Во сколько садятся за рождественский стол

Обновлено: 17.05.2024

В России есть два дня, содержащих в своем названии красивое слово "сочельник": 6 января - Рождественский сочельник и 18 января - сочельник Крещенский. И если с Крещенским сочельником все более или менее ясно, и даже атеисты помнят, что в этот день в "церквях раздают святую воду", то Рождественскому сочельнику повезло меньше: тут и у верующих возникает масса вопросов. Например, во сколько разрешается есть в Рождественский сочельник, если это последний день Рождественского поста, когда принято самое строгое воздержание? И что можно есть? Как правильно провести день накануне Рождества? Или, как безапелляционно формулируют некоторые СМИ, "что обязательно надо сделать в Рождественский сочельник, а что делать категорически нельзя?"

Начнем с сакраментального: "Когда разрешено есть в Рождественский сочельник?" К сожалению, вопрос о еде в пост - неважно, Рождественский ли это пост, или Великий - часто затмевает и тему молитвы, и тему смысла поста, но раз уж это так всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с питанием в день накануне Рождества. Тем более, что само слово "сочельник" произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом - "сочива". Иван Сергеевич Шмелёв, называя "сочиво" кутьёй, добавляет к главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный напиток - "взвар" (крепкий отвар) - из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика "Лето Господне", читаем: "В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели…" Но до какой звезды? Почему до звезды? Будем разбираться.

Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только "после первой звезды", соблюдалась верующими не одно столетие - в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончании литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть - но только сочива: строгий пост.

Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончании поста - слово "разговение", не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?

Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп - игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что "не оскудевает рука дающего". Все это и было даром человека Христу, вот это и есть главные подарки, которые следует дарить в сочельник.

Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые "царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа (возможно, именно это имели в виду авторы броской заметки о том, "что нужно обязательно сделать в Рождественский сочельник").

Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество - время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным - Младенцем (это и называется тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество - это не просто воспоминание о неком событии, имевшем место быть две тысячи лет назад. Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему. Почему так происходит? Об этом лучше спросить у поэтов. Один из них, Константин Михайлович Фофанов (1862 - 1911гг.), объяснял это так:

"Еще те звезды не погасли,

Еще заря сияет та.

Что озарили миру ясли

А ведь и в правду, ещё те звезды не погасли, и в морозные ночи Рождественского сочельника и праздника Рождества это чувствуется особенно остро…

Как правильно провести Рождественский сочельник: что можно, а что нельзя

В России есть два дня, содержащих в своем названии красивое слово "сочельник": 6 января - Рождественский сочельник и 18 января - сочельник Крещенский. И если с Крещенским сочельником все более или менее ясно, и даже атеисты помнят, что в этот день в "церквях дают святую воду", то Рождественскому сочельнику повезло меньше: тут и у верующих масса вопросов. С одной стороны, всем известно, что в сочельник готовят праздничную Рождественскую трапезу - обильную, щедрую. С другой, сочельник - последний и самый строгий день Рождественского поста, день, когда от еды максимально воздерживаются. Так как же правильно провести день накануне Рождества? Или, как безапелляционно формулируют некоторые СМИ, "что обязательно надо сделать в Рождественский сочельник, а что делать категорически нельзя?"

Начнем с того, когда разрешается приступать к еде 6 января? К сожалению, вопрос о еде в пост - неважно, Рождественский ли это пост, или Великий - часто затмевает и тему молитвы, и сам смысл поста, но раз уж это так всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с питанием в день накануне Рождества. Тем более, что само слово "сочельник" произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом - "сочива". Иван Шмелёв, называя "сочиво" кутьёй, добавляет к главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный напиток - "взвар" (крепкий отвар) - из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика "Лето Господне", читаем: "В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели…" Но до какой звезды? Почему до звезды? Давайте разбираться.


Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только "после первой звезды", соблюдалась верующими не одно столетие - в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть - но только сочива: строгий пост. Получается, у верующих в сочельник испытание их выдержки: праздничную Рождественскую трапезу готовим, но к ней до поры до времени не притрагиваемся. А когда будет можно?

Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста - слово "разговение", не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. И еще важно помнить, что подобная строгость не касается больных или ослабленных после болезни. Или тех, кто много и самоотверженно работает - врачей, например.

С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?


В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа. Понятно, что приходить в храм надо заранее подумав, как вы будете соблюдать правила эпидемиологической безопасности: маска, дистанция. Даже если вы переболели и привиты: не стоит ставить под удар братьев и сестёр по вере.

Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество - время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным - Младенцем (это и называется тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество - это не просто воспоминание о некоем событии, имевшем место быть две тысячи лет назад.

Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему. Почему так происходит? Об этом лучше спросить у поэтов. Один из них, Константин Михайлович Фофанов (1862 - 1911гг.), объяснял это так:

Как правильно провести 7 дней Рождества: что можно, а что нельзя

В России началось празднование православного Рождества. Именно началось, потому что праздник в честь родившегося Христа Церковь считает настолько значимым, что отводит ему не один, а целых семь дней - с 7 января по 13-ое. То есть мы начинаем отмечать Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января Всенощным бдением и Божественной литургией, а заканчиваем только 13 января, когда происходит так называемое отдание праздника Рождества Христова. Поэтому вопрос "как правильно провести Рождество" касается не только ночи с 6 на 7 января и последующего выходного дня, но всей последующей недели.


Сегодня это торжество многие упростили: раскидал рождественские открытки по соцсетям и всё, дело сделано. А вот наши предки, понимая вселенскую неординарность события прихода в наш мир Христа, осознавая значимость рождения Бога среди людей, заранее готовились к рождественской недели. С нетерпением ждали прихода праздника и с радостью, душевным подъёмом всю эту рождественскую неделю проводили. Знали: праздничные дни Рождества Христова - время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно. Но как провести Рождество правильно?


Начиналась подготовка к Рождеству с рождественского поста и … подготовки подарков. Мемуаристы свидетельствуют: деликатные расспросы о том, кто бы что хотел получить, начинались чуть ли не с ноября - ещё бы! Деньги на Рождественские щедроты откладывали заранее. Причём одаривали не только ближних, но и дальних. И даже совсем незнакомых. Рождество объединяло все слои общества, ведь Христос пришел в наш мир для всех. Рождественская неделя была временем благотворительности.

В мемуарах князя Феликса Юсупова находим: "Матушка еще за месяц до праздника спрашивала людей, кому что подарить".

Дочь чаеторговца Василия Сабашникова Маргарита с ностальгией описывала: "Мама участвовала в проведении праздников для детей нашего квартала, а мы с друзьями помогали. В снятом для этого мрачном помещении рядом с пользовавшейся дурной славой рыночной "Сухаревской" площадью собирались дети бедняков. После популярной в народе игры с Петрушкой… зажигали свечи на большой елке. В соседней комнате раздавали подарки. Каждый ребенок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками. Друг моего брата, раздававший подарки, очаровал всех, позволяя ребенку выбирать то, что ему нравится".

Библейской истиной "Да не оскудевает рука дающего" руководствовались не только богатые. Художник Кузьма Петров-Водкин вспоминал, как некий сапожник Иван Маркелыч "месяца за полтора до Рождества начал приготовления к вечеру-елке, который должен был состояться в одной из городских гостиниц. Для детей помимо грошовых подарков готовили спектакль, заранее распределив роли и репетируя". И всё это с любовью и радостью - пришло время отдавать, делиться!


С приближением Рождества и подготовка к празднику становилась напряженнее. "Увидишь, что мороженых свиней (к Москве) подвозят, - скоро и Рождество, - читаем у Ивана Шмелева. - Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судачка, наважку; победней - селедку, сомовину, леща. Зато на Рождество - свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, - мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, - разводы розовые видно, снежком запорошило".

Обозы из Тамбова, Саратова, Курска, с Волги, из-под Самары везли в Москву поросят, гусей да индюшек, кур и уток. Из Сибири - рябчик, тетерка, глухарь…Торговля шла широко, щедро: без весов, на глаз! "Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, - наплевать! Нищий подберет, - удивлялся Иван Шмелев. - Эту свиную "крошку" охапками бросали нищим: на, разговейся!" Сегодня слово "разговеться", то есть впервые после поста начать есть скоромное, нужно объяснять. А раньше говорили: "У голыша (то есть у нищего) та же душа, ему тоже радость нужна. И нищему на Рождество разговение". А еще верили: пост приведет к воротам рая, а уж милостыня их отворит.

"За неделю до Рождества Христова радивые хозяйки начинали убирать квартиры, в это время превращавшиеся, будто было нашествие Батыя: мебель сдвинута со своих мест, сняты образа, зеркала, картины. Комнаты наполнялись суетливой прислугой, вытирали и выметали скопившуюся пыль, грязь", - рассказывал купец Николай Варенцов. Наводили блеск не зря - все Святки, Святые дни от Рождества до Крещенского сочельника, в гости ходить да гостей принимать!


"Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче, - рассказывал своему семилетнему французскому крестнику Иван Шмелев. - Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки. как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. А снег повалит - потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Морозная Россия, а. тепло!"

Выбранную лесную красавицу несли домой, и тут уж начиналось! "В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола" (Алексей Толстой "Детство Никиты").

Но не только елка, моду на которую ввела великая княгиня Александра Федоровна, жена будущего императора Николая I и дочка кайзера Фридриха Вильгельма III, была обязательным атрибутом праздника. Все знали: на Рождество - пир горой! К нему тоже готовились загодя.

"Незаметно подошло Рождество, - вспоминала Анастасия Цветаева. - Дом был полон шорохов, шелеста, затаенности за закрытыми дверями залы. Запахи поднимали дом, как волны корабль. Одним глазком, в приоткрытую дверь, мы видели горы тарелок парадных сервизов, перемываемых накануне, десертные китайские тарелочки, хрустальный блеск ваз, слышали звон бокалов. Несли на большом блюде ростбиф с розовой серединкой, черную паюсную икру. Ноздри ловили аромат "дедушкиного" печенья".

Обязательным блюдом Рождественского стола была свинина - дома побогаче готовили поросенка целиком. В народе считали: велено свинину есть на Рождество в наказание! Иисусу Младенцу не давала спать в яслях - хрюкала. Потому и называется - свинья! В домах побогаче фаршировали птицу, пекли особые пряники в форме козы или коровы - козули - символ животных, которые в хлеву своим дыханием согревали Младенца Христа. Рождественской трапезой в обязательном порядке делились - отправляли в малоимущие дома, тюрьмы, больницы.

После праздничного обеда Рождественские постановки, колядки - неизменные спутники праздника и в простых, и в дворянских домах. И подарки, подарки, подарки.

Скопидомничать на Рождество нельзя, считали наши предки. Быть скупым на Рождество - не просто стыдно, грех. Народ был убеждён: "Дающий бедному дает взаймы Господу", "Давайте, и воздастся вам, какою мерою мерите, такою же отмерится". Кстати, эти народные присказки родом прямо из Евангелия. С праздником!

Кушать в Рождественский Сочельник принято по установленным много веков назад правилам


Общество Тема: Рождество Автор: Евгения Ануфриева 06.01.2021 13:32

Во сколько разрешается садиться кушать в Рождественский Сочельник, 6 января 2021 года, когда принято самое строгое воздержание и что в этот день должно находиться на столе, волнует многих верующих.

Есть определенные правила, которые просят соблюдать священнослужители. Праздник Рождество Христово за многие века своего существования обросло многочисленными традициями. Православные верующие чтят их по сей день.

Когда в Сочельник можно начинать кушать

Вопрос, когда можно кушать в Рождественский Сочельник, является сакраментальным для многих верующих, так как известно, что запрещено употреблять пищу до первой звезды. К тому же 6 января является последним днем Филипповского поста, а значит, подразумевает отказ от пищи животного происхождения.

Традиция приступать к трапезе в этот праздник только после первой звезды соблюдалась верующими не одно столетие и имеет очень древнее происхождение. Установлена она в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на востоке новой звезды, получившей название Вифлеемская.

Благодаря ей благую весть узнали все люди, а волхвы, узрев ее, объявили о появлении на свет Иудейского Царя. Так сбылось древнее пророчество о приходе на землю Спасителя всего рода человеческого.


У священнослужителей первая звезда — это большая свеча. После утренней службы ее торжественно выносят на середину храма. Перед этой свечой поют тропарь Рождеству Христову. Таким образом получается, что кушать можно после окончания литургии, которая проходит утром 6 января. Но не нужно забывать, что пост еще продолжается.

Завершается Рождественский пост после ночного праздничного богослужения с ночной литургией — Всенощного бдения. 7 января можно устраивать праздничное застолье со скромной, то есть непостной пищей.

Почему в Сочельник принято носить кутью?

Само слово Сочельник происходит от главного блюда праздничного стола — сочива. Готовят его из зерна — пшеницы или риса. Обязательно это блюдо содержит мед, орехи и сухофрукты. Добавляют к нему также узвар — отвар из чернослива, груши, сушеных абрикос или персиков и тому подобного.

Каждый ингредиент имеет свой смысл:

  • мак и орехи означают богатство и плодоносность;
  • мёд в этом блюде символизирует земные радости и утехи;
  • зерно означает будущее воскресение под действием благодати Божией.

Все блюдо в целом символизирует вечную радостную жизнь.


Приготовив сочиво, его разносили по домам своих родных и крестных родителей. Последние в прошлом действительно становились вторыми родителями и приходили на помощь в трудной ситуации. Носили сочиво, как правило, дети со словами:

Появился обычай в знак благодарности за то, что те взяли на себя обязанность учить и молиться за ребенка. Традиция носить кутью крестным родителям сохранилась и в современном мире. В ответ они одаривают детей деньгами и подарками.

Что должно быть на столе в Рождественский Сочельник

Традиционно в Сочельник семьи собираются за праздничным столом. Его покрывают новой скатертью, под которую кладут немного сена. Хозяин дома зажигает в центре стола свечу, которая защитит жилище от бед и неурядиц.


Наиболее суеверные люди также по краям стола раскладывают денежные купюры, чтобы привлечь в дом финансовое благополучие. Но это лишь суеверие, а не традиция праздника. Церковь к подобным действиям относится отрицательно.

Большинство традиций Сочельника действительно связаны с вечерней трапезой. На стол ставят 12 постных блюд по числу апостолов Христовых. Центральным же блюдом являются сочиво или кутья — именно ее вкушают первой.

На праздничный стол ставят домашний хлеб. Внутри него можно запечь чеснок, символизирующий очищение и здоровую жизнь, монетку — финансовое благополучие, горошины — символ единства рода.


Традиционным рождественским блюдом является борщ, который у русских православных ассоциируется с младенцами, убитыми по приказу Ирода в Вифлееме. Ставят на стол также голубцы, винегрет, грибы, вареники и соленья. Принято также печь постные пирожки или пампушки, как символ здоровья и счастья. На десерт можно подать запеченные с медом и изюмом яблоки.

Правило на Рождество «до первой звезды нельзя» вызвало сомнения священников

В ночь с 6 на 7 января 2022 года православные россияне будут отмечать праздник Рождества Христова: отправятся в храм на службу, а затем сядут за накрытый стол. В этот день (точнее, ночь) впервые за долгое время можно будет порадовать себя мясными блюдами – именно в Рождество заканчивается пост. И многие вспоминают правило «до первой звезды нельзя».

Как следует завершать рождественский пост

Мифическая «первая звезда», которая якобы должна появиться в небе – это отсылка к той самой звезде, которая 2022 года назад указала волхвам путь к новорожденному Иисусу. Однако в современных реалиях, утверждают священники, нет никакой прямой связи между звездами в небе и разрешением есть скоромную пищу.

Всё проще: разговляться (завершать пост) можно после возвращения из храма после рождественской службы — значит, глубокой ночью для тех, кто ходил на ночную службу. Семья возвращается из храма – и сразу садится за стол.

Альтернативный вариант – отпраздновать Рождество застольем уже утром 7 января: это подходит для семей с детьми, которые не смогли пойти ночью на службу, поэтому отправились на литургию.

Главное – не нарушать порядок: сначала служба, потом застолье. Кончается литургия – кончается и пост. Тогда люди садятся за столы. Начинать «отмечать» Сочельник за празднично накрытым столом еще вечером 6 января недопустимо – таким образом сводится на нет весь смысл последних часов рождественского поста.

Кстати, самые крепкие духом православные предпочитают в Сочельник голодать или ограничиться самой простой пищей — разумеется, постной. Традиционным блюдом считается сочиво – это как раз очень легкая растительная пища. Готовить его не обязательно, но встречать рождественскую ночь сытым и нетрезвым уж точно недопустимо.

В современных реалиях Рождество – это «второй» праздник, а главным зимним событием становится Новый год. И во многих семьях встаёт вопрос: уместно ли накрыть праздничный новогодний стол в те дни, когда необходимо продолжать соблюдать рождественский пост?

– Всё зависит от того, с кем вы садитесь за стол. Если к вам в гости пришли друзья, которые далеки от идеи соблюдения поста, лучше накрыть особый стол, чтобы вкусно поели и вы, и ваши гости – объясняет в разговоре с корреспондентом «МК» отец Федор Бородин. – Да и вообще на этом лучше не акцентировать особое внимание: у людей праздник, и если христианин начинает с таким надрывом переживать за еду, это трудно назвать духовным очищением. Да и гости могут чувствовать себя в такой момент слегка обособленными. Они могут посчитать, что вера, наоборот, отдаляет близкого человека от них. Но это не так – вера не отдаляет, а лишь соединяет всех любовью и теплотой.


Фото: Александр Астафьев

Отец Федор добавил: нужно помнить, что Новый год – семейный праздник, соответственно, можно переместить на второй план различие в религиозных убеждениях и просто насладиться временем, проведенным в кругу семьи.

– Попробуйте использовать праздник как шанс укрепить отношения, а не наоборот. Не нужно усугублять ситуацию. Бывает, когда верующий или, наоборот, неверующий человек пытаются «построить» другого, попытаться его переубедить или заставить измениться. Это недопустимо, – добавил священник.

Здесь вспоминается старая народная мудрость: лучше есть колбасу, думая о Боге, чем истово соблюдать пост, мечтая при этом о колбасе… Даже если в семье есть разногласия по религиозным вопросам, новогодняя и рождественская ночи – не лучшее время, чтобы выяснять отношения. Нет ничего дурного в том, чтобы запечь кусок буженины для родных, которые пост соблюдать отказываются, а самому в это время ограничиться варёной картошкой и овощными салатами.

Другой собеседник «МК», отец Павел Хондзинский, добавил, что во всех вопросах должна быть умеренность, здравый смысл и способность адаптировать какие-то вещи для потребностей своих и своей семьи. Пост и праздничный стол – не исключения.

– Да, пост есть пост, и он не предполагает каких-то грубых нарушений. За это, конечно, никто не ругает и никакого запрещающего закона или правила нет. Вся ответственность лежит на человеке, его целях и духовном умиротворении. Однако все мы иногда бываем слабы. Ближе к концу рождественского поста можно, например, съесть немного рыбы или выпить бокал вина. Главное – знать меру и не забывать, для чего вообще пост соблюдается, – напомнил священник.

Читайте также: