Как поднять подростка с дивана

Обновлено: 16.05.2024

Подход к воспитанию зависит от возраста ребенка. Мы подготовили цикл статьей про ошибки, которые мамы и папы допускают при воспитании детей — от рождения до совершеннолетия.

Во второй предостерегли от ошибок при воспитании дошкольников – детей от 4 до 7 лет.

В третьей статье мы рассказали о том, как не надо воспитывать школьников 7-10 лет, которые еще не вступили в переходный возраст.

В заключительной части нашего цикла знакомим вас с самыми распространенными промахами в воспитании подростков.

Боже, разве такого изверга мы растили?

Переходный возраст – сложный период и для самого подростка, и для всей его семьи. Главная задача подросткового кризиса – сепарация, то есть психологическое отделение ребенка от родителей.

Под влиянием физиологических процессов дети в переходном возрасте бывают агрессивными и невыносимыми в общении с домочадцами. Но, чтобы сепарация состоялась, природа часто работает в двух направлениях.

«Иногда родители ловят себя на мысли, что им неприятен вид и запах подростка, раздражает его поведение»,

– отмечает известный российский психолог Людмила Петрановкая.

При этом эксперт сравнивает подростков с конструкцией, которую разобрали, но не успели собрать. Или с животными, которые меняют свою кожу: старую уже сбросили, а новая еще не появилась. В таком состоянии подростки очень ранимы, хотя внешне могут напоминать беспощадных бунтарей. Многие родители неверно истолковывают такие трансформации и часто признают свою родительскую несостоятельность: «Мы его не узнаем! Кого мы вырастили?»

Не спешите делать выводы – продолжайте любить и поддерживать. Этот бунт не бесконечен.

Да ему на все наплевать!

А иногда подросток может выглядеть как непробиваемая стена. Но вместо того, чтобы найти в ней дверь, родители часто устраивают осаду.

В реальности же и агрессия, и неприступность подростка свидетельствует о его уязвимости.

Это своеобразный защитный механизм, который помогает ребенку в переходном возрасте не участвовать в болезненных для него ситуациях. Понимание, от чего защищается подросток, поможет отыскать ту самую дверь и наладить контакт.

Надень теплые носочки, а то простудишься. Куда пошел? Ты еще кашу не доел!

Сама природа работает на то, чтобы увеличить дистанцию между родителями и детьми. Но иногда и она бывает бессильна.

Родители сами не замечают, как забота превращается в опасное явление – гиперопеку. При этом она часто сопровождается различными запретами, чрезмерным контролем, отсутствием у ребенка права принимать свои решения.

«Дай лучше я сделаю, а то опять что-нибудь начудишь» – вот так родители «заботятся» о сыне или дочери и губят на корню всю их уверенность в собственных силах.

В такой атмосфере подросток не способен сделать важный для его психики рывок к автономии.

Из-за этого юноша или девушка еще долгое время не смогут обрести самостоятельность.

Неотработанный подростковый кризис часто приводит ребенка к психическим расстройствам во взрослом возрасте: например, зависимому расстройству личности или неврозу.

А ну выключил компьютер и подошел сюда!

Ограничивать ребенка в гаджетах полезно, но не в такой ультимативной форме.

Во-первых, важно правильно переключать внимание подростка с одного занятия на другое. Вместо «А ну выключил компьютер» лучше сказать:

«Ты нам нужен через пять минут. За это время ты успеешь закончить дела и выключить компьютер».

Во-вторых, ограничение в гаджетах без альтернативы досуга закончится лишь конфликтом. Так что стоит почувствовать разницу между отцовскими фразами «Хватить сидеть в интернете!» и «Саня, а пойдем погоняем в футбол!»

Перестань с ними общаться – эти твои «друзья» нам не нравятся!

Как бы хорошо родители ни знали своих детей, они не могут решать за них, с кем им дружить, а с кем нет. Подросток сам выбирает свое окружение.

Конечно, парень с татуировкой на лице может вызывать у родителей подозрения, и, возможно, эти подозрения совсем не на пустом месте. Но стоит взять себя в руки и удержаться от резких заявлений.

Откровенное непринятие друзей приведет к тому, что подросток будет их тщательно скрывать от вас.

Поэтому лучше в непринужденном разговоре выяснить, чем эти приятели интересны для вашего ребенка. И если действительно есть угроза плохого влияния, аккуратно объяснить свои предположения.

Покажи-ка, что тебе там в соцсетях пишут!

«Разве тебе есть что от меня скрывать?» – подобные фразы также ставят под угрозу стремление подростка к автономии.

Если в семье не уважают чужие границы, то ребенок, скорее всего, в будущем столкнется с двумя основными проблемами. Во-первых, он сам начнет вторгаться в личное пространство окружающих – это не позволит выстроить ему здоровые отношения ни на работе, ни в личной жизни. Во-вторых, он не будет способен отстоять свои собственные личные границы, а этим не преминут воспользоваться недобросовестные люди.

О том, как сохранять личное пространство в семье, читайте в статье на «Летидоре».

Вон посмотри – у отца куртка дешевле твоей! А ты неблагодарный!

Ставить деньги и благодарность на одну чашу весов – опасная затея.

Разделение материальных благ и ценности отношений между близкими людьми должно быть с самого раннего детства. Однако с возрастом ребенок начинает проявлять все больший интерес к деньгам.

Теперь ему нужна не сладкая вата и новый конструктор, а наличные на какие-то свои, непонятные родителям нужды.

В итоге некоторые мамы и папы начинают припоминать, сколько они заплатили за крутые кроссовки и джинсы из новой коллекции, и давить на чувство вины. Вместо того чтобы посвятить ребенка в финансовые дела семьи и объяснить, что настоящие отношения не зависят от денег: «Мы не можем дать тебе такую сумму, потому что откладываем на ремонт», «Ты пока не можешь сделать такой дорогой подарок своей девушке, но ничего страшного, ведь самое ценное – это внимание».

А что ты такого сделал (а), чтобы так уставать? Это обычная лень!

Многие родители замечают, что взрослеющие дети становятся очень ленивыми. Но не спешите обвинять подростка: «Совсем уже обленился! Целый день в гаджетах сидишь и устаешь!»

«Лень в подростковом возрасте связана с физиологией»,

Дело в том, что за год ребенок может вырасти на 12 см, и из-за быстрых изменений в организме происходит раскоординация работы систем — гормональной, сердечно-сосудистой, нервной. А перепады сосудистого и мышечного тонуса приводят к скачкам физического состояния: подросток то часами играет в футбол, то в обессиленном состоянии целый день лежит на диване.

Что в этом случае делать? Психолог советует с пониманием отнестись к потребности подростка иногда просто полежать на диване, глядя в потолок. А вот если такое состояние постоянно и периодов активности не наблюдается, то речь может идти об апатии – в таком случае ребенка важно показать врачам и психологу, а не возмущаться: «Что ты как тюфяк разлегся на диване?»

На день рождения собираешься? А если у меня давление поднимется?

Для подростков очень важно обращение со сверстниками. Но некоторым родителям кажется: «Родная мама дороже друзей! Пусть лучше дома остается».

В ход идут токсичные фразы, с помощью которых мамы и папы перекладывают ответственность за свое здоровье и жизнь на плечи подростка.

Что в будущем ожидает таких детей? Глубинное необоснованное чувство вины и, возможно, социофобия (если при этом родители не скупились на фразы типа «Тебе лучше туда не идти, а то ты там что-нибудь не то ляпнешь – ребята над тобой посмеются»).

Не дай бог вернешься слишком поздно!

Если эгоистичные родители не дают подростку социализироваться, то тревожные воображают себе различные беды, которые подстерегают ребенка на каждом углу.

Да, родительское волнение оправдано, но то же слово да по-другому бы молвить.

Попробуйте объяснить подростку:

«Я доверяют тебе. Ты – молодец. Но я не доверяю абсолютно всем людям, которые могут повстречаться тебе вечером».

Договоритесь, чтобы он сообщал вам о своих перемещениях. Разговор важно выстраивать без угроз, требований и ультиматумов.

Если увижу, что куришь – рот порву!

Некоторые родители предпочитают бороться с вредными привычками подростка с помощью запугивающих фраз: «Если увижу, что куришь – рот порву!», «Если возьмешь сигарету в руки – пальцы выкручу!»

Заявления страшные, громки и варварские.

Смогут ли родители осуществить свою угрозу? Большинство, к счастью, нет. А меньшинство окажется на скамье подсудимых за умышленное причинение здоровью несовершеннолетнему.

Так что делать, если вы узнали, что ваш подросток курит?

Спокойно и без критики сообщите ему, что знаете об этом.

Когда подросток поймет, что это уже не тайный и запретный плод, в доверительной беседе он может рассказать вам о причинах своего курения. Они могут быть разными, в том числе нелепыми. Но смеяться над ними не стоит, лучше без повышения голоса предупредить о последствиях.

Рак легких в будущем для многих подростков выглядит менее устрашающим, чем вонь изо рта, желтые зубы и обострение юношеских прыщей уже сегодня. Для девушек такие доводы окажутся особенно значимыми.

О возможных причинах подросткового курения и о том, как правильно на него реагировать родителям, читайте в статье на «Летидоре».

Сделаешь татуировку – выжгу утюгом!

По сути, здесь ситуация та же, что и с курением. Но у нас есть отдельная подсказка, как отговорить ребенка от татуировки.

Главное правило – уметь разговаривать со своими детьми на языке цивилизованного человека.

8 способов превратить пассивного подростка в активного

Одни подростки занимают активную жизненную позицию, другие предпочитают отсиживаться в своей комнате и ничем не интересуются. Как родителям понять, что пора вмешаться и научить ребенка жить в полную силу? Ответы на эти вопросы дают психологи.

Обычно из жизнерадостных, всюду успевающих подростков вырастают такие же активные успешные люди, у которых все складывается гармонично как в личной жизни, так и на работе. Но что делать, если вашего сына или дочь ничего не интересует? Как расшевелить чадо и помочь ему осознать, что дорогу осилит идущий? Рамблер/Семья приводит мнения квалифицированных психологов.

1. Любите

Подростковая пассивность встречается часто. Вместо того чтобы наслаждаться жизнью и заводить новые знакомства, юноши и девушки замыкаются в себе, все свободное время проводя в четырех стенах. Если вы – родитель, который с отчаянием наблюдает за понурым подростком, не опускайте руки, это «заболевание» лечится.

Зачастую именно равнодушные, слишком увлекшиеся своими обязанностями родители становятся причиной детского уныния.

В психологии есть известный метод под названием «зеленая ручка». Он основан на том, что вы не ругаете ребенка за его неудачи, копируя манеру учителя, который исправляет ошибки красной ручкой. Наоборот, вы обращаете внимание но то, что у сына или дочери получается хорошо (как бы подчеркиваете достоинства зеленой ручкой).

Постарайтесь посмотреть на жизнь глазами подростка. Расскажите, как в его возрасте вы сбегали с уроков на репетицию школьной музыкальной группы или как впервые проявляли фотографии. Это поспособствует духовному единению и растопит лед.

2. Ставьте правильный «диагноз»

Обычно подростки гиперактивны. Но все мы разные, и нередко встречаются спокойные, медлительные и пассивные от природы люди. Артем Толоконин, психолог-психотерапевт-сексолог, создатель и владелец Центра семейной психологии и психотерапии, считает, что для начала нужно выяснить, есть ли проблема. Если пассивность – это свойство характера, то обычно привыкшие к нерасторопному ребенку родители не бьют тревогу.

«Он и в детстве был тихим, застенчивым, предпочитал отдавать инициативу другим», - говорят в таких случаях о пассивном взрослом.

Чему тогда удивляться?! Другое дело, что такое поведение в дальнейшем может привести ко многим проблемам. Артем Толоконин отмечает наличие определенных методик, которые, если нужно, помогут скорректировать пассивное поведение в юности.

Бить тревогу следует в том случае, если у ребенка вдруг резко проявились черты характера, которые ему не свойственны.

3. Ищите контакт

грустная девушка за партой

Проблемы начинаются, когда внутренний контакт между родителями и детьми утерян. Что делать? Самое главное здесь – не ударяться в менторскую позицию и не говорить, закатив глаза: «Только посмотри! Во что ты превратился? Выключи компьютер, иди погуляй, пообщайся с друзьями». Важно наладить с ребенком контакт. В подростковом возрасте дети все еще находятся в сильной психологической зависимости от родителей и обычно готовы к диалогу, поэтому наладить дружбу будет не так уж сложно.

«Подросткам хочется поделиться переживаниями, задать вопросы, - отмечает Артем Толоконин. - Нужно создать условия для реализации его интересов. Как правило, когда человек занимается тем, что ему нравится, он добивается хороших результатов, а это повышает его самооценку, вселяет уверенность в себе».

Подростки остро нуждаются в любви и тесном психологическом контакте с родителями. Если родительской любви предостаточно, то ребенок уверен в себе и не боится активно себя проявлять. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы не потерять связь с ребенком: разговаривайте с ним, находите общие занятия, терпеливо, без нотаций и нравоучений объясняйте вещи, которые он, возможно, пока не понимает.

4. Занимайтесь спортом

Детский психолог клиники «Медицина» Александра Китаева считает, что для активизации подростка необходимы физические нагрузки. Это может быть любой приглянувшийся вид спорта, боевые искусства или танцы. Разумеется, спорт не является единственным средством, конструктивное общение членов семьи никто не отменял.

«Многие родители не хотят лезть в душу подростка, опасаясь вызвать навязчивыми расспросами агрессивную реакцию, - комментирует Александра Китаева. - А я иногда говорю: «Лезьте!» Агрессивная реакция – это пробуждение эмоций, попытка вытащить подростка из мрачного погружения. Ведь основной смысл ухода от пассивности – получение удовольствие от активности, то есть от жизни».

5. Позвольте разобраться в себе

В нашем обществе уже сформировались стереотипы: «Активность – это хорошо», «Активные люди успешны», «Пассивность – свойство ленивых». Тех, кто выбивается из дружного строя динамичных и результативных, пытаются наставить на путь истинный. Доказательство тому – полки в книжных магазинах, которые ломятся от психологических путеводителей в мир успеха. На обложках таких книг люди с белозубой улыбкой всем своим видом выражают активную позицию.

Но у подростка немного иное восприятие действительности. Дети в подростковом возрасте переживают кризис идентичности, переосмысления себя.

«У них много энергии тратится на выстраивание собственной картины мира, то есть вся активность происходит «внутри» и может быть незаметна внешнему наблюдателю», - говорит Надежда Сафьян, специалист «Гештальт-консалтинга».

Пассивность может быть естественной, если подросток не знает, где и как ему реализоваться в будущем; если ему нужно время для того, чтобы понять, кто он, чего хочет, к чему стремится. Это глубокая внутренняя работа и здесь важно не торопить, а дать подростку время. Самое верное решение: поговорить с ребенком по душам; узнать о его сомнениях, не давая при этом никаких советов. Дайте понять подростку, что поиск истинного «я» - это нормально, особенно в его возрасте.

К сожалению, многие родители и педагоги склонны подталкивать нерасторопного юношу или девушку к принятию важных решений: выбор профессии, вуза для поступления, города для проживания. О скоропостижных решениях жалеют в большинстве случаев. Выбор, сделанный впопыхах, не принесет радости. Помните: тише едешь – дальше будешь.

В единственном числе: почему подростки чувствуют себя отчужденными в школе

Каждый третий подросток признается, что чувствует себя одиноким в школе, показало исследование Университета штата Калифорния в Сан-Диего. Уровень отчужденности за последние 20 лет вырос втрое. Среди основных причин эксперты называют зависимость подростков от гаджетов, которая изолирует школьников от реального общения и предлагает картинку чужой счастливой жизни. Психологи отмечают, что зачастую родители сами увеличивают значимость смартфонов в глазах детей, шантажируя их лишением или награждая лишним временем для игры и общения. Подробнее — в материале «Известий».

Причины отчужденности


​​Согласно данным исследователей из Сан-Диего, нынешние подростки чувствуют себя более одинокими в школе, чем их сверстники 20 лет назад. Если в 2000 году в этом признавалась лишь 9% учеников, в 2012 году 15%, в 2015-м 25%, то теперь о проблемах в общении заявляет каждый третий (33%). Прирост оказался выше среди девочек, чем среди мальчиков. В опросе приняли участие 60 тыс. школьников из Великобритании в возрасте 15–16 лет.

Исследователи отметили, что увеличение показателей совпадает с широким использованием смартфонов и соцсетей этой возрастной группой. Дети изолируются, реже общаются и чувствуют себя отчужденными, когда видят онлайн-фотографии своих сверстников, весело проводящих время без них.

Исследование, опубликованное в конце прошлого года в Journal of Adolescence, также констатирует корреляцию между распространением смартфонов и школьным одиночеством.

подростки


Психологическое благополучие подростков во всем мире начало снижаться после 2012 года — именно тогда стали доступны смартфоны, а выход в интернет значительно подешевел. При этом такие факторы, как неравенство доходов, ВВП страны проживания и общий коэффициент рождаемости (размер семьи), не были существенно связаны со школьным одиночеством при сопоставлении по годам, говорится в работе.

В 2018 году почти в два раза больше подростков во всем мире отмечали повышенный уровень отчужденности по сравнению с 2012 годом. За шесть лет школьное одиночество возросло в 36 из 37 стран, где проводились наблюдения.

Сегодня в России смартфон есть у 93% учеников начальной школы, без гаджета не могут обойтись 80% детей, поделились с «Известиями» в «Лаборатории Касперского». При этом 39% родителей отмечают, что иногда в семье возникают конфликты из-за онлайн-жизни ребенка.

Гаджеты и зависимость

Согласно тому же исследованию, обычно дети используют гаджеты и интернет, чтобы общаться с друзьями (67%), смотреть видео и искать мемы (70%), но прежде всего ради игр (76%).

Примечательно, что в новой Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) «игровая зависимость» включена в раздел расстройств, связанных с зависимым поведением. Основные критерии ее диагностики:

  • нарушение контроля за игрой;
  • превалирование игры над другими жизненными интересами, общением, учебой и т.д.;
  • продолжение или эскалация игрового поведения, несмотря на негативные последствия (например, семейный конфликт из-за нежелание отвлечься от игры, плохая успеваемость, негативное влияние на здоровье);
  • игровое поведение может прерываться, но так или иначе проявляется в течение длительного периода времени.

Другое пока недооцененное расстройство — номофобия (no mobile-phone phobia, страх остаться без мобильного телефона). Несмотря на то что термин известен с 2008 года, когда первый iPhone еще и года не пробыл на рынке, а интернет-зависимость как психическое расстройство была описана уже почти 30 лет назад, до сих пор эти болезни официально не признаны медицинским сообществом, и в МКБ-11 их нет. На это обращает внимание руководитель центра поддержки студентов в Сколковском институте науки и технологии Борис Тригуб.

гаджеты


— Известно немало совершенно неэтичных экспериментов над детьми, во время которых было выяснено, что отсутствие информации, минимального общения смертельно опасно для новорожденных, не имеющих опыта коммуникаций. Впрочем, нельзя отрицать, что зачастую глобальная сеть со всеми ее сервисами используются для того, чтобы избежать живого общения лицом к лицу, — говорит собеседник «Известий».

Характерными признаками номофобии являются сокращение длительности сна, ведущее к повышению депрессии, снижению самооценки и способности справляться с трудностями, а также ухудшение зрения, боль в локтях, руках, шее из-за повторяющихся поз, в которых используются гаджеты.

Современные международные исследования показывают, что тяжелые формы номофобии в среднем присутствуют примерно у 21% взрослого населения, наиболее подвержены среди взрослых этому расстройству студенты вузов.

— Если учесть, что курению, по последним исследованиям, подвержены 28,3% россиян, а алкогольная зависимость в той или иной степени присуща 20,9% наших сограждан, у номофобии есть все шансы стать в перспективе наиболее опасной зависимостью, — считает Борис Тригуб.

Почему появляется зависимость

Повышенную увлеченность смартфонами детский психолог Екатерина Маденко объясняет тем, что именно гаджеты, а не родители все чаще становятся источником знаний, открытий и интересов ребенка.

— Постоянный серфинг по соцсетям среди подростков часто вызван «синдромом упущенной выгоды» (навязчивой боязни пропустить интересное событие или важную информацию). В итоге у подростков возникает самокритичное отношение к себе в сравнении с другими, что для данного возраста в принципе норма. Однако, если пустить этот процесс на самотек, может развиться чувство собственной неуспешности. Возникает ощущение, что проживаешь счастливую жизнь за другого человека, а своя при этом кажется неинтересной и бесперспективной.


Помимо этого в подростковом возрасте особенно важным становится общение со сверстниками и принадлежность к некой группе, добавляет детский психолог Елена Бурьевая. Не иметь странички в соцсетях или не играть в компьютерные игры означает выбиваться из компании.

— Одна из задач подросткового возраста — это постепенно оборвать тесную связь с семьей и перейти к новой независимой личности. В какой-то степени уход подростка в смартфон и интернет помогает ему отдалиться от родителей, почувствовать себя взрослым и независимым, — говорит специалист.

Бывает, что ребенок с головой уходит в телефон, поскольку не испытывает поддержки и тепла в реальном мире. Переполняющая тревога выталкивает положительные эмоции. С помощью смартфона и интернета подросток компенсирует это.

Девушки в московском метрополитене

Побочным эффектом частого обращения к гаджетам становится регулярная потеря концентрации внимания. По словам Екатерины Маденко, такие провалы могут возникать у многих детей в активный период становления либо они бывают связаны с неразвитой вовремя познавательной деятельностью.


— Есть простые упражнения для улучшения внимания, которые стоит выполнять каждый день. Это, например, игра «Лабиринты», которая также служит профилактикой дисграфии. Подбирать стоит с учетом возраста. Или знаменитый тест Струпа с цветными надписями, не совпадающими по описанию. Или например, популярное в современной детской литературе направление «Виммельбух», тоже согласно возрасту, — перечислила эксперт.

Что предпринять родителям

Очевидно, что не вполне честно перекладывать всю ответственность только на смартфоны. Почти 99% родителей признались, что используют гаджеты в поездках, чтобы занять ребенка. По словам взрослых, больше четверти (26%) детей проводят в гаджетах все свободное время, говорится в опросе «Лаборатории Касперского».

Детский психолог Екатерина Маденко предупреждает: банальный запрет в этом случае — не самая верная стратегия.


Чиновники уверены, что это вредно, но средств для приобретения компьютеров или планшетов не предлагают

— Запрет всегда подогревает интерес, особенно когда родители сами не выпускают гаджет и рук. Старайтесь не фиксировать внимание на этой деятельности. Пусть телефон будет еще одним способом времяпрепровождения, таким же как рисование, спорт, совместные прогулки. Снизить же родительскую тревожность помогут совместное изучение правил безопасного пользования сетью и технологиями.

Елена Бурьевая отмечает, что родители часто сами ставят смартфоны «на пьедестал», шантажируя ими или награждая:

— Приведу в пример распространенную ситуацию: родители сначала дарят телефон, а потом, не зная, как воздействовать на своего подросшего ребенка, наказывают тем, что забирают гаджет на неделю, две, а то и на месяц. Я всегда предлагаю снизить тревогу у подростков по поводу гаджетов. Не нужны условия «если ты, то…», просто впишите в режим дня фиксированное время, когда подросток может пользоваться смартфоном. Какое бы ни было настроение у вас и поведение у ребенка, это время не меняется.

Если гаджет используется более продолжительное время, но мешает концентрации (например, при выполнение домашнего задания), психолог советует заранее предлагать ребенку отключать или убирать все, что может его отвлечь.

Сидячий загон: как поднять подростка c дивана

По данным Всемирной организации здравоохранения, недостаток физической активности в настоящее время стоит на четвертом месте среди глобальных факторов риска смертности — после гипертонии, курения и повышенного уровня сахара в крови. Гиподинамия и вызванные ею хронические болезни — причина 6% всех смертельных случаев в мире. При этом исследование, проведенное еще до пандемии в 146 странах мира, показало, что подавляющее большинство подростков не придерживается рекомендованного уровня физической нагрузки. Введение антивирусных мер усугубило ситуацию: временное закрытие спортивных секций, ограничение числа посетителей фитнес-залов, дистанционное обучение, запрет массовых мероприятий, в том числе и в праздники, фактически легализовали выбор в пользу малоподвижного образа жизни. Как в таких условиях сохранить здоровье подрастающего поколения — разбирались «Известия».


Два раза по полчаса

Из доклада ВОЗ, опубликованного в конце первого года пандемии, следует, что если бы человечество было более активным, можно было бы предотвращать до 5 млн смертельных случаев в год. В связи с вынужденным переходом на домашний режим из-за COVID-19 организация опубликовала новые Руководящие принципы по физической активности и малоподвижному образу жизни. В документе подчеркивается, что все люди в любом возрасте и с разными способностями могут быть физически активными и что важны любые виды движения.

Медики уточняют, что не стоит путать понятие «физическая активность» с физическими упражнениями. Кроме физкультуры, она включает в себя прочие виды активных телодвижений, которые совершаются в ходе домашней работы, подвижных игр, поездок и прогулок.

Сидячий загон: как поднять подростка c дивана

Улучшению здоровья и благополучия может способствовать физическая активность любого типа и любой продолжительности, но чем больше, тем лучше, — подчеркивает директор департамента по вопросам укрепления здоровья ВОЗ Рюдигер Креч. — Если вы вынуждены долго сидеть на работе или в школе, вы должны уделять больше времени физической активности, с тем чтобы компенсировать опасные последствия малоподвижного образа жизни.


Взрослым рекомендуется уделять физической активности не менее 150 минут в неделю, а подросткам — не менее 60 минут в день. В основном это должна быть аэробная нагрузка, где в качестве основного источника энергии выступает кислород. Это упражнения относительно низкой интенсивности, такие как бег, плавание, гребля, баскетбол, теннис. Сюда же можно отнести катание на скейтборде и роликах, туристические походы, танцы и даже простой подъем по ступенькам. Такая нагрузка укрепляет не только сердечную и скелетные мышцы, но и мышцы ответственные за дыхание, улучшает циркуляцию крови, психическое состояние, снимает стрессы, снижает риск депрессий, ожирения и диабета, что чрезвычайно важно в сложившихся условиях. Также минимум три раза в неделю подростки должны уделять время аэробной физической активности высокой интенсивности, которая укрепляет скелетно-мышечную систему. Ежедневный час физической активности может дробиться на блоки, например, два раза по полчаса.

Миссия невыполнима

Даже такие невысокие нормативы для подавляющего числа современных людей невыполнимы, и подвижность человечества с каждым годом падает. Так, в период с 2001 по 2016 год в странах с высоким уровнем дохода распространенность недостаточной физической активности увеличилась на 5%. Опрос 1,6 млн школьников 11–17 лет в 146 странах, проведенный в 2016 году, показал, что более 80% подростков не придерживаются рекомендованного уровня физической нагрузки.

Сидячий загон: как поднять подростка c дивана


Замкнутый круг

При этом в условиях пандемии люди стараются свести визиты в медучреждения к минимуму, что затрудняет наблюдение за физическим состоянием пациентов и его оценку. В связи с этим Американская академия педиатрии даже выпустила временное руководство для врачей, которое должно помочь им в работе с пациентами в этот непростой период. В документе отмечается, что в сложившейся ситуации экономической нестабильности, локдауна и перехода на виртуальное обучение в семьях могут возникнуть большие проблемы с правильным питанием и достаточным уровнем физической активности. Так, возможен переход на более дешевые полуфабрикаты, высококалорийные закуски и сладкие напитки. Закрытие тренажерных залов, спортивных секций и отсутствие школьных уроков физкультуры ограничивает возможности для правильного физического развития.

Опрошенные врачами родители отмечали, что даже во время ослабления карантинных мер в режиме их детей продолжительность периодов сна и занятий с цифровыми устройствами серьезно увеличилось.

Сидячий загон: как поднять подростка c дивана


— Опасный момент в гаджетах в том, что есть круглосуточная возможность развлечься и пообщаться с друзьями: игры, сериалы, соцсети, — отмечает в беседе с «Известиями» психолог, соучредитель мастерской для подростков и их родителей «Авторы своей жизни» Людмила Чередниченко. — Чаще всего яркость и динамичность жизни в интернете сильно проигрывает будничной реальности. А если в семье сложная и напряженная обстановка, то гаджеты позволяют подростку сбежать от переживаний в виртуальный мир.

В руководстве для педиатров подчеркивается, что нарушение распорядка дня и регуляции сна, снижение физической активности, увеличение времени нахождения у экранов телевизоров и компьютеров, круглосуточный доступ к пище, изменение ее состава и распорядка ее приема серьезно повышают риск ожирения и хронических заболеваний, в том числе, сердечно-сосудистых, гипертонии и сахарного диабета. В то же время последствия ожирения — нарушение дыхания, дисфункция иммунной системы, защищающей организм от инфекций и заболеваний, нарушение обмена веществ и сопутствующие болезни увеличивают тяжесть протекания COVID-19 у детей и подростков и становятся фатальными для взрослых.

Гарантийный срок


Медики, психологи, специалисты в области оздоровления единогласно утверждают: прежде всего правильно питаться и много двигаться должны сами взрослые. По данным ученых из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, ребенок, один из родителей которого страдает ожирением, имеет 50-процентный шанс повторить его судьбу. Когда оба родителя страдают ожирением, дети получают 80-процентную вероятность ожирения.

Однако и. о. директора ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, профессор РАН Наталья Мокрышева отмечает, что генетический фактор лишь создает предрасположенность для набора веса, а как она реализуется, во многом зависит от человека, его образа жизни, пищевых привычек, семьи и ее культуры.

Это не означает, что, повзрослев, человек станет полностью копировать образ жизни родителей — есть масса случаев, когда подросток, выросший в семье ярых сторонников ЗОЖ, освободившись от контроля, начинал наверстывать упущенное и поглощать запретные продукты.

Сидячий загон: как поднять подростка c дивана


Если мы говорим о привычках, то есть о каких-то регулярных конкретных действиях, например ежевечерних прогулках, то тут нет никаких гарантий, что они останутся с ребенком на всю жизнь, — рассказала «Известиям» нейропсихолог Детского образовательного центра «Филиппок» Людмила Вельш. — С возрастом у человека меняются вкусы, предпочтения и привычки тоже. Но если мы говорим о воспитании, семейной культуре, взглядах, ценностях, например об отношении к своему телу, здоровью, любви к природе, ребенок это впитывает, от этого уже сложнее отказаться.

По словам Людмилы Чередниченко, с определенного возраста необходимо особенно аккуратно подходить к взаимодействию с ребенком.

Дети до 12 лет зависят от образа жизни родителей и чаще всего с удовольствием вписываются в их активности. В этом случае достаточно организовать совместный досуг с прогулками, с настольными играми, с душевными посиделками, — говорит она. — С подростками метод «заставить» не работает, с ними придется договариваться о правилах, что допустимо, а что нет. Подросшие дети так же остаются детьми и тоже зависят от родителей и даже нуждаются в их одобрении, но с трудом это признают и требуют свободы определять свою жизнь.

Неподъемная работа


Попытки родителей оторвать подростка от телефона, поднять с дивана и заставить двигаться в подавляющем большинстве случаев претерпевают неудачи и вызывают негативную ответную реакцию.

Здесь очень важен индивидуальный подход, надо очень хорошо знать характер ребенка, среду, в которой он растет, и исходя из этого уже влиять на него, — говорит тренер одного из московских клубов сети «Территория фитнеса» Петр Петров, который занимается с подростками более 10 лет. —Работа эта очень непростая, так как тут еще накладывает отпечаток возраст, это пубертатный период, выброс гормонов, продолжение формирования центральной нервной системы. В этом возрасте они думают, что они уже взрослые, что могут принимать сами решения, многие уходят на улицу, у меня были такие, которые уходили из дома. Здесь нужно всё очень тонко и аккуратно делать.

Он отмечает, что влияние родителей не всегда может сработать, особенно когда ребенок этого не хочет, у него нет желания изменить себя. В таком случае одна из самых сильных мотиваций — пример друзей, особенно если они достигли каких-то результатов.

Сидячий загон: как поднять подростка c дивана

— Одной заставить себя сложно, с подругой намного проще начать, — подтверждает одна из его воспитанниц, 15-летняя Анастасия. — Я не очень активный человек в этом плане, не люблю танцы и спортивные игры, я бы лучше ходила на плавание или растяжку. Но в принципе, занимаясь в фитнесе, я достигла своей цели — подтянулась, похудела. Вообще спорт — это, конечно, здорово, но если ребенок не хочет и доволен своим телом, то смысла заставлять его нет.

Петр Петров подчеркивает, что надо действовать очень тонко и аккуратно, много общаться с детьми, слушать и слышать их, объяснять, что спорт, движение — это неотъемлемая часть нашей жизни.


— Можно приводить визуальные примеры, показывать какие-то видеоролики, ненавязчиво говорить о спорте, здоровом образе жизни, чтобы ребенок воспринимал визуально, на слух. Ну и так по чуть-чуть каждый день, — советует он.

— Здесь есть два варианта, — соглашается нейропсихолог Людмила Вельш. — Первый — это действительно собственный пример. Второе — чем-то заинтересовать. Например: у тебя есть два часа свободного времени и нет ни планшета, ни телевизора, но тут рядом ребята играют в футбол, не хочешь присоединиться?

Родительская воля

В каких-то случаях, по мнению тренера, можно и надавить.

— Нередко поднять с дивана могут только родители в принудительном порядке, где-то проявить строгость, через слезы, через преодоление,— говорит Петров. — Но в каждом случае надо смотреть на психологию ребенка, его характер, чтобы не сломать.

Правда, с большинством подростков это не срабатывает.

— Меня лично это раздражает, — говорит Анастасия. — Гуляю я и так достаточно часто. А когда говорят что-то типа «сделай что-нибудь полезное», может, я и в телефоне полезными вещами занимаюсь, не понимаю смысл делать просто что-нибудь, но не в телефоне.

Читайте также: