Уборка стола после еды

Обновлено: 10.05.2024

В процессе обслуживания официант должен быстро подготовить стол к подаче очередного блюда, собирая использованную посуду и приборы и заменяя их чистыми.

При уборке тарелок с остатками пищи он подходит к первому гостю справа, берет правой рукой тарелку с наборами и перекладывает ее в левую руку, придерживая большим и указательным пальцами. Далее подходит с правой стороны к следующему гостю и ставит ее на пальцы левой руки - средний, безымянный и мизинец. Наборы с первой и второй тарелки и остатки пищи он складывает на нижней тарелке. При обслуживании группы гостей один официант таким образом может собрать до десяти тарелок.

Другой вариант уборки состоит в том, что официант две первые тарелки убирает указанным способом, а третью и последующие ставит на предплечье левой руки, при этом он перекладывает вилкой (ножом) остатки блюда на вторую (нижнюю) тарелку и кладет наборы на первую.

Для сбора остатков пищи можно также использовать специальную тарелку, которую официант держит между указательным и средним пальцами.


Рис. 48. Уборка использованной посуды: а - способом "в три тарелки"; б - способом "в две тарелки"

Использованные тарелки официант относит на подсобный стол и тут же приносит чистые. При обслуживании группы гостей двумя официантами один из них собирает использованную посуду и столовые приборы, а другой ставит на стол чистые. Для этого на подсобный стол заранее ставят горку тарелок в необходимом количестве. На верхнюю тарелку кладут полотняную салфетку, свернутую вчетверо, на нее ножи и вилки, так же, как при сервировке столов.

Посуда из стекла ставят на поднос, застеленный салфетками, и носят на левой руке.

Замену скатерти в присутствии гостя делают, не обнажая поверхность стола.


Рис. 49. Замена скатерти в присутствии посетителя

Порядок расчета с посетителями

В ресторанах используют наличный и безналичный расчеты.

Расчет наличными. На основании выполненного заказа осуществляется расчет наличными. После того, как гости попросили подать счет, официант кладет его на маленький поднос (папку для счета и т.др.) и кладет на стол посетителю. Получив деньги, он со счетом подходит к кассиру и делает оплату. Кассир проверяет купюры, кладет их рядом с кассой, пробивает чек и возвращает официанту счет, погашенный чек и сдачу, потом кладет денежные купюры в ящик кассовой машины. Счет, погашенный чек и сдачу в специальной папке или подносі официант подает заказчику.

Безналичный расчет. В ресторанах безналичный расчет осуществляется по пластиковым картам, которые являются письменным денежным документом, выданным банковским или иным специализированным кредитным учреждением, который удостоверяет наличие в этом учреждении счета владельца пластиковоі карты и дает ему право на приобретение продукции и услуг предприятий питания без оплаты наличными.

Пластиковые карты различают:

по функциональному назначению -

кредитная, которая предусматривает лимит кредита банка в течение небольшого срока и оговоренной заранее суммы;

дебетовая, которая предусматривает внесение ее потребителем на счет в банке определенной суммы, в рамках которой он может впоследствии осуществлять свои расходы; по масштабам действия -

- международные American Express, Visa, Euro card, Master card, diner's club, SCB;

национальные, которые действуют только в этой стране;

- региональные, которые используются только в определенном регионе; объекту, которые применяются на данных объектах;

по способу вычета средств -в иностранной валюте; в национальной валюте;

смешанная (оплата осуществляется и в иностранной, и в национальной валюте);

по степени индивидуализации пользования -

по техническим использованием - магнитные;

Магнитная карта содержит минимальную информацию о потребителе: фамилия и номер банковского счета и срок ее действия. Если карта используется в банкоматах, то она должна иметь пин-код (персональный идентифицированный номер).

Чиповая карта (от англ. chip - кристалл микросхемы) может хранить большее количество информации, чем магнитная, и участвовать в ее разработке.

Карты иностранных и украинских компаний изготавливают из пластика. Они имеют одинаковую прямоугольную форму и единый размер. На лицевой стороне карты указываются: наименование эмитента (банка, который выдал карту), фамилия, имя, отчество владельца, номер счета в банке, срок действия карты, номер карты, ее назначения и другие реквизиты.

Срок действия карты указывается двумя способами:

- одной конечной датой (например, 12/04 - соответственно месяц и год);

начальной и конечной датами (например, 01/04-12/05).

На обратной стороне карты имеется магнитная полоса с образцом подписи ее владельца. Дополнительно может быть размещена его фотография, а также отражена принадлежность к одной из систем скидок и даже уровень предполагаемого кредита (по цвету - серебряная, золотая, платиновая и др.).

Карта должна быть обязательно проембосірувана (на поверхности карты выдавливается рельефный надпись реквизитов).

Техника работы с пластиковыми картами предусматривает такие действия:

- официант должен уточнить, принимается к оплате карта гостя. Для этого он передает ее кассиру, который осуществляет транзакцию, то есть связь с банками для подтверждения наличия на счете необходимых денежных средств;

- пропустив через терминал карту гостя, кассир распечатывает счет на оплату, передает его официанту, для того чтобы гость на нем расписался: кассир сверяет идентичность подписи на карте и счете;

- официант возвращает счет и карту гостю и благодарит его за визит. Безналичный расчет в ресторане может осуществляться по евро-

чеком. Еврочеки является европейской платежной системой и принимаются к оплате во всех странах Европы. Эта система оплаты состоит из двух частей: пластиковоі гарантийной карты и бумажного єврочека. Они приобретаются и используются только вместе.

Техника работы с єврочеками отличается от расчета пластиковыми картами тем, что к оплате принимаются еврочеки, заполненные потребителями (с указанием суммы и валюты платежа, даты и места их использования - ресторан или бар). Реквизиты єврочека должны совпадать с данными гарантийной пластиковоі карты (название банка, буквенные обозначения страны, номера счета клиента в банке и гарантийной пластиковоі карты), которые потребитель проставляет на обороте єврочека. После того как посетитель подпишет еврочек, подпись сверяется с гарантийной картой. Сумма каждого чека не должна превышать гарантированного лимита, установленного банком. В случае если сумма счета превышает лимит, гость выписывает несколько єврочеків, в каждом из которых обязательно указывает паспортные данные.

Еврочеки имеют защиту от подделки. На пластиков и гарантийной карте должна быть голограмма с изображением профиля Бетховена, эмблемы Европейского Сообщества с указания года действия карты. На єврочеку

- профиль Бетховена и слово "еurochegen" большими латинскими буквами.

В ресторанах осуществляется безналичный расчет с организациями на основе заключения договоров на обслуживание группы потребителей и оформления заказа-счета.

УБОРКА СО СТОЛА

Перед подачей десерта со стола убирают тарелки для салата и горячего блюда. Солонки, перечницы, неиспользованные серебряные приборы, подносики из-под орешков составляют на большой поднос, а во время официального обеда еще стряхивают сложенной салфеткой крошки со стола перед каждым гостем на небольшой поднос или в специальное устройство, называемое «молчаливый дворецкий», которое прикрепляется к краю столешницы.

При отсутствии прислуги грязные тарелки убирают по две сразу. Их никогда не составляют все одну на другую и не очищают от остатков пищи за столом. Каждый раз, когда вы выносите по две тарелки на кухню, удобно захватывать обратно в столовую десертные тарелки, салат и салатные тарелки или то, что вы считаете нужным подать к столу. Можете расставлять десертные тарелки перед теми гостями, около которых стол уже убран, а тарелки от предшествующего блюда вынесены. Либо сразу же после того, как вы уберете использованную тарелку хозяина, поставьте перед ним стопку десертных тарелок и блюдо с десертом, чтобы он раскладывал его порциями и передавал гостям, пока вы будете заканчивать уборку использованной посуды со стола.

Когда вы подаете гостям большие чашки с водой для ополаскивания пальцев, их можно принести и поставить на стол после десерта, либо вместе с десертной ложкой и вилкой на десертной тарелочке подать приглашенным на небольших салфетках. В этом случае вашему гостю самому следует поставить чашку с водой на салфетке рядом с тарелкой и должным образом разложить столовые приборы для десерта. Если подавать воду для ополаскивания пальцев вы не будете, десерт можно разложить по тарелкам на кухне, принести его гостям и обслужить их в том же порядке, как при раздаче главного блюда. Иными словами, хороша любая система, ускоряющая и облегчающая смену блюд, при которой у гостей не создалось бы впечатления о том, что они доставляют вам слишком много хлопот.

Если кто-то из гостей выразит желание помочь вам убирать со стола, можете сказать им: «Нет, спасибо, мне проще сделать это самой». В противном случае, вы тут же обнаружите, что к первому добровольцу на кухне незамедлительно присоединятся еще один-два. Конечно, вы можете заранее договориться с близкой подругой, родственницей или вашими детьми о том, что они вам помогут, но другие гости должны оставаться гостями, то есть сидеть за столом и ждать, пока их обслужат.

Послеобеденный кофе Кофе после обеда может быть подан одним из четырех способов:

1. Официантка расставляет перед гостями чашки, блюдца и сахар; за ней следует официант с кофейником и разливает кофе в чашки, которые гости держат в руке.

2. Официант обходит гостей с подносом, на котором стоят чашки с кофе, и каждый берет себе уже наполненную чашку.

3. Официант обходит гостей с подносом, на котором стоят пустые чашки и сахарница, держа его (если, конечно, поднос не очень тяжелый), на ладони левой руки. Гость кладет в одну из чашек сахар, а официант правой рукой наливает ему из кофейника кофе.

4. На менее официальном обеде поднос с кофейником ставится перед хозяйкой в гостиной.

Она разливает кофе по чашкам, а официант разносит их каждому гостю на подносе, где стоят сахар и сливки.

Сегодня подавать послеобеденный кофе гостям сложнее, чем во времена Эмили Пост, когда кофе, сахар и сливки были только натуральными не было выбора, не возникало и вопросов. В наше время, когда люди стали больше заботиться о своем здоровье, возникла проблема выбора, повлекшая за собой многочисленные дополнительные сложности. Ведь сейчас после обеда гостям можно предложить натуральный молотый кофе, кофе-эспрессо или растворимый кофе без кофеина; обычный чай, чай с добавками или травяной; сливки, снятое или цельное молоко; натуральный сахар либо его многочисленные заменители. Предлагая гостям послеобеденный чай или кофе, хозяйка, как правило, ориентируется на их вкусы. Если она принимает только близких друзей, зная, что все они пьют растворимый кофе без кофеина, проблема выбора перед ней не стоит. Однако когда приглашено много народа, лучше предложить гостям несколько напитков, скажем, кофейник с растворимым кофе без кофеина и, возможно, чайник с горячей водой, а к нему несколько разновидностей чая.

Генеральная уборка

Генеральная уборка Генеральная уборка квартиры – дело не простое, а потому проводят ее не так часто, но не реже двух раз в год. Поскольку на Земле не так много людей, которым процесс уборки доставляет удовольствие, то большинству из нас необходим достаточно серьезный

Уборка санузла

Уборка санузла Поскольку об обычной уборке в ванной комнате и туалете мы подробно говорили выше, то здесь остановимся только на проблеме появления плесени и грибка.Теплый пар создает оптимальные условия для появления плесени и грибка, а потому ванна особенно нуждается в

Уборка кухни

Уборка кухни Кухня – любимое место в доме: здесь так приятно собраться всей семьей, обсудить события уходящего дня, выпить чашечку чая. Но именно на кухне сложнее всего поддерживать чистоту и порядок. Тем не менее, это возможно, главное, не оставлять ничего «на потом» и

Уборка урожая

Уборка урожая Время сбора Один из наиболее важных моментов уборки урожая – правильно определить степень зрелости плодов. Урожай, собранный слишком рано или, наоборот, слишком поздно, может быть не самого лучшего качества и плохо храниться даже в идеальных

Уборка листвы

Уборка листвы Ежегодно, с конца октября по начало ноября, в саду осуществляется сезонная работа – уборка опавшей листвы. Часто садоводы задумываются о том, что делать с большими кучами листьев. Одни их сжигают, другие отвозят в лес, некоторые перекладывают в компостные

Глава 6. УБОРКА

Глава 6. УБОРКА Чистка окон и зеркал После ремонта уборка неизбежна. Ну и как же мыть окна? Конечно, можно мобилизовать все свои силы и, не щадя ни себя, ни других, броситься в битву за чистоту. А не проще ли, как говорится, подойти к делу с чувством, с толком, с расстановкой,

Уборка без пылесоса — это возможно

Уборка без пылесоса — это возможно Например, новый ковер первые два месяца не рекомендуется чистить пылесосом. Ворс на нем держится еще слабо, поэтому лучше обмести его сухим веником. Сделать это нужно с двух сторон, после чего следует выбить ковер с изнанки. Причем на

Уборка и хранение картофеля

Уборка и хранение картофеля Выкапывают ранний картофель для летнего употребления по зеленой ботве во время начала его цветения. На семена и для зимнего употребления картофель убирают позднее, в середине сентября, после массового подсыхания ботвы. В этот период клубни

Уборка урожая К уборке урожая можно уже приступить, когда плоды достигнут технической спелости, то есть будут полностью сформированными, с толстыми мясистыми стенками, с типичной для данного сорта окраской (светло-зеленой, зеленой и характерным перечным ароматом и

Уборка урожая Убирают урожай в конце июля – августе, когда у растений начинают отмирать листья. Гнезда луковиц извлекают из почвы, разбирают на отдельные луковицы и сушат на солнце. Хранят лук в сухих прохладных помещениях. Луковицы и зелень шалота хорошо хранятся в

Уборка урожая Убирают редис по мере созревания в 2–3 приема с интервалом 4–5 дней. Если его слишком долго оставлять в земле, мякоть становится ворсистой и рыхлой, также корнеплоды грубеют, а растения идут в стрелку. Поэтому спелые корнеплоды необходимо выкопать,

Уборка и хранение

Уборка и хранение Уборку свеклы начинают в конце третьей декады сентября. Ее убирают первой из корнеплодов, так как она более чувствительна к понижению температуры.Свеклу осторожно подкапывают вилами, руками очищают корнеплоды от земли и обрезают острым ножом ботву так,

Уборка и хранение Убирают корнеплоды до наступления осенних заморозков, примерно в конце сентября. Подкопанные и выдернутые из умеренно влажной почвы корнеплоды освобождают от земли руками, не стряхивая и не ударяя корнеплоды о землю или друг о друга. У корнеплодов,

Конспект урока по ПМОП на тему:"Уборка посуды, протирка столов". 6КЛ

Цель: Формирование умения правильной уборки посуды и протирки столов.

Задачи: Актуализировать знания о видах посуды (столовая, кухонная) путем дидактической игры «Расположи посуду по группам», ознакомить с правилами уборки столового зала в правильной последовательности путем совместно-индивидуальной практической работы. Развивать мелкую моторику посредством работы с приспособлениями по уходу за посудой (губка, средства для мытья и т.д). Воспитывать чистоплотность, опрятность посредством просмотра мультфильма «Федорино горе».

Оборудование: плакаты с кармашками для картинок посуды, средства и приспособления для мытья посуды, тарелки, бокалы, проектор, видео «Федорино горе», перфокарты, разрезные картинки посуды, плакаты с этапами уборки посуды.

1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке!

– Ребята, к какому уроку вы приготовились? Кто из вас помнит, как расшифровываются буквы МОП? Чем мы занимаемся на уроках МОП?

2. Повторение изученного материала:

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Какую посуду мы называем столовой? Какую посуду называем кухонной?

Дидактическая игра.

– Ребята, перед вами на доске находятся два плаката с кармашками, в эти кармашки нужно вставить картинки той посуды, которая подходит к заглавию «Кухонная посуда» или «Столовая посуда» (дети по цепочке выполняют данное задание).

– Назовите правила оформления столового стола.

Постановка проблемного вопроса.

- Молодцы, ребята, правильно справились с заданием. Сегодня мы продолжим говорить о посуде, а о чем именно вы догадаетесь, посмотрев начало следующего мультфильма (включается начало мультфильма «Федорино горе»).

-Ребята, начало какой сказки вы сейчас посмотрели? Кто написал эту сказку?

- Ребята, что произошло с Федорой? Почему от нее сбежала посуда? Чтобы с нами никогда не произошло ничего подобного и у нас в школьной столовой, мы сегодня поучимся с вами ухаживать за посудой и мебелью, а на этот вопрос вы мне ответите в конце урока после изучения новой темы.

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Уборка посуды, разгрузка посуды в моечном отделении. Протирка столов» (учитель открывает тему урока на доске).

4.Новая тема:

– Девочки, как вы думаете, что нужно выполнить после того как пообедали в столовой?

Правильно, перед тем как приступить к мытью посуды, нужно подготовить убрать посуду и рассортировать её, убрать растительные остатки.

Уборка столового зала делится на 3 этапа (вывешивается плакат с этапами уборки):

1. Подготовительный этап. В него входит уборка посуды со столов.

Посуду необходимо убирать осторожно, чтобы не разбить и унести её к окошку приёма использованной посуды.

2. Очистка посуды от остатков пищи, сортировка посуды, выбор моющего средства.

3. Заключительный этап. На этом этапе необходимо протереть столы моющим средством, ополоснуть тряпочки и положить сушить.

Столы с деревянной крышкой вытирают влажной тряпкой, а столы, покрытые искусственными материалами, моют водой с мылом. Ножки столов протирают сухой или влажной тряпкой.

- Итак, ребята, давайте вместе с вами прочитаем этапы уборки столового зала (ученики читают этапы и их составляющие по цепочке).

4. Физкультминутка.

- Ребята, вы немного устали и я предлагаю вам отдохнуть. В нашей классной комнате в разных местах находятся предметы посуды, оглядитесь кругом и если увидите эти предметы, несите их на вот этот стол (дети приносят посуду на учительский стол).

5. Практическая работа:

Выполнение практической работы. Напомнить о ТБ.

– Ребята, а сейчас мы с вами потренируемся правильно выполнять уборку столового зала с опорой на наш план. Перед началом работы давайте наденем фартуки. А для чего нужно надевать фартуки? Правильно, чтобы быть чистыми и опрятными. (Ученики читают этапы мытья и по цепочке их выполняют).

6. Закрепление изученного материала: Выполнение программированного задания (заполнение перфоконвертов).

«Поставьте напротив этапов мытья посуды цифры соответствующие порядку их выполнения»

Этапы мытья посуды

Очередность

Тряпочку для протирки стола моющим средством.

Намочи тряпочку водой.

Очисть посуду от остатков пищи

Выбери моющее средство.

Убери посуду со стола

Отнеси посуду к месту для приёма использованной посуды

Рассортируй посуду для мытья.

Нахождение ответа на проблемный вопрос.

- Итак, ребята, на какой вопрос вам нужно было ответить в конце урока? А чтобы вам было легче на него ответить давайте досмотрим окончание мультфильма (просмотр второй части мультика).

– Итак, почему посуда убежала от Федоры? Как поступила Федора после этого? Что она сделала, чтобы посуда вернулась?

7. Итог урока и оценка деятельности учащихся.

- Итак, ребята, чем мы занимались на уроке? Сколько этапов входит в процесс мытья посуды? Какие приспособления нужны для мытья посуды? (оценка деятельности учащихся на уроке с подробным анализом).

Памятка для педагогов "Организация питания в ДОУ"

ЭТИКЕТ – это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1.Как сидеть за столом, как вести застольную беседу и что нельзя делать за столом.

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе.

Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

- не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

- не говорить пока во рту пища.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. Взрослые (младший воспитатель и педагог) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей (уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились). Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно. Если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание .Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

2.Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку.

Ложку держать в правой руке, подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом. На тарелку столовые приборы кладутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать.

Начиная со второй половины года во 2 младшей группе приучать детей пользоваться вилкой, в средней группе — пользоваться ножом. Салаты есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке. Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки капусты, лука. Необходимо объяснять им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках всё съедобно. Необходимо приучать есть гущу вместе с жидкостью.

Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки: курицу, рыбу, сосиску, суфле. Учить детей отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию надо только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Сосиски, сардельки в младшей группе подавать в разрезанном виде, с 4 до 7 лет дети разрезают их сами. Также подавать в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками; макароны, картофельное пюре, омлет, котлету – только вилкой; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом ; ягоды в компоте – чайной ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце, ложку в стакане не оставляют; хлеб не откусывают, а отламывают руками, суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска, правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Хлеб надо класть на середину стола в хлебницы, нарезав его на небольшие куски (20—25 г). Брать хлеб из общей хлебницы учить детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз.. Пирожки, ватрушки, печенье, пряники ставить на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учить детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним, пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в рук, чай пьют как обычно)

Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. Бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую.

Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

Бокал без ручки, стакан берут ниже к донышку.

СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКОМ САДУ

В группах раннего возраста продукты выдаются порционно. На хлебницы выкладывается хлеб к каждой смене блюд. Первое блюдо подаётся каждому ребёнку отдельно, по мере съедания первого подаётся второе.

- Не позволяйте ребёнку раннего возраста играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

- Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Организовать мытьё рук, надеть нагрудник и только после этого усадить его за стол.

- После еды не выпускайте малыша из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками — они всегда должны быть на столе.

- Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом.

В дошкольных группах стол сервируется так:

ЗАВТРАК - на середину ставят хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки (в зависимости от блюда). Вилка — с левой стороны, нож — справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Тарелки складывают друг на друга и оставляют на краю стола.

ОБЕД — стол сервируют так же, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Дежурные разносят тарелки с салатом, воспитатель приглашает детей за столы. По мере съедания детьми салата, младший воспитатель разливает суп, разносить помогает воспитатель. Дежурные к этому процессу не допускаются. Категорически запрещается оставлять использованную посуду, во время обеда необходимо приучать детей не отставлять на середину стола грязную тарелку: это загромождает стол и создаёт некрасивый вид. Их тут же убирают младший воспитатель и дежурные дети. Второе блюдо подают по мере съедания первого, помогает разносить воспитатель и младший воспитатель. Тарелки после второго складываются одна в одну на краю стола, дежурные их убирают, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

ПОЛДНИК — стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

УЖИН – стол сервируют также, как и к завтраку, кроме масла.

Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по организации питании в группах

Условия воспитания положительного отношения к еде:

•удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

•благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

•разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

•исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);

•постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

•оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

•позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

•во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Организация дежурства

Общие требования:

- дежурство носит характер поручений;

- единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

- обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

- назначают по 1 дежурному для каждого стола (младший, средний возраст); 2 дежурных на все столы – старший возраст.

- поощрение и благодарность за помощь;

младший возраст:

- к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

- раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

средний возраст:

- сервировка стола под руководством взрослого;

- уборка использованных салфеток;

- уборка грязной посуды с детских столов в определённое место.

старший возраст:

- сервировка стола (самостоятельно и под присмотром взрослого);

- размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

- уборка грязной посуды и использованных салфеток, очистка столов от крошек.

Этикет

Читайте также: