В завершении круглого стола

Обновлено: 11.05.2024

В рамках исполнения государственного задания по направлению «Выполнение работы по организации мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержка детей и молодежи, находящейся в социально-опасном положении» 27 ноября 2020 года прошел Круглый стол «Опыт вузов в области профилактики наркопотребления среди студентов: поиск лучших практик».

Мероприятие состоялось в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «МЕДИЦИНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ: НАУКА И ПРАКТИКА - 2020».

Модератором круглого стола выступил Александр Сергеевич Берёзкин, доктор медицинских наук, декан Факультета непрерывного медицинского образования РУДН, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии РУДН.

На круглом столе очно и онлайн присутствовали представители: МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ имени М.В. Ломоносова, Национального научного центра наркологии ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ФГБОУ ВО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», ФГАОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», Псковского государственного университета представили доклады, исследования и наработки по работе со студенческой молодежью в области борьбы с наркопотреблением.

Более 400 человек стали зрителями online траснляции Круглого стола, которая проходила на youtube канале ФНМО МИ РУДН

На открытии круглого стола со вступительным словом выступил председатель мероприятия, проректор по работе со студентами РУДН Базавлук Сергей Викторович.

Сергей Викторович, в частности, подчеркнул, что в РУДН системная профилактическая работа начинается с момента приема российских и иностранных граждан. В программу адаптационных мероприятий для первокурсников и иностранных слушателей подготовительного факультета включен комплекс мероприятий, направленных на информационную, правовую и социальную профилактику аддиктивного поведения. Проректор озвучил некоторые важные выводы и рекомендации:

· Реальной эффективности в сфере профилактики наркомании можно ожидать только от комплексных программ, направленных на аффективное поведение студентов в целом.

· Не следует использовать только вызывающую страх профилактику в работе со студентами, как, например, ролики или фильмы, показывающие ломку

· Не целесообразно рассказывать о так называемых легальных наркотиках и наркотических веществах, которые малоизвестны. Информировать ребят о переживаемых под влиянием наркотиков эйфорических и приятных ощущениях.

· Не целесообразно использовать непонятными для многих специальными медицинскими терминами, а также жаргоном наркоманов.

· Следует делать акцент на обучении адаптивному стилю жизни, критическому мышлению, умению противостоять в ситуации предложения аддиктивных веществ и других случаев.

· При планировании и проведении антинаркотических и профилактических мероприятий не стоит соединять в одном мероприятий профилактику всех видов зависимости от психоактивных веществ.

Все спикеры мероприятия поделились личным опытом проведения мероприятий, направленных на борьбу с немедицинским потреблением наркотических средств. Так, к примеру, Ольга Анатольевна Загвязинская,советник ректора Тюменского государственного университета, член Общественной палаты РФ, председатель Общественной палаты г. Тюмени считает, что рассказ о реальных способах вербовки наркокурьеров и освещение наказаний, последующих за такого рода преступлениями, являются эффективным способом предупреждения наркозависимости в среде студенческой молодежи.

Алексей Сергеевич Миронов из МГТУ им. Н.Э. Баумана поделился опытом использования университета передовых технологий, включая фитнес-браслеты и специальные приложения на смартфонах для студентов, которые позволяют отследить самочувствие учащихся, как физическое, так и психологическое.

Клименко Татьяна Валентиновна,д.м.н., профессор, директор Национального научного центра наркологии ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, отметила важность проведения правильной профилактики наркопотребления не только в учреждениях высшего образования, но и в школах.

В завершении круглого стола Анна Эдуардовна Должикова,руководитель отдела по работе со слушателями Факультета непрерывного медицинского образования РУДН, рассказала об одном из самых действенных методов борьбы с наркозависимостью, а именно о проведении среди студентов мотивирующих конкурсов, направленных на профилактику наркопотребления.

Организаторы создали страницу конкурса на сайте ДПО РУДН, а также распространили информацию о конкурсе через различные подразделения вуза, факультеты, общежития и студенческие объединения. Кроме того, были привлечены сторонние информационные ресурсы, сделана рассылка по каналам Минобрнауки в подведомственные вузы.

За 2,5 месяца проведения конкурса страницу посмотрели 2636 раз, а общий охват составил более 80 тыс. человек. Конкурсные работы были поданы из 36 учебных заведений 25 регионов России. В общей сложности организаторы получили более 150 работ.

Подводя итоги, Александр Сергеевич Березкин выделил 3 основных направления повышения качества профилактической работы:

· Профилактика занятостью любыми видами здоровой активности.

· Информирование студентов об юридической ответственности в сфере оборота наркотиков, о секретах манипуляций и способах вовлечения в наркотизацию и о медицинских и социальных последствиях употребления наркотиков.

· Ранее выявление и помощь лицам, склонным к употреблению наркотиков.

Помимо этого, спикер предложил несколько возможных способов повышения уровня и качества профилактики:

· Улучшение механизмов межведомственного взаимодействия

· Повышение доступности для студентов психологической и медицинской помощи

· Создание в образовательных организациях отдельных подразделений в виде центров профилактики для видения профилактический работы на постоянной основе

После всех выступлений во время дискуссии участники Круглого стола имели возможность в форме живой беседы задать интересующие их вопросы и высказать свою точку зрения.

По итогам мероприятия будет издан сборник тезисов и докладов в печатном и электронном виде.

Подготовка и проведение круглого стола

Круглый стол - традиционное деловое обсуждение. Круглый стол при всей его демократичности содержит элементы организованности и предполагает следующие принципы:

  • · нет четко определенных позиций, а есть лишь участники обсуждения спорного вопроса.
  • · все позиции равны, и никто не имеет права быть выше других.
  • · цель "круглого стола" - выявить идеи и мнения по поводу обсуждаемой проблемы или спорного положения.

Основываясь на соглашениях, "круглый стол" приводит к результатам, которые являются новыми соглашениями.

Общие правила обсуждения:

  • 1. Нет никакого обсуждения без ключевого вопроса.
  • 2. Круглый стол предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня.
  • 3. Ключевой вопрос должен быть предварительно согласован со всеми заинтересованными участниками обсуждения.
  • 4. Характер обсуждения "круглого стола" - выступление есть выражение собственного мнения;
  • 5. Критика здесь практически недопустима, так как все имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения. Критикуют идеи, а не личности, критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, лояльной, а не переходящей на личности.

Круглый стол - озвучивание проблем и выяснение мнений различных сторон, вовлеченных в их решение. При непрофессиональном ведении это мероприятие часто приводит к "базару" и обострению существовавших противоречий. Поэтому для проведения круглого стола нужны навыки, приемы по организации процесса обсуждения.

Имеет очень большое значение. Многое зависит от цели круглого стола и остроты проблемы, которая выносится на осуждение. Безусловно, участниками обсуждения должны быть, в первую очередь, представители "вовлеченных" сторон. Это люди и организации, которые занимаются (или должны, но не занимаются) решением обсуждаемых проблем. Чтобы обсуждение было эффективным, необходимо собрать максимально возможное количество носителей разных точек зрения, объединить все вовлеченные стороны, представителей общественности, администрации, бизнеса, и т.д. Для работы с каждой группой существуют свои правила:

  • · Если на круглый стол приглашается представитель власти, то не следует обещать остальным участникам, что он придет. Во-первых, он может не прийти. Во-вторых, придут те, кто заинтересован именно в этом человеке, а не в обсуждении. Фокус круглого стола может быть смещен.
  • · Если приглашается представитель бизнеса, то нужно предусмотреть ситуацию с возможной назойливостью участников с просьбами финансирования тех или иных видов деятельности. В другой раз представители фирм могут из-за этого отказаться принимать участие в обсуждении.
  • · Что касается СМИ, прежде всего, нужно решить вопрос, приглашать их или нет. Если обсуждение проводится для того, чтобы бы озвучить все проблемы, попытаться понять друг друга и обсудить варианты решения, то, возможно, лучше не приглашать СМИ. Для такого рода круглого стола нужна атмосфера свободы и открытости, а пресса всегда "сковывает" людей, не все можно сказать в присутствии СМИ, зная, что это может быть озвучено на телевидении или в печати. Как правило, СМИ приглашают для того, чтобы сам факт обсуждения или его результаты донести до определенных организаций и / или населения. Еще один момент, который имеет значение - Вы приглашаете СМИ, чтобы осветить мероприятие, или участвовать в обсуждении? Это нужно обозначить в приглашении, иначе журналист придет на полчаса, соберет нужную информацию для сюжета или статьи и уйдет.

На круглом столе не должно быть случайных людей. Приглашая участников, нужно исходить из определенных критериев: участник имеет отношение к данной проблеме; ему есть что сказать (владение информацией, цифрами, фактами и.д); он готов решать проблему конструктивно. Поскольку круглый стол это мероприятие, всегда ограниченное по времени, то лишние люди, неконструктивные, "пустые" разговоры "съедят" время.

  • · Определение темы и цели круглого стола
  • · Подбор участников
  • · Планирование содержательной части мероприятия
  • · Планирование организационных вопросов и технической стороны мероприятия

Разработка содержательной части круглого стола включает в себя определение названия

Для получения результативного обсуждения важно правильно подобрать ведущего и четко очертить его сферы влияния. Задача ведущего - помочь участникам эффективно и конструктивно обсудить проблему. Если ведущий хорошо владеет темой и полезной для обсуждения информацией, то он/она может выступать еще и в роли эксперта. Роль ведущего должна быть определена на этапе подготовки и объявлена присутствующим в самом начале обсуждения.

В процессе проведения круглого стола ведущий должен четко придерживаться своей роли, ни в коем случае не пользоваться своим положением для того, чтобы выступать самому или давать слово одним и тем же людям, и вообще, ведущего должно быть "как можно меньше". Его поведение в целом можно охарактеризовать как нейтральное, тактичное, ненавязчивое. Ведущий должен постоянно следить за регламентом, подводить промежуточные итоги обсуждения, выяснять, обобщать, задавать наводящие или провокационные вопросы, если обсуждение угасает, а также переводить в конструктивное русло разгорающееся эмоциональное обсуждение.

Основной этап - ведение круглого стола

С чего начинается круглый стол?

  • 1. Ведущий называет тему, цель, правила обсуждения, регламент выступлений. Можно оговорить вопросы, которые не будут обсуждаться в рамках данного мероприятия.
  • 2. Затем ведущий представляет участников или предлагает им представиться самим (это выгодно в том случае, если ведущий - сторонний человек и не знает людей, которые принимают участие в мероприятии, а также, если у участников сложные имена, фамилии или названия организаций).
  • 3. Далее ведущий называет первый блок обсуждения. Как правило, после этого наступает тишина, необходимо дать людям немного времени. Если обсуждения все-таки не наступает, то можно задать несколько дополнительных (заранее подготовленных вопроса).

Когда и как стоит вмешиваться в обсуждение

Ведущему стоит вмешиваться в обсуждение для того, чтобы:

  • · стимулировать обсуждение того вопроса, который Вам кажется важным (например, "И все с этим согласны?");
  • · "защитить" часть группы, на которую агрессивно "нападает" другая. При этом совсем необязательно, чтобы ведущий выступал "за" или "против" одной из них. Просто в данной ситуации стоит напомнить о том, что у участников круглого стола разные точки зрения, и каждый имеет на это право. Цель круглого стола - обмен мнениями, а не приведение их "к одному знаменателю";
  • · включить в обсуждение людей, которые хотели бы высказаться, но не могут этого сделать из-за несоблюдения процедуры другими участниками;
  • · чтобы отреагировать на комментарии, построенные на домыслах, а не фактах ("Вы можете это подтвердить фактами?") В этом случае ведущий может представить достоверную информацию (если она у него есть);
  • · узнать мнение остальных участников по вопросу или аргументу ("Все разделяют эту точку зрения?");
  • · "спровоцировать" обсуждение с другой точки зрения ("А если посмотреть на проблему…");
  • · задать дополнительные вопросы, для того, чтобы расшить /углубить/ сменить обсуждаемую тему;
  • · стимулировать обсуждение ("Что Вы чувствуете по этому поводу?". "Вы все с этим согласны?")
  • · напомнить участникам о тех фактах, которые они еще не учли в обсуждении.

Если один из обсуждаемых вопросов является принципиально важным для участников и на него требуется больше времени, чем планировалось первоначально, то можно изменить программу круглого стола, но при условии согласия всех участников.

Методы "вмешательства" в обсуждение

Существует шесть основных методов вмешательства в обсуждение, применение которых зависит от конкретной ситуации.

  • 1. Контролирующий. Ведущий определяет ход обсуждения и время, необходимое для того, или иного вопроса. Например, " А теперь, продолжим обсуждение…". "На этом, можно обсуждение этого вопроса завершить…".
  • 2. Информационный. Ведущий представляет информацию, которая может быть полезна при обсуждении вопроса. В качестве информации может выступать не только статистика, но и теория, тенденции, практические примеры.
  • 3. Конфронтационный. Ведущий "разбивает" стереотипы, традиционные мнения, отношения и т.д.

Эта интервенция не должна выглядеть агрессивно. Для этого следует начинать со слов "А почему бы…?". Нужно быть готовым к защитной реакции аудитории, поскольку в данном случае затрагиваются определенные ценности, взгляды, убеждения конкретных людей.

Обобщение/ промежуточное подведение итогов

Подведение итогов особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии.

Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени (можно их приурочить к разным информационным блокам круглого стола), особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы. При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что Вы слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые Вы перечислили. Не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам. Цель круглого стола - обмен мнениям и при обобщении / подведении итогов лучше обозначить / констатировать имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от программы. Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если круглый стол сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

Проблемы, которые могут возникнуть при проведении круглого стола, и варианты их решения

1. Во время обсуждения высказывается слишком много негативных мнений.

Это часто случается при обсуждении проблемы, которая серьезно затрагивает интересы участников обсуждения. При возникновении такой ситуации ведущий должен себе отдавать себе отчет в том, что его / ее полномочия ограничены и в них не входит изменение точки зрения или убеждения людей, которые участвуют в обсуждении. Ведущий должен только констатировать факты, мнения, оставаясь при этом максимально объективным. Он/она может тоже принять участие в обсуждении и высказать свое мнение или предложить вариант решения проблемы, но ни при каких обстоятельствах не должен спорить с участниками или пытаться их переубедить. Лучше всего позволить всем участниками высказать свои мнения. Даже если дискуссия грозит перерасти в бурную. Это поможет "выпустить пар".

2. Очевидное отсутствие у большинства участников круглого стола знаний/опыта в обсуждаемой области.

Если возникает такая проблема, то обсуждение не может быть конструктивным, участники легко согласятся с первой предложенной точкой зрения, поскольку других нет и, чтобы спорить, нужно знать предмет. В этой ситуации можно прервать дискуссию и провести небольшую сессию (представить информацию по данной теме, опыт или факты), а затем продолжить дискуссию.

3. Слишком эмоциональное обсуждение проблемы.

Самое главное - не допустить подобной ситуации. А для этого нужно соблюдать регламент.

Затягивание блоков, выступлений приводит к усталости, раздражению. Оптимальное время для выступлений - 3-5 минут. Ведущему на комментарии, ремарки - максимум 2 минуты. Строгое соблюдение регламенты "держит" участников в рамках, а смена информационных блоков и, соответственно, аспектов и необходимость их придерживаться, также не дает накапливаться эмоциям. Во время круглого стола ведущий должен следить за тем, чтобы дискуссия не монополизировалась, и каждый участник имел право высказаться.

4. Не все присутствующие принимают участие в обсуждении.

Ведущий должен внимательно следить за поведением и реакцией участников, не позволять отдельным присутствующим монополизировать дискуссию ("Спасибо, нам понятна Ваша позиция, а теперь давайте послушаем других…"), давать возможность остальным высказываться ( это можно спланировать заранее, зная состав участников и обращаться к людям в процессе обсуждения (Среди нас присутствует представитель …, я думаю, ему есть что сказать по данному вопросу" или: "Мы знаем, что решение этой проблемы зависит и от … хотелось бы выслушать мнение …).

  • · На протяжении всего процесса обсуждения ведущий должен постоянно держать под контролем содержание, процесс обсуждения и свое поведение.
  • · Основная работа ведущего круглого стола - следить за тем, чтобы участники не ушли от темы обсуждения, прояснять непонятные вопросы и высказывания и следить за тем, чтобы все участники получили возможность высказаться.
  • · Важно, чтобы все участники обсуждения понимали, о чем идет речь. Как правило, в обсуждении принимают участие люди из разных областей жизни, с разным профессиональным и жизненным опытом. Задача ведущего - следить за тем, чтобы высказывания и примеры были понятны, если используется терминология, то она знакома всем и т.д.
  • · Немаловажно поведение самого ведущего. Чаще всего именно оно "задает тон" обсуждению.
  • · Помимо собственно процесса обсуждения, ведущий должен контролировать поведение и настроение аудитории.
  • o Если участники начинают "ерзать", шептаться, листать бумаги и т.д. - это признаки того, что им не интересно.
  • o Если наступает тишина, то нужно понять, что она означает - размышление, недоумение, или людям просто надоело, и они не хотят высказываться.
  • o Когда участники смотрят на ведущего - это означает, что им интересно и установлен хороший контакт. Если нет - нужно срочно что-то делать.
  • o Как участники смотрят друг на друга, когда ведут диалог? Если не отводят взгляд, это показатель хорошего контакта и нормальной обстановки.
  • o Позы заинтересованных людей - немного наклонившись вперед, по направлению к собеседнику или ведущему. Всем известны позы и мимика раздраженных или незаинтересованных людей.

Техническая сторона проведения круглого стола

Помещение должно быть светлым и просторным (в душном помещении люди быстрее устают, а это одна из причин отрицательных эмоций). Есть два варианта размещения людей: по кругу (менее формальный), в форме замкнутого или открытого квадрата. На столах должна быть вода. Перед каждым участником - таблички с указанием фамилий, имен, должностей и организаций, которые они представляют. Каждому участнику должна быть роздана программа круглого стола и материалы, которые будут использоваться при обсуждении. СМИ должны получить пресс-пакеты. По возможности участникам обсуждения предоставляются ручки, блокноты. Иногда результаты обсуждения организаторами фиксируются при помощи диктофона. Это позволяет включить в пресс-релиз или итоговый документ по результатам круглого стола цитаты.

Сценарий круглого стола

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный). Каждый из этапов отличается друг от друга и имеет особые характеристики.

Рассмотрим каждый из трех этапов:

1. Подготовительный этап

Подготовительный этап включает в себя:

Во-первых, выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций.

Во-вторых, как уже было сказано выше, не маловажную роль играет ведущий (модератор) данного специального события. Подбор модератора: (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, методом наращивания информации, и безусловно, пользоваться уважением у дискутирующих сторон.

Для получения результативного обсуждения важно правильно подобрать ведущего и четко очертить его сферы влияния. Задача ведущего - помочь участникам эффективно и конструктивно обсудить проблему. Если ведущий хорошо владеет темой и полезной для обсуждения информацией, то он/она может выступать еще и в роли эксперта. Роль ведущего должна быть определена на этапе подготовки и объявлена присутствующим в самом начале обсуждения. В процессе проведения круглого стола ведущий должен четко придерживаться своей роли, ни в коем случае не пользоваться своим положением для того, чтобы выступать самому или давать слово одним и тем же людям, и вообще, ведущего должно быть «как можно меньше». Его поведение в целом можно охарактеризовать как нейтральное, тактичное, ненавязчивое. Ведущий должен постоянно следить за регламентом, подводить промежуточные итоги обсуждения, выяснять, обобщать, задавать наводящие или провокационные вопросы, если обсуждение угасает, а также переводить в конструктивное русло, разгорающееся эмоциональное обсуждение.

Ведущий должен вмешиваться в ход беседы для того, чтобы:

  • · стимулировать обсуждение того вопроса, который Вам кажется важным (например, «И все с этим согласны?»);
  • · «защитить» часть группы, на которую агрессивно «нападает» другая. При этом совсем необязательно, чтобы ведущий выступал «за» или «против» одной из них. Просто в данной ситуации стоит напомнить о том, что у участников круглого стола разные точки зрения, и каждый имеет на это право. Цель круглого стола - обмен мнениями, а не приведение их «к одному знаменателю»;
  • · включить в обсуждение людей, которые хотели бы высказаться, но не могут этого сделать из-за несоблюдения процедуры другими участниками;
  • · чтобы отреагировать на комментарии, построенные на домыслах, а не фактах («Вы можете это подтвердить фактами?») В этом случае ведущий может представить достоверную информацию (если она у него есть);
  • · узнать мнение остальных участников по вопросу или аргументу («Все разделяют эту точку зрения?»);
  • · выразить собственное мнение (но не злоупотреблять своим положением);
  • · «спровоцировать» обсуждение с другой точки зрения («А если посмотреть на проблему…»);
  • · задать дополнительные вопросы, для того, чтобы расшить /углубить/ сменить обсуждаемую тему;
  • · стимулировать обсуждение («Что Вы чувствуете по этому поводу?» «Вы все с этим согласны?»)
  • · напомнить участникам о тех фактах, которые они еще не учли в обсуждении.

Для успешного вмешательства в обсуждение, ведущий должен знать основные методы вмешательства. Существует шесть основных методов вмешательства в обсуждение, применение которых зависит от конкретной ситуации.

  • 1. Контролирующий. Ведущий определяет ход обсуждения и время, необходимое для того, или иного вопроса. Например, « А теперь, продолжим обсуждение…». «На этом, можно обсуждение этого вопроса завершить…».
  • 2. Информационный. Ведущий представляет информацию, которая может быть полезна при обсуждении вопроса. В качестве информации может выступать не только статистика, но и теория, тенденции, практические примеры.
  • 3. Конфронтационный. Ведущий «разбивает» стереотипы, традиционные мнения, отношения и т.д.

Эта интервенция не должна выглядеть агрессивно. Для этого следует начинать со слов «А почему бы…?». Нужно быть готовым к защитной реакции аудитории, поскольку в данном случае затрагиваются определенные ценности, взгляды, убеждения конкретных людей.

Ведущий (модератор), пожалуй, наиважнейший участник беседы, и именно от него зависит как ход, так и результат обсуждаемого вопроса.

В-третьих, подбор участников дискуссии. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур. Это не только позволит более конструктивно обсудить проблематику, но и придаст большую популярность данному событию.

В-четвертых, это подготовка сценария. Подготовка сценария позволит ведущему подготовить интересующие общество вопросы, затронуть разные сферы и обсудить проблему в целом, не зацикливаясь в одном направлении. Проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола».

В-пятых, оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеоаппаратурой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы. Но этот пункт актуален только в том случае, если по замыслу специального события было привлечение СМИ.

В-шестых, до проведения «круглого стола» необходимо провести консультирование участников, что позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться.

И наконец, подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола».

2. Дискуссионный этап

Дискуссионный этап состоит из:

Выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

  • · избегайте общих фраз;
  • · ориентируйтесь на цель (задачу);
  • · умейте слушать оппонентов;
  • · будьте активны в беседе;
  • · будьте кратки, говорите по сути;
  • · осуществляйте только конструктивную критику;
  • · не допускайте оскорбительных замечаний в адрес собеседника, не переходите на личности.

Ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая дискуссионную речь участников «круглого стола» по времени.

Для оживления беседы, ведущий (модератор) может провести информационную атаку: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

Выступления дискутантов и выявление существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирование внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы.

Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

3. Завершающий (постдискуссионный).

Завершающий этап включает:

  • · подведение заключительных итогов ведущим;
  • · выработку рекомендаций или решений;
  • · установление общих результатов проводимого мероприятия.

Подведение итогов особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии. Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени (можно их приурочить к разным информационным блокам круглого стола), особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы. При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что Вы слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые Вы перечислили. Не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам. Цель круглого стола - обмен мнениям и при обобщении/подведении итогов лучше обозначить/констатировать имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от программы. Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если круглый стол сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

После подведения итогов, часто участники круглого стола составляют и принимают коллективный документ - резолюцию, решение или обращение. Организаторы могут заранее подготовить документ, в котором будет изложена проблема, описано мероприятие, его участники и т.д. Во время работы круглого стола все результаты промежуточного обсуждения фиксируются и вносятся в этот документ и, по завершении мероприятия, он коллективно принимается. После завершения круглого стола организаторы должны лично поблагодарить всех участников обсуждения.

Перевод "завершение круглого стола" на английский

When the round table was over, the students thanked the organizers for the opportunity to discuss actual issues.

В завершение круглого стола участники выразили свое намерение продолжать поддерживать диалог между представителями СМИ и правоохранительных органов на других платформах, а также в повседневном взаимодействии.

The round table ended with participants expressing their intention to continue supporting the dialogue between representatives of the press and law enforcement institutions using other platforms as well as in their daily interactions.

В завершение круглого стола представители китайской стороны отметили, что круглый стол был чрезвычайно полезен, а качество многих из представленных проектов очень высокое.

At the end of the roundtable discussion, Chinese delegates claimed that it was extremely effective, and the quality of the projects was high.

В завершение круглого стола представители Фонда сообщили о планах по организации Недели доменов.MOSCOW и.МОСКВА - серии мероприятий, направленных на популяризацию столичных доменных зон.

At the end of the panel FAITID representatives informed about the plans to organise The.MOSCOW and.MOCKBA TLDs Week, a series of events aimed at the extensions' promotion.

В завершение круглого стола участники дали обещание продолжить свою активную деятельность, инвестировать в образование и защиту здоровья девушек, объединить усилия на разработке обоснованных стратегий, задействовать опыт, полученный в других секторах, и отслеживать текущий прогресс.

Concluding the roundtable, participants committed to continue their engagement, invest in girls' health and education, focus joint efforts on evidence-based strategies, apply lessons learned through other sectors and monitor success.

В завершение круглого стола представители Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева представили путеводитель по русскому культурному наследию в Японии, опубликованный на японском языке.

At the end pf the round-table, the Russian Research institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev presented a guide to the Russian cultural heritage in Japan published in Japanese language.

В завершение круглого стола Ксения Юдаева сообщила, что очередным крупным мероприятием в рамках председательства России в «Группе двадцати» станет встреча министров финансов и управляющих центральными банками, которая состоится 15-16 февраля в Москве.

Finalizing the roundtable discussion Ksenia Yudaeva announced that the next big event within the framework of Russia's G20 Presidency will be the G20 Finance Ministers and Central Bank Governors' Meeting which is scheduled for February 15-16 and will be convened in Moscow.

В завершение круглого стола, заключительное слово было предоставлено Чрезвычайному и Полномочному Послу Литовской Республики в Украине Марюсу Януконису и заместителю Министра окружающей среды Литовской Республики Дайве Матонене.

At the end of the round table, the final word was given to Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of Lithuania to Ukraine Marius Janukonis and Deputy Minister of Environment of the Republic of Lithuania Daiva Matonene.

В завершение Круглого стола жюри конкурса живописи и графики назвало мультфильмы, достойные быть отмеченными по своих художественным качествам.

At the end of the round table the jury of the art and graphic contest named the cartoons that could be mentioned for their artistic qualuty.

В завершение круглого стола Карл Гершман напомнил, что 13 ноября состоятся слушания по иску о ликвидации российского правозащитного общества «Мемориал».

Concluding the discussion, Carl Gershman reminded everyone that on November 13, there would be a hearing on the lawsuit to liquidate Memorial, a prominent human rights group in Russia.

Читайте также: