Кот удобно устроившись на диване безмятежно спал

Обновлено: 03.05.2024

7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

На зеноватом небе (1) чисто вымытом (2) дождем (3) догорало осеннее солнце.

1)1- выделяется деепричастный оборот

2) 1, 2 - выделяется причастный оборот

3) 1, 3 - выделяется причастный оборот

4) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот

8. На месте каких цифр должны быть запятые?
Кот (1) удобно (2) устроившись на диване (3) безмятежно спал.

1)1,2,3 2)2,3 3)3 4)1,3

Занятие 10.

Наречие

G Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков(обычно относится к глаголу или наречию) и отвечает на вопросы:

Смысловые группы наречий вопросы примеры
образа действия Как? Каким образом громко, дружески, весело
меры и степени В какой степени? Насколько? очень, немного, чересчур, совсем, вдвое
места Где? Куда? Откуда? далеко, издали, внизу
времени Когда? Как долго? давно, рано, накануне
причины Почему? Отчего? сгоряча, сослепу, поневоле
цели Зачем? Для чего? назло, нарочно

Наречия на –о,-е, образованные от качественных прилагательных, могут иметь две формы степеней сравнения.

Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в большей (меньшей) степени:Сегодня ты написал диктант грамотнее, чем прежде.

Сравнительная степень простая:

суффиксы - ее(ей), -е, -ше: весело – веселее, высоко – выше, далеко – дальше

Сложная сравнительная степень образуется при помощи слов более-менее:

весело – более (менее) весело

Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в наибольшей степени. Форма состоит из двух слов – сравнительной степени наречий и слова всех:

написал грамотнее всех

G Категория состояния – по форме похожа на наречия, но обозначает состояние человека, животных, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?: на душе радостно, мне жарко, в лесу сыро. Может обозначать оценку действий: можно, нельзя, надо, нужно, невозможно: можно выйти?

Рассмотрим слово ХОРОШО

Мальчик поет (как?каким образом?)) ХОРОШО (наречие образа действия, относится к глаголу)

Это пальто мне (каково?) ХОРОШО (краткое прилагательное,относитсяк существительному, полная форма (какое?) хорошее)

Весной в парке (каково?) ХОРОШО (категория состояния, означает состояние природы, погоды)

Тренинг 1

Укажите правильную характеристику слова БЛАГОДАРЯ из предложения А.

  1. деепричастие
  2. наречие
  3. производный предлог
  4. глагол

А. Если рассказать, насколько изменились в XX веке представления о нашем прошлом благодаря открытиям археологов и палеонтологов, подобные вопросы отпадут.

Укажите правильную характеристику слова БЛИЖЕ (из предложения А).

1) прилагательное в форме сравнительной степени

2) производный предлог

3) краткое прилагательное

4) наречие в форме сравнительной степени

А. Мне гораздо ближе писатели-географы, чем писатели-историки.

Укажите правильную характеристику слова ВПЕРВЫЕ из предложения Г.

2) производный предлог

3) относительное прилагательное

Г. С древнейших времен, говоря о Ростове (а впервые он был упомянут в летописи в 862 году), добавляли - Великий.

Занятие 11.

Служебные части речи

G Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетании: говорить по душам

По происхождению предлоги делятся на 2 группы

Производные – образованы от других частей речи: в течение (часа), в продолжение (лета), вследствие (засухи) – происходят от существительных течение, продолжение, следствие и предлога в; благодаря и несмотря на – от деепричастии; предлоги вокруг (дома), согласно (приказу) – из наречий (ходит вокруг, живут согласно).
Непроизводные – сами предлоги: в, на, у, к, с, от, до и т.п.

G Частица – служебная часть речи, которая придаёт различные оттенки словам и предложениям и служит для образования форм слова: только ты мне можешь помочь. Пусть грянет буря! Частицы не являются членами предложения. но могут входить в состав членов предложения: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи…

Частицы служат: 1) для образований наклонений глагола: повелительного– да, пусть, пускай, давай: пусть грянет; условного – бы (б): пришёл бы.

2) для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий – более, менее, самый: самый важный, более интересно.

3) для образования неопределённых местоимений - -то, кое-, -нибудь, -либо: кто-то.

Разряды частиц (не все) частицы примеры
вопросительные Неужели, разве, ли (ль) Я ль на свете всех милее?
восклицательные Что за, как Как Днепр широк!
указательные Вот, вон Вот эта улица
усилительные Даже, ведь, то, всё-таки, же И всё-таки он существует.
отрицательные Не, ни На небе ни облачка.

GСоюз — служебная часть речи, оформляющая связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения.

удивление, восхищение: ах, ой, ух.

По синтаксическим свойствам союзы делятся на сочинительные

? соединительные (и, а, также и др.: Я знаю и ты знаешь. Я знаю, а он не знает.),

? разделительные (или, то ли. то ли и др.: Я скажу или не скажу. То ли он придет, то ли нет.),

? противительные(но, зато, как..так и, не только но и …) Он ушёл, но зато ты пришёл. В конференции участвовали не только студенты, но и аспиранты

(например, и, а, но, да, или): Он умеет читать и писать. Он высокий, а ты низковат. Ты читаешь, но не умеешь писать, и подчинительные (например, что, как, если, когда): Я знал, что ты придешь.

Союзы оформляют такие виды отношений, как:

? сопоставительные (тогда как, если. то и др.: Он знает об этом, тогда как ты нет. Если ты придешь, то вместе пойдем в кино.),

? сравнительные (как, словно, подобно тому как и др.: Красив как Аполлон. Темно, словно ночью.),

? изъяснительные (что, чтобы и др.: Я знаю, что он придет. Скажи, чтобы позвонил.),

? пояснительные (то есть, а именно: Он знает, то есть , у него есть информация. Не потом, а именно завтра.),

? временные (когда, с тех пор как: Когда он придет, мы пойдем в кино. С тех пор как он уехал, многое изменилось.),

? условные (если, при условии что: Если будет холодно, останемся дома. При условии, что он не пойдет, я пойду.),

? причинные (поскольку, потому что: Поскольку ты ушел, ты не можешь возражать. Ты не знаешь, потому что тебя не было.),

? уступительные(хотя, вопреки тому что: Хотя сегодня холодно, мне нравится такая погода.),

? ограничительные (только, разве что: Разве что ты не в курсе дела.),

? градационные (если не. то:.).

Тренинг 1

Из предложений 4-7 выпишите производный предлог.

(4)Когда Баху было уже шестьдесят два года, для него в музыке не было ничего невозможного. (5)И захотел послушать его, познакомиться с ним король Фридрих Великий, сам композитор и музыкант.

(6)Бах не хотел ехать, он был утомлён жизнью. (7)Но при дворе могущественнейшего короля состоял в качестве музыканта один из сыновей Баха, и пожилой композитор совершил последнее в жизни путешествие..

помогите с русским

1. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Листья, упав под ноги, образовали круг.
Б. Высоко в горы вполз уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел, и глядя в море.
В. Гром, поворачивая в саду, скатился за гумно.
Г. Читая, дедушка поёт себе под нос.
2. Среди указанных слов найдите деепричастие.
А. Рассказав
Б. Рассказал
В. Рассказавший
Г. Расскажет
3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. Маленький медвежонок, достигнув глубокого места реки и не решаясь идти дальше, остановился и жалобно рявкнул.
Б. Ночью в полях под напевы метели дремлют качаясь берёзки и ели.
В. Я лежал на диване, устремив глаза в потолок.
4. Найдите деепричастие совершенного вида.
А. Ненавидя
Б. Решившись
В. Продолжая
Г. Умываясь
5. Найди предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
А. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе.
Б. Сердито воя, дует холодный осенний ветер.
В. Не размышляя над ошибками, экзамены были сданы.
Г. Сверкнув в вышине, молния рассекла майское небо.
6. В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?
А. (не)задумывая, (не)навидя;
Б. (не)освещая, (не)годуя;
В. (не)заклеив, (не)вырастив;
Г. (не)здоровится, (не)увидев.
7. На месте каких цифр должны быть запятые?
Кот (1) удобно (2) устроившись на диване (3) безмятежно спал.
А. 1, 2, 3
Б. 2, 3
В. 3
Г.1, 3
8. Выберите правильное продолжение предложения:
Работая над сочинением,….
А. Сначала составляются тезисы.
Б. Вы не должны отвлекаться.
В. Вас не должно ничто отвлекать.
Г. Вам нужны будут дополнительные материалы.
9. Найдите предложение с одиночным деепричастием (знаки препинания не расставлены).
А. Над рекой наклонясь что-то шепчет камыш.
Б. Встав рано утром все пошли на рыбалку.
В. Вьется речка небольшая средь полей и рощ петляя.
10. Укажите предложение с деепричастным оборотом.
А. Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью.
Б. Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.
В. Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Собака ощетинилась, подняла нос (1) и (2) втягивая (3) сырой воздух (4) осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос. (В.Шишков)
А. 2,4
Б. 1,2,4
В. 2,3,4
Г. 1,2,3

Знаешь ответ? Добавь его сюда!

Ответить на вопрос

⦁ Стороны оснований правильной шестиугольной усеченной пирамиды равны 6 и 3. Высота усеченной пирамиды равна 9. Найти ее объем

У человека тёмные волосы (А) доминируют над светлыми (а), а карий цвет глаз (B) — над голубым (b). Отметь генотип светловолосого голубоглазого человека.

Результат поиска для "основания трапеции относятся как 3 делить на 5 а средняя линия равна 32см найдите основания трапеции"

А2.На месте каких цифр должны быть запятые?

1. Деепричастие причастно к наречию и прилагательному.

2. У деепричастия не бывает зависимых слов.

3. Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом.

4. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффикса вши.

А7.В каком предложении допущена грамматическая ошибка:

1. Окончив училище, нас направили на стройку.

2. Переводя текст, я пользовался словарем.

3. Идя домой, мы попали под дождь.

4. Бабушки, сидя на лавочке, беседовали.

А8.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. Отдавши приказ, отец удалился в кабинет.

2. Оглядевшись в сумраке и никого не заметив, Тарас удалился.

3. Она шла, наслаждаясь прогулкой.

4. Он бросил работать и отойдя к окну, открыл его.

А9. В каком предложении есть деепричастный оборот (знаки не расставлены):

1. Спортсмены победили на соревнованиях и возвратились домой.

2. Спортсмены победив на соревнованиях возвратились домой.

3. Спортсмены победившие на соревнованиях возвратились домой.

В1. Напишите цифрой количество деепричастий в предложении.

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

В2. Из данного предложения выпишите деепричастия.

Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка.

С1. Напишите, что общего у деепричастий с глаголами.Ответ оформите в виде сочинения-рассуждения.

Работа по теме «Деепричастие»№2

Как образован термин «деепричастие»? Что он обозначает?

2. Перечислите вопросы, на которые отвечает деепричастие.

Назовите три признака глагола у деепричастия.

Укажите букву предложения, в котором есть деепричастный оборот. Затем спишите это предложение, обозначьте деепричастный оборот.

А. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

Б. Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

В. Отошедший от станции поезд резко затормозил.

Г. Наевшись, воронёнок успокоился.

5. Что такое деепричастный оборот? Приведите пример.

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Спишите это предложение, исправив ошибку и графически объяснив поставленный вами знак препинания.

А. Старушка, отложив книгу, порываясь что-то спросить, всё-таки не спросила и стала смотреть в окно.

Б. Успокоившись путники вышли на открытое место и долго стояли там, задумчиво щуря усталые глаза.

В. Я взобрался на холм и увидел, оглядевшись, знакомую мне картину.

Г. Маленькие дети спали, уткнувшись носами в подушку.

7. Как образуются деепричастия совершенного вида? Приведите примеры.

Образуйте деепричастие от глагола «подойти».

Запишите предложение, закончив его.

При морфемном разборе деепричастия следует помнить, что у деепричастия отсутствует__________________________.

Выполните морфемный разбор деепричастия «разболевшись».

В каком ряду все деепричастия пишутся раздельно? Запишите только букву ответа.

А. (не) доумевая, (не) соединив, (не) слушая

Б. (не) выслушав, (не) придумав, (не)годуя

В. (не) прочитав, (не) отступая, (не) глядя

Г. (не) пришив, (не) касаясь, (не) покладая

Работа по теме «Числительное №1

Какими частями речи и членами предложения

Являются выделенные слова

Семероодного не ждут. Дватоварища отправились в путь.

Пять дней лил дождь. Второй день не прекращался снегопад.

Деепричастный и причастный оборот

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы с вами повторим и закрепим правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.

Необходимо знать: Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот. Например: 1.Море, взволнованное ветром , шумело у берегов. 2. Взволнованное ветром море шумело у берегов. (В первом предложении причастный оборот обособляется , т.к. он стоит после определяемого слова. Во втором предложении причастный оборот необособленный , т.к. он находится в предложении после определяемого слова).

  • Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.

1.Море, взволнованное ветром , шумело у берегов.

2. Взволнованное ветром море шумело у берегов.

(В первом предложении причастный оборот обособляется , т.к. он стоит после определяемого слова. Во втором предложении причастный оборот необособленный , т.к. он находится в предложении после определяемого слова).

Необходимо знать: Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами. Например: 1.Кот, удобно устроившись на диване , безмятежно спал. 2. Удобно устроившись на диване , кот безмятежно спал. 3.Кот безмятежно спал, удобно устроившись на диване.

  • Деепричастный оборот– это деепричастие с зависимыми от него словами.

Например:

1.Кот, удобно устроившись на диване , безмятежно спал.

2. Удобно устроившись на диване , кот безмятежно спал.

3.Кот безмятежно спал, удобно устроившись на диване.

Помните! Всегда обособляются одиночные деепричастия. Например: 1.Самойлова вошла в небольшую комнату гостиницы и села, не раздеваясь , в кресло. 2.Павел, сморщившись , посмотрел на молодого франта.

1.Самойлова вошла в небольшую комнату гостиницы и села, не раздеваясь , в кресло.

2.Павел, сморщившись , посмотрел на молодого франта.

 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: Подчеркните причастный и деепричастный обороты, выделите рамкой слово, к которому относится оборот, допишите окончания, расставьте знаки препинания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: Подчеркните причастный и деепричастный обороты, выделите рамкой слово, к которому относится оборот, допишите окончания, расставьте знаки препинания.

Образец: Интересно поговорить с возвративш…мся из похода туристом. Пример выполнения задания: Интересно поговорить с возвратившИмся из похода туристом

  • Интересно поговорить с возвративш…мся из похода туристом.

Пример выполнения задания:

Интересно поговорить с возвратившИмся

из похода

Образец: Возвратившись из похода турист рассказал много интересного. Пример выполнения задания: Возвратившись из похода , турист много инересного. рассказал

Возвратившись из похода турист рассказал много интересного.

Пример выполнения задания:

Возвратившись из похода , турист много инересного.

1.Повеяло близк… рекой в тумане сверкающей немо. 2. И приближающ…ся вечер меня тороп…т темнотой. 3. Конь стоял возле стога кар…м глазом кося. 4.Я верю: скрывшись за туманом по мне тоскуя и маня на свет… есть моя поляна, поляна красная моя! 5.И вот иду, иду тропинкой узк…, к избушк… затерявш…ся вдали.

1.Повеяло близк… рекой в тумане сверкающей немо.

2. И приближающ…ся вечер меня тороп…т темнотой.

3. Конь стоял возле стога кар…м глазом кося.

4.Я верю: скрывшись за туманом по мне тоскуя и маня на свет… есть моя поляна, поляна красная моя!

5.И вот иду, иду тропинкой узк…, к избушк… затерявш…ся вдали.

6. Но душа зам…рая от счастья ловит отклики диких гусей. 7.Сердце слушает сказки лугов. А у яблонь ломаются ветки от наполне…ых солнц..м плодов. 8. Петух желая петь со сцены чуть свет взлета…т на плетень. 9. Покрыв столицы и деревни взвились бушуя знамёна. 10. Мы с именем Родины горы сдвигали в ней черпая силу свою.

6. Но душа зам…рая от счастья ловит отклики диких гусей.

7.Сердце слушает сказки лугов. А у яблонь ломаются ветки от наполне…ых солнц..м плодов.

8. Петух желая петь со сцены чуть свет взлета…т на плетень.

9. Покрыв столицы и деревни взвились бушуя знамёна.

10. Мы с именем Родины горы сдвигали в ней черпая силу свою.

11. Стоят овсы звеня в рассвете долгом уходит рожь под купол голубой. 12. Только изредка на Оке закричит заспа…м голосом буксирный пароход. 13. Кузнечик рядышком садится пригнув травинку до земли. 14.Гляжу, поднимает…ся медле…о в гору лошадка везущая хворосту воз. 15.Косы заплетённые короной ни морщинки на высоком лбу.

11. Стоят овсы звеня в рассвете долгом уходит рожь под купол голубой.

12. Только изредка на Оке закричит заспа…м голосом буксирный пароход.

13. Кузнечик рядышком садится пригнув травинку до земли.

14.Гляжу, поднимает…ся медле…о в гору лошадка везущая хворосту воз.

15.Косы заплетённые короной ни морщинки на высоком лбу.

Задание: Допишите слова, раскройте скобки; где следует, поставьте запятые. 1. (Не) подвижно лежал (передо)мною (не)большой сад весь озарё…ый и как (бы) успокое…ый серебристыми лучами луны.

Задание: Допишите слова, раскройте скобки; где следует, поставьте запятые. 1. (Не) подвижно лежал (передо)мною (не)большой сад весь озарё…ый и как (бы) успокое…ый серебристыми лучами луны.

 2.Всё дремало всё нежилось вокруг всё как будто глядело вверх выт…нувшись (не)шевелясь и выжидая. 3. Лесной зап..х усил…вает…ся слегка (по)ве…ло тёплой сыростью (в)летевший ветер около вас зам…рает. 4. (Кое)где на опушках в…днеются дикие козы; стройно и чутко стоят они на своих тонких ножках и пр…слушиваются красиво повернув голову и насторожив большие трубчатые уши.

2.Всё дремало всё нежилось вокруг всё как будто глядело вверх выт…нувшись (не)шевелясь и выжидая. 3. Лесной зап..х усил…вает…ся слегка (по)ве…ло тёплой сыростью (в)летевший ветер около вас зам…рает. 4. (Кое)где на опушках в…днеются дикие козы; стройно и чутко стоят они на своих тонких ножках и пр…слушиваются красиво повернув голову и насторожив большие трубчатые уши.

ЗАДАНИЕ: Расставьте знаки препинания; перестройте предложения, употребляя причастный оборот (вместо предложений с союзным словом КОТОРЫЙ) или деепричастный оборот (вместо одного из сказуемых).

ЗАДАНИЕ: Расставьте знаки препинания; перестройте предложения, употребляя причастный оборот (вместо предложений с союзным словом КОТОРЫЙ) или деепричастный оборот (вместо одного из сказуемых).

1.Пр…мые дорожки сх…дились на сам…й середин… в круглую клумбу которая густо зар…сла астрами высокие липы окружили её ровной каймой. 2. Сквозь густые кусты орешн…ка которые перепутала цепкая трава спускаетесь вы на дно оврага. 3. Молчали вербы и молчали клёны и радуга которая упала в Десну глядела как(то) очень удивлё…о на пахнущую небом тишину. 4. Я гикну – кони дыш…т тяжко и остались где(то) за спиной.

1.Пр…мые дорожки сх…дились на сам…й середин… в круглую клумбу которая густо зар…сла астрами высокие липы окружили её ровной каймой.

2. Сквозь густые кусты орешн…ка которые перепутала цепкая трава спускаетесь вы на дно оврага.

3. Молчали вербы и молчали клёны и радуга которая упала в Десну глядела как(то) очень удивлё…о на пахнущую небом тишину.

4. Я гикну – кони дыш…т тяжко и остались где(то) за спиной.

5. Звёзды падают прямо в ладон… и обж…гают небесным огнём. 6.(Не)зримый кто(то) ходит садом и с ветвей отряхива…т снег. 7. Словно малый ребёнок который весь продрог в снегу плач…т белый ягнёнок на осе…ем лугу.

5. Звёзды падают прямо в ладон… и обж…гают небесным огнём. 6.(Не)зримый кто(то) ходит садом и с ветвей отряхива…т снег. 7. Словно малый ребёнок который весь продрог в снегу плач…т белый ягнёнок на осе…ем лугу.

ВЫВОД: Деепричастный оборот , а также одиночные деепричастия на письме всегда выделяются запятыми (обособляются). Причастный оборот выделяется запятыми (обособляется), если он стоит после определяемого слова.

Деепричастный оборот , а также одиночные деепричастия на письме всегда выделяются запятыми (обособляются).

Причастный оборот выделяется запятыми (обособляется), если он стоит после определяемого слова.

Урок по русскому языку для 7 класса на тему " Причастный и деепричастный обороты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок содержит насыщенный материал,который позволяет проверить знания учащихся по теме " Причастие" и " Деепричастие". Дается на сравнение причастного и деепричастного оборотов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку для 7 класса на тему " Причастный и деепричастный обороты"»

ПРИЧАСТНЫЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТЫ Урок - практикум

ПРИЧАСТНЫЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТЫ

Цель урока: Повторить и закрепить правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.

Повторить и закрепить правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.

Необходимо знать: Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот. Например: 1.Море, взволнованное ветром , шумело у берегов. 2. Взволнованное ветром море шумело у берегов. (В первом предложении причастный оборот обособляется , т.к. он стоит после определяемого слова. Во втором предложении причастный оборот необособленный , т.к. он находится в предложении после определяемого слова).

  • Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.

1.Море, взволнованное ветром , шумело у берегов.

2. Взволнованное ветром море шумело у берегов.

(В первом предложении причастный оборот обособляется , т.к. он стоит после определяемого слова. Во втором предложении причастный оборот необособленный , т.к. он находится в предложении после определяемого слова).

Необходимо знать: Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами. Например: 1.Кот, удобно устроившись на диване , безмятежно спал. 2. Удобно устроившись на диване , кот безмятежно спал. 3.Кот безмятежно спал, удобно устроившись на диване.

  • Деепричастный оборот– это деепричастие с зависимыми от него словами.

Например:

1.Кот, удобно устроившись на диване , безмятежно спал.

2. Удобно устроившись на диване , кот безмятежно спал.

3.Кот безмятежно спал, удобно устроившись на диване.

Помните! Всегда обособляются одиночные деепричастия. Например: 1.Самойлова вошла в небольшую комнату гостиницы и села, не раздеваясь , в кресло. 2.Павел, сморщившись , посмотрел на молодого франта.

1.Самойлова вошла в небольшую комнату гостиницы и села, не раздеваясь , в кресло.

2.Павел, сморщившись , посмотрел на молодого франта.

 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: Подчеркните причастный и деепричастный обороты, выделите рамкой слово, к которому относится оборот, допишите окончания, расставьте знаки препинания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: Подчеркните причастный и деепричастный обороты, выделите рамкой слово, к которому относится оборот, допишите окончания, расставьте знаки препинания.

Образец: Интересно поговорить с возвративш…мся из похода туристом. Пример выполнения задания: Интересно поговорить с возвратившИмся из похода туристом

  • Интересно поговорить с возвративш…мся из похода туристом.

Пример выполнения задания:

Интересно поговорить с возвратившИмся

из похода

Образец: Возвратившись из похода турист рассказал много интересного. Пример выполнения задания: Возвратившись из похода , турист много инересного. рассказал

Возвратившись из похода турист рассказал много интересного.

Пример выполнения задания:

Возвратившись из похода , турист много инересного.

1.Повеяло близк… рекой в тумане сверкающей немо. 2. И приближающ…ся вечер меня тороп…т темнотой. 3. Конь стоял возле стога кар…м глазом кося. 4.Я верю: скрывшись за туманом по мне тоскуя и маня на свет… есть моя поляна, поляна красная моя! 5.И вот иду, иду тропинкой узк…, к избушк… затерявш…ся вдали.

1.Повеяло близк… рекой в тумане сверкающей немо.

2. И приближающ…ся вечер меня тороп…т темнотой.

3. Конь стоял возле стога кар…м глазом кося.

4.Я верю: скрывшись за туманом по мне тоскуя и маня на свет… есть моя поляна, поляна красная моя!

5.И вот иду, иду тропинкой узк…, к избушк… затерявш…ся вдали.

6. Но душа зам…рая от счастья ловит отклики диких гусей. 7.Сердце слушает сказки лугов. А у яблонь ломаются ветки от наполне…ых солнц..м плодов. 8. Петух желая петь со сцены чуть свет взлета…т на плетень. 9. Покрыв столицы и деревни взвились бушуя знамёна. 10. Мы с именем Родины горы сдвигали в ней черпая силу свою.

6. Но душа зам…рая от счастья ловит отклики диких гусей.

7.Сердце слушает сказки лугов. А у яблонь ломаются ветки от наполне…ых солнц..м плодов.

8. Петух желая петь со сцены чуть свет взлета…т на плетень.

9. Покрыв столицы и деревни взвились бушуя знамёна.

10. Мы с именем Родины горы сдвигали в ней черпая силу свою.

11. Стоят овсы звеня в рассвете долгом уходит рожь под купол голубой. 12. Только изредка на Оке закричит заспа…м голосом буксирный пароход. 13. Кузнечик рядышком садится пригнув травинку до земли. 14.Гляжу, поднимает…ся медле…о в гору лошадка везущая хворосту воз. 15.Косы заплетённые короной ни морщинки на высоком лбу.

11. Стоят овсы звеня в рассвете долгом уходит рожь под купол голубой.

12. Только изредка на Оке закричит заспа…м голосом буксирный пароход.

13. Кузнечик рядышком садится пригнув травинку до земли.

14.Гляжу, поднимает…ся медле…о в гору лошадка везущая хворосту воз.

15.Косы заплетённые короной ни морщинки на высоком лбу.

Задание: Допишите слова, раскройте скобки; где следует, поставьте запятые. 1. (Не) подвижно лежал (передо)мною (не)большой сад весь озарё…ый и как (бы) успокое…ый серебристыми лучами луны.

Задание: Допишите слова, раскройте скобки; где следует, поставьте запятые. 1. (Не) подвижно лежал (передо)мною (не)большой сад весь озарё…ый и как (бы) успокое…ый серебристыми лучами луны.

 2.Всё дремало всё нежилось вокруг всё как будто глядело вверх выт…нувшись (не)шевелясь и выжидая. 3. Лесной зап..х усил…вает…ся слегка (по)ве…ло тёплой сыростью (в)летевший ветер около вас зам…рает. 4. (Кое)где на опушках в…днеются дикие козы; стройно и чутко стоят они на своих тонких ножках и пр…слушиваются красиво повернув голову и насторожив большие трубчатые уши.

2.Всё дремало всё нежилось вокруг всё как будто глядело вверх выт…нувшись (не)шевелясь и выжидая. 3. Лесной зап..х усил…вает…ся слегка (по)ве…ло тёплой сыростью (в)летевший ветер около вас зам…рает. 4. (Кое)где на опушках в…днеются дикие козы; стройно и чутко стоят они на своих тонких ножках и пр…слушиваются красиво повернув голову и насторожив большие трубчатые уши.

ЗАДАНИЕ: Расставьте знаки препинания; перестройте предложения, употребляя причастный оборот (вместо предложений с союзным словом КОТОРЫЙ) или деепричастный оборот (вместо одного из сказуемых).

ЗАДАНИЕ: Расставьте знаки препинания; перестройте предложения, употребляя причастный оборот (вместо предложений с союзным словом КОТОРЫЙ) или деепричастный оборот (вместо одного из сказуемых).

1.Пр…мые дорожки сх…дились на сам…й середин… в круглую клумбу которая густо зар…сла астрами высокие липы окружили её ровной каймой. 2. Сквозь густые кусты орешн…ка которые перепутала цепкая трава спускаетесь вы на дно оврага. 3. Молчали вербы и молчали клёны и радуга которая упала в Десну глядела как(то) очень удивлё…о на пахнущую небом тишину. 4. Я гикну – кони дыш…т тяжко и остались где(то) за спиной.

1.Пр…мые дорожки сх…дились на сам…й середин… в круглую клумбу которая густо зар…сла астрами высокие липы окружили её ровной каймой.

2. Сквозь густые кусты орешн…ка которые перепутала цепкая трава спускаетесь вы на дно оврага.

3. Молчали вербы и молчали клёны и радуга которая упала в Десну глядела как(то) очень удивлё…о на пахнущую небом тишину.

4. Я гикну – кони дыш…т тяжко и остались где(то) за спиной.

5. Звёзды падают прямо в ладон… и обж…гают небесным огнём. 6.(Не)зримый кто(то) ходит садом и с ветвей отряхива…т снег. 7. Словно малый ребёнок который весь продрог в снегу плач…т белый ягнёнок на осе…ем лугу.

5. Звёзды падают прямо в ладон… и обж…гают небесным огнём. 6.(Не)зримый кто(то) ходит садом и с ветвей отряхива…т снег. 7. Словно малый ребёнок который весь продрог в снегу плач…т белый ягнёнок на осе…ем лугу.

ВЫВОД: Деепричастный оборот , а также одиночные деепричастия на письме всегда выделяются запятыми (обособляются). Причастный оборот выделяется запятыми (обособляется), если он стоит после определяемого слова.

Деепричастный оборот , а также одиночные деепричастия на письме всегда выделяются запятыми (обособляются).

Причастный оборот выделяется запятыми (обособляется), если он стоит после определяемого слова.

Читайте также: