В жестковатом кресле самолета можно вздремнуть или почитать

Обновлено: 05.07.2024

1) Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, ________ лишенный многих необходимых знаний, упорства ________ мужества, погружался в блеск славы.

2) Багровый свет уже загорался в окнах дворцов ________ падал в темноту, вырывая из нее ________ полосатую будку часового, ________ бронзовый памятник полководцу, ________ колонну, украшенную замершими листьями.

3) Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно ________ разговаривает сам с собой, ______ свистит, ______ поет, ______ сшибает палкой сухие листья.

2. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в предложения и расставьте знаки препинания.

1) Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь – олицетворение прекрасных ____ Франции, Италии, Греции – казались печальными.

2) И ________ на столах, на рояле, на полу громоздились в вазах, кувшинах, тазах груды сирени.

3) Пусть нет еще первого снега, но ________ уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.

3. Расставьте знаки препинания при однородных членах.

1) Были и лето и осень дождливы.

2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.

3) Всякий вечно позабывал в кухне или шляпу или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное.

4) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.

5) Средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак.

6) В голове Оленина бродили не то воспоминания не то мечты.

4. Спишите текст, расставляя знаки препинания.

(А.Куприн)

1. Впишите необходимые союзы между однородными членами

1) _____ сил, чувств для ближнего не щади.

2) _____ мысли, _____ воспоминания, _____ мечты бродили в голове Оленина.

3) Его авторитет коренился _____ в занимаемом им высоком посту, _____ в обаянии его образованности.

2. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в предложения и расставьте знаки препинания.

1) Каждый раз Настя находила под водой новые интересные ________ то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода и мертвый лист водяной лилии.

2) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей в кепках в волосах ________.

3) На днях я уеду в Москву а все вещи и барельеф и портрет Гарибальди и старая лампа с рисунком водяной мельницы и стол и букет иван(чая) безропотно останется здесь зимовать.

3. Расставьте знаки препинания при однородных членах.

1) Приют наш мал зато спокоен.

2) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки.

3) Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья.

5) Я видал только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.

6) С чужими я либо робел либо важничал.

4. Спишите текст, расставляя знаки препинания.

Усадьба Лысых Гор была вновь отстроена но уже не на ту ногу на которой она была при покойном князе.

Постройки начатые во время нужды были более чем просты. Огромный дом на старом каменном фундаменте был деревянный оштукатуренный только снутри. Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жесткими диванами и креслами столами и стульями из своих берез и работы своих столяров. Дом был поместителен с комнатами для дворни и отделениями для приезжих. Родные Ростовых и Болконских иногда съезжались гостить в Лысые Горы семьями на своих шестнадцати лошадях с десятками слуг и жили месяцами.

1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Выполните задания после текста.

В белору_ком город_ Жодрино поставлен памятник матер_ пот_рявшей на войне пятерых сыновей.

Авторы скульптуры смогли передать на лице матери разн_образные чу_ства. И бе_пр_дельную скорбь и материнскую т_ску и гордость и тр_вогу и пот_енную надежду.

Тревога боль скорбь – есть. А вот отча_ния и подавле_ности – нет. Ни в лице ни в натруже_ых руках ни в самой фигур_.

(По Н.Матусовскому)

Определите стиль речи.

Для чего использована парцелляция в третьем и в последнем предложениях?

(Придает тексту особую тональность, усиливает его выразительность.)

2. Выпишите в исправленном виде предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах предложения. К остальным предложениям составьте схемы.

1) Встретив Алешу, пес стал кружиться, вокруг него встал на задние лапы, а передними упирался в дубленку.

2) Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

3) Вдруг колокольчик над снежной равниной, то зазвенит, то опять пропадет.

4) В жестковатом кресле самолета можно хорошо вздремнуть или почитать.

5) Венчики трав качались над головами, и осыпали плечи желтой цветочной пылью.

6) Мир наполнен запахом сосны, солнцем, и пением жаворонка.

3. Спишите предложения, вставляя между однородными членами необходимые союзы.

1) ________ юношеские стихотворения Блока, ________ его позднейшие создания требуют от читателя большого напряжения внимания.

2) ________ власть, ________ жизнь меня не веселят.

3) В детстве любят ненавидят, поступок здесь может быть хорошим плохим, но не средним.

4) В руке он держал пинцет, щипчики.

5) Дремали ________ только леса, ________ лесные озера и ленивые реки с пресной водой.

6) Ослепительные тугие облака похожи ____ на ветки с яблоневым цветом, ________ на белогрудых лебедей.

4. Спишите предложения, вставляя вместо пропуска обобщающие слова и расставляя знаки препинания.

1) ________ затихло дом усадьба деревня лунные поля.

2) В нашей полосе растут ________ леса сосновые березовые хвойные.

3) Тоски бессонных ночей сладких и горьких слез ________ не испытал он.

4) Земля ________ не отдает человеку без поклона ни хлеба ни корня ни травинки.

ЕГЭ Русский язык 2013 Вариант 4

На крутых склонах с КАМЕНИСТОЙ почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору НАДЕТЬ, чтобы перейти улицу.
Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба дает возможность на высоком уровне ре­шать проблемы организации труда.
По мнению критиков, этой картине явно не хватает ЖИТЕЙСКИХ красок.

у меня возникло желание перечитать отдельные его главы.
многие страницы надолго остались в памяти.
читатель узнает много нового о событиях, происходивших в России XIX века.
моей любимой героиней стала Наташа Ростова.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя за­менить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Знаки препинания служат для обозначения такого расчленения письменной речи, кото­рое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни расположением слов.
На картине Васнецова изображён облачённый в островерхий шлем, доспехи и латы бо­гатырские русский витязь, который в раздумье стоит перед камнем с надписью.
Вводные слова произошли от самостоятельных частей речи, которые утратили своё прямое значение и вместе с ним — способность выполнять функцию какого-либо члена предложения.
Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, которая способна с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса.

(1). (2)Они состоят между собой в определённых связях. (3)Это необходимо, во-первых, чтобы не было лишних слов, которые бы дублировали друг друга, а во-вторых, чтобы одно слово помогало понять другие. (4). слово «хорошо», как его понять без слова «плохо»? (5)Л.В. Щерба заметил как-то, что многие слова в нашем сознании заложены парами: большой и маленький, злой и добрый, долго и быстро — и, если вдруг появляется новое слово, оно, несомненно, должно оправдать факт своей необходимости в ряду других слов. (6)Недавно, как вы знаете, в наш язык вошло иноязычное слово «сервис», хотя в русском языке есть эквивалент — «обслуживание», однако сервис — это не просто обслуживание, а хорошее обслуживание, только на таком основании оно может быть в языке.

Одним из основных является стремление человека найти в уже известном явлении окружающего мира какую-то новую черту, то есть углубить и расширить существующее понятие окружающей действительности.
Синонимы и антонимы — большие ресурсы для пополнения русского языка — появляются в связи с проникновением в язык заимствованных слов, близких или идентичных по значению уже существующим в языке словам.
О наличии в языке устойчивых системных отношений свидетельствует соотносительное противопоставление слов по общему, самому существенному для их значения семантическому признаку.
Синонимы помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, чётче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления.


Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвертом предложении?


Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

должно оправдать факт (предложение 5)
многие заложены (предложение 5)
не было (предложение 3)
это обслуживание (предложение 6)

сложносочинённое
сложноподчинённое
сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

использовать, ставить взамен другого
выполнять что-либо одинаковое или сходное параллельно с другим
заменять основного исполнителя в какой-либо роли
появиться, прийти на смену кому-либо или чему-либо

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Путешественники увидели в непролазной, завале(1 )ой сушняком и заросшей бурьяном дикой чащобе зелё(2)ые, вспаха(3)ые и засея(4)ые человеком поля.

выт..р, ав..нгард, оч..ровывающий
отм..рают, реф..рендум, экспр..ссивный
изб..рать, трансп..рант, обр..зовательный
разв..вать (память), усл..жнить (решение), угр..жать

пр..клонный (возраст), непр..ходящие (ценности), пр..следовать
бе..конечный, ра..говориться, во..гордиться
без..звестный, меж..нститутский, дез..нфекция
непод..ёмный, в..юнок, с..язвить

ремонтиру..мый, щебеч..шь
усво..нный, измуч..шься
неслыш..мый, вытерп..шь
задерж..шься, незабыва..мый

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. неряшл..вый
Б. пенз..нский
В. владел..ц
Г. груш..вый

Автор будто предполагает в читателях понимающих охотников, а для (не)посвящённых он, словно из снисхождения, даёт перевод специальных терминов.
Тут, к (не)описуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе была устроена целая слесарная мастерская
Платон Афинский — знаменитый мыслитель — в своих представлениях о Вселенной (не)был во всём согласен с пифагорейцами.
Ход мыслей Юрия Олеши был всегда оригинален, реплики — (не)ожиданны, ассоциации — очень богаты, переходы — остры.

К вечеру облака, как дым, ложатся розовыми клубами (НА)ПРОТИВ заходящего солнца, которое и вечером ТАК(ЖЕ) спокойно, как на восходе; алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда.
Цвет небосклона, легкий, СВЕТЛО(ЛИЛОВЫЙ), не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; лишь иногда КОЕ(ГДЕ) протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.
Чтение литературных произведений перед аудиторией слушателей (НА)КОНЕЦ начало складываться в самостоятельный жанр в 1840-х годах, (С)НАЧАЛА же интерес к нему проявляли только сами художники слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ очень короткого времени, (В)ТЕЧЕНИЕ десяти-пятнадцати минут, царит зловещая тишина, и вдруг всё небо покрывается тучами.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
После ледяного шторма заря медленно всходила на слабо освещённом небе ( ) и можно было увидеть весь торжественный разворот крымских берегов.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Яркая зелень камыша перемешивалась здесь с белыми облаками дягиля (1) цветущего повсюду (2) и (3) сплотившегося по берегу болота (4) кудрявого ивняка.

После нашего отъезда с дачи и портрет Гарибальди и старая лампа с рисунком водяной мельницы и стол и букет иван-чая безропотно останутся зимовать в летнем доме.
Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы листья магнолий маленькие сучья и песок.
Ослепительные тугие облака похожи не только на ветки с яблоневым цветом но и на белогрудых лебедей.
В жестковатом кресле самолета можно вздремнуть или почитать.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Перевозивший пассажиров в Туапсе теплоход ушёл в открытое море: капитану необходимо было обойти бушевавший уже несколько суток у берегов Новороссийска ледяной шторм.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В современных экзаменационных тестах есть задания (1) при выполнении (2) которых (3) у выпускников возникают определённые трудности.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каждое писательское выступление углубляет наше представление об авторе (1) которое уже сложилось у нас при знакомстве с его книгами (2) и (3) если мы имеем дело с большим художником и яркой индивидуальностью (4) для нас интересно и значительно каждое событие в его жизни (5) так как всё это дополняет образ писателя.

Слова исконной лексики, в которых выделяются индоевропейские, общеславянские, восточнославянские и собственно русские, хотя и похожи в разных родственных языках, но всё-таки звучат по-разному. И эта разница не случайна, она — продукт тех изменений, которые накопились в каждом из языков с момента распада их единства. Языки меняются не хаотически, изменяются не отдельные слова, а звуки (точнее — сочетания звуков), поэтому изменения касаются всех слов, где эти звуки (сочетания звуков) есть, в результате появляются закономерные соответствия между звуками одного языка и звуками другого языка.

В словах исконной лексики выделяются индоевропейские, общеславянские, восточнославянские и собственно русские слова.
Различия и соответствия в звучании слов в родственных языках обусловлены изменениями в звучании отдельных звуков или их сочетаний, возникших в результате распада когда-то единого языка.
Между звуками одного языка и звуками другого языка существуют соответствия.
При изменении языков изменяются не отдельные слова, а звуки (точнее — сочетания звуков), поэтому изменения касаются всех слов, где эти звуки (сочетания звуков) есть.

(1) В детстве я плакал много. (2) В отрочестве — меньше. (3) В юности — дважды. (4) Первый раз это было перед самой войной, вечером. (5) Я сказал девочке, которую любил, сказал с деланым равнодушием:

— Ну что ж, раз так, значит, конец.

— (6) Ну что ж, значит, конец, — неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь. (7) И тогда я заплакал — ведь она уходила. (8) И утирал слезы ладонью.

(9) Второй раз я плачу сейчас здесь, в моздокской степи. (10) Я несу командиру полка очень ответственный пакет. (П) Песчаные холмы похожи один на другой. (12) Ночь. (13) А я второй день на передовой. (14) А за невыполнение задания — расстрел. (15) А мне восемнадцать лет.

(16) Приставят меня к стенке. (17) Впрочем, какие здесь стены.

(18) И я утираю слезы. (19) «Ваш сын оказался трусом и. » (20) Так будет начинаться извещение. (21) Ну почему это именно меня послали с пакетом? (22) Вот Коля Гринченко — такой сильный, ловкий парень. (23) 0н бы уже давно добрался. (24) Сидел бы сейчас в тёплой землянке штаба полка. (25) Пил бы чай из кружки. (26) Подмигивал бы связисткам и улыбался красивым ртом.

(27) А вдруг сейчас ухнет мина? (28) Отыщут меня утром. (29) Командир полка скажет командиру батареи:

— Что же это вы, лейтенант Бураков, неопытного солдата послали? (30) Не дали осмотреться человеку, привыкнуть. (31) Вот из-за вашего равнодушия погиб хороший человек.

(32) «Ваш сын пал смертью храбрых при выполнении ответственного оперативного задания. » (33) Так будет начинаться извещение.

— (34) Эй, куда идёшь?

(35) Это мне кричат. (36) Я вижу там окопчик, и из него мне рукой машут. (37) Мало ли куда я иду?

— (38) Стой! — кричат за спиною.

(39) Останавливаюсь. (40) Подхожу. (41) Кто-то с силой втягивает меня в окопчик за рукав.

(42) Куда шёл? — зло спрашивают.

(44) А ты знаешь, что там немцы? (45) Ещё бы сто метров.

(46) Мне объясняют. (47) Это наш передовой дозор, оказывается. (48) Потом меня долго ведут в землянку. (49) Командир полка читает донесение и посматривает на меня. (50) И я чувствую себя тщедушным и маленьким. (51) Я смотрю на свои не очень античные ноги, тоненькие, в обмотках. (52) И на здоровенные солдатские ботинки. (53) Всё это, должно быть, очень смешно. (54) Но никто не смеётся.

— (55) Идите на батарею, — зло говорит командир полка, — и скажите вашему командиру, чтобы он таких донесений больше не посылал.

(56) Он делает ударение на слове «таких».

— (57) Хорошо, — говорю я. (58) И слышу тихий смех красивой связистки. (59) Она смотрит на меня и смеётся.

— (60) Вы давно в армии? — спрашивает полковник.

— (62) В армии нужно отвечать не «хорошо», а «есть». и потом, это. носки вместе, пятки врозь.

— (63) Я знаю, — говорю я. (64) И выхожу. (65) Почти бегу.

(66) Опять степь. (67) Идёт снег. (68) И тишина. (69) Как-то даже не верится, что это фронт, передовая, что рядом опасность. (70) Теперь-то уж я не собьюсь с пути.

(71) Представляю, как смешно я выглядел: расставленные ноги, и руки в карманах шинели, и пилотка, натянутая на уши. (72) А ботинки у меня здоровенные. (73) Это даже хорошо. (74) Увесистая мужская нога. (75) И снег хрустит. (76) Мне бы только шапку-ушанку, и я не выглядел бы таким жалким. (77) Вот сейчас приду, доложу. (78) Напьюсь горячего чаю. (79) Посплю. (80) Теперь я имею право.

Булат Шалвович Окуджава (1924—1997) — поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.


В каком предложении текста содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 80: «Теперь я имею право»?

(10)Я несу командиру полка очень ответственный пакет.
(32)«Ваш сын пал смертью храбрых при выполнении ответственного оперативного задания. »
(49)Командир полка читает донесение и посматривает на меня.
(69)Как-то даже не верится, что это фронт, передовая, что рядом опасность.

В предложениях 19-21 содержится повествование.
В предложении 50 содержится описание состояния человека.
В предложениях 66-68 представлено описание места.
Предложения 71-72 содержат описание внешности человека.


Из предложений 9-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В жестковатом кресле самолета можно вздремнуть или почитать

Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов.

(1)Помогите мне. (2)Спасите меня. (3)Я не хочу умирать. (4)Маленький кусочек свинца в сердце, в голову — и всё? (5)И моё горячее тело уже не будет горячим. (б)Пусть будут страдания. (7)Кто сказал, что я боюсь страдать? (8)Это дома я многого боялся. (9)Дома. (10)A теперь я всё уже узнал, всё попробовал. (11)Разве не достаточно одному столько знать? (12)Я ведь пригожусь для жизни. (13)Помогите мне. (14)Ведь это даже смешно — убивать человека, который ничего не успел совершить. (15)Я даже десятого класса не окончил. (16)Помогите мне. (17)H не о любви говорю. (18)Чёрт с ней, с любовью. (19)Я согласен не любить. (20)C меня хватит, если на то пошло. (21)У меня мама есть. (22)Что будет с ней. (23)A вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? (24)Я ещё не успел от этого отвыкнуть. (25)Я ещё нигде толком не побывал. (26)Я, например, не был ещё на Валдае. (27)Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? (28)Нужно? (29)Кто-то ведь написал: «И колокольчик — дар Валдая. » (30)A я даже таких строчек написать не смогу. (31)Помогите мне. (32)Я всё пройду. (33)До самого конца. (34)Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться.
(35)Кому я говорю всё это? (36)У кого прошу помощи? (37)Может быть, вот у них, у этих брёвен, которыми укреплён блиндаж? (38)Они и сами не рады, что здесь торчат. (39)Они ведь соснами шумели так недавно. (40)A когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? (41)Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. (42)И у нас были гордо подняты головы.
(43)Эшелон стоял на запасных путях. (44)Где? (45)Ha Курском вокзале. (46)По домам нас не пустили. (47)Я только успел позвонить домой. (48)Наших никого не было. (49)Только старуха соседка Ирина Макаровна. (50)Сколько она мне крови попортила! (51)Она спросила меня, где стоит эшелон.
— (52)Жалко, — лицемерно сказала она, — не сможет мама повидаться-то с тобой.
(53)И я повесил трубку и вернулся к своим. (54)A через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне свёрток. (55)A потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56)Кто она мне? (57)Прощай, Ирина Макаровна. (58)Прости меня, разве я знал? (59)Я никогда не смогу понять это. (60)B свёртке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61)И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию. (62)Съел.
(63)A чего же я прошу? (64)A разве не сам я, когда прилетела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду?
— (65)Лезь скорей! — кричали мне.
(66)A я не прятался. (67)Ходил один и посмеивался вслух. (68)Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69)Пусть никто не знает, что мне страшно. (70)Ho себе-то самому я могу сказать правду? (71)Вот я и говорю. (72)Я не Петька Любимов. (73)Мой сосед по квартире. (74)Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню порассуждать.
— (75)Немцы, гады, прут. (76)Надо всем вставать на защиту. (77)Вот у меня рука подживёт — пойду добровольцем.
— (78)Тебя и так призовут, Петенька, — говорили ему.
— (79)Так — не штука. (80)Так всякий пойдёт. (81)A когда Родина в опасности, нужно не ждать. (82)Самому идти.
(83)И спрашивал меня:
— A ты Родину-то любишь?
— (84)Люблю, — говорил я. — (85)Этому меня ещё в первом классе научили.
(86)A однажды я встретил его в военкомате. (87)Это когда я повестки разносил. (88)Он меня не видел. (89)Разговаривал с капитаном каким-то.
— (90)Товарищ капитан, — сказал он, — вот я освобождение принёс.
— (91)Какое освобождение?
— (92)Броня. (93)Как специалист броню получил.
— (94)Hy зайдите вон туда и оформляйте,— сказал капитан. (95)Броня так броня. (96)Вот так Петька. (97)Какой же он специалист незаменимый, когда он часовщиком на Арбате в мастерской работал! (98)И пошёл Петька оформляться. (99)Прошёл мимо меня. (100)Остановился. (101)Покраснел.
— (102)Видал? — спросил меня. — (10З)Вот так-то, умирать кому охота?
(104)Наверно, он и сейчас по брони живёт.
(По Б. Окуджаве)

Урок: "Однородные члены предложения"

Во время беседы два ученика у доски выполняют задания по карточкам.

Расставьте знаки препинания . Объясните их постановку.

Спишите, расставьте знаки препинания.

Встретив Алешу пес стал кружи(т,ть)ся (во)круг него вставал на задние лапы а передними уп..рался в дубленку.

Проверка заданий, выполненных на доске.

III. Запись предложений. Объяснение расстановки знаков препинания.

  1. Вчера мы убрали не только весь дом, но и участок.
  2. Яркое солнце и ослепительно белый снег и тишина обступили его, опустили на землю.
  3. Он тут все от края до края знает: и землю, и самые малые мостики.
  4. Улицы, утопающие в садах, дворцы вельмож, многолюдье площадей - все давало пищу уму и сердцу Карамзина.

IV. Работа в парах.

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания.
(Учащиеся работают на карточках, потом меняются ими, проверяют работы одноклассника. Если есть ошибки, исправляет их, объясняет верную расстановку запятых)

  1. В жестковатом кресле самолета можно хорошо вздремнуть или почитать.
  2. Я кивнул выпрямился отряхнул испачканные ладони.
  3. Тревожно и сладко пахло песком раздавленными ракушками гниющей морской травой.
  4. Татьяна то вздохнет то охнет.
  1. Дятел то стучит по коре березы то смолкнет.
  2. Растениям необходимы как влага так и тепло солнечных лучей.
  3. Книга стоит на столе или в шкафу.
  4. Огромные сплошь покрытые валы вздымались вверх.

V. Работа с текстом. Замена однородных членов предложения обобщающими словами. (Отработка способов сжатия текста)

Учащиеся работают на карточках самостоятельно, заменяя однородные члены обобщающими словами.

В южных странах в изобили.. водя(т,ть)ся гадюки кобры аспиды удавы. Пищей им служат грызуны кабанята молодые косули. Удавы водя(т,ть)ся на Кавказ.. в Средней Ази.. в Инди.. в Южной Америк.. где есть тропические и субтропические леса. Нападая гадюки кобры аспиды отравляют свою жертву ядом. Обезьяны очень боя(т,ть) ся и удавов и кобр и гадюк. Н… в дупле дерева н.. на его ветвях н… даже на его в..ршине н.. застрахована обезьяна от нападения змеи. Она может ожидать нападения ползучего страшилища и глубокой ночью и средь бела дня.

(В сильном классе может быть предложен текст с пропусками букв. В этом случае первым этапом проверки будет объяснение орфографии и пунктуации.)

Проверка задания: чтение текста, пересказ (1-2 ученика)

VI. Самостоятельная работа.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните задания по тексту.

(1)Что может быть замечательнее и интереснее пещер? (2)Узкий извилистый вход.
(3) Темно и сыро. (4) Постепе(н,нн) пр..выкаешь к свету др..жащей свечи.(5) Ходы тяну(т,ть)ся ветвя(т,ть)ся то (не)ожиданно ра..ширяются в целые залы то круто спускаю(т,ть)ся (в)низ то обрываю(т,ть)ся пропастями.(6) Н.. веревки н.. крючки н… веревочные лес.ницы ничто (н..) помогает дойти до (не)ведомых глубин., чтобы изучить до конца подземный лабиринт. (7)В глухой пустоте ра..даю(т,ть)ся разные звуки и шелест л..тучих мышей и тихий шум падающих капель и глухие ра…каты обрывающихся под ногами камней.

1. Укажите номера предложений , в которых НЕТ однородных членов.

2. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.

3. Выпишите слова , правописание которых зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

4. Определите вид предложения 4.

VII.Обобщение.

Домашнее задание. Рабочая тетрадь Г.А.Богдановой Проверочная работа №1 стр50-51

Презентация на тему Подготовка к ЕГЭ. Разбор задания А23

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Подготовка к ЕГЭ. Разбор задания А23. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Формулировка задания Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Часто смысл пословицы основан на переосмыслении слова и реальных событий уже не отражает. 2) Чтение художественной и научной литературы систематическое обращение к словарям и справочникам углубление в профессиональную сферу или в сферу личностных интересов обогащают словарный запас. 3) Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю или слушателю. 4) Творчество в языке должно сочетаться как с языковым вкусом и богатым словарным запасом так и со знанием языковой нормы. Чаще всего предложения, где нужно поставить одну запятую – однородные.

Однородные члены предложения Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородными могут быть все члены предложения: и главные, и второстепенные.

Запятая ставится: 1. Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами. Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более властными, захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы. ○, ○, ○ 2. Если однородные члены соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и . и, ни . ни, да . да, или . или, либо . либо, то. то, не то . не то). И берег, и море молчали. В знакомой сакле огонёк то трепетал, то снова гас. и ○, и ○

3. Перед противительными союзами но, а, да («но»), зато, однако. 3. Перед противительными союзами но, а, да («но»), зато, однако. Целые дни он тратил на разрешение обыденных, но необходимых вопросов. ○, но ○ 4. Перед второй частью составного союза (как. так и; не только. но и; если не. то; хотя и. но; не столь­ко. сколько). Наша школьная команда заняла первенство не только по баскетболу, но и по волейболу. Соревнования были проведены как по плаванию, так и по боксу. не только ○, но и ○

5. Если однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между всеми однородными членами. (если однородный ряд начался до союза) 5. Если однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между всеми однородными членами. (если однородный ряд начался до союза) Щёки румяны, и полны,и смуглы. ○, и ○, и ○ 6. Между пояснительными или присоединительными союзами. Бегемот, или гиппопотам, водится в Северной Африке. ○, или ○. (обозначают одно и то же) Артем хорошо танцует, да и поёт отлично. ○, да и ○

Запятая не ставится: 1. В оборотах с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд. На следующий день Катя проснулась ни свет ни заря. 2. Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да («и»), или, либо). В кустах кизила и дикого шиповника заливались цикады. ○ и ○ 3. Внутри групп однородных членов, соединённых попарно. Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи. ○ и ○, ○ и ○

Однородные и неоднородные определения Однородные определения отделяются запятой. Они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза и. Перечисляют разновидности одного предмета (форма, цвет, запах). Взял удобный, широкий стол. Сравните: Взял удобный и широкий стол. Второе определение является распространенным, чаще всего причастным оборотом. Большая, недавно отремонтированная квартира. Определения находятся в причинно-следственных отношениях. Темные, грозовые тучи (почему? темные, потому что грозовые)

Определения, обозначающие разные признаки предмета, не являются однородными. Определения, обозначающие разные признаки предмета, не являются однородными. То есть непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое - ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения не отделяются запятой и не допускают вставки союза и. Удобный письменный стол.

Разберем задание Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) За спиной царя на холсте нет ни поля боя ни морского сражения ни дворцовых покоев с уходящими вдаль зеркалами. В предложении наличие повторяющихся разделительных союзов (ни поля боя, ни морского сражения, ни дворцовых покоев), получается 2 запятые.

2) Николай Струйский знал несколько иностранных языков и прекрасно разбирался в искусстве однако отличался некоторыми странностями характера. 2) Николай Струйский знал несколько иностранных языков и прекрасно разбирался в искусстве однако отличался некоторыми странностями характера. В предложении 3 однородных члена, 2 из которых соединены союзом и (знал и разбирался), третий отделен противительным союзом однако. Перед ним нам нужно поставить запятую.

3) Свои творения поэт записывал в тетрадь и читал на встречах в литературном салоне своим друзьям. 3) Свои творения поэт записывал в тетрадь и читал на встречах в литературном салоне своим друзьям. В предложении 2 однородных члена (записывал и читал), соединенных союзом и. Здесь запятые не нужны.

4) Прекрасны и милы в любое время года река цветы деревья дикий лес. 4) Прекрасны и милы в любое время года река цветы деревья дикий лес. В предложении - прекрасны и милы соединены союзом и; река, цветы, деревья, дикий лес нужно отделить запятыми, так как идёт перечисление. Вставляем 3 запятые.

Дополнительные задания 1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Обилие хлеба яркие красочные сочетания светлый фон создают ощущение радости и довольства. 2) Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на виноградники. 3) Быстро обошёл я все улицы заглянул всюду вернулся к Рейну и побежал по берегу. 4) На столах на рояле на полу громоздились в вазах кувшинах та­зах груды сирени.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. 2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) На прогулке в лесу этот смешной мальчуган то свистит то сшибает палкой сухие листья. 2) Николай вечно забывал в гостях или шляпу или трость или зонтик. 3) Мысли и воспоминания и мечты бродили в голове Оленина. 4) Каждый раз Настя находила под водой то вымокшую в воде еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода и мёрт­вый лист водяной лилии.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) После нашего отъезда с дачи и портрет Гарибальди и старая лампа с рисунком водяной мельницы и стол и букет иванчая безропотно останутся зимовать в летнем доме. 2) Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы листья магнолий маленькие сучья и песок. 3) Ослепительные тугие облака похожи не только на ветки с яблоневым цветом но и на белогрудых лебедей. 4) В жестковатом кресле самолета можно вздремнуть или почи­тать.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Я видел только верхушки лозняка да край противоположного берега. 2) Авторы скульптуры смогли передать на лице матери и беспредельную скорбь и материнскую тоску и гордость и тревогу и потаённую надежду. 3) Как юношеские стихотворения Блока так и его позднейшие создания требуют от читателя большого напряжения внимания. 4) Земля не отдаёт человеку без поклона ни колоса ни корня ни травинки.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Во взгляде Новикова легко прочитать высокий ум твёрдую во­лю неустрашимость в отстаивании своих принципов. 2) А.К. Саврасов любил скромную русскую природу и видел не только глазами но и всей душой даже едва заметную перемену в её состоянии. 3) Архитектору приходилось следить за ремонтом здания построением и перестроением производить разнообразные закупки. 4) От пустой и бесцельной жизни человек становится смешным и жалким.

Читайте также: