Геррит ритвельд красно синее кресло

Обновлено: 01.05.2024

Вариант модели стула без задних ног впервые был разработан Мартом Стамом. В то же время, стул «Zig-Zag» от Геррита Ритвельда остается одной из самых радикальных формулировок среди стульев без задних ножек и в дизайне мебели вообще.

Дизайнерская шутка и стул Zig-Zag _www.probauhaus.ru _05

Объект: стул Zig Zag
Дизайн: Геррит Ритвельд / Gerrit Rietveld
Год создания: 1934
Страна: Нидерланды
Размер: 75 x 37 x 44.5; высота сидения 42.5 см
Производитель: Cassina S.p.A..

Блестящий голландский архитектор, работавший в стиле неопластицизма, разработал дизайн стула 80 лет назад и до сих пор фирма Cassina производит стул Zig-Zag в рамках коллекции i Maesrti.

Геррит Ритвельд и De Stijl

Нидерландец Геррит Ритвельд был участником известной архитектурной группы «Стиль», оставившей яркое наследие в истории искусства и повлиявшей впоследствии на дизайнеров Баухауза. Там Ритвельд познакомился с Питом Мондрианом и тот оказал на Геррита серьезное влияние.

Дизайнерская шутка и стул Zig-Zag _www.probauhaus.ru _07

Самой известной работой Ритвельда стал красно-синий стул, тогда как зигзагообразный стул – самой необычной.

Стул Zig Zag. Конструкция

Стул Zig-Zag изготовлен в соответствии с позой сидящего человека, он состоит из горизонтальных четырех плоскостей. Они располагаются друг к другу под разными углами. Сопоставимые с сухожилиями конечностей человека, закругленные боковые секции стабилизируют всю конструкцию.

Дизайнерская шутка, стул Zig Zag

Ритвельд абстрагируется от довольно сложной,но структурно правильной формы, чтобы создать простой зигзаг, но логика построения страдает. На самом деле, был необходим целый ряд испытаний для достижения формы, которая будет реальным практическим решением. Стул Zig zag полностью противоречит нашим представлениям о полезной мебели, так как кажется, что его свободно стоящие поверхности потерпят крах под любым весом. Однако стул стабилизируется ласточкиным хвостом между сиденьем и спинкой, винтами и гайками, а также деревянными клиньями в углах. Ритвельд, говоря о несоответствии между простой формой и относительно сложной конструкцией, назвал стул «дизайнерской шуткой».

По ссылке можно посмотреть видео с производства стула Zig Zag, компания Cassina

Бескомпромиссный дизайн Zig Zag

Фактическая цель дизайна заключалась в создании функциональной формы, которая не угнетает пространство, но позволяет ему быть воспринятым как континуум. В самом деле, стул Zag Ритвельда представляет собой наиболее экономичный вариант подобной формы. Это бескомпромиссное снижение требований к стулу до такой степени, что даже винты, кажутся декоративными. В стуле заложена идея, всегда сопровождающая историю мебельного дизайна: механически производить стул из цельных частей, непрерывно. Геррит Ритвельд начал свои изыскания в 1927 году, а функциональный дизайн стула был создан только к 1934. С 1935 он производится с различными пропорциями, соединением и обработкой поверхности. Ритвельд использовал стул Zig Zag во многих своих более поздних интерьерах. Архитектор создал несколько вариаций Zig Zag стула, в том числе некоторые с лакированными цветами и белыми участками, которые представлены в Центральном музее в Утрехте. Также стул существует в разных цветах: яркий цвет дает возможность нейтрализовать форму.

Геррит Ритвельд: красно-синий стул, «Стиль», великая архитектура

Голландский дизайнер Геррит Томас Ритвельд (Gerrit Thomas Rietveld) известен как апологет течения неопластицизма в европейском дизайне. Его работы – прекрасный пример, насколько можно упростить известные и популярные вещи и формы, добиваясь их нового облика.

Геррит Ритвельд

Ритвельд родился в Утрехте (Нидерланды) 24 июня 1888. Выходец из ремесленно-предпринимательской среды, он с 11 лет помогал отцу-плотнику в мастерской, создавая традиционную по тем временам мебель. В 1899 поступил в вечернюю школу (курсы Клаархамера), начиная с 1904, работал чертежником у местного ювелира.

Кто такой Геррит Ритвельд

Интересно, что дизайнерское образование – рисунок, композиция, макетирование – Геррит постигал самостоятельно. Стремление к изменению привычных предметов и замена традиционного новым привела к переходу мышления мастера от ремесленного типа (повторять удачные образцы) – к творческому (создавать собственные модели).

Архитектор Gerrit Rietveld

Большое влияние на работу дизайнера оказало знакомство с молодыми голландскими художниками, которые впоследствии образовали знаменитую группу De Stijl (Стиль). Основными его соратниками стали Тео ван Дусбург и Пит Мондриан.

Красно-синий стул

Первым и самым знаменитым проектом мастера был так называемый красно-синий стул Геррита Ритвельда. Характерная конструкция и расцветка вполне вписывались в концепцию неопластицизма, которую разрабатывала группа «Стиль».

Проекты

К объектам исторического и биографического значения можно отнести уникальный, спроектированный Герритом Ритвельдом, дом Шредер – очень строгий, почти монохромный, с выраженными прямоугольными формами и крайней рациональностью планировки.

Всю жизнь Геррит прожил в Нидерландах, в послевоенные годы занимался преподаванием – в Роттердаме и Гааге. Был одним из соучредителей Международного конгресса современной архитектуры Ле Корбюзье (1928), избирался почетным членом союза архитекторов Нидерландов (1963), получил почетную докторскую степень (Делфтский технический университет, 1964).

Дизайнер был женат и имел шестерых детей. После смерти супруги он переехал к своей бывшей клиентке и подруге Трюс Шредер в ее дом, где и жил оставшиеся годы.

Ритвельд умер через день после своего 76-го дня рождения, 25 июня 1964.

Память дизайнера и архитектора увековечена в названии Нидерландской академии искусств и дизайна (Gerrit Rietveld Academie), для которой он проектировал новое здания (проект был завершен посмертно).

Работа с группой «Стиль»

Сотрудничество с этой нидерландской творческой группой продолжалось с 1918 до начала 30-х годов двадцатого века. Влияние разработанного стиля – минимализм, использование только прямых линий и плоскостей – четко прослеживается в дизайне «красно-синего стула» и оформлении дома Шредер.

Интересно, что изначально красно-синий стул Геррита Ритвельда не имел таких цветов. Первая посвященная ему публикация (журнал De Stijl под руководством ван Дусбурга, 1917) демонстрирует нейтральную расцветку. Характерная окраска появилась семь лет спустя.

В дальнейшем влияние сотрудничества с представителями группы проявилось в работах Геррита преобладанием вертикальных и горизонтальных линий, использованием «основных» цветов – красного, желтого, синего с добавлением белого и черного.

Проекты Ретвильда

За свою достаточно долгую жизнь мастер создал всего 15 значимых проектов мебели. Однако они были настолько инновационными для своего времени, настолько необычными и удачными с инженерной точки зрения, что до сих пор являются предметами для подражания и успешно продаются.

Красно-синий стул

Очень простая с технологической точки зрения конструкция, состоящая из брусьев квадратного сечения, досок и прямоугольников из окрашенной фанеры производится уже 100 лет – и пользуется спросом. Одна из оригинальных разработок на ее основе, стул из «Лего» на алюминиевом каркасе, выпущен в 2004 году компанией Droog Design по проекту Марио Миноли.

Дом Геррита Ритвельда (дом Шредер)

Этот объект был возведен в жилом районе Утрехта для подруги дизайнера и архитектора, вдовы Трюс Шредер.

Помимо необычного (особенно на фоне других построек традиционного облика) экстерьера дома, заслуживают особого внимания и его интерьеры. Второй этаж практически не имеет перегородок, мебель трансформируется. Цвета в отделке четко демонстрируют влияние Мондриана с его формулой «красный, синий, желтый».

Сейчас дом является объектом наследия ЮНЕСКО (с 2000) и объектом для экскурсий.

Среди экспонатов дома следует выделить уникальную мебель Геррита Ритвельда, разработанную в разные годы его творчества.

Стул Зиг-Заг (1932-1933)

Эту модель сравнивают с гораздо более поздними творениями Вернера Пантона, поскольку и там, и там прослеживается тяга к простым формам и предельно упрощенной технологии изготовления при максимальной функциональности изделия.

Изделие выполнено из лакированной фанеры, углы соединения деталей теоретически соответствуют эргономике человеческого тела. На деле же конструкция не слишком удобна для сидения.

Набор для самостоятельной сборки Crate Chair (1934)

Простейшие по форме детали, которые можно самостоятельно собрать в эффектное кресло – первая разработка, которая положила начало течению «Сделай сам» (DIY).

Помимо дома Шредер, популярны еще два архитектурных проекта Ритвельда – музей Ван Гога и Академия искусств и дизайна. Социальные дома, павильон Нидерландов на биеннале в Венеции (1954), увы, не получили особого признания.

Музей Ван Гога (открыт в 1973)

Здание и его интерьеры были полностью спроектированы Герритом Ритвельдом, но постройка была закончена уже после его смерти.

Красно-синий стул Ритвельда

необычные ювелирные украшения Алхимия

Красно-синий стул является одним из наиболее известных произведений голландского дизайнера и архитектора Геррита Ритвельда. Стул является классическим примером реализации направления неопластицизма, которое было разработано художественной группой De Stijl («Стиль»), состоящей из нидерландских дизайнеров и художников начала прошлого века.

Основная идея, которую проповедовал неопластицизм – это использование четких простых прямоугольных форм в архитектуре и промышленном дизайне. Одним из практических воплощений и стал красно-синий стул, созданный Ритвельдом.

Геррит Ритвельд родился и провел всю жизнь в своем родном городе Утрехте, в котором и придумал свой стул в 1918 году. Сначала стул не имел такой необычной раскраски. Он представлял собой конструкцию, собранную из простейших геометрических элементов – параллелепипедов и труб. Причем конструкция стула не была фиксированной. Ее можно было изменять в зависимости от необходимости и желания владельца.

Сам Ритвельд считал, что мебель не должна быть мягкой. Тело не должно «тонуть» в ней, а, наоборот, всегда быть напряжено и в тонусе. Тем самым человек не только будет поддерживать хорошую физическую форму, но и не будет расслаблен, не пропустит ничего важного, что может происходить вокруг него в данный момент. Правда, дизайнер не задумывался о том, а как, собственно говоря, дать возможность телу передохнуть. Это, видимо, просто выходило за рамки концепции неопластицизма.

Свою характерную окраску стул получил лишь через пять лет, в 1923 году. На дизайнера оказали влияние картины Пита Мондриана, в которых он использовал только «простые» (по его мнению) цвета – красный, черный, синий и желтый. Все остальные цветовые гаммы были уже излишеством. Именно в эти цвета голландский дизайнер и раскрасил свой стул.

Долгое время считалось, что красно-синий стул существовал только в единственном авторском экземпляре. Его фотографии были опубликованы в журнале «Стиль», а сам стул демонстрировали на выставке в Высшей школе строительства и художественного конструирования в Германии. Хотя стул и был высоко оценен, к нему относились сугубо как к произведению искусства, а не предмету мебели, который можно использовать в повседневной жизни. Так, по крайней мере, было принято считать вплоть до начала 2000-х годов.

Но у красно-синего стула оказалась немного другая судьба. Его все же собирались выпускать серийно и даже продавать в розницу. Это было установлено совсем недавно, когда историки и наследники раскопали на одной из мебельных фабрик в Хопми несколько элементов красно-синего стула. Возможно, сам дизайнер даже не знал, что его продукт хотели запустить в производство. А может и знал, но никаких данных по этому поводу не сохранилось. В любом случае проект так и остался нереализованным.

В наше время стул Ритвельда может пережить свое второе рождение. Сегодня, как никогда, популярны идеи простых форм. К тому же возможность трансформации мебели называют одним из трендов XXI века, так что история красно-синего стула Геррита Ритвельда пока не закончена.

Геррит Ритвельд: изобретатель кресел и домов

Родился в 1888 году. С 11 лет посещая вечернюю школу, помогал отцу делать мебель, потом оказался в учении у местного ювелира. В 1917 году открыл собственную мебельную мастерскую. Ритвельд — классический автодидакт: самостоятельно выучился рисунку, живописи и макетированию. Знатоки дизайна ХХ века ценят Ритвельда за качественный переход от ремесленного изготовления к концептуальному проектированию. Он придумывал мебель, которая была на порядок проще и cкромнее, чем все современные ему предметы. Ритвельду доставляло удовольствие упрощать, сокращать и экономить.


Весь его ранний опыт проектирования аккумулировался в деревянном кресле, сделанном летом 1918 года из семи направляющих, шести столбов, двух распорок и двух досок. Дизайнер поставил себе цель сделать предмет без массы и без объема, который бы «не вмещал пространство, а позволял пространству свободно протекать». Предмет был абсолютно революционным и технически настолько передовым, что с момента его появления дизайнеры то и дело стремились достичь той же цели.


«Красно-синий стул», Геррит Ритвельд.

Оригинальное кресло стало темой для публикации в De Stijl — журнале, учрежденном голландским художником и критиком Тео ван Дусбургом. Спустя семь лет Ритвельд раскрасил это кресло в красный, синий, черный и желтый цвет. Раскраска была интерпретирована как оммаж голландскому художнику-модернисту Питу Мондриану, самому известному члену объединения De Stijl, названного в честь одноименного журнала, но никаких документальных свидетельств того, что Ритвельд размышлял именно так, нет.

Красно-синий стул The Red Blue chair настолько сильно поразил воображение профессионалов и публики, что с течением времени оказался ключевым элементом музейных коллекций и обязательным фактом всех историй дизайна ХХ века. До сих пор он остается самым популярным произведением Ритвельда. Опередив другие его опусы, более инновационные, и даже те, что по концепции стоят ближе к сегодняшнему развитию дизайна.


Кресло Utrecht. Дизайн Г. Ритвельд. Обивка Boxblocks от Б. Пота. Cassina. 2016. Лимитированный тираж.


Три варианта расцветки Boxblocks кресла Utrecht, диз. Г. Ритвельд, Cassina.

Адепты модернизма стремились рассматривать его стул Zigzag 1932-1933 года как идеальный вариант упрощения формы. Еще более экстремальными выглядели стулья One-Piece, которые Ритвельд пытался делать из одного листа фанеры или алюминия с 1927 года. Их часто сравнивают со стульями Вернера Пантона 1960-х годов, чтобы показать, насколько передовыми были довоенные идеи Ритвельда. Набор мебели для самостоятельной сборки 1934 года Crate положил начало движению DIY («cделай сам»).


Стул Zigzag 1932-1933.


Стол и стул, 1923.


Буфет, 1919.


Crate Chair для Metz & Co., 1934.


Steltman Chair, 1963. Вариант в коже.


Подвесной светильник, выпускает Cassina.


Детская тачка, 1923. Коллекция MoMA.

В общей сложности он спроектировал около пятнадцати предметов, но каждый был результатом нетривиального инженерного исследования. Знатоки творчества Ритвельда сетуют на то, что он мало заботился о самопродвижении: если бы его проекты имели более широкий резонанс, образ Ритвельда-дизайнера выглядел бы совсем по-другому. Его архитектурные постройки постигла та же участь.


Дом Шрёдер (Rietveld Schröderhuis).

Репутацию Ритвельда-архитектора определил, по сути, один проект — культовый дом Шрёдер в Утрехте, построенный в 1924 году, — трехмерное воплощение идей неопластицизма, дом-манифест, экспериментальное жилье, с совешенно новым ощущением пространства. Дом этот Ритвельд спроектировал для свой возлюбленной Трюс Шрёдер, состоятельной вдовы, которая не только интересовалась передовыми идеями, но и хотела воспитать детей в модернистском духе. (В школе дети тщательно скрывали, что живут в странноватом доме).


Геррит Ритвельд с макетом типового дома на одну семью, 1941 г.


Геррит Ритвельд со своими старшими детьми Элизабет и Эгбертом, ок. 1917 г.


Элегантный и правильный, этот дом по праву считается одной из важнейших построек ХХ века. Позднее Ритвельд занимался социальным жильем. Но эти проекты незаслуженно остались в тени, так же как и его умение гуманизировать социальные объекты, о чем свидетельствует проект Института Верье для детей с ограниченными способностями в Кюрасао. В Голландии сохранилось несколько построек Ритвельда, главным образом послевоенных, среди которых ключевая — основное здание музея Ван Гога в Амстердаме, строительство которого было завершено в 1973 году, спустя девять лет после смерти автора.

Отношения с современниками складывались непросто. Проблемой было его простецкое происхождение. Ритвельд не был интеллектуалом и многие просто не воспринимали его всерьез. Этот снобизм был совершенно необоснован, особенно принимая во внимание, что сам Ритвельд стремился и писать, и преподавать.

Другая проблема состояла в том, что после «открытия» Ритвельд оставался на периферии «Де Стейла» и никогда так и не получил полной поддержки этого объединения. В восприятии международного профессионального сообщества он оставался в тени Тео ван Дусбурга. Ван Дусбург не помог, ему нравилось хвастаться, что он открыл Ритвельда в простом плотнике. Третья проблема заключалась в нем самом. У Ритвельда не хватало терпения тратить долгие годы на решение технических проблем. Современники воспринимали его дизайн как красивый, но чересчур экстравагантный. Но, как ни крути, именно благодаря этим качествам красно-синий стул и особняк Шрёдер заняли почетное место в анналах истории ХХ века.

12 фактов о Геррите Ритвельде — национальном достоянии Нидерландов

Геррит Томас Ритвельд (Gerrit Thomas Rietveld, 1888–1964) — голландский дизайнер и архитектор, стяжавший всемирную славу.

1. Его именем названа престижная Академия прикладного искусства в Амстердаме.

2. Полтора десятка его произведений находятся в коллекции нью-йоркского музея современного искусства (МоМА).

3. Римейки его мебели сегодня выпускает Cassina в серии I Maestri.


«Красно-синий стул», Геррит Ритвельд.

4. В 1918 году вместе с Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом вошел в знаменитую голландскую художественную группу De Stijl — «Стиль». Мебель и интерьеры, спроектированные им в этот период, похожи на абстрактные композиции из пересекающихся и раскрашенных в основные цвета плоскостей.

5. Икона дизайна на все времена, красно-синее кресло, созданное Ритвельдом в 1918 году, сначала было монохромным, а свой классический красно-синий облик обрело позже — в 1923-м.


Дом Шрёдер (Rietveld Schröderhuis).

6. Первый архитектурный проект Ритвельда, дом Ритвельда-Шрёдер в Утрехте, построенный им в 1924 году для своей возлюбленной Трюсс Шрёдер, вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутреннее пространство дома можно было обыгрывать и модифицировать с помощью раздвижных дверей и мебели-трансформеров. Интерьеры напоминали картины Мондриана, воплощенные в трехмерной реальности: окрашенные в основные цвета плоскости — желтый, черный, красный, синий — на фоне белых и светло-серых стен. Фасады виллы тоже похожи на собранные из прямоугольных плоскостей картины художника-абстракциониста. Вилла стала своего рода воплощением идей группы De Stijl.


Интерьер дома Шрёдер.


Интерьер дома Шрёдер.


Интерьер дома Шрёдер.


Интерьер дома Шрёдер.


Интерьер дома Шрёдер.

7. В 1930-е Ритвельд дистанцировался от эстетических принципов De Stijl. В это время он создает экспериментальную мебель, работая с новыми для мебельной индустрии того времени материалами, — фанерой и алюминием. Яркий образец мебели, созданной им в те годы, — кресло Zig-Zag (1932).

8. После 1945-го Ритвельд много работает как архитектор. Он, в частности, автор голландского павильона на Венецианской биеннале 1954 года.

9. Последней работой Ритвельда стал Музей Ван Гога в Амстердаме. Он не успел его закончить и лишь спустя девять лет после смерти архитектора Музей, построенный в строгом соответствии с оставленными им чертежами, принял своих первых посетителей.


Стул Zigzag 1932-1933.

10. Всемирное признание к Ритвельду пришло после прошедшей в 1952-м году ретроспективной выставки, посвященной группе De Stijl в нью-йоркском музее современного искусства МоМА.

11. Ритвельд так и не получил высшего образования, тем не менее в 1950-е годы он преподает в Колледже искусства и науки в Роттердаме и в художественной Академии в Гааге, а в последние годы жизни избран членом Общества нидерландских архитекторов и доктором Высшей технической школы в Дельфте.

12. Вырастив шестерых детей и овдовев, Ритвельд переезжает к своей возлюбленной Трюсс в построенный для нее дом, в котором он и скончался в 1964-м.


Голландский павильон на Венецианской биеннале 1954 года.

Читайте также: