У кого к зиме был готов и стол и дом

Обновлено: 29.04.2024

- воспитывать доброту, честность, справедливость, интерес к татрализации.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Компетентности: коммуникативная, информационная, саморазвития и самообразования, творческой деятельности.

Оборудование: эпиграф к уроку, портрет И. А. Крылова, портрет Ж. де Лафонтена, портрет Эзопа, кроссворды, «черный ящик», декорации к инсценированию басен, рисунки учащихся, карточки, иллюстрации детей к произведениям.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро - солнцу и птицам! Доброе утро - улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!

Ученики:

Мы Вам рады, наши гости,

И приветствуем всех Вас!

И сердечно приглашаем

На урок в 6-Б класс!

Учитель : Доброе утро, ребята! Доброе утро, дорогие гости! Мы от всей души рады приветствовать Вас в нашей литературной гостиной «БАСНИ ДЕДУШКИ КРЫЛОВА».

ІІ . Постановка целей и задач. Вводная беседа.


Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

М. Исаковский

Учитель. Посмотрите внимательно на экран монитора и подумайте, что объединяет эти произведения.

Дети. Это басни И.А. Крылова.

Учитель. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет «дедушкой Крыловым». Посмотрите внимательно на портрет баснописца, вглядитесь в его лицо. Как вы думаете, какой это был человек?

Дети. Добрый, с проницательными глазами, мудрый человек.

Учитель. Крылов учит людей узнавать самих себя, учит мудрости жизни. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: “Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым”. А сам Крылов о себе говорил: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. А вот что это за пороки, вы скажете в конце урока.

Учитель. Сегодня мы в гостях у знаменитого писателя И.А. Крылова.

Ребята, 14-15 февраля (точной даты не указано) 2012 года исполнилось 243 года со дня рождения писателя.

1. Давайте разгадаем ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРОССВОРД и прочтём ключевое слово.

1. Скрипка - четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого тембра.

2. Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи разных авторов.

3. Пьесы - драматические произведения для театрального представления.

4. Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

5. Комедия - драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом.

6. Вестник - тот, кто приносит какие-нибудь вести; название некоторых периодических изданий.

Учитель. Поэт печатался под псевдонимом. Какой псевдоним был у Крылова. (Нави Волырк)

2. В каких литературных жанрах работал поэт, нам поможет узнать следующий кроссворд “ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ”:

1. Былина - жанр русского фольклора, песни о героических подвигах богатырей, правдивое повествование о том, что происходило в старину.

2. Сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом, один из популярных и любимых жанров в фольклоре.

3. Пьеса - произведение, написанное для театра.

4. Роман - крупный по объему прозаический жанр повествования.

  1. Повести - эпический жанр, который занимает промежуточное положение между романом и рассказом .

ІІІ. Робота над темой урока


Учитель. Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.

Басни писали и до Крылова.

- Ребята, а кто из баснописцев вам еще известен?

Дети. Жан де Лафонтен и Эзоп.

3. Сегодня на уроке у нас присутствуют УЧЕНЫЕ-БИОГРАФЫ, которые подготовили исторические сведения о жизни и творчестве этих выдающихся писателей.


Эзоп - предполагаемый автор целого ряда греческих басен. Попытки выяснить, был ли Эзоп реально существующим человеком предпринимались еще в древние времена. Существует множество версий…

Первое известное собрание басен, приписываемых Эзопу было сделано в 4 веке до н.э., но это собрание не сохранилось. Сборник басен Эзопа также был сделан в Риме в 1 веке н.э
По одной из версий, Эзоп, фригиец по происхождению, мудрый и обладавший литературным дарованием, жил в VI веке до н. э. на острове Самос и был рабом богатого самосского гражданина. Позднее он был отпущен на волю, некоторое время провёл при дворе лидийского царя Креза, а впоследствии, обвинённый дельфийскими жрецами в святотатстве, был сброшен со скалы. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа.
Наследие
Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста. Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом. На русском языке полный перевод всех Эзоповских басен был опубликован в 1968 г.


Жан де Лафонте́н — знаменитый французский баснописец. Отец его служил в лесном ведомстве, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. Вскоре отец передал ему свою должность и убедил его жениться на 15-летней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.

Лафонтен был тем человеком, для которого серьёзна была только его поэзия. Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового жанра полу-лирических, полу-философских басен обусловливается индивидуальным характером Лафонтена, искавшего свободной поэтической формы.


Художественному значению басен Лафонтена способствует красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.

В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.


• В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, . Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным.

Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.

В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

4. А сейчас, ребята, мы немного вспомним ТЕОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ.

- Что такое басня? Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

- На сколько частей делится басня?

• Делится на 2 части:

основное повествование и мораль (нравоучительный вывод).

- Что такое аллегория?

• Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек).

- Что такое олицетворение?

• Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых).

- Кто является персонажами басен?

• Персонажи (герои) – животные.

- Что называется диалогом?

• Диалог (разговор двух или более героев).

- Какой язык присущ басням?

- Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков человеческой жизни.

- Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.

- Эзопов язык – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.

Каждый год на уроках чтения вы встречаетесь с баснями Крылова и сегодня мы определим, как вы знаете басни Ивана Андреевича Крылова.

5.ИГРА « ОТГАДАЙ БАСНЮ»

· «У сильного всегда

Тому в истории мы тьму

Но мы истории не пишем.»

В какой басне звучали эти слова?»

Ответ: «Волк и Ягнёнок»

· Перечислите героев басни «Квартет»

Ответ: Осел, Козел, Мартышка, Мишка.

- Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

Ответ: Слона.

· Куда попал волк ночью, думая залезть в овчарню?

Ответ: На псарню.

· У кого к зиме «был готов и стол, и дом.»?

Ответ: У Муравья.

· Любимое блюдо Демьяна?

· Что выронила Ворона?

· Из какой басни это выражение:

« Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет»

6.ИГРА «ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» (слайды) Назовите животных, которые здесь написаны. Все они герои басен И. А. Крылова.

К В О Л волк

П У Х Е Т петух

Й Е В А Р У М муравей

Г У Б О Л Ь голубь

Ё С О Л осёл

Л С О Н слон

А Ц И С И Л лисица

Л Ё З О К козёл

И Ш К А М мишка

К А Р рак

А Н О Р О В ворона К У Щ А щука

7. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН :

- «Стрекоза и муравей»;

- «Мартышка и очки»;

8. ДЕКЛАМАЦИЯ БАСНИ «Чиж и голубь».

9. КРОССВОРД «БАСНИ КРЫЛОВА»

krilov-krossvord

1. Кто смеялся «вперед чужой беде»?

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3. У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»?

4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

5. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

6. Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись».

7. Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

Ответы на кроссворд: 1. Голубь. 2. Обезьяна. 3. Муравей. 4. Ворона. 5. Моська. 6. Рак. 7. Слон.

10. ИГРА « ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

· В ящике лежит предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа».

· В ящике лежит предмет, которого героиня достала с полдюжины.

· Фрукт, которым хотела полакомиться лисица.

· Продукт из молока, которого лишилась представительница семейства вороновых

11. ИГРА «ИЗ КАКИХ БАСЕН СТРОКИ?»

12. ИГРА «ИЗ КАКОЙ БАСНИ МОРАЛЬ?»

13. ИГРА «КТО БОЛЬШЕ»

(На листочках вспомнить и написать за 1 минуту как

можно больше героев басен И.А.Крылова)

14. ВЫСТАВКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ К БАСНЯМ

IV . Подведение итогов урока Учитель. – Какому выдающемуся писателю сегодня была посвящена наша литературная гостиная?

- В каком жанре более всего проявил себя Иван Андреевич Крылов?

- Вернемся к эпиграфу нашего урока.

- Так о каких же человеческих пороках говорит в своих баснях автор?

* лицемерие, лукавство, притворство;

* лживость, жадность, наглость, грубость;

* лень, глупость, невоспитанность, зависть.

V . Домашнее задание

- Ребята, а дома вы еще раз перечитайте наиболее понравившиеся басни и напишите сочинение-миниатюру на тему «Моя любимая басня И.А.Крылова».

У кого к зиме был готов и стол и дом

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.

Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.

Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

От хладного разврата света
Еще увянуть не успев,
Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев;
Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит.

Негодованье, сожаленье,
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь.
Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем;
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.

Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.

В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары,
Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;
Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством;
Но разговор их милых жен
Гораздо меньше был умен.

Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой;
Зовут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай;
Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой. 12

Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, —
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор, —
Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.

Но чаще занимали страсти
Умы пустынников моих.
Ушед от их мятежной власти,
Онегин говорил об них
С невольным вздохом сожаленья:
Блажен, кто ведал их волненья
И наконец от них отстал;
Блаженней тот, кто их не знал,
Кто охлаждал любовь — разлукой,
Вражду — злословием; порой
Зевал с друзьями и с женой,
Ревнивой не тревожась мукой,
И дедов верный капитал
Коварной двойке не вверял.

XVIII

Когда прибегнем мы под знамя
Благоразумной тишины,
Когда страстей угаснет пламя,
И нам становятся смешны
Их своевольство иль порывы
И запоздалые отзывы, —
Смиренные не без труда,
Мы любим слушать иногда
Страстей чужих язык мятежный,
И нам он сердце шевелит.
Так точно старый инвалид
Охотно клонит слух прилежный
Рассказам юных усачей,
Забытый в хижине своей.

Зато и пламенная младость
Не может ничего скрывать.
Вражду, любовь, печаль и радость
Она готова разболтать.
В любви считаясь инвалидом,
Онегин слушал с важным видом,
Как, сердца исповедь любя,
Поэт высказывал себя;
Свою доверчивую совесть
Он простодушно обнажал.
Евгений без труда узнал
Его любви младую повесть,
Обильный чувствами рассказ,
Давно не новыми для нас.

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,
Одна привычная печаль.
Ни охлаждающая даль,
Ни долгие лета разлуки,
Ни музам данные часы,
Ни чужеземные красы,
Ни шум веселий, ни науки
Души не изменили в нем,
Согретой девственным огнем.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.

Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон,
И мысль об ней одушевила
Его цевницы первый стон.
Простите, игры золотые!
Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И ночь, и звезды, и луну,
Луну, небесную лампаду,
Которой посвящали мы
Прогулки средь вечерней тьмы,
И слезы, тайных мук отраду.
Но нынче видим только в ней
Замену тусклых фонарей.

XXIII

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге. но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию — закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.

XXVII

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.

XXVIII

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.

Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла; 14
Но в старину княжна Алина,
Ее московская кузина,
Твердила часто ей об них.
В то время был еще жених
Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле:
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.

Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу;
Но, не спросясь ее совета,
Девицу повезли к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она 15 .

XXXII

Привычка усладила горе,
Не отразимое ничем;
Открытие большое вскоре
Ее утешило совсем:
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.

XXXIII

Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев,
Корсет носила очень узкий,
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос;
Но скоро все перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.

XXXIV

Но муж любил ее сердечно,
В ее затеи не входил,
Во всем ей веровал беспечно,
А сам в халате ел и пил;
Покойно жизнь его катилась;
Под вечер иногда сходилась
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья,
И потужить, и позлословить,
И посмеяться кой о чем.
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить,
Там ужин, там и спать пора,
И гости едут со двора.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.

XXXVI

И так они старели оба.
И отворились наконец
Перед супругом двери гроба,
И новый он приял венец.
Он умер в час перед обедом,
Оплаканный своим соседом,
Детьми и верною женой
Чистосердечней, чем иной.
Он был простой и добрый барин,
И там, где прах его лежит,
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.

XXXVII

Своим пенатам возвращенный,
Владимир Ленский посетил
Соседа памятник смиренный,
И вздох он пеплу посвятил;
И долго сердцу грустно было.
«Poor Yorick! 16 — молвил он уныло. —
Он на руках меня держал.
Как часто в детстве я играл
Его Очаковской медалью!
Он Ольгу прочил за меня,
Он говорил: дождусь ли дня. »
И, полный искренней печалью,
Владимир тут же начертал
Ему надгробный мадригал.

XXXVIII

И там же надписью печальной
Отца и матери, в слезах,
Почтил он прах патриархальный.
Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут.
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!

XXXIX

Покамест упивайтесь ею,
Сей легкой жизнию, друзья!
Ее ничтожность разумею
И мало к ней привязан я;
Для призраков закрыл я вежды;
Но отдаленные надежды
Тревожат сердце иногда:
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.

И чье-нибудь он сердце тронет;
И, сохраненная судьбой,
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!

Занимательные вопросы по русскому языку и чтению.


3. У коровы две, у кошки три, у собаки три. Сколько их у петуха?

(8, это количество букв: ку-ка-ре-ку)

4. Поставьте перед каждым словом одну букв так, чтобы получилось новое слово.

Например: город – огород

Рубка, дар, клад, роль, усы, ход, ель, уран, беда, роза.

(трубка, удар, склад, кроль, бусы, вход, мель, буран, ябеда, гроза)

5. У коровы шесть, у козы четыре, у курицы шесть. Сколько у кошки?

(5, это количество букв)

6. Уберите по одной букве из каждого слова так, чтобы получилось новое слово.

Например: стон – сон: банк, пруд, всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран, горсть.

(бак, пуд, власть, каска, слон, пол, тело, еда, кран, гость)

7. Исправьте ошибки :

(На дороге стоял старый дуб)

  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.

(Столяр сделал из сосны тумбочку с четырьмя ножками)


8. Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек равно количеству букв), например, вок(…)ив – зал, потому что эти слова – вокзал и залив:

бал(…)еда, у(…)ова, вам(…)амида, ме(…)олад, пе(…)ол, беге(…)ор. (бес, гол, пир, шок, сок, мот)

9. Из двух (трех) слов составьте одно, например, кит + рана = картина:

сила + пень, кожа + ворон; липа + нота; вал + иго; мир + дно + оса; око+ножка+сор).

(апельсин, жаворонок, антилопа, иволга, смородина, сороконожка)

10. Составьте грамотное предложение, включающее в себя только эти слова: до, весеннем, над, жаворонков, в, природным, сумерек, воздухе, голоса, самых, звенят, утра, ковром, с, ярким

(в весеннем воздухе над ярким природным ковром с утра до самых сумерек звенят голоса жаворонков)

II. Упражнения на развитие мыслительных операций


1. Назовите какие-нибудь три признака имени существительного, имени прилагательного, глагола.

2. Чем схожи и чем отличаются имя существительное и имя прилагательное?

3. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками: алфавит (слог, строка, буква, 33, порядок). (буква, порядок)

4. Расположите последовательно в порядке возрастания слова: предложение, буква, слово, слог, текст, абзац.

(буква, слог, слово, предложение, абзац, текст)

5. Исключите лишнее слово:
приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

6. Назовите группу слов: запятая, точка, двоеточие, тире.

(знаки препинания)

7. Найдите три предложения, спрятанные в тексте: где и прячутся; при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; уже вполне сформировавшиеся кенгурята; когда защищается; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают; ядовитая змея кусает человека только тогда.

(уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке, где и прячутся; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают, где Балтийское море; ядовитая змея кусает человека только тогда, когда защищается)

8. Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое слово, которое связано по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: Береза – дерево; Земля – ? (планета).

  • Существительное – предмет; глагол – ? (действие, состояние)
  • Кресло – мебель; имя прилагательное – ? (часть речи)
  • Ноготь – палец; буква – ? (слово)

Занимательные вопросы по чтению

·
1. В какой сказке у "бабушки" были длинные уши и большие зубы?

· (Красная Шапочка)

2. Какой сказочный персонаж владеет тремя языками?

(Змей Горыныч)

3. Герои каких сказок совершили путешествие благодаря перелетным птицам?

( Нильс с дикими гусями, Лягушка-путешественница с утками)

4. У кого к зиме был готов и стол, и дом?

(Муравей)

5. Кто говорил такие волшебные слова: крекс, фекс, пекс!?

(Буратино)

6. Кто увидел свой образ в зеркале?

(Обезьяна)

7. Как звали самого высокого милиционера Москвы?

(Дядя Степа)

8. Назовите героиню сказки Андерсена, превратившуюся в морскую пену?

(Русалочка)

9. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев?

(у него была только одна нога)

10. Кто остался без завтрака благодаря своей глупости?

(Ворона)

11. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами?

(Огниво)

12. Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"?

(Кукушка)

13. В какой сказке есть домик, вместивший большое количество жильцов?

(Теремок)

14. В какой сказке роль волшебной палочки выполняет цветок?

(Цветик-семицветик)

15. Невеста какого героя жила на болоте?

Урок - викторина по литературе на тему " Басни И.А.Крылова"

III. Викторина. В викторине участвуют две команды.

1) Конкурс-разминка .

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

2) Конкурс«Доска объявлений» (Слайд 2)

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55b7926569cfe/urok-viktorina-znatoki-basien-diedushki-krylova_3.jpeg

Ответы: Мартышка «Мартышка и очки», 2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух», 4. Ворона «Ворона и Лисица»

3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 3- 12)

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

4) «Конкурс Капитанов».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

5) «Я тебя знаю»

По отрывкам определите, из какой басни они взяты.

- А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

- Ворона каркнула во все воронье горло. («Ворона и Лисица»)

- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Рак и Щука»)

- Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Рак и Щука»)

- Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне»)

- У сильного всегда бессильный виноват.(«Волк и Ягненок»)

- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)

- А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)

- Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. («Квартет»)

- Навозу кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно. («Петух и жемчужное зерно»)

6) «Ребусы» (Слайд 13)

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55b7926569cfe/urok-viktorina-znatoki-basien-diedushki-krylova_7.jpeg

Ответы: 1.Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 2. Моська «Слон и Моська», 3 Кукушка «Кукушка и Петух», 4. Щука «Лебедь, Щука и Рак»

7) Игра со зрителями (Слайд 14)

Задание: в отрывке из басни Крылова "Дуб и трость" автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

Не только солнца я препятствую лучам,

Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,

Стою и твёрд и прям.

Как будто б ограждён ненарушимым миром.

Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром.

Хотя б уж ты в окружности росла,

Густою тению ветвей моих покрытой,

От непогод бы я быть мог твоей защитой;

Но вам в удел природа отвела Брега бурливого Эолова владенья.

Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

8) «Ларчик» (Слайд 15- 20)

– В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой.(Учитель из «сундучка» поочередно выводит на экран предметы. Задача учеников назвать героя и басню.)

жёлуди–свинье«Свинья под дубом»

кусочек сыра – Вороне «Ворона и Лисица»

тарелка ухи–Демьяну «Демьянова уха»

скрипка– мартышке «Квартет»

кисть винограда – хотелось получить Лисице «Лисица и Виноград»

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу . Чему нас учат басни Крылова?

Ведущие. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (Слайд 22):

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

За 1 минуту дать правильный ответ.

1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)

2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)

3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)

4. На чём играла Мартышка в квартете? (я – прима; 1-ая скрипка)

5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)

6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)

7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)

8. Каков возраст Ягнёнка? (мне от роду нет году)

9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)

10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (пробившись попусту час целый)

7. Найди свою пару.

Задание: отыскать продолжение выражения.

1. А ларчик…(просто открывался)

2. Чтоб музыкантом быть… (так надобно уменье)

3. Знать, она сильна… (что лает на слона)

4. Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза)

5. Хоть видит око… (да зуб неймёт)

6. Чем кумушек считать трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться)

7. Наделала синица славы… (а море не зажгла)

8. А Васька слушает… (да ест)

9. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь)

10. Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдёт)

11. Ты виноват уж тем… (что хочется мне кушать)

12. Сыр выпал… (с ним была плутовка такова)

8. Отгадай центон.

Центон – это стихотворение, составленное из строк, собранных из различных произведений одного или нескольких авторов. Ниже приведён центон, составленный из басен И.А.Крылова. Участникам викторины предлагается назвать басни, из которых он составлен:

В июле, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками в гору,

Из дальних странствий возвратясь,

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ –

Известно, что Слоны в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы зевак ходили…

Какой-то Повар, грамотей,

С поварни побежал своей…

Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни,

Как вдруг из подворотни…

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет…

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

А выйдет из него не дело, только мука…

(1 – 2 строчки из басни «Муха и Дорожные»; 3 строчка из басни «Лжец»; 4 – 7 строчки из басни «Слон и Моська»; 8 – 9 строчки из басни «Кот и Повар»; 10 – 11 строчки из басни «Прохожие и Собаки»; 12 – 16 строчки из басни «Квартет»; 17 – 19 строчки из басни «Лебедь, Щука и Рак»).

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

III. Заключительное слово.

Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек – загадка, и великая!» А великий критик В.Г.Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».

5г литература

Мария Уханаева

Мария Уханаева запись закреплена

1 задание.Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (.
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? .
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (. )
— Какого цвета было для стрекозы лето? (. )
— На дереве какой породы восседала ворона? (.
— Что пленило лисицу? . )
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? . )

2 задание.«Найди пару» верно соберите все названия басен

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей)

3Конкурс .«Мораль сей басни такова…»

Учащиеся должны прочитать мораль, написать название басни. На выполнение задания 3 минуты.

1.ворона и лисица
2.квартет
3.кот и повар
4.лебедь, рак и щука
5.свинья под дубом
6.стрекоза и муравей
Мораль:

А. Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Б. Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

В. Мораль – лучше действовать, чем впустую говорить.

Г. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, и общее дело не получится.

Д. Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

Е. В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.
_________".-

В задании приведите соответствие морали и басни,т.е. определите какая басня этому учит!

4.Ответьте на вопросы:

- сколько музыкантов входит в квартет? (

- как называется часть басни нравоучительного характера?

5. Конкурс «Угадай басню»

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки. За кажд прав ответ – жетон (побежд та ком, у кот больше жетонов)

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («..)
«У сильного всегда бессильный виноват…» («)
«А Васька слушает да ест…» ()
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…»)
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
«Не лучше ль на себя, кума, оборотиться» )

6. Мастерская художника»

Ах! Ребята, мой знакомый художник к нашему уроку начал рисовать иллюстрации к басням Ивана Андр Крылова, но, к сожалению, не успел закончить. Ваша задача – дорисовать любую иллюстрацию к басне

Читайте также: