Тезисы на круглый стол

Обновлено: 24.04.2024

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

ВложениеРазмер
metodika_provedeniya_kruglogo_stola.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 97 «Күчтәнәч»

Методические рекомендации по проведению круглых столов

Составила: Конакова Т.А.

Воспитатель группы №12

г. Нижнекамск, 2020г.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов: относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий; отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; существенные ограничения в плане количества посетителей; камерность мероприятия.

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Ведущий Круглого стола не должен быть:

  • Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.
  • Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. •
  • Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. • Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.
  • Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.
  • Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.
  • Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику».

Правила для участников круглого стола:

  • участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;
  • не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Варианты проведения «круглых столов»:

  • Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
  • Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.
  • Третий вариант «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
  • Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

Тезисы на круглый стол

К "третьему сектору" относят негосударственные, некоммерческие, неприбыльные организации. В п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ "О некоммерческих организациях" их определяют как организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Это объединения добровольцев, выражающие интересы граждан. Они чрезвычайно разнообразны и действуют в сфере социального обеспечения, образования, науки, культуры, правозащитной деятельности, защиты окружающей среды, спорта и т.д., то есть в основном это - организации социального и гуманитарного характера.

Их "социальность", т.е. то, что это общественные организации, озабоченные социальными интересами.

Автономность от государства.

Гражданственность и социальная ответственность, умение считаться с интересами общества, учитывать правовые рамки.

"Третий сектор" формирует социальный капитал в обществе - потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, рационально формируемый в межличностном пространстве. Социальный капитал содержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети общения, социальные нормы и доверие. В отличие от капитала денежного, социальный капитал по мере расходования только возрастает, поскольку, чем интенсивнее практика кооперации и взаимовыручки, тем больше масса солидарности и взаимного доверия. Объем социального капитала измеряется обычно по двум показателям: индексу доверия и членству в общественных объединениях.

Принципиальным признаком, по которому можно судить о возможности развития гражданского общества в стране, является способность ее населения к самоорганизации, при условии, что ее цели и мотивы носят созидательный и социально ориентированный характер.

сокращением государственных социальных расходов и, соответственно, государственной помощи нуждающимся;

НКО являются своеобразными лабораториями, где апробируются нетрадиционные модели взаимодействия между гражданами, между гражданами и государством. Они создают сеть партнерских отношений, гражданскую инфраструктуру. Объединяясь в добровольные ассоциации, граждане превращаются из пассивных потребителей в ответственных субъектов социального действия, в субъектов гражданской политики.

ШАШКОВА Я.
МЕСТО "ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА" В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА

Чтобы определить понятие "третий сектор", необходимо разграничить его со смежными областями: гражданское общество, государство, партии, коммерческие организации. Для этого лучше всего обратиться к институциональному подходу и идеям Ф. Шмиттера. Так, институционалисты считают, что между рынком и государством находится широкая сеть устойчивых моделей коллективного поведения - институтов. Они могут быть запутанны и технически не оптимальны, но значительно облегчают человеку ориентацию в окружающем мире, помогают адаптироваться к нему. Со временем люди начинают внутренне ценить участие в таких институтах, практически независимо от приносимых им благ. К их числу и относятся некоммерческие общественные организации, объединенные собирательным понятием "третий сектор".

Таким образом, "третий сектор" как бы противостоит государству и является сферой реализации частных интересов и проектов граждан. Он образуется по принципу самоуправления в результате активности граждан "снизу". Это сближает его с понятием "гражданское общество". Однако последнее включает в себя, пользуясь определением А. Грамши, "все, что не есть государство", то есть оно шире, чем "третий сектор". В структуру гражданского общества, наряду с общественными организациями, входят политические партии и движения, органы местного самоуправления, акционерные общества и другие коммерческие организации, не входящие в "третий сектор".

С политическими партиями "третий сектор" объединяет общественная природа, то, что они являются высшими формами организации активности граждан. В то же время, целью и сущностным признаком политической партии выступает борьба за государственную власть и участие в процессе принятия политических решений. НКО же стремятся достичь результата за счет организации действий самих людей и только в крайних случаях прибегают к давлению на органы государственной власти. Они - общественные организации, но не политические. Недаром на Западе НКО, называемые там "гражданскими инициативами", действуют по либеральному принципу "человек лучше любого правительства знает, что ему нужно" и видят в действиях государства и других политических институтов угрозу "жизненным шансам" простых людей.

Первые гражданские инициативы возникли в Германии в 1966-1967 годах и носили локальный характер (решали проблемы детских домов и площадок, охраны памятников, заботы о престарелых, озеленения городов и др.). Государство не препятствовало их развитию, руководствуясь идеей о возможности сокращения своих расходов в этих сферах. И лишь с переходом гражданских инициатив к экологической и антивоенной проблематике в середине 1970-х годов отношения между ними ухудшились.

В целом, обобщая мировой опыт развития "третьего сектора", можно отметить, что, с одной стороны, он направлен на организацию самопомощи граждан путем их объединения с единомышленниками, а с другой - служит одним из каналов привлечения внимания органов управления к проблемам общества.

ШЕЙДА Г.
К МАТЕРИАЛАМ "КРУГЛОГО СТОЛА"
НКО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Современный мир уже сложно представить без учета действий неправительственных, некоммерческих организаций. Сегодня религиозные, правозащитные, благотворительные, экологические организации, организации, представляющие интересы больших социальных групп, самым серьезным образом влияют на принятие решений властью. Некоторые аналитики даже делают вывод о том, что с созданием глобальной системы коммуникаций, с возникновением влиятельных институтов гражданского общества государство фактически утрачивает монополию на реализацию властных функций.

В России, несмотря на бурный рост количества общественных организаций (назывались цифры в 250 тыс.) влияние некоммерческого сектора, других структур гражданского общества по-прежнему незначительно. Нельзя сказать, что власть не замечает появление этого сектора. Более того, власть в значительной степени благодаря принятию в 1990 г. сверхлиберального Закона "Об общественных объединениях" способствовала и способствует появлению многих тысяч организаций.

Сегодня следует признать, что кроме организаций, действительно выражающих интересы различных социальных групп, появилось и немало организаций-однодневок, стремящихся сделать бизнес на некоммерческом секторе. Как разобраться, кто есть кто, и какие цели преследует та или иная организация или ее лидеры, выступающие от ее имени? Органы власти в крае, городе, хотя и не имеют специальных отделов по работе с "третьим сектором", пытаются использовать потенциал общественных организаций. Общественные палаты, консультативные советы и другие формы работы с НКО служат определенной формой обратной связи между властью и НКО.

Власти самостоятельно оценивают и привлекают к взаимодействию различные НКО. При формировании общественных палат учитывается ряд критериев. В первую очередь, наличие значительной членской базы организации, программы действий, направленной на выражение интересов социальной группы. Так, например, на всех уровнях, от поселкового до общероссийского, организации ветеранов (наиболее организованные и массовые) неизменно приглашаются властями для консультаций по различным проблемам общественно-политической жизни. Также учитывается социальная направленность организации, ее структурированность, наличие мобильного актива, готовность к конструктивному диалогу с властью, с другими представителями третьего сектора. Немаловажно и то, какими средствами обладает организация, способна ли она привлекать добровольные пожертвования, взносы рядовых участников организации. Очевидно, что финансироваться будут только те организации, которые реально выражают интересы значительных социальных групп.

И все же главным критерием влиятельности и эффективности общественной организации я бы назвал возможность влиять на принятие законодательных решений. На федеральном уровне прерогатива принятия законов постепенно закрепляется за парламентскими партиями. Этот же процесс происходит и на уровне субъектов федерации: краев, республик, областей. Так, в Алтайском краевом Совете народных депутатов складываются контуры двухпартийной системы. Третий сектор, как составная часть гражданского общества, в этом плане попадает во все более маргинальное положение. Не случайно при принятии Налогового кодекса законодатели фактически не заметили существование НКО как самостоятельного субъекта экономики, проигнорировав требования НКО о льготном налогообложении.

Опыт работы общественных палат, деятельность представительных органов власти свидетельствует о том, что общественные организации наиболее востребованы и эффективны на местном, в нашем случае, на городском уровне. Именно на городском уровне власть наиболее часто советуется с некоммерческим сектором, именно здесь НКО могут предложить власти те или иные возможные и реальные пути решения социально-экономических проблем.

Анализ состава Барнаульской городской думы свидетельствует о том, что общественные организации могут влиять через своих представителей на принятие решений. Как и во многих других представительных органах, значительное количество депутатских мандатов в городской Думе принадлежит представителям государственного или муниципального секторов - 18 депутатов (75 %). 3 депутата (12,5 %) представляют коммерческий сектор, 2 депутата (8,3%) избирались под флагом представительства общественной организации.

Структура Общественной палаты при главе администрации края носит несколько иной характер. В нем доминируют представители политических сил, и они пытаются вносить проблемы общеполитического плана.

Можно ли изменить существующую низкую степень влияния некоммерческого сектора? На мой взгляд, как это ни парадоксально, на данном этапе это является второстепенной задачей. Нас в большей мере должна волновать проблема влияния других секторов гражданского общества. Спустя 10 лет реформ патерналистские настроения наших граждан вновь возрастают. Граждане по-прежнему в значительной мере рассчитывают на государство, его регулирующую роль. Даже более влиятельные секторы гражданского общества пользуются незначительной поддержкой общества. Так, по опросу Фонда "Общественное мнение", к Государственной Думе относятся положительно и доверяют всего 6% опрошенных, региональным законодательным собраниям доверяют вдвое меньше - 3%. Из институтов общества наибольшим доверием пользуется православная церковь - 30%. СМИ доверяют 16%, и примерно столько же опрошенных относятся к ним с недоверием. Удручает еще один факт: 57 % опрошенных выступают за введение различных форм цензуры в СМИ.

Как в целом нам следует укрепить демократические институты в России? Как общество должно способствовать цивилизованному партийному строительству? Как преодолеть все еще сохраняющееся негативное отношение общества к частной собственности и коммерческому сектору? Как преодолеть тенденции складывающегося "бюрократического капитализма"? Как не допустить ограничения принципов свободы слова? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые, на мой взгляд, должны в первую очередь подняты участниками Гражданского форума. Не решив этих проблем, сложно рассчитывать на реальное усиление влияния "третьего сектора". А потенциал у НКО просто огромен. По данным социологов, 63% граждан с удовольствием бы поддержали или влились в ту общественную организацию, которая бы защищала их права и интересы.

ШУБА Н.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА ЗАСЕДАНИИ КРУГЛОГО СТОЛА

Идущий сегодня процесс формирования гражданского общества объективен. Процесс этот двусторонний. С одной стороны, есть гражданская инициатива. С другой, инициатива власти. Власть со своей стороны понимает, что общественные институты - это институты гражданского общества. Власть хочет с ними работать. Она стремится исходить из гражданского интереса, но в то же время ждeт прозрачности и открытости отношений со стороны НКО. Но взаимное стремление к сотрудничеству осложняется, с одной стороны, последствиями десятилетия "слабости" государственной власти, отсутствием стройной государственной идеологии, а с другой стороны - противоречиями в среде самих общественных организаций. Не нужно закрывать на это глаза.

И всё же, совместная деятельность органов власти и НКО сулит уже в ближайшем будущем новые достижения, так как уже сегодня независимые гражданские группы и объединения, общаясь с государственными структурами, эффективно используют разнообразные формы и механизмы для совместного плодотворного сотрудничества.

Принципы взаимоотношений органов власти и НКО определяются сущностью самих общественных организаций, объективной их готовностью, необходимостью для них сотрудничества с государством.

По отношению к органам власти НКО можно, пожалуй, разбить на следующие группы:

1. НКО, для которых органы власти не играют особой роли (клубы по интересам, общества любителей кошек, организации самопомощи и др.). Этим НКО необходимо лишь невмешательство властей в их деятельность, а от самих организаций требуется исполнение решений органов власти.

2. НКО, которые заинтересованы в использовании ресурсов, имеющихся у властных структур (бюджетные средства, помещения, налоговые льготы и льготы по арендной плате, социальные программы и социальные заказы). К этой группе относится подавляющее большинство НКО. При этом возможны различные варианты взаимодействия НКО с органами власти. Первый тип отношений - отношения "шеф - подшефный", когда НКО просит и получает необходимый ей ресурс (получает грант от местных властей, например), взамен поддерживает или, по крайней мере, лояльна к власти (НКО, лидеры которых имеют личные контакты с властями; организации, созданные самими властными структурами, или то, что называется "якобы независимые НКО"). Второй тип отношений - отношения сотрудничества или социального партнерства, когда НКО получает от власти ресурс и выполняет за счет этого отдельные функции власти, причем выполняет их, как правило, намного эффективнее (в первую очередь, НКО, работающие в социальной сфере), выгоду от этого получают обе стороны и население.

3. НКО, осуществляющие контроль за действиями властных структур. Для таких НКО сотрудничество в полном смысле этого слова невозможно в принципе, но конструктивное взаимодействие возможно и желательно (тут, например, и экологические и правозащитные организации).

4. НКО - посредники, представляющие интересы других НКО перед властными структурами. Здесь мы имеем дело со сравнительно новым в России типом организаций 3-го сектора (аналитические, образовательные и ресурсные центры). Эти НКО через отдельных депутатов в представительных органах и ответственных чиновников в исполнительных органах, через СМИ лоббируют интересы других НКО.

Важным аспектом взаимоотношений НКО и властных органов является проблема общественного участия: участие НКО в процессе принятия и исполнения решений. Эта проблема напрямую связана с открытостью власти, с доступом к информации о ее деятельности и с прозрачностью, т.е. понятностью процедур принятия властных решений. Наиболее просто и эффективно проблема решается, если между властями и НКО установились отношения социального партнерства.

Надеюсь, сегодняшняя наша встреча послужит ещe одним шагом на пути складывания гармоничных отношений между государством и обществом на благо России.

ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ-2001. ТЕЗИСЫ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА

  • КРУГЛЫЙ СТОЛ "ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ"
  • ТРЕТИЙ СЕКТОР СТАЛ ЗАМЕТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ (ТЕЗИСЫ Г.ТИМОШЕНКО)
  • СКОРО СОСТОИТСЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЛАСТИ (ТЕЗИСЫ С.АНДРЕЕВА)
  • ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОТРУДНИЧЕСТВА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ (ТЕЗИСЫ А.ЧЕРНАКОВА)
  • ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ (ТЕЗИСЫ Э.ЧЕРЧЕНКО)
  • ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ "ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ" (ТЕЗИСЫ С.КАНАРЕВА)
  • ОТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ - К ГРАЖДАНСКОМУ СОГЛАСИЮ И РАЗВИТИЮ СООБЩЕСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ (ТЕЗИСЫ Н.ВИЛЬЧИК)
  • СОТРУДНИЧЕСТВО ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ: ВОЗМОЖНО ЛИ ОНО? (ТЕЗИСЫ К.ЕМЕШИНА)
  • ОПЫТ МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ТЕЗИСЫ Н.ШАБАЛИНОЙ)
  • НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ (ТЕЗИСЫ В.КИРИЛЛОВА)
  • ЧТО ТАКОЕ "ТРЕТИЙ СЕКТОР"? (ТЕЗИСЫ Е.ПРИТЧИНОЙ)
  • МЕСТО "ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА" В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА (ТЕЗИСЫ Я.ШАШКОВОЙ)
  • К МАТЕРИАЛАМ "КРУГЛОГО СТОЛА" НКО АЛТАЙСКОГО КРАЯ (ТЕЗИСЫ Г.ШЕЙДЫ)
  • ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА Н.ШУБЫ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА ЗАСЕДАНИИ КРУГЛОГО СТОЛА
  • ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
    (ОТВЕТЫ А.ИВАСИШИНА)

ТИМОШЕНКО Г.
ТРЕТИЙ СЕКТОР СТАЛ ЗАМЕТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ

  1. Третий сектор, несмотря на многие организационные и материальные проблемы, стал заметным явлением в жизни Российских городов. В основном он представляет собой разрозненные организации, плохо информированные о других НКО и решающие в одиночку порой одни и те же вопросы. Наиболее эффективный вариант третьего сектора - это объединения НКО, способные представлять общие интересы некоммерческих организаций перед государственными структурами и бизнесом.
  2. Главное предназначение некоммерческих организаций делать добро. НКО стали одной из форм проявления потребности людей быть активными, решать совместными силами свои проблемы и проблемы окружающих, удовлетворять собственные интересы. Участие в общественной организации дает возможность наиболее активным членам общества публично выражать свою позицию по тому или иному вопросу. С годами эта энергия во все большем количестве НКО соединяется с профессионализмом, умелым подходом к решению сложных задач. Кроме того, НКО:
    • может быть конструктивной оппозицией органам власти и управления;
    • способствует популяризации в обществе каких-либо идей, взглядов;
    • одна из самых доступных и эффективных форм самовыражения граждан;
    • дает широкое поле деятельности для занятия благотворительностью.
  • Способствует популяризации среди населения города и края норм законодательства о защите прав потребителей".
  • Ориентирует и потребителей и предпринимателей на создание в регионе цивилизованного потребительского рынка.
  • Помогает потребителям защищать их нарушенные права.
  • Выступает в защиту прав неопределенного круга потребителей (выиграло несколько исков по отмене незаконных региональных и муниципальных законов и постановлений; по признанию противоправной деятельности торговых предприятий)
  • Своей деятельностью помогает предпринимателям противостоять проявлениям потребительского экстремизма.
  • Сотрудничая с потребительскими организациями других регионов, применяя на практике существующие нормы потребительского законодательства, анализирует их и вносит предложения по их совершенствованию. Принимает участие в разработке новых норм потребительского законодательства.

К сожалению, сегодня некоммерческие организации еще недостаточно интенсивно используют возможности привлечения к своей работе клиентов и других людей - потенциальных добровольцев. При правильной расстановке и умелом использовании этого потенциала - результативность работы третьего сектора безусловно увеличится.

  1. Первое условие, по которому можно отличить реально работающие на пользу общества организации от "пустышек" - это легальность и открытость реального местонахождения организации с информированием населения различными способами о своем адресе телефонах и видах услуг предлагаемых гражданам или организациям. Кроме того, услуги которые оказывает общественная организация своим клиентам, должны быть востребованные, информация о видах услуг, результатах и анализе их предоставления должна размещаться в средствах массовой информации. Но чтобы была реальная возможность эту информацию разместить в СМИ, она должна быть интересна для читателей.
  2. Государственные и муниципальные органы могут конструктивно взаимодействовать с третьим сектором при помощи диалога при обсуждении проблем общества, в котором власть должна не только говорить, но и слышать представителей третьего сектора. Кроме того, власть должна давать заказы некоммерческим организациям по социологическому исследованию каких-либо вопросов, проведению независимых экспертиз проектов нормативных документов, привлекать специалистов третьего сектора для разработки нормативных документов на условиях возмездного оказания услуг.
  3. Представители государственных и муниципальных органов порой пытаются взаимодействовать с организациями некоммерческого сектора путем давления на них своими властными полномочиями, желая, чтобы выполнялась всегда их воля. В таких ситуациях не всегда поступки власти соизмеряются нормами права, но тем не менее представители власти не оставляют намерения "прогнуть под себя" некоммерческую организацию. Принципиальная и последовательная позиция и действия лидера или членов некоммерческой организации реальный путь решения существующей проблемы. Однако такой путь решения проблем очень длительный, требующих больших усилий.

АНДРЕЕВ С.
СКОРО СОСТОИТСЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЛАСТИ

Существование "Третьего сектора" в стране, формы его работы и степень влияния характеризуют уровень развития гражданского общества. Возникновение некоммерческих организаций в той или иной области говорит, во-первых, о желании граждан защитить собственные интересы или интересы определенной группы людей и организаций в отношениях с государством; во-вторых - о наличии таких интересов и об определенном столкновении их с интересами государства (формы противоречия в отношениях с государством могут быть различными - от простого игнорирования интересов данной категории граждан, до халатной невнимательности или противодействия им).

ЧЕРНАКОВ А.
ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОТРУДНИЧЕСТВА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ

Что такое третий сектор, в чем его отличия от государственных и коммерческих структур? Принимая к сведению цели и задачи, "прописанные" в учредительных документах структур государственных, коммерческих и так называемого III сектора, можно прийти к выводу: наряду с основополагающими различиями, предопределяющими форму собственности и источники финансирования, некоммерческий сектор призван заполнить своей деятельностью те социальные, в основном, ниши, которые, с точки зрения извлечения прибыли, бесперспективны. А также те ниши и направления, освоение которых находится в стадии экспериментирования. В качестве примера можно привести деятельность ОО "Клуб путешественников", которая имеет инновационный характер. Так, в рамках работы этой НКО подготовлен технологический блок практических мероприятий, направленных, прежде всего, на организацию привлекательной, содержательной и развивающей досуговой деятельности детей, подростков, как наиболее эффективной формы профилактики наркомании и асоциального поведения.

Вместе с тем, вряд ли к некоммерческому сектору в общепринятом смысле этого понятия можно отнести те ресурсные центры некоммерческого сектора, которые финансируются правительствами и различными фондами иностранных государств. Несомненно, эти ресурсные центры в том виде, в котором они существуют, дают большую пользу. Но они являются и своего рода неким "карманным" механизмом формирования нужного общественного мнения, средством воздействия на власть, СМИ, а также механизмом кадровой селекции, обеспечения деятельности и финансовой поддержки нужных людей. И т.д. и т.п. Народная мудрость конкретна - "Кто платит, тот и заказывает музыку:"

Чаще всего деятельность НКО - это форма самовыражения его учредителей. Образно говоря - "песня души", некая жизненная позиция, которую они стремятся "продвинуть". "Белые медведи", например; или "Духовное видение": - возглавляемые по настоящему увлечёнными людьми.

Какую пользу могут принести некоммерческие и негосударственные организации? Прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо выяснить: а кому нужна эта "польза"? Власть самодостаточна, имеет абсолютно все структурные подвластные ветви и подразделения для удовлетворения всего спектра запросов населения. И стремление некоммерческого сектора "принести пользу", с точки зрения ответственных работников, можно рассматривать как попытку дискредитировать власть, "раскачать" и подорвать её структуру со всеми вытекающими последствиями - жёстким неприятием деятельности НКО.

Вместе с тем в настоящее время мы стали, увы, свидетелями беспомощности структур власти в противостоянии наркотизации общества, распространению ВИЧ-инфекции/СПИДа, росту преступности. Так, 2-3 года назад специалисты прогнозировали несколько вариантов распространения эпидемии нарко-СПИДа. Действительность превзошла самые худшие опасения. Например, в г. Бийске количество только выявленных ВИЧ-инфицированных молодых людей в возрасте до 25 лет перевалило за 2 тысячи! И уже статистически просчитан срок, когда последний подросток в России станет наркоманом и будет заражен ВИЧ-инфекцией.

Возможно, властным структурам нет смысла "стоять насмерть" (теперь уже в прямом смысле), а всё-таки дать наиболее "продвинутым" НКО возможность "войти" в те прожекты, которые готовят её специалисты. Тем более что многими НКО подготовлены уникальные социальные технологии, способные помочь власти преодолеть социальный кризис общества. В качестве примера можно привести технологический блок социальной работы, созданный в рамках деятельности общественного объединения "Клуб путешественников" который в принципе решает возникшую в обществе угрозу де-популяции.

В настоящее время вопрос не в том, какую пользу могут принести НКО. Польза очевидна. Но государственные структуры, муниципальная власть, чаще всего не готовы её принять:

Как отличить "зерна от плевел" - реально работающие на пользу общества организации от "пустышек", прикрывающих зарабатывание денег и т.п.? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к источнику, которым воспользовался составитель тематики Круглого стола. Там сказано: "По делам их узнаете их:". Действительно, каждый, кто сколько-нибудь продолжительное время наблюдает деятельность НКО, без труда определит истинную "движущую силу" отдельно взятой некоммерческой организации. При этом простое "зарабатывание денег" - не худший вариант такой деятельности. Гораздо опаснее, когда деятельность НКО осуществляется по принципу "Не ведают, что творят:" (см. там же). Так, психоанализ содержания отдельных плакатов, буклетов, форм подачи устного материала и его смысловой нагрузки вызывает сомнение в правомочности подобной деятельности. Увы, нет компетентных структур, которые могли бы "отслеживать" и указывать на неправомочность подобной деятельности, искажающей представления подростков об истинной сути различных, весьма специфических социальных явлений и феноменов.

Вместе с тем, по мнению автора настоящих тезисов, "неведение" о негативном психологическом воздействии на сознание подростков того материала, которым это сознание "нагружают", свойственно некоторым весьма известным и состоятельным некоммерческим организациям Алтайского края.

Какие препятствия мешают сотрудничеству третьего сектора с властью, есть ли реальные пути и опыт их преодоления? Власть, по определению, самодостаточна. Недоступна, неподотчётна, неподсудна. "Вещь в себе": В противном случае это не власть: Разумеется, вышеприведённая фраза - не более чем игра слов. Каламбур. Но, тем не менее, в какой-то степени отражает сложившуюся практику взаимоотношений власти и общества.

Размышляя над основной причиной отсутствия "двустороннего движения" между НКО и властью, можно прийти к выводу, что инициатива "снизу" меняет вектор власти: это всегда "смахивает", с точки зрения сановника, на указание ему, что он должен делать: Возникает ситуация, в которой он автоматически превращается из источника ЦУ (ценных указаний) в их исполнителя. Но за сановником стоит штат компетентных специалистов, "обкатанные" программы и схемы их реализации; устоявшиеся схемы прохождения финансовых потоков: - значительная инертная масса:

Вместе с тем опыт решения жизненно важных социальных проблем существует. Но попытки автора настоящих тезисов внедрить ряд проектов и программ в социальную практику заканчивались тем, что "власть" неизменно занимала оборонительную позицию. При этом спектр оборонительных приёмов и ответного реагирования самый разнообразный. Часто весьма не безобидных. И это при том, что "власть" утратила контроль над ситуацией, вызванной беспрецедентным распространением эпидемии нарко-СПИДа, угрожающей самому существованию государства. Вместе с тем программы, которые готовит "власть" в качестве ответной меры, как показывает практика, в лучшем случае малоэффективны. В худшем - не работают.

Выход из сложившейся ситуации может быть один - это конкурс Программ. Вне зависимости от их происхождения. Эта практика в полной мере соответствует принципам "естественного отбора" и, следовательно, соответствует законам эволюции: "то, что не может адекватно реагировать на меняющиеся внешние условия, должно уйти".

В контексте рассматриваемого вопроса весьма актуальными являются теории о социоприродной эволюции и неклассической социологии: либо, всё-таки, сознательное формирование социального уклада и моделей поведения (жизнеосуществления) возрастной группы до 16 лет в соответствии с социоприродным генотипом, либо нам, российскому населению, придётся, увы, "уйти", "уступив" занимаемые территории другим, более организованным и целеустремлённым.

Тезисы выступления на круглом столе из опыта работы

На современном этапе развития общества существует реальная потребность в активизации творческого потенциала личности.

Работа преподавателя ДШИ должна быть направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности.

Новые типы нестандартных уроков, игровых по форме проведения, ориентированы на расширение этой задачи и для общего музыкального образования детей.

Процесс развития ребёнка, становления его как творческой личности – это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно. Мы заблуждаемся, когда пытаемся дать ученику готовые пути решения возникающих в учебной деятельности проблем, считая при этом, что так мы ускорим процесс развития ребёнка. Ещё Э. Кант говорил: “Не мыслям надо учить, а мыслить!”.

Что такое кроссворд? Это самая распространённая интеллектуальная игра.

Точных данных, в какой стране появилась эта игра, нет. Есть предположение, что впервые начали составлять кроссворды и отгадывать их ещё в 19 веке.

Первый кроссворд был опубликован в 1921 году в Америке. На русском языке первый кроссворд составил в 1925 году русский писатель, находившийся тогда в эмиграции в Германии, В.В. Набоков. В СССР первый кроссворд был напечатан в 1929 году в журнале “Огонёк”.

Кроссворд – “крестословица”, “плетёнки”, “магические квадраты”; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

Кроссворды на музыкальном материале – это тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, что характерно для детского возраста.

Музыкальные кроссворды – замечательное упражнение для развития памяти, музыкальной эрудиции и знаний о музыкальной грамоте, о жизненном и творческом пути композиторов, о музыкальных жанрах и формах.

Музыкальные кроссворды развивают умственные способности, логику, заставляют задуматься, и, конечно, нравятся детям.

Музыкальные кроссворды помогают ребёнку развивать не только ассоциативное мышление, музыкальные способности, но и в целом играют большую роль в интеллектуальном развитии.

Более 20 лет в своём классе мною оформляется стенд “Музыкальные головоломки”. Дети с удовольствием отгадывают кроссворды, помещённые на нём. Дома, совместно с родителями составляют кроссворды для классного уголка.

(Показ “старых” кроссвордов)

На уроках специальности мною постоянно используются музыкальные кроссворды (особенно с учениками 1-го класса) для лучшего усвоения нотной грамоты. Дома дети составляют свои кроссворды, чтобы учитель на уроке отгадывал их “творения”.

Придя в школу, ребёнок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. Пусть он ошибается и думает не как все. Но это его решение, его собственный путь. Главное поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску.

(Показ кроссвордов, составленных детьми с ошибками)

Существует несколько правил, которых должен придерживаться учитель:

- Не сковывать, а освобождать

- Не сдерживать. А поддерживать

- Не сгибать, а распрямлять.

Что такое творчество? Это – свобода, нестандартное видение мира. Характерной чертой особенностью уроков в ДШИ должна являться творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность ученика. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания, уроки проходят интереснее.

Творческие задания способствуют общему творческому развитию личности, что в свою очередь воспитывает отзывчивость, художественное воображение, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребёнка.

(Иллюстрация используемых музыкальных кроссвордов преподавателем по классу баяна/аккордеона на уроках специальности, оформления классных стендов)

Цель — восстановление ключевых каналов диалога. Тезисы круглого стола по российско-американским отношениям

10 апреля 2017 г. РСМД провел круглый стол, посвященный основным тенденциям и перспективам развития российско-американских отношений. Мероприятие было приурочено к двухдневному визиту государственного секретаря США Рекса Тиллерсона в Москву, запланированному на 11–12 апреля 2017 г.

В рамках круглого стола эксперты представили совместный доклад РСМД и CSIS «Дорожная карта российско-американских отношений». Предлагаем основные тезисы участников круглого стола.

Тезисы круглого стола

— «Еще неделю назад если бы меня спросили, что я ожидаю от этого визита, я бы сказал, что все, что не станет ощутимым успехом, можно будет назвать провалом». Ожидалось, что визит госсекретаря придаст свежий импульс российско-американским отношениям, выведет их на дорогу к саммиту. Сегодня, напротив, «все, что не окажется явным провалом, можно считать успехом». Важно избежать обострения и определиться с приоритетами. (Андрей Кортунов).

— Ранее мы волновались вследствие ухудшения российско-американских отношений. Сегодня вызывает опасения недостаток опыта нынешней команды (в США): возможно, они хотели добиться некого символического акта — подписания договора, за которым, скорее всего, последовало бы разочарование. В Америке предлог атаки на Сирию не воспринимается как надуманный (Ольга Оликер).

— В начале работы над совместным проектом возникали опасения, что получится некий «пресный» текст, в котором все углы будут сглажены и останутся общие слова. Однако, к счастью, этого не случилось. Несмотря на резкое обострение ситуации в Сирии, оценки российско-американских экспертов остаются актуальными. Ведь сегодня отсутствует совместная повестка отношений, а работа экспертов — первый шаг на долгом пути к сотрудничеству. Иллюзии в России касательно итогов президентских выборов были неоправданными. От визита госсекретаря не стоит ждать крупных успехов — главное: определиться с повесткой дня (Сергей Рогов).

— Экономические отношения между нашими странами не стали локомотивом развития как в случае Китая и США. Экономика — базис, который поддерживает отношения между странами. Произошло сокращение объема торговли с 43 млрд долларов (2011 г.) до 20. Действуют две группы факторов: объективные (незаинтересованность Америки в сырьевой доминанте российского экспорта) и субъективные (антироссийские санкции). Хотя ближайшее будущее не внушает оптимизма, потенциал есть, в первую очередь в области торговли: существует неудовлетворенный спрос на наукоемкие товары компаний США (Виктор Супян).

— Возможно прямое, умышленное или неумышленное, столкновение между российскими и американскими военными в Сирии. Необходимо восстановить канал связи между военными. Такие же меры нужны в районе Черного, Балтийского моря, Арктики (Андрей Загорский).

— У России и США — разные мировоззренческие подходы к региону, однако поле для взаимодействия есть. События прошлой недели могут иметь незначительное влияние на ситуацию в регионе, не перекрывая всех путей для сотрудничества России и США. Эти удары не откроют новой страницы в сирийском конфликте. Большее значение будут иметь дальнейшие шаги Вашингтона (Василий Кузнецов).

— Тема «русского следа» в американских выборах превращается в фактор внутриполитической жизни США. Хотя, конечно, разумнее было бы провести двустороннее расследование (Павел Шариков).

— Последние 25 лет Россия смотрела на США как на соперника. Российско-американские отношения воспринимались как игра с нулевой суммой (угроза/слабость). США не имели продуманной российской линии. Теперь в Америке видят все с позиций угрозы-слабости. (Ольга Оликер)

— Успехом визита должно стать объявление о встрече на высшем уровне, что жизненно необходимо для развития отношений. Следующая цель — восстановление ключевых каналов диалога. Ведь цели двух стран в Сирии несильно расходятся (Игорь Иванов).

Читайте также: