Трейси эмин моя кровать

Обновлено: 19.05.2024

2 августа в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге открылась ретроспектива Трейси Эмин (Tracey Emin). Имя этой художницы знакомо всем, кто мало-мальски интересуется современным искусством. Эмин причисляют к движению Young British Artists («Молодые британские художники»), из которого вышли Дэмиен Херст (Damien Hirst), Сара Лукас (Sarah Lucas), Рейчел Уайтред (Rachel Whiteread), Гэри Хьюм (Gary Hume) и другие. Однако искусство Эмин, в отличие от творчества большинства представителей этого движения, почти лишено иронии. В своих произведениях художница выворачивает наизнанку свою душу и рассказывает зрителю всю свою жизнь, вплоть до самых страшных подробностей.

Трейси Эмин родилась в 1963 году в пригороде Лондона и провела детство в городке Маргейт, где у ее отца, выходца из турецкой части Кипра, была гостиница. Трейси и ее брат-близнец, Пол, были внебрачными детьми. Их родители познакомились, будучи уже женатыми людьми, и когда дети родились, отцу пришлось жить на две семьи. Когда Трейси было девять лет, бизнес отца пошел прахом. Вскоре он оставил ее мать, и семья осталась, можно сказать, без средств к существованию. Детство Трейси было тяжелым: она нередко страдала от сексуальных домогательств со стороны постояльцев отеля, а в 13 лет подверглась сексуальному насилию. В подростковые годы она часто меняла партнеров и злоупотребляла алкоголем. Позже этот опыт нашел свое отражение в знаменитых «одеялах».

В 1980 году «безумная Трейси из Маргейта» (как она сама себя называет) поступила в Колледж дизайна Медуэй, где познакомилась с художником, поэтом и панк-музыкантом Билли Чайлдишем (Billy Childish), который много позже заявил: «Художники, которые не пишут картин, — не художники!» Как и творчество Эмин, картины, стихи и романы Чайлдиша отличаются брутальной честностью. Оба художника рассказали, что подвергались в детстве насилию. Долгой совместной жизни у Эмин и Чайлдиша не получилось, но они остались друзьями на много лет. В 1987 году Эмин переехала в Лондон, где поступила в Королевский художественный колледж, который в свое время закончили Генри Мур (Henry Moore), Дэвид Хокни (David Hockney), Бриджет Райли (Bridget Riley) и другие известные художники. Там она написала множество картин, вдохновленных творчеством Эдварда Мунка (Edvard Munch) и Эгона Шиле (Egon Schiele), но большинство из них впоследствии уничтожила.

Фотографии уничтоженных работ появились на первой персональной выставке Эмин, которая прошла в галерее White Cube (той самой, которая продала за 100 миллионов долларов бриллиантовый «череп» Дэмиена Херста). Кроме того, на этой выставке можно было увидеть инсталляцию, посвященную трагически погибшему дяде художницы. Один из элементов инсталляции — пачка сигарет, которая была у дяди в руках, когда произошла страшная автокатастрофа, унесшая его жизнь. По словам Эмин, работа «Дядя Колин» вызывала у критиков и посетителей выставки отвращение. Никто не верил, что у художницы на самом деле погиб дядя, все думали, что инсталляция посвящена вымышленному персонажу. Когда люди узнали, что дядя Колин действительно существовал и был самым лучшим другом Трейси, они вновь испытали шок — на этот раз от стремления художницы выложить к их ногам всю «голую правду» о трагических подробностях своей жизни.

К началу 1990-х относятся первые знаменитые «работы на ткани». На огромных стеганых одеялах девушка вышивала экспрессивные слова и фразы, с помощью которых сообщала миру о своих противоречивых чувствах и о разных, часто неприглядных и неуютных, подробностях своей биографии. Искренность Эмин заметили не сразу: «на волне» тогда была постмодернистская ирония, которую символизировали работы ее друзей Дэмиена Херста и Сары Лукас.

Скандальную известность художнице прислала инсталляция «Все, с кем я спала, 1963–1995», которую она представила на выставке 1997 года Sensation. Эта выставка была организована медиамагнатом и коллекционером Чарльзом Саатчи (Charles Saatchi), который одним из первых разглядел художественную, а главное, рыночную ценность «Молодых британских художников». В той самой экспозиции была представлена и знаменитая «акула в формальдегиде» Херста, для многих олицетворяющая суть современного искусства. «Все, с кем я спала» — синяя палатка, внутри которой на «стенках» вышиты имена тех, с кем Эмин когда-либо делила постель. Многие ругали (и продолжают ругать) эту инсталляцию за то, что в ней художница выносит свое «грязное белье» на публику, выставляя на всеобщее обозрение обширный список своих сексуальных партнеров. Но на самом деле цель создания этой работы — не шок и эпатаж, а рассказ о чувствах, о людях, к которым художница когда-либо относилась нежно. В списке перечислены не только любовники Эмин, но еще и ее брат-близнец, подружки, а также неродившиеся дети (в свое время художнице пришлось сделать два аборта). Инсталляция находилась в собрании Саатчи до тех пор, пока в 2004 году ее не уничтожил огонь: в хранилище Momart, где находились работы из его коллекции, произошел пожар, в котором погибли многие произведения «Молодых британских художников». Для ретроспективы в Эдинбурге Эмин попросили снова сделать тент (предложив ей за это миллион фунтов), но она отказалась. «Воссоздавать его было бы неправильно с этической точки зрения, — сказала Эмин, которую это предложение очень расстроило. — Эмоциональная составляющая работы была бы уже далеко не та».

Стоит заметить, что на выставку Трейси Эмин лицам до 16 лет можно заходить только в сопровождении взрослых. Ограничения по возрасту ввели из-за провокационных надписей, вышитых на «одеялах», эротического (а часто и порнографического) содержания ее картин и рисунков, а также знаменитой инсталляции «Моя кровать». С этой работой она номинировалась на премию имени Дж. М. У. Тернера (Turner Prize) в 1999 году. Работа представляет собой самую настоящую неубранную кровать художницы, из которой та не вылезала неделю, будучи в глубокой депрессии. На кровати валяются пустые бутылки, сигаретные «бычки», использованные средства предохранения и прочие «артефакты». С инсталляцией связаны многие забавные истории. Например, одна дама пришла на выставку Эмин со щетками и твердым намерением прибрать кровать. А два перформансиста, Юань Чай (Yuan Chai) и Цзянь Цзюнь Си (Jian Jun Xi), хорошенько на ней попрыгали (годом позже они устроили другое представление — на этот раз в галерее Тейт Модерн, где попытались использовать знаменитый писсуар Марселя Дюшана (Marcel Duchamp) по прямому назначению).

На ретроспективе в Эдинбурге представлены все грани творчества художницы: «одеяла», живопись, графика, инсталляции, скульптуры, фото и видеоарт. Отдельно стоит сказать о видеоработе под названием «Почему я так и не стала танцовщицей». Это произведение «навеяно» болезненными воспоминаниями. В 1979 году Трейси участвовала в танцевальном конкурсе у себя в городе. Когда она танцевала, молодые парни, присутствовавшие в зале, выкрикивали в ее адрес различные оскорбления. Она убежала со сцены в слезах. Конечно же, она могла похоронить этот инцидент в своей памяти, не выносить свои тяжелые воспоминания на публику, но… с другой стороны, зачем ей это делать? Может быть, эта и другие работы Эмин заставят посетителей задуматься о чем-то очень важном.

Выставка Трейси Эмин продлится до 9 ноября. Затем она переедет в Малагу, а потом в Берн.

Художница Трейси Эмин. Причины скандальной репутации

Глядя на фотографию этой женщины трудно представить, что арт-объект на "фотке" ниже, под названием "Моя кровать" создан ею. Эмансипированной, умной, сильной и талантливой женщиной.

Ее можно рассмотреть как ответ скульптору Гормли . "Кровать" Гормли, созданная из тысяч нарезанных кусков хлеба, с плесенью, обработанных парафином, с углублениями в форме лежащих тел означает переход материи в дух. Аллюзия к католическому причастию.

Трейси создала " My bed " - как полную непосредственность, саморефлексию, откровенный разговор, протест, вызов, горечь депрессии, антиэстетику и гротеск.

Разница между жизнью и творчеством была стерта ради того, чтобы ударить по насилию, лицемерию и ханжеству.

Инсталляция «Моя кровать» - стала самым известным, хотя и самым отталкивающим произведением Трейси. Она вывернула свою личную жизнь наизнанку и поставила кровать в центре зала на выставке "Сенсация" в 1997 году. Посетителей ждала грязная постель, мятые простыни, пустые пачки презервативов и сигарет, белье с пятнами крови, пустые бутылки из-под водки, противозачаточные таблетки, детская игрушка, тапочки, колготки. Трейси призналась, что в этой кровати она провела тяжелые дни и ночи во время приступа депрессии. мысль понятна, но поступок и средства раскрытия идеи не вызывают эстетического наслаждения. Не всякое искусство должно его вызывать.

Хотя, когда освещение приглушенное, восприятие меняется.

Журналисты восхищаются "My bed"(Еще бы! Интим наизнанку!), их поражает цена шедевра, проданного на аукционе Christie’s за 2,5 миллиона фунтов. (Хотя перекупщик заплатил Трейси лишь 150 тысяч).

Журналистов радует, как автор инсталляции эпатирует в СМИ , ругается матом в эфире британского ТВ и ретируется с телепередач. Они добавляют ее склонность к алкоголю и другим злоупотреблениям - и " портрет девушки в огне " готов. Тут как тут сногсшибательный вывод: "А она горячая "штучка"!

Вот набор журналистских клише:

  • У нее "угрожающий, пиратский шарм".
  • В ее глазах - "хитрость, кураж и пронизывающая сила".
  • Она - "радикально эмоциональна".
  • И все потому, что "в ее жилах — горючая смесь цыганской и турецкой крови".

Но жадные до жареного писаки " зрят не в корень, а в ботву ". Кому интересно, какие события предшествовали созданию инсталляции, кто посочувствует ее душевным травмам, которые она никогда не сможет выбросить из головы (одно из них - изнасилование в 13 лет).

Да, ей знакома месть кельтской королевы Боудикки времён завоевания Британии Древним Римом. В той истории после публичной порки, королева вместе с двумя её дочерьми была изнасилована. Женщина подняла восстание племен и Девятый Испанский Легион был уничтожен вместе с насильниками.

Пережив трагедию, она вернется в мастерскую, но лишь затем, чтобы уничтожить свой Девятый Испанский Легион - это картины, над которыми она трудилась столько лет.

И как в этом автопортрете, в едва заметных очертаниях родится другая Трейси, и начнется другое творчество Трейси. То, малопонятное и вызывающее. То, которое свалят на ее психическое нездоровье.

Хотя есть ее реплика:

Есть ее крик, но не о помощи, а о действии - это ее творчество.

Инсталляция "Последнее, что я сказала тебе, не оставляй меня здесь" ("The Last Thing I Said to You Is Don't Leave Me Here")

Все, что вы хотели знать о Трейси Эмин, но боялись спросить

Скандалистка и провокаторша, она дает интервью в пьяном виде и называет грязное белье и использованные презервативы искусством. Гордость современной британской культуры, член Королевской Академии Художеств и одна из первых профессоров-женщин в истории Академии. Представьте себе, это все об одном человеке! Сегодня мы расскажем о самой яркой и неоднозначной художнице Британии – Трейси Эмин.

Несносное дитя английского искусства

История Трейси Эмин начинается вполне заурядно – девочка из бедной лондонской семьи решила стать художницей. Эмин окончила Королевский колледж искусств, закрутила роман с местным чудаком, музыкантом и художником Билли Чайлдишем и целыми днями рисовала картины в стиле Шиле.


«Ужасно неправильно», 1997.

Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды Эмин обнаружила, что беременна. Художница не собиралась оставлять ребенка и решила сделать аборт. Дальнейшее, по словам художницы, оказалось настоящим адом: выяснилось, что девушка ждет двойню, операция прошла крайне неудачно и пошатнула здоровье Эмин. Она впала в глубокую депрессию, уничтожила все свои ранние живописные работы и начала заниматься концептуальным искусством.

Дальнейшее ее творчество было связано с легендарной арт-группой «Молодые британские художники». В основном это были выпускники колледжа Goldsmiths, где основной упор делался не на умении рисовать, а на концептуальной новизне искусства. Молодые британские художники называли своей главной задачей вернуть искусство к реальности. Эмин пошла еще дальше: в ее творчестве грань между реальностью и искусством исчезает вовсе. Все пережитые художницей события, будь то расставание с бойфрендом, потеря ребенка или смерть отца, становились сюжетами для ее творчества. Трейси Эмин не стеснялась откровенничать на публике – она не скрывала свою любовь к выпивке и сигаретам и щедро делилась подробностями своей сексуальной жизни.

Художница старательно поддерживала этот образ «плохой девочки». Например однажды она явилась вдрызг пьяная на телепередачу, где обсуждали премию Тернера. Для любого другого художника такая выходка бы означала конец карьеры, но для Эмин она стала началом триумфального взлета. О ней узнали все, и спустя два года уже сама художница стала обладателем премии Тернера, самой престижной награды в области современного искусства.

В постели с художницей

Славу художнице принесла инсталляция 1995 года с провокационным названием «Все с кем я когда-либо спала, 1963-1995». В музейном зале Эмин установила тканевую палатку, на которой были вышиты 102 имени. Учитывая скандальную славу художницы и ее любовь к провокациям, этот список так и хочется прочитать как перепись ее любовников. Но все не так просто. В списке неожиданно появляются имена ее бабушки и брата Поля, а также упоминания о ее нерожденных детях. Оказывается, Трейси Эсмин действительно перечисляет всех тех, с кем она просто спала в одной кровати на протяжении жизни. Эмин рассказывает вовсе не о сексуальных, а о душевных связях, о тех людях, которые были дороги. На полу палатки появляется пронзительная надпись – «с собой, всегда с собой, никогда не забывая».


«Все с кем я когда-либо спала, 1963-1995». Фото Stephen White

Спустя три года Эмин вновь приглашает зрителей посетить свою спальню. Но на этот раз вместо пронзительных воспоминаний о близких она показывает свое грязное белье, причем в прямом смысле этого слова. Инсталляция «Моя кровать» представляла собой настоящую кровать, в которой, как утверждает художница, она провела несколько дней в депрессии после очередной ссоры с бойфрендом. На кровати лежит смятое и несвежее постельное белье в отвратительных желтых пятнах . Вокруг в хаосе раскиданы самые разные предметы. Здесь валяются тапочки, пачки сигарет, пустая бутылка из-под водки, нижнее белье со следами менструальной крови, противозачаточные таблетки, использованный презерватив и детская игрушка. Эмин позволила застать себя врасплох и представить широкой публике все то, что обычно прячут от посторонних взглядов. Так она поставила под сомнение привычные границы личного и общественного, искусства и жизни.


«Моя кровать» наделала много шума в прессе, консервативное английское общество в штыки восприняло откровенность Эмин. Впрочем, это только подогрело интерес к ее персоне. «Кровать» Эмин купил крупнейший коллекционер современного искусства Чарльз Саатчи. Он отдал за нее 150 тысяч фунтов и спустя несколько лет продал на аукционе уже за два с половиной миллиона. Узнав об этом, бывший бойфренд художницы Билли Чайлдиш заявил, что в его гараже тоже стоит кровать, на которой спала Эмин, и он готов уступить ее коллекционерам гораздо дешевле. Впрочем, предложением Билли никто не заинтересовался – не всякая кровать могла стать произведением искусства.

Трейси и Фрида

В 2008 году Трейси Эмин и фотограф Мэри Маккартни устроили стилизованную фотосъемку, во время которой художница переоделась во Фриду Кало. Эмин ярко накрасилась, надела характерный для мексиканской художницы национальный костюм и нарисовала на лбу знаменитую монобровь Фриды. Но для чего ей понадобился весь этот странный атракцион?


Фото Мэри Маккартни

Трейси Эмин по-настоящему ассоциировала себя со своей предшественницей. В их творчестве и правда много общего: Фрида первая икона феминизма в искусстве ХХ века, а Трейси – главная арт-феминистка современности. Но важнее всего то, что обе художницы строили свое искусство основываясь на личной биографии. Влюбленности, беременности, дети, выкидыши, аборты, предательства – самые потаенные и закрытые от любопытных глаз стороны жизни женщины в творчестве Эмин и Фриды превратились в искусство.

Эмин практически стирает границы между своей личной историей и творчеством. Искусство Эмин – это крайняя степень интимности, порой доходящая до настоящего душевного эксгибиционизма. Важнейшая составляющая ее творчества – это собственно рассказы Эмин о жизни: автобиография, статьи и многочисленные интервью где художница с предельной откровенностью говорит о себе. Как сказал современный скульптор Аниш Капур, «художники не создают объекты, художники создают мифы». И эта фраза лучше всего описывает то, чем занимается Эмин.

Мы часто пишем о британских художниках. Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить самое интересное.

2 августа в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге открылась ретроспектива Трейси Эмин (Tracey Emin). Имя этой художницы знакомо всем, кто мало-мальски интересуется современным искусством. Эмин причисляют к движению Young British Artists («Молодые британские художники»), из которого вышли Дэмиен Херст (Damien Hirst), Сара Лукас (Sarah Lucas), Рейчел Уайтред (Rachel Whiteread), Гэри Хьюм (Gary Hume) и другие. Однако искусство Эмин, в отличие от творчества большинства представителей этого движения, почти лишено иронии. В своих произведениях художница выворачивает наизнанку свою душу и рассказывает зрителю всю свою жизнь, вплоть до самых страшных подробностей.

Читайте также: