Как перестать бояться монстров под кроватью

Обновлено: 27.03.2024

«Чудовища под кроватью» - довольно распространенный страх, однако он вызывает немало дискомфорта, как для ребенка, так и для его родителей. Если со скрипучей дверью можно и нужно бороться, смазав петли маслом, кладовку можно закрыть, а тьму рассеять банальным фонариком, то страх перед чудовищами иррационален. Он связан только с детским воображением и больше ни с чем другим. А с этим бороться уже гораздо сложнее.

Причины возникновения страха у ребенка

Причин возникновения этих страхов довольно много. Иногда дети «приносят» их домой из садика, младшей школы или со двора, где с ребенком «поделились впечатлениями» или страшилками сверстники.

Иногда причиной служит разыгравшееся воображение, особенно если ребенок посмотрел какой-либо фильм или мультик с непонятными героями – человекороботами, монстрами и другими похожими персонажами.

Из моей психологической практики, вспомнился один случай, когда молодая мамаша обратилась с пятилетним ребенком, по поводу боязни «чудовищ». В ходе простой беседы выяснилось, что эта горе-мать, включила на компьютере пятилетнему карапузу диск с фильмом ужасов вечером, а сама выключила свет, вышла из комнаты и закрыла за собой дверь. Уже через пять минут ребенок бился в истерике. Конечно, ей удалось его успокоить, но с тех пор «…он, почему-то боится темноты и ему вечером мерещатся всякие монстры…», которые, конечно же, поселились у него под кроватью. А где же им еще быть?

Страх перед ночной темнотой и разными звуками, заложен в каждом из нас на подсознательном уровне еще с тех времен, когда человеку приходилось добывать огонь и жить в пещерах. Тогда дикие животные охотились по ночам и были не против съесть любого, в том числе и людей. Это заставляло прислушиваться к каждому звуку и очень чутко спать. Давно уже нет саблезубых тигров, а современные дикие животные сами боятся людей, да и не водятся они в городах, однако, этот страх, когда-то очень полезный, остался. А теперь добавьте к нему буйную детскую фантазию и живое воображение, которое разыгралось из-за сказки или мультфильма. В итоге мы имеем испуганного малыша, дрожащего под одеялом и зовущего на помощь родителей.

И, как ни странно это звучит, такой страх – это вполне нормально и объяснимо. Главное, не «раскормить» этого «волка» до невероятных размеров, чтобы он не перерос в фобию. А это уже задача родителей и профильных специалистов, если они, конечно, понадобятся. Но, как правило, родители способны самостоятельно помочь своему ребенку. Главное, включить фантазию и свой здравый смысл.

Как правило, у детей фантазия иногда бывает сильнее рационального мышления, поэтому и бороться с разными страхами нужно с её же помощью. Например, в том случае, с горе мамашей, мы с карапузом, который оказался очень смышленым, пришли к выводу, что монстры, живущие у него под кроватью, на самом деле, пришли потому, что очень любят сладости и веселые сказки. Отважный малыш решил сам оставлять на блюдечке конфетку и пообещал рассказывать им интересные истории перед сном.

  • Придумайте сказку, где главным героем или героиней будет малыш, у которого тоже есть мама и папа, а имя у этого героя такое же, как у вашего ребенка. Расскажите, как смелый малыш смог преодолеть свой страх, когда нарисовал его на бумаге или рассказал о нем родителям.
  • Можно придумать какое-либо «волшебное слово» или фразу, пусть даже бессмысленное, но способное отпугнуть любого монстра. Пусть ребенок произносит это «заклинание» каждый раз, когда идет спать в свою комнату.
  • Переделайте, вместе с ребенком, страшную фантазию на смешную. Например, страшного монстра можно превратить в забавного кролика, дорисовав ему на бумаге или в воображении длинные ушки, лапки и маленький хвостик. А то, что у кролика шесть лап и четыре глаза – это не страшно. Они помогут быстрее убежать от волка и хорошо видеть морковку с капустой.

Если ребенок просит посидеть с ним, пока он не уснет, не отказывайтесь.

Детские страхи – временное явление, а вот доверие к вам, как к родителю – это на всю жизнь. И не слушайте никого, кто вам будет говорить о «не педагогичности» ваших действий.

И, пожалуйста, показывайте ребенку только добрые детские мультики, особенно перед сном. С понятными героями и позитивными сюжетами.

А ваш малыш боится чудовищ под кроватью? Что вы делали, чтобы помочь своему крохе?

Комментарий (2)

Дочка одно время напридумывала себе корову под кроватью. ни уговоры, ни сказки не помогали. Даже к бабушке в деревню ездили, чтобы она убедилась в "дружелюбности" этих животных. В итоге на протяжении месяца каждую ночь мы с мужем по очереди выгоняли выдуманную корову из спальни дочки. Потом вместе с ней проверяли каждый угол и она спокойно ложилась спать )))

Чтобы комментировать, вам необходимо

Автор

  • Авторы
  • О проекте
  • Оплата и доставка
  • Политика конфиденциальности
  • Политика организации в отношении обработки персональных данных
  • Cookies

Вся информация на сайте носит ознакомительный характер.

Для постановки диагноза и назначения лечения необходимо обратиться к врачу лично.

ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001

Политика конфидециальности

Администрация сайта viline.tv (ООО "ВилайнТв" ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.

Персональные данные - это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон, адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.

Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных».

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail) [email protected]

В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные данные в срок не позднее 3 рабочих дней.

О проекте

Проект Viline помогает родителям в воспитании и здоровом развитии детей, начиная с первых дней их жизни.

Полезные видеокурсы, аудиоролики, интересные статьи – здесь мамы и папы узнают все, что нужно для развития, оздоровления, а также психологического и интеллектуального воспитания ребенка. На сайте публикуются материалы для родителей с детьми до 7 лет и для будущих мам.

Мы собрали на сайте экспертов, которые с удовольствием поделятся с вами секретами воспитания малышей в том возрасте, когда закладывается фундамент для развития личности.

Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для полного раскрытия его природного потенциала.

Мы поможем вам разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами и вырастить малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу и спортивную секцию.

Мы собрали ведущих экспертов в области развития детей, сохранения и укрепления иммунитета, разработки и внедрения методик оздоровления. Они поделятся с вами опытом, знаниями, ответят на вопросы, сумеют разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами. Мы поможем вырастить вашего малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу, спортивную секцию.

Авторам курсов по развитию детей:

Мы сами займемся продвижением ваших курсов от 30% с продаж.

  • Раскрутка ваших курсов через email-рассылки подписчикам ViLine. Наши письма читают десятки тысяч молодых мам!
  • Реклама в интернете, лендинги с высокой конверсией для авторских курсов и специальные страницы о вас;
  • Создание промо-материалов для продвижения курса и автора в нашей собственной видеостудии;
  • Повышение известности автора - мы расскажем огромной аудитории, почему ваш курс стоит приобрести.
  • Мы продаем ваш курс по вашим ценам и получаем комиссионное вознаграждение. Вы получаете активный рост продаж и основную прибыль.
  • Вы продаете нам свой курс по договорной цене. Далее мы продаем ваши материалы самостоятельно, получая 100% прибыли.

Пишите по адресу [email protected] , присылайте свои курсы. Условия размещения обсуждаются индивидуально с каждым автором.

Авторам статей:

У Вас есть материалы, достойные внимания широкой аудитории? Хотите писать полезные статьи для мам и пап? Присылайте материалы. Мы разместим их под Вашим авторством на проекте, в тематических рассылках и социальных сетях.

  • ✓ Возможность поделиться опытом и знаниями с огромной аудиторией;
  • ✓ Раскрутка Вашего сайта;
  • ✓ Достойное вознаграждение.
  • – материал должен быть уникальным;
  • – не размещаем SEO-статьи;
  • – можем отказать в размещении материала по усмотрению руководства проекта.

Для начала сотрудничества

  • ✓ Напишите письмо по адресу [email protected] , с примерами работ и/или ссылкой на сайт.

Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей.

Оплата и доставка

На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним из способов оплаты:

Безопасность и конфиденциальность платежа

Личные данные покупателя.

При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия, Имя, адрес электронной почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом. Продавец обязуется не разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом.

Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.

Правила возврата денежных средств

Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать возврата денежных средств в следующих случаях:

1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий курс, шаблоны и вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя в течение 7 (семи) дней с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).

2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу поддержки Исполнителя до 14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).

Откуда берутся детские страхи и как их победить: от монстров под кроватью до боязни смерти

Бабайка в шкафу, пришельцы, злые собаки и темная комната — родители пытаются объяснить, что это не страшно, а ребенок продолжает переживать и плакать. Страхи — естественный этап, который дети должны пройти вместе с родителями, считает детский психолог и игровой терапевт Александр Покрышкин. И рассказывает, как мы можем им в этом помочь.

Мы боимся высоты или насекомых, вздрагиваем от резких звуков или неожиданных моментов в фильмах ужасов. Все это естественно. Страх — одна из базовых человеческих эмоций, реакция на раздражитель, который наше подсознание воспринимает как реальную опасность (на деле он может быть реальный или нет). Знания и опыт помогают рационально смотреть на ситуацию и уменьшать напряжение, а вот детям в этом плане сложнее.


Страхи часто возникают у детей 3–7 лет. В этом возрасте они еще не умеют рассуждать логически и строить причинно-следственные связи, а вот воображение у них уже отлично работает. Детские страхи зачастую не связаны с реальной угрозой, они формируются на основе информации (например, сказки) и преобразуются фантазией.

Но такой умеренный стресс — это даже хорошо. Это естественный этап психоэмоционального развития и формирования нервной системы

Распознать страх несложно: дети ярко показывают его своим поведением. Могут не отходить от родителей, прятаться или закрывать лицо руками, могут плакать или нервничать (грызть ногти, сосать пальцы, перебирать руками и т. д.). Видно, что они замирают и выглядят настороженно в какой-то момент. Часто страх — это то, о чем ребенок может рассказать нам.

Он боится темноты и игрушек, а его друг — нет

Все зависит от ребенка, от его чувствительности и силы воображения. Кто-то может бояться темноты, кто-то — нет, кого-то пугают пришельцы — кто-то любит мультфильмы про них. Есть несколько факторов, которые влияют на эмоциональное состояние детей:

1. Опыт, связанный с опасностью. Например, в 2 года ребенка укусила собака. Вполне логично, что сейчас приближающаяся собака может вызывать беспокойство, даже если это добродушный домашний пес и он хочет просто поиграть.

2. Чувствительность ребенка, обусловленная определенным этапом его взросления и просто его индивидуальными особенностями.

3. Воображение и недостаток опыта. Воображение развивается быстро, а опыт накапливается постепенно. Поэтому в какой-то момент первое значительно перевешивает второе, и дети начинают бояться больше и чаще.

4. Обстановка в семье. Частые скандалы, громкие ссоры, напряжение, отсутствие взаимопонимания и поддержки.

5. Социальное окружение. Например, то, что происходит у родителей на работе или в ближайшем окружении семьи.

Зеленый монстр или развод?

В целом детские страхи можно разделить на несколько видов:

  • Сверхценные. Это то, что дети воображают, результат их фантазии, чаще всего некие выдуманные персонажи. Именно из-за таких страхов дети чаще всего боятся оставаться дома.
  • Навязчивые. Это боязнь повторения предыдущего негативного опыта, как в ситуации с собакой. Плюс дети часто проецируют реакцию родителей, и такой страх тоже становится навязчивым. Например, если мама сильно закричала, когда увидела паука, для ребенка это насекомое тоже по умолчанию станет страшным, ведь если родители его боятся, значит, это действительно очень страшно. Сюда также можно отнести реальные ситуации из жизни, которые каким-то образом обсуждаются либо происходят в семье: смерть, развод, страх толпы.
  • Бредовые или необоснованные. Например, ребенок боится играть с какой-то определённой игрушкой или носить определённую пару обуви. Кажется, что это абсурдно, а на деле он мог упасть в этих кедах или удариться обо что-то, когда держал в руках именно этого плюшевого зайца. Главное — попытаться выяснить настоящую причину, а не паниковать из-за странной фобии ребенка.
  • Ночные страхи. Сны, которые можно рассматривать как отдельную категорию.
  • Социальные страхи. Они возникают у детей постарше, лет с 9–10, когда взаимодействие со сверстниками уже не полностью контролируется родителями. Им страшно сделать ошибку, показаться смешными или опозориться — детей пугает все, что связано с мнением и репутацией.

В целом не очень важно, чего именно боится ребенок, поскольку причины их возникновения и помощь, которую оказывают родители, схожи. Основная причина — это его богатое воображение. Любой взрослый человек теоретически может представить, что в комнату залетает дракон или врывается какой-нибудь монстр, но мы осознаем нереальность этой идеи. Опыт нам подсказывает, что такого не случится, хотя представить мы можем все что угодно. Именно в этом разница между взрослым и ребенком: мы можем смотреть на это со стороны и проверять идею, а ребенку кажется, что его идеи реальны. Он не может абстрагироваться от своих эмоций. Он видит, что тень похожа на волка, и ему кажется, что это по-настоящему. Он видит человека, и ему кажется, что это преступник.


Мозг ребенка уже достаточно созрел, чтобы визуализировать какие-то вещи, он может представлять разное (не очень приятное) развитие событий, но еще не может отделять его от реальности. Если вы считаете, что ребенку это как-то мешает, стоит проконсультироваться со специалистом, но в целом страхи — это естественный процесс.

Условно страхи можно разделить по возрастам. Но это не значит, что, если фобия у ребенка отсутствует, все идет не по плану. Ее может не быть, она может появиться в другом возрасте, могут появляться несколько фобий сразу — все это индивидуально.

  • 1–3 года. Разлука с родителями, потому что в этом возрасте дети максимально к ним привязаны и не представляют, как можно расстаться на какое-то время. Еще здесь появляются ночные кошмары и страх больших объектов (например, тракторов), которые выходят за рамки детского мировосприятия.
  • 3–5 лет.Формируются навязчивые страхи. Дети смотрят мультфильмы и в любой момент могут придумать себе страшного героя. Они узнают о смерти и терактах, пожарах и болезнях.
  • 6–8 лет. Навязчивые страхи сказочных персонажей не теряют актуальности, даже проявляются сильнее. Пугает темнота, перспектива остаться одному, появляется страх одиночества и незащищенности.
  • 9–13 лет. Вымышленные персонажи забываются, начинается период социальных страхов: несостоятельность, внешность, критика.

Что делать родителям?

Первый этап — выявление страха. О них нужно спрашивать аккуратно, чтобы не заострять внимание ребенка. Делать это в спокойной обстановке, а не сразу после приступа паники. Можно мягко расспросить про ощущения ребенка и его эмоции, понять, как выглядит страх.

Второй этап — разговор. У ребенка должно быть ощущение, что родители действительно понимают его и пытаются помочь. Можно не верить, что бабка Грэнни сейчас проберется в квартиру, но представить это. Вспомнить, что мы сами в детстве боялись чего-то. Вера в то, что страх настоящий и ребенок действительно страдает — надёжный мостик взаимоотношений между детьми и родителями, именно он помогает размыть напряжение. Говорить уважительно очень важно.


Не мешайте им выдумывать! Почему детям важны вымышленные миры

Родители могут показать ребенку, что в доме хороший замок и никакой преступник не сможет проникнуть в квартиру. Окна закрываются изнутри, и никакой дракон не сможет залететь. Есть сигнализация, которая сработает в случае проникновения, а они охраняют ребенка в соседней комнате, и мимо них медведь не сможет к нему пройти.

Какие-то вещи можно объяснить логически. Но не все. Родители могут объяснить один раз, второй, третий. А ребенок продолжает в это верить — и часто это начинает раздражать. Может показаться, что наши объяснения какие-то не такие, слова подобраны неправильно или с ребенком что-то не так. Но на самом деле ответ простой — время.

Умение уживаться со своим воображением — это как попытки научиться ходить

То есть человек уже не ползает, но еще не ходит. Ему нужна рука, чтобы перешагнуть порог. Но это физическое: здесь мы видим, какие конкретно есть препятствия и какой прогресс. Со страхами аналогично, только сложнее. Когда этот этап у нас далеко позади, кажется, что надо просто понять, что происходит, — и успокоишься. Но психика детей устроена иначе, им нужно больше времени. То есть какой-то период, так же как с порогом: вы просто живете с этим. Нет быстрого решения. Это требует сил, это выматывает, но это естественно. Лучшее лекарство — эмоциональная поддержка, неспешные разговоры и совместное решение проблемы. Это три главных антидота от страхов.


Следующий этап — думаем, как сражаться. Вспомогательных инструментов много, но все они будут работать только вместе с разговором, пониманием и поддержкой. Хочется, чтобы ребенок прочитал сказку про смелого мальчика, лег спать и больше не боялся темноты. Но это так не работает. Это не значит, что сказка плохая или вы сделали что-то не так. Чтобы вместе придумать способ борьбы, ребенок должен быть готов обсуждать страх.

1. Амулеты. Если придет медведь, а мы стукнем тапком — он уйдет? Если да, то тапок нужно положить рядом с кроватью. Можно сделать ловушку из подушек или завести «волшебный спрей» (например, любой пустой флакончик, на котором будет картинка с условной перечёркнутой Бабой- ягой), сделать волшебную палочку, которую ребенок будет носить с собой, или другой амулет.

2. Рисунки. Страх можно нарисовать и разыграть с ним фантастическую драку. Например, зеленый монстр, который попадает в капкан по пути к дому, а потом приезжает полиция и забирает его. Это наглядно, да и зачастую весело. А процесс, конечно, нужно сопровождать разговором.


Монстры под кроватью, клоуны и пауки: как не превратить детские страхи в фобии

3. Терапевтические сказки. Есть специальные психологические рассказы про детей, которые боялись темноты или незнакомцев, а потом успешно эти страхи побороли. Это хорошая возможность обсудить страх и увидеть пример успешной борьбы. Важный момент при чтении такой литературы — настроение. Опять же не нужно думать, что после прочтения книжки ребенок перестанет бояться. Скорее всего, нет. Это может поддержать, сделать еще один шаг на этом пути. Можно сочинить свою сказку, в которой главный герой обязательно победит чудовище.

4. Свой опыт. Можно рассказать ребенку про свое детство. Сказать, что вам тоже было страшно оставаться в темноте, вы пугались незнакомцев на улице или с криками отказывались носить красные ботинки. Главное — не усугубить детский страх таким разговором, а помочь понять, что это естественное состояние и все рано или поздно справляются с ним. И особенно важным для ребенка может оказаться ваш рассказ о том, что вообще-то у вас тоже был период, когда вы не справлялись, вам было трудно. Это дает детям возможность увидеть, что всем иногда бывает трудно, и вполне ествественно не чувствовать свою «особость» из-за того, что боишься.

5. Сценка. Инсценировка ситуации со страхом часто проигрывается с психологами или в детском саду. Эту сценку можно попробовать повторить дома, но только если процесс не вызывает у ребенка негативных эмоций. Важно акцентировать внимание на смелости ребенка и его способностях побороть этот страх: «Ты старался и победил!»

«Зайди в темноту, и перестанешь бояться»

«Вот Никита боялся, повесил фонарик — и бояться перестал. Может, ты тоже так сделаешь?». Иногда мы стремимся наглядно проиллюстрировать способ решения проблемы, но это не помогает, и дело тут не в словах. Для многих детей спешка — это давление, которое усиливает беспокойство.Как мы уже говорили выше, у каждого ребенка свой темп, и он избавится от страха тогда, когда будет готов.

Мы говорим: «Пойдем я покажу тебе, что в шкафу никого нет». Это действительно может помочь, но порой работает в обратную сторону — может напугать ребенка

Важно, насколько ребенок расстраивается, когда сталкивается с этой ситуацией: как часто этот страх проявляется в течение дня, сколько времени ребенок борется с ним и успокаивается, когда и на что он реагирует (условно, ему страшно только вечером в темноте или это мешает ему еще и выходить на улицу, когда темнеет).

Ночные кошмары и дедушкина болезнь

Если речь идет о ночных кошмарах, то нужно научить ребенка отделять сон от реальности. Дети часто боятся засыпать, потому что для них все действия во сне происходят будто на самом деле. Нужно объяснить, что увиденное называется «сон», он приснился, это было неприятно, но это закончилось. Такое бывает с каждым, и это нормально. Если страшные сны снятся ребенку часто, они могут влиять на соматическое здоровье, тогда можно обсудить этот вопрос с педиатром и неврологом. Но важно помнить: разделять ощущение сна и реальности — то, чему дети учатся не сразу.


Страх смерти — это про опыт. В процессе взросления ребенок постепенно знакомится с разными сложными ситуациями. Например, он узнает, что люди умирают или родители разводятся. Даже идея рождения других детей в семье может пугать. Эти вещи объяснить сложно, потому что они абстрактные. Человек узнает про войны и террористические акты, техногенные катастрофы или какие-то природные катаклизмы. К сожалению, защитить детей от этой информации невозможно, и снова лучшая профилактика — разговор.

И, конечно, мы можем делиться с детьми тем, во что мы верим сами. Тем не менее, даже этого недостаточно — детям нужно сформировать свою понятную картинку, а для этого нужны подробности. Рассказ о том, что дедушка теперь на облачке важен, но его недостаточно.

Чаще это не один разговор: все проговорили, а вопрос начал появляться снова, причем такой же. И ребенку снова нужно время, чтобы понять и осознать, что происходит, ему хочется услышать один и тот же ответ, убедиться, что все происходит именно так, а не иначе.

Нам может казаться, что мы объяснили все подробно, а ребенок начинает еще больше бояться. Например, «дедушка был старенький, он болел, и поэтому умер. Люди могут умирать от болезней».

Ребенок, который думает наглядно, может решить, что и его насморк смертелен. Поэтом нужны подробности: болезни бывают разные, что такое смерть, что значит «перестал жить», что происходит с телом дальше, как его хоронят, что он будет на кладбище и мы будем его навещать — буквально все.

Важно, что борьба со страхом не дело одного дня. Обычно ребенок в ходе взросления боится чего-то и ему требуется время, чтобы побороть страх. Время и поддержка — главная игра, которую можно предложить. Она нередко требует особого внимания, но с ней точно проще. Ребенку нужна эмоциональная поддержка, потому что рациональная часть — это классно (он должен знать, что замки хорошие и сигнализация в рабочем состоянии), но страх — вещь иррациональная.

Монстры под кроватью, клоуны и пауки: как не превратить детские страхи в фобии

Ребёнок может бояться монстра под кроватью или чудовища в шкафу. А может бояться выступать на сцене, спать один в комнате (или в темноте), и переживать, что кто-то из близких когда-то умрёт. Всё это абсолютно нормально. Главное, правильно реагировать, отличать страх от тревоги и не допускать, чтобы всё превратилось в фобию. Как это сделать — психолог Ирина Беляева.

Вы наконец-то вышли из детской, прикрыли за собой дверь, и, налив чашку чая, удобно расположились в кресле, чтобы посмотреть сериал. Проходит минута и вы слышите: «Мама, посиди со мной, мне страшно!». До этого вы долго сидели, светили фонариком под кровать, держали за руку. Всё без толку. Кажется, он просто издевается! Выдыхаете и идёте за ребёнком.

Страх — это естественный, заложенный в нас эволюцией механизм, который помогает выживать и адаптироваться. Он может отсутствовать или, наоборот, быть очень сильным. Это сигнал, что нужно в жизни что-то изменить. Вопрос один: как определить эту границу. Как понять, когда страх — это нормально, а когда нужна помощь специалиста. Кроме того, страх нужно отличать от тревоги.

Тревога — состояние опасения без видимой причины (монстр под кроватью — видимая причина, если что). Вокруг всё спокойно, но хочется срочно куда-то исчезнуть, в животе образуется пустота, сердцебиение учащается, а давление повышается. Тревога помогает нам быть внимательными, удерживать фокус, концентрироваться, но это работа психики на пределе. Такое состояние изматывает. Высокая тревожность у детей может приводить к неврозам и отставанию в развитии. Страх, в отличие от тревоги, имеет конкретные причины, их можно распознать.

Когда страх — это нормально (и совсем не страшно)

Типы страхов меняются в зависимости от возраста и имеют свои особенности.

С рождения младенцы боятся одного — исчезновения мамы или взрослого, который её заменяет. Это понятно: младенцы не способны выжить самостоятельно. Поэтому специалисты по теории привязанности и призывают всех мам реагировать на плач детей, не оставлять их в одиночестве, проводить как можно больше времени в физическом контакте.

В 6-8 месяцев дети начинают бояться незнакомцев. Если ещё недавно они улыбались и протягивали ручки любому встречному, то теперь могут заходиться в плаче даже при виде родной бабушки. Это нормально и пройдёт. И ребёнка, и бабушку нужно просто успокоить. Но если бабушке можно рассказать про возрастную психологию, то младенцу предлагать рациональные доводы по борьбе со страхами не рекомендуется ещё несколько лет.

С 1 года до 3 лет дети боятся сепарации — исчезновения мамы. Ведь именно мама — гарант и залог благополучия (и психического и физического), а ещё любых изменений. Мир расширяется и постепенно исчезает мысль о собственном всемогуществе. Вдруг оказывается, что мир огромный, а ты — маленький. Становится страшно. Нужны островки стабильности. Кому-то из детей важно, чтобы все действия совершались в строго определённом порядке, для кого-то –чёткое положение вещей в пространстве, кто-то любит одни и те же игры, а у кого-то присутствуют все эти формы.

4-6 лет — период иррациональных страхов. Волшебное время развития фантазии, безудержного творчества и игры. А ещё время, когда под кроватями появляются монстры, все кусты в вечернем парке подозрительно шелестят, пена для ванны скрывает, что находится на дне, а поход в туалет в новом месте, особенно с шумящими трубами, становится подвигом.

Ещё 4-7 лет – время, когда мы осознаём, что жизнь невечная, и начинаем думать о смерти, нашей и родных. Именно в этом возрасте дети задают больше всего вопросов о том, что будет, когда я умру, когда умрёт мама и можно ли как-нибудь отменить это.

Дошкольнику пока сложно осознать, что эмоция может быть реальна, а вот то, что её вызвало, — нет. Другими словами, если страх чудовища в канализации реален, то и чудовище есть! Младший школьный возраст — период социального развития, когда дети учатся общаться, работать в группе, понимать, какие они. У них начинает формироваться префронтальная кора мозга и включается рациональное мышление. На смену монстрам из канализационного люка приходят учителя (или одноклассники). Появляются социальные страхи, которые постепенно будут вытеснять остальные.

Как помочь ребёнку победить свои страхи

1. Покажите, что вы понимаете его страх (как минимум не считаете глупостью)

Первое, что мы должны сделать, это показать, что мы уважаем страх и готовы помочь. Высказывания в стиле «Да нет там никого под кроватью!», «Не будь трусом, ты же мальчик!», «Тебе же сказали, что эта собака не кусается» — путь в никуда. Это отрицание детского страха, история, при которой мы бросаем ребёнка одного в стрессовой ситуации. Неважно, что думаете вы. Важно, что чувствует ваш сын или дочь. Поговорите с ними, часто активное слушание работает само по себе.

2. Попытайтесь выяснить, что на самом деле его пугает

Шум от бормашинки, вид сверла или неприветливое лицо врача? Для этого тоже часто достаточно поговорить. Полезно научиться рейтинговать страх по шкале от 0 до 10. Это поможет ребёнку понять, что с ним происходит, и настроиться на работу с собой.

3. Объясните ребёнку, что он не должен скрывать свои страхи

Он может и должен говорить окружающим: «Я не могу это сделать, потому что это меня пугает!». Особенно если речь идёт о детях дошкольного и младшего школьного возраста. Иногда отказ от какой-то деятельность воспринимается другими взрослыми как капризы. Когда страхи названы и озвучены, взрослому (воспитателю, врачу, учителю, тренеру) становится понятнее, как себя вести, уходит и ненужное раздражение. Если же взрослый реагирует в стиле «такой большой, а боишься» — бегите от такого человека как можно дальше, как минимум он не профессионал.

4. Не устраивайте сюрпризы, которые могут испугать

Для детей важна предсказуемость, особенно когда у них период иррациональных страхов. Рассказывайте, что планируется, куда вы идёте, что будет происходить. Если случился переизбыток эмоций (большой и шумный праздник, дальняя поездка, поход в парк аттракционов), помните о важности контакта с вами: поддерживайте контакт глазами, держите за руку, просто позвольте опереться на вас спиной или боком, поглаживайте по голове.

5. Если ребёнок боится клоунов — не надо тащить его в цирк

Страхи можно и нужно приручать, но необходимо разбить задачу на маленькие шаги (как, впрочем, и в любом обучении, если дело касается детей). Например, ваш сын боится собак. Сначала посмотрите на собак на картинках и видео, обсудите, как понять, что собака сердится (положение хвоста, поднятая шерсть на загривке, оскал). Потом можно помахать знакомой собаке издалека, поговорить с хозяином, держа ребёнка на руках на безопасном расстоянии, почитать книги и посмотреть фильмы о собаках, которые дружат с детьми. Правда, тут важно, чтобы вы сами не испытывали страха. Иначе операция провалится.

6. Придумайте игру, где будет задействован страх (но не в лоб)

Есть такая вещь, как эмоциональная интеграция: когда одна эмоция, смешиваясь с другой, гасит предыдущую. В деле борьбы со страхами эта особенность человеческой психики может помочь. Хорошие эмоции дадут необходимый ресурс для интеграции плохого опыта в своё сознание. Например, если ребёнок боится темноты, можно придумать совместные игры в темноте: почитать с фонариком под одеялом, пособирать в тёмной комнате светящиеся игрушки, поиграть с завязанными глазами. Главное, двигаться осторожно, ваша задача — дать положительный опыт.

7. Придумайте способы защиты (от монстров в том числе)

Вооружите сына или дочь: дайте волшебный фонарик, который будет лежать под подушкой и отгонять прикроватных монстров или пульверизатор с антидраконьей жидкостью. Можно подарить невидимый волшебный скафандр. Попросите сына расслабиться, закрыть глаза и представить, что, когда вы нажимаете на «кнопку» на голове, вокруг него образуется непробиваемый защитный экран. Подробно обсудите, какого он размера, цвета, можно ли его увеличивать и уменьшать. Против чего он работает? Против монстров и плохих и обидных слов? Такой экран поможет ребёнку, когда он придёт в новый коллектив, например. Напомните, что легче всего вызвать этот экран, если ноги твёрдо чувствуют пол, а тело — спинку стула.

8. Нарисуйте страх и обсудите его

Самое страшное — неведение. Зачем приходит подкроватный монстр? Какой он, что он умеет, может ли ребёнок показать его? Когда мы играем во что-то (даже в страх), мы начинаем управлять ситуацией. Например, дочь в начальной школе пугает угроза учительницы отвести к директору или замечание в дневнике. Спросите, а что будет, если это произойдёт. Дочка будет плохо себя вести, её отведут к директору, а потом вызовут маму. В конце концов, все дороги приведут именно к родителю, который всегда защитит — и от монстра под кроватью, и от директора.

9. Научите простым упражнениям, как успокоиться в критичный момент

Выясните, где именно живёт страх внутри ребёнка, и научите простым дыхательным упражнениям, которые помогут успокоиться. Например, визуализировать свои лёгкие, как воздушные шарики, которые сдуваются и надуваются при вдохе и выдохе. Можно попробовать практики внимательности (много упражнений в интернете).

10. Разговаривайте обо всём на свете

Как устроена канализация, почему люди боятся пауков, кто живёт в нашем шкафу, что будет происходить в кабинете врача, почему мы умираем, как меняется звук турбин в самолёте при посадке и взлёте, почему учителя разговаривают таким тоном, зачем люди дразнятся, что такое вербальная агрессия и многом-многом другом. Если называть страх — он перестаёт быть таким ужасным.

Если ребёнок совсем ничего не боится — вот тут стоит задуматься о помощи специалиста. Полное отсутствие страхов может говорить о нарушении привязанности, чувствительности или даже каких-то психиатрических заболеваниях.

Разные типы страхов не соответствуют возрастным нормам, не сменяют друг друга, а просто добавляются и сохраняются какое-то время. Если совсем не реагировать или делать это неправильно, всё может перерасти в фобию — неконтролируемый страх, который проявляется в одних и тех же ситуациях.

Страх — базовая эмоция человека. Тут важно решить, кто кем управляет: страх человеком или человек использует страх для адаптации и обучения.

Монстры под кроватью, темнота и ЕГЭ. Чего боятся дети и как родители могут им помочь

Дети боятся настоящего, а взрослые боятся за их будущее. Стоит ли считать детские страхи пустяками? И что будет, если ребёнок не сдаст ЕГЭ? (Спойлер: ничего ужасного!) В программе «Радиошкола» об этом рассказала эксперт по эмоциональному интеллекту и создатель проекта Skillfolio Виктория Шиманская.

Что такое страх и зачем его бояться?


С точки зрения психологии любой страх — это нормально. Если он возник, надо сказать: всё окей, со мной всё хорошо. И только потом начать его проработку. Страхи возникают у нас с детства. И чем раньше вы с ребёнком проработали его страх, прошли сквозь него, тем легче ему будет, когда он вырастет. У человека 30–40–50 лет уже накапливается куча страхов: от боязни темноты до потери работы, кризисов, болезней и всего остального.

Взрослый человек ходит с большим комком страхов, поэтому мы видим тревожных и не очень счастливых людей. Более того, у многих болезней есть психосоматическая основа. Страхи вызывают невротическое состояние, а это приводит к заболеваниям. Так что психическое здоровье — это залог физического. Поэтому так важно вовремя избавить от страхов себя и научить этому ребёнка. Как только появляется страх, помним, что а) это нормально, б) просто начинаем с ним работать.

Как правильно проработать страхи ребёнка?

Точно не стыдить за страхи и не посылать одного в темноту на неравный бой с ними. Нельзя говорить: «Ой, да в тёмной кладовке не страшно!» Или: «Да Бурбуки вообще не существует!» Уважайте личность ребёнка и его страх. Сначала нужно признать: да, тебе страшно. А потом отделить его от ребёнка.

Можно выдуть страх (при помощи мыльных пузырей) или нарисовать чудовище из-под кровати. Можно обойти его, посмотреть, что у страха с другой стороны. Берём мячик в качестве страха и находим у него большие глаза, клыки, потом переворачиваем мячик и ищем хвостик, рассматриваем спинку.

Ребёнок боится Бурбуку из шкафа? Нарисуйте её, придумайте сказку и выясните: а почему она приходит?

Вдруг ей чего-то не хватает? И тут может оказаться, что этой Бурбуке самой грустно. И играть ей не с кем. Так она становится не какой-то страшилкой, а приятным питомцем!

Не принуждайте ребёнка самостоятельно бороться со страхами: «Боишься темноты? Иди в комнату и посиди там два часа! Только так ты перестанешь бояться!» К чему приведут такие методы борьбы? Да, возможно, ребёнок перестанет бояться темноты — или вырастет невротической личностью.

Если страх возник, значит, ребёнок сам не справляется. Боится оставаться в комнате без света? Устройте с ним вечер в темноте как замечательное приключение. С фонариками, свечами, пикником, экскурсией по квартире. Дайте ему опыт управления страхами в игровой форме.

А если ребёнка что-то тревожит, но он сам об этом не говорит?


Применяйте сказкотерапию. Каждый день по 10–15 минут играйте с ребёнком. Во время игры спрашивайте: «Мишка испугался, что его напугало?» Или: «Зайка боится засыпать. Почему? Что с ним произошло?» Ребёнок, рассказывая про игрушку, на самом деле говорит про собственные переживания. Такие игры работают и на профилактику страхов, и на их выявление.


«Не реви, это ерунда!» Как мы обесцениваем детские эмоции и к чему это приводит

Существуют страхи, вызванные конкретными ситуациями, а бывает, что у ребёнка общая тревожность, ничем не вызванная. И вот с ней отлично справляются обнимашки и поглаживания! У детей есть внутренний запрос на тактильность. Когда мы обнимаем и гладим ребёнка, от его тела исходит сигнал и он внутренне чувствует: «Я есть, я существую, со мной всё хорошо!»

Насколько опасны страшилки из мультфильмов и книг?


При этом показывать страшные фильмы и мультики детям категорически не рекомендуется. Это не сам ребёнок создал образы у себя в голове, они были навязаны извне и придуманы для него взрослыми. Такие фильмы могут травмировать детскую психику.

Как взрослому перестать бояться за себя и своего ребёнка?


Представьте, что этот «ужас» действительно произойдёт, как ребёнок представляет в подробностях Бурбуку. Потом ведь происходит самое интересное. Мы с ним задаёмся вопросом: «А Бурбука действительно такая страшная?» И себя мы тоже спрашиваем: «Наша ситуация в самом деле такая страшная? Или из неё можно найти выход?»

Когда взрослый человек боится, что его уволят, он начинает нервничать, делает ошибки, психует, и его на самом деле выгоняют с работы. Когда у нас появляется страх, мы подсознательно делаем всё, чтобы он реализовался. Единственный способ перестать бояться — это представить, что вас действительно уволят, и спокойно это произнести: «Окей, меня уволят. Я потеряю работу. Ну и что?» — и выдохнуть.


«Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях»

То же самое и по поводу страхов за вашего ребёнка. Вы боитесь, что он не сдаст ЕГЭ? Тогда честно представьте ситуацию: он не сдаст ЕГЭ. Станет на какое-то время курьером (на какое-то, а не на всю жизнь!). Кстати, будет много ходить, а это полезно. И вы ведь его всё равно любите, у него всё равно в жизни всё хорошо! А на следующий год он снова будет поступать (может, уже на другую специальность) — или вообще свой бизнес сделает.

Только прожив эту историю, признав её, мы сможем спокойно посмотреть на ситуацию и не задавить ребёнка и самого себя во время сдачи экзаменов. Мы должны пройти сквозь страх, и тогда нам будет легче.

Нам с детства твердят: сюда не ходи, там не открывай, туда не лезь, это неправильно, не сдашь экзамен — будешь дворником. И каждой такой установкой создают тоннельчик и велят идти только по нему.

Ребёнок — это путешественник, первооткрыватель, а его заставляют идти по проторенной дорожке, уверяя, что только она единственно верная

Чем больше коридорчик сужается, тем фатальнее кажется ситуация человеку. Получил двойку — всё, не пойду домой. Вопросы учителю лучше не задавать: вдруг что-то нехорошее скажет в ответ? Если я плохо сдам ЕГЭ — это же крест на моей жизни. И чем взрослее мы становимся, тем больше сужаем этот коридорчик.

Ключевой фактор борьбы со страхами — это гибкость мышления, умение понимать, что всегда есть несколько выходов из ситуации. Я не сдал ЕГЭ — это не фатально. Пойду работать и лучше подготовлюсь. Проиграл соревнования — но это не конец света. В следующий раз выиграю или вообще займусь чем-то другим. Меня уволили с работы — ну и что? Сейчас отдохну, а потом найду новую, ещё лучше старой.

Задача взрослого человека — показывать и себе, и ребёнку, что в любой ситуации может быть не только один выход. И надо научиться находить минимум пять вариантов решения проблемы. Как этот навык вариативности развить? Практикуйтесь ежедневно, тренируйтесь на мелочах. Найдите пять путей, как идти от дома до работы. Пять способов приготовления яичницы. Пять способов по-разному выпить кофе.

Приучите себя, что в любой ситуации можно что-то поменять или вообще повернуть на 180 градусов, а не идти всё время одним тоннелем. Тогда страхи исчезнут из вашей жизни!

Полную запись интервью с Викторией Шиманской слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».


Терафобия (боязнь монстров) чрезвычайно распространена среди детей дошкольного возраста. Как правило, она уменьшается в течение нескольких лет и встречается уже довольно редко среди учеников средней школы.

Страхи - это нормальная, здоровая часть детского развития. Они помогают научиться осмысливать окружающий мир и развивать навыки сосуществования с ними. По этой причине фобии, как правило, не диагностируются у детей в возрасте до 18 лет, если только они не длятся более шести месяцев и не вызывают клинически значимого дистресса или расстройства.

Чего боятся дети?

У детей боязнь монстров часто принимает неспецифическую форму. Вместо того чтобы бояться Франкенштейна, Дракулы или Годзиллы, ребенок боится, что "монстр" живет у него под кроватью или в шкафу.

Некоторые рисунки могут напоминать персонажа телевизионного мультфильма, похитителя, который появился в вечерних новостях, или даже соседа, которого соседские дети называют "жутким".

В этих случаях ограничение воздействия ребенка может помочь уменьшить страх.

Есть много вещей, которые родители могут сделать, чтобы помочь уменьшить страх ребенка. В том числе:

Подумайте об использовании распылителя - пустого, частично заполненного цветной водой или ароматерапевтическим спреем - перед сном.

Опрыскайте шкаф, под кроватью и в любом другом месте, где, по мнению ребенка, может скрываться монстр.

Проводите релакс-процедуры перед сном, чтобы успокоить нервы ребенка. Теплая ванна, стакан воды и сказка на ночь способствуют расслаблению и успокаивают сон. Если ребенок боится темноты, подумайте о ночнике. Сон с домашним питомцем также может обеспечить чувство защиты.

Некоторые дети могут погрузиться полностью в свою проблему. Попробуйте на ночь провести совместную проверку комнаты на наличие монстра, распылить спрей и уйдите.

Используйте наклейки, чтобы отмечать ночи, когда ребенок остается в постели всю ночь, не вызывая вас в свою комнату. Когда будет собрана неделя наклеек, разрешите ребенку обменять их на любимое лакомство, например, поход в парк или порцию печенья.

Никогда не смейтесь над страхом ребенка, не используйте страх как угрозу для сдерживания плохого поведения или не унижайте его за то, что он боится. Проявите уважение и чуткость к чувствам малыша, уверив его, что все обязательно будет хорошо.

Боязнь монстров у подростков и взрослых

У детей старшего возраста и взрослых боязнь монстров обычно принимает более конкретную форму. Часто причиной кратковременных страхов являются фильмы ужасов, особенно если смотреть их прямо перед сном. Эти страхи, как правило, длятся не более пары ночей и проходят при включенном свете или при отвлечении на другие темы - например, просмотр комедии.

Если страх длится больше нескольких ночей, это может быть ранним признаком истинной фобии. Страх может быть обобщенным, или он может быть связан с определенным типом существ, таких как вампиры, зомби или призраки. Страх перед колдовством иногда связан со страхом перед чудовищами. Эти фобии часто основаны на смеси суеверий, городских легенд и религиозных учений.

Оставленная без внимания фобия может со временем только обостриться. К счастью, как и все фобии, боязнь монстров хорошо поддается различным методам лечения.

Читайте также: