Старинное кресло в интерьере

Обновлено: 04.07.2024

В отличие от коллекций фарфоровых чашек, монет, марок или предметов живописи, частных коллекций кресел не создают. К ним относятся как к предметам интерьера и рассматривают их с позиции красоты, удобства и сочетания с другой мебелью.

Кресло с василисками. Россия. 1820-е. Красное дерево, резьба. Принадлежало Энгельгардтам. «Русская усадьба»

Обладатели коллекций старинной мебели заботятся в первую очередь не о нарядности или оригинальности кресел, а о том, чтобы они удачно вписались в уже сложившийся стиль комнат. Исходя из этого, не очень понятно, как можно говорить о креслах отдельно от столов, стульев, комодов, секретеров, шкафов, бюро. Однако, само по себе, старинное кресло — произведение искусства.

Многие из них были созданы замечательными мастерами мебельного искусства по проектам известных архитекторов, таких как Растрелли, Воронихин, Росси, Стасов. История изменения формы и декора кресел богата на события так же, как и любых других произведений декоративно-прикладного искусства. Эти изменения ясно и отчетливо вписываются в схему развития исторических стилей. Поэтому уместно поговорить о них, чтобы дать рекомендации начинающим коллекционерам для ориентации в огромном мире кресел — разных времен и, на первый взгляд, схожих друг с другом.

Главная составляющая ценности кресла — его уникальность. Что в свою очередь связано с возрастом предмета. Самое древнее из известных русских кресел было создано в конце XVI века и хранится в Государственном историческом музее. В допетровской Руси для сидения в основном использовались скамьи, а кресла непосредственно ассоциировались с троном, престолом, а, значит, высшей светской либо духовной властью. Поэтому кресла в те времена встречались только в царских или патриарших палатах, реже — в домах высшей боярской знати. Естественно, кресла той эпохи относятся к уникальным предметам и, если они появятся в каком-либо антикварном салоне, то, несмотря на внешнюю простоту и неказистость, будут стоить дорого — несколько десятков тысяч долларов. Интересуются подобными вещами только профессиональные коллекционеры, знатоки мебели и музеи.

При Петре I к креслу перестали относиться как атрибуту власти и могущества, их стали причислять к предметам комфорта, очень удобным в пользовании. Сохранившиеся кресла петровского времени повторяют формы английской и голландской мебели. В них минимум украшений, ощущается даже некий аскетизм эпохи, когда больше думали о пользе, надежности и удобстве, нежели красоте и изысканности. Кресел начала XVIII века сохранилось больше, чем века XVII, но появление их в антикварных салонах — большая редкость, цена зависит от прихоти антиквара, что обусловлено единичностью и уникальностью этих предметов. Установить их фиксированную рыночную стоимость невозможно.

Из книги в книгу кочует рассказ Екатерины II о том, что во времена правления Елизаветы Петровны в роскошных царских дворцах катастрофически не хватало мебели. Стулья, кресла, столы, кровати кочевали из резиденции в резиденцию вместе с Двором. Этот факт отчасти подтверждает относительно небольшое количество мебели, сохранившееся с того времени. Но, в отличие от петровской мебели, кресла эпохи дворцовых переворотов изысканны и нарядны. Например, мягкие, золоченые кресла, выполненные по рисункам Растрелли.

Кресло. Россия. Первая четверть XIX в. Тополь, резьба. «Акант»

К 1720–1730-м годам относится березовое кресло, представленное в антикварном салоне «Русская усадьба». В этом предмете гармонично сочетаются две, казалось бы, разные традиции: барочная форма английской мебели времен королевы Анны и роспись в стиле шинуазри, имитирующая китайские образцы расписанных золотом черно-лаковых изделий. В отличие от подобных английских кресел, изготавливаемых из красного дерева или ореха, этот предмет сделан из березы, и, в соответствии с русскими вкусами, окрашен. Тем самым за слоем краски и золоченой резьбы скрылась текстура самого дерева.

В соответствии с иными канонами было изготовлено ретирадное кресло (кресло-клозет), относящееся ко второй четверти XVIII века. В качестве образца для его создания была взята опять же английская барочная мебель. Однако для изготовления этого кресла использовали массив красного дерева, как было принято в Англии. Подобные кресла имели два назначения: — непосредственно для сидения, в случае надобности — как кресло-туалет. Под съемным мягким сиденьем в массиве красного дерева имеется круглая прорезь, под которую ставилась керамическая ваза-горшок. О том, что такие кресла не были для России в диковинку, свидетельствуют аналогичные дубовые предметы из собрания музея-усадьбы «Кусково».

В годы правления Екатерины II, которая сама имела хороший вкус и проявляла интерес к создаваемой мебели, ее производство было возведено в ранг искусства. Еще со времени царствования Елизаветы Петровны архитекторы занимались не только строительством зданий, но и созданием парадных интерьеров. В их обязанности входило и проектирование мебели. Это связано с тем, что в России еще не сложился институт художников-декораторов, как это было во Франции.

Мебельные мастерские еще не достигли того уровня развития, когда сами могли без посторонней квалифицированной помощи предложить заказчику мебель, которая соответствовала бы архитектурному стилю интерьера. Бытовавшее при Екатерине правило, когда продумывалось все сооружение комплексно и оформлялось его внутреннее пространство, становится нормой. Может быть, в этом кроется причина того, что один из лучших мебельщиков своего времени Давид Рентген, так и не стал придворным мебельщиком. При этом многие предметы этого периода созданы по проектам архитекторов Ринальди и Камерона.

Большое внимание зодчие придавали проектированию именно кресел. В их формах в равной степени прослеживаются английское и французское влияния. Из Франции пришли полосы резного орнамента, обрамляющие конструктивные детали — мягкую спинку, локотники, царгу. Также заимствованы кубообразные утолщения в местах соединения ножек с сидением, декорированные резной розеткой. Для английских кресел характерна большая легкость, изящество. Такие предметы в большом количестве представлены в экспозициях царских дворцов, однако на антикварном рынке их нет.

Кресло. Россия. Начало XIX в. Красное дерево, резьба, фанеровка, токарная работа. «Петербургская классика»

В последней четверти XVIII века русские аристократы, следуя примеру Екатерины II, занялись обустройством своих имений. На исходе века в крупных усадьбах работали уже не отдельные мастера-мебельщики, а целые мебельные мастерские. Наличие собственных мастеров позволяло создавать предметы в соответствии со вкусом и прихотью хозяина. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и видов провинциальной мебели.

Ярким и самобытным явлением конца XVIII века стали работы московских мастеров. В креслах этих мебельщиков соединились веяния раннего классицизма с традицией резьбы и золочения русских умельцев. Лучшие образцы таких кресел находятся в московских музеях-усадьбах и Государственном историческом музее. Их отличает крупная фактурная золоченая резьба деревянных частей, сочетающаяся на французский манер с мягким сиденьем и спинкой.

В это же время большой популярностью пользовались изделия из нетрадиционного для мебели материала — железа. Их изготовлением славились тульские оружейные мастера. Но все перечисленные виды кресел составляют скорее музейную, чем антикварную ценность. Это связано с тем, что мебель второй половиныXVIII века создавалась для помещений, которые имели иное функциональное значение, нежели современные. Большие и тяжелые кресла времен барокко и раннего классицизма размещались вдоль стен парадных залов. Они были рассчитаны на обзор с лицевой стороны и хорошо смотрятся лишь в больших помещениях, что не совсем сообразуется с пространством современных помещений.

На рубеже XVIII–XIX веков мебельное дело России вступило в полосу своего расцвета. В это время черты своеобразия русской мебели воплотились в стиле, получившем название «русский жакоб», — одном из первых достижений «золотого века» отечественного мебельного искусства. Российскими мастерами был создан совершенно оригинальный стиль, хорошо узнаваемый, отличающийся от зарубежных образцов, хотя и обладающий общими с ними чертами. Художественный эффект этой мебели строился на сочетании красиво подобранной древесной текстуры и золоченых накладок, подчеркивающих геометрически ясные формы. Легкие кресла в стиле «русский жакоб» соразмерны человеку. Они кажутся уместными и сегодня, настолько целесообразны и привлекательны. Эти предметы были популярны в начале и последней четверти XIX века, пользуются большим спросом и в наше время. Интерес к подобным креслам настолько велик, что в антикварных салонах они появляются уже не так часто, как раньше, и долго не задерживаются.

Появление стиля «русский жакоб» совпало с началом больших изменений в повседневной жизни русского дворянства. Роскошный век пышных дворцов, парков и праздников прошел. Вместо придворных Екатерины II, обладавших несметными богатствами, на первый план вышло среднее дворянство. Жизнь которого протекала не во дворцах, а имениях, просто и со вкусом обставленных более простой и скромной мебелью. Это были предметы, покрытые шпоном красного дерева, карельской березы и тополя. Мебельщики научились тонко обыгрывать цвет натурального дерева и красоту его фактуры. Характерная черта мебели этого времени — особая пластичность. Сегодня она пользуются большим спросом, поскольку хорошо вписывается в интерьеры, придает им особую теплоту звучания, чрезмерно не акцентируя на себе внимание.

Кресло в стиле модерн. Россия. Нач. XX в. Крашеное дерево. «Три века»

Достигла своего расцвета система совместного творчества мебельных мастеров и ведущих архитекторов. В начале XIX века в Петербурге существовала практика, когда столичные мебельные мастерские производили продукцию на основе договоров, заключенных со Строительной комиссией дворцового ведомства, которая возглавлялась архитектором, отвечавшим за комплексное решение вверенного ему объекта. По сути, получалось так, что мебельные мастера уделяли внимание качеству сделанных ими предметов, а авторами эскизов были архитекторы. Они же имели большой опыт работы над созданием произведений декоративно-прикладного искусства. Например, Воронихин, Тома де Томон, Росси начинали карьеру в качестве художников Императорского фарфорового и стеклянного заводов. Для них создание эскизов мебели было одним из обязательных направлений профессиональной деятельности, а хорошая выучка и разностороннее образование позволили находить нестандартные решения форм кресел, выдержанных в рамках классицистической традиции. Лучшие русские архитекторы создали свой художественный язык и выработали индивидуальный почерк, сформировав «лицо» русской мебели «золотого века».

Своеобразие переосмысления архитектурных идей в предметах мебели видно на примере тополевого кресла из антикварного салона «Русская усадьба», предположительно выполненного по эскизам Росси. Спинка кресла создана как вариация на тему ионической колонны, что говорит о своеобразном родстве архитектуры и мебельного искусства.

Чаще всего эпоха правления Александра I ассоциируется со стилем ампир. Этот стиль пришел в Россию из наполеоновской Франции. Его идеологом стал художник Давид. В мебель и архитектуру он был внедрен архитекторами Персье и Фонтеном. Ампир — это очередное переосмысление античного наследия имперского Рима. В России ампир стал официальным стилем империи, но это было не слепое копирование французских образцов, а русская вариация на заданную тему, что хорошо видно на примере кресел-корытец, которые были очень популярны в первой трети XIX века.

Мотив кресла-корытца восходит к древнеримским креслам, но русские мастера заимствовали форму не у римлян, а взяли за образец тип кресла-гондолы, разработанного в начале XIX века французскими мастерами. Но благодаря жесткой фанерованной спинке русский вариант кресла оказался ближе к римскому прообразу, нежели французский.

Кресло в стиле модерн. Нач. XX в. Россия. Дуб, маркетри. Золотое руно

Логика развития русского жилого интерьера была направлена на создание все более уютных помещений. Следуя этим тенденциям, мастера-мебельщики стали создавать еще более легкие, изящные и удобные в пользовании предметы мебели. Так в 1820-е годы появились кресла с выразительным профилем, рассчитанные на обзор с боков. Их уже не обязательно было приставлять к стене, а можно помещать в излюбленных местах комнат: у окна, возле камина, чаще всего — в кабинете.

Замечательный образец подобной мебели — кресло с василисками из дома Энгельгардтов.

Это время характерно появлением изделий из ранее непопулярных пород дерева, в частности, волнистой берёзы и клёна.

Однако уже к середине 1820-х годов все возможности классицизма и ампира были исчерпаны. В поисках вдохновения архитекторы, художники и мастера-мебельщики обратились к русскому и западноевропейскому средневековью, прежде всего, к готике. Однако в отличие от предыдущих эпох становления больших стилей интерес к готике не был обоснован идеологически. Он не коснулся всех сторон жизни общества (правил повседневного поведения, литературы, философии, образа жизни), а приобрел поверхностный, чисто эстетический характер развития. Это не могло в полной мере отразиться на созданных в неоготическом стиле предметах. В них не было конструктивной завершенности, внутренней убедительности существования. Весь изысканный декор, необычные формы делали неоготические кресла похожими на предметы декораций, а не на вещи, в окружении которых было бы приятно и удобно жить.

Неудивительно, что вскоре на смену неоготике пришло увлечение русской крестьянской мебелью, затем — необарокко, вторым рококо, восточными мотивами, затем последовало очередное увлечение мебелью времен Возрождения — классицизм.

Чехарда поисков вдохновения путем обращения к различным историческим стилям длилась несколько десятилетий. В последнее время этот период стали называть господством стиля «историзм», ранее же использовали слово «эклектика». В годы его господства было создано огромное количество интересных кресел, однако так и не появилось ни одного шедевра. Все эти предметы свидетельствуют о постепенном упадке мебельного искусства.

В середине XIX века все актуальнее становится проблема не создания шедевров, а удешевления мебельного производства. Самым значительным событием в истории мебели этого периода стали новшества Тонета. Он разработал фабричный метод производства мебели из гнутой древесины. На своих предприятиях он наладил выпуск дешевых кресел в огромных количествах. Тогда же началось производство шаблонной массовой мебели, претендующей на роскошь, но изготовленной с использованием дешевых технологий.

Один из ее вариантов — «кутанная» мебель, где деревянный каркас был скрыт под сплошной обивкой. К концу 19 века подобная мебель распространилась повсеместно.

Ответом на засилье дешевой фабричной мебели стал модерн. Но он был, прежде всего, стилем художников, а не мастеровых-мебельщиков. Поэтому изящная и красивая мебель в стиле модерн часто была не столько совершенна технологически, сколько интересна в художественном плане. Ее конструктивные недостатки и технологические просчеты стали особенно заметны в наши дни, когда изделия первой четверти 19 века часто оказываются более пригодными для пользования, чем кресла, созданные мастерами модерна.

Последним же большим стилем предреволюционной России стал неоклассицизм, развивавшийся в направлении использования классических тенденций в развитии современного мебельного искусства и буквального воспроизведения образцов старой ампирной мебели. К сожалению, сегодня нередки случаи, когда кресла, выполненные в стиле неоклассицизма, представляют как предметы первой четверти XIX века. Здесь требуется особое внимание, чтобы не ошибиться.

В России много антикварных салонов, которые специализируются на мебели. Однако большинство из них ограничивает свой интерес определенным историческим периодом. Например, в антикварных салонах «Русский модерн» и «Золотое Руно» преимущественно представлены изделия русских мебельщиков начала XX века. А «Русская усадьба» и «Старинный интерьер» предпочитают заниматься предметами, изготовленными до середины XIX века. Название антикварного салона «Три века» говорит само за себя, здесь можно найти кресла начала XIX века, которые мирно уживаются с предметами времен историзма и модерна. Есть и магазины, в которых систематической работы по проведению экспертизы и реставрации мебели не ведется совсем, а сами они больше походят на склад старинных предметов, нежели на респектабельный антикварный салон. В Москве так выглядит отдел мебели магазина «Акант ЛТ».

Стоимость кресла может быть самой разной — от двухсот до ста тысяч долларов. Дороже всего стоят предметы времен классицизма и ампира. Цена зависит от времени создания, сохранности, художественных достоинств, мастерской, в которой кресло было создано, истории самого предмета. Стоимость кресла может значительно увеличиться, если на нем будет обнаружена марка дворцового управления или оригинальная подпись известного мастера.

Знатоки и коллекционеры мебели предпочитают покупать еще нереставрированные кресла. Они хотят видеть предметы в том виде, в каком они дошли до наших дней. Это логично и разумно, поскольку сейчас искусство реставрации достигло такого уровня, что даже полусохранившийся предмет можно довести до идеального состояния. Правда, обновленные предметы сразу теряют изначальную красоту и привлекательность. Существует даже специальный термин «зареставрированная мебель». В старом предмете должны оставаться следы времени, свидетельствующие о прошедших эпохах и его почтенном возрасте.

Советское кресло: внешний вид и реставрация

Интерес к мебели советского периода, в особенности 50-х и 60-х годов, сегодня всколыхнулся с новой силой. Нельзя сказать, что такая история под девизом «вперед в прошлое» присуща только российской интерьерной моде. Трендом и на Западе стало обращение к интерьерам 70-х лет и более ранних периодов. Только если в аккаунтах, посвященных дизайну жилища, можно увидеть неприукрашенную мебель, на которой время отложило свой отпечаток, на постсоветском пространстве реставрация мебели не так деликатна.

Порой переделанный диван или кресло уже совсем далеки от своего прежнего образа. Если же вы поклонник ретроэстетики и не хотите превратить мебель из прошлого в современную модель, можно организовать реставрацию техническую.



Особенности

Ранее мебель времен СССР без зазрения совести относили на свалки или в лучшем случае отправляли на дачу. Казалось, что полированный стол или гарнитур на всю стенку более никогда не станет актуальным. Сегодня мода, сделавшая очередной виток, считает, что тот же полированный стол может стать изюминкой интерьера, а старое дедушкино кресло идеально впишется в уютную картинку вашей гостиной.



Особенно востребованной можно считать мебель периода «хрущевской оттепели». Темпы строительства жилья тогда были по-настоящему ударными, и его предстояло чем-то обставлять.

Маленькие квартиры не вмещали бы в себя громоздкую, массивную мебель более раннего советского периода, потому дизайнеры «оттепели» вдохновились концепцией минимализма.

Для снижения стоимости мебели стали применяться доступные и дешевые материалы: ДСП, фанера, полимеры. Вот почему кресла и диваны с деревянной спинкой и подлокотниками, купленные в 30-е годы, могли до сегодняшнего дня дойти в более солидном состоянии, нежели кресла из 60-х. В период «оттепели» мебель все больше начали лакировать.



Кресла продавались в большинстве случаев комплектами: они могли идти набором вместе с диваном или журнальным столиком. В основном это были модели с деревянными подлокотниками. Их нельзя было назвать довольно комфортными – минималистичная концепция не предполагала того, что домашнее кресло будет способствовать релаксации. Но современный человек скучает по такой мебели из детства, проникается ее лаконичностью, незатейливой эстетикой и хочет видеть ее в своем интерьере.



Разновидности

Мебель 60-х, 70-х лет была надежной и компактной, тогда еще более активно использовались натуральные материалы (хотя привлекались и бюджетные варианты).

Много мебели делали на высоких ножках, благодаря чему она казалась более легковесной.

Ниже приведены популярные варианты советских кресел.

  • Мебель 30–50-х сегодня считают антикварной, она воплощает в себе советский ампир, в котором угадываются и черты барокко, и даже имперский стиль Наполеона I, и, конечно, поздний классицизм. Кресла тоже выглядели помпезно и монументально. Сказать, что сегодня идет спрос именно на такой вариант кресел, нельзя. Да и достать подобные модели очень сложно.



  • Мебель конца 50-х, 60-х – это более демократичная, доступная мебель. Небольшое кресло с деревянными подлокотниками стало на долгие годы вперед образцом того, как должно выглядеть кресло в гостиной. Оно входило в состав мебельного набора, и такие комплекты были востребованы вплоть до перестройки (и даже чуть дольше).



  • В те же 60-е годы появилось кресло-кровать, более массово выпускать эти модели стали в 70-е. Его появление продиктовано малым метражом квартир, где еще одна полноценная кровать просто бы не встала.




В конце 90-х, в 2000-х кресла с деревянными подлокотниками стали не то что не модными – они ассоциировались со старомодным и безвкусным интерьером, никак не вписывались в новые реалии: с натяжными потолками, кожаными диванами, позолотой и блестками.

Сегодня идеи простоты и лаконичности снова в моде.





Помпезность и претензия на шик, напротив, высмеиваются и кажутся старомодными, а аккуратные кресла, вписавшиеся в современный интерьер со скандинавскими нотками, стали дизайн-приметой нового времени.

Реставрация своими руками

Отреставрировать старое кресло может оказаться проще, чем вы думали. Это сэкономит средства, которые могли бы уйти на покупку нового, возможно, сделанного как раз в духе 70-х.



Перетяжка

Если вы уверены, что в другом ремонте кресло не нуждается, можно действительно ограничиться только перетяжкой. Каркас затрагиваться не будет. Меняется обивочная ткань: либо она крепится поверх старой, либо старая обивка полностью демонтируется.



Для перетяжки используют такие ткани:

  • велюр или вельвет;
  • флок;
  • гобелен;
  • жаккард;
  • экокожа;
  • шенилл;
  • микрофибра.

Чтобы переделать кресло, нужно его разобрать, открутить болты, скрепляющие ножки с каркасом. Снимаются подлокотники, разбирается днище мебели. После этого старую обивку можно снять с сиденья, спинки, если подлокотники были мягкие, и с них тоже.





Многие просто прикладывают старую обивку к новой ткани, и по этим образцам создаются лекала для новой «одежки» кресла.

Замена поролона также обязательна – даже с точки зрения санитарно-гигиенических норм это нужно сделать. К днищу прикрепите пружины, потом вставьте новый наполнитель, зафиксируйте конструкцию внутренней обивкой (для нее подойдет кринолин).

Детали креста крепятся к каркасу, кресло обшивается наружной тканью. Перетяжка в большинстве случаев предполагает реконструкцию мягкого места. Мебель с деревянными подлокотниками все же чаще ремонтируется полностью.

Ремонт

Так называют общий вид реставрационных работ. Это и обивка, и перетяжка, и полная замена основы. Сначала проводится осмотр конструкции, анализ возможных переделок. Кресло полностью предстоит разобрать, чтобы увидеть, нуждаются ли в замене не только наружные элементы (например, ножки), но и внутренние: металлические детали, пружины.

Восстановление поверхности требует использования красок и лаков, замены деталей, иногда нужны новые ножки или даже подлокотники. Порой кресло поднимается по высоте. Такие манипуляции часто производят с моделями, которые считаются фамильной ценностью. Или, если тот, кто переделывает кресло, понимает – в продаже найти кресло такой конфигурации почти невозможно. Да и дух времени лучше передавать с помощью предметов, которые стали его «свидетелями».





Обивка

Так называют способ реставрации, который подходит креслам с жесткой основой. Мебель строго по геометрии обита тканью, под которой поролон. Нужно снять ткань, заменить поролон, обить конструкцию снова.



При этом контуры обивки не должны измениться, а деревянная основа в ходе реставрации не должна пострадать.

Алгоритм действий:

  • снять обшивку;
  • удалить наполнитель вместе с его фиксаторами;
  • по старым образцам вырезать новую обивку;
  • конструкцию проверить – не кажется ли она расшатанной, нет ли проблем с каркасом;
  • на основу степлером закрепить наполнитель, который обшивается новой же обивкой.

Вариантов дизайна обновленного кресла очень много – обивка действительно значительно меняет облик мебели. Вы можете выбрать ткань, которая идеально заиграет на фоне обоев комнаты, штор, уже имеющегося текстиля. А можете подобрать новую обивку, которая максимально повторит прежний вариант, любимый вами.

Советская мебель может стать находкой, если ваш дом дружественен с такими стилями, как скандинавский, классический, ретро, минимализм и прованс. Если приходится заниматься восстановлением мебели из 60-х, сделанной из ДВП, вам, скорее всего, понадобятся непрозрачная краска, новая фурнитура. Хорошо сохранившейся мебели нужна только своевременная полировка.

Ретромебель – это доступное, хоть и трудоемкое, решение интерьерного вопроса. Полистайте аккаунты западных блогеров, посмотрите, как много в их жилищах того, от чего постсоветский человек всеми силами пытался уйти. Быть может, и вы иначе посмотрите на эти концепции, полные уюта, простоты и подлинного обаяния скромности.

Как реставрировать старое кресло, смотрите далее.

Стили антикварной мебели

Не важно, ощущаете ли вы себя тем, кто ценит стиль, кто коллекционирует вещи или собирает антиквариат – вы должны уметь определять стили антикварной мебели. В антикварных вещах отражена культура стран, которым она принадлежит, также по старинной вещи можно проследить историю людей, которые владели ею. Подробнее поговорим о каждом из стилей.

Романский стиль

Романский стиль использовался в Европе около четырех веков. Разнообразия в этом стиле не наблюдалось. Сундук, выполненный в романском стиле, считался универсальным. В них не только хранили и транспортировали вещи, но и использовали сундуки в качестве кровати или табурета. Мебель, выполненная в романском стиле, отличалась от других тем, что декорировали ее плоской резьбой. На стульях, столах и сундуках изображали драконов и разнообразные цветные орнаменты.

романский стиль в мебели

Романский стиль в наше время не интересует покупателей. Им занимаются только историки.

Готический стиль

Готический стиль – один из стилей средневековья. Он появился во Франции и был преемником романского стиля. В этом направлении изготавливались такие элементы интерьера, как сундуки, скамьи и стулья. Основной древесиной, из которой производились эти вещи, являлся дуб. Использование ореха, ели и сосны встречалось реже. В интерьере важную роль стал занимать камин. Появился шкаф и буфет. На кровати прикрепляли полубалдахин.

готический стиль в мебели

Ренессанс

В XIV столетии зародился стиль, получивший название Ренессанс. Он возник в Италии и продержался в Европе, как основное направление, до XVI века. Вещи в стиле ренессанс имели следующие характеристики: четкость форм, рельефность резьбы, большое количество позолоты. Истинным достоинством этого стиля стали трапезные столы, столешницы которых состояли из нескольких панелей. Покрытием для мебели являлась патина. Также в стиле ренессанс создавали сундуки кассоне. Их использовали в качестве свадебных сундуков.

renesans.jpg

Стиль барокко

Зарождение стиля приходится на конец XVI века. Отличительными особенностями были яркие краски, позолоченные изделия. Экспрессивность форм также отличала барокко от других стилей. Основной отличительной особенностью барокко по сравнению с ренессансом была сложность форм, которые изменялись и модифицировались с течением времени. Изогнутость линий придает элитной мебели некую легкость. Столы и стулья, выполненные в стиле барокко, имели гнутые ножки. Для того чтобы придать изогнутость поверхности, мастера склеивали небольшие фанерные кусочки. Затем поверхность подвергалась шлифовке. После этого на нее наносили лаки. Именно с этих времен люди стали создавать лакированные изделия.

стиль борокко в мебели

Когда барокко вышел из моды, его заменил стиль Регентства. Мебель этого стиля была грациознее и легче по сравнению с мебелью барокко. Изделия украшались при помощи переплетения лент, гротеска, завитков. Использование китайского фарфора, лаков, элементов веера, пагоды привносило некую изюминку изделиям этого направления.

Ножки столов и стульев приобретали все более и более изощренную форму: сначала создавались ножки, низ которых изображал форму копытца. Затем появились орлиные когти, которые сжимали шар.

Шезлонги и стулья, изготовленные в ту эпоху, отличались сложностью декора, спинки были обиты мягким покрытием.

Рококо

Стиль рококо – известен легкостью и изяществом своих изделий. Асимметричность узоров (цветы, морские раковины, завитки) является основной характеристикой этого стиля. Комоды рококо отличаются волнообразной формой и асимметричностью ручек.

rokoko.png

Надеюсь, вы заметили сходство стилей барокко, регентства и рококо. Это целая эпоха легкости и изящества мебели.

Стиль Чиппендейла

Чиппендейл – английский мастер, создававший мебель. Он придумал столики, у которых есть откидная часть. Это было очень удобно, и в те времена такие столики пользовались большой популярностью. А вот столешницы чайных столиков в стиле Чиппендейла были изготовлены из цельной древесины. Резные края создавали удобную обстановку при сервировке стола. Необычно выглядели и ножки у таких столов.

chippendayl.jpg

Классицизм

Возникновение стиля приходится на XVIII век. Он появился во Франции.

классицизи в мебели

Стулья этого стиля были роскошны. Обивка спинки из мягкого шелка, позолота на ножках, а также изящная резьба отличали такую антикварную мебель.

Стиль Директории

Именно этот стиль господствовал в конце XVIII века. Простота и облегченность форм – главные черты данного направления. Ножки стульев делали ровными, очень редко гнутыми. Использовали при изготовлении мебели дорогие материалы, такие как шелк и кожа.

dirrektory.jpg

Стиль Ампир

Возникновение этого стиля пришлось на начало XIX века. В ткань обивки вплетено золото, тумбочки изготавливали как постаменты. Украшения из бронзы также характерны для этого стиля.

стиль ампир в мебели

Стиль Бидермейер

Направление можно охарактеризовать, как смешение стилей ампир и классицизма. Мебель отличается практичностью и удобством.

mebelnyy_garnitur_bidermeyer.jpg

Стиль эпохи королевы Виктории

Присутствует резьба по дереву, металлические аппликации, мозаика и роскошная обивка. В этот период создавались специальные мягкие и удобные стулья для дам.

victory.jpg

Стиль Луи Филиппа

Этот стиль подобен рококо. Те же мягкие контуры, волнистые поверхности и гнутые ножки.

стиль Луи Филиппа в мебели

Тонет

В стиле Тонет создавали стулья, которые шикарно выглядели в любом помещении.

tonnet.jpg

Второй ампир

Появление в середине XIX века. Бронзовое литье и позолоченная винтажная мебель – вот что отличает этот стиль.

Стиль Честерфилд

Возникновение в 80-х годах XIX века. Ножки на колесиках, обилие обивочных материалов и использование пружин для создания упругих сидений характеризуют этот стиль, как более современный.

стиль Честерфильд в мебели

Модерн

Важное место в стиле занимали красота и удобство. Необычный орнамент – основная характеристика модерна.

modern.jpg

Арт-Деко

Арт-Деко – продолжение модерна. Спрос на мебель этого стиля очень большой. Ему отдают предпочтение во многих странах мира.

art-deco.jpg

В салоне ЭколМебель вы можете купить как классическую мебель (около 800 наименований мебели). Так и современную мягкую мебель (более 500 моделей диванов).

Диван аккордеон: плюсы и минусы, особенности трансформации и дизайна

Что такое диван аккордеон, его плюсы и минусы, особенности механизма. Как раскладывается и складывается? Маленький диван аккордеон, угловой, с ящиком для белья и др.

Тренд 2021 года – экостиль в интерьере кухни, гостиной и целых домов, квартир

Все про экостиль в интерьере. Фото и описание проектов, особенностей направления, советы специалистов. Экостиль в интерьере гостиной, кухни, ванной и других комнат.

Как ухаживать за кожаным диваном?

Практические советы по уходу за кожаным диваном, что следует делать, а что нет.

Легендарные дизайнерские кресла XX века: история создания и современное воплощение

«Кресло-шар», «кресло-лебедь», «кресло-яйцо» и другие культовые дизайнерские модели для высококлассных интерьеров. От истории создания до лучших современных реплик.

Анна Егорова

XX век стал периодом самых масштабных изменений в мире дизайна кресел. Периодом, когда гениальные дизайнеры по всему миру создали максимальное количество легендарных дизайнерских кресел для дома и офиса. Кресла того времени — это эталон стиля, функциональности и комфорта. Именно поэтому они пользуются такой популярностью до сих пор и вряд ли когда-нибудь выйдут из моды.

В статье поговорим обо всех легендарных моделях, созданных в XX веке, расскажем, как использовать реплики культовых дизайнерских кресел в современных интерьерах.

Barcelona

Кресло «Барселона» — стильное и комфортное одновременно

Кресло Barcelona — образец стиля, который не теряет популярности уже почти 100 лет. Стеганые кожаные подушки, ножки-«ножницы» и невероятный комфорт — главные особенности этого элитного предмета мебели.

Создателем кресла «Барселона» стал немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1929 году он представил модель на Всемирной ярмарке искусств, где оно произвело невероятный фурор. Первые наброски до сих пор хранятся в МоМА (Музее современного искусства), а само кресло нередко появляется в голливудских фильмах и интерьерах известных личностей.

Людвиг Мис ван дер Роэ — создатель кресла Барселона

Позже идею Людвига повторили для создания дизайна других предметов мебели: оттоманок, кушеток, диванов. Современные производители поставляют высококачественные аналоги стильных дизайнерских кресел и мебели Barcelona, которые просто невозможно отличить от оригинала. Даже дизайнерские барные кресла легко узнаваемы, если созданы по прототипу Barcelona.

Кресло «Барселона» в современном интерьере — это классика дизайна с богатой историей. С его помощью вы создадите идеальную композицию интерьера в стиле минимализм, классика, модерн, лофт и др.

Egg Chair

Кресло-яйцо неизбежно станет ярким акцентом в интерьере

История создания культового Egg Chair (кресло-яйцо) начинается в 1958 году. Именно тогда его создал датский архитектор и дизайнер Арне Якобсен. Арне мечтал создать уникальное кресло, которое совместит в себе революционную идею, удобство и комфорт. Собственно, это у него и получилось. Сразу после презентации модели, на него посыпались многочисленные заявки от отелей, ресторанов и богатых домов.

Основные отличительные черты кресла-яйца Якобсена:

  • Яркие цвета;
  • Обтекаемые линии;
  • Спинка, сидушка, «крылья» и подлокотники — одно целое;
  • Рычаг управления наклоном спинки;
  • «Уши» на спинке кресла;
  • Обивка — качественная ткань или кожа, без лишних швов;
  • Оттоманка в комплекте — для дополнительного удобства.

Кресло-яйцо отлично сочетается с другими дизайнерскими моделями

Сейчас оригинальные Egg Chair выпускаются только американской компанией Fritz Hansen, а цена кресла превышает 5 тыс. евро. Но многие мировые бренды производят высококачественные реплики, которые так же сохранили идею Якобсена, а цена на них в разы меньше.

Swan Chair

Кресло-лебедь украсит любой интерьер

Swan Chair (кресло-лебедь) — еще одно творение Арне Якобсена. Модель была представлена в Дании в 1958 году как идеальное кресло для гостиничных и лаунж-зон. Для того времени это было технологическим и стилистическим прорывом, кресло кардинально отличалось от производимых тогда моделей. Все особенности Swan Chair соблюдаются и в современных репликах.

Swan Chair используется не только для общественных заведений высокого класса, но и в частных квартирах и домах.

Кожаное кресло-лебедь в современном интерьере

Так кожаное кресло-лебедь отлично смотрится в рабочем кабинете, домашней библиотеке и в любых смелых современных интерьерах. А дизайнерское мягкое кресло с обивкой из кашемира или ткани разнообразит интерьер спальни и гостиной. Swan Chair поможет создать удобную и стильную зону отдыха.

Ball Chair

Ball Chair (кресло-шар) — реплика знаменитой дизайнерской модели

Ball Chair (кресло-шар) создал финский дизайнер Ээро Аарнио. В 1966 он презентовал революционную модель на мебельной выставке в Германии, где получил хвалебные отзывы критиков. Первый же прототип модели был создан им в 1963 году, а на протяжении 3-х следующих лет он дорабатывался, стремясь к совершенству формы и функциональности.

Ээро Аарнио — новатор мебельной индустрии XX века и его кресло-шар

Дизайнерские подвесные кресла (Bubble Chair) и напольные шарообразные модели (Ball Chair) изначально изготавливались из стекловолокна и пластика. Уже это стало прорывом, ведь в те годы пластиковая мебель была чем-то супер-экзотическим. Добавьте сюда уникальную форму, удобство и профессиональное воплощение, и получите ответ на вопрос, почему кресло-шар уже почти 60 лет настолько популярно.

Подвесное кресло шар (Bubble Chair) — ультрасовременный вариант по прототипу модели XX века

Ball Chair и Bubble Chair в интерьере переворачивают традиционное восприятие кресел, как это сделал в свое время Ээро Аарнио с миром мебельного дизайна. Разнообразие цветов и материалов подобрать кресло-шар под любой стиль интерьера.

Смотрите видео о том, как правильно выбрать кресла в гостиную и как их сочетать с другими предметами мебели.

Eames Lounge Chair

Чарлз и Рэй Имзы и легендарные кресла Eames

История знаменитого Eames Lounge Chair началась в Америке, в 1956 году. Именно тогда оно создано супружеской парой промышленных дизайнеров Чарльзом и Рэем Имсами. Кресло для отдыха, ориентированное на высокий класс — такова была цель создания модели.

Выпуск начался на мебельной компании Herman Miller, затем многие компании по всему миру стали выпускать прямые копии Eames Lounge. Современные модели максимально приближены к версии 1956 года.

Кресло Eames Lounge Chair всегда выглядит дорого и невероятно стильно

Изготавливаются из тонких слоев фанеры, шпона, качественного металла и кожи. Сиденье, фиксируется в откидном положении. Она невероятно мягкое, как и спинка, подлокотники и оттоманка для ног.

Дизайнерское кресло с подставкой для ног одинаково хорошо украсит офис корпорации, стильный интерьер домашнего кабинета или зону отдыха в гостиной.

Кресло-мешок

Дизайнерское кресло-мешок добавит интерьеру воздушности и легкости

Первое кресло Sacco (кресло-мешок) выпущено итальянской компанией Zanottac в 1969 году. Авторами дизайнерского бескаркасного кресла стали итальянские архитекторы-дизайнеры Франко Теодоро, Чезаре Паолини и Пьеро Гатти.

Друзья хотели создать кресло-тюфяк, которое будет набит чем-то мягким, чтобы подстраивалось под форму тела пользователя. Таким наполнителем послужили шарики полистирола.

Сейчас текстильная основа наполняется пенополиуретаном (ППУ), гранулами биопластика, холлофайбером и пр. А само кресло-мешок активно используется в современных интерьерах. Гостиная, детская, спальня, балкон и терраса — для кресла Sacco найдет место в любом помещении.

Кресло-мешок создано в XX веке, но достойно украшает современные интерьеры

Резюме

Дизайнерское кресло — это не просто предмет мебели, это возможность проявить индивидуальность, чувство вкуса и статусность. Лучшие мировые дизайнеры XX века работали над их созданием, чтобы мы сейчас могли с удовольствием пользоваться качественными репликами культовых моделей. Дизайнерские кресла могут быть деревянными или на металлическом каркасе, кожаными, из ткани или ротанга, для работы или отдыха. Но их объединяет одно — узнаваемая рука мастера, интересная история и всемирное признание, вне зависимости от времени и модных тенденций.

Читайте также: