Электролигерад бешеная кровать поездка на работу

Обновлено: 04.05.2024

Я уже давно с интересом заглядывался на лежачие велосипеды, но в наших краях это полнейшая экзотика. В реальности всего два или три раза имел счастье наблюдать это странное создание инженерной мысли.

Виктор Котовский. Саша, для начала расскажи — как ты дошел до лигерада. Простой велосипед тебя уже не устраивал или просто душа желала странного?

Александр Самородов. Если вспомнить еще 2004 г., когда катал недельные походы, все было хорошо, но вот запястья на второй день начинали так болеть, что портилось все впечатление о походе. Вот и стал я думать, что бы такое предпринять. Ставил разные рули и прочее, но эффекта должного все равно не было на длинных дистанциях, руки болели. Пятая точка привыкла, но руки нет.

Но вот загорелся я конкретно лигерад приобрести, и думал о лигерадах года два, ну и деньги копил, конечно. Хотелось купить, поэкспериментировать. Не только, конечно, боль в запястьях хотел победить, но и душа просила чего-то другого.

Только в 2007 г. моя мечта сбылась и я купил полноподвесный короткобазный лигерад (SWB). Привез его из-за границы, предварительно сделав заказ. Сейчас идет 6-й сезон катания на лигераде. Должен сказать, что на наших дорогах без заднего амортизатора пришлось бы туго, всю спину можно отбить.

Амортизирование передней вилки не столь необходимым оказалось, хотя тоже желательно. Это надо учитывать, поскольку если, например, заблокировать задний амортизатор, удары заднего колеса реально сильно и неприятно будут воздействовать на спину при езде на лигераде.

Вообще существуют еще длиннобазные (LWB) и компактные длиннобазные (CLWB). В Европе в основном ездит на SWB (ось каретки дальше оси переднего колеса), иногда на CLWB (оси примерно рядом), на LWB (ось переднего колеса дальше оси каретки) редко.

В Америке LWB пользуются большей популярностью, так как, наверное, у американцев больше места, где их можно хранить. Для поездок на работу и вообще для городской езды, пожалуй, больше подходит CLWB, а для скорости за городом, пожалуй, SWB.

ligerad-7

ВК. Если обычный велосипед можно почти называть практичной вещью: помимо катания, его можно использовать как транспорт, то что с лигерадом? Это лишь забава, хобби?

АС. Возможно, лигерад менее практичен, чем обычный велосипед (вертикальный велосипед или велосипед с «алмазной» рамой, как называют его на Западе). В целом лигерад больше подходит для передвижений за пределами города на большие расстояния. В путешествие – милое дело.

Я и по лесным дорогам катаю. Проезжаю в целом везде, где я бы проехал и на горном. Хотя для конкретного бездорожья лучше все-таки использовать «нормальный» горный велосипед.

Для поездок в магазин – явно лучше использовать складной велосипед. Хранить и транспортировать лигерад несколько сложнее, особенно с длинной базой. Но лигерад с короткой базой приближается по удобству хранения к обычному велосипеду.

Езжу на нем и по проспектам, особых проблем нет, но стараюсь скорее вырваться за город, что впрочем, делал бы я и на обычном велосипеде.

Некоторые научились перевозить лигерад в плацкартном вагоне почти не разбирая (сняв только переднее колесо). Я пока возил только в багажном вагоне целиком.
Следует также заметить, что существуют и складные лигерады.

ВК. Продолжая тему практичности — как обстоят дела с хранением, транспортировкой? Для многих людей даже с обычным велосипедом бывают сложности, а ведь лигерад больше и тяжелее.

АС. Лично я храню лигерад в гараже, но если бы не было, можно и в квартире. Кстати, гараж у меня в двух километрах от дома, которые я на складном велосипеде проезжаю, а дальше пересаживаюсь на лигерад.

ligerad-5

ВК. Сколько весит типичный лигерад? Есть ли разница с обычным великом, ведь для тех, кому тащить байк в квартиру без лифта это очень важно.

АС. Разница не очень велика, если имеем дело с SWB или даже с CLWB. Есть люди, которые затаскивают его по лестнице на 5-й этаж. Лигерад в среднем несколько тяжелее вертикального велосипеда, хотя есть очень легкие.

Вес больше из-за длинной цепи (в 2,5 раза длиннее), из-за наличия сидения, возможно из-за более металлоемкой рамы (хотя бывает по-разному). Типичный полноподвесный лигерад SWB с небольшим количеством аксессуаров весит около 17 кг.

ВК. Есть обывательское мнение, что лигерады значительно быстрее даже шоссейников, это правда?

АС. Не вполне. Если лигерад имеет не вполне аэродинамичную посадку с упором на лучший обзор (кстати, на лигерадах ямы видны хуже), то прироста скорости можно не ощутить. Для по-настоящему аэродинамичной посадки ось каретки делают выше нижней точки сидения на 20-25 см.

Это прилично и может показаться не всем комфортным. У меня это расстояние около 10 см, поэтому прирост скорости есть, но не очень большой, у меня скорее туристический вариант, но все же не «матрасный».

Вообще, по прошествии 6 лет хотел бы приобрести более спортивный и легкий лигерад, чтобы действительно обгонять шоссейников, пока это редко получается. Но моя крейсерская скорость существенно возросла.

ligerad-8

При безветренной погоде на горизонтальной дороге я могу, по крайней мере, в течение часа держать скорость около 28 км/час при пульсе где-то в фитнесс зоне, если чуть поднапрячься, можно 32 держать. В общем, эффект есть, но хотелось бы большего.

ВК. Другое обывательское мнение — на велосипедах этого типа очень трудно ехать в гору, вплоть до того, что затяжные подъемы практически недоступны. Где здесь правда, а где ложь?

АС. По физике средний лигерад должен в гору ехать чуть медленнее среднего велосипеда из-за большего веса. Кроме того, на лигераде не поедешь танцовщицей, оторвав пятую точку от сидения. Хотя что-то подобное можно попытаться предпринять. 🙂

Однако на лигераде можно упираться в спинку сидения. Лично я почти не замечаю снижения скорости подъема, так как езду танцовщицей почти не практиковал на обычном веле. В спинку сидения лигерада тоже особо не упираюсь, так как колени дороже. Но горки стараюсь по возможности тренировать, край мой не горный, но на тренажерах зимой тренирую.

ligerad-2

Стоит также отметить, что переход на лигерад происходит в три стадии: в самом начале катание на лигераде вызывает восторг у 95% покатавшихся; далее идет период тренировки новых групп мышц, в это период мотивация может снизиться, но надо поездить километров 500; приходит период, когда лигерад становится для вас нормальным и эффективным средством … (подставьте свое слово 🙂 ) вызывающим может быть уже не столь бурную, но радость.

ВК. Что лучше — двухколесный или трехколесный лигерад?

АС. Лично мне представляется, что на наших дорогах надо ездить только на двухколесных велосипедах. Хотя трехколесные лигерады, называемые трайками, а по-нашему, веломобили (ну, у нас все веломобилем называют, если это отличается от обычного велосипеда, даже лигерад-двухколесник до сих пор часто у нас называют «веломобиль») становятся все более популярными в других странах.

Трайк, конечно, более устойчив, но посадка у него очень низкая, а места на дороге он требует больше, скорость несколько ниже из-за третьего колеса, вес больше, хранить неудобно. Посадка низкая для того, чтобы он был устойчивым и на поворотах тоже.

ВК. Что с удобством на дальних дистанциях? Говорим о ста и больше километрах за раз.

АС. Ехать удобно и 100 и более километров. Возможно, каждый 50 км желательно останавливаться и немного разминать тело. После часа-полтора непрерывной езды может появиться эффект кинотеатра, когда хочется пометь положение тела на сидении. Это вполне естественно. Пятиминутная остановка – достаточная мера. Отчасти это можно делать и в движении.

Еще ямки на дороге способствуют профилактике. 🙂 Желательно также, чтобы посадка была действительно полулежачей, чтобы значительная часть веса приходилась на спину. «Полусидячие» лигерады, обычно с низкой кареткой, вряд ли хорошо приспособлены для дальних путешествий (могу ошибаться). Но о боли речи в любом случае не идет.

Может пригодится подголовник, только он должен быть правильным, упираться в основание черепа. Тот, что был у меня, я не нашел удобным, лучше ездить без него, шея почти не устает, но легкая разминка после каждых несколько десятков км также не помешает.

ВК. Есть ли смысл путешествовать на лежачем байке? Или всё-таки практичнее обычный велосипед?

АС. Смысл однозначно есть, путешествовать на лежачем байке очень хорошо. Перевозить его тоже можно и в поездах и в самолетах, хотя чуть сложнее. В гостиницы пускают.

ligerad-4

ВК. Из-за низкой посадки, лигерад очень плохо виден водителям, часто голова велосипедиста ниже капота. Это реальная проблема?

АС. Необычное транспортное средство привлекает повышенное внимание водителей, многие из них стараются ехать внимательней, многим интересно, что же это такое. Я несчетное количество раз отвечал на вопросы водителей и пассажиров (не говоря о пешеходах) о своем лигераде.

Но вообще проблема есть, могут лигерад и не заметить. Особенно, если он очень низкий, так называемый лоурэйсер. Но если хайрэйсер, то видеть его должны лучше. Рекомендуется устанавливать яркий высокий флаг, но он, как мне показалось, заметно тормозит лигерад.

В дополнение могу сказать, что залогом безопасности перемещения на лигераде является наличие контактных педалей и зеркал заднего вида.

ВК. Как обстоят дела у лежачего байка на пересеченной местности? Речь не о грунтовках с хорошим грунтом, а о тропках с корнями, спусках и тд.

АС. Если лигерад оснащен соответствующими компонентами, покрышками, то очень даже можно везде проехать, причем с бОльшим удовольствием. Но если трасса уж очень специфическая, то ехать лучше на вертикальном горном велосипеде соответствующей специализации (кросс-кантри, даунхил и т.д.)

ligerad-3

ВК. Дорогое ли это удовольствие? Где можно купить в России (или за границей).

За границей немало небольших компаний, занимающихся изготовлением лигерадов. В России есть шанс сделать лигерад дешевле. О качестве российских изделий ничего сказать не могу, не испытывал.

ВК. Почему лигерады не получают широкой признательности, если у них столько плюсов?

АС. В свое время лигерады были запрещены для использования в официальных спортивных велосипедных соревнованиях. Как известно, товар становится популярным, если он массово используется в спорте. С лигерадом так не вышло. Это одна из причин.

Другая – все-таки меньшая его практичность по сравнению с вертикальным велосипедом. Высокая цена на лигерады из-за малых объемов производства тоже является причиной их малой распространенности.

ligerad-6

Необычный вид лигерадов многих отталкивает от приобретения. Не все могут согласиться быть белой вороной (у меня тоже был такой барьер, но я его преодолел, и сейчас с этим легко, я даже рад, что необычен среди других велосипедистов).

Но объемы продаж и популярность лигерадов растут! Если еще лет 5 назад мало кто знал в России это слово, сейчас уже хотя бы продвинутые велосипедисты не удивляются.

Виктор Котовский. Большое спасибо Александру за такой подробный рассказ о предмете его увлечения! На мой взгляд, лигерады — это именно та ветвь велосипедизма, которая должна развиваться. Со временем цена на такие байки будет снижаться, а количество их владельцев — расти.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

  • Как мой читатель проехал 20 000 км по Европе без денег
  • Велоформа — комфорт в дороге
  • Что такое велофетишизм и как с ним бороться

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке - вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

ПО ПИТЕРУ… НА «КРОВАТИ»

+Видео. Как известно, одна из разновидностей велосипеда — лигерад. Пилот на нем располагается полулежа, а потому, имея хороший упор для спины, может сильнее, чем при традиционной сидячей посадке, давить на педали. В результате быстрее и интенсивнее происходит разгон при старте с места, к тому же, меньше утомляемость в процессе езды. У лигерада существует масса поклонников. Одни строят веломобили — машины с тремя или четырьмя колесами, другие остаются верны двухколесной схеме.

Петербуржец Александр Галкин увлекается этим транспортом вот уже лет тридцать. Участвовал в различных соревнованиях, на которых не раз занимал призовые места. Строил машины, каждый раз совершенствуя конструкцию. Идя в ногу со временем, следуя нынешним тенденциям развития двухколесного транспорта, сейчас он отдает предпочтение технике на электротяге. Поскольку, как мы заметили, на лигераде наездник почти лежит, его последние образцы, развивающие приличную скорость, получили среди коллег по увлечению меткое прозвище «Бешеная кровать». А может, Александр сам так обозначил свое детище, совершив на нем первую поездку. Мы познакомились с аппаратом, что поменьше. Большая «кровать», построенная раньше, временно разобрана и ожидает новых комплектующих, в частности мотора-монстра, как говорит Александр, видимо, чтобы уж и вправду до конца оправдать свое название.

Переднее колесо позаимствовано у велосипеда, а заднее - от легкого мотоцикла

Переднее колесо позаимствовано у велосипеда, а заднее — от легкого мотоцикла

В основе конструкции, как и в обычном велосипеде, лежит рама. Она полностью изготовлена своими руками -сварена из стального профиля 25×25 мм, где-то взят профиль потолще — 40×40 мм. Причем, если Александр чувствовал, что прочность в данном месте избыточна, но в то же время малого профиля будет недостаточно, то он разрезал толстый профиль, подгибал и сваривал, делая его сечение переменным по длине. Разумеется, в первую очередь — это забота о снижении веса. Но и эстетическая составляющая от этого выиграла.
На задний маятник пошла труба диаметром 34 мм с толщиной стенки 2,5 мм. Спереди стоит готовая вилка от горного велосипеда. Уже вторая: первая быстро сломалась, ведь вес тут заметно больше, чем у велосипеда, -46 кг. В отличие от последнего, вперед выдается мощный отросток рамы — на нем у лигерада размещается каретка с педалями и звездочкой. Это не ошибка: привычный педальный привод тут тоже имеется. Если вдруг не рассчитаешь, и аккумуляторы разрядятся, то можно перейти на мускульную тягу. Скорость при этом, конечно, будет не та, но все же доехать можно.

Цепь проходит вдоль всей рамы к заднему ведущему колесу, изменяя направление в соответствии с ее конфигурацией на маленьких промежуточных поддерживающих звездочках, причем они предусмотрены для обеих ветвей цепи. Цепь такая длинная, что при тряске может слететь со звездочек, и чтобы этого не происходило, последние имеют по краям бортики-ограничители.

А на колесе установлен 5-образный натяжитель, компенсирующий провисание цепи при работе задней подвески. Кстати, в качестве упругого элемента тут выступает небольшой моноамортизатор от горного велосипеда, он находится между качающимся маятником и трубой рамы. Жесткость его можно менять традиционным способом — подкачивая или стравливая воздух.

Руль кажется узким и неудобным, но он сделан таким сознательно, чтобы можно было без помех «протыкать» городские пробки Цепной привод заднего колеса от педальной каретки, расположенной спереди, следует всем изгибам рамы Несколько точек крепления центрального моноамортизатора позволяют устанавливать узел различной длины, наиболее подходящий по характеристикам Цепной привод заднего колеса от педальной каретки, расположенной спереди, следует всем изгибам рамы Такое расположение педалей — характернейшая черта лигерада Мощность мотор-колеса всего 1,5 кВт, но ее вполне достаточно, чтобы уверенно себя чувствовать в городском потоке

Номинальная мощность мотор-колеса невелика — всего 1,5 кВт. Именно поэтому при старте с места Александр помогает педалями. Можно этого и не делать, но тогда разгон получится вялым, к тому же, сильно греется мотор-колесо, работая под максимальной нагрузкой. Чуть разогнавшись, крутить педали уже не надо, конечно. Может, стоило просто поставить мотор помощнее? Безусловно, но именно с этого мотора-колеса все и началось: оно уже было у Александра, и он решил его использовать в своей очередной конструкции. Мотор-колесо, кстати, было предназначено для установки в переднее колесо — об этом говорила его короткая ось. А при установке назад ведь надо еще посадить звездочку цепного привода. Пришлось проявить смекалку. Мотор-колесо на спицах покоится в центре 17-дюймового мотоциклетного обода — довольно прочного. Шина, соответственно, тоже от легкого мотоцикла. А вот спереди стоит колесо от велосипеда, правда, с центральной втулкой от заднего колеса — у нее более толстая ось.

Велосипед предназначен для городской езды, поэтому светосигнальное оборудование здесь необходимо Чтобы длинная цепь не соскакивала, она проходит через промежуточные ролики с ограничителями по бокам

Максимальная скорость «малой бешеной кровати» составляет около 70 км/ч, и согласитесь, что это совсем не мало -как у хорошего мопеда-«полтинника». Никаких передач тут нет, но скорость, и, соответственно, мощность мотора, меняется дискретно тумблером на руле: до 40, до 50, свыше 60 км/ч. При такой системе управления не составляло бы труда подключить круиз-контроль, чтобы, выбрав нужную скорость, не удерживать более ручку газа. Такая возможность даже заложена в блоке управления, однако Александр не стал ее активировать, справедливо полагая, что в городе она не очень нужна. Кстати, ручка газа поворотная — как на мотоцикле. Некоторые предпочитают курок под большой или указательный палец.

Блок аккумуляторов закреплен снизу рамы, по центру, его можно быстро отстегнуть для зарядки отдельно от машины

Блок аккумуляторов закреплен снизу рамы, по центру, его можно быстро отстегнуть для зарядки отдельно от машины

Руль мне показался слишком узким, а потому вряд ли удобным. Но Александр намеренно сделал его таким, чтобы легче было протискиваться между машинами в городских пробках. Ручные тормоза имеют тросовые привода механизмов дисковых тормозов на переднем и заднем колесах. Возможно, гидравлика была бы эффективнее, но Александр ценит классическую, проверенную временем механику за надежность и неприхотливость.

Сиденье может показаться слишком простым, безыскусным, но оно удобно, поскольку форма его взята с фирменного сиденья для лигерада. Сиденье не продавливается, спина на нем не потеет, оно не размокнет под дождем.

ПО ПИТЕРУ. НА «КРОВАТИ»

Кстати, ездить в дождь можно — вся электроника надежно защищена от попадания воды. При необходимости весь блок — аккумуляторы и контроллер с BMS-платой — можно отстегнуть и снять с машины. Например, для зарядки отдельно от нее.

Когда Александр выезжает на своем лигераде на улицы Питера, то невольно становится объектом всеобщего внимания. Особенно восхищаются мотоциклисты — все без исключения приветствуют и поднимают большой палец в знак одобрения. Автомобилисты сторонятся в удивлении и почти все, как один, уступают дорогу. Такой транспорт не только практичен, но и дарит массу самых приятных эмоций его создателю.

Электролигерад бешеная кровать поездка на работу

Привет, байкпостовчане!
Тенденция последних лет стремится к массовости электротранспорта. Вот уже многие производители мотоциклов разрабатывают электробайки, на всемирно известном TT Isle of Man даже появился зачет среди электробайков, а всё больше и больше людей с комфортом, в качестве средства передвижения по городу или до места работы, выбирают электросамокаты, унициклы и гироскутеры. А в некоторых странах через несколько лет начнут действовать законы ограничивающие въезд бензинового транспорта. Вот уже пару лет, выезжая с работы по Синопской набережной Санкт-Петербурга, замечаю двигающийся мне на встречу необычный транспорт- двигается он достаточно быстро, и самое необычное — лежа. На этой неделе мне посчастливилось познакомиться с владельцем и расспросить его о его аппарате.

Комментарии ( 41 )

Странно, даже будучи немало лет модератором Велопитера, об этом человеке ничего не знал и даже не слышал…

А в некоторых странах через несколько лет начнут действовать законы ограничивающие въезд бензинового транспорта.

Да уже действуют ограничения на въезд в исторические центры многих городов. Но больше всего меня «порадовали» англичане — они решили запретить бензиновые и дизельные моторы в перспективе 20-ть лет… идиоты… а куда они денут весь свой автоспорт? А Роллсы и Бентли? Ягуары, Астоны, Ленд и Рейндж Роверы? Триумфы? Гонки ТТ? Они вообще свихнулись на своей экологии… производители батарей для гибридов больше природу губят чем ДВС…

Он говорил, что знает по России штук 15. Если видел подобный вёл на дороге- скажи очень необычно смотрится ))))

Если встречу в городе, постараюсь тормазнуть. Сниму подобный видос. Действительно интересная и необычная тема.


Ни совсем о лисапедах — но вот куда интересней и действительно редкое транспортное средство.
Встретил недели две назад — шел дождь…

Ага. В пробке особенно. Крыши нет, кондея нет, грузоподьемность — никакая, безопасность сомнительная. Стоишь себе, жаришься на солнышке, мокнешь под дождем, мерзнешь на ветру, а мимо проезжают по междурядью вообще любые мотоциклы, включая голдвинги и электрички. А ты не можешь. Эмоции, конечно, через край должны бить)

Ну как единственное ТС в доме — думаю не стоит рассматривать. А вот покататься в теплую погоду по Бундам в Баварии/Альпах — думаю впечатления будут положительными.

так подобных аппаратов для положительных эмоций за много денег и с малой практичностью хватает. Это дело вкуса, строго, кому-то да — понравится, а для меня Indian, например, вне конкуренции для неспешных поездок в солнечные дни, а по Альпам лучше что-то легкое и верткое и двух колесное ;)
но это строго имхо, пепелац смотрится эффектно.


PS
аааще огонь.

У нас запрет на междурядье + довольно узкие полосы. Не, народ иногда лезет туда, но в основном на съездах с автобанов и т.д. В городе не видел.
Так что в принципе все что у мотоцикла — все и здесь присутствует.

Да, так как четко прописан боковой интервал: 1 метр до многоколейных и 1,5 до одноколейных.
Также запрет на передвижение по «Спасательному коридору» на автобане.
Опасная езда и неадекватная скорость.
Полицейский или суд — сами выбирают сколько параграфов тебе записать.
В зависимости какие последствия твоего нарушения, как часто ты в полиции бываешь — таким и будет штраф.

А в чем смысл?
Может из-за местопроживания нет ни чего удивительного в данном типе велосипеда, а также в присутствии трех видов электровелосипедов: Pedelec, S-Pedelec и E-Bike.
Где E-Bike — велосипед у которого нет прямой связи мотора и педалей. То есть ехать можно только на электро тяге, мотор подхватывает от 6 км/ч. Нужна страховка и т.д. — относится к легким ТС.
Pedelec — как у мужчины с видео — жесткая привязка мотора к педалям. Мотор помогает только при нажатии на педаль и в обратную сторону — если сел акку — мотор мешает при нажатии на педаль. Помощь осуществляется до 25км/ч. Хочешь ехать быстрее — крути педали с удвоенной силой — мотор будет сопротивляться. Да, данное ТС считается полноценным велосипедом.
S-Pedelec — разница с предыдущим видом — помощь оказывается до 45км/ч. И тут уж нужна страховка, так как данный тип относится к легким ТС (типа мофа и т.д.).

По поводу замысловатых велосипедов, регулярно вижу «liegerad» разных конструкций — на двух колесах, на трех колесах (два колеса сзади), на трех колесах (два колеса спереди).

Помимо этого еще куча разных конструкций катается по городу, вот часто встречаемые:
1 — в корбе возят или вещи или детей, есть с прозрачным тентом от дождя.

2 — есть на двух колесах

3 — Много велосипедов для пожилых/физически ограниченых людей. Есть с двумя колесами сзади или спереди


4 — также часто встречаю велосипед для инвалидных колясок

Немного цифр:
— 73.000.000 количество велосипедов в Германии на 2016 год (источник: ZIV)
— 68,5% немцев имеют минимум один велосипед (у меня лично два) (источник: MOP)
— 3.000.000 количество всех E-Bikes на немецких дорогах, на конец 2016 года (источник: ZIV)

Лигерад: что это, виды и преимущества лежачих велосипедов

Лигерад: что это, виды и преимущества лежачих велосипедов

Лигерад − комфортабельный и распространенный городской транспорт в Европе и Америке. Появление лежачего велосипеда на наших дорогах вызывает всеобщее удивление. Одни считают, что непривычную конструкцию придумали для «понтов». Другие называют изобретение монстром Франкенштейна и вело-кузнечиком. Те, кто проехал в комфортном кресле сотню километров, считают лежачий велосипед исключительным средством для скоростных или дальних поездок. Профессионалы утверждают: один раз прокатишься на странном механизме из любопытства и захочешь пересесть на него надолго. На неуклюжем лежачем велосипеде, в котором задействована мускульная сила человека, установлен мировой рекорд − 133,78 км/ч.

Что такое лежачий велосипед

рикамбент

Двух и трехколесный лигерад − почти безупречный современный велосипед. Владельцы транспорта получают больший комфорт и становятся быстрее. Не нужно взбираться на узкое седло и наклоняться вперед. Продуманная посадка позволяет оглядывать дорогу и наслаждаться пейзажами.

Рикамбент (название в англоязычных странах) отличается конструкцией, обтекаемостью, скоростью от стандартного велосипеда. На специальном лежаке велосипедист может комфортно ехать сотню километров, не уставая из-за отсутствия нагрузки на позвоночник. Педали вынесены вперед, а вместо руля сделаны рычаги для осуществления поворотов. Плотно прижатая к креслу спина, расположение ног на уровне седла сказываются на динамике разгона рикамбента.

Существует несколько вариантов расположения руля, размера и диаметра колес. Для изготовления рамы используют титановые сплавы, легированную сталь и другие прочные материалы. Лежачий велосипед с отличной обтекаемостью может развить скорость 52 км/час. Чтобы почувствовать байк, нужно проехать пару сотен километров.

Лигерад заинтересовал ученых НАСА, изучающих предельный потенциал человека в условиях Космоса. Для участия в эксперименте для определения максимальной скорости на лежачем велосипеде были приглашены опытные гонщики. Действующий рекорд принадлежит канадцу Сэму Уиттингему.

Интересный факт

велокар Шарля Моше

Первый рикамбент соорудил в 1900 году американец Браун. Модель признали неудачной из-за большого веса, длины и плохой маневренности. Через 30 лет французский изобретатель Шарль Моше построил лежачий велосипед «Велоризонталь». Амбициозный предприниматель поставил цель: победить на мировом чемпионате и установить новый рекорд скорости. Велогонщики признавали комфортную посадку и легкое управление конструкцией, но иронически относились к лигераду, которого называли «ванной с колесиками».

Согласился участвовать в «авантюре» только аутсайдер соревнований Форо. Пользуясь преимуществом рикамбента в аэродинамике и скорости, спортсмен стал непобедимым лидером в течение 5 лет. В Союз велосипедистов стали поступать жалобы на неравные условия соревнований. С 1934 года введен запрет на участие лежачих велосипедов в официальных велогонках, но разрешено организовывать соревнования отдельно для рикамбентов. С тех пор энтузиазм изобретателей угас, а гонщики перестали сражаться за неофициальные победы. Только в конце ХХ века лигерад завоевал славу комфортного и популярного городского транспорта.

Виды лигерадов

Лежачие велосипеды разделили на условные группы, назначение которых объясняют названия моделей лигерадов:

  • гоночные (для установления рекордов);
  • спортивные;
  • прогулочные;
  • туристические.

Популярностью пользуется особый подвид лигерада − лежачий трехколесный велосипед (трайк). Главные качества модели:

  • устойчивость конструкции и простота в управлении;
  • большие размеры;
  • возможность лежать при езде и соорудить спальный лежак на ночь;
  • наличие грузового багажника;
  • пониженная маневренность и небольшая скорость.

Цель использования

цель использования лежачего велосипеда

Лигерад создали для скоростных или дальних поездок. Лежачий велосипед используется для неторопливых прогулок по городу и ровным велодорожкам. Для любителей выделиться, лигерад − лучший выбор, гарантирующий всеобщее удивление и интерес. На туристических моделях можно упаковать дорожные чемоданы и не опасаться, что они съедут на колеса. Лежачий велосипед изготовлен для отдыха, профессионального спорта, торжественных парадов. Профессионалы участвуют в соревнованиях, организованных для рикамбендов.

Изобретатели сконструировали лигерады специального назначения. Пауль Шендорф, профессор высшей школы в Кельне, создал серию лежачих велосипедов для пожилых людей и инвалидов. Например, в домах престарелых штата Калифорния используется трехколесный рикамбент. Закрытый верх помогает укрыться от ветра и непогоды. Международная ассоциация по развитию средств передвижения с использованием мускульной силы человека установила: лигерад дает свободу передвижения и мобильность, превосходит по показателям инвалидные кресла-каталки.

Странный велосипед заинтересовал американских медиков. Результаты исследований опубликованы в журнале «Medical news today»:

  1. Прогулки на лигераде улучшают работу легких. Благодаря принудительной вентиляции, орган человека освобождается от вредных токсинов и работает активнее, чем обычно.
  2. Лежачий велосипед снимает нагрузку на позвоночник, облегчает работу опорно-двигательного аппарата.
  3. Рикамбент снижает риск возникновения рака кишечника и молочной железы.
  4. Предотвращает развитие импотенции у мужчин.
  5. Во время езды на лежачем велосипеде активизируются эндорфины. Гормоны счастья создают «подушку безопасности» для нервной системы, ослабляют депрессию, снимают боль.

При выборе подходящей модели учитывают традиционное деление лигерадов на классы. Определены виды по характеристике привода, показателям колесной базы, уровню высоты посадки.

Привод

Транспортное средство содержит ножной или ручной привод. На ведущее колесо лигерада крутящий момент передается через ремень, цепь, стальные тросики или карданный вал.

  • Передний привод. Ведущее колесо у лежачего велосипеда − переднее, обеспечивающее маневренность, надежность. При подвижной каретке оптимальный угол установки передней вилки − 45 градусов. Привод с неподвижной конструкцией помогает свободно расположить сидение и сложить лигерад.
  • Задний привод. Управление лежачим велосипедом осуществляется через заднее колесо. Чтобы погасить колебания удлиненной цепи, используют трубки из пластика, направляющие ролики и валы.

Колесная база

По величине колесной базы определяют следующие виды лигерадов:

  • Короткая КБ. Переднее колесо маленького диаметра размещают за педальной базой лежачего велосипеда. Цепь устанавливают через два ролика, чтобы избежать трения и передать крутящий момент на ведущее колесо. Небольшое расстояние между колесами делает компактный рикамбент маневренным.
  • Средняя КБ. На байки устанавливаются колеса диаметром 24-28 дюймов. Сиденье расположено рядом с задней осью, что уменьшает размеры лежачего велосипеда.
  • Длинная КБ. Транспортное средство предназначено для поездок на высоких скоростях. Переднее колесо рикамбента меньше заднего. Низкое расположение педальной каретки придает конструкции устойчивость, но снижает маневренность.

Посадка

посадка лигерада

По уровню высоты расположения сиденья различают следующие типы лигерадов:

  • Высокая посадка. Кресло находится на расстоянии 1 м от земли, что обеспечивает хороший обзор, комфортность, удобство вождения рикамбентом.
  • Средняя. Сиденье велосипедиста расположено на расстоянии полусогнутой ноги. Колеса разного размера улучшают аэродинамические характеристики транспортного средства.
  • Низкая. Кресло устанавливается в 15-20 см от земли, что повышает обтекаемость модели и скорость. Малозаметный лежачий велосипед с такой посадкой не должен ездить по дорогам общего пользования.

Особые виды рикамбентов

Кроме стандартных моделей набирают популярность другие виды лигерадов, связанные с особенностями управления.

ТипОсобенность
СтримлайнерСплошной обтекатель полностью закрывает раму лежачего велосипеда. Конструкция имеет привлекательный футуристический вид
Тандемный лигерадМодель выпущена для двух велосипедистов, которые могут ехать сидя или полулежа
Лоурайдер Лигерад изготовлен для людей, предпочитающих спортивный стиль вождения
Велоскутеры Длинный руль, высокое расположение кресла помогут насладиться длительным путешествием или городской ездой
Веломобиль Трехколесный лежачий велосипед с отличной аэродинамикой и закрытым верхом
Велоколяска Конструкция напоминает картинг с рулевым и двумя передними колесами
Наклоненные рикамбентыИмеют низкое сопротивление, велосипедист лежит на животе
Короткие лигерады Лежачие велосипеды имеют небольшую колесную базу. Предназначены для повседневного передвижения и путешествий
Переднеприводные лигерадыВместо руля используется шарнирная рама, разворачивающаяся при перемещении тела
Гребной лигерадЛежачий велосипед управляется силой рук

Независимо от вида, рикамбенты характеризуются как комфортные и надежные средства передвижения.

Преимущества и недостатки

Лежачий велосипед отличается от классического особенностями конструкции, наличием ковшового сидения, расположением кареточного узла с педалями. Простые в управлении модели ценятся за необычный дизайн, функциональность, удобство в дальних путешествиях и прогулках за городом. Мнения профессионалов о достоинствах и изъянах лигерадов представлены в таблице.

ПреимуществаНедостатки
Маневренность, аэродинамические характеристики, легкость в управленииВысокая стоимость (1800-10 000 долларов)
Возможность проехать в положении лежа сотни километров без усталости Падение скорости вращения педалей на затяжных подъемах
Хороший обзор, комфортность сидения,
удобство вождения лежачим велосипедом
Большой вес конструкции (12-17 кг)
Отсутствие нагрузки на руки и позвоночникИз-за низкой посадки рикамбента − ослепление светом встречных автомобилей
Безопасность при торможении, исключающая перекидывание через рульНезащищенность от непогоды
Дополнительная защита рамки лигерада от ударовБольшой радиус разворота
Равномерное распределение нагрузки на мышцы, и уменьшение на органы малого тазаНесовершенная конструкция лежачего велосипеда не позволяет преодолеть тротуарные препятствия
Высокая скоростьНарушенный баланс колес рикамбента из-за неподвижности велосипедиста
Комфортная поза, не требующая напряжения шеиОпасно попадать в пробки, ездить по снегу и грязи
Хорошая обтекаемостьИз-за небольшой высоты велосипед плохо виден на дороге
Максимальная передача энергии при давлении на педалиЗатрудненная езда в гору
Лежачее положение позволяет велосипедисту затормозить ногами, а не принимать удар головойБольшие габариты

Рейтинг лучших лежачих велосипедов

Azub T-Triz

Удобные и надежные лигерады стали популярным и востребованным транспортным средством. Ассоциация приключенческого велоспорта «Adventure Cyclist» (США) представила рейтинг лучших лигерадов. В перечень вошло 7 моделей:

  1. Чешский компактный лигерад Azub T-Triz сочетает доступную стоимость и европейское качество.
  2. Туристический высокоскоростной Giro 26 ATT отличается ярким дизайном, многовариантным сидением. Рикамбент имеет двойные тормоза.
  3. Универсальный Catrike Expedition используется как спортивный и туристический лежачий велосипед.
  4. Переднеприводная Cruzbike Sofrider характеризуется как комфортная модель для путешествий и загородных поездок. Лигерад оснащен надежными шинами, грузовым багажником, необходимыми аксессуарами.
  5. Сверхлегкий алюминиевый рикамбент Easy Racers Tour Ease предназначен для любителей длительных путешествий.
  6. Трехколесный Greenspeed Magnum − лидер на мировом рынке среди лежачих велосипедов. Прочная рама, объемный багажник, регулируемое кресло − основные характеристики комфортной модели для путешественников.
  7. Уникальная модель Lightfoot Greenway выделяется своеобразной конструкцией. 109 ступеней передач позволяют заехать рикамбенту даже на высокую гору.

Заключение

Профессионалы считают лигерад символом человеческого прогресса и транспортом будущего. В ООН эти велосипеды рассматривают как средство «зеленого восстановления» после COVID-19.

Читайте также: