошло ни описаний, ни схем. В первые годы после падения Крымского ханства во дворце еще оставались служители, помнившие ханские порядки. С их слов даже были записаны некоторые отрывочные факты. Но, в целом, их воспоминания не слишком интересовали новых хозяев. Потому об изначальной функции многих помещений сведений нет, и нехватка информации заполнялась мифами.

К примеру, две проходные комнаты между ханскими гостиными и жилыми покоями в царское время называли «комнатами Марии Потоцкой», миф о которой долго служил универсальным «ответом» на все загадки Хансарая. В советское время эта романтическая версия была отброшена: признав, что изначальная функция комнат давно позабыта, их назвали «1-я Суворовская» и «2-я Суворовская» – по музейной экспозиции, которая была устроена тут.

03_04_2016_02

Интерьеры ханских жилых комнат

…Я хорошо помню эту экспозицию. Уже порядочно натрудив ноги и уши на предыдущей части маршрута, группа в 30 человек, затиснутая в крошечном помещении «Суворовской комнаты», начинала, что называется, «плыть». В тесноте, помноженной на летний зной за окнами, рассказ экскурсовода про международно-политические процессы и военно-тактические приемы долетал до изнывающих от духоты задних рядов лишь в виде неразборчивого бормотания. Рассматривать в комнате было особо нечего: суворовские баталии пояснялись «на пальцах», почти без экспонатов.

Однако экскурсовод располагал надежным средством вернуть внимание аудитории. Покончив, наконец, с Суворовым, гид распахивал дверь в следующий, более просторный зал. Лица людей, хлынувших в помещение, оживлялись. Непременно находилось несколько человек, которые начинали хихикать, перемигиваться и вполголоса отпускать шутки, смысл которых для меня (в силу младшего школьного возраста) оставался непонятен. Это была спальня Екатерины II, где стояла знаменитая Екатерининская кровать – вторая по популярности, после «Фонтана слез», достопримечательность Дворца-музея.

Екатерина II провела в Хансарае несколько дней в мае 1787 года. Здесь она принимала крымских мирз, племянницу последнего хана Шахина Герая, здесь же написала несколько писем и даже пыталась сочинить стихи о Ханском дворце на французском языке:
Sur le sofa du khan, (На ложе ханском),
Sur les coussins bourrées, (на подушках набивных),
Dans un kiosque d’or, (В киоске золотом,)
De grilles entourée… (среди окон резных)

Дописывать их она, впрочем, не стала – и отправилась далее, в Севастополь. (Стихотворение было закончено по-русски ее секретарем, описавшим от имени гостьи ее мучения от громкого эзана муэдзинов Ханской мечети и табачного дыма, что валил в открытые окна спальни от трубок верноподданных татар, собравшихся внизу. Неизвестно, были ли это жалобы самой Екатерины, либо чиновный поэт вложил в ее уста собственные впечатления).

С той поры екатерининское ложе во дворце стало считаться не просто главной достопримечательностью ханских покоев, но и обрело своего рода «сакральный» смысл, превратившись в неформальный символ имперской власти над Крымом. Даже русские цари, потомки Екатерины, во время посещений Ханского дворца не дерзали поселяться в ее будуаре, избирая для ночлега соседние комнаты. Вслед за «спальней Екатерины», эти помещения тоже пытались было переименовать в «комнату Александра I», «комнату Николая I», но эта традиция не прижилась, а в советское время была окончательно искоренена, вместе с собственноручными автографами Романовых на стенах ханских комнат. Для Екатерины, однако, Советы сделали исключение: ее кровать осталась на месте, по-прежнему неся мощную идеологическую нагрузку.

03_04_2016_03

Музейная экспозиция в «Спальне Екатерины» (фото 1980 г.)

Перестройка, репатриация крымских татар и перемена взгляда на Ханский дворец не как на инструмент политпропаганды, а как на памятник истории и культуры привели к смене концепции музея – точнее, к возврату к первоначальной концепции 1920-х гг., в которой главной темой экскурсии была не «борьба Русского государства с турецко-татарской агрессией» (как в пятидесятых-восьмидесятых), а дворцовая архитектура и крымскотатарская этнография. В свете этого «екатерининская традиция» стала достоянием истории и кровать ушла в запасники музея. Там она, однако, не смирилась с ролью запыленного артефакта и продолжала будоражить умы по всему Крыму. Скромный предмет мебели не раз становился «яблоком раздора», когда приверженцы российского монархизма требовали вернуть ложе на прежнее место, а крымскотатарские общественники возражали, что это будет оскорблением их народа. Компромисс был найден в том, что кровать стала путешествовать по выставкам, посвященным императорской фамилии, в крымских музеях за пределами Бахчисарая.

Политический накал вокруг деревянной тахты был настолько высок, что ни один из маститых искусствоведов, видевших кровать и прежде во дворце, и на выставках в Симферополе и Ливадии, предпочел не обращать внимания на очевиднейший факт: этот экспонат при всем желании сложно отнести к екатерининской эпохе. Об этом свидетельствует сам стиль изделия, что было замечено еще в царские времена. Путешественник Евгений Марков, осмотрев реликвию в 1872 г., скептически отметил: «Кровать, по всей вероятности, сделана в Симферополе и не считает своего возраста десятками лет».

И у такого вывода были серьезные основания. В правление Екатерины II мебель изготавливали в стилях барокко и рококо с их вычурными, пышными линиями; затем им на смену пришел классицизм – стиль подчеркнуто аскетичный, подражавший античным образцам. А на его основе, в первой трети 19 века (то есть, уже после смерти Екатерины, последовавшей в 1796 г.) развился стиль ампир, в котором и выполнена знаменитая кровать с ее античным изгибом спинок и золочеными ножками.

Строго говоря, данный предмет даже неверно называть «кроватью», ибо в Европе в точности такие же изделия назывались «кушетка мадам Рекамье». Моду на них ввела знатная парижанка (в честь которой кушетка и была названа), и случилось это уже в начале 19 столетия. Таким образом, скабрезные фантазии игриво настроенных курортников, удивлявшихся, как же императрица умещалась на этой крошечной тахте («с ханом», «с Потемкиным» и т. п.) были полным вздором, ибо женские кушетки-рекамье предназначались не для сна, а для сидения; в Европе они распространились уже после смерти Екатерины, а в России – и того позже.

Известно, что мебель, завезенная во дворец Потемкиным для царицы, пропала во время Крымской войны 1854-56 гг. (а екатерининские предметы, стоявшие вокруг кровати – шкафы, столики, мундирное платье – попали сюда уже в советское время, будучи переданы из других музеев). Видимо, тогда же, в 1850-х, исчезло и настоящее екатерининское ложе. Марков оказывается прав в своих сомнениях, ибо такая кушетка-рекамье могла быть изготовлена не ранее 1820-х годов, а появилась в Ханском дворце, вероятно, уже в 1860-х. Выходит, страсти совершенно напрасно кипели вокруг предмета, который имеет к Екатерине II не больше отношения, чем свежий макет ханского трона в Зале Дивана – к Сахибу I Гераю. Ведь и тот, и другой предмет – всего лишь поздние имитации давно утраченных оригиналов, изначальный облик которых неизвестен.

03_04_2016_04

«Кровать Екатерины» в фондохранилище Бахчисарайского заповедника (кадр из передачи «Прогулки по Крыму с Олексой Гайворонским»)
«Портрет мадам Рекамье» (Художник Жан-Луи Давид, 1800 г.)

Визиту Екатерины предшествовал масштабный ремонт дворца, предпринятый Потемкиным. И хотя тот требовал, чтобы «сохранен был вкус, в котором всё построено», этот наказ не был выполнен. Убранство помещений было существенно изменено (особенно при последующих ремонтах), а спальню царицы и вовсе переделали на привычный ей петербургский лад. Побывавший позже в Бахчисарае маркиз де Кастельно так отозвался об этих переделках: «Во времена ханов эта часть дворца была, должно быть, великолепна; но императрице хотели угодить искажением восточного стиля и из прекрасных покоев сделали карикатуру, смешав стиль азиатский и европейский».

Этими многочисленными ремонтами была изменена и планировка жилых комнат. Потому нельзя гарантировать даже, что «спальня государыни» прежде служила спальней также и для ханов. То же касается и низкого широкого зала с огромными окнами по соседству со «спальней», который называют «столовой». Впрочем, учитывая, что сюда ведут ходы и лестницы прямо от корпуса бывшей ханской кухни, вовсе не исключено, что эту роль он выполнял и в ханские времена. Тут же был расположен и небольшой буфет, куда доставляли еду из той же кухни.

Другую соседнюю комнату путеводители порой называют «комнатой ханского наследника». Это неверно, ибо малолетние ханские наследники жили в особом Дворце султанов близ Гарема, а взрослые – в собственных усадьбах за пределами Хансарая. Комната названа в честь не ханского, а царского наследника, а именно – будущего царя Александра II, ночевавшего тут в 1837 г. Зато сохранились сведения о предназначении зарешеченного павильона при этой комнате: со слов крымскотатарских старожилов, ханы наблюдали отсюда за соревнованиями джигитов на Дворцовой площади, а по праздникам разбрасывали монеты толпящемуся внизу народу.

Небольшую комнату далее по коридору издавна называли «ханской ванной» либо «ханской цирюльней». Как именно были устроены ханские умывальники, мы уже не увидим, но вплоть до 1920-х гг. в комнате хранился вышитый нагрудник для бритья, некогда принадлежавший последнему крымскому хану Шахину Гераю.

03_04_2016_05

Ханский нагрудник для бритья (фото 1880 г.)

Ханское имущество, как и екатерининское, давно исчезло из этих стен. Есть сведения, что Шахин Герай, в 1783 г. покидая Крым после отречения от престола, забрал с собой из дворца практически все предметы обихода. Их, впрочем, и так оставалось там уже немного, поскольку еще прежде того Шахин вывозил из Хансарая различное убранство для обустройства своей новой резиденции. Дело в том, что на исходе своего правления хан решил перенести столицу из Бахчисарая в Кефе. Наученный горьким опытом народных восстаний против своего режима, в Кефе он чувствовал себя безопаснее, чем в Бахчисарае, а главное – мог быстро призвать на помощь флот и войско своих союзников-россиян. Эта его мечта не осуществилась: российские покровители Шахина Герая заставили его отречься от престола прежде, чем тот успел достроить свой Кефинский дворец.

Впрочем, несколько ханских личных предметов все еще хранится в музее. Это книги с печатями Менгли I, Селямета II, Арслана и Селима III Гераев; бронзовый подсвечник Сахиба II Герая; луженая миска Каплана I Герая; широкий бронзовый поднос Селямета II Герая и именное ружье Бахта Герая.

Сильно изменившись за два века, интерьеры ханской жилой половины уже мало что расскажут о деталях ханского быта. Тем не менее, их декор во многом сохранил свой колорит. Ханское жилище предстает как скромные, но уютные апартаменты «со всеми удобствами»: от буфетов и умывален до балконов, гардеробных и спален. Система лестниц, галерей и переходов позволяла правителю немедленно появиться в любом месте своей резиденции: спуститься в Зал Дивана, подняться в гостиные, пройти коридорами в Гарем, наведаться в хранилище оружия, на монетный двор или кухню.

Об этих дворцовых службах, а также о людях, что обеспечивали их работу, и пойдет речь в следующем очерке о Ханском дворце.

Ханский дворец в Бахчисарае

Бывшая резиденция крымских ханов, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры.

Ханский дворец

Ханский дворец (Хан-Сарай) — крупный памятник эпохи Крымского ханства в Бахчисарае, существовавшего с 1443 по 1783 год, бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения. Построен в ущелье реки Чурук-су, протекающей в южной части города.

Точная дата строительства дворца неизвестна, но все исследователи считают, что оно было завершено в правление хана Адиль-Сахиб-Гирея, который правил с 1532 до 1551 г.

Адиль-Сахиб-Гирей — первый хан, при котором упоминается название Бахчисарай, как место пребывания правителя. Этого хана называли строителем. Площадь, занимаемая дворцом, более 4 га. К ограде и Западным воротам дворца прилегали, как неотъёмлемая часть дворцового комплекса сады, давшие название городу. В переводе с крымскотатарского Бахчисарай — «дворец-сад» или «дворец в саду».

Лёгкая «киосковая» архитектура дворцовых построек, отсутствие монументальности в ханской резиденции не случайны: даже стены, разгораживающие сад и интерьер, в известной мере условны; их задача — создать прохладу в летний день, но при этом они «впускают» сад через цветные стекла окон, через аркады и террасы. Ближайшим источником вдохновения, образцом для подражания служил крымским ханам и их строителям дворец султанов в Стамбуле — Топкапи, начатый постройкой вскоре после завоевания Константинополя Мехметом II в 1453 г. Этот дворец, ныне превращенный в музей, состоит из множества зданий и киосков, соединенных арками и группирующих вокруг четырех основных дворов. К этому времени турки-османы к своим прежним малоазийским, сельджукским традициям прибавили ряд византийских строительных приёмов, а также, в соответствии с духом времени, освоили элементы европейского Ренессанса и барокко; мотивы этого нового «османского» искусства и легли в основу компоновки и декорировки построек Бахчисарайского дворца. Ханы часто бывали в Стамбуле. Гордясь своим происхождением, которое они ценили не ниже султанского, они стремились окружить себя такой же роскошью. Неудивительно, что из турецкой столицы вывозились моды, вкусы, мастера. В старейших уголках Бахчисарайского дворца, который начали строить ненамного позднее стамбульского, заметно влияние арабо-персидского и турецкого стилей. При восстановлении дворца после пожара 1736 г. (когда войска Миниха взяли Бахчисарай), по свидетельству Ф. Бруна, «Портою были присланы из Константинополя строевой материал, архитекторы и красильщики». Сходство дворцов, видимо, служило предметом гордости: Екатерине II и её спутникам сообщили, как пишет де Сегюр, что «Ханский дворец выстроен по образцу Константинопольского, хотя и в меньших масштабах».

Ханский дворец

Правда, от XVI в. сохранилось не так много Зал Совета и Суда, Малая и Большая дворцовые мечети, Портал Алевиза. Остальные постройки осуществлены после пожара.

Сохранившийся иллюстративный материал, особенно планы и чертежи, составленные архитектором Вильямом Гести в 1798 г., свидетельствует, что после потемкинского ремонта дворец сохранял значительно больший объем, показывает расположение его ныне не существующих частей (Персидский дворец, от которого осталась только Соколиная башня, Гарем — всего один корпус, кухонное помещение и т. д.).

Ханский дворец — музей истории и культуры крымских татар

Предыстория музея восходит к 1783 г., когда Ханский дворец перешел в ведение Министерства внутренних дел Российской империи и содержался за счет казначейства под непосредственным наблюдением таврического губернатора. Охраняла дворец «инвалидная команда» и полицмейстер.

Ханский дворец — высшее достижение татарского зодчества в Крыму — претерпел несколько реставраций. С 1783 по 1787 г. к приезду Екатерины II его отремонтировали, нанеся немалый урон из-за грубых и бесцеремонных переделок, ничего общего не имеющих с татарским стилем.

Бахчисарайский дворец по высочайшему повелению был подчинен гофинтендантской конторе, и на ремонт дворца в 1798 г. было отпущено 8106 руб. 90 коп., а на содержание его, по требованию местного полицмейстера, 887 руб. 85 коп. Что же касается переделок во дворце, то они были поручены предводителю дворянства Акмечетского уезда Астрафию Нотара.

Гарем

Следующий капитальный ремонт проводился в 1822 г. под руководством архитектора Колодина при сотрудничестве бахчисарайского грека Михаила Кладо. Однако назначенная Новороссийским генерал-губернатором Воронцовым ревизия обнаружила много неточностей и злоупотреблений. В результате архитектор Колодин был заменен архитектором Эльсоном, который проработал над починкой дворца шесть лет. Следующий ремонт производился в 1837 г. и в 1845 г., наблюдал за производством работ караимский гахам Сима Бобович. К 1845 г. относится исчезновение из дворца мраморных полов и великолепных люстр венецианской работы.

Во время Севастопольской обороны 1854–1856 гг. Бахчисарайский дворец был превращен в военный госпиталь.

Сюда везли раненых бойцов из осажденного Севастополя. За это время дворец очень пострадал. По свидетельству очевидца Берга, «исчезли мавританские рогожи, мраморные столы, хитрые разукрашенные зеркала, фарфоровые шандалы, хрустальные люстры». Большие ремонты производились в 1858–1892 гг. По докладу Таврического губернатора последовали два высочайших повеления об исправлении древней ханской мечети, ханских усыпальниц, набережной Чурук-Су. Министерство внутренних дел настаивало чтобы реставрация производилась при содействии Археологической комиссии, для обеспечения этому древнему памятнику «исторической неприкосновенности». Однако Академия художеств решила, что значение этого памятника весьма не высоко, и вопрос о полной реставрации отпал. И все же археологическая комиссия 28 мая 1897 г. испросила у Министерства внутренних дел 15 000 руб. на безотлагательный ремонт дворца. К 1908 г. было принято решение о создании музея при Дворце. Ханский дворец был открыт для посещения научных работников, художников, а также для отдыха приезжающих в Бахчисарай государственных лиц. Достаточно сказать, что после пребывания в нем Екатерины II ханский дворец посетили почти все русские цари и великие князья, известные путешественники, художники, поэты.

Организации музея помешала Первая империалистическая война, а затем революция 1917 г. Однако с победой революции встал вопрос о создании музея крымскотатарской культуры. Организации музея предшествовала большая подготовительная работа Усеина Боданинского, художника, археолога, общественного деятеля. У. Боданинский разработал проект основания музея, обязанности, которые должен выполнять директор дворца, составил смету по управлению Бахчисарайским ханским дворцом и национальным татарским музеем.

Аэрофотосъемка

Аэрофотосъемка музейного комплекса Бахчисарайский ханский дворец

Музей был основан 4 октября по старому стилю, 17 октября по новому стилю 1917 г. приказом № 57 таврического Губернского комиссара Временного Российского правительства. 3 ноября 1917 г. торжественно был открыт целый ряд татарских национальных культурно-просветительных учреждений:

национальный музей (дарула-мугаллима), учительская семинария имени Исмаила бека Гаспринского, художественно-промышленное училище и реформированное на европейский лад в духовную академию Зинджирли-медресе. В 1925 г. музей участвовал в международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности. В Париже демонстрировался 771 экспонат крымскотатарского декоративно-прикладного искусства. Вышивкам была присуждена бронзовая медаль.

При основании музея в нем было всего 10 сотрудников: Среднее количество посетителей составляло 15 человек в день. Сейчас это один из самых популярных музеев Крыма. Штат его составляет около ста человек. В 1991 году музей был преобразован в государственный историко-культурный заповедник, в который входят: Дворец-музей, музей археологии и «пещерных городов» (на правах филиалов), литературно-художественный музей, музей И. Гаспринского, а также отделы фондов учета и охраны памятников.

К полномасштабной реставрации дворца обратились лишь в 60-е гг. XX в. Перед реставраторами стояла задача проследить все этапы переделок, выявить и закрепить те старые элементы архитектуры и росписей, которые еще сохранились, не уничтожая при этом и более поздних декоративных элементов. В итоге был освобожден от красочных наслоений знаменитый резной Портал Алевиза, воссоздан первоначальный вид Ханской канцелярии, отреставрированы потолки Зала Совета и Суда, выявлены росписи XVIII в. на стенах Ханской потайной ложи (в мечети). В Летней беседке расчищены и закреплены росписи мастера Омера, воссоздана первоначальная отделка, отреставрирован Фонтанный дворик. В ряде мест подверглась реставрации и наружная раскраска стен.

Дворцовый комплекс

Несомненно, Хан-Сарай — бывший ханский дворец — был и остается самой выдающейся исторической достопримечательностью города. В летнее время один за другим подходят к нему автобусы, и толпы туристов устремляются к арке, украшенной резным изображением двух сплетающихся змей, вернее драконов или саламандр. Перед нами тяжелые деревянные массивные ворота, обитые кованым железом. Над северными воротами (когда-то было четыре входа во дворец), возвышается пёстро расписанная, сверкающая цветными стеклами окон башня, венчающая парадный вход в ханский дворец.

Слева от входа, перед мостом, стоит «Екатерининская верста» с надписью «лета 1787 года», установленная в честь прибытия в Бахчисарай русской императрицы.

Если пройти налево от дворца, перейдя мост, за углом посольского здания, увидим вход в главную дворцовую мечеть, который во времена Гиреев предназначался для простолюдинов. Над домиком муфтия, скрытый от посетителей дворца, находится фонтан для омовения — нартекс. В мечети с 1990-х годов вновь служат пятничный намаз.

Но вернёмся к главному входу в Ханский дворец.

Дворцовая площадь

Перед нами широкий, залитый солнцем двор. Во времена Гиреев это была пустая, без вымостки, ничем не засаженная площадь. На ней хан собирал и напутствовал военачальников перед очередным военным походом. Здесь встречали послов, гостей, которые оставляли тут слуг и оружие перед тем, как предстать перед владыкой.

Двор окружают постройки, как принято на Востоке: парадные помещения и жилые покои группировались вокруг нескольких дворов — парадного и внутренних, более камерных. И во дворцах и в жилых домах основным компонентом, организующим постройки, были двор и сад с фонтаном.

С южной стороны, справа и слева от ворот лёгкие изящные двухъярусные галереи: слева от входа, по соседству с мечетью, на втором этаже помещалась ханская стража капыкулы, а в нижнем лавки, выходившие на улицу. Справа от входа находится Свитский корпус. Лестницы, обрамленные тонкими, изящными балясинами, ведут на второй этаж. Деревянная веранда, в окружении стройных колонн, кажется просторной и воздушной. Оттуда можно пройти в покои, некогда служившие для размещения многочисленных гостей. В этих комнатах останавливалась свита Екатерины II в 1787 г.

Сейчас в Свитском корпусе развернута большая экспозиция, представляющая жизнь и быт крымскотатарского народа.

С восточной стороны двора высится самое выразительное, по-восточному нарядное и монументальное здание дворцового комплекса — Большая ханская мечеть (Хан-Джами); понизу она охвачена аркадой со стрельчатыми арками, опирающимися на восьмигранные каменные колонны; над аркадой — зарешеченные окна. За мечетью — мезарлык — ханское кладбище.

К Свитскому корпусу с запада под прямым углом примыкают ханские покои. Соединенные между собой крытыми переходами, павильоны дворца, то выступая, то отступая, неровным рядом тянутся вдоль двора. Нижний этаж скрыт зеленью и глухой каменной оградой. Верхний этаж пестрит разноцветной росписью, цветными стеклами, ставнями, переплетами деревянных решеток.

Элементы ханского дворца

Время работы: зимой с 9:00 до 16:00, выходной — вторник, среда, летом с 9:00 до 17:00 без выходных. Стоимость всех билетов, чтобы осмотреть каждый закоулок дворца, в районе 1200 руб.

1 Комментарий

Сергей

Родной! Любимый Бахчисарай! Пусть Господь хранит эту жемчужину крымско-татарского народа! Мы с Вами!

Зал Дивана (совета и суда) в ханском дворце

Зал Дивана

Зал Дивана в Ханском дворце

Зал Дивана в ханском дворце предназначался для заседаний государственного совета (Дивана). Для хана по центру южной стены был установлен трон, обтянутый цветным сукном и украшенный золотым шитьем. Слева и справа от трона стояли низкие диваны для приближённых хана. Для беев, входивших в Диван, вдоль стен были установлены длинные скамьи.

Перед входом в Зал Совета и Суда в свое время существовала открытая аркада, окружавшая всё здание. Позднее она была застроена и стала «сенями», как назвал их в своих записках адъютант фельдмаршала Миниха Маяштейн, отметивший также, что вдоль стен стояли скамьи для ожидавших вызова на суд. Во время реставрационных работ в 1961–1964 гг. перед залом Дивана были убраны деревянные панели. Под ними были обнаружены деревянные колонны с простыми точеными базами и резными капителями; колонны пришлось заменить, а орнаменты потолка и плафона восстановить и окрасить в желто-оранжевые цвета. В аркаде расположена парадная дверь в зал Дивана — каменный резной портал с арочным проемом; в верхней нише его находится мраморная плита с надписью: «Двери Дивана сооружены Селямет-Гиреем ханом в 1156 (1742) г.»

Зал Дивана относится к числу ранних сохранившихся сооружений дворца. Характерной его особенностью являются капитальные каменные стены. Исследовательскими работами 1961–1964 гг. установлено, что зал составлял ядро первоначально складывавшегося комплекса и сохранял в своем облике подлинно восточные черты.

Из описания Маиштейна известно, что стены зала были облицованы «фарфоровыми плитками» (вероятно, изразцами), полы были мраморные, а посреди зала находился беломраморный бассейн с фонтаном. Реставраторами действительно обнаружены в центре зала остатки фундамента бассейна и керамического водопровода. К концу XVI в. относятся и цветные, очень красивые витражи верхнего ряда окон, а также наборное украшение в центре потолка — резной деревянный плафон.

Зал Дивана

Зал Дивана. Роспись потолка

Под хорами (балконами) у входа — высокая балюстрада, за которой во время судебного разбирательства сидели приглашенные на суд. Над входной дверью нависает балкончик, забранный решеткой, со стрельчатыми арками, украшенный орнаментальной росписью. Такие нависающие балкончики — типичная деталь богатых турецких домов. Ремонт 1820–1831 гг. не обошел и этот зал. Лепнина с потолка и стен была срезана, появилось расписное полотно вокруг плафона, на стенах — трафаретный орнамент.

У южной стены в центре находилось ханское кресло-трон, покрытое тонким оранжевым сукном с вышитым золотым полумесяцем; по обеим сторонам от трона стояли два кресла меньшего размера, крытые таким же сукном. Вдоль стен стояли диваны, на которых сидели знать и сановники. Эвлия Челеби отмечает, что на татарском языке «керюшош» означает «диван-хане» (Зал Совета): «в этих керюнюшах, — пишет он, — заседают ханы», и, «по законам рода Чингизидов, творят там суд и устанавливают справедливость».

Церемония усаживания символизировала сословную иерархию: «по обычаям и правилам каждый занимает свое место». С правой стороны от хана сидит калга-султан (наследник и главнокомандующий), с левой —нуреддин (военачальник). Далее, справа стоит ханыфит-ский шейх уль-ислам (ученый богослов-дервиш), затем муфтий (глава духовной власти). Слева стоят кади-аскер (главный судья), городской мулла (священнослужитель) и 24 кадия. «Они разбирают решения, приходящие из их каза (округов), изучают и разрешают споры и претензии. Не дай Бог, если кто-нибудь из них нарушит Шариат или засудит какого-то слабого раба.

На этом собрании татарские улемы (богословы. — прим. авт.) этого незаконно судящего кадия побивают камнями. Совершенно не дают пощады». Во время церемонии заседаний в зале присутствовал и ханский визирь, который лишь иногда присаживался на стороне калги-султана; там же стоял и дефтердар (казначей). По обычаю капыджи (привратник) с серебряной тростью в руках вводил подавших жалобу. Другие чиновники — секретари Дивана и писцы — стояли на стороне нуреддина.

Трон хана

Трон хана. Зал Дивана в Ханском дворце

«После Дивана проводят мусульманскую трапезу», — продолжает Эвлия Челеби; она также происходила «по чинам» и устраивалась в 22 местах: «все участники Дивана утоляют голод, после этого проводят молитву и восхваление. Аминь».

Диван как институт управления олицетворял реальную власть в государстве. Хотя Крымское ханство, выделившись из Золотой Орды, недолго было самостоятельным и с 1475 г. подпало под власть турецких султанов, это подчинение соединилось с системой иерархии внутри феодального общества достаточно органично. Беи и мурзы были полными хозяевами своих уделов. Номинально они были вассалами хана, но фактически настоящим хозяином в стране являлась знать.

В настоящее время в Зале Совета и Суда в нишах окон размещены подсвечники, подносы, сосуды для шербета и воды, другая утварь, наконечники стрел, а также богословские книги из библиотеки Зинджирли-медресе.

В 1917 году в зале Дивана курултай крымских татар провозгласил создание независимого крымскотатарского правительства в Крыму.

Из Зала Совета и Суда можно пройти в Фонтанный дворик, сюда выходят несколько дверей из примыкающих помещений, и Бассейный садик.

Т. М. Фадеева, М. В. Соколова. Бахчисарай и окрестности. Путеводитель. Симферополь, «Бизнес-Информ», 2003.

ханский дворец в бахчисарае, крым

Ханский дворец в Бахчисарае — это уникальный памятник крымско-татарской архитектуры. Он привлекает туристов возможностью погрузиться в в прошлое бывшей столицы Крымского ханства. Прогуливаясь по комнатам Бахчисарайского дворца можно увидеть как жили крымские ханы. А также можно увидеть, пожалуй, главную достопримечательность дворца, которой посвятил свое произведение Александр Пушкин — Фонтан слез.

История Ханского дворца в Бахчисарае

Ханский дворец в Бахчисарае начал возводиться в начале 16 века во время правления хана Сахиба I Герая. До этого резиденция крымских ханов находилась в долине Биюк-Ашлама-Дере недалеко от Бахчисарая. Но в ней стало слишком тесно для ханского двора. В связи с этим было принято решение о строительстве новой резиденции. Кстати именно со строительством дворца началось и строительство самого Бахчисарая. Об этом говорит название города, совпадающее с названием дворца. Ведь название «Бахчисарай» переводится с крымско-татарского как «дворец-сад». Самыми первые постройки во дворце появились в 1532 году. Ими стали Большая мечеть и Баня Сары-Гюзель. За время своего дальнейшего существования Ханский дворец постоянно достраивался правящими ханами.

ханский дворец в бахчисарае, крым

В 1736 году Бахчисарай был взят русскими войсками, а Ханский дворец был сожжен. Но предварительно было сделано точное описание дворцового комплекса. По этим описаниям в дальнейшем восстанавливались дворцовые постройки. До наших дней в оригинальном виде осталось лишь несколько строений. Среди них две дворцовые мечети, портал Демир-Капы, зал Суда и Совета. В дальнейшем попытки восстановления дворца предпринимали правившие ханы. При этом дворцовые сооружения приобретали более роскошный вид, однако самобытность старого дворца отчасти потерялась. Произошло это вследствие стремления придать дворцу в Бахчисарае сходство с лучшими дворцами Стамбула. В 1878 году Ханский дворец в Бахчисарае посетила Екатерина II. К ее приезду интерьеры дворца приобрели еще более роскошный вид, а также дополнились западно-европейскими предметами быта.

ханский дворец в бахчисарае, крым

Воссоздать первоначальный вид дворца в Бахчисарае удалось в ходе реставрации в 60-х годах 20 века, благодаря сохранившимся схемам дворца. Но на этом работы по приведению дворца к первоначальному виду не закончились и продолжились в дальнейшем. Так, например, последняя реставрация была проведена в 2018 году. Также стоит отметить, что на данный момент на территории Бахчисарая функционирует Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник. Помимо Ханского дворца в его состав входят пещерные города Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, крепость Эски-Кермен и пригород Салачик (Староселье) — первая столица Крымского ханства.

Описание Ханского дворца в Бахчисарае

Ханский дворец в Бахчисарае определенно отличается от других дворцов Крыма. Его главная особенность — это восточный колорит дворцовых построек. Конечно отдельные элементы восточного стиля можно увидеть и в Воронцовском дворце (южный фасад), и в Ливадийском дворце (арабский дворик). Но только Бахчисарайский дворец позволяет в полной мере познакомится с историей и жизнью крымских ханов.

ханский дворец, бахчисарай, крым

Дворец в Бахчисарае занимает площадь более четырех гектар. В целом архитектура дворцовых построек выглядят весьма легко. Стоит учитывать, что ее целью, помимо прочего, является создание прохлады в жаркие дни.

ханский дворец, бахчисарай, дворик, крым

Вдобавок ко всему архитектурный ансамбль дворца дополняют дворики с зеленью. К тому же нельзя не отметить фонтаны как внутри дворца, так и в его двориках.

бахчисарайский дворец, фонтан, крым

Ханский дворец в Бахчисарае — достопримечательности

Бахчисарайский дворец — единственный в своем роде памятник дворцовой архитектуры крымских татар. Он определенно сможет удивить посетителей своими достопримечательностями.

Портал Демир-Капы

Портал Демир-Капы переводится с крымско-татарского как «железная дверь». Кроме того его еще называют портал Алевиза в честь итальянского зодчего, который его создал. Стоит отметить, что портал является самой старой постройкой дворца. Портал Демир-Капы — представляет собой парадный вход в Ханский дворец. Именно через него послы проходили из Посольского в Фонтанный дворик, а потом следовали в Зал Дивана.

Бахчисарайский дворец, крым, портал демир-капы, портал алевиза

Портал украшает орнамент, характерный для итальянского искусства эпохи Возрождения. Как видно среди его узоров присутствуют цветы, дубовые листья. Одновременно с этим на портале можно увидеть восточный геометрический орнамент.

Посольский дворик

Как было сказано выше проходя через портал Демир-Капы послы оказывались в Посольском дворике. Ожидая начала нашей экскурсии в Ханский дворец, мы как раз и рассматривали портал Демир-Капы, а вместе с тем и Посольский дворик.

бахчисарайский дворец, крым, посольский дворики

В Посольском дворике мы видим сад, засаженный кустами самшита и тополями. Помимо прочего его украшением являются два фонтана. Один из них находится в центре дворика, а другой рядом со зданием дворца.

ханский дворец в бахчисарае, крым, фонтан, посольский дворик

Зал Дивана

Итак, наша экскурсия в Ханский дворец в Бахчисарае началась с осмотра Зала Дивана.

бахчисарайский дворец, крым, зал дивана

Кстати зал Дивана еще называется зал Совета и Суда. Между прочим Диван — это высший орган управления государством в мусульманских странах. Именно в зале Дивана происходило обсуждение важных государственных дел, а также осуществлялись судебные процессы. У южной стены зала находится трон, украшенный позолоченным шитьем.

ханский дворец в бахчисарае, крым, зал дивана, трон

При этом, по обеим сторонам от трона располагаются низкие диваны для ханских приближенных.

ханский дворец, крым, зал дивана

Над входом в зал Дивана нависает балкон, закрытый плотной деревянной решеткой. Согласно легенде оттуда хан тайно наблюдал за ходом заседаний Дивана, когда не хотел присутствовать на них.

ханский дворец в бахчисарае, крым, зал дивана

Стены и потолки в зале украшены яркими росписями. Также поражает своей роскошью большая хрустальная люстра.

дворец, бахчисарай, крым, зал дивана

Летняя беседка

К залу Дивана прилегает Летняя беседка. Она задумывалась специально как место отдыха. Ее украшают диваны с подушками, на которых можно было прекрасно отдохнуть в жаркий летний день.

ханский дворец в бахчисарае, крым, летняя беседка, фонтан

Помимо диванов в центре беседки находится фонтан из белого мрамора с квадратным бассейном.

дворец, бахчисарай, крым, летняя беседка, фонтан

Более того привлекают внимание яркие витражные стекла. Но они были не всегда. Когда-то Летняя беседка была открытой и одноэтажной. Однако в 20-30 годах 19 века ее застеклили и достроили над ней второй этаж. К слову сказать на втором этаже находится Золотой кабинет хана.

ханский дворец в бахчисарае, крым, летняя беседка, фонтан

Малая ханская мечеть

Среди достопримечательностей, которыми удивил нас Ханский дворец в Бахчисарае была Малая ханская мечеть. Она предназначалась лишь для членов ханской семьи. Несмотря на то, что датируется она 16 веком, росписи на ее стенах появились лишь в 17-18 веках.

ханский дворец в бахчисарае, крым, малая ханская мечеть

Окна Малой ханской мечети украшают цветные витражи с изображение шестиконечной звезды. Стоит отметить, что в исламской культуре шестиконечная звезда известна как печать Сулеймана.

ханский дворец в бахчисарае, крым, малая ханская мечеть

В южной стороне мечети находится михраб — ниша в стене, которая указывает направление на мекку. Над михрабом можно увидеть семь поясов орнаментов, символизирующих семь небес. В свою очередь перед михрабом находится подставка под коран.

бахчисарайский дворец, крым, малая ханская мечеть

Золотой фонтан

После посещения Малой ханской мечети мы прошли в Фонтанный дворик. Здесь находятся две достопримечательности Бахчисарайского дворца. Первая их них — это Золотой фонтан. Свое название он получил из-за большого количества позолота, которой он украшен. При этом сам фонтан выполнен из мрамора.

ханский дворец, бахчисарай, крым, фонтанный дворик, золотой фонтан

Позолоченный резной орнамент символизирует райский сад. Использовался Золотой фонтан в Ханском дворце для обряда омовения перед молитвой.

Фонтан слез

Ханский дворец в Бахчисарае предлагает своим гостям посмотреть несколько фонтанов. Но самым знаменитым фонтаном в Бахчисарае является Фонтан слез. Это вторая достопримечательность, которая находится в Фонтанном дворике. Располагается он в противоположном от Золотого фонтана углу дворика. Когда мы ехали в Бахчисарайский дворец, то в качестве его главного фонтана ожидали увидеть роскошный фонтан со струящимися потоками воды. Однако все оказалось совсем не так. Мы увидели весьма скромный Бахчисарайский фонтан.

ханский дворец, бахчисарай, фонтан слез, крымн

Следует учитывать, что Фонтан слез в Бахчисарае известен своей историей, вдохновившей русского поэта Александра Пушкина на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Фонтан был построен как символ вечной скорби крымского хана Кырым-Гирея по своей любимой наложнице Диляры- бикеч, умершей в 1764 году. Стоял он изначально у ее мавзолея (дюрбе), но во время приезда в Ханский дворец Екатерины II был перенесен в Фонтанный дворик.

бахчисарай, крым, дворец, фонтан слез, фонтанный дворик

Бахчисарайский Фонтан слез представляет собой фонтан-сельсебиль. Верхняя чаша фонтана с цветком лотоса из пяти лепестков символизирует сердце хана откуда льется вода в две чаши по краям. Затем потоки вновь сливаются. И так этот цикл повторяется еще три раза до самого низа. Такой круговорот символизирует горе, переполняющее сердце хана. У подножия фонтана видна спираль, символизирующая вечность. Кроме того рядом установлен бюст Александра Пушкина, прославившего Фонтан слез. Хочется отметить, что копию Бахчисарайского Фонтана слез можно увидеть в Никитском ботаническом саду.

Гаремный корпус

Следующим пунктом нашего посещения Ханского дворца был Гаремный корпус. Гарем во дворце находился в отдельном здании. Первоначально гарем размещался в четырех больших зданиях. Но три из них были разрушены к приезду Александра I в 1818 году, так как к этому времени они уже обветшали. Сейчас от гарема остался небольшой трехэтажный корпус и беседка. Перед входом в гарем мы увидели вот такую ширму из древесины ореха, собранную без единого гвоздя. Между прочим такие ширмы использовались во многих богатых домах Бахчисарая на окнах и балконах. Ведь из-за такой ширмы женщины могли все прекрасно рассмотреть, но при этом их никто не мог увидеть.

ханский дворец в бахчисарае, крым, гарем

Так как из убранства гарема ничего не сохранилось, то внутри гаремного корпуса был воссоздан интерьер богатых жилищ 17-18 веков. В гаремном корпусе насчитывается три комнаты: «Буфетная», «Жилая» и «Гостиная».

ханский дворец в бахчисарае, крым, гарем

На фото можно разглядеть убранство гостиной, посреди которой находится камин.

бахчисарайский дворец, крым, гарем

А так выглядит место для отдыха в гареме.

ханский дворец, бахчисарай, крым, гаремный корпус

Жилые покои

Жилые покои, в которых жил хан, располагаются на втором этаже над главным корпусом. От своего первоначального вида они отличаются, так как претерпели изменения после присоединения Крыма к Российской империи. Сейчас в жилых покоях Бахчисарайского дворца представлена экспозиция быта крымских татар.

ханский дворец в бахчисарае, крым, гарем

Северные ворота и Свитский корпус

Северные ворота — это основной сохранившийся вход через который можно попасть в Ханский дворец в Бахчисарае. Проходя через них туристы оказываются на Дворцовой площади.

ханский дворец в бахчисарае, крым, дворцовая площадь

Более того над Северными воротами находится надвратная башня, выполняющая в свое время сторожевые функции.

бахчисарай, дворец, крым, башня, дворцовая площадь

С обеих сторон от Северных ворот располагаются Свитские корпуса. Раньше в них проживали ханская свита и стражи. В настоящее время в западном корпусе располагаются временные экспозиции, а в восточном — администрация музея.

ханский дворец в бахчисарае, крым, дворцовая площадь,

Большая Ханская мечеть

Среди главных достопримечательностей Ханского дворца в Бахчисарае обязательно стоит выделить Большую Ханскую мечеть. Она находится на Дворцовой площади к востоку от Северных ворот. Интересно, что Большая Ханская мечеть является первым из зданий Бахчисарайского дворца и была построена в 1532 году. Кроме того она является одной из крупнейших мечетей Крыма.

ханский дворец в бахчисарае, крым, большая ханская мечеть

дворец, бахчисарай, крым, большая ханская мечеть

Хочется отметить каллиграфические арабские надписи на зеленом фоне на стенах мечети. Они представляют собой цитаты из Корана, а также восхваления хана.

бахчисарай, дворец, крым, большая ханская мечеть

Дворцовая площадь

Завершилась наша экскурсия в Ханский дворец в Бахчисарае прогулкой по Дворцовой площади. Она располагается в центре ханской резиденции.

ханский дворец в бахчисарае, крым, дворцовая площадь

Дворцовая площадь вымощена камнем, а не ее территории растет много деревьев. Но так было не всегда. Во времена крымского ханства она была засыпана песком.

ханский дворец в бахчисарае, крым, дворцовая площадь

Вместе с тем на Дворцовой площади много лавочек для отдыхающих туристов.

бахчисарай, крым, дворец, дворцовая площадь

Большое внимание туристов привлекает небольшой фонтан на площади.

бахчисарайский дворец, крым, дворцовая площадь, фонтан

На следующем фото можно увидеть жилые покои со стороны Дворцовой площади.

ханский дворец в бахчисарае, крым, дворцовая площадь

Как добраться в Ханский дворец в Бахчисарае, режим работы

Ханский дворец находится в Бахчисарае в долине реки Чурук-Су. Доехать до Бахчисарая можно из Севастополя или Симферополя по трассе, ведущей от Симферополя до Севастополя. Также из Ялты можно добраться на автобусе, курсирующем по маршруту Ялта-Бахчисарай. Далее с автостанции Бахчисарая можно доехать до Ханского дворца на маршрутке № 2 или №3. Остановка так и называется «Ханский дворец» и находится непосредственно рядом с дворцом.

Чтобы не таскаться самостоятельно, с пересадками, мы брали экскурсию. Заодно узнали много нового и интересного. Экскурсию бронировали здесь, нареканий нет.

Дворец в Бахчисарае открыт ежедневно с 9:00 до 18:00. Однако стоит учитывать, что кассы закрываются в 17:30

Читайте также: