Угол наклона ученического стола

Обновлено: 19.05.2024

Для ученика школы письменный стол – не просто предмет интерьера. Это его персональное рабочее место, за которым ему предстоит проводить дома немало времени, выполняя задания. Удобство стола для учебы – залог комфорта и здоровья ребенка, поэтому вопросу выбора мебели следует уделить особое внимание.

Каким должен быть хороший ученический стол?

Дети проводят за столом значительное время, поэтому главным его критерием должно быть удобство. Конструкция правильного изделия способствует поддержанию осанки, сохраняет зрение ребенка. Устойчивый, прочный стол либо кресло исключают риск случайного травмирования.

Высота ученического стола зависит от роста школьника и подбирается с учетом установленного стандарта, в котором определенному росту ученика соответствует высота мебели. Рекомендуемая длина изделия – в пределах 1,2-1,5 м.

Оптимальная ширина столешницы – 0,8 м. Ребенок должен свободно располагать на ней тетрадь либо книгу, при этом должно оставаться место для размещения учебника, пенала, других принадлежностей.

Оптимальный угол наклона столешницы – 15 градусов. При таком положении взгляд ребенка будет направлен прямо на тетрадь, а отличная видимость снизит нагрузку на зрение.

Поверхность столешницы не должна иметь шероховатостей, зазубрин, окраска – предпочтительно матовая и равномерная, в спокойных оттенках.

Яркая мебель с глянцевым блеском утомительна для детских глаз. Это дополнительный отвлекающий от занятий фактор.

Школьный стол дополняется тумбой с выдвижными ящиками либо полками, предназначенными для хранения книг, тетрадей, принадлежностей. Они располагаются под столом, что лучше, чем полки либо подставки, расположенные сверху, которые обычно только мешают.

Виды столов для школьников

Производители выпускают широкий ассортимент моделей учебных столов, что позволяет подобрать функциональную и удобную мебель.

Традиционное изделие прямоугольной формы оснащается вместительными и удобными выдвижными ящиками, расположенными под столешницей с одной либо двух сторон. На его поверхности помещается все необходимое, включая компьютер. Минус изделия – столешница не имеет требуемого угла наклона.

Для подготовки домашнего задания нередко используются компьютерные столы , но это не лучшая идея. Многочисленные подставки, полочки мешают свободно расположить учебники, принадлежности для письма. Выдвижная полка для клавиатуры не может использоваться для письма из-за низкого расположения. При этом панель двигается, что создает ученику неудобство при письме.

Модель с угловым размещением – идеальный вариант для небольшой детской. Такой стол рационально использует пространство, а увеличенный размер столешницы предоставляет свободное место для компьютера.

Отличным вариантом школьного письменного стола будет Г-образная модель . На боковой поверхности располагается компьютер, книги, прочие школьные предметы.

Трансформер – наиболее эргономичный вариант. Конструкция изделия обеспечивает регулировку высоты, а также угла наклона поверхности. Это позволяет обустроить для ученика идеальное рабочее место на годы вперед, подстраивая параметры мебели соотносительно возрасту ребенка.

Модели откидных столов помогут сэкономить пространство в условиях его дефицита. Продуманной столешницы достаточно для расположения всех принадлежностей, а для книг либо тетрадей следует предусмотреть навесные полки.

Из чего они изготавливаются

Материал, из которого изготавливается школьная мебель – один из ключевых параметров выбора. Основные требования : безопасность, стойкость к износу, простота ухода.

Детская мебель производится из следующих материалов:

  • ДСП/ЛДСП. Востребован из-за невысокой цены. Среди минусов – недолговечность. Материалы низкого качества могут выделять формальдегиды, вредные для здоровья. Выбирая мебель из этих материалов, следует проверять наличие сертификата и качество обработки кромки.
  • МДФ. Практичный и дешевый аналог древесины, обеспечивает хорошее соотношение стоимости и качества.
  • Массив дерева. Экологичный и качественный, но дорогой материал.
  • Пластик. Если цена находится в приоритете, можно подобрать пластиковую мебель. Материал недолговечен, поэтому больше подойдет для учеников начальной школы.

Письменный стол для ребенка может изготавливаться из любого современного материала. Деревянная мебель считается классикой, но не стоит переплачивать за модели из дорогих пород. При использовании ребенком на поверхности стола все равно появятся царапины и пятна. Изделия из недорогого ДСП будут недолговечными, покрытие может деформироваться от влаги и механических повреждений. С особой осторожностью следует выбирать полимерные модели – отдельные виды пластмасс способны издавать неприятный едкий запах, который сохраняется на длительное время.

Расположение школьного стола

Врачи рекомендуют располагать письменный стол у окна, так как естественное освещение является лучшим для ребенка. Ученик может сидеть как лицом к окну, так и боком, но при этом свет должен падать слева для правшей и с правой стороны для левшей. Расположенные на столе надстройки и полки не должны преграждать световой поток.

В небольших комнатах роль столешницы нередко выполняет подоконник, но если под ним находится радиатор отопления без регулятора, от такого варианта следует отказаться. По вечерам для создания комфортных условий необходимо дополнять верхнее освещение светом настольной лампы. Осветительный прибор должен регулироваться по высоте и углу наклона.

Оптимальное расположение стола в детской зависит от размеров комнаты, при этом следует учитывать ряд основных моментов:

  • Организация хорошего освещения стола. При расположении возле окна мебель следует отодвинуть от радиатора на 15-20 см.
  • Угловой стол устанавливается в ближайший к окну угол.
  • При обустройстве комнаты для двоих детей следует размещать стол у окна. Столешница изделия может быть одна, но мест для сидения – два, с условным разделением рабочего пространства.

Подпишитесь на наш канал и получите скидку 3% в подарок!

Как выбрать правильную парту для школьника

Что вы видите, когда представляете будущее своего ребёнка? Уверенный взгляд, гордая осанка – без этого сложно представить себе успешного человека. Независимо от того, сколько лет вашему ребёнку – 5 или 15 – в ваших силах не дать огромным школьным нагрузкам испортить здоровье вашего сына или дочки.

Школьная парта

К сожалению, неутешительная статистика говорит, что более половины детей выходят из школы с нарушением осанки, сколиозом, нарушением зрения. Это неудивительно – ребёнок за учебный год ребёнок тратит на выполнение школьных заданий не одну сотню часов.

Проблемы со здоровьем можно предотвратить и даже откорректировать правильной организацией рабочего места.

Обычный письменный стол совсем не подходит. Во-первых, он скорее всего не соответствует росту вашего ребёнка. Дети растут очень быстро, а стол – нет. Во-вторых, угол наклона не регулируется. А это значит, что ребёнок на нём будет сидеть неправильно, в напряженной неудобной позе. Долгое сидение в неправильной позе изо дня в день провоцирует проблемы со здоровьем: сколиоз, ослабление зрения. Плохая осанка, в свою очередь, провоцирует проблемы с внутренними органами, повышенную утомляемость, нарушение внимания и памяти.

Еще недавно, правильные ортопедические парты были доступны только родителям с доходом выше среднего. К счастью, ситуация изменилась и теперь у нас есть отличные по качеству парты российского производства, доступные по цене.

Правильное и неправильное положение за столом

Преимущества ортопедических парт очевидны: регулировка высоты и угла наклона столешницы позволяет добиться правильного, ненапряжённого положения. Работа за наклонной поверхностью разгружает позвоночник и шейный отдел, а также раскрепощает мускулатуру спины.


Рекомендуемый угол наклона столешницы

  • для рисования – 0-5 градусов
  • для письма – 15 градусов
  • для чтения – 30 градусов.


Правильное положение за компьютером важно не только для осанки, но и для зрения. Именно поэтому важно, чтобы высота полочки для компьютера регулировалась.

Оптимальный угол зрения по отношению к монитору – около 30 градусов.

Неправильное и правильное положение монитора компьютера

Правильный стул снимает более половины нагрузки на детский позвоночник

Правильный и неправильный стул для школьника

Правильно подобранным стулом можно откорректировать детскую осанку. Обычный «симпатичный» стульчик яркой расцветки – не всегда лучший выбор. Сидение на краешке со свешенными ножками – не самое лучшее для здоровья.

Важно, чтобы стул регулировался как по высоте, так и по глубине сидения. Эта регулировка позволяет равномерно распределить нагрузку на спину и бёдра независимо от того, делает ваш ребёнок уроки, или сидит за компьютером. В ортопедических стульях соблюдены все требования по форме и изгибу спинки, жесткости сидения, положению и углу сгиба ног.

По мнению ортопедов, при правильной посадке на стуле, ноги согнутые под прямым углом, упираются в пол всей плоскостью ступни. Передняя часть сидения находится на высоте низа коленной чашечки и не давит на голень. Угол между бедром и туловищем примерно 100 градусов, то есть не прямой.

С какого возраста пользоваться партой? Рекомендуется приобретать ортопедическую парту еще за несколько лет до школы. Ребенок приучается правильно сидеть, формируется осанка, и незаметно для самого себя малыш приучается к будущей школьной дисциплине.

Дизайн детской комнаты

Ортопедические парты прекрасно вписываются в интерьер любой детской комнаты. Вы можете подобрать расцветку, подходящую именно Вам. Выберите положение парты так, чтобы ребёнок не сидел спиной к выходу и не опасался быть застигнутым врасплох. Комната, где живёт ребёнок, должна хорошо проветриваться и освещаться. Рекомендуется ставить детские парты возле окна, так чтобы световые лучи падали слева. Создание своего уютного мира – это увлекательное, приятное и полезное занятие. В такой комнате учиться, развиваться, осваивать новое – одно удовольствие!

«О требованиях к организации рабочего места ученика в классе»

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет - 15 - 17°.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - 15 минут.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в общеобразовательной организации воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыкам письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2022

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы. Родителям на заметку

Закончились зимние каникулы, и школьники снова сели за парты получать знания. Родители все чаще, особенно первоклассников, задаются вопросом, где должен сидеть в классе их ребенок и какая у него должна быть парта. Предлагаем Вашему вниманию основные требования к рабочим местам учащихся образовательных организаций, изложенные в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом здания.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать нормативным значениям.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели не менее 300.

Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья ребенка необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Требования к организации рабочего места ученика в классе

Здоровье школьника зависит не только от правильного питания и достаточного количества сна, но и от правильной организации учебного процесса.

Режим дня для ребенка обязательно должен быть подобран в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, учебной нагрузкой, увлечениями.

Образовательную недельную нагрузку школьника необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. Расписание его уроков должно быть раздельным для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Учебный класс в обязательном порядке должен иметь естественное освещение. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. Световые проемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Помещения начальных классов, лаборантских, специализированных учебных кабинетов (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетов домоводства оборудуются умывальными раковинами.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

Площадь на 1 обучающегося в классе должна составлять не менее 2,5 м 2 при фронтальных формах занятий; не менее 3,5 м² при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и др.) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безвредных для здоровья детей материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Кабинеты физики и химии оборудуются специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Наиболее оптимальным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования является школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5– 6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

Размеры мебели и ее маркировка

Читайте также: