Метод автобус кровать ванна

Обновлено: 17.05.2024

Суммируя ранее изложенную информацию, можно провести сравнительный анализ рассмотренных методов творческой разработки.

В таблице 4 представлены основные отличительные черты каждого метода творческой разработки.

Отличительные черты методов творческой разработки бренда

применения метода (выходная информация). Что получаем в результате

Для решения каких задач наиболее подходит

Список идей, которые возможно воплотить в реальность

Формулировка названия бренда, разработка логотипа, слогана

Метод “Шесть шляп”

Комплексное решение одной проблемы, которая рассматривается с различных сторон

Позиционирование бренда (внедрение ассоциаций, связанных с брендом)

Разработка индивидуальности бренда

Метод “Ментальные карты”

Графический рисунок, позволяющий взглянуть на решение проблемы по-новому

Стратегия развития бренда, его позиционирование, разработка индивидуальных составляющих (нематериальных)

Решение проблемы, полученное косвенным путем (с помощью применения аналогий)

Разработка как осязаемых характеристик бренда(название,логотип), так и неосязаемых (происхождение, репутация)

Метод фокальных объектов

Необычные сочетания предметов за счет объединения признаков различных объектов в одно целое

Нестандартные комбинации компонентов предмета

Метод “Автобус, кровать, ванна”

Таким образом, в результате применения методов творческой разработки получают новые идеи для создания названия бренда, его логотипа, слогана и т.д., а также комплексные и индивидуальные решения проблем, связанных с позиционированием бренда, разработкой его индивидуальности.

Мы видим, что рассмотренные методы могут применяться как индивидуально, так и в группах. Стоит отметить, что выбор применяемого метода должен основываться на целях, которых необходимо достичь, и возможностях, которые могут быть предоставлены (время, материальные ресурсы, участники).

Далее представлены основные преимущества и недостатки каждого метода творческой разработки (табл.5).

Сравнительный анализ преимуществ и недостатков методов творческой разработки бренда

Получение множества идей за короткий промежуток времени

“Командный дух” активирует воображение и интуицию

Эффективность проведения зависит от опыта организатора и креативности участников, их активности

При утрате управления процесс может стать неэффективным

Отсутствуют гарантии получения качественного результата

Способность увидеть ситуацию с разных сторон и придумать различные решения.

Позволяет отстраниться от мышления и развить умение познавать мир с помощью органов чувств

Возможность сплочения команды

Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

Достаточно большая психологическая нагрузка участников.

Представленная информация меньше по объему, ее легко фиксировать и анализировать.

При чтении карты видны взаимосвязи в каждом блоке, их структура и логика

Человеку, не составляющему карту и увидевшему ее в первый раз достаточно трудно понять ее содержание

Необходимость в креативном мышлении и тренировке

Управляемая, направленная и алгоритмизированная процедура получения качественных решений;

Комбинируется с другими методами активизации творчества

Не включает предварительного анализа проблемы или задачи

В основе лежат принципы взаимосвязи и аналогии между объектами и явлениями, но не учитываются другие закономерности творческого мышления

Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.

Нестандартность выдвигаемых идей

Непригодность при решении сложных задач

Получение исключительно простых сочетаний

Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей

Получение наиболее полных списков вариантов решения проблемы

Эффективен при решении прикладных проблем и конструкторских задач, проектировании новых машин и поиске новых технологических и решений

Информационная избыточность, наличие большого числа вариантов решений

Отсутствие гарантии учета всех параметров исследуемой системы

Трудоемкость, необходимость рассмотрения большого числа вариантов, трудность выбора оптимального решения

Человек находится “наедине с самим собой”, что позволяет обдумывать совершенно любые идеи

Нет контроля и ограничений во время процесса создания и генерирования идей и решений

Не подходит для решения комплексных задач

Не может быть использован группой людей

Значительная продолжительность до момента получения подходящего результата, т.к. нет лимита времени

Подводя итоги по главе 2, были разобраны составляющие и правила проведения таких методов творческой разработки как: мозговой штурм, метод «Шесть шляп», ментальные карты, метод синектики, метод фокальных объектов, морфологический анализ и метод «Автобус, кровать, ванна». Были приведены примеры крупных зарубежных компаний использования методов творческой разработки на практике.

Проведение анализа элементов данных методов помогло выделить отличительные черты и дало возможность провести сравнительный анализ по различным критериям, а также обобщить достоинства и недостатки каждого из методов.

Автобус, кровать, ванна: принцип психологического дистанцирования

Автобус, кровать, ванна: принцип психологического дистанцирования

У большинства людей креативное мышление ассоциируется с напряженными мозговыми штурмами и длительным заключением в четырёх стенах. На самом деле, как пошутил один ученый, все великие открытия были сделаны в одном из трех b – bus, bed, bath (с английского – автобус, кровать, ванна). В этой статье мы поговорим о том, как использовать подсознание для генерации идей и как добиться того самого озарения.

Принцип психологического дистанцирования

Появление неожиданных озарений (или, как они ещё называются, инсайтов) в самые неожиданные моменты объясняется действием эффекта дистанцирования. Схематично это выглядит так: человек некоторое время обдумывает задачу, а затем просто «откладывает» ее. На самом деле проблема никуда не исчезает – она смещается на периферию сознания. Мы занимаемся чем-то другим, но наш мозг обрабатывает информацию и ищет пути решения.

Такой метод не только позволяет отдать задачу в руки подсознания. Он ещё и отключает нашу «быструю» мыслительную систему, которая принимает решения интуитивным, наиболее коротким путем. И, соответственно, включает «медленную», рассудительную.

Как это сделать?

  1. Четко определите цель. Сформулируйте проблему и определите области знаний, которые помогут ее решить. Это позволит активизировать соответствующие разделы памяти.
  2. Погрузитесь в проблему. Изучите всю доступную информацию по данной теме. Активно обдумывайте, анализируйте, обсуждайте, задавайте вопросы экспертам. Ваша задача – максимально загрузить мозг изучаемой задачей, дать ему информационное топливо. Вы можете также использовать свои любимые креативные методики. Вполне возможно, что уже на этом этапе вы найдете решение.
  3. Отстранитесь от задачи. Это ключевой этап методики. Именно в этот период времени и будет происходить подсознательный поиск идей. Отложите изучаемый вопрос на некоторое время и дайте возможность подсознанию поработать за вас. При этом вы должны не просто отложить задачу, но и сменить род деятельности. Необходимо полностью переключиться на что-то другое.

Вот несколько критериев, которых вы должны придерживаться при выборе «отвлекающего» занятия:

  • оно не должно быть связано с решаемой задачей (скажем, если вы обдумываете покупку нового гаджета, не стоит переключаться на покупку новой обуви);
  • оно не должно требовать слишком много усилий и поглощать вас целиком. Часть ресурсов мозга необходимо выделять на работу с первоначальной задачей;
  • оно не должно быть слишком скучным – иначе вы не сможете абстрагироваться от задачи.

Хорошими вариантами такого отвлекающего занятия может быть игра на музыкальном инструменте, прослушивание музыки, спортивная активность, готовка еды и т.д. Но, пожалуй, лучшим из них будет обычная прогулка, особенно на лоне природы. Ходьба не требует слишком больших усилий, улучшает самочувствие и когнитивные способности.

  1. Вернитесь к задаче. Скорее всего, где-то на предыдущем этапе вам придут в голову какие-то идеи. Но даже если озарения не случилось – попробуйте простимулировать себя и вернитесь к активному обдумыванию проблемы. Наверняка вы сможете обнаружить что-то новое. Особенно хорошо это работает при написании текстов. Если отложить готовую статью на несколько дней, а потом перечитать ее, то вы практически всегда найдете что изменить и улучшить. Отчасти это работает и в других сферах.

Цикл обдумывания и дистанцирования можно проходить столько раз, сколько захочется.

  1. Обработка и оценка идей. Наверняка на протяжении всех этих этапов у вас возникли какие-либо идеи. Самое время проанализировать их и выбрать наилучшие. Больше об этом вы можете прочитать в нашей статье.

Резюме

Принцип психологического дистанцирования позволяет значительно эффективнее генерировать идеи, тратя при этом меньше усилий. Обдумайте задачу и изучите все данные, а затем переключитесь на другую деятельность – приятную, не скучную и не требующую больших усилий. Это позволит подсознанию искать решение задачи, а затем выдать его в виде озарения или инсайта, которое может случиться с вами где угодно – в автобусе, ванне или кровати.

10 лучших методов генерирования идей

методы генерирования идей

Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность. За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи. Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.

Мозговой штурм

Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.

Как это делается?

Существует три этапа мозгового штурма:

  1. Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
  2. Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
  • принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
  • идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
  1. Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.

Шесть шляп мышления

Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.

Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:

  1. Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
  2. Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
  3. Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
  4. Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
  5. Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
  6. Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.

Ментальные карты

Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.

Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.

Метод синектики

Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.

В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:

  1. Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
  2. Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
  3. Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
  4. Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.

Методика SCAMPER

Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.

SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:

  1. Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
  2. Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
  3. Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
  4. Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
  5. Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
  6. Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
  7. Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?

10 лучших методов генерирования идей

Обратный мозговой штурм

Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.

Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.

Метод фокальных объектов

Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.

  1. Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
  2. Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
  3. Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);
  4. Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).

Метод морфологического ящика

Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.

  1. Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
  2. Разбейте его на ключевые элементы.
  3. Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.
  4. Запишите все это в матричную таблицу.
  5. Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.

Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:

Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.

Метод Уолта Диснея

Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.

Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:

  1. Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.
  2. Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, в возможности реализации которых уверены.
  3. Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.

Автобус, кровать, ванна

Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.

Техника квоты идей

Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.

  1. Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).
  2. Каждый день выполняйте свой план.
  3. Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.
  4. Со временем повышайте планку.

Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные. Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix». Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.

Урок 6. Теории творчества и креативности

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - это отечественная теория, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Работа над ТРИЗ была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и к настоящему времени концепция развилась до серьезных масштабов. ТРИЗ основывается на научном подходе к изобретательству, применении специальных алгоритмов для поиска решений, совершенствовании творческих коллективов. Однако ТРИЗ нельзя назвать сформировавшейся научной дисциплиной в силу отсутствия единой структуры.

Подробнее познакомиться с ТРИЗ вы можете в специальном тренинге.

Теория Грэхема Уоллеса

Теория Грэхэма Уоллеса, основанная еще в 1926 году как осмысление идей Пуанкаре, утверждает, что творчество неразрывно связано с трудом человека, с кропотливой работой, но при этом часто требует отхода от проблемы, расслабления, переключения внимания.

Согласно этой теории, можно выделить четыре стадии творческого мышления. Так в творческом процессе можно наблюдать период подготовки, когда перед человеком встает определенная проблема или потребность и он, возможно, даже отчаявшись, пытается ее решить, но не может. Далее наступает период инкубации – человек, часто уже обессилев, откладывает решение проблемы и занимается другими делами. Сознание человека получает необходимый отдых, разрядку, но в то же время, подсознание не забывает проблему и вдруг человек находит, как правило, совершенно неожиданно, возможное решение загадки – это уже этап озарения. Но идею надо правильно оценить, довести «до ума» и решить технические вопросы, что является компетенцией последнего этапа – верификации.

Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена

Ментальные карты

Ментальные карты (иногда их называют: диаграммы связей, интеллект-карта и т.д.) – это теория, основанная Тони Бьюзеном, в которой делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением. Он предложил написать ключевое понятие в центре листа, а все полезные ассоциации написать на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него. Далее каждая ассоциация обрастает своим кругом новых ассоциаций, что расширяет возможности создания новой идеи. Ассоциации можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциативные связи, а образ карты гораздо лучше запоминается.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп»

В этой теории знаменитый специалист по латеральному мышлению Эдвард де Боно показывает свой оригинальный подход, позволяющий усовершенствовать мыслительный процесс. Метод шести шляп мышления основывается на том, что мы можем мыслить 6-ю различными способами, а чтобы эти способы различать, были придуманы 6 головных уборов разных цветов, как ассоциация для лучшего усвоения материала. В белой шляпе человек ориентируется на цифры и факты, в черной – настроен скептически, в желтой – анализирует положительный опыт, в зеленой – создает новые идеи, в красной – проявляет эмоции, а в синей шляпе - подводит итоги.

Продолжая аналогию, де Боно развивает теорию шести думающих шляп таким образом, что эти шляпы можно надевать, менять, снимать и т.д. В итоге этот прием автора помогает сделать теорию простой для восприятия даже самыми юными читателями. Поэтому методика 6 шляп часто применяется на уроках и тренингах для развития интеллекта и креативности. Подробнее о методике шести шляп и книге, в которой она описана, читайте на данной странице…

SCAMPER

SCAMPER — методика креативности, предлагающая список изменений, которые можно осуществить в работе над определенным объектом. Разработал методику Боб Эберле в 1997 году, и по сути дела, эта методика является модификацией принципов описанных в одном из предыдущих уроков. Техника заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи. Использование методики SCAMPER предполагает такие модификации:

  • Substitute - Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей
  • Combine - Комбинировать, например, с другими функциями, приборами
  • Adapt - Добавить что-то, например, новые элементы, функции
  • Modify - Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут
  • Put - Применить для чего другого, в другой отрасли
  • Eliminate - Удалить части, упростить до главного
  • Reverse - Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем противоположном

А также

Кроме того, можно выделить менее известные подходы к активации и развитию креативности:

  • Метод фокальных объектов от Чарльза Вайтинга. Этот метод направлен на поиск новых идей путем присоединения к начальному объекту свойств или признаков других объектов. Применяется в изобретательстве при поиске новых модификаций существующих предметов.
  • Морфологический анализ Фрица Цвики основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний. Другими словами, этот метод заключается в том, что исследуемый объект разделяют на элементы, из которых выбирают элементы с нужными характеристиками. А собирают новый элемент уже только с выбранными характеристиками.
  • Метод «Автобус, кровать, ванна». В его основе лежит мнение, что новые идеи часто посещают нас в самые неожиданные моменты и в самой неожиданной обстановке. Надо их просто выпускать, и не мешать их появлению.
  • Ловушка для идей (или личный мозговой штурм). В этом методе предлагается записывать абсолютно все идеи, которые приходят вам в голову. Процесс можно осуществлять целую неделю, после чего необходимо проанализировать полученные идеи и попытаться выбрать наиболее подходящий вариант.

Коллективное творчество

В отдельную группу можно внести теории, описывающие принципы и особенности коллективного творчества:

Мозговой штурм. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.

Метод Дельфи (дельфийский метод). Метод заключается в выявлении экспертного мнения специалистов в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами.

Синектика Уильяма Гордона состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Целью разработки метода является повышение вероятности успеха при постановке и решении задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности.

Какой бы подход или теорию креативности вы ни выбрали, помните, что творчество сильно связано с вашим внутренним желанием созидать, а также с разносторонним образованием. Поэтому больше читайте интересные книги, смотрите хорошие фильмы, ходите на выставки и в галереи, и самое главное - анализируйте и осмысливайте новые знания.

Проверьте свои знания

Глава 24 Автобус, кровать, ванна

Заставить врага тратить последние силы и полностью сберечь свои; заставить его терпеть лишения и не подвергать им себя – вот искусство побеждать любого противника.

Известный физик как-то пошутил, что все великие научные открытия были сделаны в одном из трех b – bus, bed, bath[10].

Действительно, многие ученые признавали, что самые блестящие идеи приходили в голову, когда они совершенно не думали о научных проблемах. Подобное – результат действия принципа инкубации.


Этот принцип классически продемонстрировал древнегреческий математик Архимед. Правитель Сиракуз, подозревавший, что его золотая корона содержит на самом деле изрядную долю серебра, обратился к ученому с просьбой найти простой метод определения наличия примесей в металле.

Архимед безуспешно бился над проблемой много дней и наконец, не выдержав, решил на время выбросить ее из головы и принять ванну. Наблюдая, как вода перетекает через край, он неожиданно понял, что короны из чистого золота и из сплава должны вытеснять разное количество жидкости. Как утверждает легенда, открытие это привело Архимеда в такое возбуждение, что, выскочив из ванны, он голым помчался по улицам Сиракуз, крича: «Эврика!» («Я нашел!»)

Непрерывность процесса инкубации идей поддерживается благодаря тому, что наше подсознание постоянно обрабатывает накопленную информацию. Оно будет продолжать свою до поры до времени невидимую работу, даже если мы отложим рассмотрение проблемы на несколько часов или недель и займемся другими делами. Чем больше мы заинтересованы в нахождении решения, тем выше вероятность того, что подсознание подскажет новые идеи.

Вспомним, что писал об этом Бертран Рассел в своем «Завоевании счастья»:

«Я обнаружил, что, когда мне надо было написать статью на очень трудную тему, лучший план действий был таким: в течение нескольких дней или недель предельно сосредоточить на ней все свои усилия и внимание, а затем положить ее “под сукно”. Через некоторое время, вновь взявшись за статью, я, как правило, обнаруживал, что она почти готова. Прежде чем открыть этот метод, я тратил много сил и нервов, особенно если подолгу не замечал прогресса в работе, однако мое беспокойство нисколько не помогало, и много времени уходило впустую».

Обратите внимание, как неясные серые пятна удивительным образом появляются в местах пересечения белых линий. Но когда вы концентрируете внимание только на одном пересечении, пятно на его месте исчезает.

Порой решение проблемы, подобно серым пятнам на нашем рисунке, неожиданно возникает после того, как вы перестаете о нем думать. Современная наука подтверждает существование этого феномена, но пока еще не нашла ему объяснения.

В туманный осенний день Уильям Кэррер, двадцатипятилетний аспирант Корнелльского технического университета, ожидал свой поезд на платформе в Питтсбурге. Он уже давно и безуспешно бился над разработкой метода регулирования влажности по заказу одной компании и наконец, устав от бесплодных усилий, решил взять отпуск, чтобы немного отдохнуть. Стоя на платформе, он равнодушно смотрел на окутанное дымкой здание вокзала и убегающие вдаль рельсы, думая лишь о том, насколько опаздывает его поезд.

Внезапно, как будто из тумана, перед ним возникло решение задачи, позволившее создать новый прибор – воздушный кондиционер. Идея состояла в том, чтобы продувать воздух через водяной пар, который бы при этом и охлаждался, и изменял свою влажность. Так как степень влажности холодного воздуха повышается при нагревании, то, варьируя температуру водяного пара в кондиционере, можно менять и влажность в помещении. Это изобретение дало толчок развитию целой индустрии новых бытовых приборов по всему миру.

Обратите внимание, как в этом примере решение взять отпуск и отложить на время работу над задачей помогло подготовить почву для рождения новаторской идеи.

Творческая инкубация освободит ваше сознание от искусственно созданных временных ограничений, сделает его более восприимчивым ко всему новому и нестандартному, что обычно и создает условия для необычных решений.

1. Постановка задачи. Сформулируйте проблему. Попытайтесь в общих чертах определить области знания и последовательность шагов, важных для ее решения, – это поможет разбудить творческие силы вашего подсознания.

2. Подготовительная работа. Соберите всю информацию по данному вопросу и подготовьте необходимую литературу. Активно включайтесь в процесс исследования – читайте, размышляйте, обсуждайте, задавайте вопросы специалистам. Действуйте с максимальной отдачей до тех пор, пока не почувствуете удовлетворение от проделанной подготовительной работы.

3. Установка на поиск. Обращаясь к своему подсознанию, дайте ему установку на поиск решения проблемы. Используйте, к примеру, такие выражения: «Итак, начинай искать решение. Я буду ждать ответ через два дня!» или «Действуй. Дашь мне знать, когда работа будет закончена».

4. Инкубация. Оставьте вашу проблему в «творческом инкубаторе». Забудьте о ней на какое-то время. Займитесь другими делами; процесс инкубации будет идти без вашего участия.

5. Эврика! Никто не знает, сколько пройдет времени, пять минут или пять месяцев, но озарение обязательно наступит!

Иногда гром гремит, но молния еще не сверкает. Раскаты грома осознанных мыслей еще долго будут усиливаться, прежде чем вспыхнет творческая идея.

Один биржевой маклер несколько месяцев обдумывал новые возможности бизнеса. Он собирал информацию и продумывал вопросы финансирования. Затем на какое-то время и думать забыл о своей задаче. Неделю спустя, когда маклер покупал себе ботинки, его внезапно осенила идея.

Идея: создать торговые точки в зоне интенсивного движения автотранспорта.

Доходы маклера стали складываться из значительных сумм комиссионных и чаевых, получаемых от компаний, у которых он брал товар на реализацию. Его торговая сеть непрерывно разрасталась.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 13. Последняя Глава

Глава 13. Последняя Глава Я увидел его знакомую фигуру, восседавшую на скамейке именно там, где мы с ним беседовали в первый раз уже более трех лет назад. Джон позвонил мне сегодня и спросил, не могли бы мы встретиться около шести часов вечера в парке, там, где началось все

Автобус напрокат

Автобус напрокат Поздно ночью два нетрезвых джентльмена, пошатываясь, добрели до стоянки автобуса. К этому времени автобусы уже давно не ходили.Несколько часов спустя они в своем пьяном угаре осознали, что последний автобус уже ушел. Увидев неподалеку несколько

Глава V

Глава V Ближе к концу недели Лупе снова побывала в квартире Джонатана, на этот раз вытирала пыль со всяких безделушек, пока он сидел за столом, подписывая репродукции. Его квартира ей понравилась, с рядами книг, любопытных артефактов и десятками картин, многие из которых

Глава IX

Глава IX На следующий день Джонатан вернулся домой после ежемесячного визита к врачу и сразу услышал звуки сальсы, громко раздающиеся из верхнего окна. С хмурым видом он поднялся по лестнице и остановился на лестничной площадке. Музыка доносилась не из квартиры супругов

Ванна или душ?

Ванна или душ? Если судить по американским фильмам, живущие там дамы проводят под душем уйму времени: встают под душ перед уходом на работу, немедленно принимают душ, придя с работы, затем делают то же перед сном и т. д. Вообще-то, кино лишь отчасти утрирует эту сторону

Глава 8. СЛОЙ СИЛЫ В ОКЕАНЕ ВОЗМОЖНОГО (глава, претендующая на целую часть)

Глава 8. СЛОЙ СИЛЫ В ОКЕАНЕ ВОЗМОЖНОГО (глава, претендующая на целую часть) В предыдущих главах мы говорили о пси-явлениях, об интуиции, о спящих возможностях и отказе от стереотипов. Все это теория. А важна практика, которая поможет человеку реально прикоснуться к

Хвойная ванна

Хвойная ванна Требуется: 2 кг хвои, 1 л воды.Приготовление. Хвою залить водой, довести до кипения и снять с огня. Настоять 20 мин, процедить и влить настой в ванну.Применение. Принимать ванну 30 мин перед

Ванна с травами

Ванна с травами Требуется: по 50 г ветвей и листьев березы белой, травы крапивы двудомной, лапчатки гусиной, корня и листьев лопуха большого, корней одуванчика лекарственного, пырея ползучего, цветков ромашки аптечной, травы горца птичьего, хвоща полевого, череды

Глава 8 Я – Золушка (глава для лентяек)

Глава 8 Я – Золушка (глава для лентяек) Интригующее название, не правда ли? Ты, наверное, думаешь, что эта глава будет полностью посвящена тому, как становятся Золушками. Но ты ошибаешься, все гораздо прозаичнее. Разговор пойдет о взаимоотношениях «отцов» и «детей» на

Практика «Денежная ванна»

Практика «Денежная ванна» С помощью этой практики ваше дело станет настоящей золотой жилой, а у вас появится осознание того, что вы богаты.1. Заварите в кипятке 1 чайную ложку корицы, 4 ложки петрушки и 4 ложки мяты.2. Добавьте в теплую воду в ванне и скажите: «Деньги текут

Читайте также: