Ушинский стол и стул

Обновлено: 27.04.2024

  • ЖАНРЫ 362
  • АВТОРЫ 290 263
  • КНИГИ 700 890
  • СЕРИИ 26 938
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 783

Произведения для детей (Том 1)

Подготовка текста и примечания В. И. Лейбсона

Я родился в 1887 году 22 октября старого стиля (3 ноября нового) в городе Воронеже.

Написал я эту обычную для жизнеописаний фразу и подумал: как уместить на нескольких страницах краткой автобиографии долгую жизнь, полную множества событий? Один перечень памятных дат занял бы немало места.

Но ведь этот небольшой сборник стихов, написанных в разные годы (примерно с 1908 по 1963), в сущности, и есть моя краткая автобиография. Здесь читатель найдет стихи, в которых отразились разные периоды моей жизни, начиная с детских и отроческих лет, проведенных на окраинах Воронежа и Острогожска.

Отец мой, Яков Миронович Маршак, работал мастером на заводах (потому-то мы и жили на фабричных окраинах). Но работа на мелких кустарных заводишках не удовлетворяла одаренного человека, который самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранилась в стихах о моем детстве.

В Острогожске я поступил в гимназию. Выдержал экзамены на круглые пятерки, но принят был не сразу из-за существовавшей тогда для учеников-евреев процентной нормы. Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать. Многим обязан я одному из моих гимназических учителей, Владимиру Ивановичу Теплых, который стремился привить ученикам любовь к строгому и простому, лишенному вычурности и банальности языку.

Так бы я и прожил в маленьком, тихом Острогожске до окончания гимназии, если бы не случайный и совершенно неожиданный поворот в моей судьбе.

Вскоре после того, как отец нашел работу в Питере, туда переехала и моя мать с младшими детьми. Но и в столице семья наша жила на окраинах, попеременно за всеми заставами - Московской, Нарвской и Невской.

Только я и мой старший брат остались в Острогожске. Перевестись в Петербургскую гимназию нам было еще труднее, чем поступить в острогожскую. Случайно во время летних каникул я познакомился в Петербурге с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Он встретил меня необыкновенно радушно и горячо, как встречал многих молодых музыкантов, художников, писателей, артистов.

Помню слова из воспоминаний Шаляпина: "Этот человек как бы обнял меня душою своей".

Познакомившись с моими стихами, Владимир Васильевич подарил мне целую библиотечку классиков, а во время наших встреч много рассказывал о своем знакомстве с Глинкой, Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым. Мусоргским. Стасов был для меня как бы мостом чуть ли не в пушкинскую эпоху. Ведь родился он в январе 1824 года, до восстания декабристов, в год смерти Байрона.

Осенью 1902 года я вернулся в Острогожск, а вскоре пришло письмо от Стасова, что он добился моего перевода в петербургскую 3-ю гимназию - одну из немногих, где после реформы министра Ванновского сохранилось в полном объеме преподавание древних языков. Эта гимназия была параднее и официальное моей острогожской. В среде бойких и щеголеватых столичных гимназистов я казался - самому себе и другим - скромным и робким провинциалом. Гораздо свободнее и увереннее чувствовал я себя в доме у Стасова и в просторных залах Публичной библиотеки, где Владимир Васильевич заведовал художественным отделом. Кого только не встречал я здесь - профессоров и студентов, композиторов, художников и писателей, знаменитых и еще никому не известных. Стасов возил меня в музей Академии художеств смотреть замечательные рисунки Александра Иванова, а в библиотеке показывал мне собрание народных лубочных картинок с надписями в стихах и в прозе. Он же впервые заинтересовал меня русскими сказками, песнями и былинами.

На даче у Стасова, в деревне Старожиловке, в 1904 году я встретился с Горьким и Шаляпиным, и эта встреча повела к новому повороту в моей судьбе. Узнав от Стасова, что с переезда в Питер я часто болею, Горький предложил мне поселиться в Ялте. И тут же обратился к Шаляпину: "Устроим это, Федор?" - "Устроим, устроим!" - весело ответил Шаляпин.

А через месяц пришло от Горького из Ялты известие о том, что я принят в ялтинскую гимназию и буду жить в его семье, у Екатерины Павловны Пешковой.

Я приехал в Ялту, когда там еще свежа была память о недавно скончавшемся Чехове. В этом сборнике помещены стихи, в которых я вспоминаю впервые увиденный мною тогда осиротевший чеховский домик на краю города.

Никогда не забуду, как приветливо встретила меня - в ту пору еще совсем молодая - Екатерина Павловна Пешкова. Алексея Максимовича в Ялте уже не было, но и до его нового приезда дом, где жила семья Пешковых, был как бы наэлектризован надвигавшейся революцией.

В 1905 году город-курорт нельзя было узнать. Здесь в первый раз увидел я на улицах огненные полотнища знамен, услышал под открытым небом речи и песни революции. Помню, как в Ялту приехал Алексей Максимович, незадолго до того выпущенный из Петропавловской крепости. За это время он заметно осунулся, побледнел и отрастил небольшую рыжеватую бороду. У Екатерины Павловны он читал вслух написанную им в крепости пьесу "Дети Солнца".

Вскоре после бурных месяцев 1905 года в Ялте начались повальные аресты и обыски. Здесь в это время властвовал свирепый градоначальник, генерал Думбадзе. Многие покидали город, чтобы избежать ареста. Вернувшись в Ялту из Питера в августе 1906 года после каникул, я не нашел здесь семьи Пешковых.

Я остался в городе один. Снимал комнатку где-то на Старом базаре, давал уроки. В эти месяцы одиночества я запоем читал новую, неизвестную мне до того литературу - Ибсена, Гауптмана, Метерлинка, Эдгара По, Бодлера, Верлена, Оскара Уайльда, наших поэтов-символистов. Разобраться в новых для меня литературных течениях было нелегко, но они не поколебали той основы, которую прочно заложили в моем сознании Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Толстой и Чехов, народный эпос, Шекспир и Сервантес.

Зимой 1906 года меня вызвал к себе директор гимназии. Под строгим секретом он предупредил меня, что мне грозит исключение из гимназии и арест, и посоветовал покинуть Ялту как можно незаметнее и скорее.

И вот я снова очутился в Питере. Стасов незадолго до того умер, Горький был за границей. Как и многим другим людям моего возраста, мне пришлось самому, без чьей-либо помощи, пробивать себе дорогу в литературу. Печататься я начал с 1907 года в альманахах, а позднее в только что возникшем журнале "Сатирикон" и в других еженедельниках. Несколько стихотворений, написанных в ранней молодости, лирических и сатирических, вошло в эту книгу.

Среди поэтов, которых я и до того знал и любил, особое место занял в эти годы Александр Блок. Помню, с каким волнением читал я ему в его скромно обставленном кабинете свои стихи. И дело было тут не только в том, что передо мною находился прославленный, уже владевший умами молодежи поэт. С первой встречи он поразил меня своей необычной - открытой и бесстрашной правдивостью и какой-то трагической серьезностью. Так обдуманны были его слова, так чужды суеты его движения и жесты. Блока можно было часто встретить в белые ночи одиноко шагающим по прямым улицам и проспектам Петербурга, и он казался мне тогда как бы воплощением этого бессонного города. Больше всего образ его связан в моей памяти с питерскими Островами. В одном из стихотворений я писал:

Сказка про стол и стул

Раньше столов не было. И стульев не было. Потому что это их еще не придумали. И все кушали, кто как мог придумать. Один садился со своей тарелкой на пол. Второй ставил ее на подоконник. Третий вообще шел со своим обедом в парк, чтобы там покушать на лавочке.
И всем было неудобно. Потому что если сядешь на пол, то суп можно разлить прямо на ковер, и здесь же остаются хлебные крошки. Если обед поставить на подоконник, то кушать тоже неудобно – приходится за каждой ложкой подпрыгивать. А в парк идти обедать совсем плохо. По дороге вся еда остывает. А если идет дождь или снег? Представляете, пока донесешь свою тарелку до парка – в ней уже горка снега.
И тогда один дядя решил для своей дочки придумать стол и стул. Он пошел в лес, срубил дерево, принес его домой. Дома распилил на доски, и из них сколотил стол и стул. Посадил дочку на стул, придвинул к столу. Ну и красота.
У девочки ножки оказались под столом, ручки на столе. И когда перед ней ставили тарелочку с супом, его было очень удобно кушать.
Как-то один раз пришли к этому дяде его друзья домой. Увидели стол и стул, спрашивают:
- А что это такое? На чем это твоя дочка сидит?
- А-а, - отвечает папа, - это я для своей дочки придумал такие стол и стул, чтобы удобно было кушать. Она теперь здесь и завтракает, и обедает, и ужинает, и даже молочко на полдник пьет.
Друзья этого дяди восхитились и говорят:
- Слушай, нам тоже такие надо. А то мы уже не знаем, как наших детей кормить. И на пол тарелки ставили – только ковер запачкали. И на подоконник ставили. Так прыгали, прыгали, пока икать не стали. И даже в парк ходили – расплескали все по дороге, так и не пообедали.
Дядя говорит:
- Ну, хорошо, хорошо, я вам сделаю такие же столы и стулья для ваших деток. Только у меня дерева больше нет. Вы пойдите в лес, и принесите мне по дереву.
Друзья пошли, каждый срубил по дереву. Принесли. И дядя сделал всем деткам столы и стулья. И всем стало удобно кушать.
А потом мама этой девочки стала замечать, что сильно уж крутится дочка на стульчике. То ножку подогнет, то на корточки усядется, то на коленки встанет. Мама сначала по-доброму ее просила сесть спокойно, потом прикрикнула, а потом поняла, что просто на твердом стульчике сидеть дочке неудобно. И решила мама сшить ей специальную мягкую накидку.
Пошла мама в магазин, купила там ткани, поролона, ниток, пуговиц, ленточек, резиночек. И принялась на машинке шить накидку. Сшила красивую-прекрасивую, мягкую-премягкую. Повязала на сиденье стульчика, и попросила дочку присесть. Ну и красота же. Можно теперь сколько хочешь сидеть, и ни спинка, ни ножки уставать не будут.
А потом пришли к маме подруги, посмотрели и спрашивают:
- А что это такое лежит на стульчике у твоей дочки? Что она – подушку туда положила? Или кофточку яркую?
- Нет, - отвечает мама, - это я ей такую специальную накидку сшила, чтобы ей удобно сидеть было, а то она все крутилась, все вертелась.
- Слушай, нам тоже такие надо, - говорят подружки. А то наши детки как только не сидят на своих стульчиках. То ножку подогнут, то на коленки станут, то раскачиваться примутся.
- Хорошо, хорошо, - говорит мама, - я сошью вам такие же. Только у меня ткани нет. Вы сходите в магазин, и купите, кому какая понравится.
Пошли подруги в магазин, накупили разных тканей. Кто в горошек, кто в полосочку, кто в цветочек, кто в сердечки. И мама всем сшила мягкие накидки.
И с тех пор все детки стали хорошо кушать. Но это давно было – они уже выросли, стали большие, сильные, взрослые. А за столами и со стульями теперь все кушают.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Стол с приключениями

Анечке купили новый письменный стол. Очень красивый и современный. Ножки у него регулировались по высоте, а стульчик подъезжал и отъезжал по специальным рельсам, столешницу можно было поднимать, а уж сколько в нём было чудесных ящичков! Прелесть! Анечка была отличницей и письменный стол ей был очень нужен. Она радовалась подарку и предвкушала как ей будет хорошо и удобно сидеть за ним, как здорово учить уроки.
Едва Анечка присела за стол и разложила тетрадки с учебниками как стол дёрнулся.
- Показалось - прошептала Анечка. Ведь столы это неподвижные предметы и никогда не шевелятся.
- Ничего не показалось - ответил ей кто-то.
Стол невысоко поднялся в воздух вместе с Анечкой и плюхнулся обратно.
Девочка ужасно перепугалась, никогда ещё не один письменный стол не разговаривал с ней, и уж тем более не подпрыгивал. От страха она не могла пошевелиться.
- Ну что замерла? - спросил письменный стол - иди окно открывай!
- Зачем? - удивилась девочка.
- Ну не будем же мы бить стекло? - хихикнул письменный стол.
- Не будем - согласилась Анечка.
- Ну что ж ты какая не сообразительная? А ещё отличница! Я столько в коробке пролежал! Ждал что меня соберут! Наконец-то! Давай же скорее полетаем!
- Полетаем!? - ойкнула Анечка, - как это полетаем?
- А вот так! - стол взмыл к потолку, едва не сбив Анечкиной головой люстру покружился по комнате и плюхнулся на ковер, хлопнув крышкой - Иди окно открывай!
- Ого! - девочка захлопала в ладоши и побежала к окну. - Здорово!
Едва Анечка присела обратно на стул, как стол заложив вираж под потолком, вылетел в распахнутое окно.
Девочка захлёбывалась от восторга и стремительного ветра бьющего ей в лицо. Они неслись по небу, словно птица или самолёт. Сначала, Анечка немного трусила и очень крепко держалась за стол, но потом освоилась и стала глазеть по сторонам.
Внизу мелькали дома и знакомые улицы. Вон школа, а вон бабушкин дом.
- С ума сойти! - радовалась девочка.
Стол нырнул в облако и вынырнул с другой стороны. Пушистые и влажные лохмотья прицепились к волосам и к платью. Они были такими мягкими и легкими. Анечка никогда раньше не трогала облако и не знала что это так приятно.
А стол всё летел и летел! Девочка едва успевала вертеться из стороны в сторону.
- Ой! - вдруг вспомнила она. - Мне же уроки делать надо!
- Ну вот еще! - откликнулся стол. - Какие могут быть уроки, когда столько вокруг интересного!
- Но завтра в школу! Меня будут спрашивать! - волновалась Анечка.
- Глупости! - решил стол - пошли чего покажу.
Он хлопнул крышкой и рванул в сторону.
Они подлетели к большому отштукатуренному зданию, стол притормозил у распахнутого окна. Анечка заглянула внутрь и обомлела.
- Шоколадная фабрика!
- Она! - подтвердил стол.
Девочка никогда еще не видела столько сладкого!
Потом они побывали в цирке. Стол незаметно шмыгнул в раскрытое окно под самым куполом и после представления вылетел обратно.
С такими приключениями, Анечка совсем позабыла про учёбу. Каждый день она бегом неслась домой к своему столу! Иногда, они летали всю ночь. Ведь до Африки или Австралии так быстро не долетишь. Анечка видела водопады и верблюдов, побывала в самых больших парках развлечений. Антарктида ей не понравилась, ужасно холодно, хоть она и тепло оделась, зато на пляжах было чудесно.
А вот из школы она начала приносить тройки, того гляди двойки пойдут. И папа заподозрил неладное. Присмотрелся, понаблюдал и всё понял.
- Так не пойдет, - сказал папа. - Это и опасно и на учёбу плохо влияет.
Взял здоровенные гвозди и прибил стол к полу, приговаривая:
- Никаких несанкционированных полётов до самых каникул!
Стол вопил, аж в ушах звенело! А потом привык. Что уж поделать против папы и гвоздей?
Анечка исправила плохие отметки и снова начала хорошо учиться.
Но ничего, каникулы уже совсем скоро!

Отзывы

Читать также Украинские сказки: Алеша и Змей Горыныч. (НАХОДЧИВОСТЬ)
Африканское сафари Деда Мороза
Бедняк и смерть
Бородка
Ведьмы на Лысой горе
Читать также Белорусские сказки: Алёнка
Андрей всех мудрей
Бабка-шептуха
Былинка и воробей
Вдовий сын

ВНИМАНИЕ. Все материалы взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и принадлежат их правообладателям.
Материалы используются в информационных, научных, образовательных или культурных целях без извлечения прибыли подробнее.

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт, анализировать использование наших продуктов и услуг, повысить качество рекламных и маркетинговых активностей.

КОНСПЕКТ ООД в группе компенсирующей направленности 2 года обучения - по ознакомлению с художественной литературой «Откуда стол пришел»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Цель: Упражнять детей в умении осознавать тему и содержание произведения.

Задачи: Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Продолжать развивать связную речь, логическое мышление.

Обогащать словарь детей за счёт слов, встречающихся в стихотворении.

Воспитывать бережное отношение к лесу; умение слушать друг друга.

ВложениеРазмер
otkuda_stol_prishel.docx 20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №131» комбинированного вида

по ознакомлению с художественной литературой

в группе компенсирующей направленности 2 года обучения

«Откуда стол пришел»

(образовательная область «Речевое развитие»)

Задачи: Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию произведения. Продолжать развивать связную речь, логическое мышление. Обогащать словарь детей за счёт слов, встречающихся в стихотворении. Воспитывать бережное отношение к лесу; умение слушать друг друга.

Дети с низким уровнем развития отгадывают загадки.

Дети со средним уровнем развития определяют последовательность предметов согласно игре.

Дети с высоким уровнем развития отвечают на вопросы полным ответом.

Способы: Сюрпризный момент , отгадывание загадок, рассматривание портрета. чтение произведения, беседа, физминутка, игры с карточками и с мячом, помощь, наводящие вопросы, рефлексия.

Средства: портрет С. Я. Маршака , картинный план, кукольный столик , мяч.

Индивидуальная коррекционная работа: Ева- совершенствовать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, Саша Я.- обогащать словарный запас согласно теме.

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева.

2. «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа 6-7 лет. ФГОС.» Гербова В. В.

3. С.Я. Маршак «Откуда стол пришел».

Действия и слова воспитателя

-Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть!

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

На столе стоит укрытый кукольный столик.

-Ребята, как вы думаете, что там может быть?

-Послушайте загадку и тогда узнаете, что же там находится.

Воспитатель загадывает загадку :
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,

Всех вокруг посадил.
Воспитатель открывает укрытый столик.

- Ребята, как вы думаете, откуда у нас взялся столик?

- А вы хотите узнать, откуда стол пришёл?

Воспитатель показывает портрет С. Я. Маршака.

-С. Я. Маршак расскажет в своем стихотворении «Откуда стол пришел».

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию текста :

1. Ребята, так откуда же стол пришел?

2. Когда много деревьев, ёлок, как можно назвать одним словом?

А что такое глушь?

3. Из чего сделан стол ?

-В стихотворении говорится: «Сочилась из его ствола прозрачная смола».

-Как вы думаете, что такое смола?

-Смола - густой древесный сок хвойных деревьев.

4. Кто изготавливает стол, мебель? Как называется эта профессия?

5. Почему автор называет стол домашним жителем?

-Ребята, а сейчас все встанем и представим, как стол становится домашним жителем.

Воспитатель проводит физминутку.
-Сначала пилим дерево,
А можно и рубить.
Пропускаем доски,
Сколачиваем стол.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка,
Как ладошка.

-Чтобы стол к нам пришел , надо установить последовательность - что было сначала, а что потом?

Воспитатель предлагает поиграть в игру : «Что сначала, что потом».

Раскладывает картинки в определенном порядке :

Дерево – бревно – доски - стол.

-Ребята, откуда стол начинает свой путь?

-Правильно! Из леса, там выбираются нужные деревья, у дерева обрубают сучья, получается бревно. Эти бревна везут на лесовозах в лесопилку. Там распиливают доски. Эти доски везут в столярную мастерскую, а столяры из этих досок изготавливают стол и другую мебель , а затем эта мебель поступает в мебельные магазины.

-А сейчас поиграем в игру «Целое и часть» (с мячом)

-Ребята, а можно деревья так просто пилить и рубить?
-Лес нужно беречь, чтобы его вырастить требуется много времени. Без леса погибнут птицы и животные, и люди.

-Чтобы природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.

Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать, откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной, пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол, сосновый стол к нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной, он сам когда-то был сосной.
Но в лес он больше не пойдет, он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год он будет нам служить.

-Ребята скажите, пожалуйста, а что мы сегодня с вами делали?

Что вам больше всего понравилось?

- С каким произведением мы с вами познакомилась?
- А как зовут автора этого стихотворения?

Читайте также: