План мероприятий по пуф

Обновлено: 02.05.2024

В соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и субъектов РФ одной из важнейших задач гражданской обороны и РСЧС[1] является обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Под устойчивостью функционирования организации понимается ее способность производить продукцию в заданных номенклатуре и объеме в интересах выживания населения и обороноспособности страны в условиях военного времени, а для учреждений непроизводственной сферы деятельности – способность выполнять заданные функции.

Повышение устойчивости функционирования (далее – ПУФ) организации (объекта экономики) достигается путём проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, максимальное снижение воздействия на объекты современных средств поражения, создание условий для быстрой ликвидации последствий воздействия чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, осуществление в сжатые сроки работ по восстановлению нарушенного производства.

Мероприятия по ПУФ объекта разрабатываются и осуществляются заблаговременно с учётом возможных последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий мирного времени, перспектив развития и совершенствования средств вооружённой борьбы и способов их применения в военное время.

В общем случае весь комплекс мероприятий можно условно разделить на следующие составляющие:

Планирование мероприятий по выполнению задачи обеспечения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется в Планах гражданской обороны и защиты населения (Планах гражданской обороны).

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях. План гражданской обороны представляет собой заранее разработанный перечень мероприятий по защите персонала, материальных и культурных ценностей, а также поддержание устойчивости работы объекта при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Структура Плана гражданской обороны и защиты населения (плана гражданской обороны) установлена приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)». Мероприятия, направленные на ПУФ, находятся в тесном взаимодействии с другими мероприятиями, планируемыми и реализуемыми для выполнения иных задач гражданской обороны. В первую очередь речь идет о наращивании инженерной защиты объекта экономики.

Формы «Плана наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны» и «Плана наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время» представлены в приложениях N 3 и N 11 к «Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения» соответственно.

-->ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ -->

В соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и субъектов РФ одной из важнейших задач гражданской обороны и РСЧС[1] является обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Под устойчивостью функционирования организации понимается ее способность производить продукцию в заданных номенклатуре и объеме в интересах выживания населения и обороноспособности страны в условиях военного времени, а для учреждений непроизводственной сферы деятельности – способность выполнять заданные функции.

Повышение устойчивости функционирования (далее – ПУФ) организации (объекта экономики) достигается путём проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, максимальное снижение воздействия на объекты современных средств поражения, создание условий для быстрой ликвидации последствий воздействия чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, осуществление в сжатые сроки работ по восстановлению нарушенного производства.

Мероприятия по ПУФ объекта разрабатываются и осуществляются заблаговременно с учётом возможных последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий мирного времени, перспектив развития и совершенствования средств вооружённой борьбы и способов их применения в военное время.

В общем случае весь комплекс мероприятий можно условно разделить на следующие составляющие:

Планирование мероприятий по выполнению задачи обеспечения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется в Планах гражданской обороны и защиты населения (Планах гражданской обороны).

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях. План гражданской обороны представляет собой заранее разработанный перечень мероприятий по защите персонала, материальных и культурных ценностей, а также поддержание устойчивости работы объекта при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Структура Плана гражданской обороны и защиты населения (плана гражданской обороны) установлена приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)». Мероприятия, направленные на ПУФ, находятся в тесном взаимодействии с другими мероприятиями, планируемыми и реализуемыми для выполнения иных задач гражданской обороны. В первую очередь речь идет о наращивании инженерной защиты объекта экономики.

Формы «Плана наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны» и «Плана наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время» представлены в приложениях N 3 и N 11 к «Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения» соответственно.

План мероприятий по пуф

ГОСТ Р 22.2.12-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Safety in emergency. Increasing the business continuity of organizations in emergencies. General principles

Дата введения 2021-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт предназначен для применения при планировании и осуществлении мероприятий по гражданской обороне и защите населения, а также при разработке перечня мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в составе документов территориального планирования Российской Федерации и проектной документации объектов капитального строительства.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

- федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими планирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения;

- организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство и эксплуатацию объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.04 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.1.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

ГОСТ Р 1.0 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.11 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения

ГОСТ P 22.3.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 42.0.02 Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 42.2.01 Гражданская оборона. Оценка состояния потенциально опасных объектов, объектов обороны и безопасности в условиях воздействия поражающих факторов обычных средств поражения. Методы расчета

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 55201-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства

СП 165.1325800.2014 "СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне"

СП 264.1325800.2016 "СНиП 2.01.53-84 Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1.1 объект экономики: Предприятие, организация или учреждение материально-производственного или социально-производственного назначения, имеющее единую систему управления и расположенное на единой территории.

3.1.2 объект жизнеобеспечения населения: Предприятие, организация или учреждение, деятельность которого направлена на решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения, достаточного для сохранения жизни и поддержания здоровья людей при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях.

3.1.3 уязвимость объекта: Свойство объекта быть подверженным воздействию опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.

3.1.4 устойчивость функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях: Способность объектов экономики и жизнеобеспечения населения противостоять опасностям, возникающим при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов или при чрезвычайных ситуациях, с целью поддержания выпуска продукции или оказания услуг в запланированном объеме и номенклатуре; предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала, населения и материального ущерба, а также с целью восстановления в минимальные сроки утраченных функций объектов.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

АТС - автоматическая телефонная станция;

АХОВ - аварийно химически опасное вещество;

ГО - гражданская оборона;

ЗС ГО - защитное сооружение гражданской обороны;

МТС - материально-техническое снабжение;

НРС - наибольшая работающая смена;

СИЗ - средства индивидуальной защиты;

ОКС - отдел капитального строительства;

ОСП - обычные средства поражения;

ССП - современные средства поражения;

ЧС - чрезвычайная ситуация.

4 Общие положения

4.1 Планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях являются одной из основных задач гражданской обороны.

4.2 Объектами экономики, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, являются:

1) объекты организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны [2];

2) объекты, имеющие мобилизационное задание и/или продолжающие функционировать в военное время;

3) объекты, представляющие высокую потенциальную опасность, в том числе:

- критически важные объекты, устанавливаемые законодательством Российской Федерации;

- потенциально опасные объекты, установленные законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [3];

- особо опасные и технически сложные объекты, установленные законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности [1].

4.3 К объектам жизнеобеспечения населения, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, относятся объекты жизнеобеспечения организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны [2], и объекты жизнеобеспечения, имеющие мобилизационное задание и/или продолжающие функционировать в военное время, в том числе:

- предприятия агропромышленного комплекса;

- объекты пищевой и мясо-молочной промышленности, хлебозаводы, холодильники и т.п.;

- предприятия торговли и общественного питания, бытовой инфраструктуры и жилищно-коммунального обслуживания;

- предприятия водо-, электро- и теплоснабжения;

- организации материально-технического и продовольственного снабжения;

- предприятия городского и междугороднего транспорта;

- муниципальные ремонтно-восстановительные службы и др.

4.4 Конкретный перечень объектов экономики и жизнеобеспечения населения, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, утверждается в составе планов гражданской обороны и защиты населения, а также планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

4.5 Основными направлениями обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях являются:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

- рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (СП 165.1325800.2014);

- обеспечение защиты персонала (рабочих и служащих) объектов от поражающих факторов ССП, вторичных поражающих факторов их применения, а также от ЧС;

- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в соответствии с требованиями СП 165.1325800.2014;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

План мероприятий по пуф

ГУБЕРНАТОР ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 апреля 2007 года N 49-ук

Об организации проведения первоочередных мероприятий
по поддержанию устойчивого функционирования организаций
в военное время, а также содействия устойчивому функционированию
организаций в чрезвычайных ситуациях

1. Утвердить методические рекомендации по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципальных образований (муниципального района, городского округа) Оренбургской области согласно приложению.

2. Руководителям органов местного самоуправления - муниципальных районов и городских округов, осуществляющих руководство гражданской обороной на территории муниципальных образований:

2.1. Организовать проведение первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, а также содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

2.2. Руководствоваться в своей деятельности методическими рекомендациями по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципальных образований муниципального района, городского округа (далее - методические рекомендации).

2.3. Довести методические рекомендации до руководителей объектов экономики.

3. Рекомендовать руководителям организаций:

3.1. Проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

3.2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

4. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на первого вице-губернатора - первого заместителя председателя Правительства Оренбургской области Грачева С.И.

5. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Приложение
к указу Губернатора области
от 24.04.2007
№ 49-ук

Методические рекомендации
по повышению устойчивости функционирования объектов экономики
муниципальных образований (муниципального района, городского округа)
Оренбургской области

I. Общие положения по повышению устойчивости
функционирования экономики

Настоящие методические рекомендации определяют направления деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, а также содействию устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Одним из основных направлений в защитных мероприятиях территориальных структур и объектов экономики является повышение их устойчивости. Мероприятия проводятся заблаговременно в мирное время.

Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается способность экономики удовлетворять оборонные и важнейшие хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту страны и ее жизнедеятельность.

Устойчивость функционирования территорий в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) - способность территориальных структур экономики функционировать в условиях чрезвычайных ситуаций, противостоять поражающим воздействиям, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также ликвидировать чрезвычайные ситуации в минимальные короткие сроки на соответствующей территории.

Повышение устойчивости функционирования (далее - ПУФ) территориальных структур и объектов экономики (далее - ОЭ) достигается осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, созданием условий для ликвидации последствий нападения противника и проведения работ по восстановлению отраслей экономики.

С этой целью заблаговременно в мирное время проводится ряд организационных и инженерно-технических мероприятий.

К организационным мероприятиям относятся:

создание системы надежной защиты производственного персонала от современных средств поражения;

разработка плана и перевод экономики на особый режим работы;

создание запасов топлива, сырья, комплектующих изделий;

подготовка рабочей силы к работе в военное время;

организация устойчивых производственных связей;

разработка и осуществление системы транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения объектов и отраслей хозяйственного комплекса;

подготовка и оснащение аварийно-восстановительных формирований для проведения спасательных и восстановительных работ в очагах поражения;

подготовка зданий круглогодичного функционирования для развертывания в них учреждений больничной базы медицинской службы гражданской обороны (далее - ГО).

К общим инженерно-техническим мероприятиям относятся:

строительство защитных сооружений для укрытия наибольших работающих смен на объектах и отдыхающих смен в районах рассредоточения;

повышение прочности и механической устойчивости зданий, сооружений и других важных объектов;

повышение устойчивости энергетики;

строительство пунктов управления;

повышение живучести транспорта;

строительство загородных баз и складов;

рассредоточение запасов и резервов;

строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легковоспламеняющихся, взрывчатых и других веществ.

Капитальные вложения, материально-технические и трудовые ресурсы, необходимые для осуществления этих мероприятий, должны предусматриваться в сметах расходов промышленных предприятий и организаций независимо от форм собственности.

Состояние устойчивости функционирования экономики характеризуется критериями, которые отражают уровень подготовленности предприятий и отраслей к устойчивой работе в военное время в результате проведения следующих мероприятий:

обеспечение сохранности основных производственных фондов и материальных ресурсов или снижение их возможных потерь от современных средств поражения;

повышение надежности внутреннего энерго- и водоснабжения предприятий, организаций и отдельных производств;

подготовка технологических процессов к производству продукции в военное время;

накопление текущих производственных запасов до установленных нормативов.

Повышение устойчивости функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения в мирное время, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного производства и обеспечения жизнедеятельности населения.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ осуществляют органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и руководители организаций. С этой целью в органах исполнительной власти и на объектах экономики разрабатываются положения о комиссиях по ПУФ.

Комиссии муниципальных образований по ПУФ решают следующие задачи:

организация работы по ПУФ подведомственных организаций, предприятий и учреждений;

контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и при воздействии современных средств поражения вероятного противника в подведомственных организациях, предприятиях и учреждениях;

оценка состояния, возможностей и потребностей подведомственных организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;

организация исследований по вопросам устойчивости функционирования подведомственных организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;

проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ в подведомственных организациях, предприятиях и учреждениях;

обобщение данных и подготовка предложений вышестоящим органам управления и комиссиям по ПУФ по вопросам ПУФ экономики для принятия решения по переводу подведомственных организаций, предприятий и учреждений на работу в особом режиме (чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация);

обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.

Комиссии организаций (предприятий) решают следующие вопросы:

планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости их функционирования;

планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника;

обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;

ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств;

иные возникающие вопросы.

Председателями комиссий по ПУФ экономики могут назначаться заместители руководителей, курирующие промышленный комплекс (производство). Членами комиссий по ПУФ - лица, ответственные за направления деятельности, обеспечивающие выполнение задач ПУФ. Комиссии могут разбиваться на подкомиссии, подгруппы (группы) по:

рациональному размещению производственных сил;

устойчивости топливно-энергетического комплекса, промышленного производства и транспортной системы;

устойчивости агропромышленного комплекса, сфер обращения и услуг;

устойчивости социальной сферы, управления и другие.

В этом случае председателями подкомиссий, подгрупп (групп) могут назначаться должностные лица, ответственные за вышеуказанные направления экономики (производства).

Планирование работы комиссии по ПУФ начинается с составления плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики на 5 или 10 лет с разбивкой мероприятий по каждому направлению (подкомиссии). На основании данного плана составляются годовые планы работы как комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план комиссии по ПУФ состоит из планов подкомиссий и общего плана, объединяющего перечень всех мероприятий.

Основные направления ПУФ экономики муниципального образования:

обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время;

рациональное размещение производственных сил на территории муниципального образования;

проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики;

подготовка к работе отраслей экономики;

подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики;

подготовка системы управления экономикой.

Основными направлениями ПУФ предприятий и организаций (далее - организаций) являются:

обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения и их жизнедеятельности;

рациональное размещение производительных сил организации на соответствующей территории;

подготовка организации к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время;

подготовка к выполнению работ по восстановлению производства;

подготовка системы управления для решения задач в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

II. Мероприятия по ПУФ

Мероприятия по ПУФ муниципальных образований осуществляются заблаговременно с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного и военного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки (например, эвакуационные мероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики.

Проводятся два вида исследовательской работы по устойчивости.

Первый вид - специальные исследования, проводимые силами инженерно-технического персонала объектов и органами управления экономики.

Второй вид - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в общегосударственном (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга и являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости.

Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах ГО.

Эффективность подготовки организаций к устойчивому функционированию определяется при проведении специальных учений ГО.

В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа:

I этап - исследовательский, на котором выявляются проблемные вопросы в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по их решению;

II этап - проверка и оценка эффективности предполагаемых мероприятий и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения по ГО);

7. Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях

7.1. В целях повышения устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях проводятся следующие мероприятия:

создаются и содержатся в постоянной готовности локальные системы оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;

организуется взаимодействие между организациями по осуществлению возможного (при необходимости) маневра ресурсами между ними;

создается страховой фонд конструкторской, технологической, эксплуатационной документации;

накапливаются и поддерживаются в готовности к использованию резервные источники питания;

создаются запасы энергоносителей, сырья, строительных материалов, других материальных средств, необходимых для поддержания функционирования организаций в условиях прерванного материально-технического снабжения;

производится подготовка к возможной эвакуации персонала и особо ценного оборудования;

осуществляется подготовка к проведению инженерной, радиационной, химической, противопожарной, медицинской защиты персонала и организации;

ведется подготовка к проведению мероприятий, необходимых для жизнеобеспечения населения, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

7.2. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в организациях проводятся мероприятия, повышающие устойчивость их функционирования, в том числе осуществляется:

снижение количества АХОВ, пожаро- и взрывоопасных материалов на производстве;

подготовка защитных сооружений для защиты персонала от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

усиление технологической дисциплины и охраны организаций.

7.3. Организационными мероприятиями по заблаговременной разработке и планированию действий органов управления, сил и средств организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций являются:

прогнозирование последствий возможных чрезвычайных ситуаций и определение размеров опасных зон вокруг организаций;

подготовка руководящего состава к работе в особом режиме;

создание комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций и организация их работы в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

обучение производственного персонала соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении аварийных ситуаций, локализации аварий и тушении пожаров, ликвидации последствий и восстановлении нарушенного производства;

проверка готовности локальных систем оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

7.4. Инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и в целом производства, включают:

создание в организациях систем автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровнем загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;

накопление фонда защитных сооружений гражданской обороны и повышение их защитных свойств в зонах возможных разрушений, радиационного загрязнения или химического заражения;

обвалование емкостей для хранения легковоспламеняющихся жидкостей, устройство заглубленных емкостей для слива особо опасных веществ из технологических установок;

дублирование источников энергоснабжения;

защиту водных источников и контроль за качеством воды;

герметизацию складов и холодильников в опасных зонах.

7.5. Специальные мероприятия по созданию благоприятных условий для проведения работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации аварий и их последствий включают:

накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; создание на химически опасных объектах организаций запасов материалов для нейтрализации разлившихся АХОВ и дегазации местности, зараженных строений, средств транспорта, одежды и обуви;

обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;

разработку и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;

накопление средств медицинской защиты и профилактики радиоактивных поражений людей и животных;

регулярное проведение учений и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях с органами управления, аварийно-спасательными формированиями и производственным персоналом организаций.

Читайте также: