Гудон вольтер сидящий в кресле

Обновлено: 18.05.2024

Санкт-Петербург люби и знай. запись закреплена

История статуи Вольтера из Грота Царского села.

Статуя Вольтера -Грот Екатерининский парк, ныне она находится в зале ГМ Эрмитаж.

Екатерина Великая состояла с 1763г в переписке с Вольтером.
Вольтер ( 1694, Париж, Франция — 1778, там же)— французский философ-просветитель, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист.
После его смерти Императрица заказала статую своего друга у очень известного скульптора во Франции Гудона.

Незадолго до смерти Вольтера, когда ему было уже 84 года, скульптор сделал несколько портретов с натуры, а после кончины философа снял слепки с его лица и рук.

Скульптуру Гудон выполнил в срок в 1781г, а через два года она была уже в России.
Екатерина установила ее в Гроте Екатерининского парка в окружении античных скульптур.

На смену величественной осанке и парадному костюму приходит расслабленная поза в кресле, свободная мантия и повязка на голове.

Скульптор изобразил Вольтера в одеждах, похожих на античные, придав ему сходство с древним философом, словно напоминая таким образом о преемственности философских идей. Широкие складки, скрывая старческую немощь тела, придают фигуре величественность.
На голове полоска -символ оратора.
Выразительный взгляд придают глубоко просверленные зрачки.

Скульптор подчеркнул острый ум, а также энергичный характер философа.

Манера, в которой Гудон выполнил вид мягкой блестящей ткани, непроизвольно вызывает восхищение у зрителя. Старость не щадит даже великих людей, поэтому осунувшееся лицо и худую шея Вольтера избороздили глубокие линии морщин. Его суховатые руки держат резные подлокотники кресла, на котором сидит философ.

Издали у зрителя создается впечатление, что мыслитель выглядит усталым, и он полностью погружен в свои думы. Но при более близком рассмотрении во взгляде можно прочитать экспрессивность и насмешку над физической старостью.

До последнего дня своей жизни Вольтер сохранил ясный взгляд и трезвый ум молодого человека.

Незадолго до кончины Вольтер согласился позировать скульптору. На тот момент ему было восемьдесят четыре года.

"Какая чудесная вещь! Это воплощенная насмешка!", - так оценил "Вольтера" великий французский скульптор Огюст Роден.

Библиограф Р. Минцлов писал об этой скульптуре, что на устах философа играет невыразимая улыбка, понимание которой может прийти только после чтения сочинений Вольтера.

Кстати, скульптор Гудон был масоном и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».

В отличие от других скульпторов и живописцев мастер Гудон не пытался приукрасить действительность, но умел в каждом человеке увидеть его таланты, положительные черты. За счет этого даже безобразные лица удавалось сделать прекрасными, ничуть не добавляя какой-то внешней красоты в виде пухлых щек, округлого подбородка или других более привлекательных черт.

Как рассказывал Гудон, секрет этого заключался в том, что при работе с натуры он привлекал внимание натурщика каким-либо вопросом и изображал его в тот момент, когда ответ вот-вот готов был сорваться с уст.

Передать живость взгляда ему помогала и собственная техника исполнения, благодаря которой глаза скульптуры были полны жизни, блеска, будто бы они были настоящими.
Находясь в Италии, Гудон каждый день бывал в анатомическом театре, и это пристальное отношение к анатомическим особенностям человека в дальнейшем позволило ему стать настоящим виртуозом в портретной скульптуре.

А что случилось со скульптурой Вольтера в России.

Итак, Екатерина Великая устанавливает эту статую в Гроте Екатерининского парка в окружении античных скульптур. Все кто бывал в парке обязательно заходили в Грот, чтобы полюбоваться этим произведением искусства.

«Когда входишь в эту залу, то, право, дух захватывает и — о чудо! Статуя Вольтера нисколько не теряет от всего ее окружающего. Вольтер прекрасно стоит там; он любуется на лучшие статуи античные и современные.Эта зала имеет дверь, выходящую на озеро, другая выходит на очень густую аллею; с тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами», -писала скульптору Екатерина Великая.

Несколько лет это изваяние украшало павильон Грот.

Грозные события Французской революции заставили русское правительство резко изменить отношение к памяти Вольтера: слишком ясна стала его связь с революционными событиями.
В 1791 г. в Париже начались революционные шествия, участники которых называли Вольтера “вдохновителем борьбы за народную свободу”, русская императрица разгневалась на француза-вольнодумца.

В результате скульптура его была вывезена прочь из царскосельского Грота.Ее перевезли в Эрмитаж и поставили среди книжных шкафов, подальше от глаз.

Однажды библиотеку посетил Николай I, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну». Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена.
Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства.
Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую.

В 1831 г., начав работать над историей Петра I, Пушкин захотел познакомиться с документами, посланными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал “Историю России при Петре Великом”. После смерти знаменитого французского философа бумаги эти вместе с библиотекой его были отправлены в Россию и хранились в одной из комнат старого Эрмитажа.

Великие скульпторы. Жан Антуан Гудон

Гудон, Жан Антуан (Houdon, Jean Antoine; 1741, Версаль - 1828, Париж).

Крупнейший французский мастер 18 столетия Жан Антуан Гудон родился в Версале 20 марта 1741 года. В 1756 году он был принят в школу Королевской Академии живописи и ваяния, получил третью премию по скульптуре, а в 1761 году, в возрасте двадцати лет, - первую премию за барельеф "Царица Савская подносит дары Соломону" Учителями Гудона были известные французские скульпторы XVIII столетия Мишель Слодтц, Жан-Батист Лемуан и Жан-Батист Пигаль. Восемь лет он проучился в школе и Академии и как один из лучших учеников в 1764 году был послан в Рим.

В Италии скульптор оставался четыре года и за это время создал ряд произведений, которые сделали его имя известным. Среди них была знаменитая анатомическая штудия человеческой фигуры с открытой мышечной структурой - экорше (франц. - ободранный). В дальнейшем копии с этой скульптуры было принято использовать для обучения студентов-медиков

В 1768 году скульптор вернулся в Париж и в следующем году успешно дебютировал в Салоне. Вплоть до конца столетия ни один из открывающихся Салонов не обходился без вещей Гудона. В парижском Салоне 1777 года число произведений Гудона даже равнялось половине всех вообще выставленных скульптур. С этого времени определилась его роль, как предводителя французской скульптурной школы. Кроме того, Гудон был едва ли не единственным в XVIII столетии скульптором, овладевшим техникой литья бронзы. Особенно он увлекался ею в 1780-90-е годы. Он писал: "Я могу выступать в двух ролях - скульптора и литейщика. В первой я - творец, во второй - я могу точно воспроизводить других. ".

В 1777 году за мраморную статую "Морфей" Гудон был избран академиком.

Но наибольший успех у публики получила его статуя "Диана-охотница". Эту работу, в которой он сумел совместить откровенную чувственность трактовки образа и аристократическое изящество модели, воплотив их в классических строгих формах, восторженно воспевали поэты и единодушно расхваливали критики.

Однако в историю скульптуры Гудон вошел, прежде всего, как мастер портрета. Он выполнил портреты многих известных людей своего времени: Лафайета, Дени Дидро, Жана Жака Руссо, Вольтера и многих других. В 1785 году скульптор предпринял путешествие в Америку для выполнения заказанной ему статуи Джорджа Вашингтона.

Созданные им в портретах образы отличает глубокий и острый психологизм. Характер своей модели Гудон передавал посредством тщательно выбранной позы, экспрессивно заострённого выражения лица, прямолинейного взгляда. Современники очень высоко ценили не только умение скульптора передавать внешнее сходство, но, главное - умение передавать живой и непосредственный взгляд, мимолетное выражение лица. В частности, известный публицист XVIII века барон Фридрих Мельхиор Гримм (Friedrich Melchior Grimm, 1723-1807) писал: "Господин Гудон, вероятно, единственный скульптор, умеющий передавать глаза", взгляд которых "пронизывает душу".

Особую группу составляют портреты детей и первое место по популярности среди них занимают превосходные бюсты Александра и Луизы Броньяр. XVIII век как бы заново открывает мир ребенка. Гудон сумел передать ощущение свежести и чистоты детства без налета сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети - это мыслящие личности с собственным внутренним миром.

После Французской революции, наряду со скульптором Шоде (Chaudet, 1763-1810), Гудон был главным исполнителем всех скульптурных заказов правительства. При Империи выполнял скульптуры членов императорской фамилии, маршалов и генералов. Император Наполеон, покровительствовавший Гудону, заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Гудона был бюст императора Александра I, выставленный скульптором в парижском салоне 1814 года. Умер Гудон в Париже 16 июля 1828 года.

Жан-Антуан Гудон. Вольтер в кресле

Жан-Антуан Гудон.Вольтер в кресле. Франция 1781 г.Приобретено Екатериной II у автора в 1784.Мрамор. Выс. 138 см
Источник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С.-Петербурге. 1887 г.

Шедевр Гудона — мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) - один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.

Философ изображен сидящим в кресле, чуть подавшись вперед. Пирамидальное построение композиции придает ей монументальную уравновешенность. Подобие античной тоги с широкими складками драпирует его немощное тело и вносит оттенок гражданственной героизации в трактовку образа. Издали Вольтер кажется погруженным в глубокое раздумье.

В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости. При приближении к нему образ философа-мудреца резко меняется — Вольтер полон напряженной экспрессии. За складками одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Лицо полно внутреннего огня и полемического задора, озарено иронической улыбкой. Поражает сила острого взгляда, его проницательность. Образ Вольтера, гиганта человеческой мысли, вырастает до обобщения эпохи.

Сидящий в кресле Вольтер - лучший, наиболее яркий и законченный образ из всех созданных Гудоном портретов философа. Вольтер позировал скульптору незадолго до своей кончины, будучи глубоким старцем, но мастер сумел передать внутреннюю энергию и острый динамичный характер "властителя дум" XVIII в.

Статуя совершенна не только по глубине раскрытия образа, но и по высочайшему мастерству исполнения. Разнообразно обрабатывая мрамор, Гудон умеет передать и гладкую блестящую поверхность ткани, и сухость старческих пальцев, и глубокие морщины на лице, и пронзительный взгляд острых глаз. "Какая чудесная вещь! Это воплощенная насмешка!", - так оценил "Вольтера" великий французский скульптор Огюст Роден

Статуя "Вольтер, сидящий в кресле" - один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.

Великий французский мыслитель эпохи Просвещения позировал Гудону незадолго до своей смерти. Скульптор изобразил Вольтера в одеждах, похожих на античные, придав ему сходство с древним философом, словно напоминая таким образом о преемственности философских идей. Широкие складки, скрывая старческую немощь тела, придают фигуре величественность.

Гудон с непревзойденным мастерством изображает высохшие нервные руки Вольтера, покоящиеся на подлокотниках кресла, складки на худой шее и морщинистое лицо - приметы никого не щадящей старости, которая, тем не менее, оказалась бессильной перед могуществом духа. Взгляд Вольтера, проницательный и ироничный, выражает присущую ему остроту ума, которую Вольтер сохранил до конца дней.

Гудон умел передать характер своей модели посредством тщательно выбранной позы, экспрессивного выражения лица и прямолинейного взгляда. Для большей непосредственности впечатления отказывался от тщательной отделки статуй, сохраняя следы своего резца. Среди характерных деталей его скульптурных портретов — красивые и эффектные складки одежды.

Гудон вольтер сидящий в кресле

Каслинское и Кусинское художественное литье

Каслинское и Кусинское художественное литье

Каслинское и Кусинское художественное литье запись закреплена
Игорь Злизин

„Все рассуждения мужчин не стоят одного чувства женщины.“ (Ф-М.Вольтер).

Скульптура "Вольтер в кресле", вне заводского прейскуранта, по заводской модели с французского образца в бронзе 2-ой половины XVIII века.
27,5 x 13,8 x 19,4 см.
Клейма: " КАС.З. на Урале", "М.Тарокин".

Сегодня эта работа известного французского скульптора Гудона - сидящий в кресле Вольтер — находится в Эрмитаже. О ней увлеченно рассказывают экскурсоводы, вдохновенно пишут всевозможные музейные путеводители. Приведу выдержку одного из них. „. . . Трудно пройти не остановившись мимо этой скульптуры, захватывающей своей острой жизненностью. „ Властитель дум XVIII столетия, глава французской просветительной философии, Вольтер сокрушал своей критикой основы феодального общества. Его злой иронии боялись все монархи Европы. Не раз подвергавшийся преследованиям со стороны французского правительства, стремившийся к свободе и независимости, Вольтер жил в своем доме в Швейцарии, неподалеку от французской границы. В феврале 1778 года 84-летний Вольтер без разрешения Людовика XVI возвратился в Париж. Эта поездка превратилась в настоящий триумф великого мыслителя. Именно в тот приезд Вольтер и позировал Гудону. Перед скульптором встала очень сложная задача. Вольтер был некрасив, маленького роста, очень худой, дряхлый и совершенно лысый. Как же, не особенно погрешив против истины, создать полный достоинства образ одного из людей, прославивших Францию? Гудон изобразил Вольтера спокойно сидящим в кресле. Великий философ облачен в подобие античной тоги, широкими складками драпирующей фигуру. Внимание зрителей приковано к главному — поразительно живому и одухотворенному лицу. Оно озарено такой силой внутренней жизни, что это определяет и исходное, и конечное впечатление от статуи. Тонкие губы насмешливо сжаты. Проницательный взгляд полон мысли и иронии. Трудно представить себе портрет, в котором полнее раскрылся бы острый и насмешливый ум Вольтера . " Вот уже 200 лет судьба этой статуи неразрывно связана с историей нашей страны. Только однажды она была вынуждена покинуть свое многолетнее пристанище в стенах Эрмитажа, покинуть на несколько лет, чтобы потом возвратиться сюда уже навсегда. Это случилось в июне 1941 года, когда сразу же с началом войны Советское правительство приняло решение эвакуировать художественные сокровища Ленинграда в далекий тыл. Экскурсоводы с гордостью подчеркивают, что в музее хранится оригинал — первый экземпляр „мраморного Вольтера", созданного Гудоном по заказу Екатерины П. Второй „мраморный Вольтер", как известно, был исполнен автором для Театра французской комедии и до настоящего времени находится в его здании. И редко, очень редко заходит речь о других двойниках знаменитой скульптуры, которые предшествовали появлению того Вольтера, чей облик стал сегодня хрестоматийный. История этих двойников мне представляется интересной. Еще задолго до того, как из-под резца скульптора появилась известная теперь многим работа, в выставочных залах Парижа поражал зрителей другой „Вольтер" Гудона. История сохранила о нем восторженный отклик одного из критиков: „Вот где в настоящем виде восстает перед нами великий фернейский старик. Он закутан в халат, он вернулся с прогулки, он устал, он собирается спать — такова избранная художником бытовая сцена. Но, несмотря на усталое тело, его мужественный дух и сардонический смех наглядно говорят о только что собранной им новой и обильной жатве всего смешного и глупого: он смеется над дураками, попами и фанатиками и вот еще раз выставит их на общее посмешище. В этой маленькой статуйке, величиной меньше одного фута, более гениальности, чем во всех статуях наших великих людей . . ." Этот отзыв критика был адресован небольшой статуэтке из золоченой бронзы работы Гудона, на которой изображен сидящий в кресле Вольтер и которая вместе с какой-то другой статуэткой, изображавшей философа в той же позе, предназначалась в дар императрице Екатерине П. Екатерина получила подарок скульптора и не преминула упомянуть об этом в своих письмах. „Я получила две статуэтки сидящего Вольтера, — признается императрица в письме Гримму от 14 мая 1780 года. — На одной из них значится, что она преподнесена мне автором, другую я подарила Г.Оберкамергеру . . ." Во втором письме, адресованном на этот раз Вольтеру, Екатерина пишет о том, что она должна расплатиться за подарок. „. . . Мне нужно вам послать 100 людовиков за сидящего Вольтера и 20000 ливров за будущую статую". Эта будущая статуя и была мраморной фигурой Вольтера, которая нашла себе место среди сокровищ Эрмитажа. И с первых дней своего появления в Петербурге судьба мраморного шедевра то и дело сопоставляется с историей его двойника. Сохранилось предположение, будто бронзовая статуя была послана на одобрение Екатерине как модель будущего заказа. Сохранилось и суждение критика, сравнивающего обе эти работы: „Так или иначе бронзовая статуэтка представляет из себя как бы макетку знаменитой гудоновской статуи Вольтера, ее первый замысел, имеющий для нас тем большее художественное значение, что сравнение обеих этих статуй, бронзовой и мраморной, дает возможность отметить некоторые интересные изменения творческой мысли Гудона". Как считал критик, — ". Нисколько не уступая в смелости и талантливости общего замысла знаменитой мраморной статуе, ее маленькая бронзовая модель значительно ей уступает в некоторых подробностях, указывающих на более зрелый и обдуманный ход окончательной мысли художника . . ." После смерти Екатерины бронзовая статуэтка была заброшена и десятки лет валялась на чердаках Эрмитажа, пока, наконец, в 1852 году не была продана с аукциона в числе многих других предметов, ненужных музею, и куплена графом А.П.Шуваловым за 100 рублей серебром. Мраморную же статую чуть совсем не уничтожили. Ненавидевший все, что было связано с его матерью, Павел I распорядился „истребить эту обезьяну", имея в виду „Вольтера". И только счастливая случайность помешала осуществить это намерение. Статую, дабы она не попалась на глаза императору, сначала прятали в подвалах Таврического дворца, а оттуда, уже после смерти Павла I, перевезли сначала в Царское Село, потом в публичную библиотеку и, наконец, снова в Эрмитаж, где она и обрела подобающее ей место . . . Однако какими бы значительными ни выглядели подробности, которые касались истории двух созданий великого мастера, они, как видим, ни одним словом не проливают свет на судьбу третьей работы скульптора — той самой, что в свое время была подарена Екатериной II оберкамергеру . Ее бронзовая пара (то есть подаренная императрице. — И.П.), как теперь уже известно, провалялась на чердаках Эрмитажа много лет, пока не была продана с аукциона. Робкие догадки в связи с происходящим в какой-то мере позволяют строить разве только год продажи — 1852-й. Не могло ли случиться так, что судьбу этой работы разделила и ее бронзовая пара, попавшая в руки к безымянному владельцу? А коли так, то разве не могло оказаться, что именно она послужила моделью для новой копии работы великого скульптора, рожденной в каслинском чугуне? Конечно, это всего лишь предположение. Наверняка мы знаем только одно: именно в третьей четверти прошлого века среди отливок, повторявших бронзовые работы других замечательных художников, в Каслях появилась и скульптура гудоновского „Вольтера". История не оставила нам ничего, что связано с повторением оригинала каслинскими мастерами. Мы не знаем точной даты его рождения. Мы не знаем, как и в связи с чем появилась работа Гудона на Каслинском заводе. Мы даже не знаем того, почему, несмотря на свое новое рождение, „Вольтер" не был затем включен ни в один каталог каслинских изделий. Быть может, это объяснилось явно настороженным отношением царских властей к личности Вольтера? Ведь даже к концу царствования Екатерины, так благоволившей вначале к великому философу, отношение к нему в корне изменилось. Напуганная французской революцией, императрица свела на нет переводы и печатание его произведений . . . А быть может, каталог, который преследовал чисто рекламные цели, не мог гарантировать покупателям „фигуру", которая, судя по всему, была отлита на заводе в небольшом количестве экземпляров? . . Важно, наверное, другое . . . Талант каслинских умельцев подарил людям еще один скульптурный портрет великого философа, и нам очень дорого, что бессмертную улыбку Вольтера сохраняют сегодня не только белоснежный мрамор и золотая бронза, но и матово-черный чугун . . "
Удивительно, но в фондах Пермской картинной галереи есть бронзовая отливка (бронза (фигура и верхний плинт); мрамор красный с белыми и серыми прожилками (нижний плинт)) французского скульптора Гудона Жана Антуана (Houdon) "Вольтер в кресле". А вдруг это один из тех двух бронзовых экземпляров, что были получены в XVIII веке Императрицой Екатериной II от их создателя?

Вольтер в кресле


В творчестве крупнейшего скульптора реалистического направления Жана Антуана Гудона (1741–1828) большое место занимают портреты выдающихся деятелей, его современников. На протяжении многих лет он неоднократно обращался к образу великого философа и писателя Вольтера, создавая его изображения, различные по типу и характеру.

Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). Гудон отвергает традиционные приемы парадных портретистов и излишне точное, натуралистическое копирование модели. Стремясь подчеркнуть то, что было главным в личности Вольтера – его ум, разоблачительную силу его мышления, которой так боялись церковь и аристократы, Гудон сознательно обращается к обобщению и условности. Изобразив старца в кресле, в широком плаще, скульптор придает фигуре монументальность, стабильность, подчеркивая при этом внутреннюю энергию наклоном головы и жестом рук, сжимающих подлокотники. Правдиво, без прикрас, запечатлевает он черты лица Вольтера: живые глаза, запавшие старческие щеки, длинный нос, язвительную улыбку. Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими. Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика. Монументальная статуя Вольтера – один из наиболее значительных и ярких образцов реалистического искусства буржуазно-демократического направления, характерного для эпохи, непосредственно предшествовавшей французской буржуазной революции XVIII века. Победа революции и утверждение во Франции нового буржуазного строя определили дальнейший путь развития страны и ее культуры.

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается

ГМИИ: пластика малых форм



Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

Северные врата

В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно

Бюст из Шершеля

Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают

Исаак и Авраам: две интерпретации

Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом

Скульптурные портреты Растрелли

Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме

Статуэтки – изысканное украшение интерьера.

Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.

Лаокоон

Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея

Мать Пирчюписа

Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так

Андреевский Гоголь

Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что

Пластика Эрьзи

Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных

Секретный памятник Опекушина

Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.

Работы Триппеля

На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы

Нидерландская скульптура

Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их

Скульптура Бернини

В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро

Римские портреты

Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний

Христос и Мефистофель

Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,

Скульптура Родена

Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют

Иван IV и Петр I

Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,

Анимализм Лансере

Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер

Бык–победитель

Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую

Читайте также: