Картина шут в кресле

Обновлено: 19.05.2024

Ян Матейко. Станчик (Придворный шут Станислав Гуска)

Картина «Станчик» Яна Матейко часто служит иллюстрацией к статьям о романтизме в искусстве: переживания главного героя показаны художником необыкновенно выразительно.

«Станчик» (полное название картины - "Станчик при дворе королевы Боны после взятия Смоленска") - одна из первых художественных исторических работ Яна Матейко. Полотно было написано в 1862 году, его автору было всего 24 года. Станчик – историческая личность: он был придворным шутом великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. Согласно скудным данным, его настоящее имя - Станислав Гуса, или Станислав Вассота. Он родился около 1480 года в деревеньке Прошовицы неподалеку от Кракова, а Станчиком его называли, сократив имя «Станислав».

Попав ко двору, Станчик стал королевским шутом, за словом в карман не лез и быстро стал популярной личностью. Остроумие и ясность мышления вкупе со своеобразными «служебными обязанностями» позволили Станчику не только беспощадно критиковать королей и придворных, но и занять достаточно привилегированное положение в Вавельском замке.

Однако на картине мы видим грустного шута: Ян Матейко запечатлел своего Станчика в момент, когда он скорбит о поражении литовской армии под Смоленском. Об этом свидетельствует слово «Смоленск» и римские цифры «1514», изображенные на только что прочтенном письме. Утрачена важнейшая крепость на востоке, ее захватили войска московского князя Василия III, но, кажется, никого это не волнует, кроме шута. Вряд ли сам Станчик вскрыл важное письмо – это сделал кто-то из вельмож, возможно, сама королева Бона (вспомним полное название картины). За приоткрытыми дверями справа видны фигуры придворных – там шумит веселый бал. И только Станчик, бросив на пол свой шутовской кадуцей, размышляет над будущим государства и его невеселых перспективах. Тревожность момента Матейко подчеркивает, изображая в окне слева летящую комету – предвестника войн и смутных времен. Еще и свет, падающий на фигуру Станчика, не имеет видимого источника – возможно, это «свет истины» - «luх veritatis».

Взгляд персонажа, полный боли и тревоги – взгляд самого автора картины, Яна Матейко, который «списал» образ Станчика с собственного облика. Он еще не раз изобразит свое лицо: практически сразу после «Станчика» художник начал работу над картиной «Проповедь Скарги» (завершена в 1864 году), где образ центральной фигуры также является автопортретом. Изображая себя в роли шута, остроумного, быстрого на язвительное словцо, или священника, гневно проповедующего с алтаря, Матейко тем самым подчеркивает дух национального патриотизма, живущий в его сердце, отождествляет себя со своими героями. Любовь к Польше, где семья эмигрантов Матейко обрела настоящую Родину, была настоящей и искренней. Два старших брата Яна принимали участие в революционных событиях «Весны народов» в 1848 году, а интерес к старине и народным традициям ему привил еще один старший брат — Франчишек Матейко, историк по образованию. Да и сам Краков с его средневековой архитектурой, Королевским замком и гробницами польских правителей способствовал увлечению национальными патриотическими идеями.

Картина «Станчик» наглядно показывает, что Ян Матейко недаром изучал принцип работы Поля Делароша и его ученика Карла Теодора фон Пилоти - изображать на полотне наиболее драматичный момент исторического события, пробуждающий в зрителях максимальную эмоцию.

Яркая личность Станчика, шута и истинного патриота, вдохновляла не только живописца: ему отдавали должное польские писатели в своих произведениях на исторические темы. А политическая группировка, действовавшая в середине XIX века в Галиции и выступавшая за улучшение жизни поляков под пятой оккупации Австрии, выбрала себе название «Станчики».

О чём грустит Станчик - шут с лицом Яна Матейко


Как звали этого человека, точно неизвестно. Может быть, Станислав Гуса; может быть,Станислав Вассота. В те времена имя "Станчик" как вариант имени "Станислав" вообще было очень распространено. Есть даже мнение, что не было никакого шута двух Сигизмундов с таким именем, - его, мол, придумали писатели польского Возрождения во главе с Яном Кохановским. Особенно эта версия была популярна в 19-м веке. Некоторые думают, что шут всё-таки был, но самый обычный, а позже ему придумали применение эзопова языка, высокие думы в духе небезызвестного персонажа из "Короля Лира" и острые выпады на околополитические темы.

Была, например, такая история: какие-то "хлопьята" озорства ради напали на Станчика, сняли с него всю одежду и в таком виде отпустили. Выслушав сочувственные слова Сигизмунда Старого, шут сказал ему: "Это ещё ничего. Вот у тебя, король, отобрали Смоленск - а ты молчишь".

Эту историю явно слышал Матейко, использовавший её в своей первой исторической картине. Художнику было всего 24, он планировал посвятить себя иным жанрам, но этот сюжет всё-таки привлёк его внимание. На картине никакой обычной для зрелого Матейко многофигурности, никаких сложносочинённых сюжетов - просто ночь в Вавельском замке. В соседней зале идёт бал, а тут одиноко сидит королевский шут Станчик, погружённый в мрачные раздумья.

Полное название картины - "Станчик при дворе королевы Боны после взятия Смоленска". Эта временная привязка зафиксирована и на изображении: на столе лежит письмо, явно только что прочитанное, и в самом его низу видны слово "Смоленск" и написанное римскими цифрами число "1514". В последний день июля этого года Смоленск сдался армии великого князя московского Василия Третьего. Смысл происходящего на картине ясен: государство потеряло только что важнейшую крепость на восточных рубежах, а заботит это одного только шута. Атрибуты своего ремесла Станчик бросил на пол, на груди его виден образок Ченстоховской Божьей Матери, а в окне слева летит по ночному небу комета: такие вещи всегда считались предвестьями войн и прочих бедствий. Вот и Смоленск - это только начало. Сегодня "московиты" захватили его, завтра (вернее, через 150 лет) получат Киев, а послезавтра (ещё через 120 с чем-то лет) возьмут Варшаву.

В зале, вход в которую виден справа, люди веселятся. Видны бородатый мужчина, стоящий в профиль к зрителям, дама, стоящая спиной, двое каких-то людей пониже в глубине помещения. Некоторые комментаторы высказывают предположение, что эти люди невысокого роста - пажи (поскольку детей на ночном балу быть не могло). А коли так, дама - это сама королева, а разговаривающий с ней мужчина - король Сигизмунд. Правда, последний на этом жизненном этапе совершенно точно брил бороду, но Матейко мог нарисовать его вот так, просто имея в виду прозвище - "Старый". Презрение художника к некоторым деталям видно хотя бы из того, что королевой Польши в 1514 году была на Бона Сфорца, а Барбара Запольи, дочь венгерского магната. Годом позже она умерла, а Сигизмунд начал поиски новой жены. Поэтому наличие бороды точно не мешает такой идентификации.

Сюжет картины может выглядеть так: вот в этой комнате король только что прочёл письмо из Литвы, но отбросил его как маловажное и отправился веселиться. Станчик же остался - омрачённый как новостями, так и таким поведением монарха. Но мне такая версия кажется слишком большой натяжкой. Если даже и так - Сигизмунд точно не веселился в Кракове в то время, когда пришла весть о падении Смоленска. Вот представители польской знати делать это могли без зазрения совести - далёкий восточный город не имел к ним никакого отношения. Это было владение Литвы, которая настаивала на тесном военном союзе с Польским королевством, но при этом отстаивала свою независимость. Литовские магнаты хотели, чтобы общее с Польшей у них было только одно - особа монарха; полякам же было нужно углубление унии и получение власти над возможно большей частью обширных литовских земель. В этом смысле очередное поражение Литвы было для них скорее выгодно: "коллеги" по унии должны были в результате стать более сговорчивыми. В конце концов так и вышло - через несколько лет после потери Полоцка была подписана Люблинская уния, отдавшая Короне всю Волынь, Киев и Заднепровье.

Сигизмунд же в это время был на востоке. Во время первой осады Смоленска "московитами" город отбился сам - власти великого княжества просто не успели отреагировать (1512 год); во время второй осады войска Василия III ушли, узнав о приближении литовской армии (1513 год); наконец, третья осада происходила, когда Сигизмунд активно собирал силы - в том числе наёмников и добровольцев из Польши. Но у Москвы оказалась слишком сильная артиллерия, а смоляне, похоже, устали от всего этого - и сдались. Войска короля (сам он остановился в Борисове) одержали большую победу при Орше и даже, по данным некоторых источников, могли бы сразу после этого отбить и Смоленск, но задержались; когда они подошли к городу, их сторонники уже висели в петлях на стенах.

Так что предательства и легкомыслия польских элит всё-таки не было. Матейко, как это постоянно случалось и позже, оценивал ситуацию из 19-го века и понимал, что поляки должны были помогать Литве совершенно бескорыстно - тогда и разделов не было бы, а "московиты" смогли бы зацепиться за Днепр разве что в самых его верховьях. Это анахронистичное понимание должен символизировать тот свет, который падает на Станчика, не имея видимого нам источника. Судите сами: красная одежда Станчика - светлое пятно, отделённое чёрной полосой от второй залы. С другой стороны - чёрная портьера, окно; на столе свечи нет. Проливающийся на шута свет - метафизический "свет истины", luх veritatis. Всё понимающий взгляд через века подчёркивается тем, что художник нарисовал Станчика со своим лицом. Это автопортрет Матейко, знающего, к чему приведёт пока могущественную Польшу потеря какого-то города на далёком Востоке: польский народ разделён вот уже 70 лет, а ещё через год будет восстание - естественно, безнадёжное.

Самые известные придворные шуты, которые были далеко не глупцами

Фрагмент картины «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» Валерия Якоби. | Фото: subscribe.ru


Шутами принято называть людей, находившихся при королевских дворах. В их обязанности входило развлечение монархов шутками и забавными выходками. Как правило, шуты носили колпаки с тремя длинными концами, олицетворяющими ослиные уши и хвост. Несмотря на свои наряды, большинство придворных «дураков» были не такими глупыми, какими хотели казаться. Некоторые из них, пользуясь своей «вседозволенностью», влияли на политику королей.

Трибуле

Трибуле. Гравюра Густава Доре. | Фото: subscribe.ru


Трибуле служил шутом при дворе французских королей Людовика XII и Франциска I. Пользуясь благосклонностью правителей, Трибуле позволял себе очень много вольностей. Он мог запросто подойти к вельможе и на глазах у всех разрезать ему рейтузы. За остроумие и сумасбродство его прославили известные писатели. Имя Трибуле упоминается в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле, а также у Виктора Гюго в драме «Король забавляется».

Станчик

Станчик. Ян Матейко, 1862 год. | Фото: ic.pics.livejournal.com.


Станчик побывал шутом при дворе нескольких литовских князей и польских королей в XVI веке. Благодаря своему остроумию и шутовской вседозволенности, Станчик критиковал тогдашнюю политику, как хотел. В истории и литературе сложился романтический образ этого шута, мол Станчик был чуть ли не единственным человеком, который переживал за судьбу своей страны. На картине Яна Матейко шут Станчик изображен не в самом радостном расположении духа. Несмотря на то, что действие происходит во время бала, он скорбит о поражении польской армии и потере Смоленска.

Алексей Горбунов в роли Шико в к/ф «Графиня де Монсоро» (1997). | Фото: 3.bp.blogspot.com.


Жан-Антуан д’Англере был единственным шутом при короле Генрихе III, который не носил традиционное платье с бубенчиками, а одевался как дворянин. Он выбрал для себя псевдоним Шико , что означало «обломок зуба, пенек». Шут прославился тем, что мог говорить обо всем, о чем вздумается, но при этом не сердил королей. Пока Шико развлекал Его Величество, он успел также сделать военную карьеру, получить титул дворянина и попробовать себя в качестве писателя-сатирика.

Ян Лакоста

Ян Лакоста - придворный шут. | Фото: russian7.ru.


Ян Лакоста служил шутом у Петра I. В 1712 году государь познакомился с ним в Гамбурге и предложил переехать со всем семейством в Россию. При дворе Петр I сделал Лакосту своим шутом за его нескладную фигуру. Царю нравилось вступать в религиозные дебаты со своим заморским шутом, который был очень начитан и знал шесть языков. Однажды, проиграв спор, шуту пришлось отказаться от католичества и принять православие. Говорят, что именно Ян Лакоста помогал царю стричь бороды боярам и отрезать рукава и подолы их кафтанов. После смерти Петра I Лакоста побывал шутом у Екатерины I и Анны Иоанновны.

Балакирев

Портрет Ивана Алексеевича Балакирева, шута Петра I и Анны Иоанновны. | Фото: ru.wikipedia.org.

Пожалуй, самым известным придворным шутом Петра I был Иван Балакирев . Его приставили к царю еще в 16-летнем возрасте. В отличие от других придворных шутов, Балакирев часто не понимал, когда можно говорить, а когда лучше держать язык за зубами, за что и угодил в ссылку. После восшествия на престол Екатерины I Балакирева вернули ко двору, но уже не в качестве шута, а как исполнителя мелких поручений императрицы. Судя по документам, Балакирева снова зачислили в штат шутов при Анне Иоанновне. Однако придворный «дурак» снова не мог сдержать свой острый язык и даже вызывался на допрос в Тайный приказ.

Анна Иоанновна очень любила забавляться с придворными. Однажды она устроила шутовскую свадьбу, на которой приказала опальному дворянину жениться на калмычке и провести с ней ночь в ледяном дворце при 40 градусах мороза.

Станчик - самый известный шут, который пережил трёх королей

Фрагмент картины «Прусская Дань», Ян Матейко./фото: thevintagenews.com


Станчик был самым известным придворным шутом в польской истории. Свою придворную карьеру он делал при дворах литовских князей и польских королей Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. Сегодня мало что известно об этом шуте, и даже его имя и национальная принадлежность являются предметом спора. Но учёные уверены: такой человек действительно существовал.

Сигизмунд Старый и Станчик в замке Вавель, Ян Матейко.

Личность шута Станчика одна из центральных фигур в польской культуре. И свидетельств реальности его существования, утверждают учёные, более чем достаточно - в частности, картины художников XIX и XX веков.

Станчик обеспокоен новостями о взятии Смоленска.

Есть несколько источников, которые упоминают придворных шутов по именам Гаска и Станчик. Эти два имени фигурируют в двух коротких стихотворениях Яна Кохановского. Считается также, что эти два имени являются псевдонимами одного и того же человека.

Гамрат и Станчик, Ян Матейко./фото: flashgameshole.com

Шут изображен единственным человеком на королевском балу, который был обеспокоен новостями о том, что русские захватили Смоленск. Станчика иногда называют Станиславом Гаска, что является типичным польским именем. Тем не менее, это имя имеет гораздо более позднее происхождение и было придумано в конце XIX века, а не во времена жизни шута.

Станчик, художник Леон Вычулковский./фото: thevintagenews.com

В эпоху Возрождения рассказы о Станчике были известны по всей стране. Он стал еще более популярным в XIX веке и остается хорошо известным и до наших дней.

Станчик шутит над орлом Сигизмунда./фото: blogspot.com.by

Что особо интересно в этом шуте, это то, что он не просто трудился на ниве увеселения членов королевских дворов. Он вошел в историю, как умный и талантливый человек. Станчик прекрасно был осведомлен о текущей политической ситуации в Польше и позволял себе высказывания по поводу возможных перспектив. Была, например, такая история: какие-то "хлопьята" озорства ради напали на Станчика, сняли с него всю одежду и в таком виде отпустили. Выслушав сочувственные слова Сигизмунда Старого, шут сказал ему: " Это ещё ничего. Вот у тебя, король, отобрали Смоленск - а ты молчишь ".

Станчик добрался до компьютерных игр./фото: flashgameshole.com

Станчик всегда использовал сатиру философски: пользуясь своим статусом шута, он критиковал политику правителей или предупреждал своих современников посредством острот «на грани фола». Его шутки сохранены многими писателями и историками, включая Мартина Кромера, Миколая Рея, Лукаша Горницки и многими другими. В историю вошла его поговорка « очень глупо выпускать медведя, который уже сидит в клетке ». И с этим связана целая история.

Памятник в Варшаве, Ян Матейко. / Фото: flashgameshole.com

У короля Сигизмунда I Старого был огромный медведь, которого для него привезли из Литвы. Однажды в 1533 году он выпустил медведя в лесу, чтобы поохотиться на него. Во время охоты медведь впал в ярость и вызвал настоящую панику среди местных жителей, задрав нескольких крестьян и охотников. Впоследствии Станчик неоднократно вспоминал об этом в ехидной форме, желая предупредить короля об его политических промахах.

Памятник Станчику в Неполомице. / Фото: thevintagenews.com

После раздела Речи Посполитой в 1795 году Станчик стал популярной исторической фигурой. Многие из авторов относились к нему как к символу борьбы Польши за независимость. В польском искусстве он стал популярен благодаря творчеству художника Яна Матейко. Художник всегда изображал его с заинтересованным и задумчивым взглядом на его лице.

Станчик изображает зубную боль./фото: thevintagenews.com

Это одно из самых известных произведений художника Матейко, которое на само деле прославило его. Картина создала образ Станчика, который в итоге стал знаковым и наиболее распространенным в Польше. В XX веке образ Станчика был использован в пьесе «Свадьба» польского драматурга Станислава Выспяньского, в которой призрак шута посещает журналиста. В этой роли Станчик является символом патриотизма и скептической политической мудрости.

Картина шут в кресле

Безумная вселенная

Безумная вселенная

Безумная вселенная запись закреплена

Ян Матейко.
Станчик (Придворный шут Станислав Гуска).
Стиль: Романтизм.
Дата создания: 1862 год. Размер: 88×120 см.
Местонахождение: Национальный музей, Варшава.

Картина «Станчик» Яна Матейко часто служит иллюстрацией к статьям о романтизме в искусстве: переживания главного героя показаны художником необыкновенно выразительно.

«Станчик» (полное название картины - "Станчик при дворе королевы Боны после взятия Смоленска") - одна из первых художественных исторических работ Яна Матейко. Полотно было написано в 1862 году, его автору было всего 24 года. Станчик – историческая личность: он был придворным шутом великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. Согласно скудным данным, его настоящее имя - Станислав Гуса, или Станислав Вассота. Он родился около 1480 года в деревеньке Прошовицы неподалеку от Кракова, а Станчиком его называли, сократив имя «Станислав».
Попав ко двору, Станчик стал королевским шутом, за словом в карман не лез и быстро стал популярной личностью. Остроумие и ясность мышления вкупе со своеобразными «служебными обязанностями» позволили Станчику не только беспощадно критиковать королей и придворных, но и занять достаточно привилегированное положение в Вавельском замке.

Однако на картине мы видим грустного шута: Ян Матейко запечатлел своего Станчика в момент, когда он скорбит о поражении литовской армии под Смоленском. Об этом свидетельствует слово «Смоленск» и римские цифры «1514», изображенные на только что прочтенном письме. Утрачена важнейшая крепость на востоке, ее захватили войска московского князя Василия III, но, кажется, никого это не волнует, кроме шута. Вряд ли сам Станчик вскрыл важное письмо – это сделал кто-то из вельмож, возможно, сама королева Бона (вспомним полное название картины).
За приоткрытыми дверями справа видны фигуры придворных – там шумит веселый бал. И только Станчик, бросив на пол свой шутовской кадуцей, размышляет над будущим государства и его невеселых перспективах. Тревожность момента Матейко подчеркивает, изображая в окне слева летящую комету – предвестника войн и смутных времен. Еще и свет, падающий на фигуру Станчика, не имеет видимого источника – возможно, это «свет истины» - «luх veritatis».

Взгляд персонажа, полный боли и тревоги – взгляд самого автора картины, Яна Матейко, который «списал» образ Станчика с собственного облика. Он еще не раз изобразит свое лицо: практически сразу после «Станчика» художник начал работу над картиной «Проповедь Скарги» (завершена в 1864 году), где образ центральной фигуры также является автопортретом.
Изображая себя в роли шута, остроумного, быстрого на язвительное словцо, или священника, гневно проповедующего с алтаря, Матейко тем самым подчеркивает дух национального патриотизма, живущий в его сердце, отождествляет себя со своими героями. Любовь к Польше, где семья эмигрантов Матейко обрела настоящую Родину, была настоящей и искренней. Два старших брата Яна принимали участие в революционных событиях «Весны народов» в 1848 году, а интерес к старине и народным традициям ему привил еще один старший брат — Франчишек Матейко, историк по образованию. Да и сам Краков с его средневековой архитектурой, Королевским замком и гробницами польских правителей способствовал увлечению национальными патриотическими идеями.

Картина «Станчик» наглядно показывает, что Ян Матейко недаром изучал принцип работы Поля Делароша и его ученика Карла Теодора фон Пилоти - изображать на полотне наиболее драматичный момент исторического события, пробуждающий в зрителях максимальную эмоцию.
Яркая личность Станчика, шута и истинного патриота, вдохновляла не только живописца: ему отдавали должное польские писатели в своих произведениях на исторические темы. А политическая группировка, действовавшая в середине XIX века в Галиции и выступавшая за улучшение жизни поляков под пятой оккупации Австрии, выбрала себе название «Станчики».

Читайте также: