В первой половине дома покрытые суровыми скатертями во всю стену стояли сдвинутые столы

Обновлено: 18.05.2024

В таблице ниже представлено цитатное описание комнат и интерьеров в романе "Преступление и наказание": характеристика каморки Раскольникова, комнаты Сони Мармеладовой, квартиры старухи-процентшицы и др.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"

Описание комнат и интерьеров в романе "Преступление и наказание" (каморка Раскольникова, комната Сони, квартира старухи-процентщицы и т.д.)

Каморка Раскольникова

Бывший студент Родион Раскольников снимает комнату в доме Шиля в Петербурге. Комната Раскольникова под номером 14 находится на 5-ом этаже. Это небольшая комната шесть шагов в длину с очень низким потолком. Жилище героя напоминает шкаф, каюту, гроб или сундук. В комнате наклеены желтые обои. Из мебели в каморке имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:

"Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать." (часть 2 глава VI)

"Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру." (часть 1 глава I)

"Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову." (часть 1 глава III)

". там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца. " (комната похожа на шкаф, часть 1 глава V)

" . на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего на мизерном грязном своем диване. " (часть 2 глава V)

"Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна. " (часть 3 глава III)

"Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук." (часть 1 глава III)


Комната Сони Мармеладовой


В начале романа Соня Мармеладова живет отдельно от своей семьи, снимая комнату в "доме на канаве". Комната Сони под номером 9, судя по всему, находится на третьем этаже. Жилище девушки напоминает сарай и выглядит несколько уродливо и очень бедно. В комнате имеется кровать, стол, три стула и комод. На стенах видны старые желтоватые обои:

"Тут только Соня заметила его. Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: «Капернаумов портной»." (часть 3 глава IV)

"А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора." (часть 4 глава IV)

". Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. " (часть 4 глава IV)

"Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок." (часть 4 глава IV)



Квартира Мармеладовых


Семья Мармеладовых снимает "угол", проходную комнату в доме Козеля в Петербурге. Помимо Мармеладовых, в доме проживает множество других квартирантов. Комната Мармеладовых имеет небольшой размер — всего десять шагов в длину. Обстановка в помещении очень бедна. Из мебели имеется кровать, два стула, ободранный диван и старый стол:

". это чиновник, отставной, титулярный советник, Мармеладов! Он здесь живет, подле, в доме Козеля. " (часть 2 глава VII)

"Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель. Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший…" (часть 1 глава II)

"Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике." (часть 1 глава II)

"…комната его [Мармеладова и его семьи] была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки . была приотворена." (часть 1 глава II)

"…из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…" (часть 1 глава II)



Квартира старухи-процентщицы

Квартира старухи-процентщицы состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. В гостиной старуха принимает своих клиентов, а в спальне — хранит деньги и заложенные вещи. Алена Ивановна содержит свое жилище в полной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки.

В гостиной поклены желтые обои, в этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик ("туалет"), несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой. В спальне у старухи-процентщицы имеется кровать, комод и киот (шкафчик) с иконами. Под кроватью в спальне старуха прячет укладку (сундук), в которой хранятся личные вещи и драгоценности, полученные от клиентов:

"Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня." (о прихожей и кухне, часть 1 глава I)

" Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…" (о гостиной, часть 1 глава I)

"Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат." (о спальне, часть 1 глава I)

"Тотчас же он побежал с ними в спальню. Это была очень небольшая комната, с огромным киотом образов. У другой стены стояла большая постель, весьма чистая, с шелковым, наборным из лоскутков, ватным одеялом. У третьей стены был комод." (спальна старухи, часть 1 глава VII)

"Он бросил комод и тотчас же полез под кровать, зная, что укладки обыкновенно ставятся у старух под кроватями. Так и есть: стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль, и туда, вглубь, казалось всё лежало одно тряпье.

Но только что он пошевелил это тряпье, как вдруг, из-под шубки, выскользнули золотые часы. Он бросился всё перевертывать. Действительно, между тряпьем были перемешаны золотые вещи — вероятно, всё заклады, выкупленные и невыкупленные, — браслеты, цепочки, серьги, булавки и проч." (об укладке (сундуке), часть 1 глава VII)

"Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него «дельце», тотчас же попросил его сесть на диван. " (часть 3 глава V)

"И как ни в чем не бывало, он заботливо стал подставлять пепельницу Разумихину, беспощадно сорившему на ковер папироской…" (часть 3 глава V)

Кабинет Порфирия Петровича

"Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая; стояли в ней: большой письменный стол перед диваном, обитым клеенкой, бюро, шкаф в углу и несколько стульев — все казенной мебели, из желтого отполированного дерева." (часть 4 глава V)

Это были материалы с описанием комнат и интерьеров в романе "Преступление и наказание" Достоевского.

ЕГЭ. Задание 15. Правописание Н и НН в суффиксах. Тесты с ответами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё было реше(1)о: герцог передал Герману измаза(2)ые краской книги, деревя(3)ую шкатулку с чертежами и ветхую рва(4)ую карту.

Задание 2

Рассвет, раскраше(1)ый самыми яркими красками палитры небесного художника соверше(2)о поразил Машу, отчего пальцы ее невольно сжались на краях шерстя(3)ой шали.

На багря(1)ом небе разливались краски, отражавшиеся в слюдя(2)ых окнах избушки. Посла(3)ика не было.

Девушки ушли разочарова(1)ые. Игра была выигра(2)а, но и это никого не смогло развеселить. Музыкант из Орехово был их единстве(3)ой радостью.

Птенец был совсем домашний, вернее, карма(1)ый. Летать он ещё не умел, поэтому был рад травя(2)ому гнёздышку, свитому детьми, спрятанному в углублении между старыми кусками песча(3)ика.

Утверждали ещё, что в Петербурге было отыска(1)о какое-то громадное противогосударстве(2)ое общество. Как нарочно, в то же самое время в Москве была арестова(3)а поэма нашего достопочте(4)ого Степана Трофимовича, написа(5)ая им ещё лет шесть назад в Берлине.

Книг у прабабушки было много: стари(1)ые церковные, с металлическими застёжками, в переплётах из тиснё(2)ой сви(3)ой кожи, подшивка журнала «Крокодил» за 1938 год и целая вязанка бесце(4)ых произведений русских классиков.

Чтоб не очень-то сквозило на давно заброше(1)ом сеновале, Данила зашил старыми ваго(2)ыми досками прорехи, щели в глубине деревя(3)ого сеновала; в общем-то, было и безветре(4)о, и покойно.

Оба, растрога(1)ые, пошли в дом и стали пить чай из стари(2)ых фарфоровых чашек, со сливками, с сытными сдобными свеже-испечё(3)ыми кренделями – и эти мелочи опять напомнили Коврину его детство и ю(4)ость.

Задание 10.

Отец у этого нищего был свяще(1)ик, а мать дворянка, значит, по рождению он принадлежал к привилегирова(2)ому сословию, но я всматривался в его лицо, в его рыжую, уже седеющую бороду, в рва(3)ый пиджак и никак не мог найти даже следа того, что у нас зовётся привилегиями. А он называл себя образова(4)ым и рассказывал, что учился в духовном училище.

Задание 11.

Дверь в комнату Лизы была отворе(1)а, и сама она сидела в старом плетё(2)ом кресле около постели, в капоте, укута(3)ая в шаль, непричёса(4)ая.

Задание 12.

Когда-то зелёная крыша, давно не краше(1)ая, краснела от ржавчины, и несколько листов были задра(2)ы кверху, вероятно бурей; некоторые окна вместо стекла были задела(3)ы тёсом. Листве(4)ица, которая была посаже(5)а Софьей Ивановной около дома, была теперь большим деревом. И только на лугу за рекой всё так же паслось пёстрое смеша(6)ое крестьянское стадо.

Задание 13.

На этом торжестве(1)ом столе, покрытом тонкой накрахмале(2)ой скатертью с большими вензелями, стояли серебря(3)ый кофейник с пахучим кофе, сливочник с кипячё(4)ыми сливками, корзина со свежепечё(5)ым калачом, подле прибора лежали получе(6)ые письма и газеты.

Задание 14.

Он молча слушал, облокотившись на лакирова(1)ый столик, и я со страхом ожидал признаков раздражения или прямой злости на его лице. Но его глаза были утомлё(2)о суже(3)ы, устремле(4)ы куда-то вдаль, будто он и впрямь видел над по-верхарновски чёрными фабричными трубами революцио(5)ый рассвет; и даже расслабле(6)ые пальцы руки его выражали глубокое огорчение, почти нескрываемую боль.

Задание 15.

Теплоход замер у подножия каменистого острова с полуразруше(1)ым монастырём по другую сторону, стари(2)ыми церковками и часовенками по опушкам и в чаще, мостиками через ручьи и овраги, с туристскими тропами и звери(3)ыми тропками, замер на грани двух прохлад – резкой озёрной и мягкой лесной, – со всей своей начинкой: хорошими и плохими людьми, жадными до впечатлений экскурсантами, растрога(4)ыми любителями природы, уставшими от города труже(5)иками, дисциплинирова(6)ой командой.

Задание 16.

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

Задание 17.

В смеша(1)ом лесу хвойные и листве(2)ые деревья растут вместе. В таких лесах мало болот, потому что влага в существе(3)ом количестве расходуется на испаре(4)ие.

Задание 18.

Засорё(1)ая пустошь превратилась в прямоугольник прекрасно воздела(2)ой земли; кустики посаже(3)ой гвоздики были огражде(4)ы каждый миниатюрным частоколом из колышков, опута(5)ых тонкой бечевой.

Задание 19.

В тридцать лет она была уже разочарова(1)а в жизни и выглядела утомлё(2)ой от многочисле(3)ых проблем и забот.

Задание 20.

Повозка была окруже(1)а пусты(2)ой и чудовищно тихой степью, ужас от нее вызывал сладостные воспоминания о ржа(3)ых полях, тка(4)ых природой лучами солнца.

Задание 21.

При подведе(1)ии итогов конкурса мы учитывали качество выполне(2)ых работ, количество оказа(3)ых услуг, а также организова(4)ость участников.

Задание 22.

Пират, облитый серебря(1)ым лу(2)ым светом, долго стоял на пороге и напряжё(3)о слушал.

Задание 23.

В небольшом, оклее(1)ом белым, соверше(2)о пустом зале было светло, пахло масля(3)ой краской, на блестящем, краше(4)ом полу у стены стояли две китайские вазы.

Задание 24.

В средневековой Европе мощё(1)ыми были не все дороги, дома запирались массивной дверью с кова(2)ыми петлями, окна иногда затягивали промасле(3)ым холстом, нередко разрисова(4)ым яркими красками.

Задание 25.

Пусты(1)ы и печальны Карпаты в осе(2)ий ветре(3)ый вечер; широкий поток воды беше(4)о мчался, взбивая по камням жёлтую пену и бросая её на влажный каменистый песок.

Задание 26.

Из старого кожа(1)ого портфеля были извлече(2)ы две прочита(3)ые книги и нарисова(4)ые карандашом иллюстрации к ним.

Задание 27.

Зыряновы жили в стари(1)ом деревя(2)ом флигельке, оклее(3)ом обоями и в три цвета краше(4)ом снаружи.

Задание 28.

Семечко её, подхваче(1)ое весе(2)ей водой, сплылось со множеством таких же семян и было выброше(3)о в лесное урочище Ведерки.

Задание 29.

Ваня узнавал старые места: лесные заброше(1)ые дороги, уводившие в заросли оси(2)ика, и муравьи(3)ые тропы на песча(4)ых полянках.

Задание 30.

Над койкой, застеле(1)ой шерстя(2)ым одеялом, висела картина, изображавшая ветря(3)ую мельницу под соломе(4)ой крышей.

Задание 31.

Рва(1)ые снасти хлестали по ветру, даже в номере гости(2)ицы, освещё(3)ой лампой с зелё(4)ым абажуром, были видны следы недавней бури.

Задание 32.

К дому была пристрое(1)а веранда, краше(2)ая масля(3)ой краской.

Задание 33.

Берестя(1)ые грамоты, найде(2)ые при раскопках, были тщательно изуче(3)ы специалистами.

Задание 34.

Среди ночи Пират поднялся и медле(1)о вышел из сеней. Он долго стоял на пороге облитый серебря(2)ым лу(3)ым светом и напряже(4)о слушал. Но даже настороже(5)ый волчий слух не мог уловить ни малейшего признака жизни вокруг.

Задание 35.

Ели и сосны, скова(1)ые морозом, застыли черные и неподвижные, только изредка сухо потрескивали, словно простуже(2)о кашляли. Волк поднял голову и завыл – тоскливо и дли(3)о. В ответ ему испуга(4)о залаял в избе пес.

Задание 36.

Скоро Пират увидел вывороче(1)ую наполовину старую ель; трава и мох вокруг были утопта(2)ы. Пират стоял на крохотной прогали(3)е, окруже(4)ый волчатами, и блаже(5)о помахивал хвостом.

Задание 37.

Казалось, Пират ждал, что хозяин неожида(1)о появится на том самом месте, откуда так таинстве(2)о исчез, но за дверью было тихо, только изредка слышался мыши(3)ый шорох и писк. Скоро настала пора, когда даже его звери(4)ый нос не мог уловить ни одного запаха, оставле(5)ого здесь человеком.

Задание 38.

Избалова(1)ый расположением отличника Звездочетова, щенок порвал в клочки недавно купле(2)ый блокнот, где были реше(3)ы все задачи к завтрашнему уроку математики.

Задание 39.

Двоечник Громобоев, вооруже(1)ый лишь ручкой и мобильником, увере(2)о шел сдавать экзамен, считая все свои проблемы реше(3)ыми.

Задание 40.

Броше(1)ый после прошлогоднего наводнения дом, с вылинявшими беле(2)ыми стенами, с безжизне(3)ыми пустыми
окнами, производил тяжелое впечатление.

Задание 41.

Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.

Задание 42.

Выйдя из магазина, Саша и маменька с озабоче(1)ыми, испуга(2)ыми лицами долго переживали по поводу сдела(3)ых приобрете(4)ий, тосковали, что купле(5)о не совсем то, что веле(6)о было им купить.

Задание 43.

В да(1)ом случае соверше(2)о однозначно могу сказать, что симбиоз документальной хроники и собстве(3)о художестве(4)ой составляющей картины во многом обусловле(5)ы име(6)о единством цветовой гаммы.

Задание 44.

Солнечный свет падал через высокое окно, лишё(1)ое гардины, на обои цвета топлё(2)ого молока – местами они потемнели, приобретя оттенок жжё(3)ой умбры, но сохранили грубую текстуру исти(4)о дорогих обоев позапрошлого века: всё тот же стари(5)ый рельеф «бурбонских лилий», благородная труха поблёскивающей в утре(6)ем солнце позолоты.

Задание 45.

Задание 46.

Задание 47.

За счита(1)ые дни купле(2)о всё, чем были заполне(3)ы магазины подарков: румя(4)ые куклы, фигурки дикови(5)ых животных, стекля(6)ые вазы, золочё(7)ые пудре(8)ицы, инкрустирова(9)ые перламутром и бронзой шкатулки.

Задание 48.

Муравьи – великие труже(1)ики, они неуста(2)о строят и чинят своё дикови(3)ое гнездо – муравьи(4)ую кучу, которая кажется беспорядочным нагроможде(5)ием хвойных иголок, травы, земли, а на деле представляет собой разумно устрое(6)ый «город», где всё подчине(7)о строгому распорядку.

Задание 49.

Зеленела трава, зеленели посадки в оголё(1)ых ещё огородах, и всё было так углубле(2)о в себя, так занято собою, так глубоко погруже(3)о в молчаливую творческую думу. Будь у травы и у деревьев лица, все лица были бы обраще(4)ы к земле, все уста были бы скова(5)ы огромным бездо(6)ым молчанием.

Задание 50.

Будяев был из числа тех всегда встревоже(1)ых людей, чья жизнь отравле(2)а переживанием будущих несчастий: глаза из-под нахмуре(3)ых бровей смотрели не насторожё(4)о даже, а обречё(5)о, и в них читалась увере(6)ость, что вот-вот должно случиться нечто непоправимое.

Задание 51.

На струга(1)ом столе разместилась стари(2)ая посуда: плетё(3)ое из прутьев большое блюдо, берестя(4)ой туесок, глиня(5)ый кувшин, деревя(6)ые расписные ложки.

Задание 52.

Здесь не видно следов живых существ; море окраше(1)о в синий цвет, а полоса безжизне(2)ой суши – в неестестве(3)о кирпичный, но в прониза(4)ой лучами солнца воде кипит жизнь.

Задание 53.

Во всём, чем была наполне(1)а комната, чувствовалось нечто давно отжившее, какое-то тле(2)ие, все вещи источали тот стра(3)ый запах, который дают цветы, высуше(4)ые временем до того, что от прикоснове(5)ия к ним они рассыпаются серой пылью.

Задание 54.

Старик был в ужасно засале(1)ом чёрном жилете, а круглое лицо его было словно смаза(2)о маслом, как будто железный замок. Рядом на столе в тарелке лежали кроше(3)ые огурцы, старые сухари и реза(4)ая кусочками рыба.

Задание 55.

На сегодня в пещере Ласко обнаруже(1)о около двух тысяч доисторических рисунков и гравюр, разделё(2)ых по тематике на три группы: люди, животные и символы. Были найде(3)ы здесь и многочисле(4)ые артефакты: каме(5)ые и костя(6)ые орудия, украшения, светильники.

Задание 56.

Когда турист едет в промышле(1)ую державу, он рассчитывает, что её новые черты окажутся поисти(2)е живописными, экзотическими добавлениями к чертам традицио(3)ым, однако вместо этого приезжий видит самую неприглядную сторону совреме(4)ой цивилизации. Кажется, что хаос заводских труб, прокопчё(5)ых стен и железнодорожных путей похоронил под собой подли(6)ую культуру.

Задание 57.

Профессионально оформле(1)ые отделы Кунгурского краеведческого музея рассказывают о том времени, когда был основа(2) город; уникальные фотоснимки, документы, книги посвяще(3)ы изуче(4)ию ледя(5)ых пещер; кроме того, здесь представле(6)а сувенирная продукция, созда(7)ая руками уральских мастеров.

ЕГЭ -2022. Русский язык. Полугодовая мониторинговая работа. Вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

На королевскую площадь пожаловал сам король и его двор. На королевскую площадь прибыли вельможи, сановники и министры. На королевскую площадь примчались лавочники, подмастерья и ротозеи. На королевскую площадь пришли ремесленники, хлебопашцы и пастухи. На королевскую площадь приплелись старик и старуха из дальней деревни. Воздушный шар, туго надутый лёгким газом, готов был ринуться в далёкий полёт. (…) удерживали прочные стропы, привязанные к кольям, вбитым в землю.

(Отрывок из сказки Е.А.Пермяка «Мыльные пузыри»)

1) Для художественной речи особенно характерно использование стилистических приёмов, например, такого как синтаксический параллелизм (1-4 предложения).

2) Фрагмент сказки относится к такому типу речи, как описание, цель которого в том, чтобы передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

3) Основная функция языка художественной литературы – воздействие на чувства, воображение и мысли читателя. В отличие от публицистического стиля воздействие на читателя достигается не приведением логических доводов, а путём создания живых образов.

4) В данном тексте присутствует эмоционально-экспрессивная лексика, возвышенная лексика – заметная черта публицистического стиля.

5) В тексте использованы семантико-стилистические синонимы –слова, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской («пожаловал», «прибыли», «примчались», «пришли», приплелись»)

2. Самостоятельно подберите личное местоимение в косвенном падеже, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Участок земли между домовыми постройками одного владения, одного городского участка. Детская площадка во дворе.

2. Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками, отдельное крестьянское хозяйство. Деревня в сто дворов.

3. Отгороженный от улицы участок земли с надворными постройками при отдельном доме, усадьбе. Ворота во д. Сарай во дворе. Скотный, птичий, конский д. (в усадьбе: для содержания скота, птицы, лошадей).

4. В нек-рых сочетаниях название производственных участков, учреждений. Машинный д. (на сельскохозяйственном предприятии). Литейный д. Грузовой д. (на железнодорожной станции). Монетный д. (предприятие, изготовляющее металлические деньги, медали, ордена). • На дворе (разг.) о наличии какой-н. погоды, времени суток или года. На дворе мороз. Ночь на дворе. На дворе уже осень. Не ко двору кто (разг.) не подходит, не может прижиться. Не ко двору пришёлся кто-н. Со двора (ушёл, выехал) (прост. и устар.) из дому. С утра ушёл со двора.

5. В монархических странах: монарх, его семья и приближённые к ним лица. Царский д. Находиться при дворе. Близок ко двору.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

болтлИва вручИт ловкА наделИт отрОчество

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Все зрители были заворожены ПЕВУЧИМ голосом талантливой актрисы, исполняющей в спектакле главную роль.

Пальто из кожи мой друг НАДЕВАЕТ в промозглые осенние дни.

Этот выдающийся физик оказался полным НЕВЕЖЕЙ в искусстве. Город попал в настоящую ДЫМОВУЮ завесу, стало трудно дышать. В высоких БОЛОТНЫХ сапогах, с ружьём за спиной бродит Сева по болотам целыми днями в поисках дичи.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более пятиста человек

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление формы местоимения.

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Первый и второй абзацы – это описание осеннего леса, природы.

2) Группа запорожцев решили написать письмо турецкому султану.

3) Знакомясь с классическим произведением, герои увлекают читателя.

4) Люди выбирают депутатов для того, чтобы они защищали ихние гражданские права, рассматривали и принимали законы.

5) Учителя, проработавшие всю жизнь в школе, без сомнения, заслуживают уважения.

6) Сонечка возразила, что она не согласна убегать от трудностей.

7) Узнав об этом происшествии, я решил уехать из города.

8) Интересно, что самые глубокие мысли приходят в одиночестве.

9) Благодаря силы воли он смог преодолеть все преграды.

1) консервировать, потеплевший, карьерист

2) горизонтальный, редколесье, асфальтировать

3) озаривший, (предвыборная) кампания, агитация

4) томительный, оглавление, роскошный

5) разговор, великолепный, колонна

1) бе..челюстной, и..пуг, и…текать

2)пр..творить (в жизнь), пр…морский, пр…умный

3)без..нициативный, до..грать, сверх…ндустриальный

4) и..кажённый, бе..жалостный, во…разить

5)и..брать, и..мерить, во…разить

2) француз..кий, англо-рус..кий

3) попроб..вать, заведом..

4) стар..нький, заманч..вый

5) ноч..вка, реш..нный (вопрос)

1) плач..щий (малыш), (бумаги) отыщ..тся

2) знач..щиеся (по списку), (капли) брызж..т

3) колыш..щегося от ветра, маш..щая (крыльями)

4) леч..щего (врача), (они) теш..тся

5) люб..щий, ссор..щиеся

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Приведённый список документов далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

Я (НЕ)УСПЕЛ оглянуться, как утки взмыли над озером.

Было (НЕ)ВОЗМОЖНО посчитать, сколько фазанов на поляне.

Так стоять можно долго, ощущая на лице (НЕ)ВЕТЕР, а дыхание ветвей.

От ветра колеблется каждый стебелёк с ещё (НЕ)ВЫСОХШЕЙ росой.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЧТО) БЫ отец ни делал (В) ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому.

Коротко да ясно, (ПО) ТОМУ и прекрасно, (ЗА) ТО нехорошо, коль пространно и скучно.

На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО (БЫ) я ни делал, мне ТО (ЖЕ) всё прощалось.

От выступления докладчика и (ОТ) ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО) ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.

О человеке судят не (ПО) ТОМУ, что он о себе говорит или думает, а (ПО) ТОМУ, что он делает.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В пейзажных работах Сальвадора Дали использова(1)ы различные приёмы, что заметно в ряде тонко написа(2)ых акварелей, сдела(3)ых одной краской - сепией.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ночью ветер злится да стучит в окно.

2) Раннее утро в самом разгаре и дышится по-весеннему легко и радостно.

3) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.

4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

5) С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по тропинкам в октябре нельзя ступить.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В картинах Поленова нет (1) как говорится (2) сухого академизма: они ласкают глаз зрителя прелестью освещения, живым расположением сцены, интересными подробностями. Эти картины красивы и интересны (3) даже (4) для тех, кто не захочет найти в них внутреннего содержания.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

. Мама сказала(1) что дядя Коля настаивает(2)чтобы я переехал на время к нему в Брянск(3) что он устроит меня в брянскую гимназию(4) и что это совершенно необходимо.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Стало свежо и сыро — мы плотнее закутались в плащи. (2)Дремота начала одолевать нас, но слух оставался по-прежнему чутким: шевелился ли кто-нибудь из товарищей, гребцы ли сдержанным шепотом перекидывались словами — глаза тотчас же открывались, как будто сами собой.

(3)С час мы плыли таким образом, как вдруг были выведены из полусонного состояния новым сильным ревом. (4)Олень стоял на этот раз шагов за сто от нас, на самом берегу. (5)Еще минута — он тяжело бухнулся в воду.

(6)— Гребите, ребята! — шепнул Степан, и длинное весло его с силой погрузилось в воду, направляя лодку к правому берегу, куда должен был выйти олень.

(7)Гребцы налегли на весла, и лодка полетела, а мы, схватив ружья, вперили глаза в темень, стараясь разглядеть что-нибудь. (8)Но как ни старались гребцы, как неутомимо ни управляли тяжелыми веслами жилистые руки Степана, мы не поспели. (9)Шагах в двадцати от нас олень с шумом выпрыгнул на берег, так что отбросанные его копытами куски земли попадали в воду и брызги полетели. (10)И долго еще прислушивались мы к треску камыша, ломающегося под ногами скачущего животного. (И.Бильфельд)

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.

(4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.

(6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в тёплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова — "грузить раненых", — то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.

— (10)Ждите! — отвечали мы.

(11) Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.

(12) Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай — может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет об его судьбе.

(13) Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.

(14) Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15) Иные из женщин плакали от жалости. (16 )Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17) Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.

(18) Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19) Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.

(20) Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.

(24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.

(27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию — "цыганским базаром". (29)Разноплемённая эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.

(31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки. (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.

(34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда он с трудом повторил:

— (40)Есть славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва. брат мой.

(42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель.

1)Брестский вокзал был в годы войны главным вокзалом Ленинграда. 2)Часам к трём утра трамвайщики подавали на Брестский вокзал санитарные поезда.

3) Женщины приходили на Брестский вокзал в надежде встретить мужа, брата, сына или однополчанина родного человека.

4) Военный госпиталь в Лефортово не мог принять всех раненых, и их уводили в другие госпитали.

5) Рассказчик после войны ни разу не был в Лефортово, госпиталь он видел ночью только во время войны.

1)В предложениях 1-3 содержатся элементы описания.

2) В предложениях 6-8 представлено рассуждение.

3) В предложениях 14-16 представлено повествование.

4) В предложениях 43, 47-48 содержится пояснение того, о чём говорится в предложениях 40-41.

5)В предложениях 47-48 представлено рассуждение.

24. Из предложений 16-19 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 10–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий)

26. К.Г. Паустовский, рисуя картину военного времени, акцентируя внимание читателей на описании работы санитаров, на их отношении к раненым, использует стилистический приём (А) ________ (предложения 2,3, 18,26). Весь ужас положения истерзанных войной людей автор выражает с помощью тропа (Б) ______ (предложение 9). Объясняя причину поведения женщин, которые ждали транспортировки раненых, писатель обращается к синтаксическому средству (В) ______ (предложение 14). А троп (Г) ______ («нелепостей, порождённых войной» в предложении 9, «томительный рейс» в предложении 18, «скучными рядами» в предложении 22) усиливает впечатление читателя от описанной картины одного эпизода войны.

8) восклицательные предложения

9) риторический вопрос

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

В первой половине дома покрытые суровыми скатертями во всю стену стояли сдвинутые столы

Смирнов Василий Александрович

Василий Александрович СМИРНОВ

Послесловие В. Чалмаева

Повесть старейшего русского советского писателя о дореволюционной деревне, о детстве пытливого, умного мальчика из крестьянской семьи, о любви к Родине.

Глава II. Шурка домовничает

Глава III. Весенняя улица

Глава IV. Забавы, драки и зрелища

Глава V. Страх и любовь

Глава VI. Шурка не хочет на небо

Глава VII. Сказка про Счастливую палочку

Глава VIII. Самое непонятное

Глава IX. Крапива учит уму-разуму

Глава X. Шоссейка и ее люди

Глава XI. Усадьба

Глава XII. Измена Катьки Растрепы

Глава XIII. Бездонный омут

Глава XIV. Когда земляника горькая

Глава XV. Пастух сердится

Глава XVII. Питерские подарки

Глава XVIII. Интересные разговоры

Глава XIX. Утро на Волге

Глава XX. Шурка завидует гусям

Глава XXI. Праздничный стол

Глава XXII. Ребячье царство

Глава XXIII. Неожиданные открытия

Глава XXIV. Первый поцелуй

Глава XXV. Приключения трех счастливцев

Глава XXVI. Тревожная ночь

Глава XXVII. Чудо, вымоленное Шуркой

Глава XXVIII. Барский луг

Глава XXIX. Лето красное

Глава XXX. Прикован к постели

Глава XXXI. Гроза

Глава XXXII. Шурка перестает быть маленьким

В. Чалмаев. "Все, все настоящее, взаправдашнее!"

Шурке грустно. Он сидит, поджав ноги, на подоконнике, тоскливо водит пальцем по холодному стеклу и тянет:

Третий день на улице весеннее ненастье. Крупными каплями, со стуком бьет косой дождь в окно. Струйки воды бегут вниз по рябому стеклу, просачиваются сквозь гнилую, дырявую раму и мочат Шуркины штаны. Глухо шумит ветер, хлопает оторванной дранкой по крыше, без устали дует в щели. Не час и не два торчит Шурка на подоконнике. Он продрог, но уходить не желает.

Из-за переборки, от зыбки, в которой спит годовалый братик Ванятка, протянута к окну веревка с петлей на конце. Заворочается, захнычет во сне братик - Шурка ловит застывшей ногой петлю и дергает что есть мочи веревку.

Скрипит очеп - березовая жердь, просунутая в железное кольцо, накрепко ввинченное в матицу*; ныряет зыбка, ударяясь о переборку. Давит и жалит гадюка-петля босую сизую ногу.

* Словарь местных и устаревших слов и выражений, а также понятий, обычаев, предметов обихода и т. д., обозначенных звездочкой, находится в конце книги.

Смутно различает Шурка за окном голые ветви лип с набухшими почками. Ветер неистово трясет ветви, пригибает вниз, а они, гибкие, скользкие, вырываются и опять глядят в небо. Что они там высматривают? Чего ждут.

Если прищуриться - видны Шурке зеленые стрелы осоки, пробившие рыжую прошлогоднюю траву у колодца, черное, разъехавшееся во все стороны месиво дороги и мутные лужи с дождевыми лопающимися пузырями.

Значит, и завтра не перестанет дождь, опять нельзя будет идти гулять. "Кобеднишних"* башмаков не дают, а старые в починке у дяди Прохора. Вот и сиди в избе, смотри, как пугало, в окно да качай зыбку. Больно интересно!

А, поди, есть на свете ребята, которые зыбок не качают и носят настоящие, с голенищами, сапоги. Таким ребятам и дождик нипочем. Как Олег Двухголовый, навертят они на ноги портянок побольше, туго натянут за ушки высокие сапоги, оденутся потеплее - и айда! Запруды делают, меленки ставят, плоты и пароходы по лужам пускают.

Обещала неделю назад прийти из-за Волги бабуша Матрена, мать дяди Прохора, и принести башмаки из починки.

И вот - бабуши нет, и башмаков нет, и сказку про Счастливую палочку некому рассказывать.

А Яшка Петух хоть в опорках, либо отцовых, либо материных, да, наверное, гуляет. Один Шурка торчит в избе, разнесчастный он человек!

По справедливости сказать, Шурка не раз за эти ненастные дни совался на улицу. Мать опорки ему давала, в которых корову доит, и портянки давала, не отказывала. Что ж из того? Грязища вокруг избы непролазная, опорки на каждом шагу сваливаются, и ребят не видно. А дождик, словно нарочно, как выглянет Шурка на улицу, еще пуще принимается хлестать. Совсем на весну не похоже. Лучше бы уж не давали Шурке опорок! По крайности было б о чем плакать. А сейчас и плакать не о чем. Но плакать хочется.

В избе сумрачно, сыро и холодно. Даже кот Васька, озорник рыжий, как забрался с утра на печь, так и не слезает. Наверное, и Ваське грустно.

Все раздражает сегодня Шурку, все ему не нравится. В избе повернуться негде. А тут еще кухню и спальню отгородили тонкими тесовыми переборками. Еле вместились в крошечном пространстве, которое зовется залой, драгоценная материна горка с посудой, стол и две лавки. Не расскачешься, брат!

На полу валяются Шуркины игрушки: оловянный солдатик на одной ноге, юла, камешки, стекляшки, деревянные чурочки. Смотреть на них неохота - до чего надоели! И стол этот горбатый надоел, и горка с запотевшими стеклами надоела, и табуретка вот эта, раскоряка, опротивела. Разве пнуть ее ногой?

Скоро в избе совсем стемнеет. Надо ложиться спать, потому что керосину в лампе - на донышке. А спать, как назло, не хочется.

Вечер мог быть длинным и завлекательным, если бы мамка согрела самовар. Желтопузый, словно поп в ризе, он тускло блестит на полице*. Но чай пить не с чем. Сахар весь вышел, а батя не прислал еще денежек из Питера. И сам не едет. Все это очень и очень грустно.

Только одной Шуркиной матери нипочем. Будто и не касается ее ненастье и то, что батя денежек не шлет и сам не едет. Закатав на полных, сильных руках рукава ситцевой кофты и подоткнув с боков старенькую холстяную юбку, мать как ни в чем не бывало шлепает по кухне опорками, гремит посудой, шумит веником. И молчит. Уж хоть бы ругалась - все лучше: было б у Шурки законное право покапризничать вволю. Так нет, не ругается - до чего хитрая! А ведь отлично знает, что Шурке смерть хочется пореветь.

- Мамка. ма-амка же. Я по-во-ою?

- Да вой, вой. чтоб тебя разорвало! - сердито отвечает из кухни мать.

Получив это долгожданное разрешение, в великом наслаждении скулит Шурка бездомной собачонкой:

Все его маленькое, непонятное для взрослых горе вложено в этот тоскливый вой.

Никогда, видно, не проглянет солнышко, не дождаться ясных, теплых денечков. И батя, видать, никогда не приедет из Питера. И голубей под гуменную плетюху* не заманить Шурке. И башмаков он не увидит, и сказку про Счастливую палочку не услышит. Разве не обидно?

Слезы дождевыми каплями бегут по щекам.

- Затянул. ровно по покойнику, - раздраженно говорит мать, высовываясь из кухни. - Разбуди у меня Ванюшку, дёру получишь.

Прядь русых волос сердито упала на ее круглую румяную щеку. Синим холодом стынут глаза. Ой, не миновать Шурке страшенной дёры!

Ну и пусть! Покорным движением он подставляет загорбок. Нарочно отодвигается от окна, чтобы удобнее было его бить. И мякнет голос у матери. Покосившись, Шурка видит, как тревожно взлетают густые темные брови, голубое тепло брызжет из-под них.

- Ну о чем ты воешь, дурашка? Хоть бы господа бога побоялся, коли матери родной не стыдно. Ведь не маленький, в школу осенью пойдешь. Ну чего ты?

Дёры не будет. Можно не отвечать.

Неподвижными заплаканными глазами уставился Шурка в окно. Низкие серые тучи мчатся по небу, как лохматые волки. Они задевают маковки лип, цепляются за ветви, точно собираясь прыгнуть на землю. Жутко Шурке. А ну как это и в самом деле волки, в избу величиной, с глазищами, что колеса, и с зубами, как у бороны? Такие волки мигом загрызут Шурку, как загрызли прошлым летом в Заполе Апраксеину корову.

Читайте также: