Каждый вечер подносят к окну мое кресло

Обновлено: 01.05.2024

Застенчивость лирической строки. Французская художница Jeannette Guichard-Bunel Она стес.

-Метки

-Рубрики

-Приложения

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Приходи на меня посмотреть: как сквозь время пересеклись Анна Ахматова и Олег Янковский

Очень часто свою вторую жизнь стихотворения получают через фильмы. Бывает так, что строка становится слоганом или заглавием. Сегодня мы поговорим о стихотворении, которое, в общем-то, не нуждалось во втором шансе на жизнь - оно и так было достаточно известно. И все же оно вошло в фильм - строка из него стала заглавием, само оно - лейтмотивом.

Стихотворение "Приходи на меня посмотреть" было написано в 1912 году, автору, Анне Ахматовой, всего 23 года. В то время, она - красивая молодая женщина без особых проблем и забот.

Фотография. Анна Ахматова.

В апреле 1910 она выходит замуж за Николая Гумилёва, с лета 1910 по 1911 год длится ее роман с итальянским художником Амедео Модильяни (что, кстати, станет первым серьезным ударом по ее браку), в октябре 1912 на свет появляется ее сын Лёвушка. И вдруг это больное странное стихотворение:

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

Анализ стихотворения «Приходи на меня посмотреть» Ахматовой

1912 г. стал тяжелым временем для Ахматовой. Она уже два года состояла в браке с Н. Гумилевым, но семейная жизнь не складывалась. Муж оставил беременную Ахматову ради нового заграничного путешествия. Поэтесса очень тяжело переживала такое предательство и надеялась, что ребенок сможет спасти их брак. В середине лета Гумилев вернулся. 1 октября у Ахматовой родился сын, но муж в этот день не ночевал дома и смущенно пришел с поздравлениями в последнюю очередь. В дневнике поэтессы записано, что вскоре после родов они с мужем «дали друг другу полную свободу». Гумилев переехал на другую квартиру, бросив жену с младенцем на руках. Вероятно, под влиянием этого Ахматова в ноябре написала стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». В образе лирической героини отчетливо просматривается судьба самой поэтессы.

Несмотря на то, что супруги согласились на прекращение отношений, Ахматова естественно чувствовала сильнейшую обиду. Ребенок тяжелым грузом лег на плечи женщины, привыкшей к активной творческой жизни. Эта обида выплескивается с первых же строк. Поэтесса просит мужа просто посмотреть на нее. Вероятно, Гумилев совершенно не интересовался ни женой, ни своим родным сыном. Ахматова чувствует себя совершенно одинокой и забытой: «Я живая. Мне больно». При этом она признается, что сама устала от фальшивых отношений: «Эти губы сказали: «Довольно!»».

Лирическая героиня предстает в образе женщины, которая не может жить без посторонней помощи: «…подносят к окну мое кресло». Открывающийся перед ее взглядом вид дорог несет в себе двойной смысл. Ахматова понимает, что без мужской поддержки ей будет очень тяжело растить сына. Прежние поэтические мечты и надежды о бесконечном разнообразии жизненных путей (дорог) придется оставить. Одиночество обрекает ее на будничное серое существование. С другой стороны, дороги могут символизировать путешествия ее мужа. Он вновь пропал, уехав по одной из них. В душе Ахматовой еще живет надежда, и она, глядя из окна, старается не пропустить его возвращения.

Все-таки поэтесса не упрекает мужа. Обладая сильным характером, она уверена, что справится со всеми бедами самостоятельно: «не боюсь на земле ничего». При свете дня лирическая героиня способна преодолеть свою тоску. Единственное, что ее пугает, — наступление ночи, потому что во сне ее продолжают преследовать глаза любимого человека.

В этом стихотворении слышится мольба к неведомому возлюбленному, и смирение, и горечь. Стихотворение иного, неспешного мира. Где девушки, нежные и романтичные, увядают от тоски по ушедшим любимым. Впрочем, не зная даты написания, я отнесла бы его в более позднему, послереволюционному, периоду. Когда одного за одним будут навсегда уводить тех, кто был ей близок. А она останется. Приходили ли они к ней во снах? Вероятно.


Итак, строка из этого стихотворения стала заглавием для фильма о столкновении двух миров: спокойного, интеллигентного, устаревшего. с альбомами, где хранят фотографии милых сердцу людей, изящными вещицами прошлого, абажуром над лампой, бабушкиными драгоценностями, передаваемыми по наследству, и другого - быстрого и яркого как комета, где покупаются дома в Испании, мелькают длинноногие блондинки, и каждый стремится урвать свою долю, заняв место под солнцем.

"Приходи на меня посмотреть" - очень теплый фильм, снятый в 2000 году, в котором сыграли Ирина Купченко, Екатерина Васильева, Олег Янковский (он же выступил режиссером). Камерный такой фильм, атмосферный. Он о том, чего нам так не хватает. О том, что мы, в погоне за бурной насыщенной жизнью, за еще более концентрированным "завтра", где-то потеряли самое важное.

Кадр из фильма "Приходи на меня посмотреть", 2000 г.

А Елена Камбурова исполнила стихи Анны Ахматовой, положенные на музыку Вадимом Биберганом.

Приходи на меня посмотреть в трёх вариантах

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»


Эти стихи стали романсом в фильме «Приходи на меня посмотреть». Фильм замечательный! Смотрел дважды и каждый раз с непередаваемым наслаждением. Олег Иванович Янковский бесподобен. О женщинах говорить не буду. Понравились все. После фильма я нашёл стихи Анны Ахматовой и начал их петь под гитару, пока из головы не выветрилась мелодия. Но, по-моему, я там чего-то намудрил дополнительно. А потом меня, как это всегда со мной бывает, чёрт дёрнул за руку.

Но Анна Ахматова сама виновата. Если бы не её «тяжёлые задыханья», я, быть может, и не тронул классическое творение. А потом эта строка «О, тебя ли, тебя ль упрекну» – наводит на мысль, что в душе героини живёт не мало упрёков к герою, которого она зовёт. И что это она сейчас такая покладистая, пока он не пришёл. А стоит ему появиться, и снова всё вернётся к прежнему. И видно, что героиня говорит себе «Довольно! Не цепляйся к нему.» Но остановиться не может. И тут мне подумалось, что и у противоположной стороны тоже должны были накопиться претензии. Как бы ОН написал ей подобный романс, когда стал таким же беспомощным и одиноким?

И взялся я за свою привычную игру в слова, и у меня родился вариант для мужчины.


Вариант 2 (укорительный)

Приходи. Я хочу посмотреть,
Что осталось от жизни привольной,
От костра, что не в силах согреть,
И от губ, мне сказавших: «Довольно!»

Средь холодного неба тону,
Звёзды дарят мне призраки света.
Я ищу среди сотен одну,
Что давно затерялася где-то.

Мне не нужно почти ничего,
Дышу тяжко, и щёки бледнеют,
А ночами не сплю оттого,
Что глаза твои сниться мне смеют.

Приходи. Я хочу догореть.
Я живу ожиданием встречи.
Приходи ко мне раньше, чем смерть
Успокоит навек мои речи.


После того, как я спел и этот вариант под гитару, я убедился, что музыка творит чудеса и превращает в шедевры любые тексты! Но тоски зелёной в меня влилось уже через край, и я решил отыграться, и представил, как бы подобный романс написал молодой парень, может быть, тот самый, который остался за кадром в фильме «Приходи на меня посмотреть». Вы же помните, что дело в нём кончается очередным звонком в дверь. И Дина идёт открывать и по выражению всех героев фильма ясно, кого они жаждут увидеть на пороге.

Поколдовал я ещё немного. И у меня вышел третий вариант, с ярко выраженной сексуальной направленностью – можно сказать, молодёжный. Спев и его под гитару, я убедился, что романс может пройти и в таком виде.


Вариант 3 (уморительный)

Приходи. Я хочу тебя зреть
Обнажённой, нецелой, довольной
От любви, что сильней, чем медведь,
И от губ, мне шептавших: «Ой, больно!»

В сумасбродное небо войду,
Звёзды цедят молочного света.
Я нашёл среди сотен одну,
Чтоб до дна испить бабьего лета.

Мне не нужно почти ничего,
Дышу рьяно, и щёки лоснятся.
Я ночами не сплю оттого,
Что любовью желаю заняться.

Приходи и себя подари,
Как наложницу дарят гаремы!
Только знаешь, не позже, чем в три,
После трёх я решу все проблемы…

Формат MP3, длительность звучания 2мин:22сек, качество 128кбит/сек, 44кГц, размер 2,17Мб (2280385байт), гитара, пение;

😢 Приходи на меня посмотреть

Молодая Анна Ахматова

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

Стих Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть», написанный поэтессой в 1912 году, можно смело назвать её эпитафией к расставанию с Гумилевым, хотя формально брак ещё и сохранялся долгое время.

История создания

😢 Беременность Ахматова переносила не очень хорошо, тем более больней ей было, что муж Николай в такой период променял её на заграничное путешествие. Анна надеялась, что трещавший брак спасет рождение ребенка, но козырные карты лежали на столе жизни перед игроком под именем Разлука.

Да, Гумилев вернулся ещё в середине лета 1912 года, но до родов отношения так и не наладились, они ещё жили, но дышали на ладан. Точкой Икс стал первый день октября, когда Ахматова родила, но даже в такой момент Николая не было дома, он не ночевал.

Не будем копаться в чужом белье, но именно после этого Анна увидела, что отношений нет и поставила в них точку, о чем позже писала в дневнике (мы дали друг другу свободу).

☝ Стихотворение пишется через полтора месяца после родов, в ноябре 1912 года и лишь констатирует факт расставания. В строках таится обида, но и видно расстояние, которого в семье быть не может.

Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: "Довольно!"

Сюжетная линия

👀 zПовествование в стихе ведется от лица лирической героини, за которой без труда видна сама Анна. Первая строка стала заглавием, но уже первая строфа (четверостишье) показывает нам две истины – Ахматова страдает, но поставила в судьбе жирную точку.

Вторая строфа четко вырисовывает нам одиночество героини, смотрящей одиноко в даль и пытающейся среди развилок дорог найти ответ на свои вопросы.

О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Тут хорошо нарисован упрек женщины, которая долго не давала согласие на брак с Гумилевым, но в итоге получившая слишком жестокую «ответку».

Третья строфа показывает, что страхов в душе героини нет, кроме одного – страха ночи и сна, в котором сознание ещё рисует образ вчерашней надежды.

Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

✔ Стихотворение написано в три строфы с помощью перекрестной рифмовки (посмотреть – больно – согреть – довольно), где есть закрытые и открытые рифмы.

  1. Последняя горечь.
  2. Задыханьях тяжелых.
  3. Ночи страшны.

Развитие сюжета линейное, все 12 строк наполнены болью и обидой, но в них видна и железная воля Ахматовой, решившей не закрывать глаза на подлости мужа.

👍 На слова стиха написан красивый романс, который внизу страницы вы можете послушать в исполнении Елены Камбуровой.

Анна Ахматова ~ Приходи на меня посмотреть…(+ Анализ)

Одна из самых ярких, самобытных и талантливых поэтесс Серебряного века, Анна Горенко, более известная своим почитателям как Ахматова.

  • Анна Ахматова ~ Небывалая осень построила купол высокий… (+ Анализ) - 16.08.2022
  • Анна Ахматова ~ Тот август, как желтое пламя… - 08.08.2022
  • Анна Ахматова ~ Август (Он и праведный, и лукавый) - 07.08.2022

Приходи на меня посмотреть

Приходи на меня посмотреть

Анализ стихотворения Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…» 1 вариант

В 1912 году Ахматова написала небольшое стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». Впоследствии оно дало название популярной российской мелодраме, поставленной по пьесе Надежды Птушкиной. Премьера ленты состоялась в 2001 году. Один из режиссеров картины – известный актер Олег Янковский. Ему же выпала честь сыграть главную мужскую роль. Образы центральных женских персонажей на экране воплотили Екатерина Васильева и Ирина Купченко. В фильме звучит написанная на стихи Ахматовой композиция «Приходи на меня посмотреть…». Исполняет романс Елена Камбурова. Музыку сочинил композитор Вадим Биберган.

Рассматриваемый текст создан молодой поэтессой – на тот момент Анне Андреевне было около 23 лет. Тем не менее, в нем чувствуется богатый жизненный опыт, интонации женщины, много испытавшей и повидавшей. Стихотворение начинается с обращения к неизвестному собеседнику, скорей всего, бывшему возлюбленному: «Приходи на меня посмотреть». Сразу же, во второй строке глагол повторяется: «Приходи…» Получается, будто заклинание, мольба, а не простая просьба. В словах героини – боль, надрыв. Она осталась в одиночестве, даже рук некому согреть. Во второй строфе читатель еще больше узнает о ней и отношениях с возлюбленным. Героиня рассказывает, что каждый вечер ее кресло подносят к окну. Перед глазами сразу возникает образ женщины немощной, неспособной самостоятельно подняться на ноги. Из немногочисленных доступных удовольствий – посмотреть в окно на дороги, ходить по которым ей не суждено. В третьем и финальном четверостишии лирическая героиня признается, что ничего на земле не боится. Впрочем, практически сразу собственное утверждение она опровергает. Кое-что ее все-таки страшит – это ночи. Темное время суток пугает не само по себе. Дело в том, что во сне героиня видит глаза возлюбленного.

Приходи на меня посмотреть

Анализ стихотворения «Приходи на меня посмотреть» Ахматовой 2 вариант

1912 г. стал тяжелым временем для Ахматовой. Она уже два года состояла в браке с Н. Гумилевым, но семейная жизнь не складывалась. Муж оставил беременную Ахматову ради нового заграничного путешествия. Поэтесса очень тяжело переживала такое предательство и надеялась, что ребенок сможет спасти их брак. В середине лета Гумилев вернулся. 1 октября у Ахматовой родился сын, но муж в этот день не ночевал дома и смущенно пришел с поздравлениями в последнюю очередь. В дневнике поэтессы записано, что вскоре после родов они с мужем «дали друг другу полную свободу». Гумилев переехал на другую квартиру, бросив жену с младенцем на руках. Вероятно, под влиянием этого Ахматова в ноябре написала стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». В образе лирической героини отчетливо просматривается судьба самой поэтессы.

Несмотря на то, что супруги согласились на прекращение отношений, Ахматова естественно чувствовала сильнейшую обиду. Ребенок тяжелым грузом лег на плечи женщины, привыкшей к активной творческой жизни. Эта обида выплескивается с первых же строк. Поэтесса просит мужа просто посмотреть на нее. Вероятно, Гумилев совершенно не интересовался ни женой, ни своим родным сыном. Ахматова чувствует себя совершенно одинокой и забытой: «Я живая. Мне больно». При этом она признается, что сама устала от фальшивых отношений: «Эти губы сказали: «Довольно!»».

Лирическая героиня предстает в образе женщины, которая не может жить без посторонней помощи: «…подносят к окну мое кресло». Открывающийся перед ее взглядом вид дорог несет в себе двойной смысл. Ахматова понимает, что без мужской поддержки ей будет очень тяжело растить сына. Прежние поэтические мечты и надежды о бесконечном разнообразии жизненных путей (дорог) придется оставить. Одиночество обрекает ее на будничное серое существование. С другой стороны, дороги могут символизировать путешествия ее мужа. Он вновь пропал, уехав по одной из них. В душе Ахматовой еще живет надежда, и она, глядя из окна, старается не пропустить его возвращения.

Все-таки поэтесса не упрекает мужа. Обладая сильным характером, она уверена, что справится со всеми бедами самостоятельно: «не боюсь на земле ничего». При свете дня лирическая героиня способна преодолеть свою тоску. Единственное, что ее пугает, — наступление ночи, потому что во сне ее продолжают преследовать глаза любимого человека.

Читайте также: