Кресла 19 века россия

Обновлено: 05.07.2024

В отличие от коллекций фарфоровых чашек, монет, марок или предметов живописи, частных коллекций кресел не создают. К ним относятся как к предметам интерьера и рассматривают их с позиции красоты, удобства и сочетания с другой мебелью.

Кресло с василисками. Россия. 1820-е. Красное дерево, резьба. Принадлежало Энгельгардтам. «Русская усадьба»

Обладатели коллекций старинной мебели заботятся в первую очередь не о нарядности или оригинальности кресел, а о том, чтобы они удачно вписались в уже сложившийся стиль комнат. Исходя из этого, не очень понятно, как можно говорить о креслах отдельно от столов, стульев, комодов, секретеров, шкафов, бюро. Однако, само по себе, старинное кресло — произведение искусства.

Многие из них были созданы замечательными мастерами мебельного искусства по проектам известных архитекторов, таких как Растрелли, Воронихин, Росси, Стасов. История изменения формы и декора кресел богата на события так же, как и любых других произведений декоративно-прикладного искусства. Эти изменения ясно и отчетливо вписываются в схему развития исторических стилей. Поэтому уместно поговорить о них, чтобы дать рекомендации начинающим коллекционерам для ориентации в огромном мире кресел — разных времен и, на первый взгляд, схожих друг с другом.

Главная составляющая ценности кресла — его уникальность. Что в свою очередь связано с возрастом предмета. Самое древнее из известных русских кресел было создано в конце XVI века и хранится в Государственном историческом музее. В допетровской Руси для сидения в основном использовались скамьи, а кресла непосредственно ассоциировались с троном, престолом, а, значит, высшей светской либо духовной властью. Поэтому кресла в те времена встречались только в царских или патриарших палатах, реже — в домах высшей боярской знати. Естественно, кресла той эпохи относятся к уникальным предметам и, если они появятся в каком-либо антикварном салоне, то, несмотря на внешнюю простоту и неказистость, будут стоить дорого — несколько десятков тысяч долларов. Интересуются подобными вещами только профессиональные коллекционеры, знатоки мебели и музеи.

При Петре I к креслу перестали относиться как атрибуту власти и могущества, их стали причислять к предметам комфорта, очень удобным в пользовании. Сохранившиеся кресла петровского времени повторяют формы английской и голландской мебели. В них минимум украшений, ощущается даже некий аскетизм эпохи, когда больше думали о пользе, надежности и удобстве, нежели красоте и изысканности. Кресел начала XVIII века сохранилось больше, чем века XVII, но появление их в антикварных салонах — большая редкость, цена зависит от прихоти антиквара, что обусловлено единичностью и уникальностью этих предметов. Установить их фиксированную рыночную стоимость невозможно.

Из книги в книгу кочует рассказ Екатерины II о том, что во времена правления Елизаветы Петровны в роскошных царских дворцах катастрофически не хватало мебели. Стулья, кресла, столы, кровати кочевали из резиденции в резиденцию вместе с Двором. Этот факт отчасти подтверждает относительно небольшое количество мебели, сохранившееся с того времени. Но, в отличие от петровской мебели, кресла эпохи дворцовых переворотов изысканны и нарядны. Например, мягкие, золоченые кресла, выполненные по рисункам Растрелли.

Кресло. Россия. Первая четверть XIX в. Тополь, резьба. «Акант»

К 1720–1730-м годам относится березовое кресло, представленное в антикварном салоне «Русская усадьба». В этом предмете гармонично сочетаются две, казалось бы, разные традиции: барочная форма английской мебели времен королевы Анны и роспись в стиле шинуазри, имитирующая китайские образцы расписанных золотом черно-лаковых изделий. В отличие от подобных английских кресел, изготавливаемых из красного дерева или ореха, этот предмет сделан из березы, и, в соответствии с русскими вкусами, окрашен. Тем самым за слоем краски и золоченой резьбы скрылась текстура самого дерева.

В соответствии с иными канонами было изготовлено ретирадное кресло (кресло-клозет), относящееся ко второй четверти XVIII века. В качестве образца для его создания была взята опять же английская барочная мебель. Однако для изготовления этого кресла использовали массив красного дерева, как было принято в Англии. Подобные кресла имели два назначения: — непосредственно для сидения, в случае надобности — как кресло-туалет. Под съемным мягким сиденьем в массиве красного дерева имеется круглая прорезь, под которую ставилась керамическая ваза-горшок. О том, что такие кресла не были для России в диковинку, свидетельствуют аналогичные дубовые предметы из собрания музея-усадьбы «Кусково».

В годы правления Екатерины II, которая сама имела хороший вкус и проявляла интерес к создаваемой мебели, ее производство было возведено в ранг искусства. Еще со времени царствования Елизаветы Петровны архитекторы занимались не только строительством зданий, но и созданием парадных интерьеров. В их обязанности входило и проектирование мебели. Это связано с тем, что в России еще не сложился институт художников-декораторов, как это было во Франции.

Мебельные мастерские еще не достигли того уровня развития, когда сами могли без посторонней квалифицированной помощи предложить заказчику мебель, которая соответствовала бы архитектурному стилю интерьера. Бытовавшее при Екатерине правило, когда продумывалось все сооружение комплексно и оформлялось его внутреннее пространство, становится нормой. Может быть, в этом кроется причина того, что один из лучших мебельщиков своего времени Давид Рентген, так и не стал придворным мебельщиком. При этом многие предметы этого периода созданы по проектам архитекторов Ринальди и Камерона.

Большое внимание зодчие придавали проектированию именно кресел. В их формах в равной степени прослеживаются английское и французское влияния. Из Франции пришли полосы резного орнамента, обрамляющие конструктивные детали — мягкую спинку, локотники, царгу. Также заимствованы кубообразные утолщения в местах соединения ножек с сидением, декорированные резной розеткой. Для английских кресел характерна большая легкость, изящество. Такие предметы в большом количестве представлены в экспозициях царских дворцов, однако на антикварном рынке их нет.

Кресло. Россия. Начало XIX в. Красное дерево, резьба, фанеровка, токарная работа. «Петербургская классика»

В последней четверти XVIII века русские аристократы, следуя примеру Екатерины II, занялись обустройством своих имений. На исходе века в крупных усадьбах работали уже не отдельные мастера-мебельщики, а целые мебельные мастерские. Наличие собственных мастеров позволяло создавать предметы в соответствии со вкусом и прихотью хозяина. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и видов провинциальной мебели.

Ярким и самобытным явлением конца XVIII века стали работы московских мастеров. В креслах этих мебельщиков соединились веяния раннего классицизма с традицией резьбы и золочения русских умельцев. Лучшие образцы таких кресел находятся в московских музеях-усадьбах и Государственном историческом музее. Их отличает крупная фактурная золоченая резьба деревянных частей, сочетающаяся на французский манер с мягким сиденьем и спинкой.

В это же время большой популярностью пользовались изделия из нетрадиционного для мебели материала — железа. Их изготовлением славились тульские оружейные мастера. Но все перечисленные виды кресел составляют скорее музейную, чем антикварную ценность. Это связано с тем, что мебель второй половиныXVIII века создавалась для помещений, которые имели иное функциональное значение, нежели современные. Большие и тяжелые кресла времен барокко и раннего классицизма размещались вдоль стен парадных залов. Они были рассчитаны на обзор с лицевой стороны и хорошо смотрятся лишь в больших помещениях, что не совсем сообразуется с пространством современных помещений.

На рубеже XVIII–XIX веков мебельное дело России вступило в полосу своего расцвета. В это время черты своеобразия русской мебели воплотились в стиле, получившем название «русский жакоб», — одном из первых достижений «золотого века» отечественного мебельного искусства. Российскими мастерами был создан совершенно оригинальный стиль, хорошо узнаваемый, отличающийся от зарубежных образцов, хотя и обладающий общими с ними чертами. Художественный эффект этой мебели строился на сочетании красиво подобранной древесной текстуры и золоченых накладок, подчеркивающих геометрически ясные формы. Легкие кресла в стиле «русский жакоб» соразмерны человеку. Они кажутся уместными и сегодня, настолько целесообразны и привлекательны. Эти предметы были популярны в начале и последней четверти XIX века, пользуются большим спросом и в наше время. Интерес к подобным креслам настолько велик, что в антикварных салонах они появляются уже не так часто, как раньше, и долго не задерживаются.

Появление стиля «русский жакоб» совпало с началом больших изменений в повседневной жизни русского дворянства. Роскошный век пышных дворцов, парков и праздников прошел. Вместо придворных Екатерины II, обладавших несметными богатствами, на первый план вышло среднее дворянство. Жизнь которого протекала не во дворцах, а имениях, просто и со вкусом обставленных более простой и скромной мебелью. Это были предметы, покрытые шпоном красного дерева, карельской березы и тополя. Мебельщики научились тонко обыгрывать цвет натурального дерева и красоту его фактуры. Характерная черта мебели этого времени — особая пластичность. Сегодня она пользуются большим спросом, поскольку хорошо вписывается в интерьеры, придает им особую теплоту звучания, чрезмерно не акцентируя на себе внимание.

Кресло в стиле модерн. Россия. Нач. XX в. Крашеное дерево. «Три века»

Достигла своего расцвета система совместного творчества мебельных мастеров и ведущих архитекторов. В начале XIX века в Петербурге существовала практика, когда столичные мебельные мастерские производили продукцию на основе договоров, заключенных со Строительной комиссией дворцового ведомства, которая возглавлялась архитектором, отвечавшим за комплексное решение вверенного ему объекта. По сути, получалось так, что мебельные мастера уделяли внимание качеству сделанных ими предметов, а авторами эскизов были архитекторы. Они же имели большой опыт работы над созданием произведений декоративно-прикладного искусства. Например, Воронихин, Тома де Томон, Росси начинали карьеру в качестве художников Императорского фарфорового и стеклянного заводов. Для них создание эскизов мебели было одним из обязательных направлений профессиональной деятельности, а хорошая выучка и разностороннее образование позволили находить нестандартные решения форм кресел, выдержанных в рамках классицистической традиции. Лучшие русские архитекторы создали свой художественный язык и выработали индивидуальный почерк, сформировав «лицо» русской мебели «золотого века».

Своеобразие переосмысления архитектурных идей в предметах мебели видно на примере тополевого кресла из антикварного салона «Русская усадьба», предположительно выполненного по эскизам Росси. Спинка кресла создана как вариация на тему ионической колонны, что говорит о своеобразном родстве архитектуры и мебельного искусства.

Чаще всего эпоха правления Александра I ассоциируется со стилем ампир. Этот стиль пришел в Россию из наполеоновской Франции. Его идеологом стал художник Давид. В мебель и архитектуру он был внедрен архитекторами Персье и Фонтеном. Ампир — это очередное переосмысление античного наследия имперского Рима. В России ампир стал официальным стилем империи, но это было не слепое копирование французских образцов, а русская вариация на заданную тему, что хорошо видно на примере кресел-корытец, которые были очень популярны в первой трети XIX века.

Мотив кресла-корытца восходит к древнеримским креслам, но русские мастера заимствовали форму не у римлян, а взяли за образец тип кресла-гондолы, разработанного в начале XIX века французскими мастерами. Но благодаря жесткой фанерованной спинке русский вариант кресла оказался ближе к римскому прообразу, нежели французский.

Кресло в стиле модерн. Нач. XX в. Россия. Дуб, маркетри. Золотое руно

Логика развития русского жилого интерьера была направлена на создание все более уютных помещений. Следуя этим тенденциям, мастера-мебельщики стали создавать еще более легкие, изящные и удобные в пользовании предметы мебели. Так в 1820-е годы появились кресла с выразительным профилем, рассчитанные на обзор с боков. Их уже не обязательно было приставлять к стене, а можно помещать в излюбленных местах комнат: у окна, возле камина, чаще всего — в кабинете.

Замечательный образец подобной мебели — кресло с василисками из дома Энгельгардтов.

Это время характерно появлением изделий из ранее непопулярных пород дерева, в частности, волнистой берёзы и клёна.

Однако уже к середине 1820-х годов все возможности классицизма и ампира были исчерпаны. В поисках вдохновения архитекторы, художники и мастера-мебельщики обратились к русскому и западноевропейскому средневековью, прежде всего, к готике. Однако в отличие от предыдущих эпох становления больших стилей интерес к готике не был обоснован идеологически. Он не коснулся всех сторон жизни общества (правил повседневного поведения, литературы, философии, образа жизни), а приобрел поверхностный, чисто эстетический характер развития. Это не могло в полной мере отразиться на созданных в неоготическом стиле предметах. В них не было конструктивной завершенности, внутренней убедительности существования. Весь изысканный декор, необычные формы делали неоготические кресла похожими на предметы декораций, а не на вещи, в окружении которых было бы приятно и удобно жить.

Неудивительно, что вскоре на смену неоготике пришло увлечение русской крестьянской мебелью, затем — необарокко, вторым рококо, восточными мотивами, затем последовало очередное увлечение мебелью времен Возрождения — классицизм.

Чехарда поисков вдохновения путем обращения к различным историческим стилям длилась несколько десятилетий. В последнее время этот период стали называть господством стиля «историзм», ранее же использовали слово «эклектика». В годы его господства было создано огромное количество интересных кресел, однако так и не появилось ни одного шедевра. Все эти предметы свидетельствуют о постепенном упадке мебельного искусства.

В середине XIX века все актуальнее становится проблема не создания шедевров, а удешевления мебельного производства. Самым значительным событием в истории мебели этого периода стали новшества Тонета. Он разработал фабричный метод производства мебели из гнутой древесины. На своих предприятиях он наладил выпуск дешевых кресел в огромных количествах. Тогда же началось производство шаблонной массовой мебели, претендующей на роскошь, но изготовленной с использованием дешевых технологий.

Один из ее вариантов — «кутанная» мебель, где деревянный каркас был скрыт под сплошной обивкой. К концу 19 века подобная мебель распространилась повсеместно.

Ответом на засилье дешевой фабричной мебели стал модерн. Но он был, прежде всего, стилем художников, а не мастеровых-мебельщиков. Поэтому изящная и красивая мебель в стиле модерн часто была не столько совершенна технологически, сколько интересна в художественном плане. Ее конструктивные недостатки и технологические просчеты стали особенно заметны в наши дни, когда изделия первой четверти 19 века часто оказываются более пригодными для пользования, чем кресла, созданные мастерами модерна.

Последним же большим стилем предреволюционной России стал неоклассицизм, развивавшийся в направлении использования классических тенденций в развитии современного мебельного искусства и буквального воспроизведения образцов старой ампирной мебели. К сожалению, сегодня нередки случаи, когда кресла, выполненные в стиле неоклассицизма, представляют как предметы первой четверти XIX века. Здесь требуется особое внимание, чтобы не ошибиться.

В России много антикварных салонов, которые специализируются на мебели. Однако большинство из них ограничивает свой интерес определенным историческим периодом. Например, в антикварных салонах «Русский модерн» и «Золотое Руно» преимущественно представлены изделия русских мебельщиков начала XX века. А «Русская усадьба» и «Старинный интерьер» предпочитают заниматься предметами, изготовленными до середины XIX века. Название антикварного салона «Три века» говорит само за себя, здесь можно найти кресла начала XIX века, которые мирно уживаются с предметами времен историзма и модерна. Есть и магазины, в которых систематической работы по проведению экспертизы и реставрации мебели не ведется совсем, а сами они больше походят на склад старинных предметов, нежели на респектабельный антикварный салон. В Москве так выглядит отдел мебели магазина «Акант ЛТ».

Стоимость кресла может быть самой разной — от двухсот до ста тысяч долларов. Дороже всего стоят предметы времен классицизма и ампира. Цена зависит от времени создания, сохранности, художественных достоинств, мастерской, в которой кресло было создано, истории самого предмета. Стоимость кресла может значительно увеличиться, если на нем будет обнаружена марка дворцового управления или оригинальная подпись известного мастера.

Знатоки и коллекционеры мебели предпочитают покупать еще нереставрированные кресла. Они хотят видеть предметы в том виде, в каком они дошли до наших дней. Это логично и разумно, поскольку сейчас искусство реставрации достигло такого уровня, что даже полусохранившийся предмет можно довести до идеального состояния. Правда, обновленные предметы сразу теряют изначальную красоту и привлекательность. Существует даже специальный термин «зареставрированная мебель». В старом предмете должны оставаться следы времени, свидетельствующие о прошедших эпохах и его почтенном возрасте.

Русская мебель конца XIX - начала XX века

Во второй половине XIX века Европу охватила идея поисков нового стиля. И Россия не осталась в стороне: этими поисками были отмечены практически все сферы художественной жизни.

Стиль модерн в декоративно-прикладном искусстве и мебели возник в период бурной индустриализации, декларативно противопоставив себя все более обезличивавшемуся стилю фабричной продукции. Именно это обстоятельство пробудило у живописцев разных стран интерес к бытовому предмету, к поискам художественности в обстановке дома, в повседневных вещах. Рукотворность предмета, его неповторимость стали приоритетными в производстве художественной мебели. Средневековое ремесло, индивидуальность предмета, созданного мастерами прошлого, во многом определили тему разработки нового стиля в европейском мебельном искусстве. Такое сознательное стремление создать новый стиль было принципиально новаторским в истории европейского искусства.

Кресло, выполненное под влиянием средневековой мебели. Россия, 1900-е гг.

Поиски нового в России шли в нескольких направлениях. К началу XX века важнейшую роль стал играть русский национально-романтический вариант модерна, зародившийся в 1880-х годах в подмосковном Абрамцеве и расцветший в 1900-х годах в художественном объединении Талашкино, в имении княгини М.К.Тенишевой под Смоленском. Опиравшееся на традиции древнерусского и народного искусства, это направление способствовало появлению многих ярких произведений, созданных выдающимися художниками своего времени.

Наряду с этим наблюдалась ориентация и на западноевропейский модерн, причем - на самые разные его направления, получившие распространение в Бельгии и Франции (ар нуво), в Австрии и Германии (югендштиль), на Британских островах и в других странах, во многом опиравшиеся там на свои национальные традиции. В России западноевропейские заимствования подчас приобретали определенное своеобразие как в силу национальных традиций, так и в результате авторской переработки иностранных прототипов. В то же время многие предприятия откровенно копировали зарубежные образцы, которых было очень много в различных каталогах и прейскурантах, что сегодня сильно затрудняет их атрибуцию.

Очень заметными в русском интерьере с самого начала XX века стали традиции русского классицизма. Переработанные в стиле модерн, они, например, ярко проявились в произведениях петербургского предприятия "Современное искусство", родившегося в рамках творческого объединения "Мир искусства". В то же время к 1910-м годам неоклассицизм становился все более ретроспективным, когда на смену свойственной модерну стилизации пришло желание копировать старые образцы, приблизиться к стилистике русской усадебной культуры начала XIX века. Во многом это было спровоцировано столетним юбилеем Отечественной войны 1812 года.

Кресло в стиле неоклассицизма

Кресло в стиле неоклассицизма. Кустарные мастерские Звенигородского уезда Московской губернии. 1910-е гг.

Тем не менее, в русском мебельном искусстве вплоть до 1917 года эклектика сохраняла свою актуальность. Обстановка даже в относительно обеспеченном доме не могла меняться с той калейдоскопической быстротой, которую предлагала мода. Поэтому надежнее было ориентироваться на уже "проверенные" стили, свидетельствовавшие о прочном социальном и материальном положении хозяина дома. Даже такие пропагандисты нового, как известные в то время проектировщики интерьеров В.Стори и Г.Иоаннисиани, советовали "при больших средствах выдержать гостиную в каком-нибудь определенном стиле - Людовика XIV или ампир". Вот почему на современном антикварном рынке подавляющее большинство мебели рассматриваемого периода со всей очевидностью демонстрирует нам разнообразные свидетельства ориентации на исторические стили.

На практике все перечисленные стилистические направления в русском мебельном искусстве далеко не всегда воплощались в чистом виде. Как правило, они оказывали друг на друга взаимное влияние, что делало общую картину еще более пестрой.

Однако стилем рубежа веков, безусловно, стал модерн. Этот стиль, у многих ассоциирующийся с плавной текучей линией ар нуво, на самом деле был гораздо разнообразнее. Декларируемое его основателями стремление к принципиальной новизне на деле воплотить в полной мере было трудно. Так, в прихотливой линии ар нуво можно узнать элементы рококо - стиля, считавшегося во Франции национальным. В более рациональной по облику шотландской мебели того же периода, несомненно, отражены традиции Средневековья, а в русских мебельных произведениях национального романтизма очевидны народные и древнерусские истоки. Новым же здесь был метод, который использовали художники модерна. Если в предшествующий период историзма проектировщики пользовались методом эклектической компоновки легко узнаваемых мотивов, напрямую заимствованных в прошедших стилях, то теперь на смену ей пришла стилизация, когда прототип лишь угадывался в образе, рожденном фантазией художника.

Стул, выполненный под влиянием французского "ар нуво". Россия, начало XX в.

Все это объясняет тот интерес, который на рубеже веков проявили к декоративно-прикладному искусству живописцы. К.А.Коровин, Н.К.Рерих, М.А.Врубель, В.А.Серов, А.Н.Бенуа, В.Д.Поленов, В.М. и А.М.Васнецовы, С.В.Малютин, К.Ф.Юон - трудно назвать художника, который не обращался в то время к этой сфере.

В русской мебели рубежа веков очевидны две тенденции - иррациональная и рациональная. Многие варианты мебели, ориентированной на ар нуво, сложные для исполнения авторские произведения в духе национального романтизма были, как правило, уникальными или производились небольшими сериями. При этом серийные вещи обычно редко копировали первоначальный образец, а созданные предметы несли на себе печать индивидуальности и рукотворности. Они требовали больших затрат, и изготавливать их могли только высококлассные резчики.

Рациональное направление модерна, исповедовавшее эстетику простых форм, становилось все более заметным к 1910-м годам. Эти формы легче было воспроизвести в условиях массового производства. Рациональное направление модерна постепенно проникло в жилую среду самых разных социальных слоев, стилистически сближая бедные жилища и богатые особняки. Однако, как писал в 1912 году журнал "Столяр", "только деталями и нюансами отличается рабочая мебель от буржуазной, но в этих нюансах - целый мир". Авторская мебель в стиле рационального модерна подготовила следующий этап в истории этого вида декоративно-прикладного искусства, пришедшегося на период между двумя мировыми войнами.

Стул в стиле рационального модерна. Россия, 1910-е гг.

Хотя модерн возник в результате стремления к рукотворности и борьбы с засильем обезличенных фабричных изделий, уйти от жизни было невозможно. Рождение этого стиля совпало с резким приростом городского населения, с невиданными ранее масштабами строительства. Потребность в мебели стимулировала ее фабричное производство. Только за три года до конца XIX века количество мебельных предприятий в России увеличилось с 44 до 108. В 1897 году на этих предприятиях работала 71 тысяча человек, оборот составлял 6 млн. рублей. Мебель делали также на многочисленных мелких кустарных предприятиях. Качество их продукции подчас было очень хорошим. Известно, например, что кустарную продукцию скупал и ставил на ней свое клеймо торговый дом "Мюр и Мерилиз", имевший собственную мебельную фабрику в Москве. Множество земских мастерских по всей России делали мебель и мелкие детали интерьера, в том числе - пользовавшиеся огромной популярностью предметы в русском стиле, по известным образцам, выполненным в Московском кустарном музее, а также в художественных центрах, подобных Абрамцевскому.

Для периода модерна характерны и расширение ассортимента материалов, необходимых для изготовления мебели, и технологические поиски. Стремление к рукотворности предметов бытовой среды, к созданию индивидуальной домашней обстановки способствовало развитию таких промыслов, как плетение из лозы и других материалов. Плетеная мебель, ранее ассоциировавшаяся с дачной, загородной жизнью, проникала в городские квартиры и особняки, причем не только в ставшие модными зимние сады. Стилистической основой плетеной мебели был интернациональный вариант модерна, преимущественно его рациональный вариант. Такая мебель придавала интерьеру стиль и определенную оригинальность, столь ценившуюся в тот период. При изготовлении крупных предметов, например, шкафов, использовались деревянные плоскости, а плетеные детали создавали декоративную доминанту.

Кресло в восточном стиле

Кресло в восточном стиле. Фабрика Ф.Ф.Мельцера. Петербург. Рубеж XIX-XX вв.

В период модерна чрезвычайно популярной стала встроенная мебель. Сама идея, уходящая корнями в культуру Средневековья и Ренессанса, была не новой. Но в тот момент она оказалась мощным средством создания единства среды, где все, вплоть до мелочей, решалось в едином ключе. Порой в эту "игру" включали даже костюмы домочадцев, в особенности, если это был дом художника, спроектированный им самим. Сочетание мебели и архитектуры делало пространство более динамичным, "живым". Встроенные диваны, шкафы, перегородки при движении и изменении ракурса рождали все новые, подчас неожиданные ощущения пространства, казавшегося изменчивым и осязаемым. В создании интерьера при этом участвовали все три измерения пространства. Это было характерно прежде всего для особняков и так называемых "квартир-особняков", располагавшихся на нескольких уровнях в доходных домах.

Огромную роль в интерьере периода модерна играл цвет - начиная от окраски дерева и разноцветных стеклянных вставок на мебели до расцветки ее обивки. В этом красочном аккорде отражались пристрастия времени, менявшиеся неоднократно на протяжении двух десятилетий, отведенных стилю модерн.

Типичным на рубеже веков стало использование нетрадиционных материалов для мебели. Так, с начала XX века были весьма распространены керамические вставки и облицовка ими плоских поверхностей, например, столешниц. В русском модерне этот прием одним из первых продемонстрировал К.Коровин на выставках "Современного искусства" и "Нового стиля". Большой популярностью пользовались стеклянные вставки на мебели и даже целые витражные композиции, подчас представлявшие собой сложные сюжеты. Иногда можно было встретить и их имитации из наклеенной пленки, повсюду продававшейся в магазинах.

Характерным для того времени было использование декоративных возможностей металла - и не только в качестве тисненых латунных композиций на предметах в духе национального романтизма. Это могли быть и сложные по рисунку петли-жиковины, повторяющие средневековые образцы, разнообразные вставки из желтой и красной меди, оксидированных металлов, дававших на деревянных поверхностях игру фактуры и неожиданные цветовые эффекты.

Надо сказать, русская мебель конца XIX - начала XX века - явление сложное и разнообразное. Одна из ее особенностей - подчеркнутая простота, предвещавшая новое искусство близкого будущего, и противоположная ей иррациональность, сложность, очевидная уникальность. Оба эти явления были, несмотря на свою противоположность, разными сторонами одного и того же процесса - поисков путей к созданию единой художественнойсреды. Своеобразие предметного убранства русского интерьера выражалось не только в национально-романтическом варианте модерна, опиравшегося на национальные художественные традиции. Не менее характерно для него и то стилистическое разнообразие, которое было типично только для русской мебели и не встречалось в такой мере ни в одной другой стране.

Старинной мягкое кресло 19 века до реставрации

Сегодня мы расскажем Вам об антикварном кресле конца 19 века, реставрация которого завершилась буквально недавно ( 18 февраля 2016 г).

Но прежде чем мы покажем итоги нашей восстановительной работы, хотим показать Вам состояние предмета старины ДО реставрации. Так как, поверьте нам, это достойно Вашего внимания.

Итак, кресло было сделано в России в конце 19 века ( в 1890-1895 гг).

Старинное кресло до реставрации в мастерской Морозова
Реставрация старинной мебели в Москве

На наш взгляд его можно отнести к эклектическому стилю с элементами ампира.

Выполнено из массива березы, который облицован шпоном красного дерева.

Размеры кресла: высота - 800 мм, глубина - 670 мм, ширина - 610 мм.

Итак, переходим к самому интересному – повреждениям.

Повреждения антикварного кресла конца 19 века ( состояние до реставрации):

Повреждения антикварного кресла 19 века
Старинная мебель - состояние до реставрации в мастерской

Признаемся честно, что давно в нашу мастерскую не поступало предметов антиквариата в таком плачевном состоянии.

Первое, что сразу бросается в глаза - кресло подвергалось неоднократному ремонту. Видимо когда-то давно расшатавшийся каркас пробовали переклевать, но с годами и это уже не помогало, поэтому практически все основные узлы скрепили металлическими накладками.

Плачевное состояние мебели до реставрации

Огромное количество сколов, вмятин, царапин и трещин разного калибра.

Ремонт и реставрация старинного кресла в Москве
Старинная мебель - ремонт и реставрация в Москве

Когда-то давно кресло было покрыто шеллаком. Но в итоге, видимо, чтобы больше не переживать за износ и новые повреждения поверхности, его покрасили масляной краской.

Замена обивки на старинной кресле
поврежденная обивка старинного кресла 19 века

Обивка. Тут и без наших комментариев по фотографии видно, что родная обивка восстановлению не подлежит - местами протерта, местами порвана, а в некоторых местах практически разодрана на лоскутки.

Латунные накладки на старинной мебели
Латунные элементы на мебели 19 века

Поручни кресла украшают красивые латунные накладки. Помимо того, что они служили дополнительной защитой дерева в местах постоянного контакта с руками, из наличие придает дополнительную изысканность всему изделию и оригинальность.

Основание сидения сломалось практически симметрично с двух сторон.

Старинная мебель до реставрации в мастерской
Ремонт и реставрация кресел 19 века

В общем, к нам в мастерскую приехал еще один пример того, как прекрасное произведение искусств с годами может превратиться в малопригодный для использования предмет. И лишний раз убедились в том, что когда ремонтом занимаются люди, мало что понимающие в реставрации, не обладающие необходимыми знаниями, техникой, материалами, а главное - желанием сделать все аккуратно - это наносит огромный вред мебели, а так же в разы увеличивает риски не восстановить былую красоту и лоск.

Повреждения мебели - ремонт и реставрация
Декор на антикварной мебели 19 века

Очень рады, что кресло попало именно в нашу мастерскую. Знания, накопленный опыт и бережный подход - врем это помогло нам реанимировать это красивое антикварное кресло. Но давайте обо всем по порядку!

Старинное кресло до реставрации в Москве

План реставрационных работ по восстановлению старинного кресла конца 19 века:

1. полный демонтаж;

2. удаление старой масленой краски;

3. изготовление нижних поперечных элементов корпуса;

4. устранение сколов и надломов

5. изготовление латунных декоративных элементов

6. сборка и проклейка кресла

7. морение и покрытие шеллаком

8. обновление обивки и перетяжка.

Начало реставрации старинного кресла конца 19 века ( Россия ).

Удаление старой масляной краски с кресла
Ремонт и реставрация корпусной мебели в Москве

Ждем ваших вопросов и комментариев!

Возвращайтесь на наш сайт чаще. Подписывайтесь на наш Instagram, Facebook, Twitter и приходите в гости.

Реставрационная мастерская Виктора Морозова.

Реставрация мебели. Ремонт антикварной, старинной и старой мебели в Москве.

Если вам понравилась эта статья, то будем признательны, если вы поделитесь ей в своих соц.сетях.

Очень красивое старинное кресло 19 века - до реставрации

Вот уже несколько месяцев в своем блоге в Инстаграме мы ведем репортажи о том, как проходила реставрация антикварного кресла 19 века. Пришло время опубликовать статьи здесь, так как на этой неделе мы полностью завершили все работы и теперь можем подробно рассказать Вам обо всех этапах, трудностях и наших достижениях.

Но начнем мы, конечно, с состояния ДО реставрации.

Старинное кресло 19 века до реставрации

Где отреставрировать кресло в МОскве? Мастерская Морозова

СТАРИННОЕ КРЕСЛО КОНЦА 19 ВЕКА ДО РЕСТАВРАЦИИ

Спинка старинного кресла требует замены обивки

Изготовлено данное изделие было в России. Стиль можно охарактеризовать, как эклектичный. Автор – неизвестен.

Вся резьба и корпус изготовлены из массива березы.

ОСНОВНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ:

Полностью отсутствовало обивка на сидении, подлокотниках и задней стороне спинки. Передняя часть спинка обита черной натуральной кожей, но общее состояние плачевное и требуется полная замена.

подлокотники старинного кресла до реставрации

Поврежден левый подлокотник. Часть конструкции отломана и утеряна. Правый подлокотник держится на металлической пластине, которая закреплена саморезами.

Мебель до реставрации в мастерской Морозова

Повреждения антикварной мебели до реставрации в Москве

По всему корпусу кресла имеются многочисленные трещины, сколы и потертости. Накладная резьба рассохлась и отклеилась практически по всей конструкции, что требует полной проклейки.

Старинное кресло 19 века до реставрации

После удаления остатков кожаной обивки были обнаружены многочисленные отверстия на корпусе сидения, что позволяет сделать выводы о том, что на кресле уже меняли обивку и не один раз.

Так же стоит отметить, что общая конструкция кресла расшаталась и требуется так же произвести полную проклейку.

Реставрация мебели в Москве

Ремонт и реставрация старой мебели в Москве

ПЛАН РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ:

Удаление старого покрытия

Устранение сколов и трещин

Изготовление недостающих утрат

Устранение многочисленных отверстий на корпусе сидения.

Подготовка к покраске (полировка)

Покрытие морилкой и маслом

Обивка черной натуральной кожей (наполнитель – пружины и конский волос)

Антикварное кресло 19 века до реставрации

Повреждения стариной мебели - реставрация в Москве

РЕСТАВРАЦИЯ КРЕСЛА:

Реставрация антикварной мебели

Как мы уже сказали в самом начале – сейчас кресло уже полностью отреставрировано. И уже завтра мы опубликуем большую статью о том, какие работы были проделаны, а так же покажем Вам много красивых фотографий и несколько интересных видео.

Старинное кресло 19 века до реставрации

Реставратор мебели - мастер работает

Следите за обновлениями в нашем инстаграме , где ежедневно мы выкладывает новые стадии реставрации всех заказов!

Хотите узнать, сколько стоит реставрация вашего кресла - напишите нам и приложите фотографии.

на Вашу почту отправлено уведомление о доставке нам Вашего письма

Старинное кресло конца 19 века ПОСЛЕ реставрации. Итоги.

Вот и пришло время показать Вам итоги нашей работы по реставрации старинного кресла конца 19 века.

Работы велись несколько месяцев и мы с гордостью представляем Вам отреставрированный заказ.

Отреставрированное кресло 19 века в мастерской Морозова

Отреставрированный декоративный резной узор на кресле

Таким кресло было, когда только поступило к нам

А таким его на прошлой неделе забрал клиент.

Итоги реставрации старинного кресла 19 века

Все подробные фотографии состояния ДО реставрации вы можете посмотреть в этой статье.

Вчера мы опубликовали большую новость о том, как проходили все стадии реставрации (ПРОЦЕСС РЕСАТВРАЦИИ): от разбора и удаления покрытия, до обивки черной кожей.

Теперь же хотим предложить рассмотреть этот антикварный предмет старины со всех сторон.

ИТОГИ РЕСТАВРАЦИИ АНТИКВАРНОГО КРЕСЛА 19 ВЕКА

Отреставрированный декоративный орнамент старинного кресла

Отреставрированное кресло 19 века

Антикварная мебель - ремонт и реставрация в Москве

Напомним, что кресло сделано из массива березы. Были устранены многочисленные сколы, трещины и царапины на корпусе и красивом резном узоре.

Ремонт старинной мебели - замена обивки

Подлокотники старого кресла после реставрации

Покрытие кресла маслом и воском

Проклеена вся конструкция. Восстановлен и правильно закреплены подлокотники.

Кресло покрашено морилкой, а так же маслом и воском.

Наполнитель обивки – конский волос.

В сидении так же установлены пружины.

Вот так выглядело кресло ДО РЕСТАВРАЦИИ с задней стороны:

Кресло 19 века ДО реставрации в мастерской Виктора морозова

А вот так оно выглядит сейчас, после того, как наши мастера поработали над ним.

Кресло после ремонта в мастерской Морозова

Кресло после ремонта в мастерской Виктора Морозова

Материал обивки предоставил заказчик - натуральная черная кожа.

Старинная мебель - ремонт и реставрация в Москве

Если вы ищите, где отреставрировать кресло, которое Вам дорого – вы зашли по адресу. Даже, если на первый взгляд кажется, что восстановлению оно не подлежит – не спешите. Сфотографируйте его и отправьте нам снимки. А мы уже подскажем и проконсультируем Вас – реставрировать или нет!

РЕСТАВРАЦИЯ СТАРИННОГО КРЕСЛА КОНЦА 19 ВЕКА

Кресло с кожаной обивкой после реставрации

Резьба по дереву после реставрации

Спасибо за внимание. Если у вас есть какие-то вопросы - задавайте нам их или здесь, или в нашем инстаграме (ссылка чуть выше) или в группе Вконтакте.

Читайте также: