Четыре темы обсуждаемые в технике кресло идентичности

Обновлено: 19.05.2024

Рисуночные тесты и методики я применяю в своей работе уже давно, они мне полюбились еще во время моей учебы в институте. Было ужасно интересно узнавать про себя что-то новое, просто нарисовав рисунок. В процессе своей практической деятельности я открыла для себя ряд преимуществ их использования:

- возможность эффективного применения с детьми, в том числе и с детьми дошкольного возраста;

- эффективность в работе с эмоциональными и телесными состояниями (минимальное сопротивления со стороны клиента);

- это просто кладезь для сбора диагностических данных о ситуации клиента (при условии, что клиент сам описывает свой рисунок, и отвечает на наводящие вопросы терапевта);

- возможность при необходимости мгновенно провести коррекцию;

- очень легко с рисунка перейти на работу с телом или наоботрот (для меня как для телесного практика это важно). Этим я часто завершаю работу с рисунком (в представленном ниже примере, я подробно описываю один из вариантов применения этого пункта).

Хочу с вами поделиться двумя рисуночными методиками «Я-клумба», «Я-кресло», с которыми я познакомилась в рамках тренинга «Проективные технологии в консультировании: Рисуночные тесты и методики». Данные методики очень удачно взаимодополняют друг друга, хотя могут применяться и по отдельности.

Техника «Я-клумба»

Инструкция: «Представь, что ты однажды проснулся и ты клумба. Какая…»

Содержание рисунка отражает, то как человек воспринимает ситуацию заботы о себе (как ограничивающую, преследующую, благоприятную и т.д.) отражает отношение человека к той опеке родителей или людей заменяющих их, которая присутствует в его жизни. Разговор по рисунку создает ситуацию, в которой человек может осознать какие отношения заботы и опеки ему хотелось бы развивать.

Рисуночные техники Я клумба Я кресло как действенный инструмент в консультировании

Пострисуночный опрос

Поговорить обо всех деталях рисунка, таких как ограда, местоположение, растения произрастающие на ней.

- Кто ухаживает? Как часто? Для чего?

- Можно ли пройтись? Что случиться если пройдут?

- Кому нравиться? Кто хотел бы сделать из нее что-нибудь другое?

- Что случиться если он (она) это сделает?

Часто разговаривая о рисунке, нарисовавший начинает говорить от имени клумбы, а не от имени наблюдателя тогда есть хорошая возможность поговорить о чувствах самой клумбы ко всем выше обозначенным проблемам и ситуациям.

Техника «Я кресло»

Инструкция: «Если бы вы были креслом, то каким…»

Содержание рисунка позволяет понять отношение человека к тому, чтобы быть полезным, нужным другим, альтруистические наклонности его и действия. Это хороший символ для выяснения ситуации противоположной, созданной в рисунке «Я клумба» - теперь автор тот, кто заботится, кто что-то делает для другого, кто служит другому.



Пострисуночный опрос

- Что это за кресло?

- Из чего оно сделано?

- Как давно его изготовили?

- Для кого может быть неудобным? - Чем неудобным?

- Чье это кресло? Кто его сделал или приобрел? Для чего? Для кого?

- Кто заботится о том, чтобы оно дольше служило?

- Что должно случиться, чтобы кресло развалилось, сломалось?

- Кто- может посидеть? Кто не имеет такого права?

Хочу поделиться краткими выдержками с консультации, где были использованы данные методики. Клиентка заявила проблему трудностей взаимоотношений с мужчиной, (встреча не первая).

Методика «Я клумба»


Клиент: Я-клумба, расту под окном моего дома во дворе (далее начинает описывать клумбу от своего лица). Я хозяйка клумбы, ее посадила я, за ней ухаживаю сама, на ней растут полевые цветы (перечисляет). Рядом есть скамейка, на ней можно сидеть и любоваться клумбой. Также на скамейку садятся гости, которые приходят к хозяйке (далее выясняется, что наблюдать за клумбой сидя на скамейке, очень неудобно, для этого нужно повернуть голову вправо и принять напряженную позу, по рисунку это видно даже по расположению скамейки).

Психолог: А, что происходит с клумбой когда приходят гости к вам в дом и вы садитесь на скамейку?

Клиент: Я когда сажусь на скамейку, я забываю о клумбе, я занимаюсь гостями, я растворяюсь в них, в общении с ними (дорисовывает мангал, здесь с гостями мы можем пожарить шашлыки).

Психолог: А что происходит в это время с клумбой?

Клиент: Она ждет…Но чтобы ей было не так скучно, я ей дорисую деревья возле клумбы, на них живут птички и клумба с ними может общаться, еще нарисую фонтан и насекомых на клумбе. Вот теперь ей не так скучно.

Далее откладываем рисунок клумбы и переходим дальше.

Методика «Я кресло»


Клиент: Я кресло, добротное, качественное, сделанное мной на заказ (опять говорит от имени хозяйки). Очень мягкое, большое, удобное. Оно находится в комнате. Ухаживаю за ним я. Могут сидеть все гости, которые приходят к хозяйке и ей нравяться.

Психолог: А если тот, кто не нравиться хозяйке сядет в кресло?

Клиент: Я этого постараюсь не допустить, но если такое случиться кресло будет терпеть пока не придет хозяйка.

Психолог: Если бы кресло могло что-то попросить у хозяйки, что бы оно попросило?

Клиент: Составить график, по которому на мне будут сидеть, и чтобы был порядок: на мне нельзя есть, нельзя играть детям в шумные игры, они могут сидеть на мне, только занимаясь серьезным дело, например читая книгу или что –то рисуя сидя на мне, но рисуя за столом.

Далее в процессе разговора переходим к дому где стоит это кресло, в котором живет хозяйка и моделируем ситуацию:

«К ней пришел гость, и хочет остаться на долгое время» (мужчина с которым у нее трудности проживает у нее в доме.)

Гостю зачитывается свод правил, клиентка называет их порядком. И он может оставаться, только если будет их соблюдать. Я предлагаю ей занять место гостя, и с позиции гостя ознакомится с правилами порядка, затем спрашивую как гостю, позле знакомства с этими правилами, что тебе как гостю хочется… Она говорит как гостю мне это не нравится…Мне хочется уйти… Почему спрашиваю я, тебе как гостю хочется уйти, мне здесь не хватает свободы, здесь много порядка, только так как хочет сама хозяйка… Далее клиентка сама делает вывод: Оказывается не всем комфортно, со мной как мне всегда казалось.

Эврика! Вот оно озарение!

И как обещала, пример завершение работы с переходом на телесность клиента. Работаем с ней сначала с рисунком кресла, затем по той же схеме с рисунком клумбы. На протяжении всего сеанса отслеживаю телесные реакции клиента.

Инструкция: «Что бы кресло могло или захотело тебе подарить в знак благодарности, как своему создателю…».

Кресло данной клиентке подарило любовь, она дорисовывает два сердечка.

Психолог: Положи руки на эти сердечки и прими подарок, поместив его в ту часть тела, в которую тебе захочется.

Клиент: В область шеи и плеч, это энергия розового цвета, затем превращается в золотистую, окутывая меня как пушистый воротник, от него мне тепло, и комфортно.

Далее возвращаемся к рисунку клумбы:

Клиент: Клумба дарит мне огромный букет красных роз, перевязанных красной лентой, я помещаю их в область грудной клетки, но там им тесно, они не помещаются…(лицо напряглось…)

Психолог: Тесно или не привычно? Можем ли мы дать им несколько минут побыть там, внутри тебя?

Клиент: Да можем (лицо расслабляется), розы начинают распускаться и выходят из меня наружу, мне это нравится и еще я очень хочу развязать ленту, она мне мешает, она их стягивает…как будто душит (…вот он ее порядок и правила…). Развязываю (…реакция тела глубокий выдох…). Вот так хорошо, я чувствую свободу…Мне так легко и свободно…(А вот и свобода, которой так не хватало гостю. )

В описании приведены только краткие отрывки.

Буду, рада если и вы найдете применения данным методикам в своей профессиональной деятельности.

Психотерапия как процесс смены идентичности, или не бойтесь сбрасывать старую кожу

От автора: Тема идентичности уже давно занимала мои мысли. Первоначально это было теоретическое исследование в рамках моей кандидатской диссертации. Впоследствии, работая с клиентами, я уже осмысливал этот феномен в своей психотерапевтической практике. Представляю читателю свои размышления на этот счет, освещенные, насколько смог, на доступном языке)

Психотерапия как процесс смены идентичности или не бойтесь сбрасывать старую кожу

Что такое идентичность?

Кто Я, какой Я? Когда человек задает себе эти вопросы, это говорит о том, что он задумывается над своей идентичностью. В психологии существует целый ряд синонимичных понятий, обозначающий данный феномен – идентичность, Я-концепция, образ Я, самосознание, картина Я, персона… В самом общем определении идентичность понимается как совокупность представлений человека о своем Я.

Зачем нужна идентичность?

У человека мало инстинктов. Для того, чтобы ему жить в этом мире, необходимо приобретать личный опыт. Идентичность или образ Я – это также результат опыта познания самого себя. Человек живет и действует в этом мире согласно представлению о себе, своему образу себя.

Кроме того, идентичность дает возможность переживать человеку непрерывность своего Я. Если представить человека без идентичности, то это был бы человек, который каждое утро как бы рождался заново и не мог бы себя узнавать, глядя в зеркало.

Как она проявляется?

Для себя, прежде всего, в знании того, кто Я и какой Я.

Для других, идентичность – это тот образ Я, который человек демонстрирует, проявляет. Обычно про идентичность человек начинается задумываться тогда, когда у него начинаются проблемы с ней. Идентичность не дается человеку раз и навсегда, это в норме, динамический феномен, постоянно находящийся в уточнении и перестроении. Человек постоянно встречается с миром и другими людьми, которые отзеркаливают, отражают его, поставляют новую информацию о его действиях, поступках: «Ты – такой-то». Эта информация служит источником для корректировки, уточнения человеком образа своего Я. В том же случае, если функция коррекции Я-образа «сломалась» происходит кризис идентичности.

Позволю себе следующую метафору идентичности, как кожи.

Представьте себе, что кожа не растет (как у змеи) вслед за ростом всего организма. Кожа одновременно позволяет сохранять форму и удерживает процесс роста. Идет время и человек вырастает из старой кожи и ее нужно менять. Если этого не делать, то кожа грубеет, становится панцирем, мешает росту.

Так и старая идентичность как панцирь удерживает человека от изменений. Так, человек, который держится за старую идентичность становится жестким, окаменевшим, теряет способность к гибкости, не в состоянии быть адекватным меняющемуся миру. Вспоминается когда-то прочитанное высказывание Ф. Перлза о том, что люди с годами становятся похожи на поросшие мхом утесы, которые омывает река жизни.

Психотерапия, являясь проектом по изменению я неизбежно затрагивает вопросы идентичности.

Человек приходит на психотерапию тогда, когда его образ своего Я или идентичность становится неадекватной реальности. Это происходит в силу того, что реальность все время изменяется, а человек иногда не успевает следовать за ней. И тогда человек ощущает это как наличие психологической проблемы.

Как формируется идентичность?

Важнейшим условием формирования идентичности является наличие Другого человека, не-Я. Лишь в контакте с другим Я возможно отражение и осознание собственного Я. Другой есть условие возникновения и существования для Я-идентичности.

Вместе с тем, Другой человек становится источником всех проблем с идентичностью. Когда мы сталкиваемся с проблемами в идентичности, то, как правило, выходим на самых близких людей – маму, папу, бабушку, дедушку…

Когда мама запихивает очередную ложку каши в рот сопротивляющегося ребенка, это нарушение его границ и одновременно их построение.

Таких людей, оказавших влияние на формирование Я-идентичности в психотерапии называют значимыми другими. Образ Я, идентичность создают близкие, значимые люди. Этот образ часто далек от Я и через него бывает непросто прорваться до себя подлинного. От способности значимых других быть чувствительными, любящими, отражающими зависит качество формирования идентичности.

Позволю себе небольшой исторический экскурс в то, как поменялась идентичность и вслед за этим цели терапии в связи с изменившейся социокультурной ситуацией.

Если человека прошлого века можно было назвать, пользуясь выражением Карен Хорни, «Невротическая личность нашего времени» (название одной из ее книг), то современный человек глубоко нарциссичен, а следовательно, эгоистичен. Если ведущей ценностью советского человека было чувство «Мы», там не было «Я», индивидуальности, то сейчас на Я навязчиво выдвинулось передний план. Если раньше в психической реальности человека был гипертрофированный образ Другого, и целью терапии была необходимость стать более независимым, автономным от его влияния, то сейчас Другого в психической реальности современного человека зачастую нет и целью терапии является его появление. Приведу краткое описание двух рассматриваемых типов личности. Назову их условно «невротик» и «нарцисс».

Невротик

В картине мира невротически организованной личности мы видим гипертрофированно нагруженный образ другого человека. Для него мнение, оценка, отношение, суждения других становятся доминирующими. Его картина мира в целом центрирована на другом. Он чувствительно присматривается, прислушивается к тому, что скажут, как посмотрят, что подумают другие, как в их зеркалах отразится его Я? Его самооценка напрямую зависит от оценки других людей и в связи с этим является неустойчивой. Он подвержен сильному влиянию других людей, зависит от них. В силу гипертрофированной значимости другого, его образ сильно инвестироваван ожиданиями и, вследствие этого, проективно искажен. Контактируя с другим, невротик встречается не с реальным Другим, а с его идеализированным образом. Неудивительно, что такие «встречи» часто заканчиваются разочарованиями.

Нарцисс

В психической реальности человека с нарциссической организацией личности мы можем увидеть другого, как функцию для обслуживания потребностей Я.

Самой яркой особенностью картины мира нарциссической личности является девальвация другого вплоть до его полного обесценивания, его инструментальность. В отличие от невротика, центрированного на другом, нарциссическая личность эгоцентрирована – есть только я, другие лишь средства для я.

При всем кажущемся различии двух рассматриваемых типов, при внимательном рассмотрении можно заметить одно существенное сходство. Что же общего в невротической и пограничной культуре? Ни там, ни там нет Другого.

При всей кажущейся важности Другого в психической реальности невротика, его (Другого), как ценности там нет. Другой нужен, но не важен. И в первом, и в другом случае он (Другой) нужен как объект, удовлетворяющий потребности Я, но не важен как человек, со своими потребностями, желаниями.

Какая может быть идентичность? (Процессуальные нарушения идентичности)

В результате моих теоретических исследований в последующем апробированных на практике были выделены следующие варианты нарушения идентичности:

1. Диффузная идентичность. Образ Я при таком варианте нарушения идентичности неструктурированный, размытый. Человек плохо представляет и осознает кто он такой, какой он? Клиенты с диффузной идентичностью затрудняются говорить о качествах своего я и качествах других людей, дают им очень размытые характеристики. И в реальных отношениях границы между Я и Другим размыты.

Примером из литературного произведения является Аленушка - персонаж из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Содержание ее идентичности определяется ситуацией взаимодействия с другим персонажем сказки – Иванушкой. То она выступает как мать, которая должна заботится о маленьком братце, то как жена, уговаривающая своего мужа не пить, то как сестра, спасающая братца-козленка от злой ведьмы.

В клинике примерами диффузной идентичности выступают истерические личности, неустойчивые личности. У лиц с диффузной идентичностью, как правило, в жизни проблемы с личными границами из-за сложности с принятием выражением агрессии, преобладающей эмоцией у них является обида.

2. Ригидная идентичность. При таком варианте нарушения идентичности происходит нарушение баланса динамичности – статичности в сторону статичности.

Образ Я такого человека является чрезмерно статичным, ригидным. Как правило, такие люди идентифицируют себя с какими-то социальными ролями, которые становятся гипертрофированными, замещают собой все Я. Особенно важным для них является следование неким правилам, принципам, приписываемым избранной роли.

Типичным примером этого варианта идентичности является главный герой фильма «Профессионал», сыгранный Бельмондо. Профессиональный аспект идентичности стал основным для Я главного героя, и он оказался неспособным к творческой адаптации, что в итоге стоило ему жизни. Другим художественным примером является капитан Форестьер, герой одной из новелл С.Моэма, считавший себя джентльменом и организовавшим свою жизнь согласно принципам кодекса джентльмена, что также в итоге привело его к смерти.

В жизни таких людей можно описать как фанатиков. В клинике это параноидные и эпилептоидные личности.

Одним из видов ригидной идентичности является интроективная (преждевременная) идентичность. Люди с интроективной идентичностью преждевременно (неосознанно) сформировали свою идентичность «наглотавшись» интроектов не ассимилировав их. При формировании такого варианта идентичности особенно велика роль значимых других, выступающих авторитетами для человека. Они решают за человека как ему жить, с кем жить, кем быть, что одевать и т.д. Люди с интроективной идентичностью опутаны долженствованиями. Как правило, человеку необходимо много мужества, для того чтобы прорваться через толщу интроектов к собственному Я.

В клинике примером интроективной идентичности является невроз. Другой, его желания и потребности заменяют желания и потребности Я. Я в данном случае это другие, не Я. Невозможности отделиться (отдифференцироваться) от другого становится основной жизненной проблемой такого человека, а ведущими переживаниями для таких людей становятся вина, стыд, предательство в случае нарушения запретов и попыток автономии.

3. Ситуативная идентичность. Такой вариант идентичности представляет собой полярность вышеописанного (ригидного). Для него характерна чрезмерная динамичность и в силу этого нестабильностью образа Я. Люди с ситуативной идентичностью отличаются неустойчивостью образа Я, их идентичность определяется ситуацией, людьми с которыми они встречаются. Другой становится условием определения и существования его идентичности. Такой человек в силу большой зависимости от другого, впадает в слияние с ним, организуя зависимые отношения. Ситуация, среда полностью определяет человека. В патологических случаях мы имеем дело с отсутствием Я как такового.

Художественным примером такого варианта идентичности является чеховская Душечка, чудесным образом менявшаяся в зависимости от тех людей, с которыми она жила. У нее отсутствовали собственные мысли, чувства, желания, потребности, намерения. Она мыслила чужими мыслями, чувствовала чужие чувства, желала чужие желания.

В клинике таких личностей называют созависимыми.

4. Фрагментарная идентичность. При таком варианте нарушения идентичности образ Я оказывается разорванным, расщепленным. В человеке существует набор отдельных идентификаций несынтегрированных в систему, лишенных целостности. Отдельные идентичности (субличности) живут своей автономной жизнью.

Ярким художественным примером такого варианта идентичности является «двойник» Ф. Достоевского.

Такой вариант идентичности является следствием психической травмы. Клиническим примером такого нарушения идентичности является расстройство множественной личности, диссоциированные расстройства.

Самоидентичность

Для всех вариантов нарушения идентичности характерно потеря творческого приспособления к реальности Мира и к реальности своего Я. На одном полюсе нарушений идентичности человек теряет контакт с миром и его идентичность (образ Я) становится ригидным, а его поведение становится стереотипным и сценарным. На другом полюсе, он теряет контакт со своим я и его идентичность определяется миром и другими, а его поведение и в целом жизнь становится всецело зависимой от ситуации и других людей.

Следовательно мы можем предположить, что для варианта здоровой (подлинной) идентичности (понимаю всю условность этого термина) будет свойственен хороший контакт с реальностью Мира (Другого), как не-Я и реальностью своего подлинного Я. Умение быть чувствительным к этим двум реальностям, творчески балансировать на грани между Другим и Я, творчески приспосабливаться к этим двум реальностям – есть качества человека со здоровой идентичностью, парадоксально сочетающие в себе динамичность и статичность.

Каждый выбирает свой доступный ему способ построения идентичности. Для одного - это созидание, творчество, для другого - репродукция, воспроизведение, для третьего - разрушение.

Людей со здоровой идентичностью, способных быть в контакте с реальностью внешнего (мира людей) и внутреннего (мира своего Я) определяют как обладающих самоидентичностью.

Самоидентичность – переживание тождественности самому себе. Довольно сложно балансировать на грани двух реальностей, не сваливаясь ни в крайность отчуждения от себя, ни в другую крайность – отчуждения от мира. Невротики и социопаты – примеры таких крайних вариантов фиксации на полюсах.

Давление внешнего мира весьма ощутимо и часто человек вынужден отказываться от реальности своего Я, предавать его, следуя правилам, нормам, установкам конкретного социума, предавая себя и создавая приемлемый, удобный для других образ своего Я.

Причины не быть собой

Назову наиболее существенные:

Страх.

    Безопаснее привычно предъявлять какую-то свою маску, приемлемый для других образ Я.

Стыд.

    Стыд быть самим собой, Проще и безопаснее прятаться за принимаемый, удобный для других, принимаемый другими образ Я.

    Страх и стыд не позволяют человеку показать свое подлинное Я, проявиться. Страх и стыд останавливает, парализует: а вдруг отвергнут, не примут, обесценят? Страх и стыд удерживают человека в прежних ролях, масках, стереотипных, сценарных способах поведения.

    Комфорт.

      Определенная идентичность удобна. Она дает ощущение уверенности. Определенность создает чувство безопасности – «Я такой-то, удобный для других и другие меня принимают и любят».

      Для других, раз и навсегда определенная идентичность человека, также удобна. Когда другой определен, понятен, тогда с ним становится спокойно и безопасно.

      Для того чтобы предъявлять себя, выходить из зоны привычного для себя и удобного других образа Я необходимо мужество, преодоление страха, стыда и зоны комфорта.

      Как встретиться со своим Я?

      Через Другого.

      Идентичность всегда появляется в контакте. Она рождается в контакте с Другим. И в этом плане каждая Встреча с Другим это возможность рождения идентичности. А для этого нужно мужество, способность к риску.А еще осторожность, неторопливость и внимательность к себе и другому и тогда есть шанс не проскочить себя и другого и встретиться

      «без масок».Через осознавание своих чувств. Чувства – маркер Я. Когда задаешь человеку вопрос о чувствах есть шанс встретится с ним реальным, а не с его образом. Через осознавание своих желаний и потребностей. Желания ближе всего к сущности Я, это всегда что-то про Я.

      Но у человека с проблемами в идентичности с этим сложно. И с чувствами и с желаниями. И психотерапевту в сотый раз в разных вариациях приходиться расспрашивать у клиента о его чувствах, докапываться до его желаний. Тогда есть шанс «докопаться» до подлинного Я, скрытого под толстым слоем интроектов, правил, требований, ожиданий…

      Помощниками в поиске себя могут стать здоровая агрессия и отвращение, способные протестировать и остановить экспансию со стороны других и установить границы и суверенитет своего Я.

      Симптомы не встречи со своим Я

      Вот наиболее типичные симптомы «потери» идентичности:

      Депрессия, скука, апатия, переживание бесцельности жизни, отсутствия смысла жизни, ощущение того, что живешь не свою жизнь, хронические болезни.

      И в этом плане кризис идентичности, как понимание того, что что-то в твоей жизни не так, при адекватном подходе становится шансом встретится с собой и обрести подлинную идентичность.

      Психотерапия – это пространство, где Встреча с собой, своим Я, становится возможной. Благодаря контакту с терапевтом, как Другим, обладающему качествами чувствительности, внимательности, зеркальности клиент может осознать построить и свою подлинную идентичность.

      Для иногородних возможно консультирование и супервизия по скайпу.
      Скайп Login: Gennady.maleychuk

      Интеграция идентичности. Диффузная идентичность по Кернбергу

      И сегодня мы подробнее поговорим о первом факторе для определения уровня организации личности – о степени интеграции идентичности, и о таком важном в психотерапии феномене, как синдром диффузной идентичности.

      Интеграция идентичности Диффузная идентичность по Кернбергу

      Итак, как уже отмечалось, мы определяем степень интеграции идентичности для того, чтобы дифференцировать невротический уровень личностной организации и пограничный уровень. Основной критерий для Кернберга для определения статуса пациента – это степень интеграции идентичности, подразумевающая способность человека составлять и удерживать в восприятии относительно целостный и стабильный образ себя и другого человека.

      Определение степени интеграции идентичности означает исследование того, насколько пациенту свойственны противоречащие друг другу Я-репрезентации (характерный признак диффузной идентичности). В ходе беседы с пациентом мы пытаемся понять, насколько его рассказ о себе и о значимых других связанный, целостный, лишенный глубоких противоречий.

      Согласно Кернбергу, четкая идентичность характерна для невротических расстройств, диффузная идентичность характерна для психотических пациентов и пациентов с пограничной организацией.

      Если говорить о пациентах с невротической структурой, мы видим перед собой человека, образ Я которого достаточно цельный. Для него и плохие образы себя, и хорошие интегрированы в целостный образ, в целостное Я. То же можно сказать и об образах значимых других.

      Он может свободно рассказывать о себе, о значимых других, не испытывает трудностей с этим. Образы Я и образы других людей из его рассказов производят впечатление живых, реальных людей, со своими достоинствами и недостатками, с индивидуальными особенностями характера.

      Это не означает, что у невротического пациента все идеально, гладко и гармонично. У него есть отдельные области переживания своего Я, которые могут не совпадать и вступать в противоречие с его Я-концепцией и представлениями о себе. Но эти области своего Я пациент воспринимает как нечто чуждое, Эго-дистонное, как то, что представляет для него проблему, не вписывается в общую интегрированную картину своего Я и систему представлений о самом себе, и как то, с чем, собственно, он и хочет работать в процессе психотерапии.

      Исследование в ходе беседы с пациентом таких сложных, запутанных и противоречивых тем, имеющим отношение к потенциальным конфликтам, помогает психотерапевту определить уровень организации, увидеть, насколько пациент эмпатичен к вопросам и предположениям психотерапевта. Невротический пациент, как правило, более эмпатичен к словам психотерапевта, и проявляет готовность к работе с тем или иным материалом.

      По мнению Кернберга, в работе с невротическим пациентом информация, полученная в процессе структурного интервью, может оказаться довольно полной, богатой и ценной. Уже в ходе первой беседы психотерапевт может создавать гипотезы и предположительные связи между данными о пациенте и его прошлым. Но, как подчеркивает, Кернберг, задача создания таких связей не в том, чтобы проверить динамические гипотезы на истинность, а в том, чтобы выяснить, насколько пациент способен к спонтанному пониманию и интеграции своего прошлого с настоящим.

      Для пограничного и уж тем более психотического уровня организации характерна диффузная идентичность. Т.е. пациент не может интегрировать репрезентации собственного Я и репрезентации значимых других.

      Это проявляется в том, что во внутреннем мире человека присутствуют разрозненные фрагменты частей собственного Я, между которыми как будто бы нет связи, что мы можем отмечать в процессе беседы с пациентом. Он то в какой-то момент абсолютно плох, в другой же момент может предстать прекрасным, грандиозным или всемогущим, и эти две ситуации для пациента никак не связаны друг с другом. Это выглядит так, словно речь идет о совершенно разных людях, хотя мы понимаем, что и в одном случае, и в другом речь идет об одном и том же человеке. Этим же страдают и описания значимых других людей пограничным пациентом.

      В беседе с пограничным пациентом может возникать ощущение хаоса, т.е. не вырисовывается целостная личность. Может отсутствовать связность, последовательность и логичность в рассказе о событиях и переживаниях. Для пограничного пациента характерно нарушение связности, нарративности в рассказах о себе и значимых других, в итоге не вырисовывается целостная личность, возникает ощущение пробелов и несостыковок в рассказе, не понятно про какой период идет разговор, путается «здесь и сейчас» с «там и тогда».

      Субъективно пограничный пациент переживает чувство пустоты, противоречия в восприятии себя, страдает от собственной непоследовательности, неспособности к эмоциональному осмыслению событий. Для него характерно плоскостное восприятие себя самого и значимых других людей.

      Итак, резюмируя мы можем сказать, что Кернберг определяет в пограничной личности достаточную дифференциацию Я-репрезентаций от объект-репрезентаций для установления границы Эго. Т.е. у пограничной личности существует четкий барьер между Я и другим, согласно Кернбергу. Для психотической личности характерно отсутствие границ между Я- и объект-репрезентациями, либо эти границы крайне хрупкие, нечеткие.

      У невротической личности Я-образы хорошие и плохие интегрированы в цельное Я. Для психотической организации характерна размытость образов, интеграции не происходит, поэтому Я- и объект-репрезентации спутанные, взаимно противоречащие друг другу.

      Неспособность интегрировать «плохие» и «хорошие» части Я и других Кернберг связывает с сильной ранней агрессией, активированной у пациента. По мнению Кернберга, диссоциация между «хорошими» и «плохими» частями реальности Я и других сохраняет все «хорошее» от разрушения и порчи «плохим».

      В следующей статье мы поговорим о механизмах защиты в плане дифференциации уровня личностной организации пациента.

      Кейс: Менеджер и несвежий внешний вид. Решение кейсов. Внешнийвид


      Единственный в мире Музей Смайликов

      Самая яркая достопримечательность Крыма

      Задание: Ознакомьтесь с текстами, заполните таблицу, распишите алгоритм действий и ответьте на рефлексивные вопросы.

      Кейс: Менеджер и несвежий внешнийвид.

      Описание ситуации: В компании существует правила негласного дресс-кода: белый верх, темный низ, не рекомендуется одежда, оголяющая участки тела, а также под запретом ношение одежды с логотипами других компаний.
      Однако, молодая сотрудница менеджер по продажам Мария Н., находящаяся в непосредственном контакте с клиентами, неоднократно приходила на рабочее место в поло с логотипом Coca-cola, так же часто одежда была не свежей и мятой.
      Представьте себя на месте корпоративного коуча, которому предстоит разрешить провести мотивационную беседу с этой сотрудницей. Вам категорически нельзя отчитывать сотрудников, решение о взыскании штрафов тоже не в вашей компетенции, увольнение за эти нарушения тоже невозможно.

      Вы можете воспользоваться коучинговыми моделями SWOT, GROW, SCORE или другими, распишите примерный диалог между вами и сотрудницей, сохраняя коуч-позицию.

      Вопросы:
      1. Распишите алгоритм действий, обоснуйте выбор техники для структуры мотивационной коучинговой беседы.
      В рассматриваемой ситуации возможно применить коучинг-модель Score, а именно: проанализировать личность работника Марии и её образ жизни, так как возможно у неё кроме футболки поло с логотипом компании Coca - Cola иной, подходящей по тону одежды нет. Возможно у неё имеется загруженность образа жизни, одежда её несвежа и мята по причине того, что она продолжительное время добирается до работы и одежда за это время приобретает такой вид. Либо Мария просто не относится к своему внешнему виду с той серьезностью, с которой к этому относятся другие сотрудники компании и ей необходимо помочь прийти к пониманию своей цели на данной работе.

      Для этого менеджеру необходимо:

      - Подготовиться к разговору, придав ему деловой, но не строгий, а спокойный, располагающий тон. Лучше всего сделать это пригласив Марию лично на обед, без свидетелей;

      - В ходе беседы выяснить отношение Марии к работе, коллегам. Ненавязчиво выяснить у неё не тяготит ли её работа, имеются ли у неё какие-либо трудности в работе, либо в личной жизни, успевает ли она совмещать работу и личную жизнь. Данная вводная беседа о Марии должна быть краткой и конкретной, без излишних подробностей;

      - Далее плавно перейти на результаты работы Марии, поблагодарив её, что она выбрала этот коллектив, сообщить о том, что её работа очень важна, её ценят клиенты. Далее сделать упор на том, как приятный внешний вид связан с успехом, взять на себя ответственность за несвоевременное информирование её о требованиях негласного дресс-кода. Уточнить важность дресс-кода в условиях их работы, прежде всего, для идентификации менеджеров в магазине, чтобы клиенту сразу было видно, к кому обращаться за консультацией, кто может помочь. От того, как одет сотрудник, зависит результат работы магазина. Опрятный внешний вид — это один из факторов, влияющих на решение клиентов. Клиент с большей долей вероятности приобретет товар у хорошо выглядящего сотрудника магазина. При этом уточнить, что сотруднику должно быть максимально удобно и комфортно работать. Предложить Марии оставлять рабочую одежду в магазине, для переодевания, если у неё нет возможности приходить в свежей и выглаженной одежде.

      Беседа должна быть краткой и прямой, не «перегруженной» анализом автобиографии личной жизни Марии, её текущих проблем. В завершение разговора стоит еще раз повторить, ради чего он затевался: «Мы обсуждаем только внешний вид, это не имеет ничего общего с вашими показателями и моим желанием работать с вами». Завершить разговор на позитивной ноте.

      Для недопущения подобных ситуаций впредь необходимо оговаривать с каждым из сотрудников правила дресс-кода, а также, в ходе рабочей деятельности, объяснять это сотрудникам при каждом удобном случае.
      2. Опишите свои ощущения если вы поставите себя на место сотрудницы Марии Н. и такую беседу провели с вами.

      На мой взгляд, это вызвало бы удивление, что меня вызвали на данный разговор, но, при этом, у меня есть понимание, что разговор носит не претензионный, а рекомендательный характер. Задумалась бы о том, что мешает мне соответствующе выглядеть, озвучила бы свои пожелания касательно корпоративного коуча. Например, попросила бы разрешения принести рабочую одежду на работу, где и буду переодеваться. Также я бы поняла, что организация серьезно настроена на успех, ценит внешний вид и профессионализм своего персонала, и мне бы не хотелось носить футболку с логотипом иной организации.

      Кейс: Конфликт накартонной фабрике.

      Описание ситуации: В небольшой организации по производству картонной упаковки произошел конфликт среди сотрудников. Иванов А. И, молодой и амбициозный парень, пытавшийся неоднократно выбиться в лидеры и привлечь внимание руководства, не согласился работать над новым проектом по старой схеме. Команда разработала свой вариант дизайна упаковки, он - свой. Не дожидаясь утверждения макета, Иванов принял решение остаться вечером в печатном цеху и пустить на печать свой вариант дизайна. Наутро, руководство было возмущено тем, что был пропущен этап утверждения макета, хотя дизайн ему пришелся по душе. Остальные сотрудники объявили Иванову бойкот, внутри коллектива назревает скандал.

      Проблема усугубилась тем, что Иванов по ошибке напечатал больше продукции и тем самым израсходовал материал с нужными характеристиками.
      Представьте себя на месте корпоративного коуча, которому предстоит разрешить этот конфликт. Конфликт важно разрешить в течение ближайшей недели и с сохранением всем рабочих позиций, так в ближайшие дни стартует большой и масштабный проект. Вы коуч, уволить никого нельзя, впереди рабочая пятница и пара выходных. Действуйте!

      Вопросы:
      1. Распишите ваш алгоритм действий, какие шаги по урегулированию предпримете, как поймете, что вы достигли результата.
      Ответ: Для корпоративного коуча важно примирить стороны конфликта, для чего возможно использовать методику SWOT с целью определения положения Иванова в конкретной ситуации, а также положение компании, исходя из возникшей с Ивановым ситуации.

      Для этого необходимо:

      1. Определить цель – конфликт важно разрешить в течение ближайшей недели и с сохранением всем рабочих позиций, так в ближайшие дни стартует большой и масштабный проект.

      2. Определить положение в ситуации Иванова, положение остального коллектива и положение самой компании, описав внешние и внутренние факторы ситуации, разбитые по подкатегориям положительных и негативных.

      Положительными будет выступать идея Иванова, отличающаяся от остальных, а именно что его дизайн пришелся по душе руководству. Данная идея может принести хорошую прибыль компании если будет принята коллективом, который объявил Иванову бойкот.

      Негативными будут неустроенность коллектива действиями Иванова, его обособленностью от коллектива, непринятии чужих идеи и т.д.
      Положение компании зависит от разрешения конфликта, чтобы была получена выгода в связи с появившимся коммерческим предложением.

      Методика SWOT-анализа:

      Это слово – аббревиатура, образованная из заглавных английских букв:

      S – Strengths, то есть сила = ваши Сильные стороны.

      W – Weakness, то есть слабость = ваши Слабые стороны.

      O – Opportunities, то есть полезные возможности, которые вы можете получить от ситуации.

      T – Threats, то есть угрозы = Угрозы, Опасности и Риски, которые вас могут подстерегать.

      В связи с чем необходимо провести беседу с коллективом относительно возникшей ситуации, её влиянии на общее дело и прибыль, а также на будущее взаимодействие коллектива с Ивановым.

      Коллективу в беседе нужно донести, что идея Иванова хорошая на данный момент.

      Иванову донести, что вне зависимости от того, что его идея хорошая он работает в коллективе, в «команде», где важно мнение и вклад каждого. Что он в будущем не должен пренебрегать мнением иных лиц и предпринимать самостоятельные действия, так как проблема усугубилась тем, что Иванов по ошибке напечатал больше продукции и тем самым израсходовал материал с нужными характеристиками. Работа должна быть взаимовыгодной. Ведь в будущем его подобные действия могут носить негативный характер (его последующий проект может не устроить руководство).
      2. Какую стоимость озвучите работодателю за свою работу?

      Ответ: Когда коллектив согласится работать по реализации идеи Иванова, примет её. Когда Иванов поймёт, что лидерские качества заключаются не только в том, что у него возникают хорошие идеи, отличимые от идей иного коллектива, когда он научится использовать свои таланты на благо коллектива, а не вне его. Когда в коллективе разовьётся здоровое сотрудничество (конкуренция), цель которой – общее благо с извлечением прибыли, поддержка отличной репутации компании, привлечение опытных работников.
      3. Распишите алгоритм действий, обоснуйте выбор техники для структуры мотивационной коучинговой беседы.
      Ответ: Ту же, что и была ранее (потому что по вине Иванова всё-таки был нанесен ущерб организации – напечатал больше продукции, чем положено), но с оговоркой на то, что хотелось бы рассмотреть вопрос о повышении заработной платы за свои идеи, которые рождают спрос.
      Рефлексивные вопросы:

      1. Чем длявас было полезно это задание?
      Ответ: Задание полезно тем, что ситуации, описанные в нём, многосторонние, которые разрешаются с выгодных позиций для всех сторон, а не только кому-то одному. Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

      2. Возникли ли какие-либо сложности при выполнении задания, если да, то с чем?
      Ответ: Возникли сложности ввиду множества коучинг - подходов и методик. Решение этих задач имеет много вариантов.

      3. С чем, по вашему мнению, вы справились легче всего?
      Ответ: С заданием №1, так как подобная проблема более узкая и простая, нежели конфликт в коллективе.

      Читайте также: