Кровать у бабушки в деревне

Обновлено: 26.04.2024


У моей бабушки Надежды в деревне была огромная пуховая перина – как она говорит, её приданое. Тогда мне казалась эта перина чем-то волшебным! Ляжешь на хорошо взбитую постелю (так бабушка говорила, хоть и была учительницей) и утонешь в пуховых объятиях.

К утру, правда, не очень удобно лежать в перине, когда она сбивается комками, а там, где долго лежишь, уминается яма. А в летние жаркие ночи в такой постели еще жарче, но все равно, мы обожали эту перину.

Раньше кровати делали высокими, повыше от холодного пола и ближе к теплу. У бабушки была кровать-полуторка с панцирной сеткой и металлическим изголовьем. Может, помните были такие с блестящими никелированными шариками?

У бабушки был закон — кровать только для сна! Вспомните, в деревне не положено было днём на кровать садиться, она была неприкасаемой. Попробуй сесть на такую аккуратно застеленную кровать — заметно сразу, и бабушка ругается, ворчит, что всё помяла.

Кровать у бабушки была высокая, и под ней еще место остановилось для хранения каких-то вещей. Бабушка под кроватью держала зимой тыквы, банки с соленьями. Чтобы не видно было вещи под кроватью, на нижний матрас под перину стелилась красивая простыня с вышивкой, которая свисала почти до пола. Это назывался подзор. У бабы Нади был подзор с вышивкой ришелье. Всё ручная работа, сама бабушка вышивала.

А еще на этой царской кровати лежали огромные пуховые подушки. Их было много и укладывались они одну на другую, горкой. Верхнюю подушку часто ставили как треуголку. А поверх обязательно накрывали для красоты и от пыли кружевной салфеткой-накидушкой. У бабы Нади они были вышиты тоже ажурным ришелье, как и подзор.

Всё думаю, зачем столько подушек выставляли? Их же надо было каждый вечер половину убирать, потом утром снова заправлять. Ответ пришел недавно. Наравне с коврами пуховые подушки являлись символом богатства и достатка. Поэтому их выставляли напоказ и украшали. А ежедневный ритуал застилания постели задает тон всему дню. Порядок в доме – порядок в голове!

Лучшие постельные принадлежности (подушки, одеяла и перины) в деревне всегда делались из легчайшего гусиного пуха без перьев. Перо – это уже второй сорт, а куриное перо вообще старались не использовать. Обычно куриц теребили, предвартильно ошпарив кипятком, а после такой обработки грязное перо просто выбрасывали.

Но от другой бабушки, бабы Кати, маминой мамы, я слышала рассказы, что они набивали подушки и матрасы не только пухом и пером, а травой, пухом рогоза и даже тополиным пухом. На мой вопрос, почему не использовали перо и пух птиц, ведь в деревне всегда домашние птицы под рукой, она сказала, что в какие-то года приходилось сдавать государству всё перо и пух — такой налог был в послевоенные годы. Да и чтобы копеечка была, продавали в ближайшем городе подушки из натурального пуха, а сами спали на чем попало.

Бабушка рассказывала, что как-то сделали подушки из весенних початков рогоза, и через некоторое время поняли, что в подушках полно мелких червячков-личинок! Но это случай единичный, не усмотрели. Всё-таки старались собирать рогоз осенью, а не весной, даже если его початки хорошо сохранились. Ведь в шишках рогоза устраивают себе на зиму жилище личинки насекомых. Оказавшись внутри подушки вместе с пухом, они через некоторое время прогрызут ткань и выйдут наружу, оставив на наволочке сотни мелких дырок.

Одна у меня осталась бабушка – баба Катя. Сейчас у неё, конечно, подушки только пуховые. Хватит, говорит, поспала на камыше. И старается бабушка так же аккуратно заправлять постелю по-ранешному. С подушками горкой, с накидушкой, покрывалом. И зайдя к ней в спальню, сразу вспоминается детство, и это пуховое царство на постеле бабы Нади.

Одинокая бабушка из глухой деревни пригласила нас в гости и показала свой деревенский быт


Путешествуя по Рязанской области, заехали мы в одну глухую деревеньку и там встретили местную жительницу — бабульку. Пообщались с ней, она нам рассказала много чего интересного о деревне и о том как здесь жилось раньше. А узнав, что мы интересуемся деревенским бытом, бабушка пригласила нас к себе в дом и разрешила сделать его фото.

Вот такой у бабушки деревянный дом. С верандой и деревянным крыльцом.


Заходим внутрь веранды. Там у Марии Николаевны, так зовут бабушку, висит ковёр, стоит диван, где можно отдохнуть, а также холодильник, где хранятся продукты.

Зимой, думаю, холодильник в деревне не особо то и нужен. Все продукты можно хранить прямо на террасе. А летом, когда жарко, он, конечно же, просто необходим.


Из террасы мы заходим в дом и попадаем сразу же на кухню. Мария Николаевна показала нам печку. Она была русская, с лежанкой.


Топка у печки завешивалась занавеской. Она была обычная, квадратная. Видимо, печку не очень давно перестраивали.

Нам обычно в старых заброшенных домах встречаются печки с полукруглой топкой.


Также у печки есть и лежанка. Бабушка сейчас живет одна, на лежанке никто не спит. И там сейчас хранятся всякие старые вещи.


Также в доме есть и еще одна печка. Ее, как сказала нам Мария Николаевна, она топит зимой, когда стоят сильные морозы.


Еще бабушка показала нам деревянный сундук. В деревнях обычно в них хранили все что угодно. Чаще всего, одежду и постельное бельё.


Ну и, конечно же, современные технологии добрались и до глухих деревень. На кухне у бабушки есть и микроволновка, и электрическая духовка.


Есть также и газовая плита, которая работает от баллона. Когда мы зашли к бабушке в дом, у нее на плите что-то варилось.


В небольшой проходной комнате, что была сразу за кухней, как и в любом русском доме, находится так называемый «красный уголок», где висели иконы.


А вот такая у бабушки в доме жилая комната. Довольно мило и уютно. На стенах висят ковры и фотографии родных — детей, внучат и правнуков, которые тоже не забывают Марию Николаевну, приезжают к ней регулярно и постоянно помогают ей по дому.


Вот помню, моя бабушка тоже также складывала подушки на кровати. И еще сверху их укрывала специальным покрывалом.

Сейчас уже у нас в семье это как-то забылось. Обычно просто накрываем кровать одеялом вместе с подушками и все. Эти вот подушки и ковер на стене у Марии Николаевны даже немного вернули меня в детство.


А ещё Мария Николаевна показала нам старый дом, в котором жили её родители. Там даже некоторые старинные вещи сохранились.

Для чего в деревнях выкладывают подушки горкой и другие необычные привычки наших бабушек



Те, кто когда-то жил в деревне или приезжал туда в гости к бабушкам и дедушкам, проводил там летние каникулы, замечали, что здесь свои традиции, отличные от городских. И это относится ко многим вещам, начиная от интерьера помещений и заканчивая внешним видом.

В деревнях до сих пор подушки складывают одна на другую / Фото: twitter.com

Одной из таких традиций или привычек можно назвать оформление спального места, кроватей. Они здесь всегда красиво и необычно выглядели. Главная особенность – расположение подушек. Их всегда укладывали одну на другую горкой. Нередко получалось достаточно высокое сооружение, которое поверх обязательно накрывали тюлевой накидкой или красивым отрезом белой легкой ткани с вышивкой.

1. Почему подушки выкладывались горкой

Гору подушек накрывали тюлем или вышитой белой салфеткой / Фото: kresttsy.ru

Конечно, в детстве мы привыкали к такой расстановке вещей и воспринимали ее как должное. Но у людей из города, не имеющих никакого представления о сельской жизни и порядках, горка из подушек всегда вызывала легкое недоумение и удивление.

Раньше подушки считались символом изобилия / Фото: nnosov.ru

Многие и сейчас считают, что это какая-то традиция, нечто схожее с красивым и загадочным ритуалом. На деле же все гораздо проще и прозаичнее. Прежде всего, все дело в привычке, укоренившейся за много десятилетий. На втором месте находится эстетичность и порядок. И последнее – во времена отсутствия изобилия различных товаров именно подушки символизировали достаток в доме, определенный социальный уровень семьи. Чтобы доказать это всем, подушки выкладывались на самое видное в избе место и заботливо накрывались красивой тканевой накидкой. Дополнением являлся, конечно же, ковер, повешенный на стену.

Традиция с демонстрацией подушек постепенно теряет свою актуальность / Фото: m.fishki.net

В настоящее время критерии богатства и достатка совсем другие. Традиция с демонстрацией подушек постепенно исчезает даже в сельской местности.

2. Нож и ножницы под подушкой

Многие столетия люди испытывали страх перед сглазом, порчей и различными суевериями / Фото: twitter.com

Еще одна привычка деревенских бабушек, с которой часто можно было столкнуться в селах, имеет мистические корни. На протяжении многих веков люди со страхом относились к болезням, плохим сновидениям, порчам и сглазам, и всегда старались предупредить возникновение напасти. Заядлые материалисты над подобными суевериями могут разве что посмеяться. Но и они нередко испытывают смутное беспокойство, если им приснился кошмар или черная кошка перешла дорогу.

Наши бабушки считали, что ножницы и нож могут стать оберегом от плохих сновидений и нечистой силы / Фото: rusknife.com

Деревенские жители в качестве защиты от всего неизвестного и потустороннего использовали простые предметы, а именно ножницы и ножи. В наше время тоже можно встретить представителей старшего поколения, которые свято верят в то, что это их спасет от негатива. Особенно это характерно для сельских бабушек.

Сельские жители свято верили, что нож и ножницы под подушкой защитят их от злых духов / Фото: vk.com

Нож и ножницы кладутся под подушку перед тем, как лечь спать. Первое, что приходит в голову из объяснений, это защита от возможных разбойников и воров. Но такое предположение ошибочно. В реальности же ситуация выглядит несколько иначе. Эти предметы и в самом деле являются защитой. Только защита эта не от живых. Считается, что именно эти режущие инструменты могут стать отличным оберегом от плохих сновидений, потусторонних посетителей и негатива любого вида. Люди безоговорочно верят в то, что именно нож под подушкой не позволяет нечистой силе добраться до них ночью, в период, когда душа особо уязвима.

Под подушку ребенку клали ножницы, если он беспокойно спал / Фото: ethnomir.ru

Аналогичную функцию выполняют и ножницы. Только их обычно клали под детские подушки, особенно в случае, если малыш спал беспокойно или предполагали, что его кто-то сглазил.

3. Зачем бабушки постоянно носят платки

Все деревенские бабушки покрывают голову платком / Фото: m.fishki.net

Ну и напоследок, стоит упомянуть о привычке деревенских бабушек носить платки. Они даже во двор без этого универсального головного убора не выходят, не говоря уже о том, чтобы показаться с непокрытой головой на людях.
На этот счет тоже бытуют разные мнения, но главным фактором остается традиция и религия. С древних времен считалось, что каждая замужняя женщина обязана ходить в платке – с непокрытой головой неприлично.

Платок - практичный аксессуар, в котором можно ходить круглый год / Фото: photocentra.ru

С практической точки зрения, такой подход к внешнему виду тоже легко объясним. В правильно подобранном головном уборе летом не жарко, а зимой не холодно. Нет необходимости следить за наличием прически, укладкой. В селе это достаточно актуально, учитывая жизненный уклад женщин. Платки имеют невысокую стоимость, поэтому приобрести их можно в ассортименте. Носить эти изделия можно по-разному. Есть несколько способов завязывания их на голове.

Конечно, есть и другие интересные традиции в деревенской местности, но они не настолько яркие, запоминающиеся и известные.

На чем спали древние, и почему перина считалась лучшим приданым

На чем спали древние, и почему перина считалась лучшим приданым

У многих бабушек в российских деревнях в комнате были свои святые места — кровать с периной. Как правило, залезать на нее никому не позволялось. Можно было получить на орехи.Действительно, еще сто лет назад перина считалась признаком состоятельности и достатка в крестьянском быте.

Перенесемся в первобытные времена, когда наши предки жили племенами. Комфорт не был главным, больше заботила безопасность ночного сна. Чтобы никаких диких зверей и злых духов! Постелили солому в пещере и красота. Уже не на голом камне спать. Только ложе приходилось делить с многочисленными насекомыми.

Потом кто-то догадался приподнять спальное место с пола и стелить шкуры диких животных. Другой новатор догадался, что их можно сшивать между собой и набивать для мягкости той же соломой. Археологи утверждают, что первые перины появились во времена неолита в 5-4 тысячелетии до нашей эры.

Затем с развитием земледелия и скотоводства, люди снова вернулись к сушеной траве. В Древнем Египте спали на пальмовых ветвях. Когда старые ветви уменьшались и высыхали, сверху на них укладывали новые. Кровать становилась все выше и выше.

Древнеегипетский подголовник из камня

Древнеегипетский подголовник из камня

Древние персы были более креативным. Про них вообще можно сказать, что они первыми придумали кровати на водной основе. У них была уникальная технология сшивания шкур животных. Делалось это настолько плотно, что конструкция не позволяла просочиться ни одной капельке. Сшитая шкура заполнялись водой. Современные историки и исследователи повторили опыт древних персов. Результат удивил. Очень удобно спать.

Еще одни любители комфорта — древние римляне. Вот уж кто умел превратить свою кровать в ложе богов! Перинами пользовались все — от императора и до последнего раба. У рабов, конечно же, внутренности были заполнены обычный соломой, у аристократов — перьями дорогих птиц и шерстью. Это были статусные вещи. С падением Римской империи искусство создания прекрасных перин было утрачено. Варварам они были ни к чему.

Арабы научили европейцев ценить комфорт

Арабы научили европейцев ценить комфорт

Следующим этапом в истории комфорта стали Крестовые походы. В то время европейцы уже порядком подзабыли римские традиции. Тюфяки с соломой были хороши для всех сословий. Когда крестоносцы пришли на Восток, то увидели, что арабы с удовольствием отдыхали на разных подушках больших и малых размеров. Вся жизнь у них проходила в комфорте. На подушках спали, принимали гостей, обедали. Европейская знать поняла, что она достойна того же.

Кстати, слово «матрас» имеет арабское происхождение — matrah. Оно означает «бросать», либо «место, на которое бросили». Европейцы позаимствовали это слово. Европейские монархи требовали, чтобы матрасы производили только из качественной ткани. Чехол делали из тика, сверху обшивали бархатом или парчой. В качестве наполнителя неплохо выступала гороховая или овсяная шелуха и все те же перья птиц и шерсть животных.

С 16 века уже почти все европейцы спали на кроватях. Перина появилась почти в каждом доме.

Для тюфяка использовали мешковину

Для тюфяка использовали мешковину

На Руси матрас назывался тюфяком или периной. На кроватях отдыхали только бояре, все остальные на полатях или русской печке. Во время правления Петра I количество кроватей увеличилось. Значит, потребовалось больше тюфяков.

Постельное белье, перина и подушки были обязательным элементом приданого каждой приличной купеческой дочки. Желательно, чтобы перина была не перьевая, а пуховая. Только купцы первой и второй гильдии могли себе это позволить.

Современный матрас

Современный матрас

После революции некоторое время перина считалась атрибутом прошлого, но, к счастью, совсем от нее отказаться не удалось. Она продолжила свое существование в виде современных матрасов, созданных по новым технологиям с учетом анатомии человека.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Как на Руси крестьяне спали, и чем это отличалось от современности



Культура сна в старой Руси отличалась от современной и сегодня может показаться достаточно странной. Удивительно, но привычные ныне кровати появились в деревнях только в 20 веке. Но и кроме этого существовали особые правила сна, требующие исполнения. Вряд ли современный человек сможет выспаться, следуя им. Читайте, почему крестьяне спали в одежде, где было самое комфортное спальное место, для кого оно предназначалось и почему сон следовало делить на части.

Спальные места, распределяемые по уровню комфортности

На полатях спали дети, так как старикам забираться туда было неудобно. /Фото: i1.u-mama.ru

Расположиться для сна крестьяне могли в самых разных местах. Это мог быть сеновал или сени, телега или клеть, лавка или сундук. Но существовали и места, которые предназначались для сна, а именно полати и печка.

Лежанка на печи была самой удобной и комфортной для сна. Она долго оставалась теплой, что было важно в холодное время года. Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.

У мужчины-главы семьи был собственный угол, коник, напротив бабьего кута. В нем умельцы что-то чинили, вырезали, мастерили, а ночью могли тут же лечь спать. Если на дворе стояла теплая погода, крестьяне могли уснуть под деревом во дворе или в сарае, примостившись на мешке с мукой.

Какая кровать? Пожалуйте на нары.

Нарами крестьяне называли широкие лавки, установленные вдоль стены. /Фото: img1.liveinternet.ru

Быт русских крестьян был очень аскетичен. Из мебели в избе находились стол и лавки, установленные вдоль стен. Такие предметы, как табуретки, были не у всех. А уж обычная кровать была символом богатой, роскошной жизни. Во многих семьях даже в начале 20 века кроватей не было вообще.

Исследователи пишут, что в 20-х годах 20 века существовала такая статистика: чуть больше половины крестьян спали на кровати, около 40 процентов отдыхали на полу, примерно 5 процентов спали на печи, на долю полатей приходилось 3 процента, и один процент сельских жителей почивал на нарах. Ошибочно полагать, что речь идет о тюремных лежанках, на которых ворочаются арестанты. Нет, нарами крестьяне называли широкие деревянные лавки, которые устанавливались в избе.

Как крестьяне сон на две части делили

Послеобеденный сон был на Руси обычаем. /Фото: i.pinimg.com

Жизнь русских крестьян была тяжелой. Весной и летом на сон оставалось мало времени, так как люди работали по пятнадцать часов в сутки. Крестьянки к тому же занимались домашней работой. Недосып был обычным делом, но люди компенсировали его недолгим (1-2 часа) послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно, например, прислонившись к стогу сена. Послеобеденный сон был не просто прихотью крестьян, а обычаем. Без него говорить о хорошей работоспособности не приходилось.

Зимой крестьяне также вставали очень рано, чтобы успеть сделать все дела: покормить скот, съездить за дровами в лес, починить утварь и так далее. Уставали меньше, чем летом, но сон все равно был разделена на две части. На закате семьи садились ужинать и ложились спать. Проходило примерно пять часов, и крестьяне просыпались и снова принимались за дела. У каждого они были свои: молитвы, игры в карты, любовные утехи. Так продолжалось примерно до 3 часов ночи, после чего люди снова укладывались спать и отдыхали до того момента, пока не взойдет солнце.

Почему надо было спать в одежде и с покрытой головой

Крестьяне спали в одежде. /Фото: i.pinimg.com

Интересно, что крестьяне не надевали специальную одежду для сна (ее просто не существовало до середины 20 века), а спали в том, в чем ходили днем. Женщины не снимали платков. Исследователи считают, что это делалось из-за суеверий. Сон приравнивался к переносу души в иной мир. А как же появиться там нагим? Некрасиво.

Также говорили, что нагой человек (особенно женщины) особенно уязвим перед нечистью. Чтобы не провоцировать чертей, спали в одежде. Крестьянки покрывали головы платком, потому что боялись умереть во сне. А с непокрытой головой нельзя было попасть на Суд Божий. Девушки иногда нарушали обычаи и спали голышом — для того, чтобы увидеть вещий сон, поговорить с нечистой силой.

Есть и иная версия: в крестьянских семьях просто не было постельного белья. Люди спали на жестких соломенных тюфяках, накрытых подстилками из овчины. О чистоте такой постели и речи не идет. А одежду можно было постирать в любой момент. Скорее всего, наличие постельного белья было показателем богатства семьи и удаленности деревни от городов.

И еще один вариант: крестьяне не снимали одежду, чтобы защититься от мерзких насекомых, которые всегда мешали отдыхать. В избах всегда присутствовали пауки, клопы, муравьи. Народными средствами их вывести было достаточно сложно, а привычных нам инсектицидных средств в старину просто не выпускали.

Матрасы из соломы и подушки из старых зипунов

Кровати стали повсеместно появляться в деревнях только в начале 20 века, а до этого чаще всего спали на полу. /Фото: k-a-r-t-i-n-a.ru

Да, постели у крестьян были действительно аскетичными. Это могла быть обычная подстилка из соломы, покрытая старой рогожей. Без подушки спать неудобно, и вместо нее использовались какие-то мягкие вещи. Это мог быть армяк, зипун или шуба. Они же служили одеялом, когда было холодно. Пуховая перина, высокая подушка и теплое одеяло относили к предметам роскоши и считались прекрасным приданым для невесты.

Историк А.В. Краснов писал в своей книге о своем детстве, прошедшем в Рязанской губернии о том, что кроватей в деревнях не было. Перед сном крестьяне расстилали солому, клали сверху дерюгу и ложились спать все вместе. На печи оставались только самые пожилые представители семьи, которым требовался особых уход — дед да бабка. Да, говорить о том, что крестьяне были избалованы, смешно.

Спящим часто снятся сны, которые тоже многое могли сказать, по представлениям того времени. За некоторые сновидения, если о них рассказать, можно было получить реальное наказание.

Читайте также: