Выступление на круглом столе по вопросам

Обновлено: 17.05.2024

Развить нравственные личностные качества такие, как анализировать и делать выводы, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Сегодняшнюю нашу встречу мы проводим по просьбе старшеклассников. У вас накопилось очень много вопросов и проблем. Сегодня у вас есть возможность задать ваши наболевшие вопросы специалистам, поэтому назвали мы данное мероприятие «Откровенный разговор».

По заранее проведенному анкетированию мы сделали вывод, что очень много вопросов и проблем, связанных с вашими правами и обязанностями, по предупреждению правонарушений, и поэтому на встречу мы пригласили представителей правозащитных органов. Позвольте представить:

Заместитель прокурора Залилов Вильнур Вильсурович.

Инспектор ПДН, майор милиции Мугинова Ильгиза Ильгизаровна.

Очень волнует старшеклассников вопросы, связанные со здоровым образом жизни. Какова ситуация в городе и районе по рождаемости, по венерическим заболеваниям, по ВИЧ-инфекции. Вопросы по медицинскому осмотру. На эти вопросы будет отвечать:

Заместитель главного врача по материнству и родовспоможению Сиразиева Светлана Закировна.

Также накопилось очень много проблем во взаимоотношениях с родителями, со сверстниками, вопросы, связанные с вашим внутренним миром. На них будет отвечать:

Школьный психолог Горелова Елена Ивановна.

Самая большая ценность – человек. Именно поэтому закон строго охраняет человека, его жизнь и здоровье. Гражданин имеет право чувствовать себя в обществе спокойно. Государство должно принять такие законы, которые защитят покой граждан. В 1989 году Россия ратифицировала очень важный документ – Конвенция о правах ребенка, принятый ООН. О правах ребенка говорится и в других российских законах, например в Семейном кодексе РФ.

Вы неплохо осведомлены о том, какие именно гражданские, политические, социально-экономические и культурные права у вас есть. Однако как защитить эти права и свободы от нарушения органами власти или другими гражданами, мы зачастую не знаем. Особенно плохо обстоит дело со сведениями о конкретных полномочиях правоохранительных органов и правозащитных организаций. Дети (а иногда и родители) не знают, куда обращаться в случае нарушения их прав. Для защиты прав и свобод человека существуют специальные органы, которые называются правоохранительными. Согласно статье 129 Конституции РФ в Российской Федерации существует прокуратура. Прокуратура действует только на основании закона. Она независима от любого органа власти или политической партии. И вот теперь хотелось бы задать вопрос представителю из прокуратуры:

Многие считают прокуроров только государственными обвинителями в суде. А защищают ли они граждан? Каким образом?

- Ответ специалиста.

Дальше вопросы задают дети:

- Каков процент раскрываемости преступлений в городе?
- Как часто совершаются преступления среди подростков?
- Что делается в нашем городе для снижения правонарушений среди молодежи?
- Какое самое интересное дело было у прокуратуры за последний год?
- Контролируется ли деятельность местного медресе и то чему там учат детей?

Кроме прокуратуры, для борьбы с нарушениями прав человека созданы и другие органы. Например, органы внутренних дел (милиция), в том числе отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, которые следят за соблюдением общественного порядка и борются с правонарушениями. Наши старшеклассники в том возрасте, когда много свободного времени, особенно вечером, они проводят на улице. И многих волнует вопрос, какие ограничения во времени существуют для подростков в вечернее время?

- Как нужно правильно себя вести, если правоохранительные органы задержали вас на улице?

Далее учащиеся задают свои наболевшие вопросы:

- Расскажите, в каких случаях милиция может забрать подростка в отделение? Сколько времени может там держать? Могут ли забрать туда насильно?
- Имеют ли право в милиции снимать отпечатки пальцев без разрешения родителей?
- Если подростки стоят в подъезде, не нарушая порядка, имеют ли право их забрать в отделение?
- Почему правоохранительные органы, иногда, без причины забирают подростков в отделение?
- Всегда ли стоит доверять милиции, даже если у них есть документы?
- Если разрешили родители, можно ли задержаться на улице дольше положенного времени?

Инспектор ПДН отвечает на все вопросы.

Учащиеся задают вопросы:

- Какова численность зараженных ВИЧ-инфекцией у нас в городе?
- Какова численность заболеваемости другими венерическими болезнями?
- Какова рождаемость на сегодняшний день в городе?
- Каков процент рождаемости здоровых детей?
- Сколько новорожденных детей погибают по вине врачей?
- Как часто случается такое, что женщина оставляет своего ребенка в роддоме?
- Зачем так рано (в 14 лет) нужно проходить медицинский осмотр?
- Почему гинекологи грубо разговаривают и совсем невнимательны к девочкам, которые в первый раз пришли на мед. осмотр?
- Как часто нужно обследоваться у врача?

По ответам психолога вместе делаем вывод:

Человек, который способен критически мыслить, способен к самоанализу – это человек, который не будет винить кого-то в том, что у него произошло и что его не понимают. Он не ждет изменения в других людях или обстоятельствах, он меняет себя.

Сценарий круглого стола "Взаимосвязь поколений"

· Формирование профессиональных качеств выпускников по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

· Подготовка будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

· Адаптация и профессиональное развитие молодых специалистов.

Место проведения:

Дата и время проведения:

1. Приглашенные выпускники колледжа по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»:

2. Администрация и преподаватели колледжа.

1. 1 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

2. 3 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

3. 4 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

План мероприятия:

1. Приветственное слово, представление участников.

2. Молодой специалист глазами студентов первокурсников.

3. Прохождение производственной практики, как способ трудоустройства.

4. Содействие колледжа в трудоустройстве.

5. Взгляд сегодняшних молодых специалистов на свою профессиональную деятельность.

6. Подведение итогов мероприятия. Делаем выводы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Приветственное слово, представление участников.

Ведущий:

Не секрет, что молодежь наиболее уязвима на рынке труда – молодых берут на работу неохотно, ссылаясь на отсутствие у них опыта. Действительно, вчерашний студент обычно «проигрывает» более опытным коллегам, но в то же время, и сегодняшние выпускники часто демонстрируют высокие амбиции – стремятся получить престижные должности с высокими зарплатами «сразу и сейчас». Сам же молодой специалист не всегда имеет достоверное представление о том, чем конкретно он будет заниматься на работе.

Эти и другие проблемы мы попытаемся с Вами обсудить в ходе нашей встречи.

А сейчас мы бы хотели представить участников нашего круглого стола. (представление участников) (2 -3 минуты).

Приветственное слово предоставляется ______________________________

_______________________________________________________ (1 -2 минуты).

2. Молодой специалист по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» глазами студентов первокурсников (презентация студентов).

Молодым специалистам сегодня трудно найти работу. Молодые специалисты сталкиваются с рядом проблем при найме на работу: несоответствие практических и теоретических знаний, отсутствие опыта, непонимание структуры компании.

Что касается личных качеств молодых специалистов, то большинство работодателей ждут ответственных, инициативных, трудолюбивых, исполнительных, умеющих работать с документацией, желающих развиваться и обучаться. Они не любят ленивых, конфликтных, пассивных, чрезмерно амбициозных.

По статистическим опросам работодателей, по мнению большинства из них, у нынешней молодежи довольно завышенная самооценка, довольно слабые теоретические знания, нет коммуникабельности и мобильности. И что самое заметное – при всем это ориентация на высокую заработную плату.

Первый вопрос, который мы бы хотели сегодня обсудить с Вами – это как же видят себя молодые специалисты и какими они должны обладать характерными чертами, с их точки зрения.

По этому вопросу мы попросили подготовиться студентов 1 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». (5 минут):

3. Прохождение производственной практики, как способ трудоустройства

Одним из способов трудоустройства является производственная практика на предприятии. Практика по данной специальности проходит в три этапа: учебная, производственная по профилю специальности и стажировка.

Производственная практика по профилю специальности является вторым этапом после учебной практики и направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, приобретение первоначального профессионального опыта.

Одними из основных задач производственной практики по профилю специальности Экономика и бухгалтерский учет является:

- развитие профессионального мышления;

- подготовка будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Давайте посмотрим, как наши студенты проходят практику на предприятиях. По этому вопросу мы попросили подготовиться студентов 4 курса 840 группы по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

Дополнительные вопросы:

1. С какими затруднениями вы столкнулись при прохождении практики?

2. Что понравилось и что не понравилось при прохождении практики?

3. После прохождения практики как вы думаете, готовы ли вы сейчас к самостоятельной профессиональной деятельности?

4. Содействие колледжа в трудоустройстве.

Трудоустройство - это проблема, которая больше всего волнует студентов. Куда пойти работать после окончания колледжа? Как устроиться по специальности? Будет ли эта работа перспективной?

Сегодня колледж, тоже очень активно занимается проблемами трудоустройства. Для этого в рамках учебного заведения функционирует и успешно развивается кадровое агентство.

1. В чем сегодня состоит проблема трудоустройства молодежи?

2. Какие действия предпринимаются для решения этой проблемы?

3. Какие шаги еще необходимо предпринять?

4. Кто должен решать проблему трудоустройства молодежи?

С этими вопросами мы попросили выступить руководителя студенческого кадрового агентства колледжа. (7 минут)

5. Взгляд сегодняшних молодых специалистов на свою профессиональную деятельность

Есть две заповеди поиска работы, которых надо придерживаться:

1. “Вы должны знать всех, кто ищет работника и все должны знать, что вы ищите работу” и

2. “Я ищу работу, работа ищет меня, осталось назначить время, и мы встретимся”.

Выпускникам, молодым специалистам на сегодняшний день устроиться на работу по специальности довольно сложно. Работодатели чаще всего отдают предпочтение людям со стажем работы, имеющим опыт. Поэтому сегодня как-то надо привлечь работодателей в целях содействия трудоустройству молодых специалистов, а у молодежи – повысить мотивацию к труду.

Все хотят быть стратегами, сидеть в красивом светлом офисе, но никто не отменял усилий, которые для этого необходимо приложить соискателю рабочего места. По мнению многих работодателей раньше молодые специалисты были, более активны. Они сами стучались в двери, посылали резюме и всячески выходили на контакт.

С какими же трудностями пришлось столкнуться нашим бывшим студентам при трудоустройстве?

С этим вопросом мы бы хотели обратиться к приглашенным выпускникам колледжа по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

1. На что в первую очередь обращают внимание при собеседовании?

2. Какую роль играют коммуникативные качества?

3. Нужно ли специально готовиться к собеседованию?

4. Как вы думаете, что считается категорически неприемлемым при прохождении собеседования?

5. Часто ли вам приходилось встречаться с несоответствием Ваших взглядов на рабочем месте?

6. Как помочь выпускнику приобрести первый профессиональный опыт и закрепиться на первом рабочем месте?

6. Подведение итогов мероприятия. Делаем выводы.

Ведущий 1:

Надеюсь, никто из приглашенных не остался равнодушным к сегодняшней теме дискуссии. Сегодня здесь была возможность решить конкретные проблемы, высказать свои рекомендации будущим молодым специалистам в приобретении дополнительных навыков для обеспечения собственной конкурентоспособности.

Сегодня Россия ставит на демографическое развитие страны, которое включает обеспечение условий для самореализации молодежи, в том числе получение профессионального образования, и работу с достойной заработной платой.

Ведущий 2:

Мы благодарим всех участников Круглого стола за активное участие и присутствие на данном мероприятии, и будем искренне рады, если проделанная работа принесла пользу нашим будущим выпускникам.

Ведущий 2: Мы говорим тепло и просто

Такие добрые слова:

Желаем творческого роста,

Побед, удачи вам всегда.

Чтоб, ежедневно улыбаясь,

Шли на работу не спеша.

И чтоб, с работы возвращаясь,

Все пело: тело и душа.

Ведущий 3:

Еще хотелось бы заметить, что бы молодые люди «Не отказывались от мечты, но при этом реально видели проблемы».

Завершить нашу встречу хотелось бы на оптимистичной ноте, «настройтесь на формулу “Я ищу работу, и работа ищет меня”. Остается назначить встречу».

Еще раз спасибо всем участникам нашей встречи за то, что нашли время прийти к нам, принять участие в таком нужном разговоре.

Выступление на круглом столе по вопросам гражданско – патриотического воспитания

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Гражданско – патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально – ценностного отношения к Родине, к своему народу, его культуре, языку, традициям. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации воспитательного процесса.

Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья –
Это все называется Родина,
Дорогая, родная земля!

Даже солнце здесь светит теплее,
И ромашки красивей цветут.
И горжусь я землею своею –
Здесь хорошие люди живут…


Я не случайно начала своё выступление с этих прекрасных строк, так как любовь и уважение к своей малой Родине, к семье лежит в основе гражданско-патриотического воспитания.
В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки. Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве - главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), привить такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни. Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью и подготовленностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.

Патриотическое воспитание учащихся в школе - также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание, безусловно, направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Граждане, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

В современных условиях повышается роль школы в деле воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется как в рамках учебной, так и внеурочной деятельности.

В ГБОУ школы № 621 разработана и реализуется программа «Я – гражданин России».

создание условий для формирования личности гражданина и патриота России

вести эффективную работу по патриотическому воспитанию;

содействовать проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у учащихся уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины;

привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

В нашей школе гражданско – патриотическое воспитание обучающихся реализуется через различные формы урочной и внеурочной деятельности:

- радиопередачи, классные часы;

- тематические конференции. проводимые совместно с родителями, ветеранами ВОВ;

- тематические встречи в школьном музее;

- просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;

- подготовка и проведение митинга на сквере «Памяти поколений» для всех жителей поселка;

- организация акции «Свеча памяти»;

- встречи с ветеранами ВОВ;

- подготовка праздников, спектаклей, круглых столов;

- участие в районных конкурсах чтецов, рисунков;

- работа с детскими общественными организациями.

Ведётся активная работа в школьном краеведческом музее.

Мы ежегодно принимаем участие в интеллектуальных играх, конкурсах и конференциях различного уровня: от муниципального до городского.

Работаем в рамках районных программ: «На защите Колпинских рубежей» и «Дорогами Александра Невского». Воспитание у молодёжи патриотизма на основе исторических примеров героизма русского воинства. Систематическими стали акции «Помощь ветерану», «Подарок ветерану».

В дни воинской славы и военных событий обязательно проводятся мероприятия и встречи с ветеранами - героями событий. Никакие рассказы не заменят увиденные воочию знаменитые исторические места. Музеи - поездки обучающихся по памятным местам оказывают на ребят оказывают впечатление. Огромный эмоциональный след в душе ребенка оставляет встреча, живая беседа с человеком, который сам стал участником тех или иных исторических событий. Дети с большим интересом слушают рассказы ветеранов ВОВ и жителей блокадного Ленинграда. По материалам мероприятий гражданско – патриотического цикла создана презентация. Составитель педагог – организатор Ильина Л.В.

Проводятся мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию: выставки рисунков «Моя семья», «Моя Родина»; рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта; концертные программы для ветеранов. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в конкурсах военно-патриотической направленности, конференциях, проектах.

Отдельным направлением патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Работа по данному направлению организована как интеграцию различных видов деятельности. По традиции накануне Дня Защитников проходят общешкольные мероприятия; «Сильный, смелый, ловкий», «А ну-ка мальчики!», беседы активистов с учащимися школы о подвигах героев войны. В своей работе мы стараемся дать детям наиболее широкое представление о героях нашей Родины. Мы вспоминаем не только героев ВОВ, но также и Отечественной войны 1812 года.

Важным направлением в военно-патриотической деятельности учащихся является участие в районной игре «Зарница». ребята участвуют в районных и городских соревнованиях и слетах.

Вопрос о гражданско - патриотическом воспитании молодёжи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну.

Технология подготовки публичных выступлений «круглый стол»

Принято считать, что технология круглых столов была впервые разработана коммуникационной компанией Саачи и Саачи (Saatсhi & Saatсhi) для своих клиентов, представителей европейской элиты.

или «немного обо всём и всё о немногом».

Одна из самых часто упоминаемых проблем при подготовке к публичным выступлениям спикерами это недостаточная, по мнению самого выступающего, осведомлённость о теме предстоящего выступления. «Самое главное для того, чтобы чувствовать уверенность - хорошо ориентироваться в теме». Такие слова слышишь в девяти из десяти случаев, кода необходимо подготовить спикера к выступлению. В этой статье я коротко опишу технологию подготовки к выступлениям, которая помогает именно в этом случае: круглые столы.

Технология круглых столов подобна накачке лазера. Лазер в течение какого-то времени набирает, аккумулирует энергию из внешних источников, чтобы затем «выстрелить». Подобно этому спикер набирает массив данных, знаний о предмете своего будущего публичного выступления, и о том, что вокруг этого предмета. Необходим, своего рода, «текст» и «контекст». Хороший спикер это тот, кто может провести публичное выступление в режиме «немного обо всём и всё о немногом». Если темой вашего выступления (доклада, интервью, пресс-конференции), например, становится значительное расширение деятельности компании в новом регионе, то вы должны хорошо ориентироваться не только в самой сути события. Важно обзавестись знаниями и свободно оперировать данными о регионе, об истории подобных экспансий, примерами, цифрами, фактами, метафорами… Примером могут послужить удачные выступления политиков, которые приезжая в какой-либо регион, свободно ориентируются в местных особенностях, экономических показателях, уровне заработной платы и пр.

Принято считать, что технология круглых столов была впервые разработана коммуникационной компанией Саачи и Саачи (Saatсhi & Saatсhi) для своих клиентов, представителей европейской элиты. Перед ответственным публичным выступлением своего клиента специалисты Саачи организовывали т.н. круглый стол – обсуждение тематики публичного выступления специалистами-профессионалами. При этом приглашались эксперты, заранее собирались данные по теме. Клиент присутствовал при обсуждении и мог активно включаться в него, мог просто слушать. Длительность и интенсивность круглого стола рассчитывалась таким образом, чтобы, несмотря на механизмы забывания, в актуальном “говорибельном” пространстве клиента оставалась информация, достаточная для публичного выступления заданной продолжительности. Количество информации рассчитывалось, как 7 к 1 для поверхностно знакомых тем и 10 к 1 – для тем незнакомых или сложных. Эти цифры означают, что спикер мог свободно рассуждать на заданную тему, например, в течение ста минут. Отвечать на вопросы, приводить примеры, метафоры, цифры, аргументировано отстаивать свою позицию. А само выступление при этом длилось десять минут. Подобная пропорция, кстати, восходит ещё к зарождению гомилетики (дисциплина, изучающая способы публичных коммуникаций в церковных традициях).

Сама организация круглого стола предполагает, что есть ведущий этого мероприятия, есть приглашённые эксперты по актуальной теме и есть, своего рода, оппонент. Последний необходим как тот, кто имеет критическую позицию по отношению к спикеру. Он задаёт сложные вопросы, выстраивает контраргументацию. Фактически, сама процедура напоминает нечто среднее между интенсивным тренингом и мозговым штурмом. По-видимому, именно из практики мозговых штурмов «круглый стол» выделился в отдельную технологию содержательной подготовки публичных выступлений спикеров. Традиционно считается, что мозговые штурмы впервые в бизнес-пространстве стали применять компании, работающие в сфере маркетинга и рекламы. Именно такой компанией и была Saatchi & Saatchi в последней четверти прошлого века. Иногда роль ведущего и оппонента играет один человек. Бывают случаи, когда найти эксперта трудно, например, из-за нехватки времени. Тогда необходимо из всех возможных источников собрать максимальное количество информации по теме.

У Саачи даже был такой сервис для процедуры круглых столов (возможно, есть и сейчас, хотя он применялся ещё в «досетевую» эпоху): при большой срочности и нехватке экспертов, клиенты агентства ставили задачу в течение очень короткого промежутка времени собрать, скомпилировать и прислать материал по нужной тематике для круглого стола. Присылался только хорошо «отжатый» до содержательного, фактологического минимума массив информации. Например, одному топ-менеджеру крупной корпорации предстояло через день участвовать в телевизионной дискуссии о методах современного маркетинга и организации торгового пространства в крупных магазинах. Специалисты Саачи оперативно собрали информацию об истории вопроса: когда впервые был зафиксирован, как задача, способ расположения товаров на полках крупных торговых точек; какие по этому поводу на текущий момент есть исследования и их основные выводы; трудности; ошибки; положительные примеры и пр. Такая «отжатая» содержательная справка помогает спикеру тем, что он получает компактный набор фактов, которыми может оперировать.

От мозгового штурма такой круглый стол отличается тем, что все участники мероприятия работают на одного человека. Задача спикера осваивать содержание «здесь и сейчас», задавать уточняющие вопросы, записывать то, что необходимо. Конечно, спикер сам выбирает для себя, что ему нужно конспектировать, а что нет. Но практика показывает, что в самом общем случае, обязательно нужно сформулировать и записать следующие части будущего выступления: послание; предыстория вопроса с примерами, цифрами, фактами; суть того, что происходит; плюсы и минусы (сильные и слабые стороны); развитие в будущем (план действий).

Коротко остановимся на каждом пункте.

Послание – это та главная мысль, которая остаётся в нашей аудитории после того, как общение закончено. Оно должно быть придумано и сформулировано прежде всего. В рекламных кампаниях, например, посланием часто становится слоган. Подробнее о феномене послания и методах работы с ним можно узнать из описания технологии подготовки публичных выступлений message house.

Предыстория описывает то, что происходило в прошлом и имеет отношение к нашему вопросу. Владение такими данными показывает, что спикер хорошо знаком с предметом. Что он берёт свои аргументы не «с потолка», что он увлечён этой темой.

Суть вопроса – необходимо чётко сформулировать, что именно происходит и почему это происходит именно сейчас. «Мы готовились к этому шагу несколько лет и на данный момент имеем все необходимые ресурсы для воплощения замысла, а именно…».

Плюсы и минусы, сильные и слабые стороны вопроса, риски. Возможно, не всё из этого нужно проговаривать на выступлении, но точно знать и быть готовым говорить об этом необходимо. Кроме того, существует такой приём публичных выступлений, как «содержательные снижения». Суть его заключается в том, что часто публика недоверчиво воспринимает излишне позитивную информацию или безапелляционную позицию. Необходима, своего рода, ложка дёгтя в бочке мёда. Нужно показать то, что вы готовы к дискуссии. Признать существующие или возможные трудности. «Да, конечно, мы не выйдем сразу на расчётные производственные мощности. Какое-то время может быть некоторая нехватка продукции. Но в течение года заявленных показателей мы достигнем. Для этого делается то-то и то-то».

Помимо этого необходимо точно сформулировать ответы на предполагаемые вопросы. Например, вы выступаете по поводу расширения деятельности вашей компании фаст-фуд в Уральском и Сибирском регионах. Предполагаемые вопросы – а зачем? Там иная кулинарная культура. Приживётся ли это там? Или вы хотите навязывать «быструю еду» на западный манер? Будут ли люди покупать гамбургеры вместо пельменей? Один из возможных вариантов ответа: «мы ничего никому не хотим навязывать, мы за возможность выбора».

Важное правило для спикера: записывать только то, что понял и то, что понравилось. Если не понял какую-то мысль, какой-то аргумент, то нельзя использовать эти тезисы в выступлении. Иначе любое уточнение, любой вопрос может поставить в тупик выступающего. Так же не рекомендуется использовать те аргументы, которые понятны, но по каким-то причинам не нравятся спикеру. Лучше поискать другие.

Ещё одно общее правило: записей не должно быть много, их задача только напомнить о той части содержания, которая запомнилась, понравилась и была понята. Важно не заучивать информацию, а импровизировать на тему. И записи могут в этом помочь.

Этот метод имеет плюсы и минусы. С одной стороны, круглый стол создает “легкоговорибельный” массив информации, комфортен для клиента. С другой стороны, он занимает много времени.

Однако, это только содержательная подготовка. Принцип действия человека, выступающего на публике, можно уподобить паровой машине. Машина совершает полезную работу благодаря давлению, возникающему от закипания воды в котле, который подогревается огнём. Для регулирования этого давления и количества полезной работы существует, своего рода, «вентиль»: открывая его, машинист заставляет машину работать быстрее. Завинчивая – уменьшает её скорость. В случае публичного выступления, «вода» - это содержание, которое есть в человеке. А «огонь» - это эмоции, которые разогревают всю систему и создают давление. Необходимо желание высказываться и отстаивать свою точку зрения. Понимание того, что это важно и нужно, и готовность бороться с оппонентами. Нужна эмоция неравнодушия к теме, о которой говорится. Но это уже относится к общим навыкам публичных коммуникаций, достигается опытом и тренировками. Основная задача круглого стола – дать уверенность спикеру. Уверенность в том, что он ориентируется в теме выступления и у него есть что сказать.

Алексей Пронюшин – консультант по публичному поведению, соучредитель консалтинговой компании «Человек Публичный». Разрабатывает и проводит обучающие программы в сфере публичных коммуникаций для команд и руководства компаний, государственных управленцев. Занимается индивидуальным консалтингом VIP клиентов.

Круглый стол с позиционной технологией работы с текстом

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

Цель круглого стола – раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

  • готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;
  • наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

  • неразрешённый вопрос;
  • равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.
  • Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).
  • Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
  • Установить регламент выступлений.
  • Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

  • выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
  • подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
  • подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
  • подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

II Дискуссионный этап состоит из: выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации.

  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель (задачу);
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику;
  • не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.
  • подведение заключительных итогов ведущим;
  • выработку рекомендаций или решений;
  • установление общих результатов проводимого мероприятия.

Организация и проведение круглого стола с применением позиционной технологии работы с текстом. Позиционная технология работы с текстом основана на позиционной модели обучения доктора психологических наук, профессор МГППУ, заведующего кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии Н.Е. Веракса.

  • Выбор темы, проблемы – «Сквернословие – культурная катастрофа»
  • Подбор модератора – это может быть заместитель директора по воспитательной работе.
  • Подбор дискутантов: администрация школы, педагогический коллектив, представители Управляющего совета школы, Совета старшеклассников.
  • Подготовка сценария.
  • Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы.
  • Консультирование участников.
  • Подготовка необходимых материалов на бумажном или электронном носителях.

II. Дискуссионный этап

  • Получение и осмысление информации
  • Самоопределение
  • Анализ ситуации. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом.
  • Проектирование
  • Рефлексия

Получение и осмысление информации предлагается через игру «Согласен, не согласен, может быть»

Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». В разных комнатах помещения, в котором проходит круглый стол, прикреплены таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».

Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, следующим образом: «Если участник согласен с произнесённым утверждением, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».

  • Говорящий плохое – всегда в убытке. (Григорий Богослов)
  • Злой язык – признак злого сердца. (Публий Сир)
  • Каков человек, такова его и речь. (Сенека)
  • Речь – это показатель ума. (Сенека)
  • Злоречивый язык выдаёт безрассудство. (Плутарх)
  • Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)

Самоопределение

Модератор обращает внимание участников на тему круглого стола. Самой своей формулировкой тема побуждает задуматься о своём отношении к работе по решению данной проблемы в школе и в обществе, как с позиции педагога, так и с позиции члена общества. Далее всем участникам круглого стола предлагается заполнить анкету «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1).

Анализ ситуации по теме круглого стола. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом

  • «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста;
  • «понятие» — определить основные понятия данного текста;
  • «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
  • «оппозиция» — высказать возражение к основным положениям текста;
  • «апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
  • «метод» — ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
  • «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
  • «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
  • «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме;
  • «театр» — донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).

Участникам круглого стола отводится определённое время для чтения текста в группах (время чтения определяется объёмом текста), выработки предложенной позиции и её презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске, листе ватмана или в слайдовой презентации.
Как показывает практика, 20 минут — достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц.
Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль модератора в организации и управлении групповой дискуссией.

Проектирование, принятие решений

Это очень важный этап. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы и других учреждений для решения обсуждаемой на круглом столе проблемы и проектирования новых возможностей.

  • составить перечень тех подходов, методов, форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в практике школы, других учреждений, в которых уже сегодня возможно решение проблемы, обсуждаемой на круглом столе;
  • оценить по 5 балльной системе, насколько эти подходы, методы, формы работы сегодня реально работают на решение этой проблемы;
  • предложить шаги по расширению или углублению создаваемых школой и другими учреждениями возможностей для решения этой проблемы.

Таким образом, работа в группах осуществляется в три этапа. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы по решению проблемы сквернословия в школе. Возможно обсуждение предложенных шагов по решению проблемы с выделением «+» и «–», но обязательно начинать с «+».

Рефлексия

Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Как теперь она звучит для участников? Важно дать возможность всем участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.
Организовать рефлексивный этап круглого стола можно через игру «Согласен, не согласен, может быть», которая проводилась на первом этапе.
Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к тем предложенным шагам по решению обсуждаемой на круглом столе проблемы сквернословия, следующим образом: «Если участник согласен с предложенными решениями, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данными шагами по решению проблемы, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю». Модератор может задать любому участнику круглого стола уточняющие вопросы.

Читайте также: