Круглый стол по трудоустройству молодежи

Обновлено: 19.04.2024

25 декабря в Чеченском государственном университете отделом трудоустройства выпускников совместносфакультетом государственного управления был проведен круглый стол на тему: «Проблемы трудоустройства и временной занятости молодежи и студентов».

Целью проведения данного мероприятия стала необходимость определение актуальных проблем трудоустройства молодых специалистов и их адаптации к рынку труда, перспективных направлений взаимодействия между органами исполнительной власти, территориальными органами занятости, работодателями и образовательными учреждениями по проблемам трудоустройства выпускников.

В работе круглого стола приняли участие более 150 студентов и выпускников факультета государственного управления, 13 представителей различных министерств, ведомств и организаций.

В ходе выступлений участниками были рассмотрены вопросы о состоянии рынка труда Чеченской Республики, востребованности выпускников на рынке труда, обсуждены проблемы и перспективы трудоустройства и временной занятости студентов.

Тааев Ильяс Дуцаевич, 1-й заместитель Министра образования и науки Чеченской Республики, отметил актуальность проблемы трудоустройства выпускников в настоящее время, когда отсутствует система обязательного распределения выпускников, которая бы гарантировала им трудоустройство и давала возможность приобрести опыт практической деятельности на предприятиях по полученной специальности.

Нурадиев Увайс Алхазурович, заместитель Министра национальной политики, печати и информации Чеченской Республики, проинформировал участников круглого стола о состоянии рынка труда Чеченской Республики, востребованности выпускников на рынке труда. Он отметил, что востребованы в большей степени педагоги, строители, инженеры и врачи, наблюдается непропорционально большое количество бухгалтеров, экономистов и юристов.

Джамуханов Авхан Салманович, заместитель Председателя Комитета малого бизнеса и предпринимательства, предложил оказать содействие в реализации интересных идей и проектов студентам и выпускникам.

Таймасханов Хусаин Султанович, председатель комитета АПК Парламента Чеченской Республики, предложил правовую поддержку начинаниям студентов и выпускников ЧГУ.

Мусаев Ахмет Абуязитович, 1-й заместитель префекта Октябрьского района, рассказал о новых проектах в сфере социально-культурного сервиса и туризма, о возможностях и перспективах сотрудничества с Университетом.

Исрапилов Али Вахитович, Директор Департамента строительства и новых технологий Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики, предложил организовать экскурсии для студентов по промышленным объектам Чеченской Республики.

Таким образом, в ходе заседания круглого стола обсуждались проблемы трудоустройства выпускников и пути их решения, что показывает высокую заинтересованность не только ВУЗа, но и работодателей, управленцев в дальнейшей профессиональной судьбе выпускников.

Итогом заседания стало обсуждение и утверждение рекомендаций и предложений круглого стола, среди которых были следующие:

Обеспечить более тесное взаимодействие с предприятиями-работодателями в области содействия трудоустройству выпускников;

На основе регулярных обсуждений адаптировать систему образования к изменяющимся требованиям рынка труда.

27 мая 2022 года

Участники «круглого стола» – депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители образовательных организаций, ученые, эксперты, всесторонне обсудив актуальные проблемы создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций, использования их в качестве механизма трудоустройства молодежи, отмечают следующее.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, ориентируют систему среднего профессионального образования на подготовку компетентных, а именно самостоятельных, инициативных, творчески мыслящих специалистов, активно участвующих в решении инновационных процессов производства. В первую очередь это относится к подготовке специалистов высокой квалификации, способных системно ставить и решать различные производственные задачи в условиях модернизации конкретных технологических процессов.

Современные условия открывают новые перспективы для развития профессионального образования — готовить мобильного специалиста, отвечающего быстро меняющимся запросам общества. Система профессионального образования призвана развиваться не только вместе с экономикой государства, но и в известном смысле опережая ее, поскольку она готовит кадры для будущего, находясь, «на передовой» современного рынка труда.

Одной из задач содержания образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования является организация практико-ориентированного обучения, которое предполагает интенсивное вовлечение студентов в практическую деятельность и раннее погружение в профессию. Для этого необходимо создавать максимальные условия для сочетания теоретической подготовки обучающихся и скорейшего применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Одной из форм решения указанной задачи может стать создание в структуре образовательных организаций учебно-производственных комплексов (далее – УПК СПО).

Указанные комплексы могли бы стать основой для более быстрой и успешной адаптации выпускников к условиям современного рынка груда, развивать у обучающихся предпринимательские способности и формировать профессиональные компетенций, оказывать помощь студентам в выборе сферы деятельности.

Депутатами Государственной Думы О.М.Казаковой, А.И.Аршиновой, А.Г.Мажугой, А.А.Бичаевым, сенаторами Российской Федерации Г.Н.Кареловой, А.Д.Артамоновым внесен проект федерального закона № 103215-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который направлен на обеспечение возможности создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций.

Законопроектом определяется, что учебно-производственные комплексы в структуре образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (далее – УПК СПО), создаются для практической подготовки обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, проведения их промежуточной и итоговой аттестации.

Допускается возможность осуществления УПК СПО приносящей доход деятельности, связанной с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг, в соответствии с профилем реализуемых ими образовательных программ.

За образовательными организациями, реализующими основные профессиональные образовательные программы, закрепляется необходимость оказывать содействие как обучающимся в них лицам, так и выпускникам в их дальнейшем трудоустройстве, в том числе в профильные структурные подразделения указанных организаций, а также в хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, учредителями или участниками которых они являются.

Участники круглого стола полагают, что предлагаемые проектом федерального закона изменения будут способствовать расширению возможностей образовательных организаций в рамках практической подготовки обучающихся, а также содействию их дальнейшему трудоустройству.

В целях обеспечения возможности создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций, использования их в качестве механизма трудоустройства молодежи, участники «круглого стола» рекомендуют:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Рассмотреть и принять в весеннюю сессию 2022 года проект федерального закона № 103215-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций среднего профессионального образования), внесенный депутатами Государственной Думы О.М.Казаковой, А.И.Аршиновой, А.Г.Мажугой, А.А.Бичаевым, сенаторами Российской Федерации Г.Н.Кареловой, А.Д.Артамоновым.

Министерству просвещения Российской Федерации

Разработать проект рекомендаций об основных направлениях деятельности учебно-производственных комплексов, создаваемых в структуре образовательных организаций.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации

Рассмотреть вопрос о возможности применения мер государственной поддержки, а также обеспечения государственными (муниципальными) заказами УПК СПО.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации

Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в нормативные-правовые акты в части оформления трудовых отношений и оплаты труда обучающимися, работающих в УПК СПО.

Министерству финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой

Рассмотреть вопрос о возможности снижения налоговой нагрузки на промышленные предприятия и иные организации, участвующие в реализации образовательных программ на базе УПК СПО, создании, укреплении материально-технической базы УПК СПО.

Министерству финансов Российской Федерации

Рассмотреть возможность применения к товарам и услугам, производимым УПК СПО положений, предусмотренных для "единственного поставщика" согласно нормам Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Круглый стол на тему "Молодежь - трудовые ресурсы XXI века"

- создание системных механизмов воспитания у молодежи чувства патриотизма и гражданской и правовой ответственности, формирование российской идентичности.

- создание условий для формирования социальных и личностных качеств молодого человека и наиболее полной их реализации на благо общества;

- развитие лидерских качеств и привлечение молодежи к решению социально-значимых проблем;

- стимулирование общественно-полезной деятельности, правовое воспитание молодых людей;

Форма проведения:

План мероприятия

1. Вступительная часть

Сегодня наш круглый стол я назвала «Молодежь – трудовые ресурсы X X века, и как вы догадались, наш разговор будет посвящен теме проблеме выбора профессии молодыми людьми. Оказывается, будущее экономики страны во многом зависит от вашего выбора трудовой деятельности. Перед началом мероприятия определимся с понятием «молодежь». Что такое «молодежь»?

Ответы учащихся

Если давать точное определение, то выглядеть это будет так: « молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет»

Молодежь в России сегодня – это 39,6 млн. молодых граждан, подумайте, 27% от общей численности населения страны. Молодые люди - это самые энергичные представители общества, всегда готовые к активным действиям и очень важно для Вас сейчас найти дело, в котором бы Вы смогли себя реализовать. На мой взгляд, юность и молодость – это не только прекрасные периоды в жизни каждого человека, но еще и особое состояние души. Это время дерзаний, поисков, открытий и реализации самых смелых надежд.

Ведущий: Какие минусы и плюсы вы находите в своем возрасте? Что значит, для вас быть молодым?

Ведущий. А что более всего вас возмущает в поведении молодежи? С чем невозможно мириться?

Ведущий. Легко ли быть молодым? Так назывался когда-то популярный фильм о молодежи начала 80-х. По замыслу автора фильма выходило, что – нет, совсем нелегко приходилось молодежи, особенно ее думающей части. И если тогда главным тормозом на пути у молодого способного человека была система социалистической уравниловки, то, хотелось бы знать, легко ли быть молодым сейчас же в эпоху молодого российского капитализма? Назовите пожалуйста, какие проблемы перед вами сейчас стоят очень остро?

Ответы учащихся.

Ведущий: По вашим ответам можно сделать вывод, что основная проблема выбор профессиональной деятельности. Нужно ли человеку обязательно трудиться?

Всегда ли труд приносит радость и успех?

Мы разделимся на 2 группы. Левая группа будет играть роль взрослых, а правая – будут дети.

1. Посмотрите друг на друга, как одним словом можно назвать всех вас? (люди)

2. Назовите общие внешние черты взрослых и детей (цвет волос, цвет глаз, 2 руки, 2 ноги).

3. А чем взрослые отличаются от детей? (возраст, рост, вес, умственное развитие).

Действительно, взрослые отличаются от детей тем, что они больше знают, так как они старше и у них больше опыта.

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду. Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Следовательно, труд приносит радость и успех только тогда, когда он по душе.

Вопросы к группам:

(сначала отвечают дети, а потом взрослые)

Закончить предложения с точки зрения детей и с точки зрения взрослых:

1.Люди работают ради…

2.Настоящий труд – это…

3.При выборе профессии люди часто не учитывают…

4.В любом профессиональном труде самое важное…

5.Счастье – это… (когда с радостью идешь на работу и с радостью возвращаешься домой.

Ведущий: Современная российская молодежь при расстановке приоритетов — жизненных целей отдает предпочтение в первую очередь материальной стороне жизни, и лишь во вторую — семье, связывая последнюю непосредственно с уровнем жизни и способностью воспитать ребенка с позиции материального аспекта (рис. 1).

http://rusrand.ru/files/16/04/13/160413052810_l01_k.png

Ведущий: Хотелось бы знать ваше мнение, какой ответ подходит больше вашим убеждениям?

Ведущий: Материальное благополучие во многом зависит от правильного выбора профессии. Но вначале хотелось бы знать при выборе профессии для вас важно?

- удовольствие от работы.

Какие профессиональные ориентиры для себя выбирает молодежь? В основном выбор обусловлен внешними обстоятельствами, примерами из жизни, гораздо реже интересом и способностями в этой сфере у абитуриента. Деформации рынка труда и системы образования и формируют впоследствии ситуацию, когда молодой специалист не в состоянии устроиться в соответствии с его профилем. В итоге ВУЗы выпускают уже армию офисного планктона, трудящегося в секторах экономики и гуманитаристики.

http://rusrand.ru/files/16/04/13/160413053356_l07_k.png

Рис. 2. Выпуск специалистов с высшим образованием по группам специальностей (по данным Росстата, 2014 г.)

За годы эволюции государственной системы профиль выпускников резко изменился: от инженерно-технических в сторону экономистов и гуманитариев.

http://rusrand.ru/files/16/04/13/160413053409_l08_k.png

Рис. 3. Структура выпуска специалистов высшими учебными заведениями (по данным Росстата)

Ведущий: К чему может привести? При подобных структурных деформациях рассчитывать на построение промышленной экономики в перспективе 10 лет не приходится — у страны не осталось необходимых кадров. Лозунг «Кадры решают все» становится как никогда актуальным. В России складывается уже критическая ситуация сокращения молодежи в таких стратегических сферах, как образование, здравоохранение, обрабатывающее производство. Доминирование молодежи в таких секторах, как финансовая деятельность, гостиницы и рестораны, торговля указывает не столько на специфику этих отраслей, сколько на выбор молодежи. Трудно себе представить, что проработавший порядка 5 лет специалист из финансового сектора вдруг резко пойдет в промышленность. В стране в перспективе 20–30 лет не останется кадров, необходимых для структурной перестройки экономики.

Какие меры нужно предпринять государству, чтобы решить кадровый вопрос в стратегических отраслях?

Ответы учащихся (новые профессии)

Ведущий: Таким образом, выбор жизненного пути каждого из вас, это и выбор будущего страны. Есть три способа выбрать профессию.

1. Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.

Как вы относитесь к данному методу?

Учащиеся по очереди высказывают мнение за или против такого способа, ведут спор, аргументируя и отстаивая свое мнение. Побеждает тот, кто убедительнее остальных отстоял свое мнение. Попутно ведущий задает провокационные вопросы (содержание вопросов по усмотрению ведущего):

А если на поиски уйдет очень много лет?

А если человек так и никогда не найдет эту свою единственную профессию?

Затем ведущий приводит стороны к компромиссу, называя положительные и отрицательные стороны этого метода.

2. Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания - всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.

Учащиеся по очереди высказывают мнение за или против такого способа, ведут спор, аргументируя и отстаивая свое мнение. Побеждает тот, кто убедительнее остальных отстоял свое мнение. По ходу спора ведущий задает вопросы (содержание вопросов по усмотрению ведущего):

А если человек обладает способностью к какой-то конкретной профессии, но она ему совершенно не интересна?

А если человек считает, что у него нет каких – то способностей к профессии, но которая ему интересна?

А если человек считает, что у него нет каких – то способностей вообще к чему- либо?

Учащиеся высказывают и отстаивают свою точку зрения, спорят. Затем ведущий приводит стороны к компромиссу, называя «+» и «-» этого способа и способы решения проблем, связанных с этим способом, подкрепляя примерами из жизни.

3. есть и еще один способ - это путь выбора ваших родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Это семейные династии.

Как вы относитесь к такому способу выбора профессии и к профессиональным семейным династиям?

А если потомку профессиональной семейной династии не интересна профессия его родителей и предков?

А если семья человека против его выбора?

Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируют его, спорят.

Затем ведущий приводит стороны к компромиссу, называя положительные и отрицательные стороны э методов, что каждый способ имеет свои достоинства и недостатки, важно, чтобы человек имел желание овладеть интересующим его делом, развивался и не опускал руки, если у него что-то не получается.

Ведущий: В заключении нашего мероприятия, я хочу сказать только одну фразу, все в ваших руках.

В ГД разработают законопроект о первом рабочем месте для молодых специалистов

Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев

Метелев
Артем Павлович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» отметил, что вопрос содействия занятости и трудоустройства несовершеннолетних и выпускников образовательных организаций – один из наиболее важных вопросов в сфере как образования, так и рынка труда и занятости, особенно в период пандемии.

«Ряд современных условий и тех данных, что демонстрируют нам социологические исследования, показывает о необходимости выработки совместного плана действий для развития сферы. Так, сегодня 9 из 10 школьников хотят начать работать еще в период обучения. Говоря о выпускниках вузов отмечается, что лишь 4 % их них не сталкивались с какими‑либо трудностями при поиске работы после прохождения обучения», – сказал Артем Метелев.

Он также напомнил, что сейчас для развития сферы занятости молодежи сформирован ряд поручений Президента и Правительства РФ, запущены программы поддержки и разработан комплекс мер по содействию занятости и трудоустройству.

«Сейчас планируется к внесению законопроект «О внесении изменений в статьи 149, 264, 270 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных кадров». По смыслу законопроекта, перерабатывается налоговая база организаций, готовящих высококвалифицированные кадры. Хочу предложить ввести налоговые льготы для работодателей, которые вкладывают средства в организацию практик, стажировок, обучения студентов, создания базовых кафедр, материального обеспечения вузов и колледжей», — сказал Председатель Комитета.

Смотрите также

В ГД рассмотрят предложение о первом рабочем месте для студентов

«Молодые люди более мобильны, готовы к переезду, склонны к смене профессий и готовы к переобучению. Они нацелены на работу на себя, но не имеют опыта работы и не очень хорошо разбираются в рынке труда. Их нацеленность на выбор новых форм занятий создает определенные риски», — сказала Елена Мухтиярова.

По ее словам, чтобы помочь молодежи с трудоустройством, по поручению Президента России Владимира Путина, которое он дал на Петербургском международном экономическом форуме, была разработана долгосрочная Программа поддержки молодежной занятости до 2030 года. Программа предназначена для того, чтобы молодые люди могли выявить и развить свои трудовые навыки, а также определиться с профессией на рынке труда. Планируется, что благодаря ей доля трудоустроенных выпускников вузов и колледжей вырастит с 57% до 92%, уровень безработицы молодежи от 15 до 29 лет снизится с 10,7% до 5%. Участники круглого стола выразили желание использовать по максимуму свои ресурсы для реализации программы.

Круглый стол на тему «Трудоустройство несовершеннолетних граждан и выпускников вузов»

Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев

Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Денис Майданов и генеральный директор АНО «Территория первых» Наталья Майданова

Заместитель Председателя Комитета по молодежной политике Владимир Исаков

Заместитель Председателя Государственной Думы Владислав Даванков и заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи Андрей Платонов

Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев

Круглый стол на тему «Трудоустройство несовершеннолетних граждан и выпускников вузов»

Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова

Член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Екатерина Стенякина

Круглый стол на тему «Трудоустройство несовершеннолетних граждан и выпускников вузов»

Заместитель Председателя Государственной Думы Владислав Даванков

Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Денис Майданов

Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Денис Майданов и генеральный директор АНО «Территория первых» Наталья Майданова

Заместитель Председателя Государственной Думы Владислав Даванков и заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи Андрей Платонов

Содействие занятости и наставничество

Заместитель руководителя Росмолодежи Андрей Платонов поддержал озвученные тезисы и поднял тему содействия занятости, трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования.

«Содействие занятости молодежи является одной из ключевых задач в деятельности Росмолодежи. Поэтому мы активно участвовали в разработке Программы поддержки молодежной занятости, – подчеркнул он. – А в 2022 году мы планируем запустить программу «Больше, чем работа», в рамках которой молодежь сможет как путешествовать по регионам, так и трудиться там. Она удовлетворит запросы студентов в качественных стажировках, трудоустройстве и местного бизнеса в квалифицированных кадрах».

Также, по его словам, планируется приступить к реализации Всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства. Она направлена на поддержку предпринимателей, ознакомление молодых людей с основами предпринимательства и повышение заинтересованности в запуске собственного бизнеса.

Заместитель Председателя Государственной Думы Владислав Даванков Даванков
Владислав Андреевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» выступил с инициативой давать налоговые каникулы работодателям, которые предоставляют выпускникам первое место работы.

«Многие выпускники не могут устроиться на работу, потому что работодатели требуют от них опыт работы, который им негде взять. Мы предлагаем дать работодателю одногодичные или двухлетние налоговые каникулы за такого выпускника, например, по выплате социального страхования. Такая льгота поможет студентам устроиться. А если первое рабочее место у тебя есть, то потом будет и второе», – отметил он.

Первый заместитель Председателя Комитета по молодежной политике Игорь Кастюкевич

«Многие помнят своего первого наставника. Речь не о менторах или коучах, а о наставниках на производстве, которые ведут новичков вперед и представляют реальный сектор экономики, – уточнил он. – Единого стандарта наставничества сейчас нет. Но совместно с проектом «Профстажировки 2.0» и Госкорпорацией «Росатом» мы разработали формат наставничества. Важно, чтобы каждый наставник понимал, что будет иметь за свою работу. Кого‑то – грамотой наградим, а кого‑то – в Крым отправят отдохнуть. Хочу, чтобы идею о едином подходе к формулярам о наставниках рассмотрели на федеральном и региональном уровне».

Во время выступления на тему трудоустройства несовершеннолетних, действующих мерах поддержки и имеющихся барьерах заместитель Председателя Комитета по молодежной политике Михаил Киселев

Киселев
Михаил Михайлович Депутат Государственной Думы избран от избирательного округа 1207 (Северный – г.Санкт-Петербург) поддержал предложение о едином стандарте наставничества. Также он предложил учитывать рабочий опыт подростков при поступлении в вузы и ссузы, ввести понятие помощник вожатого или вожатый-стажер для подростков и упростить процедуру трудоустройства для детей от 14 до 16 лет.

«Нужно, чтобы молодые люди имели возможность нормально работать с ранних лет. Процитирую классика. Труд избавляет людей от трех главных зол: скуки, порока и нужды. И когда мы займем молодого человека трудом, то риски, что он свяжется с наркоманией, алкоголизмом и другими деструктивными элементами, изрядно уменьшатся», – подчеркнул он.

Также участники Круглого стола договорились работать над предложениями по введению налоговых льгот при трудоустройстве несовершеннолетних, их бесплатному медосмотру, упрощению расторжения трудового договора, сохранению пенсии при потере кормильца при трудоустройстве и надзору над трудоустройством.

«Комитет направит все предложения участников круглого стола в Минтруд для учета в программе, в том числе в части приведения возраста молодежи в программе в соответствии с федеральным законодательством до 35 лет, – отметил Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев. – Будет подготовлена концепция законопроекта «о первом рабочем месте», цель которого снять барьеры при трудоустройстве несовершеннолетних граждан и выпускников вузов и стимулирование работодателей».

Сценарий круглого стола по теме "Выпускник XXI века. Настоящее и будущее в свете партнерских отношений"

Цель занятия: поиск форм конструктивного сотрудничества с социальными партнерами и потенциальными работодателями в вопросе подготовки и трудоустройства выпускников.

При подготовке мероприятия следует уделить внимание организационным вопросам, таким, как прием и регистрация гостей, организация кофе-паузы, памятные сувениры. Также необходимо наметить проект решения круглого стола, который будет корректироваться в ходе мероприятия.

  1. “Портрет выпускника XXI века”.
  2. “Новые подходы к профессиональной подготовке молодежи”.
  3. “О программах ЦЗ по трудоустройству выпускников”.
  1. “Договор о социальном партнерстве, – каким ему быть?”.
  2. “Положительный имидж рабочих профессий через сотрудничество”
  1. Наставничество молодежи на предприятиях.
  2. Трехсторонний договор.

Участники мероприятия: ресурсный центр лицея, представители предприятий и организаций, центра занятости населения, СМИ.

Ход мероприятия

Вступительное слово:

Сегодня время стремительных перемен. Мы видим преобразования, проводимые правительством во всех сферах жизнедеятельности общества. Эти изменения касаются и образовательной среды. Перед нами поставлена серьезная задача – подготовка высококвалифицированных рабочих с учетом реальных потребностей экономики в соответствии с запросами работодателей. Решение этой задачи представляется возможным лишь при создании и развитии новой системы взаимоотношений – социального партнерства. Суть его состоит в том, что сфера образования должна готовить специалистов рабочей профессии и осуществлять профессиональное обучение в соответствии с требованиями федеральных стандартов начального профессионального образования и рынка труда, в то время как работодатели должны принимать активное участие в определении содержания, стратегии образования, контроле его качества , а также его финансирования. Конечно, развитие подобных взаимоотношений не сиюминутно. Оно требует тщательной проработки и, соответственно, времени. Но важно сдвинуть дело с мертвой точки, и этот круглый стол – наш первый шаг на пути созидания сотрудничества.

Зав.ресурсного центра:

Данный круглый стол проводится по инициативе ресурсного центра металлообрабатывающего профиля, действующего на базе Профессионального технического лицея № 2. Ресурсный центр был открыт в 2009 г. с целью повышения качества подготовки рабочих кадров, оказания методической помощи преподавателям спец.дисциплин и мастерам производственного обучения. Одной из задач работы ресурсного центра является развитие системы социального партнерства с потенциальными работодателями, службой занятости населения и средствами массовой информации.

Цель нашего сегодняшнего мероприятия – поиск форм конструктивного сотрудничества в вопросе подготовки и трудоустройства выпускников. Последнее представляет собой серьезную многогранную проблему, для разрешения которой необходимо понимание таких важных аспектов, как портрет самого выпускника, характер процесса профессиональной подготовки, имидж рабочих профессий. Поэтому этим мероприятием мы хотели бы не только способствовать развитию сотрудничества со сферой труда (и поэтому здесь сегодня не только наши социальные партнеры и их представители), но и вовлечь в это сотрудничество глав местного самоуправления и СМИ с тем, чтобы начать целенаправленную совместную работу по созданию положительного имиджа рабочих профессий.

Разрешите представить программу сегодняшнего мероприятия, включающую три блока: информационный, практический и дискуссионный. В информационном блоке мы предлагаем вашему вниманию короткие выступления по темам: “Портрет выпускника ХХI века”, “Новые подходы к профессиональной подготовке молодежи”, “О программах ЦЗ по трудоустройству выпускников”, “Договор социального партнерства – каким ему быть?”.

В этом году ресурсным центром было проведено анкетирование учащихся с целью выяснить их мотивы поступления в лицей и планы по окончанию обучения. Анализ анкет показал, что большинство опрошенных учащихся (80 %) поступили в лицей, чтобы получить профессию и пойти работать. Однако только 37% из них собираются по окончании лицея идти работать по специальности. Фактически количество устроившихся работать по специальности гораздо меньше. Чтобы разобраться в причинах этого явления, давайте попробуем понять, кого именно мы выпускаем из стен лицея, создать портрет выпускника XXI века.

(Выступление представителя ресурсного центра, ответственного за информационное направление о портрете выпускника лицея)

Образование, как и многие другие сферы, переживает многочисленные преобразования. 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения в обязательном порядке перешли на обучение на основе новых ФГОС. О том, какие изменения в профессиональной подготовке произошли в результате этого перехода и о том, в какой мере эти преобразования касаются социального партнерства, расскажет ….

(Выступление представителя ресурсного центра, ответственного за методическое направление о ФГОС и необходимости взаимодействия предприятий и образования в вопросе составления вариативной части программ профессиональной подготовки)

На нашей встрече присутствует ведущий инспектор ЦЗ по вопросу трудоустройства выпускников, которая познакомит вас с программами государственной поддержки выпускников.

(Выступление представителя Центра занятости населения)

Практический блок

Информационный блок окончен и нам предстоит поработать практически. Для этого предлагаем разделиться на две секции. В первую (“Договор социального партнерства – каким ему быть?”) мы приглашаем представителей предприятий совместно с ресурсным центром разработать проект Договора социального партнерства.

Во вторую секцию мы приглашаем представителей СМИ и ЦЗ с тем, чтобы обсудить идею взаимодействия в вопросе создания положительного имиджа рабочих профессий и наметить направления предполагаемого сотрудничества.

Секция 1. “Договор о социальном партнерстве – каким ему быть?”

Развитие экономики страны ставит перед учебными заведениями задачу подготовки высококвалифицированных, профессионально-мобильных на рынке труда рабочих. Реализация этой цели предполагается посредством тесного сотрудничества с субъектами рынка труда. От качества этого сотрудничества напрямую зависит качество профессиональной подготовки. Участие производства и бизнеса в повышении престижа рабочих профессий, в трудоустройстве выпускников – это, прежде всего, хорошо налаженная система социального партнерства, рамки которого определяются документально путем заключения Договора социального партнерства. В этом году Министерством образования нам предложено рассмотреть новый тип договора, представляющего собой трехстороннее соглашение между лицеем, работодателями и выпускниками по предмету профессиональной подготовки учащихся. Заключение этого договора производится на основании двустороннего соглашения, проект которого нам сегодня и предстоит разработать.

(Во время работы секции представителям предприятий предлагается макет Договора социального партнерства. Происходит обсуждение всех составляющих макета, вносятся коррективы и предложения).

Макет договора социального партнерства прилагается в Приложении 1.

Секция 2. “Положительный имидж рабочих профессий через сотрудничество”.

Проблемы, связанные с профессиональной подготовкой и трудоустройством молодежи, имеют ряд причин, одна из которых – отрицательный имидж рабочих профессий. Еще недавно престиж рабочих профессий был огромен. О рабочих снимали фильмы и складывали песни. Приучение к труду было неотъемлемой частью воспитательной работы общеобразовательных учреждений. Однако с начала 90-х гг. ситуация начала меняться. Престиж рабочих профессий упал до критической отметки. Сегодня в России наблюдается острый дефицит рабочих кадров, в связи с чем происходит переосмысление отношения к рабочим профессиям.

Ломать легче, чем строить. Для того, чтобы вернуть рабочим профессиям былой престиж, необходимо объединить усилия и разработать программу мероприятий, включающих, прежде всего, усиленную работу по профориентации учащихся общеобразовательных школ и информирование населения о преимуществах рабочих профессий, главное из которых – их востребованность на рынке труда.

(Обсуждается идея совместного проекта, направленного на формирование положительного имиджа рабочих профессий, вносятся предложения).

Дискуссионный блок

В последнем блоке нашего мероприятия мы предлагаем обсудить актуальные вопросы трудоустройства и профессиональной подготовки учащихся.

Читайте также: