В прохладной комнате на столе лежат два шарика одинакового размера

Обновлено: 17.05.2024

1. Установите соответствие между физическими понятиями и их определениями или характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б) электрический ток

В) электромагнитное поле

1) заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за единицу времени

2) процесс распространения механических колебаний в твёрдой, жидкой и газообразной средах

3) длинноволновая часть спектра электромагнитного излучения

4) вид материи, посредством которого осуществляется взаимодействие между электрически заряженными частицами

5) упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

2. Два проводника, имеющие одинаковые сопротивления R1 = R2 = r, соединены параллельно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины. I1 и I2 — силы тока, U1 и U2 — напряжения на этих сопротивлениях.

А) напряжение на участке цепи

Б) сила тока в общей цепи

3. В прохладной комнате на столе лежат два шарика одинакового размера: деревянный и стальной. Какой из шариков на ощупь кажется холоднее?

1) деревянный, так как плотность дерева больше

2) деревянный, так как теплопроводность дерева больше

3) стальной, так как плотность стали больше

4) стальной, так как теплопроводность стали больше

4. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

В конце XVIII века английский инженер и физик Бенджамин Румфорд заметил, что при высверливании канала в пушечном стволе выделяется большое количество теплоты. Чтобы исследовать это явление, Румфорд проделал следующий опыт: в высверленный канал поместил сверло, плотно прижатое к стенкам канала и приводившееся во вращение конской тягой. Термометр, вставленный в пушечный ствол, показал, что за 30 минут операции _______(А). Далее Румфорд повторил опыт, погрузив пушечный ствол со сверлом в сосуд с водой (см. рисунок). В процессе сверления _______(Б) и спустя 2,5 часа _______(В). Таким образом, опыт Румфорда доказал, что внутренняя энергия тела может быть изменена _______(Г).

Список слов и словосочетаний:

1) вода нагревалась

2) вода испарялась

3) сверло затупилось

4) температура ствола значительно повысилась

5) температура ствола значительно понизилась

6) путём совершения механической работы

7) при теплопередаче

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.

5. Через неподвижный лёгкий блок перекинута невесомая нерастяжимая нить, к концам которой подвешены два груза массами m1 = 1 кг и m2 = 3 кг (см. рисунок).

Пренебрегая трением, найдите силу натяжения нити при движении грузов. Ответ запишите в ньютонах.

Два шара одинаковым объемом полностью погружены в сосуд с водой. Один шар находится на глубине 10 см, другой — на глубине 25 см. На шар 1 действует выталкивающая сила, равная 9 Н. Какова выталкивающая сила, действующая на шар 2?

7. На рисунке представлен график зависимости температуры t твёрдого тела от полученного им количества теплоты Q. Масса тела 2 кг. Чему равна удельная теплоёмкость вещества этого тела? Ответ запишите в джоулях на килограмм на градус Цельсия.

8. При напряжении 110 В на зажимах металлического проводника сила тока в нём равна 4 А. Чему будет равна сила тока при увеличении напряжения на проводнике до 220 В?

9. Электрическая цепь состоит из двух параллельно соединенных резисторов, сопротивление которых R1 = 10 Ом, R2 = 5 Ом. Сила тока в первом резисторе 1 А. Чему равна сила тока в неразветвленной части цепи? Ответ запишите в амперах.

10. Дан график изменения числа ядер находящегося в пробирке радиоактивного изотопа с течением времени.

Каков период полураспада этого изотопа? Ответ запишите в месяцах.

11. Лёгкая рейка уравновешена так, как показано на рисунке 1. Точку прикрепления оси подвижного блока к рейке изменяют, как показано на рисунке 2, и вновь уравновешивают рейку, изменяя силу упругости пружины динамометра.

Как в результате этого изменятся показание динамометра, плечо силы упругости пружины динамометра (относительно правого конца рейки)?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Плечо силы упругости пружины динамометра (относительно правого конца рейки)

12. Кипятильник сопротивлением R1 был подключён к источнику постоянного напряжения. Затем этот кипятильник заменили на второй, сопротивление которого R2 в два раза меньше, чем сопротивление первого кипятильника. Как при этом изменяются сила тока и количество тепла, выделяемое за единицу времени вторым кипятильником, по сравнению с первым? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

3) не изменилась

Сила тока, текущего через

Количество тепла, выделяемое за единицу времени вторым кипятильником

13. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты для двух веществ равной массы. Первоначально каждое из веществ находилось в твердом состоянии. Используя рисунок, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.

1) Для первого вещества удельная теплоемкость в твердом состоянии равна удельной теплоемкости в жидком состоянии.

2) Для плавления первого вещества потребовалось большее количество теплоты, чем для плавления второго вещества.

3) Представленные графики не позволяют сравнить температуры кипения двух веществ.

4) Температура плавления у второго вещества выше.

5) Удельная теплоемкость первого вещества в твердом состоянии меньше удельной теплоемкости второго вещества в твердом состоянии.

14. Используя данные таблицы, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.

электрическое

сопротивление
(при 20 °С),
Ом · мм 2 /м

1) Проводники из нихрома и латуни при одинаковых размерах будут иметь одинаковые массы.

2) При равной площади поперечного сечения проводник из железа длиной 4 м будет иметь такое же электрическое сопротивление, что и проводник из никелина длиной 1 м.

3) При равных размерах проводник из алюминия будет иметь меньшую массу и меньшее электрическое сопротивление по сравнению с проводником из серебра.

4) При замене спирали электроплитки с никелиновой на нихромовую такого же размера электрическое сопротивление спирали не изменится.

5) При одинаковых размерах проводник из меди будет иметь самое маленькое электрическое сопротивление.

15. Какой набор приборов и материалов можно использовать, чтобы продемонстрировать опыт Эрстеда по обнаружению магнитного поля тока?

1) два полосовых магнита, подвешенных на нитях

2) магнитная стрелка и прямолинейный проводник, подключённый к источнику постоянного тока

3) проволочная катушка, подключённая к миллиамперметру, полосовой магнит

4) полосовой магнит, лист бумаги и железные опилки

16. Электрическая схема содержит источник тока, прямолинейный проводник АВ, гибкие подводящие провода, ключ и реостат. Проводник АВ, подвешенный при помощи гибких подводящих проводов, помещается между полюсами постоянного магнита (см. рисунок). При замыкании ключа подводящие провода, на которых висит проводник АВ, отклоняются от вертикального положения. После этого ползунок реостата начинают медленно перемещать вправо. Проводник АВ меняет своё положение.

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Запишите в ответе их номера.

1) Магнитные линии поля постоянного магнита в области расположения проводника АВ направлены вертикально вверх.

2) Электрический ток, протекающий в проводнике АВ, создаёт однородное магнитное поле.

3) При замкнутом ключе электрический ток в проводнике имеет направление от точки А к точке В.

4) При замкнутом ключе проводник будет выталкиваться из области магнита вправо.

5) При перемещении ползунка реостата вправо сила Ампера, действующая на проводник АВ, уменьшится.

17. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр с пределом измерения 5 Н, линейку и набор из трёх грузов по 100 г каждый, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочерёдно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. Абсолютную погрешность измерения растяжения пружины с помощью линейки принять равной ±2 мм, абсолютную погрешность измерения силы с помощью динамометра принять равной ±0,1 Н.

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) с учётом абсолютной погрешности укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

18. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) магнитный сепаратор для отделения зерна от железных опилок

1) взаимодействие постоянных магнитов

2) действие магнитного поля на проводник с током

3) действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу

4) взаимодействие электромагнита и железных или стальных предметов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

19. Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

1. Показатель преломления воздуха зависит только от температуры и ветра.

2. Показатель преломления воздуха зависит только от скорости изменения плотности воздуха.

3. Показатель преломления воздуха зависит от высоты, температуры, наличия ветра и ещё ряда факторов.

4. Прямое изображение у верхнего миража формируется, если показатель преломления воздуха относительно медленно уменьшается с высотой

5. Прямое изображение у верхнего миража формируется, если показатель преломления воздуха не изменяется

Как возникают верхние миражи

Когда мы говорим о чём-то нереальном, неуловимом, мы используем слово «мираж». Он возникает перед наблюдателем чудесным видением, но при попытке приблизиться к нему исчезает. Миражи можно наблюдать не только в пустынях, но и в степях, и даже в более холодных широтах. Хорошо известна легенда из Средних веков о так называемом «Летучем

голландце» — корабле-призраке, вызывавшем суеверный страх у матросов.

Различают несколько видов миражей. Основными являются нижние, так называемые озёрные, миражи и верхние миражи. «Озёрные» миражи возникают над сильно нагретой поверхностью, например, днём в пустыне. Верхние миражи возникают, наоборот, над сильно охлаждённой поверхностью, например, над холодной водой.

Одной из основных причин возникновения миражей является рефракция света в атмосфере, то есть искривление световых лучей при прохождении в атмосфере, вызванное оптической неоднородностью атмосферного воздуха. Учёные установили, что показатель преломления воздуха — это непостоянная величина, она зависит от ряда факторов, одним из основных является плотность воздуха. Плотность же воздуха в атмосфере изменяется как с высотой, так и в зависимости от степени локального нагрева или охлаждения. При увеличении плотности воздуха показатель преломления воздуха увеличивается.

Известно, что плотность воздуха понижается при переходе от нижних слоёв атмосферы к верхним. Кроме того, она уменьшается также при локальном нагревании и даже зависит от ветра. Рассмотрим, например, как образуется простой верхний мираж. На рисунке 1 показано изменение показателя преломления воздуха n c высотой h для случая, когда воздух у самой поверхности земли локально сильно охлаждён. Как видно из графика, показатель преломления воздуха n у самой поверхности земли больше, чем в более высоких воздушных слоях. На некоторой высоте наблюдается плавный скачок, и далее с ростом высоты показатель преломления n уменьшается уже более медленно.

Световые лучи, идущие от какого-либо объекта, находящегося на такой сильно охлаждённой поверхности, будут изгибаться так, что их траектория будет обращена выпуклостью вверх (см. рисунок 2). Поэтому наблюдатель может даже видеть объекты, находящиеся за горизонтом, причём он будет видеть их вверху, как бы висящими над линией горизонта. Недаром такие миражи называют верхними.Верхний мираж может давать как прямое, так и перевёрнутое изображение. Перевёрнутое изображение, как на рисунок 2, возникает, когда показатель преломления воздуха уменьшается с высотой достаточно быстро. В случае же относительно медленного уменьшения показателя преломления с высотой формируется прямое изображение.

20. Можно ли наблюдать верхний мираж в жаркую погоду в степи летом?

21. Конец магнитной стрелки притянулся к одному из концов стального стержня. Можно ли сделать вывод о том, что изначально стержень был намагничен? Ответ поясните.

22. Имеются деревянный и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков в 40-градусную жару на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.

23. В тонкостенный сосуд налили воду массой 1 кг, поставили его на электрическую плитку и начали нагревать. На рисунке представлен график зависимости температуры воды t от времени τ. Найдите мощность плитки. Потерями теплоты и теплоёмкостью сосуда пренебречь. Ответ запишите в ваттах.

24. Два одинаковых медных шара получили одинаковую энергию, в результате чего первый шар нагрелся на 8°С, оставаясь неподвижным, а второй, не нагреваясь, приобрёл некоторую скорость. Какова эта скорость?

25. В алюминиевый калориметр массой 50 г налито 120 г воды и опущен электрический нагреватель мощностью 12,5 Вт. На сколько градусов нагреется калориметр с водой за 22 мин, если тепловые потери в окружающую среду составляют 20%? (Удельная теплоёмкость воды — 4200 Дж/(кг·°С), алюминия — 920 Дж/(кг·°С).)

Тест по теме "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи". Вариант 1.

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Свинцовый шарик нагревают в пламени свечи. Как в процессе нагревания изменяется объём шарика и средняя скорость движения его молекул?

Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями.

3) не изменяется

Средняя скорость движения молекул шарика

Вопрос 2

Свинцовый шарик нагревают в пламени свечи. Как в процессе нагревания изменяются масса и плотность шарика?

Вопрос 3

Тепловым движением называется

  • равномерное движение одной молекулы
  • равномерное движение большого числа молекул
  • беспорядочное непрерывное движение молекул, из которых состоит тело
  • упорядоченное непрерывное движение молекул, из которых состоит тело
Вопрос 4

Один стакан с водой стоит на столе в комнате, а другой стакан с водой такой же массы и такой же температуры находится на полке, висящей на высоте 80 см относительно стола. Внутренняя энергия воды в стакане на столе

  • равна внутренней энергии воды на полке
  • больше внутренней энергии воды на полке
  • меньше внутренней энергии воды на полке
  • равна нулю
Вопрос 5

Температура газа понизится, если

А. газ быстро сжать.

Б. газ отдаст некоторое количество теплоты.

  • только А
  • только Б
  • и А, и Б
  • ни А, ни Б
Вопрос 6

Какой(-ие) из видов теплопередачи осуществляется(-ются) без переноса вещества?

  • только теплопроводность
  • только конвекция
  • излучение и конвекция
  • излучение и теплопроводность
Вопрос 7

В прохладной комнате на столе лежат два шарика одинакового размера: деревянный и стальной. Какой из шариков на ощупь кажется холоднее?

  • деревянный, так как плотность дерева больше
  • деревянный, так как теплопроводность дерева больше
  • стальной, так как плотность стали больше
  • стальной, так как теплопроводность стали больше
Вопрос 8

В таблице приведены значения коэффициента, который характеризует скорость процесса теплопроводности вещества для некоторых строительных материалов.

Коэффициент теплопроводности (условные единицы)

В условиях холодной зимы наименьшего дополнительного утепления при равной толщине стен требует дом из

  • газобетона
  • железобетона
  • силикатного кирпича
  • дерева
Вопрос 9

Воду равной массы нагрели до одинаковой температуры и налили в две кастрюли, которые закрыли крышками и поставили в холодное место. Кастрюли совершенно одинаковы, кроме цвета внешней поверхности: одна из них чёрная, другая белая. Что произойдёт с температурой воды в кастрюлях через некоторое время, пока вода не остыла окончательно?

  • Температура воды не изменится ни в той, ни в другой кастрюле.
  • Температура воды понизится и в той, и в другой кастрюле на одно и то же число градусов.
  • Температура воды в белой кастрюле станет ниже, чем в чёрной.
  • Температура воды в чёрной кастрюле станет ниже, чем в белой.
Вопрос 10

В открытый сосуд, заполненный водой, в области А (см. рисунок) разместили крупинки марганцовки (перманганата калия). В каком направлении преимущественно будет происходить окрашивание воды от крупинок марганцовки, если начать нагревание сосуда с водой так, как показано на рисунке?

  • 1
  • 2
  • 3
  • во всех направлениях одинаково
Вопрос 11

Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

А) физическая величина

Б) единица физической величины

В) физический прибор

1) удельная теплоёмкость

2) тепловое равновесие

3) ртутный барометр

4) диффузия газов

5) градус Цельсия

единица физической величины

Вопрос 12

Цилиндры из меди и стали одинаковой массы, нагретые до температуры 90 °С, положили в холодную воду. Удельная теплоёмкость меди 400 Дж/(кг∙°С), удельная теплоёмкость стали 500 Дж/(кг∙°С).

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.

  • В результате теплообмена температура медного цилиндра станет ниже температуры стального цилиндра.
  • В процессе теплообмена цилиндры отдадут одинаковое количество теплоты.
  • В процессе теплообмена цилиндры отдадут количество теплоты, равное количеству теплоты, полученному водой.
  • В результате теплообмена температура воды и стального цилиндра станет одинаковой, а у медного цилиндра она будет выше.
  • В результате теплообмена температура цилиндров и воды станет одинаковой.
Вопрос 13

Камень, подброшенный вверх в точке 1, совершает падение в тормозящей его движение атмосфере. Траектория движения камня схематично изображена на рисунке.

Внутренняя энергия камня имеет минимальное значение в положении

Вопрос 14

В отсутствие теплопередачи газ, находящийся в сосуде с подвижным поршнем, расширился. Как в процессе расширения изменяется плотность и внутренняя энергия газа?

Внутренняя энергия газа

Вопрос 15

Колбу с газом соединили с U-образным жидкостным манометром (рис. 1). После того как колбу опустили в сосуд с водой, показания манометра изменились (рис. 2).

Это означает, что

  • внутренняя энергия газа в колбе уменьшилась
  • давление газа в колбе увеличилось
  • внутренняя энергия газа в колбе увеличилась
  • плотность газа в колбе уменьшилась
Вопрос 16

В кабинет физики принесли ватку, смоченную духами, и сосуд, в который налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх осторожно налили воду (рис. 1). Было замечено, что запах духов распространился по объёму всего кабинета за несколько минут, тогда как граница между двумя жидкостями в сосуде исчезла только через две недели (рис. 2).

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений.

  • Процесс диффузии можно наблюдать в газах и жидкостях.
  • Скорость диффузии зависит от температуры вещества.
  • Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.
  • Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.
  • В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.
Вопрос 17

Удельная теплоемкость меди равна 380 Дж/(кг ⋅ °С). Это означает, что

  • при температуре 0°С 1 кг меди выделяет 380 Дж энергии.
  • при плавлении куска меди в 1 кг потребляется 380 Дж энергии.
  • для нагревания 1 кг меди на 1°С необходимо 380 Дж энергии.
  • для нагревания 1 кг меди на 380°С затрачивается 1 Дж энергии.
Вопрос 18

Вечером после жаркого дня ветер дует с моря на сушу. Это объясняется тем, что

Пробный экзаменационный вариант «ОГЭ физика пробник 21 вариант» (вариант, ответы, подробное решение 2022)

Проверочная работа по теме "Виды теплопередачи"

2. Свинцовый шарик нагревают в пламени свечи. Как в процессе нагревания изменяется объём шарика и средняя скорость движения его молекул? Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями.

3. не изменяется

3. Какой(-ие) из видов теплопередачи сопровождается(-ются) переносом вещества?

1. только теплопроводность

2. только конвекция

3. конвекция и теплопроводность

4. излучение и теплопроводность

4. При повышении температуры модуль средней скорости теплового движения молекул увеличивается

1. только в газах

2. только в газах и некоторых жидкостях

3. только в газах и некоторых твёрдых телах

4. в газах, жидкостях и твёрдых телах

5. Воду равной массы нагрели до одинаковой температуры и налили в две кастрюли, которые закрыли крышками и поставили в холодное место. Кастрюли совершенно одинаковы, кроме цвета внешней поверхности: одна из них чёрная, другая белая. Что произойдёт с температурой воды в кастрюлях через некоторое время, пока вода не остыла окончательно?

1. Температура воды не изменится ни в той, ни в другой кастрюле.

2. Температура воды понизится и в той, и в другой кастрюле на одно и то же число градусов.

3. Температура воды в белой кастрюле станет ниже, чем в чёрной.

4. Температура воды в чёрной кастрюле станет ниже, чем в белой.

6. Какое(-ие) из предложенных утверждений является(-ются) верным(-и)?

А. Атомы состоят из молекул.

Б. Молекулы во всех веществах непрерывно и беспорядочно движутся.

3. оба утверждения верны

4. оба утверждения неверны

7. Примером явления, в котором механическая энергия превращается во внутреннюю, может служить

1. кипение воды на газовой конфорке

2. свечение нити накала электрической лампочки

3. нагревание металлической проволоки в пламени костра

4. затухание колебаний нитяного маятника в воздухе

8. Учитель провёл следующий опыт. Раскалённая плитка (1) размещалась напротив полой цилиндрической закрытой коробки (2), соединённой резиновой трубкой с коленом U-образного манометра (3). Первоначально жидкость в коленах находилась на одном уровне. Через некоторое время уровни жидкости в манометре изменились (см. Рисунок).

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1. Передача энергии от плитки к коробке осуществлялась преимущественно за счёт излучения.

2. Передача энергии от плитки к коробке осуществлялась преимущественно за счёт конвекции.

3. В процессе передачи энергии давление воздуха в коробке увеличивалось.

4. Поверхности чёрного матового цвета по сравнению со светлыми блестящими поверхностями лучше поглощают энергию.

5. Разность уровней жидкости в коленах манометра зависит от температуры плитки.

9. Используя термометр и часы, учитель на уроке провел опыты по исследованию температуры остывающей воды с течением времени. В алюминиевый и пластиковый стаканы он налил одинаковое количество горячей воды. Результаты измерений даны в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Остывание воды в алюминиевом стакане

Таблица 2. Остывание воды в пластиковом стакан

Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведенным опытам. Укажите их номера.

1. Остывание воды в пластиковом стакане наблюдалось до 53,3 о С

2. За первые 5 мин вода в алюминиевом стакане остыла больше, чем за следующие 5 мин

3. Температура остывающей воды обратно пропорциональна времени наблюдения

4. В пластиковом стакане вода остывала быстрее

5. Остыва ние воды в алюминиевом стакане происходило равномерно на 5 о С за каждые 5 минут.

10. В термосе для хранения горячих или холодных жидкостей внутренние стенки колбы покрывают блестящим металлическим слоем. Это делают для того, чтобы уменьшить теплопередачу от продуктов к окружающей среде посредством

1. конвекции в воздухе между стенками колбы

2. конвекции в жидкости, хранящейся в термосе

3. излучения

4. теплопроводности

Номер задания

Количество баллов

Шкала перевода баллов в оценку:


Курс повышения квалификации

Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации


Теория и методика педагогического проектирования


«Инновация. Инновационные технологии»

Выбранный для просмотра документ Виды теплопередачи. Вариант 2.doc

Тест по теме «Тепловое движение. Внутренняя энергия»

1. Тепловым движением называется

1. равномерное движение одной молекулы

2. равномерное движение большого числа молекул

3. беспорядочное непрерывное движение молекул, из которых состоит тело

4. упорядоченное непрерывное движение молекул, из которых состоит тело

2. Свинцовый шарик нагрели на пламени свечи. Как при этом изменились средняя кинетическая энергия теплового движения молекул свинца и среднее расстояние между молекулами? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Средняя кинетическая энергия теплового движения молекул свинца

Среднее расстояние между молекулами

3. Какой(-ие) из видов теплопередачи осуществляется(-ются) без переноса вещества?

1. только теплопроводность

2. только конвекция

3. излучение и конвекция

4. излучение и теплопроводность

4. При понижении температуры средняя скорость теплового движения молекул уменьшается

1. только в твердых телах

2. только в газах

3. только в газах и жидкостях

4. в газах, жидкостях и твердых телах

5. Воду равной массы и температуры налили в две кастрюли, которые закрыли крышками и поставили на солнце. Кастрюли совершенно одинаковы, кроме цвета внешней поверхности: одна из них чёрная, другая блестящая. Что произойдёт с температурой воды в кастрюлях через некоторое время?

2. Температура воды повысится и в той, и в другой кастрюле на одно и то же число градусов.

3. Температура воды в блестящей кастрюле станет выше, чем в чёрной.

4. Температура воды в чёрной кастрюле станет выше, чем в блестящей.

А. Молекулы состоят из атомов.

Б. Молекулы в твёрдом теле движутся упорядоченно.

7. Известно, что внутренняя энергия одного тела может передаваться другому телу. Выберите пример, подтверждающий это положение.

1. Текущая вода вращает лопасти турбины

2. Ветер является причиной образования волн на море

3. Холодная ложка, опущенная в горячий чай, нагревается

4. Сверло нагревается при работе электродрели

8. Учитель провёл следующий опыт. Два одинаковые по размеру стержня (медный расположен слева, а стальной – справа) с закреплёнными на них с помощью парафина гвоздиками нагревались с торца с помощью спиртовки (см. рисунок). При нагревании парафин плавится, и гвоздики падают.

1. Прогревание металлических стержней происходит в основном способом излучения.

2. Прогревание металлических стержней происходит в основном способом конвекции.

3. Прогревание металлических стержней происходит в основном способом теплопроводности.

4. Плотность меди меньше плотности стали.

5. Теплопроводность меди больше теплопроводности стали

9. Используя стакан с горячей водой, термометр и часы, учитель на уроке провел опыты по исследованию температуры остывающей воды с течением времени. Результаты измерений он занёс в таблицу.

1. Остывание воды происходит до комнатной температуры

2. За первые 5 мин вода остыла в большей степени, чем за следующие 5 мин

4. Скорость остывания воды уменьшается по мере охлаждения воды

5. Через 20 минут температура воды перестала снижаться

10. В прохладной комнате на столе лежат два шарика одинакового размера: деревянный и стальной. Какой из шариков на ощупь кажется холоднее?

1. деревянный, так как плотность дерева больше

2. деревянный, так как теплопроводность дерева больше

3. стальной, так как плотность стали больше

4. стальной, так как теплопроводность стали больше

Выбранный для просмотра документ Виды теплопередачи. Вариант 3.doc

1. Если температуру тела понизить, то его внутренняя энергия

1. увеличится

2. уменьшится

3. не изменится

4. может увеличиться или уменьшиться в зависимости от того, каков процесс изменения температуры: теплопередача или совершение работы

2. Свинцовый шарик охлаждают в холодильнике. Как при этом меняется плотность шарика и средняя скорость движения молекул шарика? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Средняя кинетическая энергия движения молекул шарика

3. Какой из видов теплопередачи связан с переносом вещества?

3. только излучение

4. конвекция и теплопроводность

4. После того, как горячую воду налили в холодный стакан, внутренняя энергия

1. и воды, и стакана уменьшилась

2. и воды, и стакана увеличилась

3. стакана уменьшилась, а воды увеличилась

4. стакана увеличилась, а воды уменьшилась

5. Каким способом можно осуществить теплопередачу между телами, разделенными безвоздушным пространством?

1. только с помощью теплопроводности

2. только с помощью конвекции

3. только с помощью излучения

4. всеми тремя способами

А. При повышении температуры вещества увеличивается средняя скорость движения молекул.

Б. При повышении температуры свинцового шара увеличиваются промежутки между молекулами.

1. При резком торможении шины автомобиля и тормозные колодки сильно нагреваются

2. Спичка воспламеняется при внесении ее в пламя горелки

3. Спичка воспламеняется при трении о коробок

4. Ладони согреваются при трении друг о друга


8. В кювету поместили стержни из различных материалов, которые соединили с равномерно нагреваемой пластиной. Стержни покрыты слоем воска, на который надеты муфты. По мере плавления воска муфты начинают скользить вниз (см. Рисунок). Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие экспериментальным наблюдениям. Укажите их номера.

1. Наибольшей теплопроводностью из рассматриваемых материалов обладает стекло

2. Наибольшей теплопроводностью из рассматриваемых материалов обладает медь

3. Наибольшей теплопроводностью из рассматриваемых материалов обладает латунь

4. Энергия от нагреваемой пластины передается стержням преимущественно за счет теплопроводности

5. Энергия от нагретого стержня передается воску преимущественно за счет конвекции

9. Используя термометр и часы, учитель на уроке провёл опыты по исследованию температуры остывающей воды с течением времени. В алюминиевый и пластиковый стаканы он налил одинаковое количество горячей воды. Результаты измерений даны в таблицах 1 и 2.

В прохладной комнате на столе лежат два шарика одинакового размера

Задания Д10 № 1407

Два однородных кубика привели в тепловой контакт друг с другом. Первый кубик изготовлен из меди, длина его ребра 3 см, а начальная температура t1 = 2 °C. Второй кубик изготовлен из алюминия, длина его ребра 4 см, а начальная температура t2 = 74 °C. Пренебрегая теплообменом кубиков с окружающей средой, найдите температуру кубиков после установления теплового равновесия.

Плотности алюминия и меди соответственно:

Удельные теплоёмкости алюминия и меди соответственно:

При нагревании(охлаждении) тела на температуру тело получает(отдаёт) количество теплоты Более горячее тело передаёт тепло более холодному, запишем уравнение теплового баланса: Раскроем скобки:

Найдём массы кубиков:

Подставим эти значения в формулу для конечной температуры:

Правильный ответ указан под номером 2.

Аналоги к заданию № 1380: 1407 Все

Тип 25 № 1271

В калориметре смешивают две жидкости. Объём второй жидкости в 1,2 раза больше объёма первой; плотность первой жидкости в 1,6 раза больше плотности второй; удельная теплоёмкость первой жидкости в 2 раза меньше, чем удельная теплоёмкость второй, а температура первой жидкости, равная 20 °С, в 2 раза больше, чем температура второй. Определите установившуюся температуру смеси. Потерями теплоты можно пренебречь.

Согласно уравнению теплового баланса где — количество теплоты, отданное жидкостью массой ; — количество теплоты, полученное жидкостью массой

Пусть установившаяся температура смеси равна t. Тогда а Поэтому Откуда

Учитывая, что а также соотношения из условия задачи, находим:

Задания Д10 № 1380

Два однородных кубика привели в тепловой контакт друг с другом (см. рис.). Первый кубик изготовлен из цинка, длина его ребра 2 см, а начальная температура t1 = 1 °C. Второй кубик изготовлен из меди, длина его ребра 3 см, а начальная температура t2 = 74,2 °C. Пренебрегая теплообменом кубиков с окружающей средой, найдите температуру кубиков после установления теплового равновесия.

Плотности цинка и меди соответственно:

Удельные теплоёмкости цинка и меди соответственно:

При нагревании (охлаждении) тела на температуру тело получает(отдаёт) количество теплоты Более горячее тело передаёт тепло более холодному, запишем уравнение теплового баланса: Заметим, что теплоёмкости цинка и меди равны, поэтому их можно сократить. Раскроем скобки:

Правильный ответ указан под номером 3.

Задания Д B18 № 344

Установите соответствие между приборами и физическими величинами, которые они измеряют.

2) давление внутри газа (жидкости)

4) объем жидкостей и твердых тел

Сопоставим приборам физические величины.

А. Спидометр позволяет измерять скорость.

Б. Мензурка позволяет измерять объем жидкостей и твердых тел.

В. Термометр позволяет измерять температуру.

Аналоги к заданию № 344: 640 Все

Тип 24 № 863

Затратив количество теплоты Q1 = 1 МДж, из некоторой массы льда, взятого при температуре –t1°C, получили воду при температуре +t1°C. Известно, что часть от затраченного количества теплоты пошла на нагревание воды. Кроме того, известно, что удельная теплоёмкость льда в 2 раза меньше удельной теплоёмкости воды. Определите количество теплоты Qx, которое пошло на превращение льда в воду.

Лёд до начала своего плавления и вода после окончания плавления льда нагреваются на одинаковую температуру Δt.

Количество теплоты, пошедшее на нагревание воды:

Количество теплоты, пошедшее на нагревание льда:

Тип 7 № 1689

3 л воды, взятой при температуре 20 °С, смешали с водой при температуре 100 °С. Температура смеси оказалась равной 40 °С. Чему равна масса горячей воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.

Более холодная вода нагрелась за счет остывания горячей воды: . Масса воды вычисляется по формуле:

Выражаем массу горячей воды:

Тип 3 № 14195

Теплопроводность стали лучше, чем у дерева. Поэтому сталь заберет от руки большее количество теплоты, в результате чего температура руки станет ниже, и мы будем ощущать холод.

Задания Д10 № 1316

При нагревании(охлаждении) тела на температуру тело получает(отдаёт) количество теплоты Пусть c — теплоёмкость воды, — соответственно массы горячей и холодной воды, — соответственно начальные температуры горячей, холодной воды и конечная температура смеси, — плотность воды. Горячая вода передаёт тепло холодной воде, запишем уравнение теплового баланса:

Подставляя значения получаем:

Правильный ответ указан под номером 1.

Аналоги к заданию № 90: 1316 Все

Тип 3 № 14220

При какой температуре и металлический предмет, и деревянный будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?

2) при комнатной температуре

3) при температуре человеческого тела

4) ни при какой температуре эти предметы не будут казаться одинаково нагретыми

Если и металлический, и деревянный предметы будут иметь температуру человеческого тела, то тогда при взятии этих предметов в руку человек не ощутит разницы (так как теплообмен будет отсутствовать).

Задания Д10 № 873

Теплоизолированный сосуд содержит смесь льда и воды, находящуюся при температуре 0 °С. Масса льда 40 г, а масса воды 600 г. В сосуд впускают водяной пар при температуре +100 °С. Найдите массу впущенного пара, если известно, что окончательная температура, установившаяся в сосуде, равна +20 ° С.

Окончательная температура положительна, значит, весь лед расплавился, и вся получившаяся вода нагрелась.

При этом пар конденсировался и полученная вода остыла. С учетом этого запишем уравнение теплового баланса:

и выразим отсюда массу пара:

Здесь Qпол и Qотд — полученная и отданная теплота соответственно, m1, m2, m3 — массы льда, воды, пара соответственно, λ — удельная теплота плавления льда, c — удельная теплоемкость воды, τ — удельная теплота парообразования, t2 — конечная температура, t1 — исходная температура смеси лед-вода, t3 — температура пара.

Переведя граммы в килограммы и подставляя данные задачи и табличные данные, получаем:

Читайте также: