Вулкан на столе опыт

Обновлено: 11.05.2024

3909 дн. с момента
Новый 2012 год

Химический вулкан

Химия – наука экспериментальная, эксперимент учит на практике проверять свои выводы. Ломоносов говорил: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции»

Мы выбрали следующий опыт

(Возможности ресурса смотри приложение: презентация с фотографиями рабочего окна ресурса)

(Химический вулкан)

1.Познакомить с признаками и условиями течения химических реакций(экзотермическое разложение, окислительно-восстановительная реакция).

2.Пробудить у учащихся интерес к химии и показать, что эта наука является не только теоретической.

3.Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований.

(Также целью этого опыта может быть получение оксида хрома (III) Cr2O3)

Техника безопасности . В отличие от физических явлений при химических явлениях, или химических реакциях, происходит превращение одних веществ в другие, образуются новые вещества, обладающие другими свойствами. Об этом можно судить по внешним признакам. Эти признаки называются признаками химических реакций. Помните, что любые химические опыты требуют при выполнении осторожности, внимания, аккуратности. Избежать неприятностей поможет соблюдение простых правил:

Опыт следует выполнять в вытяжном шкафу при включенной вентиляции (или на открытом воздухе). Внимание! На время опыта следует надеть защитные очки! Происходит бурное выбрасывание продуктов разложения! Не наклоняться над "вулканом", не вдыхать аэрозоль оксида хрома. Исходное вещество и продукт реакции ядовиты при попадании внутрь. Не брать вещества руками, после опыта вымыть руки!

Приборы и реактивы : фарфоровая ступка, асбестовая бумага или металлическая пластинка , стеклянная палочка ; спички; дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 (измельченный), этиловый спирт.

Для проведения опыта химический "вулкан" растираем тщательно в фарфоровой ступке 50 г кристаллов дихромат аммония (NH4)2Cr2O7. Чтобы было легче собрать продукт реакции, следует застелить прилегающую к месту опыта поверхность листом фильтровальной бумаги.

Далее на лист асбестовой бумаги или металлическую пластинку насыпают (NH4)2Cr2O7 таким образом, чтобы образовалась форма горки. Палочкой на вершине горки делаем отверстие и вливаем в него несколько миллилитров этилового спирта (С2Н5ОН). Поджигаем спирт спичкой, спирт загорается и начинается процесс бурного разложения аммония дихромата.

При этом из «кратера» выбрасываются яркие искры и «вулканический пепел» - грязно-зеленый Cr2O3, при этом объем его во много раз превышает объем взятого аммоний дихромата:

Экзотермическое разложение (NH4)2Cr2O7 очень напоминает извержение настоящего вулкана, особенно на заключительной стадии, когда снопы красных искр прорываются из глубины пушистого Cr2O3.

Реакция разложения дихромата аммония протекает с выделением большого количества тепла, поэтому после поджигания соли она протекает самопроизвольно - до тех пор, пока весь дихромат не разложится.

Вывод : оксид хрома (III) Cr2O3 получается путем нагревания дихромата аммония. Реакция разложения дихромата аммония относится к окислительно-восстановительным реакциям. Она начинается после предварительного нагревания, протекает бурно, с выделением большого количества теплоты. Наблюдается выделение газа, образование раскаленных частиц оксида хрома (III). Потоком газа раскаленные частицы оксида хрома (III) увлекаются вверх. Разрушение кристаллов дихромата аммония сопровождается характерным потрескиванием. t (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + 4H2O↑ + N2↑ Эта реакция относится к группе реакций внутримолекулярного окисления и восстановления. Окислителем является элемент хром, степень окисления которого изменяется от +6 до +3, а восстановителем азот, степень окисления которого изменяется от -3 до +0.

Утилизация отходов: оксид хрома ( III ) собрать в емкость для проведения дальнейших экспериментов.

Вулкан на столе опыт

НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Вулкан"

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

· Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

4. упражнять детей в чтении схем-моделей.

· Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

· Воспитательные :

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Интеграция образовательных областей:

5. Художественное творчество

Технологии, используемые педагогом в мероприятии

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

· педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

· опора на субъектный опыт ребенка.

2. Игровые технологии:

· игровые задания и упражнения.

3. Технологии поисковой деятельности:

· создание проблемной ситуации;

4. Здоровьесберегающие технологии:

· игровое упражнение на равновесие.

5. Мультимедийные технологии:

Организационный момент

1.1. Знакомство с Всезнайкой.

1.2 Игровое задание «Помоги Всезнайке разгадать название полуострова».

Основная часть

2.1. Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров?»

2.2. Путешествие на Камчатку. Показ и обсуждение презентации «Вулканы»

2.3. Физкультминутка «Вулкан»

2.4. Здоровьесберегающее упражнение «Тропинка с препятствиями» на равновесие.

2.5. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

2.6. Детское экспериментирование опыт « Тонет - не тонет» с пемзой, и камнями.

Заключительная часть

3.1. Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка.

3.2. Сюрпризный момент. Подарки детям о путешествии: кусочки пемзы, гелиевые шарики, картина на память «Извергающийся вулкан» в технике вытанки.

Активизация словаря: вулкан, земная кора, слои, лава, пемза.

Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование: костюм Всезнайки, глобус, конверт с картинками (кукла, апельсин, мяч, часы, аппарат, тарелка, кошка, автобус), гелиевые шары, магнитная доска, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация «Вулканы», тропинка с препятствиями.

Оборудование для экспериментирования:

  • макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки;
  • таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

Предварительная работа.

Изготовление макета горы вулканического происхождения:

Для изготовления и формирования макета горы нам понадобится:

· двух литровая банка,

· гуашь разных оттенков,

Двухлитровую банку установить на поднос и обернуть листом ватмана таким образом, чтобы получился конус. Швы закрепить клеем и степлером. Лишнюю бумагу обрезать. На двух литровую банку надеть готовый конус. Обрезать верхушку конуса таким образом, чтобы в образованное отверстие, не проваливаясь, помещался пластиковый стаканчик – это будет жерло вулкана. Развести густой обойный клей (лучше с комочками), нанести его на поверхность конуса с помощью комочков придать горе рельеф. Обильно осыпать покрытую клеем гору манной крупой и дать высохнуть. Высохшую неровную поверхность горы раскрасить гуашью серо-коричневого цвета имитируя натуральную поверхность горы, дать просохнуть и покрыть тонким слоем клея ПВА.

Ход занятия

1.1. Знакомство со Всезнайкой.

Всезнайка: - Тук, тук, тук! Это здесь группа…. Это здесь самые умные, самые любознательные ребята, которые хотят всё знать?

- Меня зовут Всезнайка! Я знаю все и обо всем.

Всезнайка: Ребята! Мне сказали, что в вашей группе самые смелые и любознательные ребята. Мне захотелось с вами познакомиться. Давайте знакомиться.

1.2. Игровое задание «Помоги Всезнайке разгадать название полуострова».

Всезнайка: По пути к вам, я получила письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем? ВСЕЗНАЙКА. ПРИГЛАШАЕМ ТЕБЯ И ТВОИХ ДРУЗЕЙ ПОСЕТИТЬ НАШ ПОЛУОСТРОВ…

Воспитатель: Ой, здесь, к сожалению, стерты буквы, и не видно на какой полуостров нас приглашают. Зато здесь есть подсказки в виде картинок. Ребята, а давайте попробуем разгадать эти подсказки и название острова, куда нас с вами приглашают?

Ребус: Всезнайка раздает детям картинки с изображением предметов и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, называя первый звук в слове, изображенном на ней. Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово.

Всезнайка: Какое у нас получилось слово? Правильно: Камчатка.

Ребята! А где находится этот полуостров? Как найти его? Как туда попасть? (если дети затрудняются ответить, то можно загадать загадку):

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны? (Глобус).

Всезнайка: Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? (ответы детей). Почему вы так думаете? Молодцы вы правильно догадались! Давайте теперь найдем на глобусе наш полуостров «Камчатка».

2.1. Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров?»

Обсуждается, из чего состоит воздушный шар (купол, корзина, тросы) какой формы бывают корзины, дети, по желанию, из стульчиков строят корзину круглой или квадратной формы.

Всезнайка: Ребята, загружайтесь в корзину, сейчас мы с вами отправимся в путь.

2.2. Путешествие на Камчатку. Показ и обсуждение презентации «Вулканы»

Слайд 2. А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей). Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.

Слайд 3. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.

Слайд 4. Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу.

Слайд 5. Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой.

Слайд 6. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу. Посмотрите, что случилось с автомобилем, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.

Слайд 7. Твердая порода называется пемза.

Слайд 8. Как вы думаете, какой из вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.

Слайд 9,10,11 Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?

Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет, археологам (уточнить знания детей о профессии археолога), удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.

Слайд 12. Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома. Как вы думаете, что за овощ находится в руках этого мужчины? Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!

2.3. Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Повторить - 2 раза.

2.4. Здоровьесберегающее упражнение «Тропинка с препятствиями»

Ребята, а что это за тропинка? Давайте посмотрим, куда она нас с вами приведет? (тропинка с препятствиями). А это что перед нами? На что это похоже? Правильно, на вулкан. Ребята, перед нами макет вулкана. На какую геометрическую фигуру он похож? (конус).

2.5. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

Всезнайка: Ребята, а давайте с вами сами сделаем извержение вулкана?

Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.

На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале Всезнайка объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку - схему), как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, Всезнайка еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Второй ребенок: налить полстакана воды.

Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Всезнайка: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем влить полученную смесь в жерло вулкана (сода).

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Всезнайка: Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт?

2.6. Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.

Всезнайка: Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.

Всезнайка: А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой. Что произошло, они утонули? (ответ детей). Как вы думаете, почему они не утонули? (ответы детей). Правильно, потому, что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом.

1.1. Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка

Всезнайка: Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад. Дети садятся снова в воздушный шар. Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового? (ответы детей).

1.2. Сюрпризный момент.

Всезнайка: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о нашем путешествии я хочу вам подарить по кусочку пемзы, воздушному шарику и картину с изображением вулкана. Чтобы вы смотрели и вспоминали о нашем путешествии. До свидания.

Химический опыт - Везувий на столе

Как провести занимательный урок по химии на кухне и сделать его безопасным и интересным для вашего ребенка? Попробуем провести настоящий химический опыт – вулкан в обычной столовой тарелке. Для этого опыта потребуются следующие материалы и реактивы:

- кусок пластилина (из него мы сделаем сам вулкан);

- жидкость для мытья посуды;

Перечисленные выше компоненты легко можно найти в каждом доме или в хозяйственном отделе близлежащего магазина. Они достаточно безопасны, но, как и любые опыты по химии, этот тоже потребует соблюдения правил техники безопасности.

  1. Из пластилина делаем основание вулкана и конус с отверстием. Соединяем их, тщательно залепив края. Получаем пластилиновый макет вулкана со склонами. Внутренний размер нашей конструкции должен иметь окружность с диаметром около 100 – 200 мм. Перед установкой макета в тарелку или поднос проверяем наш вулкан на герметичность: набираем в него воду и смотрим, пропускает ли он ее. Если все в порядке - устанавливаем макет вулкана в тарелку.
  2. Теперь переходим к следующей части - приготовлению лавы. Засыпаем в наш макет вулкана из пластилина одну столовую ложку питьевой соды, жидкость для мытья посуды в таком же объеме и краситель, который будет окрашивать будущее извержение в соответствующий реальной лаве цвет. Чтобы добиться максимального сходства, можно использовать пищевые красители, детские краски для рисования и даже обычный сок столовой свеклы. Этот химический опыт должен воссоздать в глазах ребенка извержение вулкана в природе.
  3. Для запуска извержения необходимо залить в кратер четвертую часть чашки уксуса. В ходе химической реакции соединение соды и уксусной кислоты ведет к образованию соли угольной кислоты, которая относится к нестойким соединениям и сразу же распадается на воду и углекислый газ. Именно этот пенный процесс и придаст нашему извержению вид настоящего вулкана с потоками лавы по склонам. Химический опыт закончен.

химический опыт

Демонстрация действующего вулкана в школе

Помимо описанного выше вида демонстрации безопасного извержения существует еще много способов получения вулкана на столе. Но уже эти опыты лучше проводить в специально подготовленных помещениях – школьных химических лабораториях. Наиболее известный всем со школьной скамьи вулкан Бёттгера. Для его проведения нужен дихромат аммония, который насыпают горкой, в вершине ее делают углубление. В кратер помещают кусочек смоченной спиртом ваты, который поджигают. В ходе реакции образуется азот, вода и оксид хрома. Протекающая реакция очень похожа на извержение действующего вулкана.

химический опыт вулкан

опыты по химии

Для запоминания, а также для развития эрудиции у детей хорошо связать такой химический опыт с каким-либо наиболее известным примером извержения в истории человеческой цивилизации, например, со взрывом Везувия в Италии, тем более что его замечательно и с пользой для кругозора можно проиллюстрировать репродукцией великой картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг).

последний день Помпеи

Небезынтересным для детей будет также рассказ о довольно редкой и полезной профессии вулканолога. Эти специалисты постоянно наблюдают уже потухшие и ныне действующие вулканы, делают предположения относительно возможного времени и силы их будущих извержений.

Читайте также: