Однажды в гостях батурин сказал своему соседу по столу ломову

Обновлено: 17.06.2024

1. Юнусов, начальник автотранспортного предприятия, разрешил производить ремонт автомобилей в тесном помещении, не оборудованном принудительной вентиляцией. Места для курения предусмотрено не было. Во время испытания бензонасоса мастером Родионовым брызги бензина попали на пол. Мастер Кусков, ремонтировавший рядом карбюратор, курил во время работы и бросил непогашенную сигарету. Начался пожар, в результате которого рабочие Палладин и Хакимов получили ожоги, относящиеся к разряду тяжких телесных повреждений. Кроме того, выгорело все помещение и сгорели автомашины, стоявшие на ремонте.

Кто виновен в случившемся и должен быть наказан?

2. Проезжая по тихому переулку, водитель Антонов увидел, как к его автомашине покатился мяч, а за ним на проезжую часть выбежала девочка. Тормозить было поздно, и водитель резко повернул вправо. При этом подросток, сидевший за заднем сиденье и не ожидавший толчка, ударился головой о стойку стенки автомашины. Он получил тяжкое телесное повреждение, и было неизвестно, удастся ли его спасти. Подавленные горем родители подростка упрекали Антонова в том, что он, спасая одного ребенка, не подумал о другом. Они не сомневались, что Антонов понесет уголовную ответственность либо по ст. 118 УК, либо по ст. 109 УК, если подросток будет спасен.

Виновен ли водитель в случившемся?

3. Лапин, глава администрации г. N, был привлечен к уголовной ответственности за получение взятки (ч. 3 ст. 290 УК) его обвиняли в том, что он за определенную сумму выдавал разрешение на установку торговых палаток, гаражей и «ракушек». Дело находилось в стадии расследования. Вскоре в городской газете был помещен фельетон журналиста Вялова, в котором Лапин предстал как опытный, хитрый и почти неуловимый взяточник.

Оцените действия журналиста Вялова. Можно ли журналиста привлечь к уголовной ответственности за клевету (ст. 129 УК)?

4. Никифоров, Байнетов и Шумилов решили ограбить магазин. Они договорились с продавцом магазина Костиным, чтобы тот оставил окно в магазине открытым. Ночью Никифоров, Байнетов и Шумилов тихонько подошли к магазину. Оставив Никифорова неподалеку следить, не возникнет ли опасность, Байнетов открыл окно, а Шумилов быстро залез в магазин. Через несколько минут Шумилов передал из окна радиоаппаратуру Байнетову, который подозвал Никифорова помочь донести украденные вещи до дому.

Определите вид соучастия каждого из преступников.

5. Жители лесного поселка братья Давыдовы договорились посадить в погреб на неделю своего соседа Павленко за то, что он под разными предлогами не возвращал им деньги, взятые в долг. Через день, когда они убедились в том, что Павленко основательно продрог и начал сильно кашлять, они выпустили его, предупредив, что если он долг не отдаст, то они расправятся с ним.

К какой группе относится данное преступление и как оно называется? Проанализируйте ст. 115 и 119 УК.

6. Виолетова проживала со своим престарелым отцом, который был парализован и не мог самостоятельно передвигаться. Однажды она уехала в отпуск к своим знакомым в другой город на две недели, оставив отца без присмотра. Соседи были возмущены поведением Виолетовой и подали заявление прокурору.

Можно ли оценить поведение дочери как преступное и если да, то к какой группе преступлений оно относится? Проанализируйте ст. 125 УК.

7. Однажды в гостях Батурин сказал своему соседу по столу Ломову, что ему не стоит больше пить. В ответ Ломов, который был уже изрядно пьян, поднялся и дал Батурину пощечину. Затем он вышел из-за стола и заявил хозяевам, что больше знать их не хочет, поскольку они приглашают в гости таких «гнусных слюнтяев», как Батурин. Через несколько дней, к своему удивлению, Ломов получил повестку в связи с возбуждением уголовного дела по заявлению Батурина.

На что посягает данное преступление? Как оно называется и к какой группе преступлений относится? Проанализируйте ст. 129 УК.

8. Во дворе дома вечером собрались молодые люди. Будучи футбольными болельщиками, она начали обсуждать проходивший чемпионат мира по футболу. Мнения о том, команда какой страны (Греции или Португалии) должна победить, разошлись. Каждая группа пыталась доказать, что победу одержат именно их кумиры. Когда аргументы иссякли, в ход пошли кулаки. Один из дерущихся выдернул доску из скамейки и его примеру последовали другие участники драки. В итоге детская площадка оказалась полностью разгромленной, а у всех болельщиков, устроивших драку на глазах изумленных жителей, появилось множество синяков, ссадин, кровоподтеков, ушибов и ран. Вызванный патруль милиции задержал всех участников драки.

Скажите, заглянув в Уголовный кодекс РФ, какие преступления совершили указанные лица и какое наказание грозит им за содеянное?

9. Соловьев перебегал улицу на красный свет светофора. Водитель, пытаясь избежать наезда, резко вывернул руль влево. В результате произошло столкновение с машиной, следовавшей по соседней полосе. Один человек погиб.

Проанализировав ст. 264 и 268 УК, решите, кто виновен в случившемся, и назначьте меру наказания.

10. Громов был осужден за хулиганство к 2 годам лишения свободы. Одновременно суд, учитывая, что у Громова имеется двое несовершеннолетних детей, для которых его поведение является не лучшим примером, применил к нему дополнительное наказание: лишение родительских прав.

Законно ли назначено наказание? Проанализируйте ст. 44 УК.

11. Аверин осужден за изнасилование к 6 годам лишения свободы. При назначении наказания суд в качестве отягчающих учел следующие обстоятельства:

– подсудимый не признал своей вины;

– он не раскаялся в содеянном и не извинился перед потерпевшей;

– изнасилование как преступление распространено.

Проанализируйте ст. 63 УК и оцените данный приговор.

12. Судье в один день пришлось рассматривать два однотипных уголовных дела.

Дело № 1. В день, когда его сынишке исполнилось 7 лет, шофер автобазы Хаманеев взял из гаража автомашину после работы без разрешения, посадил в кабину сынишку и помчался в райцентр покупать подарок. Чтобы успеть до закрытия магазинов, водитель ехал с превышением скорости. На крутом повороте он не справился с управлением, машина перевернулась и свалилась в кювет. Отец потерял единственного сына.

Дело № 2. Пьяный водитель Фетисов мчался на всех парах в райцентр, поскольку до закрытия винного магазина оставались считанные минуты. На одном из перекрестков райцентра он сбил человека и скрылся. Пострадавший умер.

Судья приговорил обоих подсудимых к 5 годам лишения свободы.

Справедливо ли назначено наказание указанным лицам?

Тест

1. К обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность, относятся:

а) необходимая оборона;

б) явка с повинной;

в) причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

г) обоснованный риск;

д) исполнение приказа или расторжения;

е) крайняя необходимость;

ж) чистосердечное признание.

2. К уголовной ответственности будет привлечен…

а) 14-летний Иван, совершивший грабеж;

б) 14-летний Андрей, который по неосторожности причинил тяжкие телесные повреждения соседу;

в) 14-летний Максим, который вместе с малолетними приятелями привел в негодность железнодорожные пути.

3. Решение районного (городского) суда по уголовному делу называют:

а) вердикт; в) решение.

4. Привлечение к уголовной ответственности возможно…

а) с 14 лет; в) с 18 лет.

5. Основанием уголовной ответственности является:

б) совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления;

в) общественная опасность.

6. Из приведенного ниже перечня выберите преступления против собственности и преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные Уголовным кодексом РФ:

а) незаконная банковская деятельность;

в) причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием;

г) неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;

д) заведомо ложная реклама;

7. Добровольный отказ от совершения преступления:

а) увеличивает ответственность;

б) исключает уголовную ответственность;

в) не учитывается уголовным правом;

8. Российским Уголовным кодексом НЕпредусмотрены следующие наказания…

а) лишение свободы; г) штраф;

б) гражданская казнь; д) конфискация имущества;

в) бессрочная каторга; е) пожизненное заключение.

9. В приведенном ниже перечне выделите обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность и обстоятельства, отягчающие ее:

а) совершение преступления впервые;

б) совершение преступления организованной группой;

в) совершение преступления под влиянием угрозы;

г) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;

д) совершение преступления с особой жесткостью или издевательством над потерпевшим;

е) совершение преступления вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств;

ж) явка с повинной;

з) активная помощь в раскрытии преступления;

и) совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.

10. Какие из перечисленных судов могут констатировать: решение суда окончательное и обжалованию не подлежит?

а) Городской суд;

б) Областной суд;

в) Конституционный Суд РФ;

г) Верховный Суд РФ.

11. В действующем Уголовном кодексе РФ законодатель устанавливает следующие категории преступлений:

а) небольшой тяжести (за совершение которых максимальное наказание не превышает 1-го года), средней тяжести (до 3 лет), тяжкие (до 10 лет) и особо тяжкие (свыше 10 лет);

б) легкие (за совершение которых максимальное наказание не превышает 2 лет), средние (до 5 лет), тяжкие (до 10 лет и свыше);

в) небольшой тяжести (до 2 лет лишения свободы), средней тяжести (умышленные – до 5 лет, неосторожные – свыше 2 лет лишения свободы), тяжкие (до 10 лет) и особо тяжкие (свыше 10 лет или более строгое наказание).

12. Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды обстоятельств, исключающих уголовную ответственность:

а) необходимая оборона, крайняя необходимость, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

б) необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, физическое или психическое принуждение, крайняя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения;

в) необходимая оборона; крайняя необходимость; причинение вреда или задержание лица, совершившего преступление; психическое или физическое принуждение; обоснованный риск; исполнение приказа или распоряжения; исполнение лицом профессиональных функций; согласие потерпевшего и законное применение оружия.

13. Штраф как вид наказания устанавливается в размере:

а) от 2500 до 1 000 000; в) от 5000 до 1 000 000.

б) от 2500 до 100 000;

14. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания может назначаться на срок:

а) от 6 месяцев до 3 лет; в) от 1 года до 5 лет.

б) от 1 года до 3 лет;

15. В действующем Уголовном кодексе (соответственно категориям преступлений, предусмотренным в ст. 15 УК РФ) предусмотрены следующие сроки давности привлечения к уголовной ответственности:

а) 2; 5; 10 и более 10 лет. в) 2; 6; 10 и 15 лет.

б) 1; 5; 10 и 15 лет.

16. Преступлением, совершенным по легкомыслию, являются общественно опасное деяние, при котором:

а) лицо, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя при необходимой степени внимательности и осмотрительности должно и могло предвидеть эти последствия;

б) лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично;

в) лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

17. Приятели Ломакин, Петров и Рыбаков выехали на пикник к реке. Употребив спиртные напитки, Рыбаков решил ехать на автомашине домой. Но Ломакин и Петров не пускали его, мотивируя это тем, что в таком состоянии садиться за руль опасно и надо немного протрезветь. Так как Рыбаков настаивал, они с указанной целью схватили Рыбакова и сбросили его в воду. Рыбаков некоторое время плыл по реке, а затем утонул. Оценить ситуацию:

а) Ломакин и Петров будут отвечать за умышленное убийство Рыбакова, совершенное группой лицо п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство»;

б) Ломакин и Петров совершили преступление, предусмотренное ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности»;

в) имеет место субъективный случай, то есть невиновное причинение вреда.

18. Козановский в парке остановил подростка Рязанова и, угрожая ему игрушечным пистолетом, потребовал у него деньги. Рязанов, считая, что пистолет настоящий, опасаясь за свою жизнь, отдал все деньги на сумму около 200 минимальных размеров оплаты труда. Оценить ситуацию:

а) действия Козановского образуют состав грабежа;

б) действия Козановского образуют состав разбоя;

в) действия Козановского образуют состав вымогательства;

г) Козановский совершил хулиганские действия.

19. Вечером Дымов и Пичугин в нетрезвом состоянии возвращались с работы. По дороге домой им вновь захотелось выпить, но денег на покупку спиртного у них не было. Тогда Пичугин подошел к коммерческому ларьку и крикнул продавцу: «Дай водки, а не то побьем стекла». Продавец потребовал деньги. Тогда Дымов поднял с дороги камень и бросил его в витрину. Взяв бутылку водки, преступники скрылись, но вскоре были задержаны. Оценить ситуацию:

а) подобного рода действия образуют состав грабежа ст. 161 УК РФ;

б) подобного рода действия образуют состав разбоя ст. 162 УК РФ;

в) Дымов и Пичугин совершили деяние, образующее совокупность преступлений, предусмотренных ст. 161 УК РФ (грабеж) и ст. 213 УК РФ (хулиганские действия).

20. Во время бытовой ссоры со своей соседкой гражданкой Лосевой Мосин ее убил, свидетельницей чего была жена Мосина, которая, чтобы скрыть следы преступления, вытерла кровь с ножа и выкинула его. Позже при допросе на предварительном следствии Мосина, хотя и была предупреждена об ответственности за дачу ложных показаний, сказала, что Лосева сама набросилась с ножом на Мосина и тот убил ее в процессе самообороны. Оценить ситуацию:

а) Мосина не подлежит уголовной ответственности, так как является близким родственником обвиняемого Мосина и в силу ст. 51 Конституции РФ вообще может не давать против него показания;

б) Мосина в любом случае подлежит уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний;

в) если Мосина предупреждалась о праве не свидетельствовать против своих близких родственников и при этом стала давать показания, то она подлежит уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Задачи по уголовному праву (с ответами)

Когда студент-вечерник Соколов возвращался домой, к нему на пустынной улице подошли двое его знакомых. Они попросили у него закурить и, получив отказ, избили Соколова. Тот побежал звать на по­мощь своих друзей. Через полчаса они нашли обидчиков и нанесли им телесные повреждения средней тяжести.

Можно ли их действия назвать необходимой обороной? Проанализи­руйте ст. 37 УК РФ.

Действия Соколова и его друзей никак нельзя признать со­вершенными в состоянии необходимой обороны. Согласно ст. 37 УК РФ необходимой обороной признается причинение вреда посягающим при защите от их опасного пося­гательства с их стороны. В данной ситуации посягательство на Соколова уже было закончено (его избили и отпустили). После­дующие действия его и друзей уже были направлены на месть за избиение. Мы знаем, что наказание за совершенные преступле­ния (избиение относится к преступлениям) берет на себя госу­дарство в лице правоохранительных органов. Следовательно, Соколову нужно было не звать своих друзей на «помощь» (эта помощь есть ни что иное, как совершение в свою очередь ново­го преступления), а обратиться в милицию с заявлением. Если каждый у нас будет сам «отмерять» дозу возмездия, то мы ничем не будем отличаться от дикарей.

Макаров (15 лет), Себенцов (14 лет) и Яковлев (13 лет) жили в одном доме и дружили с детства. Вечером, сидя во дворе на скамейке и болтая о том о сем, они увидели изрядно подвыпившего человека, воз­вращавшегося домой.
— Может у него есть деньги? Пивка бы попить! — сказал Макаров, который всегда был заводилой в этой компании.
Друзья его поняли с полуслова. Себенцов и Яковлев пошли следом за пьяным в подъезд. Через несколько минут они вышли довольные. Подойдя к Макарову, Себенцов подал ему деньги и сказал:
— Удачно получилось! Видать, он зарплату получил.
А затем, кивнув в сторону Яковлева, добавил:
— Я и руки-то не успел скрутить, как он шустро его обшарил.

Кого можно привлечь к уголовной ответственности? Назовите формы соучастия.

К уголовной ответственности можно привлечь только тех подростков, которые достигли 14 лет, т. е. Макарова и Себенцова. Согласно УК РФ (ст. 20) уголовная ответственность за гра­беж (ст. 161 УК РФ) наступает с 14 лет. Яковлева (ему только 13 лет) нельзя привлечь к уголовной ответственности.
Теперь о характере совершенного преступления.
Грабеж, т. е. открытое (закон имеет в виду открытое не для посторонних лиц, а прежде всего для собственника имущества) похищение чужого имущества, совершен группой лиц. Роли среди данной группы распределились следующим образом. Ма­каров — организатор: он указал на объект хищения; он проду­мал то, что у подвыпившего человека можно будет довольно просто изъять имущество, и именно поэтому указал не на како­го-то крепкого мужчину; он уже наметил, куда будут истрачены деньги («пивка бы попить»). Себенцов и Яковлев — исполните­ли, которые между собой распределили роли (один — руки вя­жет, другой — вытаскивает нужное из карманов).

Однажды в гостях Батурин сказал своему соседу по столу Ломо­ву, что тому больше пить не стоит. В ответ Ломов, который был уже из­рядно навеселе, поднялся и, дав Батурину пощечину, заявил хозяевам, что больше знать их не желает, раз они приглашают в гости таких «гнусных слюнтяев», как Батурин. Через несколько дней к своему удив­лению Ломов получил повестку в суд в связи с возбуждением уголовно­го дела по заявлению Батурина.

На что посягает данное преступление? Как оно называется и к какой группе преступлений относится? Проанализируйте ст. 129 и 130 УК РФ.

Данное преступление относится к разряду преступлений против личности и посягает на честь и достоинство человека. Называется оно оскорбление (ст. 130 УК РФ). В данном случае налицо все квалифицирующие признаки оскорбления:
— унижение чести и достоинства. Следует пояснить, что честь — это уважение человека со стороны других лиц, достоин­ство же — это уважение человека в своем собственном лице. В ситуации, которая произошла за столом, унижены были и честь, и достоинство потерпевшего Батурина. Вряд ли пощечина и слова «гнусный слюнтяй», относящиеся к Батурину и сказанные в присутствии множества людей, добавят с их стороны ему уважения. Также весьма сомнительно, что после этого и сам Бату­рин не почувствует, что его самолюбие уязвлено;
— неприличная форма, в которой имело место унижение чести и достоинства. Согласно Конституции РФ каждый человек имеет право на телесную неприкосновенность. Нарушение этого права, к тому же еще в виде пощечины, удара по лицу, по наиболее уязви­мой части тела, да и, возможно, сопровождающееся причинением боли (пусть и небольшой), — форма выяснения отношений явно неприличная. Общепризнанно, что воспитанные люди так себя не ведут. То же самое и выражение «гнусный слюнтяй» — это такая ха­рактеристика личности, которая в приличном обществе не принята.

Аверин осужден за изнасилование к 6 годам лишения свободы. При назначении наказания суд в качестве отягчающих учел следующие обстоятельства:
— подсудимый не признал своей вины;
— не раскаялся в содеянном и не извинился перед потерпевшей;
— большую распространенность этого вида преступления.

Проанализируйте ст. 63 УК РФ и оцените данный приговор.

Однажды в гостях батурин сказал своему соседу по столу ломову

Омбудсман

В задачах по уголовному праву нередко встречаются интереснейшие сюжеты, всегда есть конфликт и душещипательные диалоги)

1. Когда студент-вечерник Соколов возвращался домой, к нему на пустынной улице подошли двое его знакомых. Они попросили у него закурить и, получив отказ, избили Соколова. Тот побежал звать на по­мощь своих друзей. Через полчаса они нашли обидчиков и нанесли им телесные повреждения средней тяжести.

Можно ли их действия назвать необходимой обороной?

2. Макаров (15 лет), Себенцов (17 лет) и Яковлев (16 лет) жили в одном доме и дружили с детства. Вечером, сидя во дворе на скамейке и болтая о том о сем, они увидели изрядно подвыпившего человека, воз­вращавшегося домой.
— Может у него есть деньги? Пивка бы попить! — сказал Себенцов, который всегда был заводилой в этой компании.
Друзья его поняли с полуслова. Макаров и Яковлев пошли следом за пьяным в подъезд. Через несколько минут они вышли довольные. Подойдя к Себенцов, Макаров подал ему деньги и сказал:
— Удачно получилось! Видать, он зарплату получил.
А затем, кивнув в сторону Яковлева, добавил:
— Я и руки-то не успел скрутить, как он шустро его обшарил.

Кого можно привлечь к уголовной ответственности? Назовите формы соучастия.

3. Аверин осужден за изнасилование к 6 годам лишения свободы. При назначении наказания суд в качестве отягчающих учел следующие обстоятельства:
— подсудимый не признал своей вины;
— не раскаялся в содеянном и не извинился перед потерпевшей;
— большую распространенность этого вида преступления.

Проанализируйте Ст. 67 УКУ и оцените данный приговор.

4. Однажды в гостях Батурин сказал своему соседу по столу Ломо­ву, что тому больше пить не стоит. В ответ Ломов, который был уже из­рядно навеселе, поднялся и, дав Батурину пощечину, заявил хозяевам, что больше знать их не желает, раз они приглашают в гости таких «гнусных слюнтяев», как Батурин. Через несколько дней к своему удив­лению Ломов получил повестку в суд в связи с возбуждением уголовно­го дела по заявлению Батурина.

На что посягает данное преступление? Как оно называется и к какой группе преступлений относится?

5. Во время военного конфликта снайпер вражеской армии, одетый в военную форму этой армии, застрелил из снайперской винтовки Украинского солдата. Подлежит ли снайпер ответственности за убийство?

6. Приговором суда Николаенко приговорен к трем годам лишения свободы за сознательное поставление Ивановой и Малыхиной в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека (ч. 1 ст. 130 УК Украины). Заражения не произошло вследствие случайного счастливого стечения обстоятельств.
Ознакомившись с содержанием ст. 130 УК Украины, определите, какой вид преступления содержит деяние, совершенное Николаенко? Имеют общественно опасные последствия в данном случае уголовно-правовое значение?

Задачи по уголовному праву

1. Жители лесного поселка братья Демидовы договорились посадить в погреб на неделю своего соседа Павленко за то, что он под разными предлогами не возвращал им деньги, взятые в долг. Через день, увидев, что Павленко основательно прогдрог и начал сильно кашлять, они выпустили его, предупредив, что расправятся с ним, если тот не вернет долг.

К какой группе относится данное преступление и как оно называется? Проанализируйте ст. 115 и ст. 119 УК.

2. Виолетова проживала со своим престарелым отцом, который был парализован и не мог самостоятельно передвигаться. Однажды она уехала в отпуск к своим знакомым в другой город на 2 недели, оставив отца без присмотра. Соседи были возмущены поведением Виолетовой и подали заявление прокурору.

Можно ли отнести поведение дочери как преступное и если а, то к какой группе преступлений оно относится? Проанализируйте ст. 125 УК.

3. Однажды в гостях Батурин сказал своему соседу по столу Ломову, что тому больше пить не стоит. В ответ Ломов, который был уже изрядно навеселе, поднялся и дал Батурину пощечину, заявив хозяину, что больше знать их не желает, раз они приглашают в гости «таких идиотов», как Батурин. Через несколько дней, к своему удивлению, Ломов получил повестку в связи с возбуждением уголовного дела по заявлению Батурина.

4. Петя Завьялов рассказал своим друзьям о неприятности, которая произошла с его отцом: загоняя машину в гараж, отец разбил фару на своих «Жигулях». Десятиклассники решили помочь другу, и один из них предложил снять фару с чужой машины. Совместными усилиями им удалось это сделать так, что никто из посторонних этого не видел. Поразмыслив, Петя решил, что никто из посторонних этого не видел. Поразмыслив, Петя решил, что отец такому «подарку» вряд ли обрадуется, выбросил снятую фару и все рассказал отцу. Родители потребовали, чтобы сын немедленно пошел в милицию и во всем признался.

Какое преступление совершили десятиклассники? Проанализируйте ст. 158 УК.

5. 16- летний Карпов незаконно хранил дома нож – финку. Летом он поехал в деревню, где по вечерам, отправляясь на танцы в соседнее село, прихватывал с собой нож «на всякий случай». Однажды, когда он им хвастался приятелю, это заметил участковый инспектор милиции и задержал Карпова. Карпов недоумевал и просил объяснить, что он сделал преступного.

Какое преступление совершил Карпов и к какой группе преступлений оно относится? Проанализируйте ч.4 ст. 222 УК.

6. Соловьев перебежал улицу на красный свет светофора. Водитель, пытаясь избежать наезда, резко вывернул руль влево. В результате произошло столкновение с машиной, следовавшей по соседней полосе. Один человек погиб.

Проанализировав ст. 264 и ст. 268 УК, решите вопрос о том, кто виновен в случившемся, и назначьте меру наказания.

7. В 10 часов вечера Калистратов и его жена возвращались с дачи на своей машине. Неожиданно яркий свет фар выхватил из темноты человека, стоявшего на дороге с поднятой рукой и рядом другого, лежавшего на обочине. Как выяснилось, лежавшего сбила машина и его надо было срочно доставить в больницу. Супруги ответили, что торопятся, да и машина перепачкается кровью, и уехали с места происшествия.

Через несколько дней Калистратова вызвали в отделение милиции и сообщили, что сбитый на дороге человек умер, так как ему не была оказана медицинская помощь. Против Калистратова возбудили уголовное дело о привлечении его по статье 125 УК (оставление в опасности). По мнению Калистратова, он не сделал ничего противозаконного, и привлекать его не за что – ведь он никого не сбивал.

Можно ли привлечь Калистратова УК уголовной ответственности? (Проанализируйте ст. 125 и ст. 265 УК)

8. Находясь в ресторане, Афанасьев, Байтин и Владимиров разбили настольную вазу стоимостью 600р. На просьбу официанта возместить ущерб они ответили отказом, утверждая, что это произошло случайно. Для разрешения конфликта официант предложил Байтину, который платил за ужин, пройти к администратору. Байтин ответил бранью, и официант вызвал милицию. Афанасьев, считая, что к его другу придираются несправедливо, стал отталкивать милиционера от Байтина. В результате всех задержали и доставили в отделение милиции.

Можно ли указанных лиц наказать в уголовном порядке?

9. Плиева, жительница одного из провинциальных городов, была знакома с семидесятилетней Цодиковой, проживавшей в Москве, и знала, что у той имеются драгоценности. Плиева сговорилась со своим знакомым Микитаевым завладеть ими. Они приехали в Москву и остановились у Цодиковой. Утром Микитаев кожаным поясом задушил Цодикову, а чтобы не было слышно крика и шума борьбы, Плиева включила пылесос. Взяв ценности, они скрылись, однако на вокзале были задержаны.

Назовите формы соучастия указанных лиц. Воспользовавшись УК (ст. 105), определите меру наказания обоим.

11. 65 – летний Очкин был осужден за убийство двух человек с особой жестокостью к 13 годам лишения свободы. Прокурор написал в вышестоящий суд протест, в котором отмечал, что суд при назначении наказания не учел такие отягчающие обстоятельства, как:

1) неоднократное совершение преступлений;

2) большой жизненны опыт осужденного.

Прокурор просил назначить Очкину смертную казнь.

Оцените протест прокурора с точки зрения закона (ст. 63 УК).

12. Аверин осужден за изнасилование к 6 годам лишения свободы. При назначении наказания суд в качестве отягчающих учел следующие обстоятельства:

–подсудимый не признал своей вины;

–он не раскаялся в содеянном и не извинился перед потерпевшей;

–большую распространенность этого преступления.

Проанализируйте ст.63 УК и оцените данный приговор.

13. Судье в один день пришлось рассматривать два однотипных уголовных дела.

Дело №1. В день, когда его сынишке исполнилось 7 лет шофер автобазы Хаманеев взял из гаража автомашину после работы без разрешения, посадил в кабину сынишку и помчался в райцентр покупать подарок. Чтобы успеть до закрытия магазина, водитель ехал с превышением скорости. На крутом повороте он не справился с управлением, машина перевернулась и свалилась в кювет. Отец потерял сына.

Дело №2. Пьяный водитель Фитисов мчался на всех парах в райцентр, поскольку до закрытия винного магазина оставались считанные минуты. На одном из перекрестков райцентра он сбил человека и скрылся. Пострадавший умер.


Разработка урока по праву на тему Уголовное право

Развивающая: Развивать познавательные процессы обучающихся, логическое мышление, умение анализировать, рассуждать, делать выводы.

Обучающая: Обучающиеся должны знать виды наказаний в уголовном праве. Обстоятельства, смягчающие наказание. Обстоятельства, отягчающие наказание. Освобождение от уголовной ответственности.

Воспитательная: Воспитать умение работать в команде, дух коллективизма, чувство ответственности за свои действия.

ОК:

2 .Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество:

выбирает способ достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности

выбирает способ (технологию) решения задачи на основе анализа условий и ресурсов

в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами

3 . Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы:

проводит анализ причин существования проблемы

предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля

оценивает и планирует продукт своей деятельности на основе заданных критериев

6 .Работать в команде, эффективно общаться с коллегами:

принимает и фиксирует решение по всем вопросам для группового обсуждения

участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу

соблюдает нормы публичной речи и регламент, использует паузы для выделения смысловых блоков своей речи, использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своей речи.

Тип урока урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения мозговой штурм

Методы урока словесные, наглядные:

использование информационных технологий

оценка работы обучающихся экспертами

Форма организации деятельности обучающихся на занятии индивидуальная, в малых группах

Материально – техническое оснащение занятия кабинет «Обществознания и права», компьютер, Мультимедийный проектор, экран; столы расставлены в форме буквы «Т», отдельный стол для присутствующих; раздаточный материал (правовые задачи), тетради обучающихся, ручки.

Работа с эпиграфом к уроку

«Покушение наказуемо, даже если задуманный результат не осуществился».

Римское юридическое изречение.

Проверка готовности обучающихся к уроку

Обобщение полученных знаний по теме: «Уголовная ответственность»

Распределение обучающихся по группам

Объединяются в группы по письменному указанию преподавателя

Работа в группах ОК2, 3, 6

Обобщение пройденного материала по теме «Уголовная ответственность»

Раздача материала для работы в группах (правовые задачи)

Выступление 1 группы

Выступление 2 группы

Выступление 3 группы

На экран выведена пословица

Каждая группа выполняет индивидуальное задание

1 группа даёт заключение по своей задаче приложение №1

2 группа даёт заключение по своей задаче приложение №2

3 группа даёт заключение по своей задаче приложение №3

Все группы выполняют одно и тоже задание:

как понимается смысл пословицы, с точки зрения права

Эксперт заполняет оценочный лист по каждому участнику группы

Анализ деятельности обучающихся, выставление оценок согласно оценочных листов

Указания на экране

Составить глоссарий по теме «Уголовное право»

Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Юнусов, начальник автотранспортного предприятия, разрешил производить ремонт автомобилей в тесном помещении, не оборудованном принудительной вентиляцией. Места для курения предусмотрено не было. Во время проверки бензонасоса одним из мастеров брызги бензина попали на пол, а другой мастер, ремонтировавший рядом карбюратор, бросил непогашенную сигарету. Начался пожар, в результате которого мастера получили ожоги, относящиеся к разделу тяжких телесных повреждений, а всё помещение выгорело вместе с машинами, стоявшими на ремонте.

Вопрос: Кто виновен в случившемся и должен быть наказан?

Медсестра поздно вечером возвращалась с дежурства. Неожиданно из тёмной подворотни появился мужчина и, угрожая девушке ножом, потребовал отдать ему все деньги и украшения. Открыв сумочку, девушка увидела, что у неё с собой хирургические ножницы, и, схватив их, нанесла грабителю два удара в живот.

Преступник попытался схватить девушку, но, получив удар ножницами уже в лицо, бросился бежать. Его задержали. О случившемся девушка сообщила в полицию.

Вопрос: Можно ли медсестру привлечь к уголовной ответственности?

Однажды в гостях Батурин сказал своему соседу по столу Ломову, что тому больше пить не стоит. В ответ Ломов, который был уже изрядно навеселе, поднялся и дал Батурину пощечину, заявив, что больше знать их не желает, раз они приглашают в гости «гнусных слюнтяев», как Батурин. Через несколько дней, к своему удивлению, Ломов получил повестку в суд в связи с возбуждением уголовного дела по заявлению Батурина.

Вопрос: На что посягает данное преступление? Как оно называется и к какой группе преступлений относится?

Ход занятия:

Организационный момент

проверка присутствующих и готовности, обучающихся к уроку, настрой на урок

обобщение полученных ранее знаний по теме: «Уголовная ответственность»

мы с вами на уроках «Право» изучили, что такое преступление, и чем оно отличается от проступка. Мы с вами узнали, какие обстоятельства смягчают наказания, какие отягчают, а какие и вовсе наказание исключают. Цель сегодняшнего нашего урока – это закрепление полученных знаний.

Урок будет проходить в форме Мозгового штурма. Мне хотелось бы начать наш урок с римского юридического изречения « Покушение наказуемо, даже если задуманный результат не осуществился», как вы понимаете это изречение?

И сегодня наша с вами цель: «примерить» на себя роль правозащитника, разобраться с материалом дела (через правильное решение задач) и вынести справедливое решение.

Работа в группах

-Прежде чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы выбрали обучающегося - эксперта (в каждой группе) ответственного за оценки, также обучающегося фиксирующего ваши «мысли», записывающего их на бумаге.

Вам предложены задачи, у всех групп они разные по степени сложности. На обсуждение и вынесение правильного ответа вам даётся 10 минут, а на защиту 5 минут.

- Прочитайте внимательно пословицу: « Сколько веревочке ни виться, а кончику быть». Как вы понимаете эту пословицу, с точки зрения предмета «Право»?

Итог урока

На сегодняшнем уроке мы вспомнили ранее полученные знания и попробовали себя в роли правозащитника. Даже если в будущем вам не пригодится тот опыт, который вы получили сегодня уроке, вы все же соприкоснулись с уголовным правом, решая правовые задачи, вынося вердикт по ним. Согласно оценочных листов следующие оценки: …

Домашнее задание:

Составить глоссарий по разделу «Уголовное право».

Рефлексия:

У вас на столах находятся разноцветные звёзды. Перед тем как выйти из кабинета я вас прошу проголосовать:

Зелёная звезда – «Я – повторил»

Красная звезда – «Я – запомнил»

По списку в группе 26 человек, все девушки. В группе обучаются разные по характеру, темпераменту и знаниям девушки. В целом можно сказать, что группа со средним уровнем знаний.

Данный предмет изучают второй год. Группа была разбита на команды заранее, с целью обеспечить работу слабых.

Постановка целей

По моему мнению, поставленные цели на сегодняшнем уроке были достигнуты. Работа по развитию общих компетенций у обучающихся выполнена через:

умение обучающихся работать в команде

защиту своего проекта (задачи)

Контроль знаний обучающихся

Контроль знаний обучающихся осуществлялся экспертами из числа самих обучающихся, через оценочные листы.

Читайте также: