Точки на бильярдном столе

Обновлено: 03.05.2024

Развивая тему предыдущей статьи, приведу примеры еще нескольких брильянтовых систем (БС), использующихся при игре в бильярд. Все они были разработаны для прогнозирования траекторий шара, не имеющего при первом соударении с бортом бокового вращения (винта). Именно это свойство делает такие БС особенно удобными для применения в Русском Бильярде. В первую очередь, при этом я имею в виду априорный расчет движения прицельного шара – ведь при контакте с битком он приобретает весьма слабое боковое вращение или вообще после соударения движется без винта.

Для всех представленных ниже БС предполагается, что удар по битку наносится мягко и так, чтобы при первом соударении с бортом шар находился в состоянии естественного качения. При описании систем сохранены ранее использованные обозначения и цвета для изображения чисел, соответствующих брильянтам и особым бортовым точкам.

Система Берни (Bernies System)

К сожалению, мне так и не удалось «докопаться» до явных указаний на авторство этой брильянтовой системы. По косвенным же данным могу предположить, что за уменьшительным именем Берни «скрывается» карамболист Бернард Вишенград (Bernard Wishengrad).


Рис. 1. Система Берни.


Рис. 2. Система Берни – траектории, приводящие в угол.

Система Сида (Sid System)

Довольно любопытную брильянтовую систему придумал Сид Баннер (Sid Banner) – игрок и основатель нескольких бильярдных клубов, идейный вдохновитель развития трехбортного Карамболя в американском штате Флорида. Эту БС можно применять для траекторий шара, направленных вдоль стола в короткий борт и отражающихся в соседний длинный борт. На рисунке 3 изображены три группы использующихся чисел. Начальные числа и числа первого борта присвоены отметкам коротких бортов и отличаются друг от друга лишь масштабом (числа F в десять раз превосходят числа D, расположенные напротив). Числа же второго борта S (изображенные фиолетовым цветом) имеют неравномерный масштаб с некоторым «уплотнением» в районе малых значений (при S < 2).

Для системы Сида характерны две особенности. Первая из них состоит в том, расчетная формула основана не на традиционном принципе аддитивности, а использует мультипликативное свойство бортовых чисел. Иначе говоря, вместо сложения или вычитания здесь применяется умножение. Формула проста и имеет вид: F = D · S. Для траектории, изображенной на рисунке 3, D = 3 и S = 4.5. А это значит, что прицеливаться нужно в особую бортовую точку с числом F = D · S = 3 · 4.5 = 13.5. Вторая особенность связана с применяемым позиционированием шара. На начальном и первом бортах используется обычное позиционирование «сквозь», а вот на втором борту – весьма неожиданное позиционирование через точку упругой части борта, в которую направлена траектория приближающегося шара.


Рис. 3. Система Сида.

Система Сида для длинного борта

В основном, системой Сида пользуются для построения траекторий, подобных изображенной на рисунке 3. Но оказывается, что ее можно применять и в случаях первого соударения шара с длинным бортом стола. Согласно рисунку 4, можно легко найти точку прицеливания на первом борту: F = D · S = 3 · 3 = 9. Подчеркну, что и в этой модификации системы необходимо применять смешанное позиционирование.


Рис. 4. Система Сида для длинного борта.

Комбинирование систем Сида и «Плюс»

На рисунке 5 линиями красного цвета изображена одна из возможных траекторий шара, которую можно спрогнозировать с помощью комбинированной БС. Она направлена из угловой лузы, для которой начальное число D равно пяти, в точку с числом T = 5.5 на третьем (коротком) борту. Расчет по модифицированной системе Сида позволяет определить число прицельной точки на первом борту: F = D · T = 5 · 5.5 = 27.5. В отличие от основной системы Сида, здесь в качестве второго сомножителя выступает число третьего борта T, а не второго S.


Рис. 5. Комбинирование систем Сида и «Плюс».

Комбинирование систем Сида и «Плюс» позволяет скорректировать базовую траекторию на случай применения бегущего винта (в данном случае – правого), сужающего траекторию после отражения от второго борта. Если использовать винт, придаваемый шару за счет бокового сдвига кия, равного диаметру одной наклейки, траектория при подходе к третьему борту будет направлена в средний бриллиант короткого борта. Таким образом, по сравнению с базовой траекторией произойдет конечное смещение траектории, равное одному расстоянию между брильянтами. Если же точку удара на битке сдвинуть на два диаметра наклейки, то конечное смещение траектории будет уже составлять два брильянтовых расстояния. Указанные «возвратные» траектории на рисунке 5 условно показаны желтым цветом. Для иллюстрации того, как на практике можно использовать такое свойство комбинированной БС, рассмотрим пример. Допустим, в конкретной игровой ситуации шар расположен так, что D = 5, а попасть нужно в нижний брильянт короткого борта с числом T = 8.5. Если не использовать бокового вращения, то расчет по формуле системы даст следующий результат: F = D · T= 5 · 8.5 = 42.5. Но по рисунку 5 видно, что максимальное значение числа на первом борту составляет всего лишь 40. А это значит, что без применения винта поставленная задача не решается. Если же использовать винт со смещением кия на две наклейки, то прицеливаться нужно в точку F = 27.5. Ну, а если смещать кий на одну наклейку, расчет для прицельной точки дает: F = D · T = 5 · 7 = 35.

Система Тюзюла (Tüzül System)

Эту брильянтовую систему разработал и представил в своей книге Tüzül Billiard Systems турецкий карамбольный игрок Мурат Тюзюл (Murat Tüzül). Если воспользоваться числами, присвоенными отметкам первого и третьего бортов, изображенными на рисунке 6, то можно применить формулу системы: F = D – 1.5 · T = 20 – 1.5 · 4 = 14.


Рис. 6. Система Тюзюла.

Нетрудно заметить, что траектории, изображенные на рисунках 5 и 6, однотипны. Более того, при ближайшем рассмотрении оказывается, что расчеты по системе Тюзюла приводят к тем же результатам, что и расчеты по комбинированной системе Сида и «Плюс». Естественно, речь идет не о том, что в обоих случаях получаются одинаковые величины F, а имеется в виду то, что прицельные точки на первом борту будут совпадать. А если так, то справедлив вопрос: зачем же нужно было огород городить и придумывать какую-то дополнительную систему Тюзюла, если и так существует работоспособная комбинированная система? Более того, с первого взгляда может показаться, что БС Тюзюла сложнее – ведь в ней вместо единственного умножения нужно еще и находить разность двух чисел. Однако, не все так однозначно. Платой за то, что в системе Сида и «Плюс» необходимо лишь перемножить два числа, является более сложные для запоминания группы брильянтовых чисел. Да и немаловажно то, что в БС Тюзюла числа D и T совпадают друг с другом, а в комбинированной системе – нет. В общем, мне представляется, что в практическом применении система Тюзюла проще. К тому же, наверное, никто не будет возражать против того, что иметь «под рукой» альтернативу всегда лучше, чем находиться в жестких рамках.

Система «Две трети» (Two Thirds System)

Эта БС была «построена» для прогнозирования движения шара после двух последовательных отражений от бортов стола в районе его угла. Предполагается, что прицеливание всегда производится в виртуальный брильянт угловой лузы. В итоге получилась весьма простая система, в которой присутствует лишь единственный набор брильянтовых чисел – он используется как для определения начального числа D, так и числа третьего борта T (см. рисунок 7). Проста и расчетная формула T = (2 / 3) · D, смысл которой заключается в следующем: для определения числа особой точки третьего борта нужно всего лишь прикинуть в уме величину, составляющую две трети от начального числа. Например, для изображенной на рисунке 7 траектории такой тривиальный расчет дает: T = (2 / 3) · D = (2 / 3) · 8 = 5.3.


Рис. 7. Система «Две трети».


Рис. 8. Комбинирование системы «Две трети» с «Методом прицеливания по отметке на стене».

Скажу несколько слов и о том, что в дополнение к изложенному подходу можно применять и попутное боковое вращение (бегущий винт), придаваемое шару. При этом следует учитывать, что боковой сдвиг точки удара на расстояние, равное ширине наклейки, будет приводить к тому, что подходящая к третьему борту расширенная траектория шара будет смещена относительно номинальной особой точки на треть межбрильянтового расстояния. Соответственно, сдвиг на две ширины наклейки приведет к смещению траектории на две трети промежутка между соседними брильянтами стола.

Флоридская проводка (Florida BackUp)

«Флоридскую проводку» нередко называют и системой «Зигзаг» (ZigZag System). Для ее применения нужно «держать в голове» вид базовых траекторий, изображенных красным и желтым цветами на рисунке 9. Каждой из этих траекторий соответствует определенное начальное число D (на правом коротком борту) и число первого борта F. Все базовые траектории объединены общим свойством – после отражения от длинного, а затем от короткого борта шар направляется в угол игрового пространства стола.


Рис. 9. Базовые траектории для Флоридской проводки.


Рис. 10. Флоридская проводка (система «Зигзаг»).

Заканчивая изложение в этой части, хочу поделиться соображением, пришедшим на ум при подготовке текста. Убежден в том, что на сегодня в теории бильярдной игры осталось не так уж много белых пятен, и оставить свой «след» в этой области совсем не просто. Но в том, что касается бильярдных бриллиантовых систем, теоретикам представляется если уж не полное раздолье, то вполне «обрабатываемое» поле для изысканий. И я вовсе не удивлюсь, если в ближайшее время появятся на свет работоспособные системы, носящие имена знакомых мне теоретиков Русского Бильярда. Например, почему бы не «родиться» какой-нибудь системе Хабиба (Habib System)?! Мне, во всяком случае, было бы приятно осознать, что и мы кое на что горазды.

«ОСНОВЫ ИГРЫ»

«Давайте я на примере. Вы приходите в школу боевых искусств и спрашиваете, с чего начать. Вам отвечают, со стойки и затем перемещений. Показывают даже. Вот, говорят, начинайте.

Что скажет большинство? Скажут — что за фигня? А как же я завалю врага одним ударом, так чтобы ноги выше головы взлетели? Стойка и перемещения мне в этом не помогут. Да. Но вы же спрашивали, с чего начать? Вот с этого.

Причем важность стойки и перемещений обычно доходит до занимающихся лет через пять занятий. А то и позже. А сначала все хотят зубодробительный удар. Но дело в том, чтобы провести такой удар, нужно стоять в правильной стойке и уметь вовремя и правильно подойти, то есть переместится. Без этого такого удара не будет и вы даже не попадете в противника.

Ну и чем вам поможет ответ С ЧЕГО НАЧАТЬ? Заранее известно, что скажут большинство. Ну это фигня. Ты мне секреты, секреты давай. Да все уже известно, нет никаких секретов.

Как говорят, есть только один секрет, как эти китайцы умудрялись заниматься в полную силу КАЖДЫЙ ДЕНЬ десятками лет. Один секрет и есть в боевых искусствах. Вот недавно прочитал у Валерия Хорева. Чтобы понять как правильно делать удар, самый простейший, проведите его тысячу раз подряд. Сначала одной рукой, потом другой. И все и поймете. Сами».

Прицельный глаз

Перед тем, как учиться игре на бильярде (и не только) следует определить какой глаз у вас прицельный. У многих такой вопрос даже не возникает, — «…целюсь левым/правым глазом потому, что так удобнее…». В большинстве случаев так оно и есть и тот глаз, которым целятся и есть прицельный. Известно, что у одних людей прицельный глаз правый, у других — левый, а есть люди, у которых оба глаза прицельные. Определить прицельный глаз очень просто (см. рисунок).

Положите мел на дальний короткий борт стола. Сами же встаньте у переднего короткого борта и, держа оба глаза открытыми, укажите указатель-ным пальцем на мел и сфокусируйте на нем взгляд. Закройте левый глаз. Если ваш указательный палец продолжает указывать на мелок, значит у вас правый глаз прицельный. Чтобы окончательно убедиться в этом, закройте правый глаз, и вы увидите, что ваш указательный палец указывает совсем не на мелок. Соответственно если при закрытом правом глазе вы верно указываете, а левом нет, то у вас прицельный глаз левый. Если же ваш палец лишь незначительно отклонится вправо или влево от мелка (в зависимости от того, какой глаз закрыт), значит у вас оба глаза прицельные.

Истинная точка прицела

При выполнении ударов по прицельным шарам необходимо выбрать так называемую истинную точку прицела. Представим себе линию, проходящую через середину лузы, А до центра играемого шара (см. рисунок). Точка М (помечена красным цветом), расположенная на стороне этого шара, обращенной в обратную от лузы сторону, и является истинной точкой прицеливания, так как именно в ней необходимо соприкосновение обоих шаров для того, чтобы прицельный шар оказался в лузе. Для облегчения нахождения этой точки можно прикинуть кием, т. е. поцелить в лузу один играемый шар, а потом уже целить «своего» в найденную точку. Но так обычно поступают начинающие игроки. Опытные спортсмены одним взглядом безошибочно определяют точку прицеливания и наносят точные удары.

Но для правильного сыгрывания шара определить точку прицела еще недостаточно. Надо еще уметь правильно ударить шар. Для этого необходимо полностью сосредоточиться на предстоящем ударе, пытаясь охватить глазами воображаемые траектории движения «своего» и «чужого» и, сделав 2−4 прицельных взмаха, уверенно нанести удар кием в соответствующую точку. Иногда начинающие игроки долго целятся, делая до 5−6 и более взмахов кием, в результате удар получается «неверный», шар в лузу не попадает. Это происходит потому, что кульминационным моментом перед ударом являются те короткие несколько секунд, в течение которых играющий напрягает до максимума свое внимание, и если время прицеливания затянуть, то еще до удара наступает закономерное расслабление мышц, зрения и удар получается не результативный.

Бриллиантовая система

Существуют различные системы, использующие так называемые бриллианты — особые отметки на бортах (поручнях) бильярдного стола. Ниже описана наиболее широко используемая система — «Пять в углу» или просто «Бриллиантовая система».

Биток пущенный с небольшим бегущим винтом, отразившись от третьего борта у бриллианта № 1, достигает затем вновь первого борта у бриллианта № 7. Если же биток отражается от третьего у бриллианта № 2, то он достигает первого борта у бриллианта № 8 в углу. Бриллиант № 3 на третьем борту связывает с бриллиантом № 3 (с прицельным числом 3) на коротком борту. Различные бриллианты связаны, как показано на рисунке. Для того чтобы пользоваться Бриллиантовой системой игрок должен запомнить связи, так как ему необходимо знать траекторию битка после отражения от третьего борта. При использовании бриллиантовой системы игрок анализирует свой удар ретроспективно, то есть он выясняет, в каком месте биток должен отразиться от третьего борта, чтобы удар получился результативным.

Допустим, например, что оба прицельных шара находятся в правом верхнем углу рисунка, а биток (как изображено) в правом нижнем. Игрок, запомнивший связи между бриллиантами, знает, что для того, чтобы попасть в правый верхний угол, биток должен отразиться от третьего борта у бриллианта № 2. Играющий должен определить, в каком месте биток должен отразиться от первого борта, чтобы отразиться затем от третьего борта с прицельным числом 2. Биток находится в углу с исходным числом 5. В соответствии с бриллиантовой системой игрок должен из исходного числа (5) вычесть прицельное число (2), что в результате дает 3. Это и есть искомое прицельное число (номер) бриллианта на первом борту по которому следует нанести удар битком. В случае когда биток находится в исходном положении 5, чтобы он отразился от третьего борта в точку с прицельным числом 3 на первом борту. Обратите внимание на прямую линию соединяющую исходную точку 5 с прицельной точкой 3 на первом борту. Если биток расположен на этой линии, то любой ее точки независимо от конкретного положения битка приписывается исходное число 5.

При использовании Бриллиантовой системы следует наносить удар ВЫШЕ ЦЕНТРА БИТКА с небольшим БЕГУЩИМ ВИНТОМ и плавным СОПРОВОЖДЕНИЕМ БИТКА. При ЖЕСТКОМ отрывистом или слишком сильном ударе угол отражения сужается. При прицеливании необходимо целиться НЕПОСРЕДСТВЕННО В БРИЛЛИАНТ, а НЕ В ТОЧКУ НА БОРТУ НАПРОТИВ БРИЛЛИАНТА. Поскольку все столы имеют разное качество, разную силу отскока от борта и разную жесткость бортов, то на каждом конкретном столе нужно слегка корректировать удар и расчет точки прицеливания. Бриллиантовая система предусматривает дробные значения прицельных и исходных чисел. Бриллиантовая система применима только для ударов с естественными углами отражения, то есть к естественному качению.

«СТОЛ ДЛЯ РУССКОГО БИЛЬЯРДА»

Пошаговое иллюстрированное руководство по изготовлению бильярдного стола за неделю с чертежами и видео-пособием (за минимум средств).

Вы ошибаетесь.

1. Как вы думаете, что включает в себя понятие «хороший бильярдный стол?»
2. Какими знаниями и умением должен обладать человек, чтобы сделать хороший бильярдный стол?
3. Как сделать хороший бильярдный стол?

Когда профессиональный игрок, на сленге бильярдистов «катала», делает несколько ударов кием по шару на незнакомом ему бильярдном столе, как правило, он сразу понимает какой это стол.

Примерно три варианта:
а) плохой стол.
б) так себе…
в) хороший стол.

В этот момент игроку, в основном, наплевать на внешний вид стола, он оценивает его совершенно по другим критериям.

А именно:
1. Как катится шар по столу, не ведет ли его в сторону?
2. Качество бортовой резины, как она «принимает» и «отдаёт» шар.
3. Насколько правильно сделаны лузы у стола и как они «принимают» шар.
4. Качество и возможности бильярдного сукна на столе.

Когда хороший столяр подходит к незнакомому бильярдному столу происходит, как правило, все с точностью наоборот.

Первое, на что он обращает внимание — это внешний вид стола и только потом уже на всё остальное (если конечно на все остальное он вообще обращает внимание).



Красивый бильярдный стол может сделать хороший столяр.
Но будет ли стол «хороший» с точки зрения игрока?

Хороший стол мог бы сделать (если бы умел!) профессиональный игрок.
Но беда в том, что, как правило, хороший игрок — плохой столяр.

В итоге получается замкнутый круг и, казалось бы, выхода нет?!
Но ведь всех нас учили, что безвыходных ситуаций не бывает!

На самом деле всё очень просто. Хороший стол может сделать любой человек, умеющий пользоваться молотком, ножовкой и электрической дрель. И вы, уважаемый читатель, тоже!

Открою вам маленькую тайну, только, чур — никому ни слова! Даже если вы никогда не видели и не знаете, что такое молоток, ножовка и электродрель, вы все равно сможете сделать хороший бильярдный стол! Далее вы поймёте, насколько это легко и просто!

Есть человек, который волею судьбы совместил в себе качества профессионального игрока, теперь уже с приставкой «экс», и столяра. На столах, изготовленных его руками и в настоящее время «раскатываются» немалые суммы денег.

Этот человек — ваш покорный слуга!

Я помогу вам сделать хороший бильярдный стол. Предлагаю начать прямо сейчас.

Кто готов — поехали!


Первая проблема, которая встает перед вами — это диаметр шара, под который вы (давайте лучше мы) будем делать бильярдный стол.

Самый распространенный на сегодняшний день диаметр шара в русском бильярде — 68 мм. От него мы и будем «плясать» (если у вас уже имеется комплект шаров, к примеру, 70 мм — не беда, далее при сборке стола мы сделаем поправку именно на вас).

Прежде чем привести все чертежи и прочее, позвольте предложить вам несколько вариантов изготовления стола.

1. Если у вас есть возможность, время и желание, вы можете, пользуясь приведенными ниже чертежами и рисунками, полностью изготовить стол своими руками! Под возможностью я подразумеваю наличие помещения и необходимого оборудования — станков, приспособлений и т. д.

2. Если у вас нет таких возможностей — ничего страшного, выбираем второй вариант, а именно: отдаем все чертежи, приведенные ниже, в ближайшую к вам столярку, платим некоторую сумму денег (зависит от дерева, которое вы выберете, от вашего умения торговаться и от амбиций столяра, который все это вам будет делать). При нормальном раскладе на это уйдет примерно 1−2 дня.

Далее у вас появляется ещё два варианта:

1. Собрать «конструктор» из тех деталей, которые изготовил столяр своими руками. Если столяр хороший, то это будет сделать не сложно. Для этого нам понадобятся ножовка, молоток и эл. Дрель.

2. Пригласить для сборки стола человека со стороны. В этом случае опять может понадобиться некоторая сумма денег.

В любом случае выбирать вам.

Ну, а моя задача — разложить весь материал «по полочкам» и сделать это так, чтобы у вас не возникло никаких вопросов в процессе изготовления стола.

а). Дерево — в основном сосна, ель на подстолье и лиственница для изготовления бортов. В крайнем случае, борта можно сделать тоже из ели, но не очень желательно. Лиственница предпочтительнее — она тверже и тяжелее. Также можно использовать бук, граб, чёрный орех и прочие сорта крепких пород.

Естественно дерево должно быть хорошо высушено! Весь «конструктор» выйдет примерно в 0,25 — 0,3 куб.м.

О том, что именно и каких размеров заказывать в столярной мастерской, будет написано ниже.

б). Столешница. Может быть из плит (платный стол) — мраморные плиты, асфальтопековые и прочие специальные плиты для бильярдных столов. Это дорогое удовольствие и к тому же требует мастерства довольно высокого уровня. Пока оставим их в покое.

Один из доступных материалов для столешницы — ДСП (древесно-стружечная плита). При хорошо сделанном подстолье вполне подойдет для нашего стола. Лучший вариант — ламинированное ДСП (выбирая лист, внимательно рассмотрите его — иногда попадаются с не очень ровной поверхностью).

Лучше покупать лист там, где вы сразу сможете заказать нужный вам размер (лишние манёвры нам ни к чему).

Размеры будут указаны ниже.

в). Комплект луз с сетками — 2 средних и 4 угловых (6 штук). Не изобретайте велосипед. Лучше всего (поверьте моему опыту) купить готовые в магазине бильярдных аксессуаров. Мы ведь делаем не только хороший, но и красивый стол?

г). Бортовая резина. Есть несколько вариантов:

Первый: можно купить в том же магазине, где и лузы. Не перепутайте, резина для Русского бильярда и американского Пула имеет разную форму! Различия я приведу ниже. Покупать в магазине довольно дорого.

Второй: если в вашем районе есть завод резинотехнических изделий, возможно, вам крупно повезло! При заводе, как правило, есть магазин. У них в ассортименте бывает изделие под названием бильярдный шнур, то есть бортовая резина. Качество возможно похуже, как правило, ненамного, зато цена раз в 10 меньше той, что в магазине!

Третий: в нормальных бильярдных периодически делается ремонт столов. При этом часто меняется резина. Эта резина подойдет нам — при условии, что она снята со стола большего размера, чем наш.

Резину обычно меняют из-за того, что она изнашивается в устье луз. Но если борта у нашего стола короче, то нам она вполне подойдет. Мы просто обрежем её в размер нашего стола и у нас она опять станет как новая.

Этот вариант один из лучших! Скорее всего (если это приличная бильярдная) резина будет очень хорошего качества (буржуи в этом преуспели), к тому же, как правило, по весьма скромной цене (если сможете убедить маркера, что, покупая у него б/у резину — вы делаете ему одолжение).

Четвертый: маркёр вам предложит новую резину — дорого!

д). Комплект бильярдного сукна. Хорошее бильярдное сукно стоит дорого и ценится теми игроками, которые знают в нём толк. Если вы начинающий игрок, то я вам не советую сразу укладывать на стол дорогое сукно.

При ширине сукна 1,5 метра на стол нужно 4 метра. При ширине 2 метра, хватит 3 метров, но лучше подстраховаться и взять 3,1 метра.

Для начала можно подобрать в магазине «Ткани» обычное зелёное костюмное сукно. При интенсивной эксплуатации стола оно прослужит недолго — в среднем около полугода. Когда придет время его менять, я думаю, что вы уже сможете сделать более осознанный выбор.

«УРОКИ РУССКОГО БИЛЬЯРДА»

Разрешите для начала напомнить значение некоторых бильярдных терминов для того, чтобы мы в дальнейшем уверенно понимали друг друга.

«Свой» или «биток» — так называется шар, по которому наносится удар кием.

Игровое поле бильярдного стола содержит в себе два одинаковых квадрата.

Первая и третья точки бильярда находятся в центре каждого из этих квадратов. Вторая точка бильярда расположена в центре бильярдного стола.

Часть игрового поля, расположенная между коротким бортом стола и первой точкой, называется домом.


Треугольник из шаров перед разбитием ставится вершиной на третью точку бильярда. Теперь нетрудно догадаться, что первая точка находится там, где стоите вы, готовясь сделать первый удар. Понятно, что и дом находится рядом с вами.

Мысленно проведите линию, соединяющую два длинных борта и проходящую при этом через первую точку бильярда. Эта линия называется границей дома.

Ставим два шара — «свой» на первую и «чужой» на третью точки бильярда.

«Чужим» называется шар, в который вы собираетесь попасть «своим» шаром.

Хотели бы вы научиться играть в русский бильярд за 20 часов?

Если ответ — да, ставим цель: «научиться ирать в русский бильярд за 20 часов».

Теперь давайте приступим к её достижению.

Задача на первый час: забить 15 шаров за наименьшее количество ударов.

Запомните, а лучше запишите:
1. Сколько всего шаров вы забили за этот час.
2. Сколько ударов вам потребовалось для того, чтобы забить все шары с одной пирамиды — 20, 30, 50?

Позволяет почувствовать «размер удара», его точность, а также определить возможности конкретного стола, на котором вам предстоит играть.

Вариант № 1.

Задача на второй час: попробуйте несильным ударом подкатить «свой шар» как можно ближе к «чужому».

Оценка «Отлично» (5 баллов) — если вам удалось дотронуться «своим» шаром до «чужого» и при этом не сдвинуть «чужой» шар с места.

Оценка «Хорошо» (4 балла) — если после удара шары остановились в положении, когда расстояние между ними меньше, чем диаметр шара.

Оценка «удовлетворительно» (3 балла) — если расстояние между шарами больше, чем диаметр шара.


Вариант № 2.

«Свой» шар ставится в любую точку дома, которая вам нравится.

Задача на третий час: подкатить «свой» шар на тех же условиях, но только от противоположного вам короткого борта. То есть «свой» шар сначала должен коснуться борта и только потом подкатиться как можно ближе к «чужому» шару.

Система оценок та же, что и варианте № 1.


Вариант № 3.

Задача на четвёртый час: подкатить «свой» шар на тех же условиях, но только от двух бортов. То есть «свой» шар сначала должен коснуться одного борта, затем второго и только потом подкатиться как можно ближе к «чужому» шару.

Система оценок та же, что и варианте № 1.

Данное упражнение также можно выполнять как разминку.

Рекомендуем научиться набирать наибольшее количество баллов после (сильного) разбития пирамиды, скатив в результате все шары в одну кучу, но затратив при этом минимальное количество ударов.

Также из этого упражнения можно сделать тренировочную игру. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков.

В прошлом уроке мы с вами рассмотрели упражнение «подкат», позволяющее прочувствовать «размер» удара. Начинающие игроки, как правило, мало задумываются об этом. Более того, масса любителей со стажем, играющие на протяжении многих лет понятия не имеют, что такое размер удара и для чего это нужно.

Если вы хотите не просто научиться «попадать по шару», а играть грамотно и профессионально, то первое чему вы должны научиться — это чувствовать удар и всегда помнить о том, где после завершения удара остановится биток («свой» шар).

В бильярде существуют такие понятия, как «выход» и «отыгрыш».

Позвольте напомнить, что это такое:

«Выход» — это умение (навык) после очередного результативного удара выкатить биток на позицию, с которой «забитие» следующего шара не представляет существенных трудностей.

«Отыгрыш» — это постановка битка после удара в позицию, наименее благоприятную для партнера. Есть игроки, которые только благодаря высокой технике отыгрыша, легко выигрывают у партнера, который превосходит их в умении забивать шары в лузы.

В серьезной игре одного умения хорошо забивать шары мало. Хорошая «кладка» — штука не постоянная, как и ваше настроение. Сегодня она просто «супер!», а завтра может случиться так, что ее не будет вовсе. Исходя из этого, вдумчивый игрок может выбирать стратегию и тактику игры в зависимости от того, «в ударе» он сегодня или нет.

Однако о стратегии и тактике игры, мы с вами поговорим чуть позже.

Если вы не умеете владеть «своим» шаром, то понятия «выход» и «отыгрыш» вам не пригодятся.

Следующее упражнение позволяет приобрести навыки владения своим шаром. Это упражнение так же помогает еще более закрепить чувство «размера удара» без которого, как я уже говорил, невозможен грамотный выход или отыгрыш.

Ставим «чужой» шар на третью точку бильярда. Биток («свой» шар) ставим в любое место в «доме».

Задача на пятый и шестой час: битком попасть в «чужой» шар так, чтобы «чужой» после удара по нему битка, отразившись от одного или двух бортов, пересек линию «дома» и остался в «доме».

Биток должен остановиться в районе третьей точки. Ну или хотя бы для начала на той половине стола, где находится третья точка. Идеальное выполнение удара, когда шары просто меняются местами.

Следующий удар делается тем шаром, который в данный момент находится в «доме».

Далее все повторяется снова. Шар находящийся после удара в районе третьей точки остается там, где он остановился и на третью точку уже не ставится.

Если у вас получится:

15 раз подряд — оценка «отлично»!
10 раз подряд — оценка «хорошо».
5 раз подряд — оценка «плохо».

Удар не засчитывается, если:

1. Чужой шар после удара остановился вне дома.
2. Свой шар после удара возвратился и остановился в доме.
3. Один из шаров упал в лузу.

Как разметить бильярдный стол

Разметка бильярдного стола нужна и для первоначальной расстановки шаров, и в процессе игры. Например, для пирамиды, пула, снукера и карамболя нужен «дом», начало игры ведется из «дома», а в снукере каждый цветной шар выставляется на свою точку.

В каждом виде бильярда своя разметка, соответствующая правилам игры, хотя во всех играх есть основные точки и линия «дома». Но давайте посмотрим разметку бильярдного стола для каждой игры.

Разметка бильярдного стола для русской пирамиды

razmetka-piramidy_2.png

На сукно стола наносятся несколько основных точек:

  • центральная (расположена на пересечении диагоналей, соединяющих угловые лузы). Это центр игровой поверхности стола;
  • передняя и задняя (точки 1 и 3), они находятся на пересечении прямых, соединяющих угловые и средние лузы. Точка 3 определяет позицию начальной расстановки шаров. Кроме того, через эти точки проводятся линии, параллельные коротким бортам столов. Эти линии разделяют стол на зоны: зона, близкая к переднему короткому борту стола, называется «дом», зона между линиями, в центре стола – «выгон», а зона между точкой 3 и дальним коротким бортом – «глубина».

Разметка бильярдного стола для американского пула


Разметка стола для пула не ограничивается тремя основными точками, да и сами эти точки расположены несколько иначе.
Есть точка 2, центральная, она – как и в русском бильярде – расположена на пересечении диагоналей между угловыми лузами. Точка 3 тоже находится на пересечении линий, соединяющих дальние угловые лузы и средние лузы. Она определяет позицию расстановки шаров.
А вот точка 1 в пуле сдвигается: она располагается уже не на пересечении линий между лузами, а в центре линии, параллельной переднему короткому борту и расположенной от него на расстоянии 73.6 см. Кроме того, из этой точки проводится полуокружность, располагающаяся в зоне «дома», радиус этой полуокружности – 29.2 см. В эту зону ставится биток при игре «с руки». Также, при игре в американку потребуется еще одна точка, расположенная на продольной линии между центром дальнего короткого борта и точкой 3, на расстоянии 32.4 см. Сюда ставится красный шар.

Разметка бильярдного стола для снукера

В нашем примере все конкретные цифры даны для 12-футового стола, но, используя приведенные коэффициенты, можно разметить игровое поле для столов других размеров.
В центре стола находится точка выставления синего шара. Ее можно найти или на пересечении диагоналей между угловыми лузами, или умножив коэффициент 0.5 на длину игровой поверхности стола (в случае 12-футового стола размеры игрового поля составляют 3560*1780, то есть, точка выставления синего шара будет находиться на линии между серединами коротких бортов на расстоянии 0.5*3560=1780 мм от дальнего борта).
Чуть ближе к дальнему борту находится точка выставления розового шара (коэффициент 0.5 умножаем на ширину игровой поверхности стола или находим пересечение линий от угловых луз к средним). Для 12-футового стола расстояние от дальнего борта составит 890 мм.
Еще ближе к дальнему борту – точка выставления черного шара (коэффициент 0.091*длина игровой поверхности стола, в нашем случае 324 мм).
Кроме этих точек нам потребуется балкерная линия, которая проводится параллельно ближнему борту на расстоянии 737 мм для 12-футового стола (коэффициент 0.207*длина игровой поверхности стола). На эту линию выставляются оставшиеся цветные шары.
Из центра балкерной линии рисуется сектор D с радиусом 292 мм (коэффициент 0.164*ширина игровой поверхности стола).
Пирамида из красных шаров выставляется как можно ближе к розовому шару, но не касается его.

Разметка бильярдного стола для карамболя


На столе для карамболя так же потребуются три основные точки: центральная (находится на месте пересечения диагоналей игрового поля) и две дополнительные, обозначающие центры передней и задней частей бильярдного поля. Дополнительные точки так и называются: передняя и задняя.

Читайте также: