Чем отличается кресло коляска комнатная от прогулочной

Обновлено: 17.05.2024

Электрические инвалидные коляски существенно повышают социальную активность людей с ограниченными возможностями.

Благодаря наличию электропривода, они позволяют проезжать длительные расстояния без высоких физических нагрузок.
Что дает возможность бывать везде, где хочется, в том числе, ездить по рабочим делам, на концерты, посещать различные мероприятия, рыбачить на близлежащих водоемах и т.д.

Но остается главный вопрос, как выбрать инвалидную коляску с электроприводом, чтобы она полностью устраивала по своим характеристикам.
Сделать это проблематично, так как идеальных моделей не бывает, да и учесть все моменты невозможно.

Но подобрать пару подходящих под бюджет и требования электрических колясок все-таки можно.
Для этого рекомендуется изучить все основные параметры выбора, о которых речь пойдет в подготовленном нами материале.

Содержание статьи:

  • Основные характеристики
  • Модели для дома и для улицы
  • Тяжеловесы, складные и облегченные коляски
  • Расширяющие возможности опции
  • Передний или задний привод
  • Чек лист по выбору

При выборе инвалидной коляски с электроприводом необходимо в первую очередь ориентировать на то, как и где она будет использоваться.
В частности, предусмотреть ширину проемов, проезжаемый за день путь, необходимую скорость и т.д.

Ширина и длина коляски подбирается так, чтобы техника помещалась в дверные проемы квартиры, дома, офиса и т.д.
При наличии лифта, также необходимо учесть его размер.

Если коляска покупается для дома, то важно обратить внимание на радиус поворота, он должен быть минимальным.
Иначе перемещение внутри помещений будет крайне некомфортным или даже невозможным.

Масса электрических колясок может составлять от 25 до 200 кг.
При наличии гаража, где можно оставлять технику, либо большого грузоподъемного лифта обращать внимание на вес не имеет особого смысла.
А вот при необходимости заносить коляску по лестнице, тяжеловесные модели уже не подойдут.

Показатель, указывающий, сколько примерно километров можно проехать на полностью заряженном аккумуляторе до его полной разрядки.

Запас хода важно учитывать, если планируются длительные поездки или просто коляска будет эксплуатировать большую часть дня.
Различие в данном параметре у разных колясок просто колоссальная.
Запас может составлять от 10 до 70 км.

В зависимости от дороги и погодных условий, он запас хода может изменяться на +/- 30%.
Также он будет снижаться по мере выхода из строя батареи питания.

Для езды на небольшие расстояния достаточно скорости в 6-8 км\ч.
Если необходимо за день проезжать более 10 км, то лучше приобрести модель, которая разгоняется хотя бы до 12 км\ч.
Ну для полноценного использования техника оптимальна максималка в 15-18 км\ч.

На высокой скорости управление коляской сложнее, чем автомобилем и может быть опасно для людей с плохой реакцией / координацией.
Поэтому людям не активным рекомендуется ограничиваться скоростью в 10 км\ч, а при тяжелой инвалидности 6 км\ч.

Ширина и глубина сиденья подбирается, исходя из антропометрических данных человека, которому покупается коляска.
Важно при этом понимать, что на многих моделях сиденья могут быть доступны различного размера.

  • Для езды только по дому и во дворе достаточно 300-450 Вт, так как скорость разгона, возможность формировать подъемы и быстро ездить не требуется.
  • Для неспешных прогулок на коляске лучше взять модель с мощностью 500-700 Вт.
  • А вот если планируется коляску использовать «по полной» с ездой на длительные расстояния, преодолеваем плохих участков дороги, форсированием бордюров и уклонов, то стоит уже обратить внимание на верхний сегмент.
    В частности, на модели с мощностью от 800 до 1200 Вт.

Если вес инвалида более 110 кг, то стоит добавить к рекомендациям еще около 100-150 Вт мощности, чтобы не возникало проблем с разгоном и проходимостью.

Примерно 95% всех инвалидных колясок с электроприводом являются прогулочными, то есть, предназначены для улицы.
Остальные являются домашними и адаптированы под езду в помещениях.

  • Маленькие задние и передние колеса для увеличения маневренности.
  • Меньше колесная база для снижения радиуса поворота и разворота.
  • Снижена мощность и интенсивность разгона.
  • Максимальная скорость ограничена 5-6 км\ч.
  • Запас хода, как правило, не более 10-15 км.
  • Все четыре колеса цельнолитые.

Покупать адаптированную под помещения электрическую коляску стоит только, если она будет использовать преимущественно дома.
В тоже время использовать ее для прогулок на улице можно, но с некоторыми ограничениями (ниже проходимость и скорость).

Тяжелая инвалидная коляска с электроприводом

Классическая электрическая инвалидная коляска обладает внушительными габаритами, мощным двигателем и солидным весом (110-180 кг).
Отличается отличной проходимостью, хорошим запасом хода, комфортабельностью и, не редко, высокой скоростью.
Еще одно преимущество – повышенная устойчивость к опрокидыванию.

Но такую коляску не занести по лестнице, не поднять в автомобиль без пандуса, не перевезти в общественном транспорте.
Ну и цена на модели данного типа самая высокая.

  • Вес от 100 кг.
  • Внушительная мощность, скорость и запас хода.
  • Хорошая проходимость.
  • Очень неудобны в помещениях.
  • Сложно поддаются транспортировке.

Облегченная инвалидная коляска с электроприводом

Производители колясок учли, что классические большие модели в городе могут использовать далеко не все люди.
Поэтому ввели в линейку продукции много облегченных вариантов.
Их вес составляет от 50 до 90 кг.

Гигантам они немного уступают по комфортабельности, проходимости и основным характеристикам (скорость, разгон, эффективность езды под уклон и т.д.).
Но в целом для города или поселка их хватает.

  • Скорость ограничена 10-12 км\ч (из соображений безопасности).
  • Запас хода до 40 км.
  • Мощность 300-900 Вт.
  • Часто ниже функциональность.
  • Максимальная нагрузка 100-150 кг.

Складная электрическая кресло-коляска

Складные коляски начали массово производитель буквально лет 7-10 назад.
Бум на такие модели начался, когда несколько складных вариантов от малоизвестных производителей стали популярными.

Сейчас складные модели уже представлены в большем ассортимент, чем раньше, правда, все же сильно ограниченном (посмотреть каталог).

  • Быстрое складывание коляски без использования инструмента.
  • Минимальный размер в сложенном состоянии (многие модели даже вмещаются в багажник легкового автомобиля).
  • Вес от 25 кг.
  • Плохая устойчивость из-за маленького веса (быстро ездить нельзя).
  • Скорость ограничена 6-8 км\ч.
  • Запас хода редко превышает 30 км (хотя есть исключения).

Встраивается механизм на электрической тяге, который поднимает сиденье вертикально.
Благодаря чему инвалид может принимать положение стоя.
Для его фиксации предусматриваются ремни на ногах и туловище.

Вертикализатор на электрической кресло-коляске

  • Улучшение физиологических процессов в организме.
  • Снижение вреда от сидячего образа жизни.
  • Возможность на равных общаться с другими людьми.
  • Можно доставать до высоко расположенных предметов (в том числе, открывать окна, включать свет, доставать до полок с продуктами в магазине).

Если в ИПР прописана необходимость вертикализации инвалида, то можно получить компенсацию за покупку такой коляски.
Успешные прецеденты известны, как в Москве, так и в регионах.
Обращайтесь за консультацией в региональное отделение ФСС.

В отличие от вертикализатора опция несет исключительно практическую пользу.
Поднятие сиденья на 20-30 см позволяет добираться до высокорасположенных предметов и элементов управления.

На первый взгляд изменение высоты незначительное и роли не играет.
Но на самом деле, достаточное, чтобы доставать до верхних ящиков, выключателей света, открывать окна и т.д.

Подъемник сидения на электрической инвалидной коляске

Задний привод на электрической кресло-коляске

Электрические коляски с большими ведущими задними колесами и маленькими передними.
Такой вариант привода считается классическим и используется примерно на 80% изготавливаемых моделей.

  • Простота управления.
  • Привычность большинству инвалидов.
  • Огромный выбор моделей.
  • Высокая манёвренность (особенно ощутима в помещениях).

Передний привод на электрической коляске

Передние колеса идут большими и ведущими, а задние маленькие с возможностью разворота.
Также существуют варианты, где задние поворотные колеса лишь немного меньше передних.

  • Высокая проходимость, в том числе, возможность преодолевать бордюры.
  • Низкая вероятность опрокидывания вперед.
  • Лучше устойчивость при езде на достаточно высокой скорости.

Полноприводная инвалидная коляска с электроприводом

Полноприводных электрических колясок не более 1% из всех существующих модификаций.
Как правило, на них передние колеса больше и задние рулевые чуть меньше по размеру (как у заднеприводных кресло-колясок).
Отличие заключается лишь в том, что на задние колеса идет отдельный привод.

  • Сверхвысокая проходимость.
  • Отличное преодоление ям и бордюров.
  • Высокий уровень устойчивости и стойкости к опрокидыванию.

Выбор привода индивидуален и сильно зависит от особенностей инвалидности конкретного человека.
Но если отбросить их, то определенные рекомендации дать можно, они представлены в таблице ниже.


Область применения Рекомендации
Для дома Только заднеприводные
Для неспешных прогулок в районах с хорошими дорогами и Доступной Средой Оптимальны заднеприводные модели
Для городов и поселков с плохими дорожными покрытиями и отсутствием Доступной Среды Переднеприводные и полноприводные модели
Для природы и сел Полноприводные модели, либо переднеприводные, но с большими задними колесами

Лучшими, по отзывам и количеству продаж из переднеприводных электрических колясок считается Meyra Optimus, из полноприводных - Ottobock C2000.

Типы инвалидных колясок

Сегодня существует множество разновидностей инвалидных колясок. Об их различиях и функциях мы будем говорить в этой статье. Прежде всего, все кресла-коляски делятся на – кресла-каталки и инвалидные коляски. Каталки предназначены для людей, неспособных помогать себе в передвижении, они рассчитаны на то, что с больным всегда будет сопровождающий. Внешне они отличаются величиной колес и внешним видом, они просты и эргономичны. Каталки часто используются в больницах, где нужно перемещать больных на процедуры, на небольшие расстояния.

Основные типы

Инвалидные коляски позволяют человеку передвигаться самостоятельно и в свою очередь делятся на типы:

Прогулочные (комнатные) инвалидные коляски
Обладают большим спросом среди инвалидов, так как являются полноценными колясками, подходящими как для прогулок, так и для дома. Можно подобрать нужную коляску с необходимым количеством функций, обращая внимания на такие возможности, как съемные колеса, подлокотники и подножки. Прогулочные коляски могут управляться как самим инвалидом, так и сопровождающим лицом — как удобнее. Такие коляски в большинстве своем складные, что позволяет их легко транспортировать. Являются бюджетным вариантом, цены колясок доступны практически всем. Единственный минус — тяжелая стальная рама.

Ergo 115

Облегченные коляски
Это те же прогулочные, комфортные и стандартные коляски, с наличием всех необходимых функций, но с облегченной рамой, сделанной из алюминия, что дает большую легкость передвижениям. В большинстве своем эти коляски для активных инвалидов, много перемещающихся, коляски имеют разное оформление, более качественные материалы и немного дороже обычных прогулочных.

Многофункциональные инвалидные коляски
Оснащены дополнительными функциями, высокой спинкой, опорами под голень, ремнями и другими удерживателями. Они предназначены для слабых людей, которым сложно удерживать шею и голову, нужно часто отдыхать и лежать. Спинка может откидываться и принимать горизонтальное положение. Коляски бывают складными.

Инвалидная коляска с электрическим приводом
Двигается с помощью электрической тяги, управляется джойстиком, совершает любые движения и дарит больному множество возможностей по перемещению в пространстве. Подходит тем, кто слаб и не может сам двигать коляску, дает возможность ощущать себя активным членом общества. Пульт управления можно устанавливать так, как больному будет удобнее – справа, слева или, возможно, внизу, чтобы управлять ногами. Также бывают коляски, перемещаться на которых помимо электротяги можно и с помощью рук, они пользуются повышенным спросом, т. к. нивелируют риск полной остановки в случае посадки аккумулятора.

Armed FS682

Инвалидная коляска с санитарным оснащением
Имеет свои определенные функции. Двигается коляска либо с помощью сопровождающего лица, либо инвалидом самостоятельно. Подходит всем типам инвалидов, может также выполнять роль туалетной или душевой коляски. Для этого коляска оформлена специальной непромокаемой тканью.

Детские инвалидные коляски
Подбираются индивидуально по возрасту и размерам ребенка, по оформлению напоминают детские коляски. В зависимости от предназначения, различаются по функциональности. Для детей с ДЦП коляски оборудованы множеством удерживающих ремешков, специальными подушками, фиксаторами головы, подножками.

Инвалидная коляска рычажного типа
Двигается за счет движения рычагов, которые человек должен сам перемещать руками. Инвалидная коляска рычажного типа подходит инвалидам, ведущим активный образ жизни, так как на движения уходит много сил. Коляска позволяет заниматься физическими нагрузками, тренироваться, что очень полезно и поддерживает больных в тонусе. Также подходит людям со сложными параличами, при которых может работать только одна верхняя конечность, коляску можно настроить, учитывая все особенности организма. В то же время коляска достаточно маневренна,если хватает сил больного, может преодолевать длинные расстояния, предназначена для улицы, имеет большие габариты.

Инвалидная коляска активного типа
Также подходит самостоятельным и активным людям, она позволяет маневрировать, заниматься спортом, совершать длительные прогулки. Приводится в движение вручную кручением ободов колес. Её можно использовать и на улице, и дома, обладает легкой конструкцией и компактными размерами, что позволяет брать её с собой в машину.

Характеристики колясок

Каждая коляска, какого бы типа она ни была, может быть простой или многофункциональной. Все коляски различаются по типу колес, размерам сидений, материалам, расположением и функциональностью подножек и подлокотников и т.д.

aktivnie

Рамы инвалидных колясок различаются материалом, из которого они сделаны, чаще всего это сталь, но может быть облегченный вариант из алюминия. Рама может быть монолитной, но намного практичнее приобретать складные модели – их без затруднений можно транспортировать и помещать в машину.

Колеса. Задние колеса могут быть цельнолитыми или пневматическими, их выбор зависит от зоны применения коляски. Цельнолитые подходят только для помещения, они прочные, но при движении по асфальту не амортизируют скачки при движении, что доставляет большой дискомфорт. Другое же дело пневматические колеса, которые смягчают все неровности. С такими колесами можно перемещаться и по улице, и в помещении, главное следить за их состоянием и вовремя подкачивать шины. Передние маленькие колеса также различаются. Чем они шире и больше, тем лучше для длительных прогулок на улице, их объем добавляет эффект амортизации и помогает преодолевать камешки и рытвины на дороге.

Сиденье может быть выполнено из разных материалов и потом по желанию дополнено специальной противопролежневой подушкой, которая подбирается четко по размерам сидения. Самые распространенные материалы для сидений – эко-кожа, полиэстер, сетка эир-меш или нейлон.

Спинка может быть удлиненной, с откидывающейся верхней частью, для тех больных, у кого проблемы с позвоночником. Такие спинки позволяют регулировать положение шеи и головы. Спинка может быть на ременной основе, дающей возможность регулирования. Сегодня практически все спинки имеют люмбальный изгиб, в зависимости от функционала коляски, спинки могут регулироваться по наклону и принимать горизонтальное положение.

podnojki

Подлокотники бывают съемные, откидные и несъемные. Самые простые коляски оснащены обычными несъемными подлокотниками, с которыми сложно перемещать тяжело больных людей. Съемные подлокотники оптимизируют процесс перемещения инвалида, если он достаточно самостоятельный, он может пересаживаться сам. Также бывают подлокотники, регулируемые по высоте, чтобы человек мог настроить удобную для себя высоту.

Подножки также могут быть съемными и несъемными. Если больной может сам пересаживаться, то намного удобнее и практичнее поворотные съемные подножки, которые можно убрать, чтобы они не создавали лишних сложностей.

Все инвалидные коляски оснащены тормозами-фиксаторами, которые помогают зафиксировать коляску неподвижно при пересаживании или каких-либо манипуляциях. Также коляска может быть дополнена тормозами для сопровождающего, которые располагаются сзади на ручках. Такие тормоза помогают беречь силы сопровождающего при сложных спусках или подъемах, а также при большом весе больного.

Как подобрать инвалидную коляску

Некоторые люди проводят в инвалидных колясках большую часть времени, поэтому крайне важно выбрать подходящую коляску. Критерии подбора – это размеры сидения, его ширина и глубина, ширина самой коляски для прохода в дверные проемы, функциональность, вес коляски, высота спинки и подлокотников, материалы, из которых выполнены рама, сиденье; тип и ширина колес.

Разберемся в деталях

Параметры инвалидной коляски

Ширина сидения подбирается пациенту индивидуально по размеру.

Набор необходимых функций зависит от заболевания и предпочтений самого человека. Всё это определяет тип коляски (см. статью Типы инвалидных колясок).

Габариты. Рама коляски может быть выполнена из стали, что достаточно распространено. В таком случае коляска прочная, устойчивая, но тяжелая, в среднем вес таких колясок — 19 кг.

Облегченные модели с рамой из алюминия намного легче и практичнее, особенно если больной много перемещается.

Для того, чтобы больному было комфортно в коляске, необходимо сделать замеры – высоты предплечий, сидения, спинки, ширины и глубины сидения, длины ног.

Больному не должно быть тесно в коляске, но и не слишком свободно – от правильного положения напрямую зависит здоровье человека. При выборе ширины сиденья, надо учитывать, что между ногами больного и боковыми частями коляски должно быть в запасе 2-3 см, то есть свободно помещаться руки. (померить с помощью книжек)

shirina-sidinia

Так же как ширина, очень важна и глубина сидения, от которой зависит правильное расположение центра тяжести инвалида. Ее верная длина измеряется от ягодицы на уровне спины до внутреннего коленного сгиба, и из полученного значения необходимо вычесть 5-7 см. Это делается для того, чтобы между коленным сгибом и краем сидения было небольшое расстояние и сидение не упиралось и не давило на ногу, нарушая циркуляцию крови. Также надо учитывать размеры подушки, она может существенно уменьшить глубину сидения.

glybina-sidinia

Не менее важна и высота сидения, от которой зависит правильное распределение давления на седалищные бугры и колени. Она составляет сумму высоты голени плюс пять сантиметров, такая цифра обеспечивает оптимальное расположение больного. При слишком завышенном сидении, пациенту будет сложно подъезжать к столу.

visota-sidinia

Чтобы инвалид комфортно располагался в коляске, и не было проблем со спиной и осанкой, нужно отрегулировать высоту подлокотников, измерив высоту от сидения до локтя плюс 2,5 сантиметра.

Необходимо проверить, чтобы подножки находились относительно пола на расстоянии не меньше 5 см, в противном случае маленькие колеса могут задевать ноги, больной будет испытывать неудобство и дискомфорт.

Верная и самая комфортная высота спинки измеряется от подмышечной впадины до сидения с вычетом 10 см. При необходимости более высокой спинки, её подбирают индивидуально, советуясь с врачом.

visota-spinki

Индивидуальный выбор

Противопролежневая подушка

Сидение может быть укомплектовано съемной подушкой, если ее нет, можно самостоятельно подобрать противопролежневую подушку, которая особенно рекомендуется полным пациентам.

При серьезных особенностях заболеваний или других индивидуальных характеристиках, можно выбрать коляску с ременной основой сидения и спинки. Широкие ремни на липучках настраиваются как удобно пациенту, сверху надевается чехол.

Материалы, из которых изготавливаются сидения, бывают нескольких видов. Полиэстер - практичный, бюджетный вариант; нейлон - долго служит, качественный, приятный в использовании; сетка эйр-меш - позволяет долго и комфортно находить в коляске. Также может применяться кожзаменитель, который очень удобен при частых санитарных обработках.

Спинка может быть стандартной, а может быть оборудована специальными боковыми ограничителями или фиксаторами шейного отдела. Бывают удлиненные спинки, с регулируемым углом наклона, которые можно привести в лежачее положение.

Откидные подлокотники

Подножки и подлокотники бывают несъемными, откидными и съемными. Для пересаживания, самостоятельных перемещений больного удобнее, когда подножки и подлокотники можно убрать.

Колеса могут быть быстро съемные – удобно, если нужно быстро проехать в неширокий проем, большие колеса снимаются и остаются маленькие. После преодоления затруднительного участка колеса также быстро ставятся на место.

Если больной не справляется самостоятельно, то при выборе коляски, нужно принимать во внимание, сможет ли справляться с её обслуживанием, весом и габаритами сопровождающий.

Как выбрать инвалидную коляску

Выбор инвалидной коляски достаточно сложная задача, к которой необходимо подойти со всей серьезностью, чтобы не промахнуться с выбором.

Особенно сложно подбирать кресло-коляску впервые, когда еще нет понимания, что конкретно необходимо для удобства и безопасности езды, какие нужны опции и т.д.

Активная инвалидная коляска

Коляски с облегченной рамой, минимальной функциональностью и повышенной маневренностью.
Позволяют передвигаться очень быстро и даже заниматься многими видами спорта, включая настольный теннис.

Кому подходят:

  • Людям с нерабочими ногами, но с нормально функционирующей верхней частью тела.

Пассивная инвалидная коляска с расширенной функциональностью

Полная противоположность активным кресло-коляскам.
Громоздкие, маломаневренные модели с расширенной функциональностью и повышенной безопасностью.
Как правило, имеют высокую спинку и регулируемый подлокотник.

  • Предназначены для малоподвижных людей с тяжелыми типами инвалидности.

Стандартная инвалидная коляска для дома и улицы

Что-то среднее между активными и пассивными моделями.
Не имеют расширенной функциональности (абдукторов, подголовников и т.д.), более тяжелые и менее маневренные, чем активки.

  • Лежачим больным.
  • Пожилым людям с проблемами со здоровьем.
  • Инвалидам, у которых не работают только ноги.

Стандартные коляски использует примерно 80% людей с инвалидностью, благодаря сочетанию доступной цены и удобства.
В том числе, они оптимальны для пожилых людей и перевозки лежачих больных.

Электрическая инвалидная коляска

Четкого разбиения на подвиды у колясок с электроприводом не существует.
Каждая модель имеет свои особенности, поэтому выбирать их куда сложнее, чем механические кресло-коляски.

Среди электрики есть модели, как для людей у которых проблемы только с ногами, так и для тяжелых случаев инвалидности (многофункциональные модели, в том числе, с возможностью управления подбородком).

Настоятельно рекомендуем изучить отдельный материал на тему как выбрать инвалидную коляску с электроприводом.
В нем подробно разобраны все нюансы подбора.

Кто впервые сталкивается с инвалидными кресло-колясками, часто задаются вопросом, какую модель выбрать для дома и какую для улицы.

На самом деле 90% колясок универсальны, они походят, как для помещений, так и для прогулок.
Просто при покупке они доступны с двумя видами колес: пневматические – для улицы, цельнолитые – для дома.

Виды шин на инвалидных колясках

  • Тяжело ездить по коврам
  • Недостаточная маневренность
  • Резина оставляет следы на половом покрытии
  • Тихий ход (плюс соседям снизу)
  • Есть амортизация, благодаря чему коляска становится мягче
  • Хорошая сцепляемость со всеми типами покрытий
  • Бывают проколы
  • Высокая маневренность
  • Без следов на полах
  • Издают чуть больше шума при езде
  • Жестко ездить по дорогам и тротуарам
  • Плохая сцепляемость, особенно при намокании колес
  • Отсутствуют проколы
  • Колесо может сломаться при съезде с бордюра

Из таблицы видно, что коляску на любых колесах можно использовать, как в помещениях, так и на улице.
Но в каждом из случаев будут свои недостатки.
Поэтому лучше иметь две коляски или одну, но с возможностью замены колес, хоть это и не очень удобно.

  • Компенсация по ИПР покрывает 2 коляски, одну для дома и одну для прогулок.
  • Камеры и покрышки на многие коляски можно использовать велосипедные.
  • Их проще найти в наличии и стоят они дешевле.
  • Цельнолитые колеса не подлежат ремонту, при повреждении они меняются полностью, поэтому к ним стоит относиться бережно.
  • Если все-таки брать одну коляску для дома и улицы, то лучше с пневматическими колесами, они унверсальнее.

Как выбрать инвалидную коляску, чтобы она подходила под нужды конкретного человека с ограниченными возможностями.
Недостаточно выбрать только вид кресло-коляски и тип колес.
Необходимо дополнительно учесть ряд важных характеристик, которые будут рассмотрены ниже.

При выборе коляски нужно учесть ширину и глубину сиденья, а также его возвышение относительно пола.
Также необходимо учесть высоту спинки и подлокотников.
Если сделать это неправильно, то езда будет некомфортной, плюс повысится вероятность выпадения из кресла.

Тема достаточно обширная, поэтому рекомендуем ознакомиться с отдельной статьей Как подобрать размеры для инвалидной коляски.
В ней мы подробно разобрали, как определить необходимые размер сиденья, спинки и подлокотников.

К габаритам относится ширина и глубина инвалидной коляски.
В большинстве случаев данные значения особой роли не играют и внимание на них обращать не стоит.
Однако бывают исключения.

  • Если нужно проезжать в дверные проемы, ширина которых менее 100 см (ширина коляски подбирает на 5-7 см меньше самого узкого проема).
  • Если необходимо пользоваться маленьким лифтом (уже нужно учесть не только ширину, но и глубину коляски).
  • Если в квартире маленький санузел или кухня, где сложно развернуться на стандартной коляске (для этих целей есть специальные узкие модели).

Данный параметр не стоит считать, как 100% достоверный.
Человек, который будет пользоваться коляской может быть на 10-15 кг тяжелее, чем указанная грузоподъемность.

Однако лучше все-таки, чтобы вес инвалида не превышал максимально разрешенную нагрузку.
Так коляска будет устойчивее, безопаснее и дольше прослужит.

Вес инвалидных колясок не имеет особого значения при покупке пассивной модели, так как у них в приоритете функциональность и безопасность.
А вот при покупке стандартной или активной модели, вес обязательно нужно учитывать.

  • Если инвалид ездит на автомобиле и вынужден самостоятельно грузить коляску в салон.
  • Если необходимо завозить инвалида по лестнице в квартиру, используя пандусы.
  • Если нужно часто переносить коляску в руках.

Вес инвалидной коляски может составлять от 4 до 40 кг.
При наличии хотя бы одного из трех вышеперечисленных пунктов, очень желательно, чтобы кресло-коляска была не тяжелее 18 кг.
Оптимально – не тяжелее 15 кг.

С подлокотниками все сложно.

Если задние колеса вынесены вперед и середина колеса находится примерно на уровне спины (так на активных моделях), то смысла с откидывающихся или снимающихся подлокотников мало.
Так как пересаживанию через бок все равно будет мешать колесо.

Если же задние колеса наоборот вынесены назад, то убирание подлокотника освобождает часть сиденья сбоку.
Что упрощает пересаживание.
Соответственно на таких колясках лучше, чтобы подлокотники были откидные, либо съемные.

Виды подлокотников на инвалидных колясках

Если человек сильно ослаблен и ему необходимо помогать пересаживаться на кровать, то выбирайте коляску, где задние колеса вынесены назад и есть съемные / откидные подлокотники.

Изменение высоты уже полезная опция для всех колясок, так как позволяет идеально отрегулировать подлокотники под себя.
Но без нее легко можно обойтись, ведь высота подлокотников на кресло-колясках более или менее универсальна.
Большинству людей будет удобно с заводскими настройками.

Регулировка угла наклона – позволяет выравнивать ноги, в том числе, когда они отекают в согнутом состоянии.

Изменение высоты – настройка под длину ноги от колена до ступни.
Благодаря данной регулировке можно подобрать идеальное положение расположение опор под стопы.

Возможность снимать / откидывать – полезна, если нужно убрать подножки, чтобы сделать коляску короче и она помещалась в лифт или автомобиль.
Пересаживаться на кровать, унитаз, в ванну часто тоже удобнее без подножек.

Спинка на инвалидной коляске может быть низкая, стандартная и высокая.

Высота спинки на инвалидных колясках

Высокие – используются преимущественно на пассивных моделях для тяжелых больных.
Как правило, имеют регулировку угла наклона, регулируемый подголовник и (реже) фиксаторы для головы.
Высокие спинки сильно снижают подвижность, активно с ними ездить невозможно.
Зато поддерживают все спину и шею, что необходимо некоторыми инвалидам.

Стандартные – применяются на обычных колясках.
Высота достаточная, чтобы фиксировать поясницу и снимать с нее нагрузку, но в тоже время не мешать ездить.

Низкие – иногда предусматриваются на активных колясках.
Долго находится на сиденье с короткой спинкой невозможно, зато предоставляются возможности для максимальной подвижности.
Обычно, низкие спинки выбирают для занятий спортом.
При этом для езды вне занятий спортом используется коляска со стандартной спинкой.

Инвалидные коляски по производителю условно можно разделить на несколько групп.

Если коляска нужна редко (прогулки с пожилым человеком, отвезти в туалет лежачего больного и т.д.), то переплачивать не имеет смысла.
Подойдет кресло от китайских и российских производителей.
А вот для инвалидов лучше отдавать предпочтение европейской технике.

Как выбрать инвалидную коляску для детей с ДЦП

Выбор инвалидной коляски для детей с ДЦП и иными заболеваниями чрезвычайно сложный и трудоемкий процесс.

Дело в том, что особенные детки часто нуждаются в специальной функциональности.
Поэтому учесть только размеры, основные регулировки и производителя в большинстве случаев недостаточно.

Мы рекомендуем не заниматься подбором самостоятельно, а привлекать к процессу лечащего врача и специалистов, хорошо разбирающихся в особенностях детских колясок.
В нашей компании такие есть.

  • Какой тип коляски нужен
  • Растущие и не растущие коляски
  • Прогулочные коляски
  • Коляски на домашней раме
  • Кресло-коляски
  • Лучшие производители

Активная детская инвалидная коляска

Приобретаются для детей старше 6-7 лет, при условии, что у них присутствуют сложности только с хождением.
Ребенок самостоятельно передвигается, используя ручной привод.
При этом обладает достаточной свободой действий, благодаря высокой маневренности кресло-коляски.

Стандартная детская кресло-коляска

Также есть схожие коляски, но менее активные.
У них чуть ниже маневренность, но выше безопасность за счет большего расстояния между колесами.
Таким одают предпочтение, когда у ребенка помимо проблем с ходьбой есть несущественные трудности с управлением верхней части тела.
Либо просто для перестраховки от падений.

Десткие стандартные и активные кресло-коляски редко используются при ДЦП.
В основном они необходимы при других заболеваниях и различного рода травмах (переломы, ампутации и т.д.).

Пассивная детская инвалидная коляска

Как правило, используются для подростков, которые не могут передвигаться без помощи родителей.
Такие коляски имеют множество дополнительных опций, позволяющих поддерживать правильно положение тела (фиксаторы, абдукторы, подголовники и т.д.).

Многофункциональные кресло-коляски для детей и подростков доступны в очень небольшом ассортименте.
Даже у многих самых крупных производителей они отсутствуют.
Но это не так страшно, потому что почти всегда можно подобрать подходящую модель из взрослого ассортимента.

Прогулочная коляска для детей с ДЦП

Аналог классических детских колясок, но с множеством дополнительных опций.
Применяются для прогулок с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе, с тяжелыми формами ДЦП.
Подбираются, исходя из требующихся конкретному ребенку функций и регулировок.

Инвалидная коляска на домашней раме для детей с ДЦП

В отличие от прогулочных моделей, предназначены для использования дома, причем длительного.
Поэтому имеют дополнительные возможности, чтобы ребенок мог в них не просто находиться, а заниматься различными делами.
В том числе, спать, рисовать, кушать и т.д.
Не редко оснащаются столиком.

На ряде колясок имеется возможность использовать одно сиденье на прогулочной и домашней раме.
Что позволяет сократить расходы на покупку примерно на 35-70%.

Прогулочные коляски и модели на домашней раме в большинстве случаев оптимальны при реабилитации детей с ДЦП.
Прочим видам отдается предпочтение только при легких формах паралича.

Электрическая детская инвалидная коляска

Являются практически полным аналогом взрослых моделей.
Разница заключается, как правило, только в размере и специально заниженных характеристиках для обеспечения безопасности езды.
В частности уменьшается максимальная скорость и интенсивность разгона.

Предназначены коляски с электроприводом в основном для активных детей, испытывающих проблемы с хождением.
Но иногда применяются и при тяжелых формах инвалидности.

Рекомендуем ознакомиться с рекомендациями по выбору инвалидной коляски с электрическим приводом от нашего специалиста.
Они актуальны не только для взрослых, но и для детских моделей.

Коляски для детей бывают двух видов: стандартные и растущие.

Стандартные в плане размера ничем не отличаются от взрослых моделей и предназначены для детей с определенными антропометрическими данными.
Как только ребенок вырастает, коляску приходится менять на аналог большего размера.

У растущих колясок изменяется ширина и глубина.
Также может меняться высота спинки и удлиняться держатели подножек.
Благодаря этому можно увеличивать размер коляски по мере взросления и роста ребенка.

Растущие инвалидные коляски, как правило, несколько дороже.
Поэтому целесообразность их покупки определяется всегда индивидуально, исходя из интенсивности роста ребенка и изменения требований к коляске в будущем.

Большие колеса спереди и сзади – чуть утяжеляют коляску, делают ее менее маневренной и усложняют поднятие по лестнице.
Но упрощается передвижение по плохим покрытиям, в том числе, преодоление ямок, возвышений, небольших бордюров и т.д.

Если вы проживаете в благополучном районе, то такой вариант не лучший выбор.
А вот для поселков и сельской местности он куда выгоднее.

Коляска с большими передними и задними колесами


Маленькие колеса спереди и сзади – обычно имеют легкие коляски с высокой маневренностью, предназначенные для езды по хорошим покрытиям.
Проходимость по плохим тротуарам у них похуже.
Главным же плюсом является высокая устойчивость, при попадании передних колес в яму риск опрокидывания коляски значительно ниже.

Коляска с маленькими передними и задними колесами


Маленькие спереди и большие сзади – классический вариант, используемый на 90% колясок.
Имеет усредненные показатели проходимости и маневренности, неплох для преодоления лестниц и бордюров.
Единственный недостаток, при попадании в ямку есть риск опрокидывания вперед, если родитель «зазевался».
Но при внимательной езде вероятность минимальна.

Коляска с маленькими передними колесами и большими задними

На взрослых инвалидных колясках тип колес является очень важным.
А вот на детских из-за небольшого размера цельнолитые и пневматические шины уже не имеют столь серьезных отличий.
Комфортно ездить и на тех и на других.

Складная рама есть практически на всех прогулочных инвалидных колясках для детей.
Однако важно учитывать, насколько компактной становится модель в сложенном состоянии, если ее необходимо возить в багажнике или в общественном транспорте.
Как правило, в документах прописываются габариты сложенной коляски.

Вес прогулочных колясок может составлять от 7 до 30 кг.
Модели весом более 15 кг создают определенные сложности при передвижении, особенно у хрупких девушек.
Ну и перевозить их непросто, так как нужно поднимать и помещать в багажник или салон автомобиля.

Однако давать рекомендации не покупать коляски тяжелее 15 кг неразумно, так как на них может не быть необходимых опций.
А опции куда важнее, чем удобство управления и транспортировки, ведь от них зависит здоровье ребенка.

В вопросе выбора детской инвалидной коляски, самым важным является именно подбор необходимого ребенку набора функций и регулировок.
Ниже будут описаны основные из них с описанием назначения.

Фиксирующие ремни – необходимы для фиксации ребенка в правильно положении и недопущения его выпадения из коляски.
Бывают 2, 3, 4 и 5 точечными.
Количество точек говорит о том, в сколько местах идет фиксация ребенка.

Абдуктор – служит для разведения ног.
Представляет собой что-то вроде валика и располагается на краю сиденья (иначе называется межбедерный клин).
Аналогом могут быть латеральные ремни, имеющие аналогичное назначение.

Подголовник – устанавливается сверху спинки и используется для фиксации головы в правильном положении.
Обычно является частью сиденья, однако встречаются и съемные варианты.

Наклон спинки – регулировка угла наклона, вплоть до горизонтального положения.
Опция часто необходима некоторыми детям для отдыха и сна.

Упоры для туловища – располагаются примерно на уровне груди и представляют собой что-то вроде небольших подушек.
Позволяют фиксировать расположение ребенка без ремней, но подходят не всем.

Ремни для ног – фиксируют голеностоп в правильном положении, если ребенок не может держать стопы самостоятельно.

Изменения положения кресла – сиденье снимается с рамы и разворачиваясь на 180 градусов крепится обратно.
Благодаря чему во время прогулки родители могут присматривать за ребенком.

Изменение положения кресла на прогулочной коляске для ДЦП

Регулировка высоты ручки – изменяется длина ручки, за которую толкается коляска.
Очень важная опция для людей с нестандартным ростом.
Без нее использование коляски может стать чрезвычайно неудобным, так как придется сутулиться или же будут сильно уставать руки.

Это опции, без которых вполне можно обойтись, но с ними удобнее и проще.

  • Столик (рекомендуем).
  • Зонтик.
  • Накидки от дождя, снега и мороза.
  • Нижние и боковые сумки для переноса вещей.
  • Большая сумка с лямками для транспортировки коляски.
  • Защитный бампер.

Коляски на домашней раме отличаются от прогулочных моделей только другим основанием.
Поэтому рекомендации по выбору аналогичные.

Единственное необходимо понимать, что такие опции, как столик на домашней коляске становятся необходимостью.
Ну и наличие у основания дополнительных регулировок по высоте и углу наклона обязательны.

Для детей, испытывающих проблемы только с хождением оптимально выбрать кресло-коляску активного типа с облегченной рамой.
Она позволит ребенку вести активный образ жизни, который в таком возрасте крайне желателен.

При незначительных проблемах (помимо хождения) активку можно заменить на стандартную кресло-коляску.
Она будет менее маневренная, но зато на ней будет чуть проще ездить и повысится уровень безопасности.

  • Вес более 15 кг будет серьезно усложнять передвижение, лучше брать модель более легкую.
  • Если ребенок еще растет, имеет смысл поискать модель, где может увеличиваться ширина и глубина сиденья; высота спинки; длина подножек.
  • Колеса для дома оптимальны цельнолитые, для улицы пневматические.
  • Очень желательны антиопрокидыватели, чтобы опрокидывания коляски назад при слишком активной езде.
  • Подлокотники лучше съемные / откидные и регулируемые по высоте.

Для детей с тяжелыми формами инвалидности нужны уже пассивные кресло-коляски, обеспечивающие поддержку тела во время езды.
Выбор основывается преимущественно на размере и наличии необходимых опций, таких как подголовник, абдуктор, фиксирующие ремни для тела и ступней.

  • Если предполагается, что ребенок периодически будет ездить сам, то лучше отдать предпочтение самой легкой модели.
  • Если наоборот, коляску будут толкать родители, то не лишней будет регулировка ручек для толкания по длине.
  • Рост вместе с ребенком редок на многофункциональных моделях, но если он есть, то для растущих детей это большой плюс.

Это производители, специализирующиеся именно на детских колясках.
Их изделия отличаются не только высоким качеством, но и тщательной проработкой всех деталей и наличием большого количества дополнительных модулей.
Благодаря чему они удобны для ребенка и родителей, плюс эффективны в терапевтическом плане.

  • HOGGI (Германия) – лучшие по отзывам покупателей
  • R82 (Дания) – самые продвинутые в плане функциональности и регулировок
  • Fumagalli (Италия)
  • Convaid (США)
  • Special Tomato (США)
  • Patron (Чехия)
  • Akcesmed (Польша)

Это производители, которые преимущественно изготавливают взрослые коляски, но у них есть несколько детских моделей.
Но выбор значительно меньше и расширяемость по модулям, как правило, скромнее.
Но эргономика и качество на высоком уровне.

Читайте также: