На тумбочке у большой деревянной кровати

Обновлено: 19.05.2024

Щ. риться от солнца, ч. шка кофе, ч. десное утро, радостное ч. вство, ш. рь полей, моя ж. знь, дощ. тый забор, освещ. ть спорт-площ. дку, мостовая из брусч. тки, поч. ять недоброе, клавиш. рояля; прыжок с параш. том, полезная брош. ра, беспристрастное ж. ри.

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Крепкие мышц. длинные ресниц. ваши сверстниц. строительство гостиниц. артисты ц. рка, надвигающийся ц. клон, мощная ц. тадель, нефтяная ц. стерна, участвовать в демонстрац. и, получить компенсац. ю, опасная провокац. я, постоянная дезинформац. я; идти на ц. почках, ц. ганский танец, ц. кнуть на шалунов.

Упражнение 3.

Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.

Гладкая ш. рстка, узкий ж. лоб, упавшие ж. луди, раствор щ. лочи, мельничный ж. рнов, держаться ч. порно, прочный ш. в, дать пощ. чину, принести беч. вку, совершить подж. г, приобрести по деш. вке.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.

1. Флаг над каланч. й, огорчиться неудач. й, машина с кирпич. м, угостить калач. м, следить за матч. м, редкий пуш. к, крепкий ореш. к, тесная лавч. нка, увидеть зайч. нка, напряжение перед финиш. м.

2. Зеленый горош. к, боч. нок с водой, жужжание пч. л, неоперившийся галч. нок, камыш. вые заросли, борьба с саранч. й, пилить нож. вкой, зажж. нный факел, удруч. нный вид, ноч. вка в лесу, горяч. спорить, на улице свеж. главный дириж. р.

3. Покрыться румянц. м, изящное зеркальц. глян­ц. вая бумага, юная танц. вщица, гарц. вать на скакуне, маж. рный тон, купить ш. рты, прож. рливая рыба, утлы­й ч. лн, ж. лтый крыж. вник, верный расч. т, толч. т сухари, жж. т лицо, паштет из печ. нки.

Упражнение 5.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.

Упражнение 6.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы.

Образец : ш ё лк, руч о нка, увлеч ё н (прич.), с и тц е вый.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.

Сделайте вывод о выборе орфограммы ё – о в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый , расположив их в порядке усиления признака.

Упражнение 7.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка, ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата, беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка, друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный, ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но, девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Упражнение 8.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Выделите в словах с пропуском морфемы, в которых есть орфограммы «гласные после шипящих в разных частях слова». Какие это виды орфограмм?

I. 1. Очень ч_сто ране_ное ж_вотное заслыш_в ш_рох бр_сает_ся на выстрел охотника. (Л.Толстой) 2. Я (с,з)делал дли_ную прогулку по обрывам над морем и лег в к_мыш_вое кресло на б_лконе. (И.Бунин) 3. В памяти сохр_нился только ш_лест ш_н на ровном ш_ссе р_вномерный гул двигателя – и больше ничего. (Е.Яковлева) 4. Я (не)смела ш_вельнут_ся потому что в этой звенящей пустоте м_лейший ш_рох произв_дил э_фект камнепада в горах. (Е.Яковлева) 5. И в то(же) время ощ_щение н_визны было отч_тливым. 6. Ничего (не)было слышно кроме ш_ршания и ш_пения. (Стругацкие) 7. Он вооруж_лся ж_сткой щ_ткой и пр_нялся ч_стить уткнувшегося в к_рмушку коня. (М.Семенов) 8. А (с)верху на все это смотрела ч_рная ворона и в_ртела головой с т_ж_лым клювом. (В.Ленцов) 9. Опущ_ные глаза (полу)закрыты пуш_стыми ресницами. 10. В г_сти_ной г_рел только т_ршер под больш_м зеленым аб_ж_ром. 11. А ты как (з,с)десь оч_тился спросил он подозрительно пр_щ_рившись. (О.Погорелов) 12. Каждую минуту они останавливались и ч_тко пр_слуш_вались. 13. На заднее колесо своего (полу)гоноч_ного «Спорта» я ставил спец_альную трещ_тку. (В.Пелевин) 14. Ч_ткой линии берега (в)низу (не)было. (В.Пелевин) 15. Д_леко за пляж_м и поселком в_днелась (не)высокая гора дли_ная и пологая. (В.Пелевин) 16. (В)переди была од_нокая белая (пяти)этажка с обвитыми плющ_м б_лконами перед (пяти)этажкой исс_ч_ный ш_пами пыльный пустырь. (В.Пелевин) 17. В середине зала на (не)высокой к_нструкци_ из аж_рных реш_ток была сооруж_на (не)большая круглая площ_дка. 18. Человек то пр_двигался к п_латке ещ_ на верш_к то (на)долго зам_рал в (не)подвижности. (М.Семенов)

II. 1. На тумбочке у большой деревянной кровати св_тился ц_ферблат эл_ктронных часов. (П.Дашкова) 2. Изв_янная из слоновой кости и золота Афродита поп_рала ногой панц_рь огромной черепахи. (Л.Кожевников) 3. Довольно часто у нас проводились медиц_нские проверки – всех нас изучали вдоль и поперек. (В.Пелевин) 4. Постройка походила на ступенчатый ц_линдр из нескольких б_тонных блоков стоящих друг на друге. (В.Пелевин) 5. Он чувствовал как кровь нач_нает ц_ркулировать р_вномерно по всему телу. 6. Герасим открыл один ставень и на ц_почках вышел из комнаты. (И.Тургенев) 7. Вдали тихо шумело море со всех сторон долетал треск ц_кад. (В.Пелевин) 8. Внезапно старик понизил голос чуть не до вкрадчивого ш_пота посмотрел с хитринкой. (П.Проскурин) 9. Ч_тко буд(то) работал с телеграфным ключ_м он трижды ут_пил кнопку звонка. (Д.Жуков) 10. А бедный, пышный мой букет ощ_пан, буд(то) саранч_ю! (С.Надсон) 11. Ни ш_роха не разд_валось глухая тишь была в дому. (В.Тушнова) 12. Его серую внешность чуть разнообразили лишь тонкие ч_рные усики щ_точкой. (С.Зверев) 13. Детишки забились на чуть теплую печку и что(то) ш_потом рассказывали друг другу. (И.Бунин) 14. Ч_гунная реш_тка с двумя обращ_нными друг к другу крылатыми драконами была приоткрыта. (А.Гаранин) 15. Еще в той лампе ф_тилек тобой зажж_н как ж_лтый жалкий м_тылек тр_пещет он. (В.Тушнова) 16. Беспорядочного падения для умелого параш_тиста не может быть ни при каких обстоятельствах; параш_тист полновластный хозяин воздушной стихии. (Г.Титов) 17. Правда лекц_и спец_алистов авиац_онной и космической медиц_ны я слушал без особого внимания считая эту дисц_плину второстепенной. (Г.Титов) 18. К вечеру из соседнего района в_рнулся микро_втобус с грузом пл_катов и брош_р. (С.Зверев) 19. До выезда на ш_ссе ост_вался один поворот. 20. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами посреди ш_ссе. Ни дать ни взять лукошко с новорожденными ц_плятами. (Ф.Абрамов) 21. На нем была выг_ревшая шт_рмовка ш_рокий островерхий капюш_н. (В.Мясников) 22. Прибл_жалась реш_тчатая к_ническая башня с колоссальным б_рабаном наверху. (А.Казанцев) 23. (Не)пром_каемый плащ с капюш_ном разв_вался на его (не)уклюжей высокой ф_гуре. (А.Казанцев) 24. Солнце косыми лучами пронизывало чащ_бу. (Е.Федоров)

Тест по теме «Гласные после шипящих и ц».

1.В каком слове на месте пропуска пишется ы ?

1) ц_фра; 2) ц_пки; 3) ж_рный; 4) серые мыш_.

2. В каком слове на месте пропуска пишется ю ?

1) щ_плый; 2) я свищ_; 3) ж_ри; 4) ч_лки.

3. В каком слове на месте пропуска пишется и ?

1) бледнолиц_й; 2) панц_рь; 3) сестриц_н; 4) кузнец_.

4. В каком слове на месте пропуска пишется о ?

1) ж_лоб; 2) печ_нка; 3) ц_коль; 4) ш_пот.

5. В каком слове на месте пропуска пишется о ?

1) трущ_ба; 2) зач_т; 3) ж_сткий; 4) кош_лка.

6. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) ж_нглер; 2) ш_к; 3) прож_рливый; 4) заж_г.

7. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) пш_нка; 2) маж_р; 3) ц_кот; 4) обж_ра.

8. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) камышовый; 2) монтажер; 3) ножовка; 4) измельчон.

9. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) холщовый; 2) желудь; 3) затушевать; 4) перчоный.

10. Укажите неверное объяснение орфограммы о-е после шипящих:

1) ушел – в суффиксе глагола под ударением;
2) кумачом – в окончании существительного под ударением;
3) холщовый – в суффиксе прилагательного под ударением;
4) запряженный – в суффиксе страдательного причастия.

Упражнения по теме «Гласные после шипящих и Ц»

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Продажные твари


День начался отвратительно. Во-первых, убежал кофе, и темно-коричневая гуща с шипением залила девственно чистую хозяйкину плиту. Во-вторых, порвались старые любимые кроссовки, на этот раз окончательно. Теперь их осталось только выбросить. В-третьих, с утра небо затянуло плотными, тяжелыми тучами, лил тоскливый дождь.

Оттирая тряпкой плиту, Маша Кузьмина злилась на себя и на весь мир. Ей казалось: за эти три дня отдыха в курортном городе она устала больше, чем за месяц сессии. В который раз она ругала себя последними словами за то, что поддалась на Санины уговоры, не стала ждать, пока он освободится, поехала одна, чтобы лишние пять дней поплавать в море, позагорать, а не сидеть в раскаленной, загазованной Москве. Тем более билет уже был. Она вспомнила, как Саня на все ее робкие сомнения отвечал со смехом:

— Ты что, считаешь себя Шерон Стоун или Клаудией Шиффер? Ты думаешь, каждый встречный мужик будет на тебя бросаться с ревом? Запомни раз и навсегда: если женщина не хочет, к ней никто не пристанет, пальцем не тронет. А хочет она или нет, всегда написано у нее на лице крупными буквами.

— А если попадутся такие, которые не умеют читать даже крупные буквы? — неуверенно возражала Маша.

— У нас уже семьдесят лет обязательное среднее образование, — отвечал Саня.

Тогда, в Москве, Маше казалось, что он прав. А здесь, в курортном городе, она сразу поняла: нет, не прав был Саня. Теперь нужно только дождаться его и это объяснить. Ждать осталось всего два дня.

Он, конечно, не поверит. Подумает, будто она, как всегда, преувеличивает. Вся штука в том, что пристают и лезут с пакостными любезностями только тогда, когда ты одна. Поэтому одной ехать на юг нельзя.

В Москве Маша этого не понимала. В последний раз она была на море с родителями, в семилетнем возрасте, причем именно здесь, в этом курортном городе. Остались радужные воспоминания о море, солнце и фруктах. Санина идея съездить к морю вместе недельки на две показалась Маше просто замечательной.

Саня Шарко — ее сокурсник. Роман у них начался недавно, но очень бурно. Машины родители ни за что не согласились бы на ее поездку на юг с мальчиком. Они все не могли осознать, что ей уже девятнадцать, относились как к неразумному младенцу. Пришлось соврать, будто подруга-сокурсница из Севастополя пригласила погостить недельки две. Родители посомневались, но отпустили. Не сидеть же девочке два летних месяца после сессии на даче в Березках, в крошечном двухкомнатном «курятнике», на четырех сотках! А отдых на море семья уже давно себе позволить не могла. Папа, доктор искусствоведения, получал копейки. Мама, бывшая балерина, вела детскую хореографическую студию и получала немногим больше папы. Про Машину стипендию и говорить смешно. Денег едва хватало на жизнь. Какое уж тут море!

Когда билеты на поезд уже приобрели, подругу из Севастополя предупредили на всякий случай, оказалось, что Саню пригласили на телевидение, сыграть красавца вампира в какой-то новомодной детской передаче. Деньги посулили приличные, для вояжа на курорт вовсе не лишние. К тому же мелькнуть на телеэкране не откажется ни один нормальный студент театрального вуза. Маша хотела остаться в Москве и дождаться Саню. Но пришлось бы заново врать родителям. И Саня так уверенно говорил, что за эти пять дней ничего с ней не случится, и сама она не особенно сомневалась. Чего ей бояться? И с какой стати? Она ведь взрослый человек.

Санин билет легко обменяли, договорились встретиться на вокзале через пять дней. Маша села в поезд, чувствуя себя независимой и самостоятельной.

Но в курортном городе с первых же часов все пошло у нее наперекосяк.

Комнату Маша сняла по-дурацки, у первой попавшейся тетки, поймавшей ее на вокзале. Тетка как-то ловко подхватила Машин рюкзачок, ласково заворковала, пообещала душ, отдельный вход и назвала вполне терпимую цену.

«Ничего. Саня приедет, мы найдем что-нибудь получше. Ему она деньги вернет как миленькая», — решила Маша и успокоилась. Но ненадолго.

На грязном городском пляже к ней тут же подсели два бугая в татуировках:

— Девушка, вам не скучно одной?

Маша их отшила вежливо и быстро. Но через десять минут подошел лысеющий хлыщ с треугольной бородкой, прочитал длинную лекцию о вреде ультрафиолетовых лучей, а потом с легким пыхтением предложил:

— Если позволите, я намажу ваше тело солнцезащитным кремом. Он с ментолом, это очень эротично.

Отшить хлыща оказалось сложнее, чем амбалов. Он прилип со своим «эротичным кремом» и, как бы далеко его Маша ни посылала, отлипать не хотел. В конце концов пришлось уйти с пляжа.

Но самое неприятное началось вечером, когда Маша решила просто погулять по набережной. Амбалы, хлыщи, всякого рода сомнительные молодые люди то и дело предлагали скрасить ее одиночество. Маша очень быстро поняла: с вечерними прогулками до Саниного приезда лучше подождать.

«Значит, на пляж нельзя, гулять по городу нельзя, — зло думала Маша, — что же остается? Валяться в комнате на койке с утра до вечера или сидеть во дворе и общаться с хозяйкой?»

Вглядываясь в потресканное зеркало над умывальником, Маша пыталась понять, что же такое написано на ее лице.

Она, конечно, хорошенькая, даже красивая — иногда, когда захочет. Но дело вовсе не в этом. Она успела заметить, что все эти амбалы и хлыщи даже не особенно разглядывают ее, прежде чем пристать со своими «эротическими кремами» и прочими пакостными любезностями. Просто видят одинокую женскую фигурку, и вперед, с песней:

Для этого не надо быть ни Шерон Стоун, ни Клаудией Шиффер. Просто воздух здесь такой — располагающий к пакостным любезностям. Возможно, кому-то это нравится, даже специально за этим приезжают. Каждый развлекается по-своему. Но Маше больше нравится, когда ее не трогают.

В первый же вечер, запершись в крошечной комнатке на втором этаже, Маша честно призналась себе, что ей очень хочется сейчас оказаться на даче в Березках, у мамы с папой под крылышком, и не надо никакого моря, солнца, никакой взрослости и самостоятельности. Даже Сани ей не надо. Если бы он относился к ней серьезно, десять раз подумал бы, прежде чем отпустить сюда одну. Нет, свою голову тоже неплохо иметь на плечах. Но очень уж тянуло к морю. Все-таки с семилетнего возраста не была.

На следующее утро на пляже началось все сначала. Днем с гнусными предложениями стал подступаться торговец яблоками на рынке. Вечером она, конечно, никуда не пошла, пролежала на скрипучей пружинной кровати, жалея себя до слез.

А назавтра к хозяйке приехал ее сын, здоровенный, с утра поддатый парень, который походя шлепнул Машу по попе и подмигнул:

— Привет, жиличка. Что вечером делаешь?

— Простите, — вежливо обратилась Маша к хозяйке, — ваш сын со всеми так здоровается?

— Гос-споди! — презрительно сощурилась хозяйка. — Да кому ты нужна? Кожа да кости.

Вечером к хозяйкиному сыну пришли в гости два друга, такие же здоровенные и поддатые. Сама хозяйка куда-то удалилась, сын с друзьями стали звать Машу присоединиться к их компании, несколько раз

Раздаточный материал по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал представляет собой проверочные работы и комплексные анализы текстов для учащихся 5 - 6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста №2»

Комплексный анализ текста.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически.

(1)По влажн..й песчаной тр..пе п..лзёт Медведица Кая. (2)Утром, ещё до дождя, здесь пр..ходили лоси. (3)Потом пересёк тр..пу одинокий и чёрный вепрь. (4)И сейчас ещё слышно, как он вороча..тся в овраг.. .

(5)(Не)слуша..т вепря Медведица и (не)дума..т о лосях, которые пр..шли утром. (6)Она п..лзёт медленно и упорно и только ёжится, если пада..т на неё с неба зап..здалая капля д..ждя.

(7)Медведица Кая и не смотр..т в небо. (8)Потом, когда она стан..т бабочкой, ещё насмотр..тся, налета..тся. (9)А сейчас надо ползти.

(10)Тихо в лесу. (11)С веток падают т..жёлые капли. (12)По влажной песчаной тр..пе п..лзёт мохнатая гусеница Медведица Кая.

(По рассказу Ю. Коваля).

2. Определите тему текста.

3. Определите тип речи.

4. Определите стиль речи.

5. Из предложения 5 выпишите глагол, образованный приставочным способом.

6. Укажите номера сложноподчинённых предложений.

7. Из предложения 6 выпишите слово с чередованием гласной в корне.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста №3»

Комплексный анализ текста.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы.

(1)Я с уд..влением ра..глядывал пле(н/нн)ика. (2)Восемь ги(б/п)ких щупалец-рук с присосками. (3)Руки р..стут прямо из головы, вен(?)чиком вокруг рта. (4)Рот бе..зубый, но с клювом. (5)Ног нет - голова да туловище - мешок и глаза. (6)Какие глаза! (7)Огромные, выразительные!

(8)Мускулистый, (зеленовато)бурый, ростом не больше к..тёнка осьминог сидел у меня на ладон. крепко уц..пившись за неё всеми восемью конеч(?)ностями. (9)Голову поднял (в)верх, над глазами топорщились маленькие рожки.

(10)Пока я его ра..сматривал, осьминог вёл себя смирно. (11)Когда же я сажал его в банку, он учинил скандал. (12)С отч..янием ц..плялся он за всё вокруг. (13)Щупальца обв..вали пальц. (не)хотели зал..зать в банку.

(По И. Акимушкину).

5. Выпишите из текста наречия, укажите их разряд.

6. Выпишите из текста числительные, укажите их разряд.

7. Выпишите из предложения 9 прилагательное, укажите его разряд.

8. Выпишите из 8 предложения два существительных второго склонения.

9. Выпишите из 11 предложения глаголы, укажите их спряжение.

10. Составьте схему 11 предложения.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста №4»

(1)Суворов всю дорогу ехал верхом впереди, в стар..м плаще. (2)В самых ужасных местах фельдмаршал пр..езжал над пропастями так же хладн..кровно, как пр..ходили над ними тавернские мулы. (3)Он и теперь (не)остался на ноч(?) в убежище, а, п..обедав с монахами, зачем(то) вернулся в Айроло, - г..ворили, по делу, но скорее всего для того, чтобы ободрить своим примером солдат, которых сильно н..пугали Альпы, или чтоб крепче закалить самого себя (ему ещё к..залось мало). (4)Об этом возвращени.. семид..сятилетнего старика по такой дорог.. тёмн..й ночью Штааль (не)мог п..думать без смешанного чу..ства ужаса, уд..вления и гордости. (5)«Нет предела человеческой храбр..сти… Да, всё бе(з\с)предельно в людях», - думал Штааль.

5. Выпишите из 2 предложения прилагательное в сложной превосходной степени.

6. Укажите разряд прилагательного из 2 предложения, стоящего в сложной превосходной степени.

7. Выпишите из 2 предложения наречие.

8. Выпишите из текста сложное прилагательное. Выделите в нём корни.

9. Выпишите из текста собственные имена существительные.

10. Выполните синтаксический разбор 1 предложения.

11. Выпишите из текста возвратные глаголы, выделите в них возвратный суффикс.

Просмотр содержимого документа
«Антонимы»

1. Подберите антонимы к словам, обозначающим:

Чувства, характер человека.

2. Подберите к словам вначале синонимы, затем антонимы.

Образец: Жара – зной – холод.

Мощный, пустой, мрак, торопиться, боязливы, смеяться, робкий, заботливый, мутный, влажный, молодой, подлинник.

3. Прочитайте текст. К выделенным словам подберите антонимы. Выпишите те и другие слова.

Я выглянул в окно. Крыша на сарае серебрилась изморозью. Белый искрящийся налет быстро подтаивал, и с карниза падала веселая, бойкая капель. Сквозь тонкую сетку голых ветвей черемухи безмятежно голубело начисто вымытое небо.

Просмотр содержимого документа
«Буквы и, у, а после шипящих»

БУКВЫ И, У, А ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Щ. риться от солнца, ч. шка кофе, ч. десное утро, радостное ч. вство, ш. рь полей, моя ж. знь, дощ. тый забор, освещ. ть площ. дку, мостовая из брусч. тки, поч. ять недоброе, клавиш. рояля; прыжок с параш. том, полезная брош. ра, беспристрастное ж. ри.

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1) На тумбочке, у большой деревянной кровати, св…тился ц…ферблат эл…ктронных часов.

2) Довольно часто у нас проводились медиц…нские проверки – всех нас изучали вдоль и поперек.

3) Постройка пох…дила на ступенчатый ц…линдр из нескольких б…тонных блоков, стоящих друг на друге.

4) Он чувствовал как кровь нач…нает ц….ркулировать р…вномерно по всему телу.

5) Вдали тихо шумело море со всех сторон долетал треск ц…кад.

Просмотр содержимого документа
«Глагол»


1. Спишите пословицы, устно объясните их значение. Подчеркните глаголы как члены предложения.

1) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

2) За один раз дерева не срубишь.

3) Где сосна взросла, там она и красна.

4) Терпение и труд всё перетрут.

5) ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

2. Спишите загадки, указав рядом отгадки. Подчеркните глаголы, расставьте знаки препинания.

1) Красна девица сидит в темнице а коса на улице.

2) Не сеют, не сажают – сами вырастают.

3) Сам дней не знает а другим указывает.

Просмотр содержимого документа
«Гласные после ц»

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ Ц.

Упражнение 1. Вставьте пропущенные гласные после ц.

Бледное лиц. с бледным лиц..м, с рубц..м, красные рубц. встать на ц..почки, у границ. вкусные леденц. глиц..ния, операц..я, под оконц..м, ц..тата, дефиц..т, братья-близнец. танц..вщица, ц..ганёнок, ц..кнуть зубом, окольц..ванный, маленький ц…плёнок.

Упражнение 2. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

1. Он был в старой отц…вской куртке, доходившей ему до колен.

2. В каюту вошёл вахтенный Куриц…н.

3. Густеет сумрак, и с полей уходят жниц.

4. Я опустил ц…новку, закутался в шубу и задремал.

5. На привычное «ц…пы» вышел десяток кур.

6. Вслед за Матвеем вошёл ц…рюльник.

7. Я поднялась на ц…почки и глянула в зал.

8. Нынче Муха-Ц…котуха именинница.

9. Отец мой, поступая в училище, готовился быть танц…ром.

10. На площадке у крыльца стояли песельники в пунц…вых русских рубашках.

11. Всё в доме Пшениц…ной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде.

12. Глаза его глядели с хитрец. й.

13. От Баренц…ва до Чёрного моря громыхали фронты.

14. Шофёр засмеялся, влез к себе в будку, грохнул дверц…й.

15. Среди трав и смолистых шишек кое-где проступали пунц…вые россыпи ягод.

Просмотр содержимого документа
«Гласные после шипящих»

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

Упражнение 1. Вставьте гласные (а, я, ы, и, у, ю) после шипящих.

Параш..т, ж..знь, ж..рный, ж..ри, отч..яние, ч..до, пощ..да, ч..ткий, щ..ка, сощ..риться, ч..ша, ч..ры, брош..ра, снеж..нка, ш..на, ш..ло, ч..гун, ч..с, Ж..ль Верн, ш..р, ш..ллинг, ш..рина, ш..фр, ч..довище, ч..мазый, ч..чело, ч..шь, площ..дка.

Упражнение 2. Вставьте после шипящих пропущенные гласные ё, е, о в следующих парах слов. Обоснуйте выбор гласной буквы.

1. Направо, тихо пош…птывая и изредка вздрагивая от налетевш…го ветра, темнела ольховая роща.

2. Главная улица ш…ссирована и содержится в порядке.

3. Бурелом, чащ…ба - тяж…лые места.

4. Над крыш…ю крайней избушки полощется флаг.

5. Ушла в одной юбч…нке на улицу.

6. Сижу за реш…ткой в темнице сырой.

7. Пастуш…нку Пете трудно жить на свете.

8. Девч…нок всегда мог отвлечь какой-нибудь пустяч…к.

9. Я был смущ…н и напуган.

10. Американскую свиную туш. нку называли (у нас в войсках) консервами «второй фронт».

11. Пирож. к лишь разломила да кусоч. к прикусила.

12. Две ж. рдочки положены через поток.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»

Спишите текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии - уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий - переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает большим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»).

1. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

2. Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

3. Докажите, что слово «русский» в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

4. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста №1»

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте все орфограммы графически.

Лесная ст. ловая.

1) Морозное утро выд. лось тихим. 2) Из ельника выл. тел ря. чик и сел на п. ньке подставил спинку со. нцу. 3) На высокой берё. ке пристроилась стайка воробьёв снегирей с. ниц. 4) Позаботились люди о л. сных ж. телях. 5) Для оленей и косуль они зап. сли душистого сена а для зайцев подрубили несколько . синок и развесили веники. 6) Для белок ребята пом. стили на деревьях к. рмушки с орехами и желудями. 7) Не забыли школьники и о птицах. 8) Они приготовили для них любимые лакомства крупу хлебные крошки и кусочки сала. 9) Целый день в л. снойст..ловой раздаёт. ся шум потому что стаи птиц прил. тают сюда. 10) Только под вечер пустее. т лесная ст. ловая. 11) Пернатые друзья человека. 12) О них надо заботит. ся. 13) Бер. гите их ребята! советуют биологи.

Читайте также: