Каретная стяжка над кроватью

Обновлено: 07.07.2024

Каретная стяжка для кровати своими руками: особенности, плюсы и минусы, материалы для изготовления

Каретная стяжка, еще известная под другим названием «капитоне», является одной из самых эффектных и статусных видов отделки для мягкой мебели. Если вы хотите кардинально преобразить интерьер спальной комнаты, стоит попробовать обтянуть объемными ромбами или квадратами изголовье кровати, дополнив его декоративными элементами: крупными пуговицами или необычными стразами, подходящими по стилю. Это позволит оживить обстановку и вдохнуть что-то новенькое в дизайн помещения.

Каретная стяжка: особенности и отличия

Каретная стяжка носит свое название не просто так. Известно об ее использовании еще с середины 18 века. В то время во Франции, при правлении Наполеона III этот вид отделки активно использовали для декорирования внутреннего убранства карет. «Капитоне» считался символом богатства, роскоши и высокого статуса человека. Позднее технику каретной стяжки стали применять и в других странах Европы, оценив ее красоту.

Оформление стяжкой карет

До сих пор популярность такой отделки спинок и других элементов мебели остается достаточно высокой. Так, например, одним из признаков, по которым можно узнать мягкий диван Честерфилд.

Диван Честерфилд

Он полюбился тем, кто не терпит тривиальных решений в интерьере и всегда ищет особенные и уникальные вещи для своего дома, будь то мебель, межкомнатные двери или аксессуары.

Также используется техника «Капитоне» для декорирования больших настенных панелей, занимающих все пространство от пола до потолка, различных элементов мебели, будь то спинка, подлокотники или сиденье.

Стеновая панель в стиле каретной стяжки

Иногда она применяется для отделки различных мелочей для интерьера, например, подушек или матрасов. Узнать каретную стяжку очень просто: у нее обязательно есть мягкая обивка, которая, кажется, держится только на одних пуговицах. При этом натянутое полотно образует симметричный рисунок: квадраты или ромбы одинакового размера.

Каретная стяжка макро

Как правило, для внешней обивки кресел, диванов или кроватей выбирают плотные и износостойкие ткани, которые легко чистятся и прослужат много лет. Обычно это: кожа – натуральная, искусственная, эко, замша, флок, велюр или бархат.

В качестве фиксирующих элементов берут пуговицы с нитями, специальные мебельные гвозди, украшенные стразами, жемчужинами или бусинами.

Использование страз для каретной стяжки

Изготовление каретной стяжки своими руками

Как правило, мебель с каретной стяжкой стоит гораздо больше, чем стандартные модели. По этой причине некоторые покупатели решают самостоятельно сделать обивку изголовья кровати или стены за ней. Но иногда и просто хочется обновить интерьер, используя столь нестандартную технику. Так, вы без сомнения существенно поменяете интерьер, если сделаете каретную стяжку своими руками для старенькой кровати. Конечно, процесс этот достаточно трудоемкий, зато результат по-настоящему впечатляет.

Кровать с изголовьем каретная стяжка

Диван Рио Микровельвет Коричневый/Экокожа Бежевый 126

Кровать Герда Микровельвет Фиолетовый 140

Кровать Кантри Экокожа Бежевый 160

Кровать Сицилия Велюр Голубой 160

Кровать Амели БП/М Экокожа Бежевый 140

Кровать Селеста П/М Ткань Синий 140

Кровать Стефани БП/М Ткань Серый 140

Плюсы и минусы картеной стяжки

Почему многие предпочитают делать обивку «Капитоне» самостоятельно, не покупать уже готовое изделие:

  • у вас появляется шанс изготовить действительно уникальную мебель, которую вы не увидите больше нигде;
  • дизайн, цветовая гамма и стиль будут полностью совпадать с вашим интерьером или идеально впишутся в тот дизайн, который вы хотите воплотить в жизнь;
  • нет необходимости выбирать из ограниченных вариантов, ведь все необходимые материалы вы приобретаете самостоятельно: ткань по цвету, фактуре, плотности, цене;
  • вы существенно сэкономите бюджет, делая все своими руками.

Конечно, прежде чем начать перетягивать изголовье кровати каретной стяжкой, стоит внимательно изучить инструкцию и продумать все шаги.

Эскиз каретной стяжки для кровати

В первую очередь решите сами для себя, что вам больше нравится: ромб или квадрат. Нарисуйте примерный эскиз.

Разметка эскиза

Само же изголовье для первой перетяжки (если вы новичок в этом деле) лучше выбрать стандартной формы – прямоугольное или квадратное. На следующем этапе определитесь с материалом, которым будете обтягивать мягкое основание. Отдавайте предпочтение специальным мебельным тканям, так как они отличаются большей плотностью и медленнее изнашиваются. Старайтесь отказаться от обычного портновского полотна, как бы оно вам ни нравилось. Слишком тонкая ткань может повредиться еще на этапе натягивания. Как правило, для каретной стяжки используют однотонные полотна, очень редко с набивным рисунком, что вызвано особенностями техники. Дело в том, что при натяжении рисунок деформируется и выглядит не так эффектно. При использовании обтяжных пуговиц вам понадобится пресс. Приобретите его заранее или позаботьтесь об изготовлении необходимых крепежных элементов в мебельной мастерской. Также можно посмотреть ассортимент мебельных пуговиц в специализированных магазинах.

Материалы для изготовления каретной стяжки

Когда вы подготовили эскиз и определились с расходными материалами, самое время подумать о том, какие еще инструменты вам понадобятся. Вот что вам пригодится:

  • лист фанеры, который послужит основанием изголовья (ему необходимо будет придать нужную форму);
  • полотно плотной мебельной ткани с запасом (он должен быть существенным, так как большое ее количество уходит на образование складок);
  • мебельные пуговицы;
  • мягкая основа (поролон) толщиной от 5 см для изголовья;
  • наполнитель синтепон;
  • крепежный и подручный инструмент: мебельный степлер, нож, ножницы, переплетные иглы, дрель с насадкой цифенбор для образования ровных отверстий;
  • клей.

Перед покупкой поролона проверьте его назначение (обычно указано на упаковке производителем). Не забудьте посмотреть плотность и эластичность. Если эти параметры достаточно высоки, то изголовье кровати прослужит долго и не деформируется.

Клей тоже рекомендуется использовать специализированный, предназначенный для склеивания поролона. Он не должен иметь в составе токсичных и вредных веществ, например, толуол и трихлоэтан. Кроме того, обычно такие клеи не отличаются хорошими адгезивными свойствами. Лучше всего, если вы приобретете состав на основе неопрена, полиуретана, бутадиенстирола. Как правило, клеи, предназначенные для поролона, отличаются низкой или нулевой токсичностью, хорошо склеивают поверхности, образуя прочный шов, относительно эластичны и влагостойки.

Клей для поролона

Как подготовить основание для изголовья

Прежде чем делать отверстия в листе поролона, следует выполнить разметку.

Отверстия в поролоне

Возьмите маркер и длинную линейку и расчертите схему каретной стяжки. Еще проще заранее из обычной бумаги вырезать обычный ромб или квадрат, а после, используя его, разметить лист поролона. В самом начале нанесите две направляющие – вертикальную и горизонтальную полосы. А после приложите шаблон центром в точку пересечения осей, а потом расчерчивайте последовательно.

Верхние отметки ромбов – это места крепления пуговиц. Именно здесь вам при помощи дрели нужно сделать ровные отверстия в поролоне. Если дрели в хозяйстве не нашлось, то можно использовать отрезок металлической трубы, однако придется потрудиться с прорезанием поролона. Можно попытаться даже сделать отверстия канцелярским ножом, во время стяжки огрехи и неровности на мебели будут скрыты.

Далее необходимо разметку с поролона перенести на подготовленный лист фанеры.

Отверстия в фанере

Положите лист поролона на фанеру и отметьте точки по отверстиям. Здесь без дрели уже не обойтись, так как она понадобится, чтобы сделать аналогичные отверстия в жестком основании изголовья.

Просверливание отверстий

На следующем этапе приклейте поролон к фанере, соблюдая симметричность отверстий. Не забудьте использовать специальный клей для пористых материалов, а также читать инструкцию к нему. Возможно, вам понадобится время, чтобы подождать, пока клеящий состав схватит поверхности. После проверки прочности изготовленного изделия его следует накрыть тонким слоем синтепона. Закрепите его при помощи резинового клея к поролону.

Уплотнение синтепоном

Обтяжка тканью изголовья кровати

Теперь изголовье готово, осталось придать ему красивый и нарядный вид. Здесь вам понадобится ткань, разместите ее с крайней стороны слева и двигайтесь постепенно вверх и правее. Каждое отверстие следует закрепить при помощи двух игл, которые выводят через поролон на обратную сторону фанеры, где фиксируют нить несколькими скобами зигзагом мебельным степлером.

Фиксация полотна

Когда вы пройдете таким образом несколько рядом, то увидите, что постепенно образуется задуманный вами рисунок – ромбы или квадраты. Когда вы закончите продевать все отверстия, закрепите края оставшейся ткани с другой стороны фанеры.

Фиксация краев

Декорирование каретной стяжки

Чтобы изголовье кровати с каретной стяжкой выглядело солидно и красиво, декорируйте его пуговицами. Алгоритм действий такой же: возьмите две игры и выводите нить на обратную сторону фанеры. Не рекомендуется использовать сразу пуговицы для закрепления полотна, поскольку есть риск их отрывания при эксплуатации кровати. В этом случае рисунок ромб или квадрат будет нарушен.

Пуговицы для каретной стяжки

По завершении работ фанеру с обратной стороны обивают другой тканью (спандбонд или бязь). При желании в качестве дополнительного декоративного инструмента можно использовать резной багет.

Кровать с резным багетом

Чтобы ваша старая кровать выглядела действительно как новая, используйте ту же мебелью ткань для обтяжки основания. Тут вам также понадобится поролон с тонким слоем синтепона. Полотно закрепляется аналогичным образом при помощи степлера, скобы оказываются на внутренней стороне короба, где их не видно.

Полная перетяжка кровати

Таким образом, сделать изголовье для кровати в стиле каретной стяжки не так уж и сложно. Главное, правильно рассчитать количество ткани выбрать правильные крепежные элементы и безвредный клей. В результате вы получите совершенно новую кровать, которая по праву станет уникальным украшением вашей спальни.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих


Каретная стяжка или капитоне пришла к нам из Франции 18 века и до сих пор пользуется популярностью у любителей помпезного интерьера. Декораторы украшают ею изголовье кроватей, мягкую мебель, стены и даже потолки.

И, несмотря на кажущуюся сложность, совладать с ней сможет любой умелец – нужны только сноровка, терпение и практика.

Для начала приклеим основание к поролону. Клей наносим кисточкой на мебельный щит.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Переворачиваем основание и плотно прижимаем к поролону. Со всех сторон придавливаем ЛДСП, чтобы приклеивалось равномерно.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Лезвием вдоль щита срезаем лишний поролон.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Наносим разметку на основание. Для этого отступаем по 7 см со всех сторон щита и чертим прямоугольник.

Отступ нужен, чтобы при утяжке поролон с краёв не сплюснулся. Центр прямоугольника делим на секции ромбами. Размеры ромбов на своё усмотрение, главное чтобы они не были мелкими и распределялись равномерно.

У нас получились 150мм в ширину и 172мм высотой. Чтобы узнать высоту, длинную сторону прямоугольника делим на желаемое количество ромбов.

При расчерчивании, по краям откладываем половину высоты ромба, остальные целые. То же самое при расчёте ширины.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Просверливаем точки пересечения линий на разметке.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

На поролоновой стороне тоже нужно просверлить отверстия. Чтобы сделать это строго по разметке можно пойти 2-мя путями.

Первый – расчертить такую же разметку, как на щите. Второй, проще и точнее, – со стороны щита воткнуть длинную иглу, на выходе в поролоне наметить точку.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

С помощью специальной насадки просверлить отверстия в поролоне.

Поролон накрываем синтепоном с большим запасом по краям для подворотов. Этот шаг можно пропустить, если нет материала.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Степлером пристреливаем синтепон к щиту.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Лишний синтепон отрезаем, углы аккуратно подворачиваем.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Пальцами продырявливаем синтепон в местах отверстий в поролоне.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Подготавливаем кожзам. На внутреннюю сторону наносим разметку. Учитываем формулу – к размеру ромбов на основании прибавляется 2/3 толщины поролона.

Например, наш поролон толщиной 50мм, значит 50х2/3=33,33. То есть к сторонам ромба прибавляем по 33мм. У нас получается 150+33=186мм и 172+33=205мм.

Значит на кожзаме чертим ромбы с высотой 205мм и шириной 186мм. По периметру у нас 70мм, которые были заложены на основании, 50мм – высота поролона и 50мм – на подворот, куда будут забиваться скобы. Всего отступ 170мм от края.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Подготавливаем нити для стяжки примерно по 40см длиной, по количеству отверстий.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Нитки будем продевать с помощью нехитрого приспособления – длинной иглы с петелькой на конце. В петельку продеваем нить для стяжки, сложенную пополам.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Вкалываем иголку под углом в кожзам в месте пересечения ромбов. Выводим один конец нита с другой стороны.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Дальнейшие действия с обивкой покажем на примере лоскутка, в углах которого продеты нити для стяжки.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Нити лоскутка продеваем в углы одного из начерченных ромбов, выводим со стороны щита.

Степлером закрепляем нить на щите двумя скрепками, затем загибаем её в обратную сторону и снова пристреливаем. Перед фиксацией нить хорошо затянуть.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Таким образом кожзам ложится выпуклым ромбом со складками на краях.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Так ряд за рядом фиксируем стяжки.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

После каждого ряда руками выравниваем складки.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Концы нитей подрезаем, чтобы не болтались.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

По завершению фиксации ромбов переходим на закрепление краёв полотна. Натягиваем ткань, пристреливаем и выравниваем складки.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

На углах кожзам крепим немного внахлёст, чтобы получилось аккуратно.

Каретная стяжка: инструкция для начинающих

Когда стяжка основания готова, продеваем пуговицы. Для этого используем ту же иглу с петлёй.

Каретная стяжка: особенности изготовления и инструкция для начинающих

Каретная стяжка: особенности изготовления и инструкция для начинающих

Каретная стяжка (другие названия: капитоне, узорная стёжка) остается модной с самого возникновения несколько столетий назад. Правда, сегодня формат декора несколько сместился: каретная стяжка используется как в мебельных обивках, так и в роли украшения интерьера, в виде различных панелей. Разбираемся, какие разновидности капитоне существуют, как выбрать материалы и аксессуары, как правильно ее выполнить.

О каретной стяжке и ее разновидностях

Характерная техника стяжки стала использоваться в европейских странах, начиная с середины 18 века. Сначала таким способом оформляли сидения и стены карет, благодаря чему внутреннее пространство экипажа долго сохраняло эстетичный внешний вид и комфорт.

К началу 19 века применение капитоне расширилось: ее стали использовать для обивки мягкой мебели: кресел, диванов и пуфиков. Символом популярности техники до сих пор остается изысканный английский диван «Честерфилд». Одновременно отделка появилась в изголовьях кроватей и в виде панелей на стенах.

Каретная стяжка способна вписаться в любой современный интерьер, ведь для ее изготовления можно использовать самые разные ткани или кожу. Принцип выполнения капитоне один – используется стягивающая стёжка, но по результату (внешнему виду) выделяют две ее разновидности:

  • С диагональным (ромбическим) рисунком.
  • С прямым (квадратным) рисунком, более удобная для самостоятельного изготовления форма.

Существует два подхода к изготовлению капитоне:

  • Используют материал с большим запасом по площади, на нем формируют ромбовидный или квадратный рельеф. Затем подготовленное полотно используют для обшивки выбранной поверхности.
  • Рельеф формируют на отдельных кусках ткани или кожи (как правило, они имеют точные размеры, так как вырезаны по выкройке). Затем с их помощью облицовывают предмет или поверхность.

Классическая техника предусматривает использование гвоздей, которые соединяют между собой с разной степенью натяжения, зависящей от места расположения. Для соединения используют любой подходящий материал: проволоку, ремни, ленты, а шляпки гвоздей обтягивают обивочным материалом. Над каждым гвоздем закрепляют большую (объемную) пуговицу, обтянутую материалом или декоративную.

Достоинства и область применения

Если вы не имеете представления, как делается каретная стяжка, процесс покажется трудоемким. Он действительно потребует от исполнителя времени, аккуратности и усидчивости. Несмотря на это, техника остается востребованной благодаря многочисленным достоинствам:

  • Независимо от места выполнения (мебель, стена или панель) капитоне придает интерьеру элегантный вид «с историей».
  • Качественно выполненная обивка удобна в эксплуатации, отличается прочностью и долговечностью.
  • Если предполагается отделка стен, стяжка повысит уровень звуко- и теплоизоляции. Поверхность стен не надо подготавливать, выравнивать, как для обоев или окрашивания; декор скроет все дефекты.
  • Как и любая обивка, стяжка ремонтопригодна; достаточно иметь в запасе пару пуговиц и остатки обивки.
  • Поверхность капитоне нетребовательна к уходу; обычно хватает чистки пылесосом или влажной уборки (для кожи).

Каретная стяжка пригодна для декора любых поверхностей. В больших объемах (на диване или стене) она придает интерьеру респектабельный, пышный вид. В малых дозах (например, на кресле или пуфике) она выглядит романтично, но остается яркой акцентной деталью независимо от материала и цвета.

Особенности выбора материалов

Перед тем, как сделать каретную стяжку, необходимо запастись подходящими материалами, и тут имеются некоторые ограничения и важные оговорки. Что касается ткани, то она должна быть плотной – тонкий материал в местах крепежа гвоздей порвется.

Рисунок на ткани значительно усложняет работу, причем не только новичкам, но и профессионалам. Поэтому для первого опыта материал точно следует выбирать однотонный; в противном случае вы рискуете получить неопрятный на вид декор даже при идеальном выполнении.


При выборе фактуры текстиля следует отталкиваться от способа крепления декора к основе: в случае использования гвоздей ограничения отсутствуют. Но, если предполагаются крупные пуговицы, стоит отказаться от ворсистой ткани (например, бархата). Ворс под пуговицами трудно очищается, а сами пуговицы, обтянутые бархатом, быстро потеряют первоначальный лоск.

В случае, если орнамент желателен (например, для задач интерьера), его подбирают с учетом геометрии стяжки. То есть узор на ткани должен быть ромбическим или квадратным, чтобы максимально совпадать с линиями стяжки. Если мебель имеет сложную форму, рисунок к стяжке подобрать практически нереально, в этом случае мастер может подогнать стяжку к рисунку.

С другой стороны, хотя однотонные ткани считаются классикой, интересным выбором может стать мелкий рисунок или узор, фактурное полотно, даже полоса. Здесь главное подобрать текстиль так, чтобы шаг крепления соответствовал узору.

Традиционно для обивки выбирают следующие виды материалов:

  • Шенилл. Стойкий к износу материал жаккардового типа со сложным рисунком плетения, в состав которого входят нити с ворсинками. Для обивки используются плотные сорта шенилла, мягкие и эластичные. В составе много хлопка, встречаются добавки вискозы, иногда синтетики.
  • Жаккард. Семейство тканей с разными типами переплетения, и красивым рельефом. Жаккард хорошо сохраняет цвет, стоек к истиранию и растягиванию. Для стяжки стоит подбирать материал без крупных и ярких рисунков.
  • Флок. Ткань с характерным ворсом на лицевой стороне. Флок обладает повышенной плотностью и прочностью, что делает его подходящим для каретной стяжки; текстура материала может быть гладкой или с рельефом.
  • Велюр. Ворсовая ткань с мягкой, бархатистой лицевой поверхностью. Материал имеет натуральный состав (хлопок, шелк, шерсть), благодаря пластичности его просто натягивать.
  • Кожа, натуральная или искусственная. Натуральный материал характеризуется особой прочностью и носкостью. Искусственный уступает ему в этих качествах, зато имеет бюджетную стоимость.
  • Экокожа. Она хорошо держит форму, обладает воздухопроницаемостью и достаточной стойкостью к истиранию. Основой служит хлопковое полотно, на которое наносится полимерный слой с характерной текстурой.

Пуговицы являются важным элементом капитоне, и их выбирают, руководствуясь следующими принципами:

  • В классическом исполнении их обтягивают тканью, из которой выполнена обивка.
  • Заменяют подходящим по смыслу декором: стразами или бусинами; известны варианты с монетами или декором из цветов. Главное, чтобы крепеж гармонировал с идеей интерьера.

Также для того, чтобы сделать каретную стяжку на мебели, понадобится наполнитель, способный хорошо держать форму, пружинить при прогибе. Чтобы получить глубокий и прочный рельеф, используют два слоя наполнителя, например, поролоновый лист, а под ним – вспененный полиэтилен. Можно выбрать латекс или мебельный синтепон. Для основы подойдет листовой материал: фанера, ДСП или МДФ.


Чертеж

Если вы никогда не занимались изготовлением каретной стяжки, то начать лучше с изготовления простого предмета, например, небольшой банкетки, сиденья тумбы в прихожую или диванной подушки. Такая осмотрительность совсем нелишняя: вы освоите приемы работы, а опыт выявит ошибки.

Значительно упростит работу построение чертежа, на котором указывают размеры и схему будущей стяжки. Проще всего сделать стяжку для плоского декора, например, для изголовья кровати. Размер изголовья обычно совпадает с шириной кровати, а высоту задают по своему вкусу. Затем выполняют следующие действия:

  • Наносят размеры и положение рисунка. Красивее смотрится классический ромбовидный рисунок, поэтому чаще выбирают именно его. Вид изголовья будет зависеть от размера ромбов, его определяют по своему вкусу.
  • Намечают свободное поле по краю заготовки, например, 5 см по горизонтали, 10 по бокам. Размер полей также выбирают произвольно, а внутри оставшейся площади размечают схему стяжки.

В каретной стяжке расчет ромба на ткани делается сначала на чертеже (для новичка это подстраховка, чтобы избежать ошибки). Площадь внутри полей делят на квадраты. Если предполагается использовать ромб, через квадраты проводят диагонали, что позволяет выявить форму ромба. Чтобы получить более вытянутый ромб, площадь расчерчивают не на квадраты, а на прямоугольники. В точках пересечения ромбов будут располагаться пуговицы.

Видео описание

О порядке изготовления капитоне в следующем видео:

Материалы и инструменты

На основании чертежа приобретают материалы. Для изготовления изголовья потребуется сделать следующие закупки:

  • Основа. Лист фанеры нужного размера и толщиной минимум 8 мм.
  • Обивка. Для небольшого декора простой формы будет достаточным запас в 50 см по длине и по ширине. Общее правило: материала покупают примерно в полтора раза больше, чем фактические размеры.
  • Наполнитель. Лист поролона достаточных габаритов и толщиной 50-70 мм. Поролон можно заменить другим материалом, например, синтепоном.
  • По чертежу рассчитывается необходимое количество пуговиц или гвоздей. Диаметр шляпки примерно 15-20 мм.
  • Стягивать пуговицы удобно с помощью прочного капронового шнура.
  • Дополнительно понадобится лист картона в натуральную величину изделия. Из него будет вырезан шаблон для изготовления отверстий в поролоне (опционный элемент).
  • Подготовленный поролон будет наклеиваться на фанеру, для чего нужен мебельный клей.

Из инструментов понадобятся следующие девайсы:

О простейшей каретной стяжке своими руками в следующем видео:


Порядок изготовления

После расчета каретной стяжки выполняют следующие операции:

  • С помощью маркера и линейки на лист поролона наносят сетку из ромбов.
  • В местах крепления пуговиц (или просто нитей для утяжки) в поролоне проделывают отверстия.
  • Совмещают лист фанеры и поролоновый мат (они должны быть одинаковыми). Через отверстия разметку переносят на фанеру. Иногда поступают по-другому: делают шаблон с отверстиями из картона, с помощью которого дырявят поролон и размечают фанеру.
  • В фанере просверливают отверстия, строго по центру пересечений. Затем к ней приклеивают поролон, чтобы не допустить смещения.
  • Мебельную ткань выкладывают на основу так, чтобы ее край был совмещен с основой (с другой стороны остается запас).
  • Начиная с совмещенной стороны, закладывают стежки, постепенно расходуя запас материала. Новичкам советуют сначала делать утяжку ниткой, а пуговицы пришивать в последний момент.
  • Во время работы ткань необходимо располагать так, чтобы получались равномерные «правильные» складки.
  • Оформляют край изголовья: ткань закрепляют скобами с изнанки фанеры.
  • Изголовье декорируют пуговицами или стразами, и устанавливают на место.

О том, как сделать изголовье кровати, в следующем видео:


Коротко о главном

Каретная стяжка относится к эффектным способам декорирования мебели и интерьера. Стяжка оформляется в виде квадратов или (чаще) ромбов; в углах фигур крепят мягкие пуговицы или другой декор.

Чтобы освоить технику, необходимо начинать с небольшого предмета или простой формы; идеально подойдет диванная подушка, обивка скамеечки или изголовья кровати. Полезно нарисовать чертеж: он поможет правильно разметить поролон и фанеру, рассчитать, сколько понадобится ткани и других материалов.

Для выполнения капитоне нужна аккуратность – отклонение от схемы исказит стяжку, изделие будет выглядеть неряшливо. Мастера рекомендуют сначала делать утяжку ниткой, и только потом прикреплять пуговицы, чтобы не повредить материал.

Каретная стяжка своими руками пошаговая инструкция: фото дизайнов и видео-инструкция

Каретная стяжка своими руками – это достаточно сложный, но интересный процесс, с которым способен разобраться любой желающий человек.

Каретной стяжкой называется один из методов декорирования предметов мебели, дверей или даже стен. Когда-то он был чрезвычайно популярен, но затем, с появлением новых технологий отделки, понемногу растратил свои лидирующие позиции. И в наше время приобрести мебель, качественно обшитую по такой технологии, достаточно сложно: во-первых, потому что ее не слишком много представлено в продаже, во-вторых — она часто обладает пугающей стоимостью.

Каретная стяжка своими руками пошаговая инструкция

Каретная стяжка своими руками пошаговая инструкция

Как первое, так и второе обстоятельство связаны с трудоемкостью процесса, что при массовом изготовлении мебели становится просто невыгодным для производителя. Поэтому каждый мебельный аксессуар или настенное панно, выполненные в этой технике, нередко считаются чуть ли не эксклюзивными вариантами. Но можно попробовать выполнить такую отделку и самостоятельно. Этому и посвящается настоящая публикация — каретная стяжка своими руками пошаговая инструкция.

Каретная стяжка и ее особенности

Что такое каретная стяжка

Появилась техника каретной стяжки или «капитоне» несколько столетий назад во Франции. Ее использовали для обшивки сидений и внутренних стен карет аристократии, благодаря чему они приобретали не только комфортность и эстетичный внешний вид, но и определенное утепление и звукоизоляцию.

Позднее эта техника стала использоваться не только в средствах передвижения, но и для обивки предметов мебели — пуфиков, диванов, кушеток и кресел, изголовий кроватей, а также просто для украшения интерьеров.

Особенно хорошо подходит каретная стяжка для облицовки стен в спальне, где важно для полноценного отдыха создать атмосферу покоя.

Особенно хорошо подходит каретная стяжка для облицовки стен в спальне, где важно для полноценного отдыха создать атмосферу покоя

Да и сегодня каретную стяжку можно увидеть не только на мягкой мебели. Часто пользуются похожей технологией при обивке дверей. А некоторые собственники жилья декорируют ею стены комнат, не только придавая помещению оригинальность, но и защищая его от шума, идущего от соседей.

Интересен тот факт, что за многовековую историю использования подобной технологии, она не претерпела существенных изменений, что, безусловно, лишний раз говорит о ее совершенстве и долговечности. Рельефный рисунок, создаваемый при ее обустройстве, отличается особым разнообразием – это ромбы, квадраты, имеющие объемную форму, несколько реже встречаются треугольники.

В качестве деталей, и фиксирующих материал на отделываемой поверхности, и придающих объемность обивке, в этой конструкции выступают мебельные пуговицы или же декоративные гвозди с широкими шляпками. Как пуговицы, так и шляпки гвоздей обязательно обтягиваются кожей или тканью (чаще всего – такой же, что применяется для обивки).

 Обшивка пуговиц тканью вручную для каретной стяжки.

Обшивка пуговиц тканью вручную для каретной стяжки

Профессиональные мастера изготавливают такие металлические пуговицы на специальном прессе. Но их можно сделать и вручную, подобрав нужный диаметр и обтянув их тканью или кожей.

Любая каретная стяжка производится по одному принципу, но несколько разными способами. Каждый мастер выбирает из них тот, что более удобен для него в исполнении. Главным, в конечном итоге, является конечный результат.

Способы закрепления материала на основании.

Способы закрепления материала на основании

Итак, облицовка по технологии каретной стяжкой допускает два различных подхода:

  • Подготовленные поверхности обшиваются цельным полотном материала, которому затем придается задуманная рельефность.
  • Облицовка производится отдельными фрагментами ткани или кожи определенных размеров, вырезанных по выкройке.


Для обшивки каретной стяжкой применяются разные материалы – это натуральная или искусственная кожа, замш, велюр или просто очень плотная ткань. Однако, выбирая замш или велюр, необходимо помнить, что этот тип покрытия потребует специального и частого ухода, так как в тканевом ворсе может накапливаться большое количество пыли.

Преимущества каретной стяжки

Популярность техники каретной стяжки легко объясняется ее многочисленными достоинствами. Недаром же она не выходит из моды несколько веков.

  • Объемная обшивка делает весьма комфортной — на диване с такой отделкой удобно сидеть или лежать.
  • За поверхностью «капитоне» легко ухаживать, даже если для обшивки использовалась не традиционная кожа, а ткань. Достаточно регулярно очищать поверхности с помощью пылесоса.
  • Обивка отличается высокой прочностью и долговечностью в эксплуатации.
  • Если требуется замена внешнего покрытия (износ, неудаляемые пятна, или просто – поднадоело), ткань или кожу несложно заменить, сохраняя при этом мягкий слой и основу. Можно заменить и только лишь отдельные случайно поврежденные участки отделки.
  • Техника каретной стяжки подходит, в принципе, для декорирования любых поверхностей. , а также другие поверхности, облицованные подобным способом, придают интерьеру респектабельность.
  • Важна способность отделки придавать стенам дополнительное утепление и шумопоглощающие качества. Это тоже можно смело отнести к преимуществам такой техники.
  • Если каретная стяжка выбирается для отделки стен, то их поверхности не требуют слишком тщательного выравнивания.

Самостоятельная обивка по технологии каретной стяжки

Некоторые рекомендации по работе в технике каретной стяжки

Перед тем как перейти непосредственно к пошаговому рассмотрению технологии каретной стяжки, имеет смысл познакомиться с общими рекомендациями, которыми делятся опытные мастера.

  • Первым шагом всегда подготавливается тщательно продуманный чертеж будущей облицовки с соответствующими размерами. Без этого невозможно сделать качественную каретную стяжку.
  • Если каретная стяжка будет выполняться впервые, то рекомендуется потренироваться на небольшой панели, размером примерно в 500×500 мм. Иначе можно запросто испортить основной материал.
  • Материал, выбираемый в качестве основы, должен иметь определенную прочность и толщину, чтобы при выполнении работ не произошло деформации или даже разрушения конструкции. Выполнение каретной стяжки все же требует приложения определенных механических усилий.
  • Поролон приклеивается к основанию с помощью специального клея, который продается в банках или в виде аэрозолей. Последний вариант более удобен в применении и значительно ускоряет работу.
  • Отверстия в поролоне и фанере, согласно составленной схеме, можно просверливать только после полного просыхания клея.
  • Для правильного нанесения на поролон разметки, рекомендовано сначала нанести ее на картон того же размера, что и облицовываемая панель.
  • Если для обшивки панели выбирается ткань, она должна быть плотной и качественной. Тонкий вариант материала на этой цели не подойдет, так как в области проколов и крепления гвоздей, тем более при неизбежном натяжении, ткань может «поползти».
  • Не стоит для обивки выбирать материал, имеющий рисунок, так как в завершенном виде отделанная панель или предмет мебели будут выглядеть неаккуратно.
  • При необходимости внести в обшивку особую эстетичность и шарм, или же сделать ее более гармоничной с остальным интерьером, вместо традиционно обшитых пуговиц можно использовать гвозди с широкими шляпками, украшенными стразами или же другими декоративными элементами.
  • Для придания облицовке более глубокого рельефа и мягкости, вместо поролона можно использовать два материала в комплексе — это вспененный полиэтилен, сверху которого укладывается толстый в 30÷50 мм слой синтепона.
  • Перед тем как закрепить материал на основе, его следует разгладить рукой и сформировать правильные складки. На ткани или коже не должно создаваться перекосов и деформаций.

Составление схемы обивки

Для того, чтобы приобрести нужное количество материала и точно рассчитать расположение элементов рельефа и крепежных деталей, необходимо составить эскиз-проект.

Пример эскиза-чертежа будущей облицовки панели в технике каретной стяжки.

Пример эскиза-чертежа будущей облицовки панели в технике каретной стяжки

На примере представленного выше чертежа-проекта можно рассмотреть процесс самостоятельного проведения расчетов.

Для этого в первую очередь определяются реальные размеры подлежащей отделке поверхности и переносятся на лист бумаги. Естественно, выполняться чертеж должен в определенном масштабе.

На представленном выше рисунке показана панель, имеющая линейные размеры 2000×950 мм с ромбовидной простежкой. Однако, чтобы правильно расположить и просчитать расстояние между крепежными элементами, в качестве отправной точки берется квадрат, размер которого на панели будет составлять 200×200 мм. Размеры сторон квадрата определяют высоту и ширину ромбов.

Каретная стяжка в виде ромбов выполнена только в верхней части панели, а в нижней части сформированы ровные полосы, разделенные между собой складками-перемычками. Ширина полос соответствует ширине ромба, то есть составляет 200 мм. С каждой из сторон панели сделано отступление шириной в 100 мм для боковых креплений — итого получается девять вертикальных полос. Высота полос до первых крепежных элементов составляет 400 мм. От верхней линии панели до первого ряда пуговиц — 50 мм. Таким образом, просчитывается размер и расположение элементов каретной стяжки на основании.

Ткань или кожу перед ее первичной укладкой также необходимо разметить и расчертить. Размер квадратов на ткани или коже должен составлять 240×240 мм, исходя из этого, получается, что с учетом загибов, на которые отводится по 100 мм с каждой из сторон панели, материал должен иметь размер 2600×1285 мм.

На материале квадраты имеют размер больше, чем на основании, на 40 мм, так как этот запас необходим и для обеспечения рельефности обивки, и для формирования складок, обрамляющих ромбы.

После того как все размеры определены, они переносятся на выкройку из картона, которая должна иметь реальные размеры панели. На нее очень точно нужно перенести точки установки крепежных элементов и вырезать в этих местах отверстия. Насколько точно они будут размечены и вырезаны, а также от того, насколько ровно выкройка будет уложена на основание, будет зависеть ровность и аккуратность стяжки.

Материалы и инструменты для обшивки панели каретной стяжкой

Для выполнения работ придется подготовить не только необходимые для процесса создания панели материалы, но и инструменты.

К материалам можно отнести следующее:

  • Лист фанеры толщиной не менее 8 мм для изготовления основания. Линейные параметры и форма основы зависят от составленного проекта-эскиза и того, для чего конкретно предназначено изделие.
  • Материал для облицовки – натуральная или искусственная кожа или плотная качественная однотонная ткань. Ее потребуется примерно в полтора раза больше, чем размер основания.
  • Лист поролона, размерами соответствующий фанерной панели, а толщиной — в 50÷70 мм. Вместо поролона, можно использовать синтепон той же толщины.
  • Пуговицы или гвозди со шляпкой диаметром примерно 15÷20 мм. Их количество зависит от размера панели и параметров выбранного рисунка. Все определяется по составленному чертежу.
  • Капроновый прочный шнур для притягивания пуговиц.
  • Лист картона для изготовления шаблона расположения отверстий.
  • Клей для наклеивания поролона на фанеру.

Из инструментов потребуется подготовить:

  • Металлические линейки – длинную и короткую.
  • Рулетку.
  • Несколько маркеров для проведения разметки.
  • Электрическую дрель или шуруповерт с насадкой цифенбор диаметром 10÷12 мм.
  • Электрический лобзик.
  • Степлер и скобы 8÷10 мм.
  • Крючок длиной в 150÷170 мм или же игла того же размера.

Несколько слов нужно сказать о насадке-цифенборе, так как не всем знаком этот инструмент.

Острая режущая цилиндрическая насадка для просверливания отверстий в поролоне и других мягких материалах — цифенбор.

Острая режущая цилиндрическая насадка для просверливания отверстий в поролоне и других мягких материалах — цифенбор

Итак, цифенбор — это режущая насадка на дрель или шуруповерт, предназначенная для просверливания отверстий, причем не только в мягких, но и в относительно жестких материалах, например, в древесине. С помощью этого приспособления можно легко и быстро вырезать в поролоне аккуратные ровные отверстия нужного диаметра отверстия.

ТОП-5 лучших тканей для создания каретной стяжки






Что бы вы выбрали из тканей для создания каретной стяжки или посоветовали бы приобрести?

Обивка в технике каретной стяжки – пошагово

Теперь, разобравшись с некоторыми нюансами изготовления панелей с каретной стяжкой, а также с тем, что потребуется для ее работы, можно переходить непосредственно к более подробному рассмотрению технологии. Далее будет представлена пошаговая инструкция изготовления панелей с декорированием их в технике «капитоне» двумя разными способами.

Обивка каретной стяжкой с использованием целого полотна

В этой таблице будет продемонстрирован вариант, когда панель обтягивается цельным полотном ткани или кожи.

Обивка с использованием вырезанных фрагментов материала

Другой вариант, который отличается от предыдущего тем, что обшивка панели осуществляется не цельным полотном, а выкроенными из него фрагментами. Нужно отметить, что если правильно подойти к этому процессу, можно увидеть, что его провести даже несколько проще, нежели «бороться» с целым полотном.

Итак, познакомившись в общих чертах с технологией каретной стяжки, можно попробовать свои силы. Безусловно, всех нюансов тестом передать невозможно – скорее всего, на первых порах начинающего мастера будут подкарауливать ошибки и мелкие неудачи. Но опыт придет – и, наверняка, вскорости начнет получаться.

В помощь желающим освоить такую технологию обивки мебели – очень содержательный видеосюжет.

Видео: Каретная стяжка – рекомендации и демонстрация процесса специально для начинающих.

Кожа является самым лучшим материалом для создания каретной стяжки, ведь из нее несложно сформировать ровный узор. Для выполнения техники можно выбрать как натуральную ткань, так и искусственную. Второй материал ниже по стоимости, но менее устойчив к износу. Для людей, которые планируют впервые выполнить каретную стяжку, лучше выбрать эко-кожу, она имеет хорошие качества и низкая по стоимости.

Читайте также: