Длина кровати петра первого

Обновлено: 16.05.2024

На этот счет существуют две теории – одна опирается на мнение людей, которые могут сами изучить и в прямом смысле слова «пощупать» руками вещи великого императора, а вторая опирается на народные догадки, мол, раньше все люди были маленькие и низкие. С этим трудно спорить, ведь четыре века назад на Руси мужчина ростом 165 см считался рослым, а доспехи, которые находят археологи в местах исторических битв, часто не превышают 46-48 размера, что по нынешним временам сравнимо с размерами одежды школьников средних классов, но никак не с русскими богатырями. Где же истина?

Петр был высок, худощав и хорош собой

Историк Василий Осипович Ключевский в своей книге «Исторические портреты» описывает императора как великана, который был «без малого трех аршин ростом» и был выше окружавших его людей «на голову». Христосуясь на Пасху, он постоянно был вынужден наклоняться – до боли в пояснице. Далее Ключевский указывает, что Петр пошел в мать – Наталью Кирилловну и позаимствовал у Нарышкиных живость, энергию, мышечную силу – он мог свернуть в трубочку серебряную тарелку или разрубить ножом на лету кусок шерстяной ткани. Шаг его был настолько стремителен, что другим приходилось поспевать за ним едва ли не вприпрыжку. Долго сидеть на месте он не мог – на пирах то и дело уходил в комнаты – размяться и был большим охотником до танцев. Если учесть, что «петровский», то есть введенный самим Петром аршин был равен 71,12 см, то его рост был немногим ниже 213,36 см, Однако вплоть до начала XIX века в России ходил и другой аршин – от 68,6 см, но и в этом случае рост императора был немалый – 204 см. При этом одежда, оставшаяся от императора, и его обувь говорят о том, что он не был богатырем – размер его камзола достигал современного 48 российского размера, то есть он был худощав и узкоплеч, а нога его была мала для человека такого огромного роста – и едва достигала 39 размера.

Это подтверждают иностранцы

Прижизненный портрет Петра в полный рост, написанный европейским художником Иоганном Готфридом Таннауэром подтверждает его высокий рост. Герцог Сен-Симон, принимавший Петра в Париже, вспоминал, что русский царь был «очень высок» ростом, худ и хорошо сложен. У него было круглое лицо, высокий лоб, короткий нос, густые брови и «крупные» губы. Герцог обратил внимание на то, что Петра были красивые глаза, взгляд – живой, умный и проницательный, а вид величественный и спокойный, а когда царь забывался, то сразу становился диким, суровым, а по лицу то и дело пробегали судороги. При этом «наружность выказывала ум, величие и не лишена была прелести». Польский историк Каземир Феликсович Валишевский приводит в книге «Петр Великий» свидетельства из архива французского Министерства иностранных дел, в которых говорится о том, что Петр приятен, красив, очень высок, но неимоверно сутул: «…он горбится на ходу хуже голландских матросов, которым, очевидно, старается подражать».

Или он был обычным?

На чем же основаны предположения, что Петр не был высокого роста по современным меркам, а гигантом его называли лишь низкорослые современники? В основном, на размерах мебели, которой были обставлены покои императора, да на высоте дверной притолоки в Домике Петра в Санкт-Петербурге, где император жил в летнее время. Действительно, дверные проемы там низкие, а мебель для современного высокого человека весьма неудобна и больше подходит для человека ниже среднего роста. Возразить на это можно лишь то, что Петр комфорту предпочитал работу, и некоторые историки явно упоминают то, что низкие притолоки, перед которыми императору приходилось склоняться, его не смущали. Кроме этого, спать сидя в XVII веке считалось не только нормальным, но и полезным. Европейские лекари того времени считали, что такая поза минимизирует возможность «удара» (инсульта) и полезна для мозга. А поскольку Петр страдал неким нервным расстройством, от которого лечился в Европе, а по лицу его то и дело пробегали судороги, то скорее всего, такую позу для сна и небольшую по размеру кровать он выбрал сознательно. В Домике Петра возле входа есть специальная табличка, на которой есть отметка роста императора – 2 метра 4 сантиметра. Еще одна версия говорит о том, что император был всего 170 см ростом, поскольку якобы все остальные в XVII веке были не выше 140 см, и он казался им гигантом. Однако экстраполяция русских мер, таких как «локоть», «аршин», «сажень» говорит о том, что и раньше на Руси средний рост мужчин оставлял примерно 160–163 см. Точно такой же рост Петра – два метра четыре сантиметра, вам скажут экскурсоводы на официальной экскурсии по Эрмитажу. Кстати, такой высокий рост был не редкостью в те времена. Ближайший друг и соратник Петра – генерал-адмирал Франц Лефорт был на несколько сантиметров выше императора.

Почему высокий Петр I спал на маленькой кровати

Насчет роста Петра I существует две теории – одна опирается на мнение людей, которые могут сами изучить и в прямом смысле слова «пощупать» руками вещи великого императора, а вторая опирается на народные догадки, мол, раньше все люди были маленькие и низкие.

С этим трудно спорить, ведь четыре века назад на Руси мужчина ростом 165 см считался рослым, а доспехи, которые находят археологи в местах исторических битв, часто не превышают 46-48 размера, что по нынешним временам сравнимо с размерами одежды школьников средних классов, но никак не с русскими богатырями. Где же истина?

Петр был высок, худощав и хорош собой

Историк Василий Осипович Ключевский в своей книге «Исторические портреты» описывает императора как великана, который был «без малого трех аршин ростом» и был выше окружавших его людей «на голову». Христосуясь на Пасху, он постоянно был вынужден наклоняться – до боли в пояснице. Далее Ключевский указывает, что Петр пошел в мать – Наталью Кирилловну и позаимствовал у Нарышкиных живость, энергию, мышечную силу – он мог свернуть в трубочку серебряную тарелку или разрубить ножом на лету кусок шерстяной ткани. Шаг его был настолько стремителен, что другим приходилось поспевать за ним едва ли не вприпрыжку.

Долго сидеть на месте он не мог – на пирах то и дело уходил в комнаты – размяться и был большим охотником до танцев. Если учесть, что «петровский», то есть введенный самим Петром аршин был равен 71,12 см, то его рост был немногим ниже 213,36 см, Однако вплоть до начала XIX века в России ходил и другой аршин – от 68,6 см, но и в этом случае рост императора был немалый – 204 см. При этом одежда, оставшаяся от императора, и его обувь говорят о том, что он не был богатырем – размер его камзола достигал современного 48 российского размера, то есть он был худощав и узкоплеч, а нога его была мала для человека такого огромного роста – и едва достигала 39 размера.

Это подтверждают иностранцы

Прижизненный портрет Петра в полный рост, написанный европейским художником Иоганном Готфридом Таннауэром, подтверждает его высокий рост. Герцог Сен-Симон, принимавший Петра в Париже, вспоминал, что русский царь был «очень высок» ростом, худ и хорошо сложен. У него было круглое лицо, высокий лоб, короткий нос, густые брови и «крупные» губы. Герцог обратил внимание на то, что Петра были красивые глаза, взгляд – живой, умный и проницательный, а вид величественный и спокойный, а когда царь забывался, то сразу становился диким, суровым, а по лицу то и дело пробегали судороги.

При этом «наружность выказывала ум, величие и не лишена была прелести». Польский историк Каземир Феликсович Валишевский приводит в книге «Петр Великий» свидетельства из архива французского Министерства иностранных дел, в которых говорится о том, что Петр приятен, красив, очень высок, но неимоверно сутул: «…он горбится на ходу хуже голландских матросов, которым, очевидно, старается подражать».

Или он был обычным?

На чем же основаны предположения, что Петр не был высокого роста по современным меркам, а гигантом его называли лишь низкорослые современники? В основном на размерах мебели, которой были обставлены покои императора, да на высоте дверной притолоки в Домике Петра в Санкт-Петербурге, где император жил в летнее время. Действительно, дверные проемы там низкие, а мебель для современного высокого человека весьма неудобна и больше подходит для человека ниже среднего роста. Возразить на это можно лишь то, что Петр комфорту предпочитал работу, и некоторые историки явно упоминают то, что низкие притолоки, перед которыми императору приходилось склоняться, его не смущали. Кроме этого, спать сидя в XVII веке считалось не только нормальным, но и полезным. Европейские лекари того времени считали, что такая поза минимизирует возможность «удара» (инсульта) и полезна для мозга.

А поскольку Петр страдал неким нервным расстройством, от которого лечился в Европе, а по лицу его то и дело пробегали судороги, то скорее всего, такую позу для сна и небольшую по размеру кровать он выбрал сознательно. В Домике Петра возле входа есть специальная табличка, на которой есть отметка роста императора – 2 метра 4 сантиметра. Еще одна версия говорит о том, что император был всего 170 см ростом, поскольку якобы все остальные в XVII веке были не выше 140 см, и он казался им гигантом. Однако экстраполяция русских мер, таких как «локоть», «аршин», «сажень» говорит о том, что и раньше на Руси средний рост мужчин оставлял примерно 160–163 см.

Точно такой же рост Петра – два метра четыре сантиметра, вам скажут экскурсоводы на официальной экскурсии по Эрмитажу. Кстати, такой высокий рост был не редкостью в те времена. Ближайший друг и соратник Петра – генерал-адмирал Франц Лефорт был на несколько сантиметров выше императора.

Печь, зыбка и не только: На чём спали русские крестьяне до появления кроватей

На чём спали русские крестьяне до появления кроватей.


Современные люди придирчиво относятся к выбору спального места. Есть самые разные модели кроватей, можно купить матрас любой жесткости с нужным наполнителем. Но ещё лет этак 100 назад многие крестьяне и о кроватях и не слыхали. В этом обзоре о том, что заменяло людям привычную сегодня кровать.

Что такое полати и как на них спали

Спать на печи было удобно и тепло./Фото: maxpark.com

Но не только на печи почивали древние славяне. Существовали еще и полати, которые были дополнительными спальными местами. Детские полати часто оборудовались бортами, чтобы малыши не свалились с них на пол. Такие сооружения были высокими и ставились около печи. Детям было тепло, а родители могли наблюдать за ними и при необходимости дотянуться прямо с печи.

Существовали и взрослые полати. У них не было бортиков и похожи они были на высокие полки. Размещались эти настилы под потолком, в промежутке над печью. Это тоже было очень удобно: никакой сырости, сквозняка, яркого света. Уютное и защищенное местечко. После протапливания печи, а ее топили и осенью, зимой и весной, на полатях царила постоянная и очень комфортная температура. Летом, когда было тепло, многие члены семьи спали на скамейках, а полати использовались для сушки растений и хранения различных вещей. Не стоит думать, что полати сооружали только в крестьянских избах, их часто делали и в богатых домах. Во время праздников на них сидели маленькие дети, им было очень удобно наблюдать свысока за взрослыми, греться, а при желании и подремать.

Ларец таинственный, а проще - сундук

Если полати отдаленно напоминают современную кровать, то ещё одно древнерусское спальное место не похоже на неё совершенно. При желании можно, конечно, провести аналогию между нижней полкой в железнодорожном купе. Речь идёт о сундуке. Это сказочные хранители богатства, ларцы, украшенные резьбой и чеканкой. Обычный сундук имел прямую крышку, для того чтобы на нем можно было спать.

В сундуках не только хранили ценные вещи, на них еще и спали./Фото: ethnoboho.ru

Такой предмет выполнял сразу несколько функций, в нём хранились ценные вещи, например, приданое, возможно, и драгоценности. Есть мнение, что спали на сундуках именно для того, чтобы ночные воры не могли утащить спрятанное в них добро. Насколько это соответствует действительности, сейчас сказать сложно. Возможно, доля правды в этом есть, а может быть, сундуки всё-таки использовали в качестве спальных мест, потому что это было удобно и экономило пространства. В современных диванах тоже есть ящик для хранения белья.

Зыбка или спи, младенец мой прекрасный

Маленькие дети спали в колыбели. Как только их не называли: люлька, зыбка, качалка, баюкалка, колыска, ванек-встанек, но какое бы название носили эти замечательные кроватки, предназначались они для одного удобного сна маленького человечка.

Маленькие дети спали в подвесных люльках./Фото: links-stroy.ru

Делали колыбели из прочного дерева, служили они долго, на них ставился год рождения малыша. Передавались такие кроватки от поколения к поколению. На дно колыбельки укладывалась солома, которая покрывалось старой одеждой или ветошью. В семьях побогаче делали перину, которую набивали пухом. Люльку обычно подвешивали, в избах - за подтопком, во дворе – на дерево. В потолочное бревно-опору крепилось кольцо с мотком проволоки (пружина), на которой подвешивалась люлька, а с ее углов спускались веревки, связанные в петлю и надеваемые на пружину.

Благодаря такой системе можно было покачивать люльку, и она словно плыла по волнам. Это было искусство, люди, которые умели это делать, назывались качками. Они не допускали рывков, ребёнок спал спокойно и не мог выпасть. Для укачивания («зыбания») даже нанимали нянек, которых называли пестуньями. Очень часто люльки подвешивали и на деревья: крестьянки работали, детишки спали.

Делали также кроватки «ванька-встанька», то есть качалки, но их использовали чаще всего в городах. Перевозить такую кроватку было неудобно, а люлька легко помещалась в телегу, и также просто ее можно было подвесить в любое удобное место.

Тюфяк, перина, соломенник, сенник и другие виды матрасов

Сегодня в магазинах можно найти любой матрас, с самым качественным наполнителем, любой жесткости. Раньше же всё было гораздо проще. Наши предки использовали самые разные варианты матрасов.

Для тюфяка использовали мешковину./Фото: st.depositphotos.com

Тюфяк. Изготавливался из мешковины, которая набивалась самыми разными наполнителями, начиная от обычной травы и заканчивая старыми тряпками. Тюфяк с более качественным наполнителем стоил дороже.

Перина. Это матрас, который наполнялся птичьим пухом или перьями. А чтобы перышки не вылезали из перины и не ранили спящего, использовались наматрасники, которые изнутри натирались воском.

Соломенник. Из названия понятно, что это матрас, который набит соломой. Солома укладывалась очень аккуратно, ровно, плотно, чтобы было комфортно спать.

Сенник. Это матрас, для набивки которого использовалось высушенное сено или мох. Для таких матрасов делались наматрасники из прочной холстины, сегодня такая ткань по-прежнему продается и называются матрасной.

Матрас с набивкой из конского волоса и морских водорослей. Такие матрасы могли быть разными по упругости, это зависело от того, какой длины и жесткости волос использовался. Иногда добавляли шерсть верблюдов или овец.

Лыковый матрас. Наполнялся обработанной корой ивы или липы. Такие модели стоили дешево, но имели плохое качество - они плесневели.

Первые кровати

По мнению историков, слово кровать могло произойти от древнеславянского слова «кров». Если перечитать Слово о полку Игореве, то можно заметить, что там этот термин используется - князь Святослав увидел во сне тисовую кровать.

Полати обычно располагались над печкой./Фото: ic.pics.livejournal.com

Предками современной кровати можно считать и полати, и сундуки, и обычные скамьи. Кровати в современном понимании этого слова в крестьянских домах появились только в XIX веке, в богатых (боярских, княжеских) хоромах немного раньше. Зажиточным купцам приходилось даже приставлять к кровати лестницу или стул – столько перин, тюфяков и одеял они накладывали на кровать.

Петру I очень нравились встроенные кровати, так называемые голландские шкафы. Когда царь путешествовал по Голландии, он спал в такой кровати, размещенной в шкафу. Но привить моду на подобные спальные места в России царю не удалось.

И всё таки царицей избы была русская печь. Мы собрали для наших читателей малоизвестные факты из истории традиционной русской печи .

Какой рост был у Петра I на самом деле

Человеческая селекция в России: Для чего Петр I разводил карликов и великанов



Царь Петр вошел в историю как смелый реформатор. Но идеи двигали управленцем не только на государственном поприще. Экспериментировал он и в своих необычных пристрастиях. В 1710 году он попытался осуществить первый опыт человеческой селекции. Петр Первый всерьез решил заняться «разведением» и усовершенствованием видов нестандартных людей – карликов и великанов.

Детская привязанность царя к лилипутам и потешные маневры карликовой роты

«Карликовая» свита царя. /Фото: петр1.рус

На свой 10 день рождения будущий правитель получил двух первых придворных карликов. В 1682-м, когда во время Стрелецкого бунта жизни самого Петра Первого и его семьи оказались под угрозой, один из служащих при них карликов спас жизнь Андрею Матвееву - будущему сподвижнику царя. Так что прикипел к маленьким людям царь с детства. Со своим любимцем из лилипутов Яковом Волковым он практически не расставался.

Юный Петр лично придумывал сценарии всевозможных праздничных церемоний с карликом в главных ролях, подбирал для него наряды. Не бросил этого увлечения царь и будучи уже взрослым. Любитель потешных мероприятий Петр как-то устроил Кожуховские маневры, в ходе которых маршем шла настоящая рота лилипутов. Причем торжественные мундиры на них были побогаче, чем на солдатах действующей армии. А на одной из придворных свадеб гости восторженно наблюдали за менуэтом выпрыгнувших из огромного торта пары карликов.

В 38 лет самодержец всерьез решил заняться вопросами размножения лилипутской породы в России. В это время двору был представлен необычный указ, согласно которому царь повелевал прислать в Петербург всех карликов из округ в торжественных нарядах. А затеял все это Петр I с целью организации свадьбы Якова Волкова и любимой карлицы царицы.

Пышная карликовая свадьба и специальный свадебный инвентарь

Свадьба карликов при дворе Петра Первого./Фото: mtdata.ru

Свадьбу царь запланировал самую что ни есть настоящую. В качестве гостей по царскому приказу на празднество прибыли до сотни лилипутов. Брачующихся по всем свадебным канонам венчали в церкви, а венец над головой невесты держал лично Петр I. Пир решили закатить в роскошном доме князя Александра Меншикова. Все «мини-гости» карликовой свадьбы расселись по центру зала, а знатные приглашенные особы были размещены вокруг по периметру – для лучшего обзора происходящего.

Император и его высокие, в том числе и иностранные, гости развлекались небывалым зрелищем. Десятки карликов были разодеты в наряды всевозможных цветов. Они пестрели светло-голубыми, зелеными и розовыми французскими кафтанами при шпагах, их головы украшали треугольные шляпы. Не уступали и наряды карлиц из дорогих белых тканей с розовыми лентами. Гости пили и танцевали до позднего вечера. Как отмечал один из присутствовавших гостей, все хохотали до упаду, наблюдая за действиями и ужимками «уродцев» на коротеньких ножках с большими животами. Пышное празднество завершилось тем, что император Петр I лично сопровождал молодых в приготовленные для них покои и проследил за соблюдением всех традиций первой брачной ночи.

Неудачные эксперименты и пышные похороны

Карлики присутствовали везде./Фото: aria-art.ru

Пытаясь увеличить число карликов в России, Петр I намеренно создавал семьи лилипутов. Несмотря на все попытки царя вывести как можно больше лилипутов в стране, его ждал провал. Чета придворных карликов потомства так и не дала. Жена Якова Волкова была намного старше мужа и вскоре умерла. После смерти спутницы жизни Яков стал беспробудно пить. Он ненадолго пережил супругу.

Расстроенный потерей придворного шута Пётр I повелел организовать пышные похороны, которые с виду мало чем отличались по уровню помпезности от его свадьбы. Погребальная процессия собрала три десятка мальчиков-певчих и самого низкого попа, которого подыскали специально по росту. Для перемещения гроба были сооружены маленькие сани, которыми были запряжены пони, управляемые карликами. Поверх саней рядом с гробом сидел брат покойного, тоже лилипут, а позади следовал еще один с громадным маршальским жезлом. Завершали необычную похоронную процессию несколько карликов и карлиц в черных траурных мантиях. Похоронили Якова на кладбище в Ямской слободе, после чего все карлики были приглашены на щедрый поминальный обед. Иностранный свидетель этого действа вспоминал в своих записках, что ни в каком другом государстве мира не видел столь странной процессии.

Встреча с французским «великаном» и новый экспонат Кунсткамеры

Не получив желаемого результата от сведения людей-лилипутов, Петр I увлекся другой идеей.

В 1717-м, во время посещения французского города Кале, царю Петру I повстречался на улице великан и силач Николя Буржуа. Рост этого француза составлял 2 метра 27 см. Его внешний вид настолько поразил царя, что он тут же заинтересовался новой идеей – разведением в Российской империи людей-великанов. Только на этот раз нестандартные представители нужны были не для увеселения, как карлики, а для службы.

Петр I вознамерился сделать таких людей гренадерами царской армии, возлагая надежды на их силу и размеры. Для реализации своих задумок самодержец привез Николя Буржуа в Петербург, принял его к себе на службу и женил на самой высокой «чухонке». Он надеялся, что пара даст потомство таких же высокорослых детей. Но и этим намерениям Петра не суждено было реализоваться. Потомков у Буржуа так и не случилось, потому как он скоропостижно скончался. Но глава государства Российского решил увековечить память о своих экспериментах, распорядившись подготовить останки француза для Кунсткамеры.

Кости его скелета и внутренние органы прошли специальную обработку и были переданы выставочному залу в качестве необычного экспоната. Экспонируется скелет и поныне. Правда, череп пришлось заменить посторонним. Оригинальный сгорел во время пожара в 1747 году. Помимо скелета Петр Первый заказал Растрелли изготовление подвижной деревянной фигуры-манекена умершего великана, обтянутой его настоящей кожей. Манекен находился в музее антропологии до 19 века. Считается, что сохранившийся портрет Николя Буржуа писался именно с этого экспоната, а не с натуры великана.

А вообще Пётр Первый не догадывался, что даже у карликов могут родиться совершенно нормальные дети.

Читайте также: