Эргономичные кресла для автомобиля

Обновлено: 01.05.2024

Конструкция анатомических сидений рассчитана на скоростную, длительную поездку за рулём, во время которой позвоночник водителя способен испытывать перегрузку. Обращаясь к надёжному, проверенному производителю, вы сможете приобрести качественные сиденья. Ведь во время изготовления учитываются все анатомические особенности человеческого тела, а также нюансы установки в салоне. К тому же, они способны поддерживать правильное положение бедер, столба, снять нагрузку с опорно-двигательного аппарата. Анатомические кресла обладают системой, способствующей поддержке плеч. Для их производства используется высококачественный материал, а сам каркас изготавливается из лёгкого, но в тоже время, практичного сплава. Все составляющие подобных приспособлений надёжны и эффективны. Все представленные модели анатомических сидений имеют все необходимые сертификаты, подтверждающие их надежность и соответствиям нормам и техническим регламентам.

Автомобиль уже давно перестал быть простым средством передвижения и превратился в нечто необходимое. Он используется для поездок на работу и с работы, по рабочим и семейным делам, поездки на отдых. Таким образом, человек все больше времени проводит за рулем, что неблагоприятно сказывается на его здоровье. Больше всего страдает опорно-двигательная система, а именно позвоночник, а это может привести к серьезным последствиям для всего организма, начиная от головной боли и заканчивая более серьезными патологиями других органов и систем. Поэтому, если вы задумываетесь о своем здоровье, то стоит присмотреться к анатомическим автомобильным сиденьям.

Что такое анатомическое сиденье?

Специалисты уже давно бились над проблемой профессиональных заболеваний водителей и пришли к созданию ортопедических, анатомически правильных сидений. Такие сиденья по внешним признакам мало чем отличаются от штатных автокресел, но имеют механизм, позволяющий регулировать спинку в поясничной области. Это обеспечивает комфортную и правильную посадку за рулем. Помимо этого, такие автомобильные сиденья оснащены достаточно прочными боковыми поддержками, которые обеспечивают фиксацию тела. Этот аспект особенно важен при резких поворотах или заносах на зимней дороге.

Конструкция анатомического кресла

В основе таких кресел лежит металлический каркас и формованный пенополиуретан, который и выполняют функцию горизонтальной и вертикальной плоскостей сиденья. Снаружи такие сиденья обтягивают различными типами материалов: велюр, твид, винил, кожзаменитель или натуральная кожа. Отсюда и богатый выбор исполнения и цветовой гаммы.

Ортопедические кресла изготавливаются из качественных материалов и имеют правильную анатомическую форму. Это позволяет достичь не только комфорта, но и правильной осанки.

Дополнительно анатомические кресла могут оснащаться вентиляцией или подогревом, что немаловажно при использовании в российском климате зимой и летом.

Приобретая анатомическое сиденье, стоит учесть тот факт, что оно будет лучше смотреться в паре с пассажирским, тем более, что пассажиры тоже могут проводить много времени в машине и страдать не меньше, чем водители.

Анатомические сидения. Установка и опыт использования.


Фото в бортжурнале LADA 21099

Фото в бортжурнале LADA 21099

2) Обивка на все сидения и задние подголовники
3) Ткань 1 м.кв. для обтяжки вставок карт дверей и например подлокотника(за отдельную плату 400 руб.)
Итак установка начинается с демонтажа самих кресел и снятия старой обивки. На каркас сидений устанавливается пенолитье, которое фиксируется стержнями вставляемыми в отверстия за место заводского подголовника

Фото в бортжурнале LADA 21099

На пенолитье клеим элемент подогрева сидений(не идет в комплекте, доставляется за отдельную плату)

Фото в бортжурнале LADA 21099

В обивку сидений, перед установкой, необходимо продеть спицы и веревки вот так:

Фото в бортжурнале LADA 21099

Фото в бортжурнале LADA 21099

Фото в бортжурнале LADA 21099

Спицы я брал от старой обивки. Обивку спинки необходимо одевать на сидение вывернув его на изнанку, продеть руки внутрь и начинать одевать с подголовника опускаясь вниз к сиденью. В противном случае обивка просто порвется.
В общем 2 с лишним часа мучений и одно сидение готово!

Фото в бортжурнале LADA 21099

И еще пол часа и второе тоже готово. Второе получилось очень быстро, так как знал все нюансы.
Ну и как всегда результат… Фото сделаны после года эксплуатации.

Фото в бортжурнале LADA 21099

Фото в бортжурнале LADA 21099

Фото в бортжурнале LADA 21099

Фото в бортжурнале LADA 21099

До заднего сидения и карт дверей руки еще не дошли и не знаю когда дойдут.
Ну а теперь минусы и плюсы.
МИНУСЫ(для кого минусы для кого плюсы).
1) Сиденья стали выше, спинка в пояснице ушла вперед из-за чего чтобы поместиться за рулем сидение пришлось отодвинуть немного назад, тем самым сделав салон теснее.
2) Из-за увеличенной боковой поддержки за руль садиться стало не совсем удобно.
3) Сидение стало шире из-за чего рычагу КПП стало теснее и при включении 2-ой и 5-ой передачи бывает что рукой задеваю сидение.
ПЛЮСЫ(для кого плюсы для кого минусы)
1) Сидение, для моего телосложения, стало более комфортным, чувствуется боковая поддержка, а вот друг у меня худой он в нем болтается как карандаш в стакане.
2) Сидения более жесткие(не всем это нравиться).
3) Дальние поездки легче переносятся.
4) Внешний вид мне больше нравиться.
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ:
Сидения мне нравятся, есть свои плюсы и минусы. Скажу так, что я со своим ростом 185см и весом 100кг чувствую себя в них комфортно! А вот для людей выше 190см, а также полного телосложения будет не комфортно.
Всем спасибо за просмотр!

Как выбрать спортивное сиденье


Выбрать спортивное сиденье отнюдь не просто. Дело в том, что ассортимент сидений для спортивных (и не только) автомобилей довольно широк, классификация таких сидений довольна замысловата, а вместе с самим изделием нужно купить еще несколько аксессуаров. Разумеется, последние тоже нужно уметь выбирать. Зачем вообще все это надо? Как говорят опытные водители, спортивное сиденье не только обеспечивает лучший комфорт при езде, но еще и помогает немного повысить безопасность водителя. К тому же, такие сиденья очень удобны при езде – с ними спина практически не устает даже после многих часов за рулем. Как правильно подобрать автомобильное сиденье? Эксперты Avto.pro дадут вам несколько полезных рекомендаций.


Ключевые особенности спортивных сидений

Спортивные сиденья для транспортных средств вышли из автогонок. Гоночные сиденья должны были обеспечивать максимальную безопасность и комфорт пилотов. Хотя, пожалуй, комфорт отодвигался на второй план, а вот в сиденьях для спортивных автомобилей серийных моделей проблема комфорта была решена окончательно – их оснастили дополнительными регуляторами. К главным особенностям подобных изделий принято относить:

— Наличие полужестких упоров под бедра;
— Наличие плечевых упоров (хотя в некоторых моделях их нет);
— Монолитная конструкция – нет деления на спинку и подушку;
— Небольшой вес, который достигается использованием кевлара, карбона и пластика.

Эргономике спортивных сидений уделяется очень много внимания. Если стандартные сиденья должны быть минимально удобными и при этом недорогими в производстве, то спортивные варианты создаются из расчета на то, чтобы не мешать водителю управлять автомобилем и при этом надежно фиксировать его в одном положении. Часто спортивные сиденья имеют не вполне стандартную посадку, которая, впрочем, позволяет водителю разместиться так, что ему не придется дотягиваться до ключевых элементов управления авто – рулевого колеса, рукоятки КП, кнопок на консоли, рычажков и т.п. Кстати, из-за специфической формы такие сиденья еще называют ковшом.


Определяемся с выбором

Сразу отметим, что в магазинах автомобильных сидений под понятием «спортивное» можно найти самые разные сиденья. Они условно делятся на несколько категорий. Почему условно? Есть модели с ярко выраженной специализацией, а есть те, которые по-хорошему стоит отнести к подкатегории. Тем не менее, вам придется выбирать между:

1. Гоночным сиденьем;
2. Спортивным сиденья;
3. Сиденьем с повышенным уровнем комфорта.

Первый момент: автолюбителю придется определить наиболее оптимальный угол между опорами спины и собственных бедер. Второй момент: большинство сидений выпускаются всего в трех типоразмерах. А именно 5, 15 и 75 перцентилей. Вставные элементы позволяет «подогнать» сиденье под себя, а их придется выбирать. Как видите, подбор и сборка подходящего гоночного сиденья может занять много времени. Но какие плюсы: легкость изделия и его способность выдерживать огромные нагрузки, потрясающий дизайн, рациональная посадка для вождения. Третий момент: сама посадка и высадка будут несколько затруднены. Водить будет удобно, а вот разместиться в сиденье или выйти из салона в случае нужды. не слишком удобно.

Спортивные сиденья могут отличаться от обычных гоночных наличием механизмов регулировку наклона спинка (их наличие зависит от модели). Как и гоночные, такие сиденье нужно выбирать с учетом массогабаритных показателей водителя. В остальным, оба типа практически ничем не отличаются. Хотя стоит отметить, что в спортивных моделях не так часто встречается упор для плеч, но вот элементы поддержки бедер присутствуют всегда. Сиденья повышенной комфортности, которые еще называют анатомическими, очень напоминают гоночные и спортивные, но это лишь обманчивое первое впечатление. Внешне они напоминают обычные штатные варианты сидений, но имеют несколько признаков гоночных моделей. Как следует из названия, они обеспечивают высокую комфортность (в т.ч. и упрощают посадку-высадку), но при этом хорошо фиксируют тело водителя при езде на больших скоростях и при вхождении в повороты. К несчастью, ставить такие сиденья на гоночные автомобили нельзя – по многим параметрам они уступают даже обычным спортивным, не то что гоночным вариантам. Но зато это хороший вариант для активных водителей, не планирующих выходить на гоночную трассу.


Последний и довольно важный момент: наличие омологации FIA и соответствием стандартам безопасности в автоспорте. Если сиденье имеет омологацию и соответствует требованием некоторых стандартов, его можно ставить на автомобили, участвующие в спортивных мероприятиях. Это хороший вариант для спортивного, а не гражданского автомобиля – сиденья имеют специфическую посадку, высокую жесткость и в нем будут отсутствуют механизмы регулировки. Омологация действует не более 5 лет с момента выпуска изделия.

Вердикт: брать или не брать

Спортивное сиденье – это своеобразный элемент тюнинга. Они не входят в базовую комплектацию серийный автомобилей и устанавливаются водителем на его усмотрение. Водители стоит ответить на вопрос о том, нужен ли ему такой тюнинг. Советуем учесть следующее:

— Спортивные, гоночные и анатомические сиденья предназначены для активных водителей;
— Покупка требует немаленького бюджета;
— Сиденье нужно подбирать под себя, а это занимает время.

Даже если вы готовы потратиться на дорогостоящее сиденье, помните, что всегда есть возможность немного сэкономить. Дело в том, что стоимость изделия зависит от использованных при его изготовлении материалов и особенностей конструкции. Хоть конструкция подобных изделий монолинта, они могут иметь три варианта исполнения:

— Пластиковое (композитный пластик);
— Карбоновое;
— Трубчатое.

Самым дешевым вариантом будет трубчатое сиденье. Оно довольно легкое, имеет покрытие из амальгамы и негорючей обивки. По эксплуатационному ресурсу и прочности подобные сиденье несколько уступают двум оставшимся вариантам, но они отлично подойдут тем, кто хочет сэкономить. Пластиковые сиденья обойдутся дороже. Они выполнены из стекловолокна и прочной стеклоткани. Разница в ценах между пластиковыми и трубчатыми сиденьями обусловлена тем, что первые изготавливаются с использованием вакуумной формовки – она требует высокоточного оборудования. При этом готовое изделие получает огромный запас прочности. Карбоновые спортивные сиденья являются самыми легкими и устойчивыми как к ударам, так и вибрациям, воздействиям высоких температур и агрессивных химических соединений. Вариант для тех, кто хочет получить самое лучшее сиденье.


Подавляющее большинство спортивных сидений имеют специальное крепления, несовместимые с штатными салазками. В специализированных магазинах и в сети можно найти универсальные переходники с дополнительными крепежными элементами. Рекомендации по установке сидений можно найти в приложении 9 к КиТТ, которое охватывает требования к раллийным автомобилям и рассматривает особенности их оснащения. Впрочем, мы советуем просто посмотреть тематические видео или изучить текстовые мануалы.

Экскурс по производителям

При выборе нового сиденья нужно обращать внимание не только на его геометрию, но и на фирму-производителя. К примеру, недорогие китайские сиденья проходят не такие жесткие тесты на безопасность и ударопрочность, как европейские. Мы не рекомендуем экономить на спортивных сиденьях. Если вы начали тюнинговать свой автомобиль, выбирать нужно самое лучшее. Обратить внимание стоит на продукцию таких компаний:

— Recaro (Германия);
— Bimarco (Чехия);
— OMP Racing (Италия);
— ProSport (Германия);
— Sparco (Италия).

Также достойны упоминания фирмы Toora и Sabelt (Италия) и Bride (Япония). Самыми крупными производителями спортивных сидений сегодня являются итальянские и немецкие компании. Именно их продукции мы и рекомендуем отдавать предпочтение. Она качественная, пусть и недешевая. Однако все равно учитывайте, что даже самая надежная и легкая модель может оказаться совершенно неудобной. По-хорошему сиденье нужно не заказывать в сети, а увидеть и пощупать вживую. Далее мы расскажем о нескольких важных моментах, касающихся выбора сидений самых востребованных производитель.


Важное о Bimarco

Чешская компания Bimarco крайне неохотно делится информацией о своей деятельности, однако ее продукция может похвастать достойным качеством. И, что не менее важно, сиденья Bimarco имеют весьма демократичный ценник, если сравнивать их с аналогами от немецких и итальянских фирм. Профессионалы обычно скептически смотрят на чешские сиденья, так как не все модели Bimarco удовлетворяют требованиям к прочности и, следовательно, не могут иметь важных сертификатов. Производитель делает упор на комфорт и простоту посадки-высадки, что может заинтересовать рядовых автолюбителей. Вот на какие модели стоит обратить внимание:

— Если вы простой водитель: Cobra, Bravo. Эта пара моделей является отличным воспроизведением чисто спортивных сидений, но на практике они являются стилизованными вариантами штатных моделей с повышенным уровнем безопасности;
— Если вы начинающий гонщик и любитель быстрой езды: Futura, Expert, Dakar. Это полноценные спортивны сиденья, прошедшие все необходимые тесты. Не столь удобны при посадке-высадке, как Cobra и Bravo, но крайне надежны.

Bimarco – это отличный выбор для автолюбители с ограниченным бюджетом и высокими требованиями в первую очередь к комфорту, а уже потом к надежности и безопасности. К несчастью, ассортимент производителя не слишком широк, так что требовательные водители не всегда смогут найти в нем подходящие сиденья. А как говорят эксперты, чешский продукт несколько уступает немецкому и итальянскому в качестве. Если ваш бюджет ограничен, но вы все равно хотите купить неплохое сиденье, то на чешский бренд стоит обратить свое внимание.

Важное о Sparco

Сегодня сиденья и ремни безопасности итальянского производства считают одними из лучших. Италия является одной из родин автоспорта, так что нет ничего удивительного в том, что производителям из этой страны есть что предложить любителям быстрой езды и гонщикам. Ассортимент Sparco богат скорее на профессиональные спортивные сиденья, чем на сиденья для простых любителей активной езды. На заметку будущим покупателям:

— Если вы простой водитель: QRT Performance, Sprint Sky. Варианты для дорогостоящего тюнинга. Относительно удобные сиденья с огромным эксплуатационным ресурсом;
— Если вам нужна модель для гонок: Steel, Milano, Chrono Road, Torino. Надежные, легкие сиденья со слотами под установку спортивных ремней безопасности и некоторых аксессуаров. Эти модели имеют одни из лучших по качеству износостойких и противоскользящих покрытий.

К несчастью, даже анатомические модели сидений Sparco тяготеют к автоспорту. Чешские и немецкие аналоги на практике оказываются более удобными в эксплуатации, но и менее пригодными для автоспорта. На Sparco стоит обратить внимание тем автолюбителям, которые предпочитают быструю езду.


Важное о Recaro

Многие автолюбители и эксперты считают сидения Recaro лучшими на рынке. Компания сотрудничает со множеством сторонних производителей и специалистов, а также является поставщиков на конвейеры Ferrari, Lamborghini, Porsche, Ford и многих других. По факту, практически все выпускаемые компаний сиденья вышли из автоспорта. По выбору кресел данного производителя нет смысла давать рекомендаций – все модели достаточно хороши. Отдельного упоминания достойны Sportster CS HZ Nurburgring, Pole Position. И та, и другая модель являются чисто спортивными, однако в первая имеет множество исполнения с дополнительными функциональными элементами. К примеру, обогревом. Условно их можно считать чем-то средним между спортивным и анатомическим сиденьем.

Главным недостатком продукции Recaro можно считать ее высокую стоимость. У немецкого производителя есть и относительно недорогие модели, однако мы не советуем экономить, если вы выбираете лучший вариант для тюнинга. Также в ассортименте Recaro можно найти качественные аксессуары и детские автокресла. Если вы ищете наиболее качественное кресло, то каталоги именно этого производителя стоит изучить в первую очередь.

Спортивное сиденье – это довольно интересное решение для тюнинга, о котором, впрочем, стоит заинтересоваться даже тем водителям, которые не планируют серьезно «прокачать» свое авто. Если ваш транспорт оснащен мощным двигателем и вы предпочитаете агрессивный стиль езды, в установке такого сиденья действительно есть смысл. Мы советуем отдавать предпочтение моделям с повышенным комфортом, а не тем сиденьям, который в народе еще называют «ковшами». Дело в том, что анатомическое сиденье не усложняет процедуру посадки и высадки, в отличие от чисто гоночных и спортивных моделей. Если вы заинтересованы в покупки сидений двух последних типов, то отдавать предпочтение стоит продукции известных итальянских и немецких фирм. Разброс цен будет серьезным: примерно от $150 за простые модели до $1000 за продвинутые гоночные и спортивные модели. Также не забывайте о необходимости покупки адаптера для установки сиденья на штатные салазки.

Детально разбираемся в автомобильных сиденьях

Наряду с рулём кресла являются основным каналом тактильной связи с автомобилем. Это и важный элемент дизайна. Существенна их роль в восприятии многих потребительских свойств машины.

Сиденья ― наверное, самая недооценённая часть автомобиля. Мы любим удобно расположиться, но плохо представляем, как они устроены. Знали бы хорошо, вряд ли использовали такие примитивные жаргонизмы, как «мебель» или «стулья». Под непрозрачной обивкой подчас скрыта сложнейшая конструкция, инженерный и технологический шедевр. Поскольку это весьма дорогой и тяжёлый элемент автомобиля, в конструировании и производстве ему уделяется гораздо больше внимания, чем в рекламе или отчёте о журналистском тест-драйве.

На примере сидений Volvo XC90 видно, как нечто, воспринимаемое цельным объектом, оказывается непростой в изготовлении конструкцией со множеством деталей.

Посадочные места, занимающие значительную часть интерьера, крайне важны для дизайнеров. А для водителя кресло ― основной канал физической связи с автомобилем: с ним соприкасается треть поверхности тела. Европейские исследования показывают, что за свою жизнь среднестатистический автолюбитель проводит в машине около 22 тысяч часов. И хотя сегодня совсем уж плохие сиденья встречаются нечасто, около 75% водителей в той или иной степени жалуются на проблемы со спиной. Плюс боли в шее, затруднения кровообращения, преждевременная усталость… Вызванная ей потеря концентрации ― причина трети серьёзных ДТП в Европе. А вы говорите «стулья».

Типичную для начала ХХ века конструкцию сиденья на металлических пружинах демонстрирует американский седан Essex 1927 года.

Хотя начиналось всё именно с мебельных технологий. Самобеглые повозки до начала ХХ века оснащались пружинными сиденьями а-ля бабушкин диван: набор витых металлических пружин обтягивался кожей с небольшим мягким подбоем. С 1900-х годов совершенствовали именно эту прослойку, применяя натуральные волокна от шерсти животных до кокосовых нитей, в том числе прорезиненных. В 1930-х появилась пена, сначала латексная. Она удешевила сиденья по сравнению с пружинными. С 1960-ми в автопром пришёл ещё более доступный вспененный полиуретан с различными производными.

Во-первых, это красиво… Примерно до 70-х годов сиденья воспринимались в первую очередь как художественный объект и проектировались по наитию.

Ещё 30 лет назад считалось, что лучшие автомобильные сиденья сочетают пружинный каркас и формованную оболочку из пены, однако экономические соображения свели на нет «диванные» конструкции к началу 1990-х. Пружины в креслах остались и сейчас, но упростились до S-образной проволоки, в качестве ненавязчивой опоры для пены.

В спортивных креслах Понтиака GTO конца 1960-х упрощённые, но всё ещё развитые пружины поддерживают пенную подбивку, играющую важную роль для образования формы.

Основой в любом случае служит каркас из металла или композитов. Его прочность в последние десятилетия многократно выросла ― прежде всего из-за ужесточения требований пассивной безопасности. К сиденьям теперь крепятся как минимум замки ремней, а то и надувные подушки, да и сами кресла положено испытывать на прочность по самым разным параметрам. Эти нормы, как и развитие научного подхода к проектированию штатных сидений почти убили рынок тюнинговых. Даже начинавшая с них известнейшая компания Recaro уже около десяти лет не производит гражданские автокресла сама, лишь «торгуя именем» на сторону.

В кресла Volvo XC90 встроены деформируемые элементы, позволяющие на треть снизить нагрузку на позвоночник при вертикальном ударе ― например, если автомобиль упал с высоты.

Профессионально оценивать сиденья принято дважды. Первичное восприятие ― статическое, в течение буквально первых 10–15 секунд после того, как ты оказался в кресле, будто покупатель в автосалоне. Не мешает ли оно процессу посадки? Насколько жёсткое? Не теснит ли? Хорошо ли держит? А главное ― как распределены реактивные силы от давления человеческого тела на обивку. Говоря по-простому, каков тот самый часто упоминаемый нами в тестах исходный рельеф или «профиль» сиденья.

Volvo 144, конец 1960-х. Подголовники и трёхточечные ремни вынудили рассматривать кресла ещё и как важный элемент безопасности, изменив конструкторские подходы.

Затем в ходе поездки длиной не менее часа-двух составляется представление о динамическом комфорте. Ко всем перечисленным факторам ― а их восприятие в движении может измениться ― добавляется то, как сиденье гасит широкий спектр колебаний. Ведь за плавность хода в автомобиле отвечает не только подвеска, а триумвират шин, шасси и кресел.

С научной точки зрения это означает, что каркас, упругие элементы, пена вместе и по отдельности должны избегать резонансов в самой неприятной области частот от четырёх до восьми герц. Резонансы на частотах от 0,1 до 0,6 Гц вызывают укачивание ― помните убаюкивающий задний диван дедушкиной Волги? Отказ от каркасов на витых пружинах существенно облегчил жизнь людям со слабым вестибулярным аппаратом. Частоты собственных колебаний современных сидений много выше. Нельзя их делать и слишком жёсткими, чтобы не передавали вибрации.

У современных кресел мощные каркасы, минимум пружин и максимум пены. Слева ― сиденья «пятого» Гольфа, а справа ― адаптивные от Мерседеса SL 2012 года с подбивкой верхнего слоя из прорезиненного волокна, приспосабливающегося к форме тела, и подачей тёплого воздуха к шее.

Как сделать идеальное сиденье? Научные исследования этой темы начались только в 1940-х, и прошло два-три десятилетия, прежде чем результаты заметно сказались на серийной продукции, причём не повсеместно. Зато сейчас недостатка в данных нет, и по наитию или методом тыка никто вроде бы не работает. Многочисленные исследования даже порой противоречат друг другу. В том числе в самом важном — как должна распределяться нагрузка от тела по сиденью.

Седан Volvo Amazon 1964 года впервые предложил регулируемый поясничный подпор. Именно в области поясницы передаётся максимальная нагрузка от спины на спинку, поэтому важно иметь возможность подстроить его под индивидуальные особенности седока.

Меньшинство учёных считают, что достаточно сделать кресло равномерно мягким, как, например, в старых французских машинах. Большинство — что жёсткость должна варьироваться, поскольку разные части тела неодинаково переносят нагрузку. Можно снизить давление на уязвимые ткани, сделав сиденье плотнее в местах контакта с наиболее выносливыми частями тела. Это ягодицы под так называемыми седалищными буграми и область поясницы на спине.

Форма и жёсткость сиденья выводится в виде эпюры — карты нагрузок. Чем краснее зона, тем сильнее удельное давление. Чрезмерное сдавливание тканей воздействует на нервы, вызывая дискомфорт или боль, а также затрудняет кровоток в крупных сосудах.

Угол между подушкой и спинкой подбирается так, чтобы человек не «сползал» по подушке, потому что тогда к напряжению от сдавливания в нижней части тела добавится и сдвиг тканей. При этом седоки должны иметь возможность в дальней дороге сменить позу без существенного изменения карты давлений. В самой удобной для человека позе каждый из суставов находится примерно в середине его диапазона поворота. Все расчёты ведутся относительно центра тазобедренного сустава, так называемой точки Н (от hip-point, но некоторые инженеры используют индекс R).

Про задние диваны поговорим в другой раз, но к ним применимы те же закономерности, что и в случае с передними креслами. Серьёзный компоновочный вызов ― недостаток места для толстых комфортных подушек и их пружин. На фото ― срез второго ряда кроссовера Skoda Kodiaq.

Каркас задних спинок приходится существенно усиливать, поскольку во многих случаях к ним крепится верхняя точка ремня безопасности среднего пассажира.

Учитывается, что под массой тела обивка деформируется в среднем на 4-5 см. У очень мягких кресел ― примерно на восемь. Комфорт посадки зависит от её высоты, то есть положения точки Н над полом кузова. Проблема в том, что все люди разные. Достаточно вспомнить долю страдающих ожирением жителей США или статистически низкий средний рост китайцев.

От рынка к рынку отличается традиционный диапазон между так называемым пятым женским перцентилем (дама ростом около 153 см) и 95-м мужским (187 см). И даже в этих рамках получается удовлетворить лишь 90% клиентов. Приходится выбирать, для кого в основном создаётся автомобиль, потому что полностью компенсировать разницу телосложений не поможет и миллион регулировок. А ведь сиденье должно не только принять, удобно разместить, но и зафиксировать тело.

В «адаптивном» сиденье седана Cadillac Seville STS (1998–2001) при запуске двигателя надувалось десять подушек. Раз в четыре минуты наполненность каждой проверял компьютер. Подобная система стояла и в заднем диване лимузина президента США.

А ещё есть данные, что люди растут: за каждые десять лет американцы и европейцы становятся на сантиметр выше. Неудивительно, что диапазоны продольной регулировки передних кресел, некогда очерченные стандартами DIN как минимум 160 мм, сегодня порой достигают почти 300. Вилка перемещения по высоте обычно составляет 60–70 мм.

Последняя доступная в продаже серийная легковушка со сплошным передним диваном ― Chevrolet Impala 2012 года. Это была опция.

Отдельная история ― микроклимат. Поскольку треть нашего тела соприкасается с сиденьем, его роль в обеспечении теплового комфорта огромна. Оптимальной считается температура поверхности 23 ºС в любое время дня и года. Неудивительно, что подогрев сидений появился ещё в 1966 году в качестве опции автомобилей Cadillac. Но теплообмен ― процесс двусторонний. Обивка должна поглощать примерно 75 Вт/м² тепловой энергии человеческого тела. Проще говоря, пропускать воздух и пот.

Не считая дополнительных чехлов с авторынка, худший вариант в этом плане ― обивка из искусственной кожи. Натуральная немного, но «дышит» ― хотя и её желательно снабдить глубокой текстурой, чтобы обеспечить микродренаж. При этом в любом случае формообразующая пена должна быть толстой, ведь при сжатии более чем на 80% она становится практически непроницаемой.

Кресло легковушки Ford 2007 года интересно как пример типичного недорогого решения. Обивка натянута сразу на пену, без промежуточных слоёв. Зато она экологически чистая соевая, а не полученный из нефтяного сырья пенополиуретан.

Однако ткань, даже самая дешёвая, — лучше. Кожаная обивка может с ней сравниться по эффективности теплоотвода только в случае применения дорогой перфорации и ещё более дорогой вентиляции. Как правило, вентиляторы работают на «вытяжку». Так повелось ещё с 1997 года, когда подобная система дебютировала на автомобиле Saab 9-5. Вероятнее всего, в кресла скоро начнут встраивать более экономичные небольшие тепловые насосы, использующие принцип кондиционера ― отбор или выдачу тепла при изменении агрегатного состояния хладагента.

Сиденья зачастую представляются маркетингом как нечто новое и уникальное. Но Nissan Gravity Seats в кроссовере Murano (слева) или «поддерживающие таз» кресла Мазды 3 конструктивно не оригинальны. Просто усовершенствована карта давлений.

Среди современных тенденций ― максимальная индивидуализация под конкретного человека с применением персональных ложементов, как это издавна делается в автоспорте и индустрии спорткаров. Если Ferrari довольно давно продаёт три размера кресел для дорожных машин, то Porsche уже предлагает индивидуальную формовку «ковшей» трёх степеней жёсткости для трековых версий моделей 911 и 718.

Porsche обещает индивидуально формованные «ковши» для дорожного применения с мая 2021 года. Концептуальное сиденье Lexus Kinetic Seat обозначает важный тренд в сторону облегчения конструкции, ведь только пены в стандартном кресле не менее восьми килограмм.

В массовых машинах стараются увеличить число регулировок. Рекордсмен ― марка Lincoln, с 2017 года предлагающая кресла с 15 настраиваемыми параметрами, включая индивидуальные изменения длины и наклона подушек каждого бедра. На американский манер, подразумевая, что все размеры можно менять в двух направлениях, их называют сиденьями с 30 регулировками.

Опциональные кресла Perfect Position седана Lincoln Continental позволяют индивидуально регулировать вылет и высоту правой и левой передних частей подушки в зоне опоры бёдер. По статистике, мужчины, молодёжь и стройные люди при прочих равных менее придирчивы к креслам.

Массажем уже вообще никого не удивить, он предлагается даже для пикапов Ford F-150. Несложные датчики, встроенные в сиденья, скоро позволят контролировать пульс водителя и предупреждать о потере бдительности. Наверняка в серию пойдут и развитые сенсоры нагрузки на сиденья, отслеживающие «карту» давления седока на обивку. Это полезно не только для оптимизации регулировок самого кресла, но и для настроек систем активной безопасности. И даже для противоугонных систем! Поэтому мы запросто можем вскоре прочитать на щитке приборов что-нибудь типа «ваши седалищные бугорки распознаны, хорошей поездки».

 Наряду с рулём кресла являются основным каналом тактильной связи с автомобилем. Это и важный элемент дизайна. Существенна их роль в восприятии многих потребительских свойств машины.


 Типичную для начала ХХ века конструкцию сиденья на металлических пружинах демонстрирует американский седан Essex 1927 года.

 Во-первых, это красиво… Примерно до 70-х годов сиденья воспринимались в первую очередь как художественный объект и проектировались по наитию.

 В спортивных креслах Понтиака GTO конца 1960-х упрощённые, но всё ещё развитые пружины поддерживают пенную подбивку, играющую важную роль для образования формы.

 В кресла Volvo XC90 встроены деформируемые элементы, позволяющие на треть снизить нагрузку на позвоночник при вертикальном ударе ― например, если автомобиль упал с высоты.

 Volvo 144, конец 1960-х. Подголовники и трёхточечные ремни вынудили рассматривать кресла ещё и как важный элемент безопасности, изменив конструкторские подходы.


 Седан Volvo Amazon 1964 года впервые предложил регулируемый поясничный подпор. Именно в области поясницы передаётся максимальная нагрузка от спины на спинку, поэтому важно иметь возможность подстроить его под индивидуальные особенности седока.

 Форма и жёсткость сиденья выводится в виде эпюры — карты нагрузок. Чем краснее зона, тем сильнее удельное давление. Чрезмерное сдавливание тканей воздействует на нервы, вызывая дискомфорт или боль, а также затрудняет кровоток в крупных сосудах.


 Каркас задних спинок приходится существенно усиливать, поскольку во многих случаях к ним крепится верхняя точка ремня безопасности среднего пассажира.

 В «адаптивном» сиденье седана Cadillac Seville STS (1998–2001) при запуске двигателя надувалось десять подушек. Раз в четыре минуты наполненность каждой проверял компьютер. Подобная система стояла и в заднем диване лимузина президента США.


 Кресло легковушки Ford 2007 года интересно как пример типичного недорогого решения. Обивка натянута сразу на пену, без промежуточных слоёв. Зато она экологически чистая соевая, а не полученный из нефтяного сырья пенополиуретан.


 Porsche обещает индивидуально формованные «ковши» для дорожного применения с мая 2021 года. Концептуальное сиденье Lexus Kinetic Seat обозначает важный тренд в сторону облегчения конструкции, ведь только пены в стандартном кресле не менее восьми килограмм.


Никита Гудков, 29 мая 2020 в 13:25. Фото и иллюстрации Драйва, фирм-производителей и из открытых источников

Читайте также: