Зачем буряты капают на стол

Обновлено: 09.05.2024

Народ местный любит согреться в холода, а в жару - охладиться. У нас бурятские обычаи, русские пьют и тоже капают. Что такое "капают"? Национальный колорит. Надо сначала снять с бутылки водки кольцо металлическое, это что-то обозначает, любой бурят объяснит. Потом разливается водка по рюмкам (а помните, все пили из холодного хрусталя?). Сейчас у нас молодежь пьет пиво, старики - водку. А еще, когда приезжаешь в деревню, местные говорят:

- Городские пьют пиво.

- А пиво - это тоже спиртное, - спорю с ними я.

Я тут недавно была на поэтическом вечере. В рок-кафе почему-то. Поет Мик Джаггер. А поэты из Союза Писателей читают свои стихи. Правда, среди поэтов есть пьющие и непьющие. Непьющий Макс Жеветьев, кандидат биологических наук, сидит с соком. Непьющий Александр (забыла фамилию, он русский, но у него есть очень хорошее стихотворение "Алеша Бохонский", когда я услышала это стихотворение, вспомнила, что в детстве дразнила соседского русского мальчика "Леха бохонский", Бохон - это такой русско-бурятский поселок, а Леха бохонский - это типа русского Иванушки-дурачка) делает вид, что пьет. Ну, видно же, что этот преподаватель высшей математики из универа ведет здоровый образ жизни, но из тактичности не спорит с окружающими .

Поэт Александр Журавский, который не умеет выражаться нецензурной бранью, пытается освоить этот сложный для него язык. Не умеешь - не лезь. Говори на своих польских, финских, нет же, ему хочется показать, что он такой же, как все.
Умный Игорь Дронов робко прячет свою интеллигентность за столом. И только я, человек из народа, чувствую себя, как омуль в прозрачной воде Байкала. И даже пытаюсь втыкаться со своими стихами между ними. Другие бы сказали:

- Ира, твои стихи интересны только тебе. Нет же, из тактичности они еще чуть ли не нахваливают. А мне потом неудобно. Что они на самом деле подумали?

Подошла художница Анжела Базарон (она же скульптор по бронзе), я при ней демонстративно начала "капать", она так пристально посмотрела, видимо, не так я "капаю", она-то выросла на Ольхоне, где любой русский без акцента говорит на бурятском, а я выросла в русско-украинской деревне, где чокаются гранеными стаканами и поют "Я по вышнэвому саду, хде соловейко шэбетав".

Вот приезжали Бахыт Кенжиев из Канады, Амелин из Москвы, Сумин из Тольятти, еще один поэт, который написал "Татарская княжна", забыла фамилию, еще один из Украины и многие другие на Фестиваль поэзии на Байкале.

Кто впервые очутился на бурятской земле, а поехали мы все на Ольхон, удивились, когда водитель автобуса останавливался возле каждого священного места, где на деревьях повязаны цветные ленточки, мол, надо "капать. Одно место проехали, не покапав, и автобус сломался.

- Ну, вот видите, обычай предков, - сказал русский водитель.

- А может, здесь просто магнитная аномалия, - сказала атеистичная я.

Но поэты, приехавшие из дальних стран и городов, уже поняли, что надо делать, дружно вышли из автобуса, отдали дань предкам - и автобус завелся. Дальше поэты уже не пропускали ни одного святого места. Кто не пил, тот щедро поливал святые места водкой, коньяком, виски, предварительно снимая кольца с бутылки:

- Через кольцо нельзя наливать, - кричали даже москвичи.

Если человек не пьет, надо поломать сигарету и положить. Или просто постоять на святых местах. Еще там все усыпано монетами, и их никто не берет - грех.

Еще все поэты узнали, что такое позы, это как пельмени, только пять пельменей в одном, фарш в тесте, сделанный по форме юрты, а сверху дырочка, как в юрте для очага. Мясо всегда натуральное, только с чесноком и луком.

Один поэт со швейцарской фамилией (Александр Шперле)съездил в Улан-Удэ и говорит:

- Вот где настоящие позы. Там еще есть буузы - это позы из рубленого мяса.
У нас в Иркутске есть "Бурятский фаст-фуд", пойдемте туда.

- А где это? - спрашиваем его мы, иркутяне.

И он повел нас на улицу Ленина, носом натыкал в киоск возле Драмтеатра, купил нам шарбины и хушуры.

- А что это? - спросила я, представитель местных народов.

- Шарбин - это как беляш, а хушур - как чебурек, только мяса много.

И правда, вкусно. И почему-то это с кока-колой надо есть.

Еще приехал к нам домой из деревни мой племянник, блондин с голубыми глазами, принес бутылку виски (почему-то) и сказал :

- Последний раз объясняю, как надо капать. На дверь - от злых духов, на печку - для поддержания очага и на лоб ребенку (так-то неправильно, наверно, зачем ребенка приучать к запаху спиртного) для поддержания рода. Мы, буряты, - сказал блондин, - должны объяснять детям обычаи предков " Не делай людям зла, пока тебе не сделали. Мы сильны своим прошлым. Мы народ, уважающий русских и всех, кто пришел на нашу землю, мы за ассимиляцию народов, ибо приток новой крови - это залог здорового поколения, мы против воровства, потому что это великий грех, и на нашей земле никогда не будет национальной розни, ибо в крови местного народа есть частица крови всех народов мира."

Тут пришли соседи, дети разных народов, судя по фамилиям, сбегали до магазина и дружно начали капать после каждого слова деревенского гуру.

Потом мы пели песни. Я как представитель местного населения спела "Хаве нагилу" (иврит), соседка, певица Улан-Удэнского оперного театра - "Ямщик, не гони лошадей" и "Нэсэ Хала воду"(Несет Галя воду, украинский язык), Карповичи спели " Взвейтесь кострами, синие ночи", в общем, когда соседи снизу прибежали ругаться, их посадили за стол и включили Бетховена "Лунную сонату". Артистка Симфонического Губернаторского оркестра принесла гобой и тоже влилась в коллектив, хоть она не пьет и не курит. А Ольга Квятковская сказала, что она может на пианино сыграть несколько бурятских и французских песен, а поскольку мы слов не знали, то каждый пел про свое, и всем понравилось.

Бурятские традиции: зачем брызгать алкоголь на стол

Как правило, традиции способны рассказать о людях лучше, чем все справочники и научные труды вместе взятые.

Народы, живущие в разных уголках России, порой соблюдают удивительные обычаи, которые во многом раскрывают особенности их национального характера. Бурятия – один из примеров уникального синтеза буддизма и шаманизма, где древнейшие традиции переплелись с реалиями современности, создав самобытную культуру. Некоторые обычаи жителей этой республики поражают своей оригинальностью. Так что же делают только буряты?

Древнейший шаманизм

В отличие от представителей многих других народов жители Бурятии не противопоставляют одну религию или систему верований другой. Они одновременно придерживаются и ламаизма (течение в буддизме, зародившееся в Тибете), и шаманизма.

В наше время большой редкостью являются народы, сохранившие древнейшую веру в духов. Практически все люди уже отказались от языческих взглядов на мир, приняв более поздние религии. Приверженность бурятов традициям шаманизма, зародившегося в Забайкалье еще в эпоху палеолита, свидетельствует о том, насколько бережно представители этого народа относятся к верованиям предков.

Высшим божеством у бурятов является Создатель мира – Хухэ Мунхэ Тэнгэр. Не меньшим почетом и уважением пользуется Вечно Синее Небо (Хухэ Мунхэ тэнгри). Он олицетворяет духовное начало бесконечной реальности.

Если к людям, совершающим магические ритуалы и обряды, в большинстве регионов мира относятся настороженно или даже недоброжелательно, то в Бурятии очень уважают своих шаманов. С ними советуются по различным вопросам, приходят за помощью в непростых ситуациях, без них не обходится ни один праздник.

Проезжая по Бурятии, часто можно увидеть деревянные или каменные столбы (сэргэ), украшенные разноцветными ленточками (залаа). Их устанавливают в особых местах, которые называются «бариса». Здесь поклоняются духам. По мнению жителей Забайкалья, любая роща, водоем или гора имеют собственного покровителя (эжина). Ленточка, привязанная на культовый столб, является просьбой человека к духу этого места. Буряты верят: когда ветер колышет залаа, их молитвы о процветании, достатке, здоровье, личном счастье доносятся до высших сил.

Шаманизм не предполагает строительства храмов. Но в особых, священных местах можно встретить скопления камней, которые называются «обо». Их приносят паломники, чтобы отдать дань уважения духам этих мест. Некоторые из таких святилищ существуют с незапамятных времен. Здесь люди ведут себя, как в храме. Нельзя ни ругаться, ни смеяться, негативные мысли также под запретом. Паломники возносят молитвы к многочисленным богам, а шаманы совершают ритуальные жертвоприношения.

Примечательно, что сэргэ раньше устанавливали у каждой юрты, ведь изначально это был не культовый объект, а столб для привязывания лошадей. Сейчас сэргэ чаще встречаются вдоль дорог. Проезжая мимо такого места автомобилисты оставляют духам разные подношения, чтобы в пути все было благополучно. Обычно бросают монетки, конфеты, сигареты (бурятские духи тоже могут курить), а также брызгают на землю несколько капель алкоголя.

Тарасун – культовая водка

Вообще, обряд жертвоприношения, когда духи получают различные напитки, у бурятов называется «сасали» (или «сасли» – зависит от диалекта). Это могут быть молочные напитки, купленное в магазине спиртное, но чаще всего – тарасун. Так в Забайкалье называют местную водку, которую готовят по старинной технологии из забродившего молока.

Самодельные самогонные аппараты есть у многих бурятов, ведь без тарасуна не обходится ни одно дружеское застолье, ни один семейный праздник. Вопреки требованиям современной медицины, прямо запрещающей употребление крепких спиртных напитков, каждый гость здесь просто обязан выпить хотя бы одну рюмку молочной водки, если он не хочет обидеть хозяев дома неуважительным отношением. Такова традиция.

Но перед тем как начать застолье, буряты брызгают несколько капель тарасуна или другого алкогольного напитка на стол или на пол. Обычно в рюмку слегка опускается безымянный палец, затем он резко поднимается вверх и в сторону. Упавшие капли считаются подношением духам. Так любое распитие спиртного в Бурятии совмещается с обрядовым действием, имеющим сакральное значение.

Причем, этот обычай сейчас соблюдают уже все жители республики, независимо от национальности. Люди часто перенимают традиции соседей, с которыми ладят в течение нескольких поколений.

Успокоим ревнителей здорового образа жизни: благодаря производству из натуральных ингредиентов по старинной технологии одна рюмка тарасуна, как правило, не наносит вреда взрослому человеку. А жители Забайкалья гордятся своей молочной водкой и считают ее полезной для здоровья. Разумеется, если не злоупотреблять и знать меру.
Большое значение тарасуна в жизни бурятов подтверждает хотя бы тот факт, что по народной традиции сразу после свадьбы невестку ожидало важное испытание: она должна была продемонстрировать родственникам жениха, что умеет готовить молочную водку. Успешно сдавшую этот импровизированный «экзамен» девушку признавали хорошей хозяйкой.

Свадьбы и праздники

В целом, свадебные обряды бурятов тоже отличаются своей необычностью, ведь они основаны на традициях шаманизма. Прежде всего, местные женихи и невесты должны воздать дань уважения духам предков своих избранников. Например, девушка совершает обряд поднесения масла огню. Раньше это происходило в юрте, где будут жить молодые. Сейчас для свадебных ритуалов специально возводится временная праздничная юрта.

Невеста должна обвести чашу с маслом три раза над очагом, а затем вылить все содержимое прямо в огонь. Ярко вспыхнувшее при этом пламя предвещает благополучие и достаток для новой семьи. Этот древнейший обычай существует в Бурятии еще с тех времен, когда человеческая жизнь во многом зависела от поддержания огня в очаге, ведь если он погаснет, люди могли умереть от холода и голода.

Интересно, что свадебный наряд невесты, как правило, украшали стилизованные изображения солнца, а одежду жениха расшивали лунной символикой.

Вопреки устоявшимся у многих других народов представлениям, дневное светило считается у бурятов олицетворением женского начала, а ночное – мужским. Сравните с китайским учением об инь и ян, славянским богом Ярилой и древнеримской Дианой.

Вообще, бурятские праздники и застолья отличаются большим количеством необычных традиций. Например, передавать гостям угощение можно либо правой рукой, либо двумя руками. Принимать пиалу с чаем или другое подношение также нельзя левой рукой – иначе вы нанесете хозяевам дома оскорбление. Кроме того, нельзя наступать на порог дома.
Рассаживаются гости по половому признаку: справа от двери устраиваются женщины, а слева – мужчины. Чем почетнее гость, тем дальше от входа в помещение он сидит.

Во время праздников обычно устраиваются различные состязания. Причем, не только на силу и ловкость, но и на остроумие. Участники соревнования «сэсэ буляалдаха» должны, например, быстро и смешно отвечать друг другу на забавные или провокационные вопросы. Это своеобразный аналог КВНовской разминки, которому насчитывается уже не одна сотня лет.

Чем пищевые привычки бурят удивляли русских?

Пищевые привычки народов зависят от многих факторов: окружающей среды, вероисповедания, культуры, образа жизни и т.д. У бурятов, в силу их места расположения и индивидуальных особенностей, основной рацион состоит из молока и мяса. Некоторые блюда вполне привычны для русских, другие же сильно удивляют.

Какие особенные блюда и обычаи есть у бурятов?

Необычный зеленый чай

Буряты пьют необычный чай, похожий скорее на бульон, чем на напиток. Делается он на основе спрессованных листьев зеленого чая, с кипятком, молоком и солью. К ним добавляется сливочное масло, бараний жир или сало. С годами чай стал все больше походить на полноценное блюдо, т.к. его начали приправлять травами и специями: душистым перцем, мускатным орехом, лавровым листом и т.д.

После первой чашки напиток мало кому нравится. Все-таки большинству привычнее пить чай с сахаром или вообще "пустой". Но буряты уверяют, что только употребляя его постоянно, можно распробовать истинный вкус.

Урмэ

Русские дети часто не любят кипяченое молоко из-за пенки, но для бурятов пена это самое настоящее лакомство. Правда, у них она немного в непривычном виде — замороженном. Для начала молоко варят, потом охлаждают 12 часов и снимают пенку, которую в дальнейшем замораживают. Сахар в десерт не добавляют. Готовое блюдо нарезают и подают к чаю.

Хошхоног

Это блюдо для многих может показаться не аппетитным, но для бурятов оно очень ценно и подавалось лишь на праздничный стол. Хошхоног — это прямая кишка коня или барана. Ее тщательно вымывают, выворачивают и оставляют вымачиваться. После чего режут на длинные кусочки и варят в соленой воде. Блюдо напоминает сардельки, но далеко не все готовы его попробовать.

Отношение к посуде

Для русских мыть посуду привычное дело, буряты же никогда этого не делали. Они считали, что чистота приносит несчастье, поэтому «мытье» ложек ограничивалось облизыванием. Чашки , в которых подавалось горячее, не всполоснув, могли использовать для напитка, а потом лишь протереть халатом или фартуком. Посуду для приготовления пищи не мыли никогда, поэтому на них обычно был жирный налет.

Бурятское гостеприимство

Прием гостей — целый ритуал для бурятов. По их традициям, хозяин должен был накормить каждого, кто вошел к нему в дом. Причем угощение было основательное.

Для начала на стол выставлялись молочные блюда: молочная пенка, сметана, творог и т.д. Далее гостю подносили чай с молоком, в сопровождении хлеба и печенья и приглашали к столу. Напиток выдавался только стоя и обязательно либо двумя руками, либо только правой.

Перед тем как сесть за стол, буряты отдавали дань божествам домашнего очага. Для этого каждый из гостей по старшинству кидал кусочек масла в огонь. Садились за стол так же от самого взрослого до самого молодого.

После того как старший гость наелся и допил чай, он уведомлял об этом хозяев дома. Те, в свою очередь, должны били настоять остаться и попить еще чаю. Еще немного погодя, после бесед и дополнительной чашки чая, хозяева приступали к варке мяса.

Многие с интересом относятся к традициям других народов, желая что-то испробовать на себе, но нужно быть осторожным. Вряд ли будет приятно узнать, что тарелка, на которой была еда, не мылась годами. Но и это не самое страшное. У тех же сибиряков есть блюда, которые могут оказаться опасными для жизни других народов. Например, деликатес копальхен , приготовленный из тухлого мяса, может навредить непривыкшему к нему организму.

Запреты, которые издавна соблюдали в Бурятии

Фото Запреты, которые издавна соблюдали в Бурятии

В Бурятии буддисты издавна соблюдают традиции, сложенные веками. Есть также запреты, нарушение которых, по мнению лам, повлечет за собой негативные последствия. О том, чего категорически нельзя делать по бурятским канонам, рассказал настоятель Курумканского дацана "Гандан Ше Дувлин" - Еши Намжил лама.

Бурятские запреты. Что нельзя делать в быту:

- Лежать, спать, вытянув ноги в сторону алтаря и очага.
- Наступать на шапку или переступать через нее. Также нехорошо переступать через чьи-то вещи, особенно через книги. Нельзя наступать на тень самой верхней части храма, ступы, других религиозных строений (обвершия, шпили). Печатную продукцию с буддийским текстом или изображением Будды, бодисатв, божеств нужно помещать на верхних полках (выше пояса).
- Бросать в огонь и воду мусор, заливать грязной (с отходами, кровью) водой. Это разгневает божеств Огня и Воды.
- Справлять нужду в огонь, в водоём, бросать табак. Например, курить в печку, сбрасывая пепел туда. Загрязняя огонь, воду, человек наносит ущерб собственной энергетике.
- Лучшее подношение божествам Огня и Воды – это белая пища (молочная продукция), мучные изделия и некоторые растительные ингредиенты. И ни в коем случае нельзя подносить мясо, кровь и тому подобное. Иначе наказания не избежать. Кстати говоря, в случае пожара рекомендуется брызнуть молоком в огонь. Чем больше молока поднести, тем лучше. Как правило, огонь сразу же успокаивается. А в случае наводнения рекомендуется бросить в воду обувь маленького ребёнка. Таким подношением значительно уменьшается неистовство стихии.
- Рубить топором что-либо у самого огня. Считается, что так топор рубит голову огню.
- Сстриё, лезвие направлять в сторону огня, молочных продуктов, тем более их касаться. Например, очень плохим тоном будет, если ножом отрезать масло или вилкой тыкать сыр.
- Женщинам запрещается надевать мужскую одежду, головной убор. Также и мужчинам нельзя надевать женскую.
- Наступать, перешагивать через мужские инструменты, орудия труда и прочее, особенно, если они являются средством основного дохода семьи.
- Нередко можно видеть, как некоторые водители моют свои машины рядом с озером, рекой, как стирают ковры, паласы и т.д., и грязная вода стекает обратно в водоем. Гнев божеств Воды Луусад в таких случаях неизбежен. Такого водителя, человека будут преследовать болезни, неудачи.
- Помните о том, что человек на 70-80 процентов состоит из воды, так что Луусад ничего не стоит «поймать» таких людей и всех тех, кто загрязняет водоемы. Женщинам в критические дни нельзя купаться.
- Мыть грязные вещи возле целебного источника (аршана), использовать бытовую химию, курить, распивать спиртное, сорить, плевать, ругаться, кричать. Оставлять грязные, а также дурно пахнущие вещи. Например, ставить сигареты.
- Убивать животных для своего удовольствия, просто так. Без нужды рвать цветы, рубить деревья. Нельзя срубать одиноко стоящее дерево. Обычно у таких деревьев имеются хозяева, и они обязательно будут мстить человеку.
- На охоте, рыбалке запрещается убивать животных с детенышами, детёнышей, мальков, а также беременных самок.
- Такие же запреты и по забою животных.
- Запрещается убивать змей. Считается, что змея является хозяйкой водоёмов, поэтому сразу ослабнет духовная защита.
- Давать детям спиртное, табак, при них ругаться, материться, бурно выражать негативные эмоции. И уж тем более нельзя на детей поднимать руку.
- Заставлять других пить спиртное. Раньше такое давление на гостей приравнивалось к оскорблению. Нынче, похоже, это в порядке вещей. Хозяева начинают давить, приговаривая: «Если уважаешь – выпьешь», «Зло не оставляй» и так далее.
- Когда приходит гость - при нем не производят уборку, не выносят мусор.
- Наступать на порог, заходя в дом. Также запрещается сидеть, стоять, разговаривать на пороге.
- Заходить в гости с пустой посудой. В крайнем случае, на крышку или в саму посуду кладут что-нибудь. Также нельзя возвращать пустые емкости, сумку – обязательно положите монетку, конфеты и т.д.
- Давать пищу гостю в посуде с отбитым, выщербленным краем. Когда дают угощение, его всегда берут двумя руками.
- Брать и подавать нужно правой рукой или двумя руками, при этом левой рукой как бы поддерживая снизу правую.
- Окликать человека по имени в сумерках, в темное время суток – считается, что злобные духи, бодрствующие в это время, могут навредить человеку, узнав его имя.
- Также в темное время категорически воспрещается колоть дрова, качать воду, шуметь на улице. Голодные духи могут прийти к вам во двор на звуки и остаться у вас надолго. Если, конечно, у вас не имеется хорошей дворовой собаки. Хотошо, например.
- Подавать нож, ножницы и другие острые предметы острием вперед. Обязательно дают рукояткой вперед. Этот жест не только означает уважение к человеку, но и обезопасит его от возможных травм.
- Дурным тоном считается, если с пустой посудой в руках перейти дорогу человеку.
- Нельзя переходить дорогу перед монахами, пожилыми людьми. В транспорте надо всегда уступать место пожилым, женщинам. Когда сами постареете, вам также будут уступать.
- К родителям, пожилым людям нужно обращаться на Вы. Нельзя допускать какого-либо неуважения. И уж тем более панибратства или пренебрежения.

Еши Намжил лама сообщил, что собирал информацию по крупицам, после чего значительно подправил и добавил список запретов.

Настоятель Курумканского дацана "Гандан Ше Дувлин" - Еши Намжил лама ранее рассказывал, как правильно нужно встречать Сагаалган, каким будет 2022 год и кто в нем окажется везунчиком, а также объяснил, как делать подношения богам без больших затрат и где нельзя хранить изображение Будды.

Духаряан в традиции бурят

Фото Духаряан в традиции бурят

По мнению автора, культура винопития (молочных алкогольных напитков) существовала у бурят Предбайкалья с древних времен. Она занимала особое место в обрядовой практике, играла важную роль в социализации индивида и представляла собой целостную систему ритуалов, церемоний, этикета, запретов – сээр, застольных песен – архиин дуун со специальными персонажами, наделенными контролирующими функциями.

На протяжении столетий этот обычай трансформировался и сегодня у бурят интерпретируется по-разному. Об этом свидетельствуют отзывы в социальных сетях и СМИ, из которых можно сделать вывод, что в современном бурятском обществе сложились ложные представления о ритуале.

Широко известна история с отравлением Есугей багатура — отца Чингисхана, когда на стоянке в степи его отравили татары, а через три дня он умер. Именно боязнь быть отравленным стала катализатором установления правил обмена чашами с алкоголем на пирах у центральноазиатских кочевников.

Известны пять стадий перегонки молочной водки — архи, арза, хорзо, шарза, дунза, шкала крепости возрастает от 9 до 50 градусов. В прошлом буряты знали девять стадий. Но обычно останавливались после первой перегонки — на архи, которое можно классифицировать как молочное вино, дальше перегонку могли себе позволить только очень зажиточные люди. «Изготовление тарасуна, видимо, было вызвано объективными условиями кочевой жизни монголо-бурят. Продукты скотоводства в летнее время подвергались скорой порче, а с наступлением зимы возникали трудности с питанием. Забота о сохранении молочных продуктов и привела к необходимости приготовления особого рода молочного продукта «аарса», получаемого путем перегонки молока. Аарса в сушеном виде долго сохранялась и легко перевозилась в кожаных «уутах» (вьючниках) во время кочевок». В Предбайкалье семья среднего достатка на зиму заготавливала около 30 – 40 ведер аарсы. Это было возможным потому, что для региона «характерны более благоприятные условия для разведения КРС». Благоприятный климат способствовал тому, что «переход кочевых хозяйств к полуоседлым и оседлым формам завершился у бурят Иркутской губернии в основном к середине 19 века».

Думается, этот фактор сыграл решающую роль в формировании образа жизни, так как именно оседлость предрасполагала к общению и совместному досугу. В суровых сибирских условиях при отсутствии в то время общественных мест такое общение происходило в жилищах, часто — за столом. Только так можно объяснить факт сохранения ритуала обмена чашей с вином и его дальнейшей эволюции у западных бурят. Необходимо отметить, что и трудоемкая, а также материалозатратная технология производства, и сама культура употребления молочной водки, формировавшаяся веками, не способствовали спаиванию народа. Издревле это был, прежде всего, ритуальный напиток.

К тому же у древних монголов существовали разного рода антиалкогольные ограничения: до сорока лет нельзя было даже подносить водку ко рту, а садиться с молодыми людьми за один стол и предлагать им водку было невозможно. Сложившиеся стереотипы и низкая крепость тогооной архи, долгие ритуалы-духаряаны с благопожеланиями (юроолами) и неизменными застольными песнями (архиин дуун) сформировали у бурят Предбайкалья особую культуру пития.

Вот как об этом рассказывает уроженец с. Аларь Аларского района Р. Д. Дамбинов: «Застолье у аларцев было, прежде всего, песенным, с определенным строгим протоколом духаряана, за соблюдением которого следил специальный человек — hабаша (распорядитель вечера). Это должен был быть знаток традиций, томоотой хун (рассудительный, серьезный человек), ехэлэг (уважаемый в селении). С его мнением считались, ему подчинялись, вошедшие в первую очередь здоровались с ним, даже если присутствовали люди постарше. Распоряжаясь одной рюмкой, hабаша руководил застольем. В начале вечера хозяин дома преподносил ему бутылку тарасуна с чаркой, таким образом передавая право распоряжаться застольем. Правой рукой hабаша принимал бутылку. Далее hабаша перекладывал бутылку в левую руку, освободившейся правой принимал чарку. Затем открывал бутылку, наливал hабын дээжэ (согласно словарю: hаба 1. жбан; посуда; 2. hабын дээжэ (зап.) первая почетная чара молочной водки) и передавал хозяину дома. По древнему обычаю хозяин дома сначала угощает огонь (галда мэдуулхэ). Снова рюмку наполняют и подают хозяину, тот предварительно должен капнуть (дуhааха) на стол, тем самым воздав духам, может выпить или пригубить и возвращает рюмку. Дальше, если есть гости, духаряа должны преподнести им, т.е. таким образом проявить к ним внимание и уважение. Только после гостей наступал черед местных. Независимо от числа каждому преподносилась именная (нэрлээтэ) чарка, никто не должен был почувствовать себя обделенным».

Незыблемое правило застолья: обмен чарками сопровождался песнями. Песни всегда слушали очень внимательно, так как это были сплошные импровизации. В песнях шутили, незлобно поддевали друг друга, на ходу сочиняя новые слова или переделывая старые. По словам жительницы с. Кукунур Аларского района Е. И. Хинхаевой, «раньше буряты пели все. На вечеринках больше пели, чем разговаривали. Про тех, кто не пел, говорили, что у них рот только для того, чтобы пить аарсу. Если начинались песенные состязания (мунгаалдаха), то могли состязаться до утра. Поют всегда стоя».

Ассимиляция родного языка ведет к постепенному исчезновению ритуала, например, этому немало способствует незнание архиин дуун, так как у этого важного компонента духаряана есть одна особенность: если духаряа (чарка) подается с песней, ответный духаряа тоже должен быть с песней. Но надо признать, что остальные составляющие ритуала все еще соблюдаются, так как способствуют развитию общения между людьми, налаживанию контактов и установлению более доверительных отношений. По нашим наблюдениям, и по сей день духаряан у западных бурят, несмотря на некоторую трансформацию, это культовый обряд.

Читайте также: