Как опустить диван в купе поезда

Обновлено: 02.07.2024

Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.

Сидячий вагон

В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.

Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.

На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных «Сапсана» и «Ласточки». При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.


Скоростной поезд «Стриж», вагон 1 класса

Плацкартный вагон

Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.

Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.

В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.

Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.

В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.


Плацкартный вагон в фирменном поезде «ФПК»

Общий вагон

Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.

Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.

Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.

Купейный вагон

В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37–38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.

В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.

Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.

Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.


Купе повышенной комфортности в «Таврии»

Вагон люкс (СВ)

СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.

По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье).

Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте, и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже авиабилета на аналогичное расстояние.

Вагон люкс (СВ) «ФПК»

Мягкий вагон

В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.

Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.

Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.


Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс»

По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей.

Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.

4-местное купе в поезде Москва — Ницца.

По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.

Ехать в таком купе приятно, только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.

Спальное место в купе пассажирского вагона

Спальное место в купе пассажирского вагона содержит, закрепленные на боковой стене (1) купе, откидную полку (4), подголовник (6) и расположенную между ними спинку (7).

Для обеспечения удобства и комфорта пассажирам без усложнения конструкции спального места и сохранении его габаритных размеров спинка (7) соединена с боковой стеной (1) купе своим верхним торцем посредством шарнира (9) с горизонтальной осью вращения и может быть поднята и зафиксирована в верхнее положение, увеличивая ширину откидной полки (4).

Ось шарнира (9) может проходить через подголовник (6), а спинка соединяется с ней через закрепленные на ее торцах накладки (10).

Спинка (7) может быть выполнена в виде отдельных, например, трех секций (11), между которыми могут устанавливаться выдвижные подлокотники (12).

На уровне подголовника (6) на наружной стене (2) купе закреплен короб (15), в котором могут устанавливаться светильники (на чертежах не показаны).

Заявляемым спальным местом могут оборудоваться как двухместные, так и четырехместные купе спальных вагонов.

7 пунктов формулы, 1 фиг. чертежей.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности, к спальным устройствам, которыми оборудуются купе пассажирских вагонов.

При выборе и оборудовании спальных мест в купе пассажирских вагонов среди прочих решается задача обеспечения их компактности для расширения свободного пространства в купе и создание комфортных условий для пассажиров.

Известно спальное место в купе пассажирского вагона, содержащее расположенный вдоль боковой стены купе раздвижной диван и шарнирно закрепленную над ним на боковой стене верхнюю откидную полку, выполненную с возможностью опускания в нижнее положение вдоль боковой стены и служащую спинкой раздвижного дивана [1].

Такое выполнение спального места обеспечивает комфортные условия для пассажиров как в дневное время для их сидения при сдвинутом диване и опущенной верхней полке, выполняющей функцию спинки и подголовника дивана, так и в ночное время, для их сна.

Однако, конструкция этого спального места достаточно сложна и громоздка и кроме того, опускание верхней полки для формирования удобных мест для сидения и расширения свободного пространства в купе исключает возможность использования при этом верхнего спального места.

Наиболее близким техническим решением к заявляемой полезной модели является спальное место в купе пассажирского вагона, содержащее закрепленные на боковой стене купе откидную полку, подголовник и расположенную между ними спинку [2].

Это известное спальное место просто в конструктивном отношении, поскольку содержит шарнирно закрепленную на боковой стене купе традиционную полку и закрепленные над ней на этой же боковой стене спинку и подголовник. Однако, наличие прямой вертикальной спинки при необходимой ширине полку (не менее 0,7 м) не может обеспечить удобную позу для сидения. Увеличение же толщины и наклон спинки сократят ширину полки.

Технический результат, который может быть достигнут при реализации полезной модели заключается в обеспечении удобства как при сидении, так и при лежании на откидной полке, без усложнения конструкции спального места и сохранении его габаритных размеров.

Для достижения указанного результата в спальном месте пассажирского купе, содержащем закрепленные на боковой стене купе полку, подголовник и расположенную между ними спинку, предлагается присоединить спинку к боковой стене купе ее верхним торцем посредством шарнира с горизонтальной осью вращения.

Ось шарнира может проходить через жестко закрепленный на боковой стене подголовник, а спинка может быть соединена с осью через закрепленные на ее боковых торцах накладки.

Спинка по ее длине может быть выполнена в виде отдельных (например, трех) секций, каждая из которых может быть шарнирно соединена с боковой стеной купе, а между секциями могут быть расположены откидывающиеся подлокотники.

Спинка может быть снабжена фиксаторами ее верхнего (поднятого) положения.

Над полкой на наружной стене купе на уровне подголовника, продолжением которого он является, может быть установлен короб, в котором расположен светильник, а откидная полка может быть выполнена с продольной выпуклостью, расположенной по краю ее верхней поверхности со стороны торца, обращенного к проходу.

Один из возможных вариантов конструктивного выполнения полезной модели представлен на прилагаемом чертеже.

На фиг.1 показана часть пассажирского купе с видом на спальное место в аксонометрической проекции.

Спальное место располагается в купе вагона вдоль его боковой стены 1 до наружной стены 2, в которой расположено окно 3, и содержит закрепленную на боковой стене 1 откидную полку 4, опирающуюся на расположенный под ней рундук 5.

Над полкой 4 на боковой стене 1 закреплен подголовник 6, а между ним и полкой 4 расположена спинка 7, соединенная с боковой стенкой 1 купе своим верхним торцем 8 посредством шарнира 9 с горизонтальной осью вращения.

Ось шарнира 9 может проходить через подголовник 6 и соединяться со спинкой 7 закрепленными на боковых торцах спинки 7 накладками 10.

Спинка 7 может быть выполнена в виде единой панели с длиной, соответствующей длине полки 4, но более целесообразно ее выполнение в виде отдельных секций 11, каждая из которых шарнирно соединена с боковой стеной 1 купе.

Между секциями 11 спинки 7 могут устанавливаться подлокотники 12, выдвигаемые в нижнем положении секции 11 и складываемые в их верхнем положении, в котором секции взаимодействуют с фиксаторами 13 их поднятого положения.

На наружной стене 2 купе над угловым стационарным подлокотником 14 может быть установлен короб 15 на одном уровне с подголовником 6, продолжением которого он является, в котором расположены светильники (на чертеже не показаны).

Полка 4 может быть выполнена с расположенной по краю ее верхней поверхности выпуклостью 16.

В дневное время, когда спальное место используется пассажирами для сидения, секции 11 спинки 7 опускаются в нижнее положение, расположенные между ними подлокотники 12 могут быть выдвинуты и образуются три кресла для сидения пассажиров, на которых, установив необходимый угол наклона секции 11, можно принять удобную позу, несмотря на большую ширину полки 4.

На ночь (а при желании и в любое время) подлокотники 12 складываются, секции 11 поднимаются в верхнее положение вдоль боковой стены 1 и

закрепляются в этом положении фиксаторами 13 и вся ширина полки 4 может использоваться для лежания на ней.

При этом наличие выпуклости 16 на полке 4 препятствует скатыванию с нее во сне.

Заявляемым в качестве полезной модели спальным местом могут оборудоваться нижние места как двух так и четырех-местных купе спальных вагонов.

[1] US, пат.№2383162, 105-315, 1945 г.

[2] RU, пат.№40730, В 61 Д 1/02, 2004 г.

[3] ДЕ, пат.№2843283, В 61 Д 31/00, 1980 г.

1. Спальное место в купе пассажирского вагона, содержащее закрепленные на боковой стене купе полку, подголовник и расположенную между ними спинку, отличающееся тем, что спинка присоединена к боковой стене купе своим верхним торцем посредством шарнира с горизонтальной осью вращения.

2. Спальное место по п.1, отличающееся тем, что ось шарнира проходит через подголовник, а спинка соединена с осью закрепленными на ее боковых торцах накладками.

3. Спальное место по п.1, отличающееся тем, что спинка по ее длине выполнена в виде отдельных секций, каждая из которых шарнирно соединена с боковой стеной купе.

4. Спальное место по п.3, отличающееся тем, что между секциями расположены откидывающиеся в ее нижнем положении подлокотники.

5. Спальное место по п.1, отличающееся тем, что спинка снабжена фиксаторами ее поднятого положения.

6. Спальное место по п.1, отличающееся тем, что на наружной стене купе на уровне подголовника, продолжением которого является, установлен короб, в котором расположен светильник.

7. Спальное место по п.1, отличающееся тем, что откидная полка выполнена с продольной выпуклостью, расположенной по краю ее верхней поверхности со стороны торца, обращенного к проходу.

Читайте также: