Вопросы в рамках круглого стола

Обновлено: 11.05.2024

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

Цель круглого стола – раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

  • готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;
  • наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

  • неразрешённый вопрос;
  • равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.
  • Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).
  • Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
  • Установить регламент выступлений.
  • Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

  • выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
  • подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
  • подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
  • подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

II Дискуссионный этап состоит из: выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации.

  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель (задачу);
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику;
  • не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.
  • подведение заключительных итогов ведущим;
  • выработку рекомендаций или решений;
  • установление общих результатов проводимого мероприятия.

Организация и проведение круглого стола с применением позиционной технологии работы с текстом. Позиционная технология работы с текстом основана на позиционной модели обучения доктора психологических наук, профессор МГППУ, заведующего кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии Н.Е. Веракса.

  • Выбор темы, проблемы – «Сквернословие – культурная катастрофа»
  • Подбор модератора – это может быть заместитель директора по воспитательной работе.
  • Подбор дискутантов: администрация школы, педагогический коллектив, представители Управляющего совета школы, Совета старшеклассников.
  • Подготовка сценария.
  • Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы.
  • Консультирование участников.
  • Подготовка необходимых материалов на бумажном или электронном носителях.

II. Дискуссионный этап

  • Получение и осмысление информации
  • Самоопределение
  • Анализ ситуации. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом.
  • Проектирование
  • Рефлексия

Получение и осмысление информации предлагается через игру «Согласен, не согласен, может быть»

Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». В разных комнатах помещения, в котором проходит круглый стол, прикреплены таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».

Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, следующим образом: «Если участник согласен с произнесённым утверждением, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».

  • Говорящий плохое – всегда в убытке. (Григорий Богослов)
  • Злой язык – признак злого сердца. (Публий Сир)
  • Каков человек, такова его и речь. (Сенека)
  • Речь – это показатель ума. (Сенека)
  • Злоречивый язык выдаёт безрассудство. (Плутарх)
  • Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)

Самоопределение

Модератор обращает внимание участников на тему круглого стола. Самой своей формулировкой тема побуждает задуматься о своём отношении к работе по решению данной проблемы в школе и в обществе, как с позиции педагога, так и с позиции члена общества. Далее всем участникам круглого стола предлагается заполнить анкету «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1).

Анализ ситуации по теме круглого стола. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом

  • «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста;
  • «понятие» — определить основные понятия данного текста;
  • «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
  • «оппозиция» — высказать возражение к основным положениям текста;
  • «апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
  • «метод» — ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
  • «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
  • «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
  • «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме;
  • «театр» — донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).

Участникам круглого стола отводится определённое время для чтения текста в группах (время чтения определяется объёмом текста), выработки предложенной позиции и её презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске, листе ватмана или в слайдовой презентации.
Как показывает практика, 20 минут — достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц.
Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль модератора в организации и управлении групповой дискуссией.

Проектирование, принятие решений

Это очень важный этап. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы и других учреждений для решения обсуждаемой на круглом столе проблемы и проектирования новых возможностей.

  • составить перечень тех подходов, методов, форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в практике школы, других учреждений, в которых уже сегодня возможно решение проблемы, обсуждаемой на круглом столе;
  • оценить по 5 балльной системе, насколько эти подходы, методы, формы работы сегодня реально работают на решение этой проблемы;
  • предложить шаги по расширению или углублению создаваемых школой и другими учреждениями возможностей для решения этой проблемы.

Таким образом, работа в группах осуществляется в три этапа. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы по решению проблемы сквернословия в школе. Возможно обсуждение предложенных шагов по решению проблемы с выделением «+» и «–», но обязательно начинать с «+».

Рефлексия

Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Как теперь она звучит для участников? Важно дать возможность всем участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.
Организовать рефлексивный этап круглого стола можно через игру «Согласен, не согласен, может быть», которая проводилась на первом этапе.
Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к тем предложенным шагам по решению обсуждаемой на круглом столе проблемы сквернословия, следующим образом: «Если участник согласен с предложенными решениями, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данными шагами по решению проблемы, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю». Модератор может задать любому участнику круглого стола уточняющие вопросы.

Вопросы в рамках круглого стола

«Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

«Круглый стол», как форма коллективной дискуссии, широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.

«Круглые столы» характеризуются тем, что:

ü проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;

ü обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;

ü в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;

ü участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.

«Круглый стол» на сегодняшний день один из наиболее популярных жанров организации образовательного, научно-практического или конкурсного мероприятия. Очевидными являются его привлекательные стороны и преимущества: участники имеют определенную свободу и возможность высказывать собственные суждения; мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь; нет строгой иерархии, жесткого регламента и порядка выступлений; для организаторов не будет драматичной ситуация, если кто-то из участников не сможет присутствовать.

Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества, далеко не все мероприятия, организованные в форме «круглого стола» высоко оцениваются. Часто вызывает нарекание многословие участников, отсутствие конкретных результатов, ощущение хаотичности и недостаточной организации.

Поэтому при организации и проведении «круглого стола» следует обратить внимание на следующее:

ü время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов;

ü количество участников не должно быть очень большим;

ü следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;

ü время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;

ü ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент.

ü вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

Роль ведущего в проведении «круглого стола» заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию. Некоторые выступления могут вызвать настолько бурную реакцию, что у участников возникнет желание немедленно обменяться мнением с соседом. В такой ситуации нет смысла пытаться воззвать к порядку и требовать тишины. Более продуктивным будет предоставить несколько минут на обсуждение проблемы.

Для того, чтобы участники чувствовали себя максимально комфортно и уверенно, необходимо в начале работы определить этапы, цели, задачи и основные вопросы, которые необходимо обсудить. При переходе к следующему этапу ведущий обязательно сообщает об этом участникам.

Методическая разработка круглого стола

для администрации образовательных учреждений района

«Имидж образовательного учреждения»

Цель: определить понятие и составляющие имиджа образовательного учреждения, необходимость и пути работы над ним.

Участники: директора и заместители директоров образовательных учреждений района с разным статусом: гимназий, общеобразовательных школ, коррекционных школ, дошкольного образовательного учреждения, государственных и частных.

Примечание: круглый стол может быть проведен внутри ОУ с участием представителей разных методических объединений, либо с участием учащихся, педагогов, родителей и представителей общественности.

Условия и оборудование: зал, мобильные стулья и столики, ноутбук, медиапроектор, компьютерная презентация, доска, карточки с именами участников, рабочие карточки.

Форма проведения: двурядный круглый стол.

Этапы проведения , их задачи и время реализации:

  1. Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола.

Задача: вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме

1) знакомство участников.

Задача: определения правил и регламента круглого стола.

2) работа в малых группах с рабочими карточками

Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ОУ.

Время 15-20 минут

3) обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.

Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников.

Время 30-40 минут.

4) Практическое задание. Составление общей схемы «Работа над имиджем». Задача: определение практических путей работы над имиджем ОУ. Время 5 -10 минут

5) Подведение итогов

Задача: рефлексия участников.

Организация работы круглого стола

Этап 1. Участники усаживаются в малые группы (представители одного образовательного учреждения - 2-3 человека)

Однако то, что применимо к формированию имиджа организации вообще, до последнего времени не переносилось на сферу образовательной деятельности.

Сегодня мы рассмотрим вопрос имиджа образовательного учреждения. В контексте проблемы конкурентноспособности. Я предлагаю следующий регламент работы. Наша встреча пройдет в форме двурядного круглого стола. Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните рабочие карточки, отразив в них свое мнение по вопросам. На эту часть работы предлагаю выделить 15-20 минут. Затем перейдем ко второму этапу: по одному представителю от каждого образовательного учреждения сядут во внутренний круг и будут участвовать в дискуссии, остальные образуют внешний круг и становятся слушателями. Представителя внутреннего круга группа может в ходе круглого стола поменять. Ответы на вопросы должны быть лаконичны. Первыми отвечают участники, которым предоставляет слово ведущий, остальные либо дополняют и расширяют ответ, либо высказывают отличное мнение (30-40 минут).

В конце работы круглого стола мы заполняем рабочую схему и подводим итоги.

Вы согласны с данным регламентом? (предложения обсуждаются)

Этап 2. Работа в малых группах с рабочими карточками (Приложение 1)

В каждой группе работают представители одного образовательного учреждения.

Обсуждаемые вопросы

Мнения участников

Что такое имидж образовательного учреждения? В чем цель создания имиджа? Обоснуйте

- Имидж – это искусственно собранный образ.

- Образ, созданный перед социумом

- Эмоционально-окрашенный сознательно сформированный образ ГОУ

Цель – привлечение детей, повышение конкурентноспособности, доступ к ресурсам, стабильность, соцзащита, привлечение квалифицированных специалистов, лояльное отношение родителей

Из чего складывается имидж образовательного учреждения?

Что важнее внешнее оформление или содержание деятельности?

Имидж - это репутация и внешний образ,

- образ персонала, комфортность, стиль и внешняя атрибутика, образ выпускника

- статус, освещение, награды и медали, инновации

- философия компании, внешний облик, внутренняя атмосфера

- качество образования, цены на услуги, уровень психологического комфорта,

- помещения, педагогический коллектив и стиль директора, дресс-код, PR, репутация

- «сарафанное радио», атрибуты, содержание деятельности., главное – отношение к детям

Важнее качество деятельности и содержание, но важностью внешнего образа и атрибутики нельзя пренебрегать

Статус школы – как преодолеть стереотипы. Может ли общеобразовательная школа конкурировать с гимназией или лицеем?

- Отношение к статусу – есть, дети воспринимаются по разному, для преодоления стереотипа необходимо вовлечение детей и конкуренция в возможных областях (творчество, спорт и т.д.)

- Статус – это образовательная программа, то есть специальный отбор учащихся, способных по ней обучаться. Необходима работа с родителями учащихся

- Преодоление стереотипов: PR-мероприятия, партнерские социальные связи, параллельные контакты с потребителями услуг.

- Необходимо удовлетворение требований клиентов (к квалификации педагогов, к оснащению, к качеству услуг),

- Для преодоления стереотипов важно участие в различных городских, всероссийских и международных проектах, олимпиадах и конкурсах

Корпоративная культура и имидж образовательного учреждения. Как педагогический коллектив влияет на имидж ОУ?

- Очень важны внешний вид учителя,

культура общения, качество

- Корпоративная культура – основа

- Важны духовные и личностные и

профессиональные качества каждого

педагога, именно эта информация

быстрее всего доходит до социума «от

человека к человеку»

- Стабильный коллектив, общее

коллективное дело, микроклимат

создают корпоративный имидж.

- Организация наставничества, ритуал

вступления в коллектив, тренинги важны

для формирования имиджа коллектива

Договор между школой и родителями. Родители и дети – получатели услуг или часть школьного коллектива? Как сделать родителей своими союзниками?

- Родители и дети – часть коллектива. Их

вовлечение – создание Попечительского

совета, проведение круглых столов,

- Родители формируют общественное

мнение и могут повлиять на мнение

- Важно вовлекать родителей в

мероприятия в решение проблем и

- Уровень начального образования

ребенка формирует его отношение к

школе, дальше родители должны стать

часть воспитательной системы

- Родители становятся союзниками тогда,

когда оправдываются их ожидания.

- Общая цель ОУ и родителей –

Возможности информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения

- Сайт школы предоставляет

родителям проводится юридический и

- Сайт способствует гласности,

публичности, саморекламе, позволяет

- Возможно создание блогов для

осуществления обратной связи с детьми

- Интернет позволяет проводить PR акции,

доводить до родителей информацию о

мероприятиях и событиях в ОУ.

- Возможно организовать виртуальную

экскурсию в ОУ и школьный музей,

разместить на сайте отчеты о

- Сайт должен постоянно обновляться и

способствовать привлечению клиентов.

После обсуждения вопросов формируем выводы:

1. Имидж организации– это совокупное общественное восприятие

компании (в том числе и школы) многими людьми. Впечатление об

организации формируется в ходе личных контактов человека с ней; на основе

2. Модель имиджа школы включает в себя: 1) образ продукции; 2)

внешнюю атрибутику; 3) традиции; 4) дизайн помещения; 5) эффективные

коммуникации (внешние и внутренние); 6) историю учреждения; 7) рекламу.

3. В создании имиджа участвуют все члены образовательного процесса – педагоги, дети и родители, а также социум(жители близлежащих домов, муниципальные структуры)

Этап 4. Участники круглого стола на карточках схематично или в виде рисунка изображают варианты работы над имиджем образовательного учреждения и располагают эти карточки на общем панно с устными пояснениями.

Оформление школы и атрибутика

Педагоги Учащиеся

Общественность

Предлагались такие варианты: эмблема ОУ, форма учащихся и внешний вид педагогов, создание и использование сайтов и блогов , привлечение общественности к социально-значимым проектам ОУ, создание школьных ресурсов (например музей или клуб), создание попечительского Совета, участие в международных проектах и т.д.

Этап 5. Рефлексия участников.

Ведущий. Какие выводы вы сделали для себя?

- Разнообразие статусов и форм организации образовательных учреждений предлагает родителям большой выбор. Следовательно, необходимо заботиться об имидже учреждения и формировать его.

- Важнейшая часть имиджа – продукт образования – следует уделить главнейшее значение.

- Важно заявлять об успехах образовательного учреждения, его воспитанников общественности.

- Внешний облик ОУ, атрибуты и оформления – важные части имиджа- с этого начинается впечатление об ОУ.

Ведущий: Была ли тема круглого стола полезной?

- Обмен мнениями был очень полезен.

- Понравились конкретные примеры мероприятий, которые демонстрировали участники.

- Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами образовательного учреждения.

Приложение 1

«Круглый стол»

Имидж образовательного учреждения

Вопросы для обсуждения

Корпоративная культура и имидж образовательного учреждения Как педагогический коллектив влияет на имидж ОУ?

Возможности информационных технологий в формировании имиджа.

Предложите 1-3 идеи работы над имиджем образовательного учреждения ( карточки)

Круглый стол (мероприятие) - это свободная конференция. Рекомендации по проведению

«В споре рождается истина» - эта латинская пословица очень ярко характеризует человеческую сущность. Жаркие дебаты, прения и дискуссии, видимо, повелись еще с тех давних пор, когда человек только научился разговаривать. Круглый стол (мероприятие) – это место, где нужно и можно говорить.

круглый стол мероприятие это

Доблестные рыцари и великие ораторы

Едва ли организованной беседой могли похвастаться жители первобытно-общинного строя, но уже в более позднее время, когда мировая цивилизация вышла на новый, более качественный уровень, дебаты стали искусством. В учебных заведениях принято было изучать не только науку и грамоту, ораторское мастерство было отдельной дисциплиной.

Такое явление, как круглый стол (мероприятие), – это не просто обозначение процесса. Равноправный способ общения, который предполагает разговор в таком формате, по легендам, основал фольклорный герой король Артур. Достоверной информации, подтверждающей существование реального человека с таким именем, нет, тем не менее история про него и его рыцарей, восседавших за столом круглой формы, любима не только англичанами, но и всем миром.

проведение конференций

Кому нужен круглый стол?

Многочисленные дискуссионные клубы очень живо доказывают, сколь необходима такая форма общения, как круглый стол. Мероприятие это предполагает беседу по определенным правилам, в установленных рамках и заданном формате. Во все времена в обществе было принято выносить обсуждение спорных вопросов на всеобщее рассмотрение. Это проявление демократии в наше время встречается все чаще. Проведение конференций происходит по самым разнообразным поводам. Решение бизнес-вопросов, научные конференции, политические прения и многие другие вопросы решаются посредством коллективного обсуждения.

Все же не следует думать, что подобное мероприятие доступно лишь великим дельцам и политикам. Очень часто заседание круглого стола происходит в учебных заведениях всех уровней. Даже стандартная «пятиминутка» на работе – это своеобразный круглый стол. Правда, в этом варианте посыл равноправной беседы немного искажен, тем не менее высказаться может каждый.

Круглый? А может быть, прямоугольный? Квадратный?

Круглый стол (мероприятие) - это словосочетание, которое в двадцатом веке обрело значение термина, определяющего общепринятый формат конференций, встреч на самых разных уровнях.

Стол, его форма, рассадка участников, наличие в зале других атрибутов (стенда, информационной доски, мультимедийной аппаратуры) зависят от того, с какой целью проводится встреча.

заседание круглого стола

Беседа за столом круглой формы будет происходить в наиболее непринужденной и равноправной обстановке. Если мероприятие все же предполагает лидера, ведущего, то целесообразнее использование стола для переговоров квадратной, прямоугольной или П-образной форм. Тогда его возглавляет руководитель или председатель. Когда беседа требует более активного процесса, например, ораторам необходимо находиться в движении, иметь доступ к каждому присутствующему для личного разговора, передачи ему данных, документов, необходимо использовать стол, установленный буквой П с открытым проходом, где участники конференции смогут свободно передвигаться.

Основные правила

Вообще, разные форматы предполагают неодинаковые варианты. Очень многое зависит от того, присутствует ли среди участников лидер. Он не обязательно должен быть оглашен таковым для всеобщего внимания. Но понимание того, что некий человек имеет большее влияние и власть, является показателем его авторитета и воздействия на собрание. Зачастую такого человека (гласного или необъявленного лидера) усаживают во главе стола, а рассадка других участников происходит по принципу «чем важнее, тем ближе». То есть приближенные к руководителю персоны сидят рядом с ним. Заместитель, второй человек в организации после босса, располагается по правую руку.

Проведение конференций предполагает порядок и следование графику, регламент события. Выступления основных ораторов запланированы. Они же, в свою очередь, обязаны сделать свой доклад максимально информативным, логичным и кратким. Реплики, которые участники желают высказать, можно произносить лишь с разрешения руководителя и тогда, когда спикер закончил свое выступление.

сценарий круглого стола

Как организовать круглый стол?

Круглый стол организовывается с некой целью. Чаще всего она заключается в решении определенных проблем. Чтобы добиться положительного результата, необходимо разработать сценарий круглого стола.

Грамотно проведенное мероприятие имеет определенную очередность событий. На какие основные этапы нужно разбить конференцию?

Введение. Этот этап предполагает, что руководитель или организатор всего процесса ознакомит присутствующих с целью собрания, а также представит себя, гостей, участников, лекторов. После этого начинается следующий этап.

Ознакомление с предметом разговора. В этот момент ведущий круглого стола вкратце объясняет проблематику вопросов, и происходит первое обсуждение. Коллегиально участники должны выяснить все «проблемные места», обсудить первоочередные задания и полностью войти в курс дела.

Можно предположить, что дальше речь пойдет о способах решения обсуждаемого вопроса, но на деле правильнее будет выявить спорные моменты, а также трудности, с которыми приходится сталкиваться. Знание проблемы поможет ее решить.

Далее каждый из участников может высказать свои доводы, аргументы, мнение касательно того, как выйти из той или иной ситуации. Именно в этот момент происходят наиболее отчаянные дискуссии и споры. Ведущий мероприятия просто обязан возвращать участников в мирное русло и тему беседы.

Когда все мнения высказаны, приходит время принятия решений и подведения итогов. Этот завершающий этап становится апофеозом события и его результатом.

В дискуссии нет проигравших, а в споре нет выигравших, как сказал Б. Тойшибеков. Конструктивный диалог всегда приведет людей к общей точке зрения и позволит найти выход из самой трудной ситуации, а поможет им в этом круглый стол.

Методические рекомендации по проведению круглых столов


Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Варианты проведения «круглых столов»:

Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

Магия круга, или Как организовать урок «Круглый стол»



Урок в форме «круглого стола» удобнее всего проводить на стадии обобщения и закрепления материала, так как такая форма позволяет увидеть изучаемую тему в общей системе знаний по предмету, выявить межпредметные связи. Кроме того, урок «круглый стол» помогает связать теорию и практику, выявить практическую ценность полученных знаний, умений и навыков.

Сидели в виде полумесяца в любви и дружбе,
как одно целое, где никто не подозревает другого, поскольку видели друг друга.
Чтобы могли слышать друг друга
и спорить друг с другом, пока не выходило правильного постановления.
Раши («Комментарии на Вавилонский талмуд»)

Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Цель круглого стола — выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения.

Урок в форме круглого стола: подготовка и проведение

Этап 1. Выбор темы

Самый сложный этап подготовки к уроку.

  • Во-первых, тема должна изначально предполагать наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, то есть быть многовариативной.
  • Во-вторых, тема должна быть хорошо изучена.
  • В-третьих, желательно, чтобы тему можно было привязать к современности, обыденной жизни, то есть она должна быть актуальной.

Например, тема по географии "Форма Земли" никак не может быть использована для круглого стола. А вот вариация "Исторические представления о форме Земли" — вполне подходящая, так как позволяет выдвинуть разные предположения, выдвинуть аргументы в пользу той или иной версии, соотнести с настоящим положением дел.

Чаще всего уроки в форме «круглого стола» проводят по гуманитарным предметам (литературе, истории, обществознанию). Хотя эту форму можно использовать и на уроках математики, химии, физики.

  • Математика. Например, "Способы умножения чисел: традиционные и необычные";
  • Химия. Например, тема "Металлургия", где разным группам можно дать разные задания: что такое металлургия, классификация металлических руд, производство стали, чугуна, экологическое воздействие обработки металлов и т.д.
  • Физика. Тема "Альтернативные источники энергии".

Этап 2. Подготовка учащихся

Спонтанно провести такой урок невозможно. Поэтому рекомендуется заранее проконсультировать учеников, рассказать о принципах организации беседы, о системе оценивания. Консультации могут быть как групповые, так и индивидуальные (по желанию детей).

Как организовать урок круглый стол в школе

Очень важно в ходе подготовки обсудить следующие правила:

Правила участия в "круглом столе"

  • Регламент (по времени).
  • Взаимное уважение.
  • Недопустимость "перехода на личности".
  • Высказываться по очереди.
  • Не перебивать выступающего.
  • Активно участвовать и пр.

Эти правила могут сформулировать и сами дети, а может предложить и учитель.

  • Правила оценивания (лаконичность, аргументированность, точность высказывания).

Все правила желательно написать на отдельных плакатах (доске), чтобы во время проведения "круглого стола" они были перед глазами.

Этап 3. Подготовка помещения

Парты составляют в круг. Если предполагается использование технических средств, доски или наглядных пособий, то целесообразнее составить парты полукругом.

Ход урока

1. Вступительное слово ведущего

Ведущий объявляет тему, выбранную для круглого стола, регламент для каждого выступления, порядок выступления и систему оценивания.

2. Организация обсуждения

Организация учащихся

Вообще, формат «круглого стола» предполагает самостоятельное участие каждого ученика. Но выслушивать точку зрения каждого в классе — дело долгое и непродуктивное. Поэтому удобнее заранее сформировать микрогруппы (2-5) в зависимости от сложности и вариативности темы.

Например, на уроке истории по теме «Политическое развитие России после свержения монархии» можно предложить детям подготовить ту или иную версию развития политической ситуации, выбрав программу определенной партии или политического деятеля.

Или по литературе для «круглого стола» выбрана тема «Структура романа "Герой нашего времени"». Можно разделить участников на две группы:

  • первая группа будет отстаивать логическое расположение отдельных частей романа;
  • вторая группа — ту последовательность, которая предложена автором.

Можно сформировать и третью группу учеников, которая предложит свое видение структуры этого произведения. Главное, чтобы все мнения были подтверждены аргументами.

Формирование групп можно провести и по ролям. Например, обсуждается тема «Наркомания — бич современного общества». В одной группе могут быть «медики», в другой — «психологи», в третьей «родители», в четвертой — «наркоманы», в пятой — «юристы».

Сколько вопросов выбрать? И какие? Все зависит от темы урока, от целей, которые ставит учитель, от степени подготовленности класса.

Вариант 1: Рекомендуется выбрать один главный вопрос, к которому составляются несколько второстепенных. Эти дополнительные вопросы должны освещать разные аспекты главного, показывать многогранность обсуждаемой проблемы. Вопросы задает ведущий, направляя беседу и ход обсуждения.

Одно из самых сложных затруднений в проведении «круглого стола» — формирование дискуссии. Например, предложен вопрос для обсуждения «Значение кислорода в жизни человека». Участники высказались в духе: «Да, кислороде важен и нужен». И все! Дискуссии не получается. Вот для таких ситуаций и нужны второстепенные вопросы, которые направят детей. Например, пусть одни расскажут о значении кислорода с медицинской точки зрения, другие — вспомнят о фотосинтезе, третьи приведут примеры использования кислорода в химической промышленности и т.д.

Вариант 2: Готовятся карточки с вопросами для каждого ученика. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера, содержать простые и сложные вопросы, вопросы-загадки, вопросы-сюрпризы, шуточные вопросы.

Для такого варианта лучше выбирать максимально общую тему, не привязанную к конкретному произведению или конкретному предмету. Например, тема обсуждения «Нужен ли идеал человеку?» (литература), «Оценка реформ Петра Великого» (история), «Математика — царица наук» (математика), «Роль иностранного языка в современном обществе» (иностранный язык).

Вариант 3. Тему для обсуждения вовсе не обязательно формулировать вопросами. Вместо них можно предложить цитаты, задания, видеоматериал. Например, выбрана тема для обсуждения «Современный русский язык». Можно предложить учащимся цитаты классиков о значении языка, предложить видеофрагменты разных передач или кинофильмов, в которых будет продемонстрированы разные стили языка, можно представить на обсуждение язык интернета и СМС (фрагменты СМС, интернет-переписки в чатах, форумах).

Организация дискуссии

После выступления участника (группы) по одному из вопросов важно организовать обсуждение высказанного мнения. Поэтому важно сориентировать других участников, чтобы они не просто слушали, а задавали вопросы выступившему. Вопросы могут носить уточняющий характер, а могут содержать контраргумент.

3. Практические задания.

После проведения круглого стола многие учителя проводят этап «практических заданий». Он позволяет еще раз вернуться к главной теме обсуждения, но уже продемонстрировать не только знание предмета, но и практические навыки. Эту работу можно провести в виде тестов, составления кластера, инсерта, сводной таблицы. Хотя этот этап не обязателен, если в ходе обсуждения уже была привязка к настоящему времени, к практической ценности знания.

4. Подведение итогов «круглого стола»

Этот этап не менее важный, чем организация самой дискуссии. Совершенно недопустимо завершить урок в духе: «Спасибо за внимание и участие. Каждый вынес из урока что-то полезное. До свидания».

На этапе подведения итогов ведущий должен:

  • напомнить о целях, которые были поставлены в начале урока;
  • кратко показать итоговую расстановку мнений участников по базовым вопросам обсуждения;
  • сформулировать общее мнение;
  • озвучить аспекты, которые не нашли должного освещения в ходе дискуссии;
  • дать задание на самоподготовку.

И только потом следует оценивание и звучат слова благодарности.


Нюансы организации "круглого стола" на уроке

  • В какой последовательности давать слово участникам?

Важно, чтобы принял участие каждый ученик. Слово дают поочередно всем желающим, указав, что повторов не должно быть.

Другой вариант: в микрогруппах. Тогда слово можно представить лидеру микрогруппы, который суммирует и выскажет мнение каждого участника группы. Но желательно, чтобы для каждого вопроса выбирался другой представитель группы.

Ведущему (учителю) сложно будет запомнить степень участия каждого ученика. Поэтому можно выбрать один из вариантов:

  • Средняя оценка, которая складывается из трех: самооценки, оценки товарищей, сидящих слева и справа.
  • Создать микрогруппу экспертов (жюри), которые в ходе урока будут фиксировать выступления каждого участника.
  • В созданных микрогруппах выбрать одного «дежурного», который также будет фиксировать степень участия каждого ученика и оценивать по заранее обговоренным критериям.

Плюсы и минусы урока – «круглого стола»

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

  • Помогает обобщить изученный материал.
  • Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.
  • Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.
  • Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.
  • Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Из недостатков следует отметить следующие:

  • Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.
  • Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».
  • Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.

Таким образом, урок в форме «круглого стола», несмотря на свою сложность, позволяет довольно объективно оценить знания учеников, их умения и навыки.

Хотелось бы услышать мнения педагогов, которые практикуют такие уроки. В чем была главная сложность? Насколько, по вашему мнению, «круглый стол» эффективен?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: