Татарский стол на поминки

Обновлено: 19.05.2024


По православной традиции в память об усопшем устраивают специальные трапезы, на которых близкие поминают ушедшего дорогого человека за тихой беседой и молитвой за упокой его души. Это не простой обед. Обязательный обряд давно стал традицией, смысл которой – через употребление блюд просить прощения и успокоения душе покойного.

В чем заключается православная поминальная традиция?

Первый раз покойного поминают на третий день после смерти, когда, по представлениям православных, душа возносится к Богу. Второй раз родственники и знакомые собираются для поминовения через девять суток, чтобы душа при виде мук Ада покаялась в грехах и получила надежду на помилование и прощение. Молитвы родных на сороковины, помогают душе усопшего пройти самое главное испытание – высший суд, чей приговор может означать вечное блаженство в раю или бесконечные муки ада.

Поминки в определенные дни являются традиционным обычаем с давних времен. После погребения, вернувшись с кладбища и омыв руки и тело, поминками провожают душу усопшего. Третьи сутки – тот срок, когда происходит отрыв от всего земного и вознесение к небесному престолу. Не имеет значения место, где соберутся близкие, будет ли это домашнее мероприятие или организованная трапеза в кафе. Важно помнить, что поминки – это ритуал скорби по новопреставленному, а потому должен сопровождаться молитвой, а не распитием алкогольных напитков и громкими разговорами.

Сдержанности поведения на поминках после похорон и в другие дни вторит и меню. Не приемлемы признаки пиршества, а лаконичность оформления стола и разумное разнообразие приготовляемых блюд уместны.

Сервировка и подбор блюд

Прежде чем подробно остановиться на выборе блюд, стоит обратить внимание на сервировку стола. О соблюдении траурной и скорбной атмосферы знают все. Однако некоторые не догадываются о существующих правилах, которые желательно соблюдать:

  • на стол на поминки не ставят посуду, предназначенную для праздников и торжественных приемов. Едят из тех столовых приборов, которые используются в быту ежедневно;
  • скатерть не должна иметь орнаментов и разноцветных включений, которые будут отвлекать от мыслей и молитв;
  • если организовывать поминальную трапезу с наиболее полным соблюдением традиций, то следует обойтись без вилок и ножей. Наши предки старались избежать использования любых колющих предметов, которые, по их уверениям, могли представлять опасность для тела покойного.

Простой и строгий поминальный стол – одно из требований организации поминок. Меню составляют из простых и питательных блюд, которые полезны в обычные дни, а в период скорби придадут сил перенести утрату.

Что должно быть на поминальном столе

Продукты для приготовления тщательно отбирают, обращая внимание на качество и свежесть. Знакомая привычная пища по традиционным семейным рецептам и тихая беседа, посвященная воспоминаниям об умершем человеке – вот то, что в идеале представляет из себя православное поминовение.

При самостоятельном приготовлении необременительно будет сварить борщ, приготовить овощной салат, подать для поминания усопшего отварной картофель или вареники с капустой. В обычные дни в качестве мясного блюда подойдут котлеты. Сложно представить поминальный обед без духовых пирожков. Из напитков чаще всего варят кисель и компот. В дополнение к вышеперечисленной еде на поминки может быть подана нарезка из колбасы, сыра, свежих овощей или фрукты. Едят рыбу промышленной обработки либо пожаренную дома, а бутерброды включают в меню по усмотрению родственников.

Какие блюда обязательно готовить после похорон и на следующие поминки

кутья с блинами

В меню поминального обеда, организованного в соответствии с канонами православной веры, должны быть обязательно включены несколько блюд. Каждое из них несет определенную смысловую нагрузку, символически связано с перемещением души покойного в новое состояние.

Кутью на поминальный день готовят только из цельных зерен. Чаще всего берется смесь пшеницы и риса, замачивается на несколько часов и отваривается до консистенции мягких зерен. Сдабривают кутью маком, дроблеными орехами. Сладость духовного умиротворения в небесном царствии призвано показать добавление меда и изюма. Воскрешение, вечную жизнь символизируют зерна в кутье. Имеет значение не только обязательность присутствие блюд на поминальном столе, но и в какой последовательности их подают. Кутью ставят на стол в первую очередь. Каждый гость, принимающий участие в трапезе, съедает пригоршню кутьи, а затем продолжает трапезу.

Блины у православных присутствуют как символ возрождения, уходящий корнями в языческое представление о рождающемся каждое утро заново Солнце. Стараясь предать благодать воскресшей души, на поминальный стол готовят кисель. Завершающий скорбную трапезу овсяный, из ржаной или пшеничной муки кисель с молоком делают густым. Разрезанный порционно по количеству присутствующих за поминальным столом, он является скорее десертом, хотя в более жидком варианте может быть и напитком.

Напитки в меню поминального стола

узвар

Современный способ поминать алкоголем не только не приветствуется церковью, но и находится под строжайшим запретом для людей, знающих о символичности спиртного на столе в день похорон и традиционные поминальные даты, включая полгода и годовщину.

Истинно желающие душе умершего достичь небес на поминовении не распивают спиртные напитки. Любой гость, от близкого родственника до знакомого по работе или соседа по дому, должны понимать, что алкоголь усугубляет муки души усопшего. Наши православные предки верили, что включение алкоголя в меню поминок — это пожелание умершему тяжких мучений на пути к вратам Рая. Близких людей приглашают и угощают, накрывая стол обязательными поминальными блюдами и дополняя их едой по своему усмотрению, но наливать водку или вино будет неблагочестивым делом.

Принято подавать морс из ягод, приготовить лимонад по излюбленному рецепту. Можно поставить покупной сок, но домашний компот будет несравненно лучше. Несложно приготовить на поминки и узвар из сухофруктов. Необходимые ингредиенты всегда есть под рукой у хорошей хозяйки, их свободно можно купить в любое время года. На пяти-семилитровую кастрюлю берут:

  • 0,5 кг яблочной сушки;
  • 0,5 кг цельных или резанных сушеных груш;
  • 1 стакан сахара, причем делать сладким узвар не обязательно.

Для приготовления в кастрюлю достаточного объема наливают воду, ставят на огонь и пока вода закипает, моют сухофрукты. В кипящую воду кладут яблоки и груши, и когда узвар покипит на медленном огне около получаса, можно добавить сахар. При использовании меда, необходимо сначала остудить жидкость до комнатной температуры. Готовому узвару дают настояться в течение нескольких часов.

Следует понимать, что альтернативой вину и водке может служить множество полезных безалкогольных напитков. Они более уместны и в повседневной жизни, а тем более по скорбному поводу с его строгими ограничениями.

Чем поминать в пост

Уход из жизни близкого человека может случиться в период поста. Близкие не могут отменить выполнение своего долга и на девятый, и на сороковой день после смерти лишь по той причине, что обычные блюда приготовить нельзя.

В пост усопшего поминают с соблюдением традиций православной духовной культуры, но делают корректировку, исключая определенные ингредиенты, которые не едят в это время.

Меню на поминальный обед в пост особое. Кутью готовят без добавления сливочного масла. В тесто для блинов вливают воду вместо молока и не добавляют яйца. Остальные угощения можно так же приготовить постными и организовать ритуальную трапезу на достойном уровне.

Основные блюда не должны содержать мяса, но могут быть не менее вкусными при правильном подборе продуктов и соблюдении технологии приготовления. Из поколения в поколение передают хозяйки рецепт исконно русского постного борща, который по православной традиции вполне уместен для поминовения усопших. Не менее популярны щи с грибами, гречкой и квашеной капустой. Можно приготовить овощные салаты, заправив их растительным маслом, к гарниру из картофеля подать постные голубцы или фаршированный перец с грибной подливкой или морковные тефтельки. Гостям понравится пирог с капустой, пирожки с картофельной начинкой, луком и зеленью, фруктовые нарезки.

При подготовке меню самое главное правило – соблюдение сдержанности и скромности. Те, кто планирует роскошную трапезу со спиртными напитками, не вполне понимают смысла поминовения. Умершему больше нужны молитвы и память ближних для облегчения перехода к загробной жизни, чем поминальный обед с обильной едой и выпивкой. Может поэтому на 9 дней никого не зовут, но пришедших обязательно усаживают за стол и угощают.

Особенности скорбного стола на 9 дней

Спустя девять дней после смерти родственники и знакомые приходят сами, родным усопшего следует лишь сообщить, когда и где по православной традиции все смогут собраться для молитвы за душу умершего.

Меню состоит из простых по составу угощений, готовка которых дома не отнимет много времени и сил. На незваных поминках особенно не рекомендуется предаваться чревоугодию, так как сам смысл заключается в том, чтобы прийти без предупреждения, тем самым показать, что усопшего помнят. В благодарность родственники угощают гостей тем, что есть в доме. Скромность не является проявлением бедности. Так родные дают понять собравшимся, лучшая помощь усопшему – это молитва, а не сытный обед.

После традиционной молитвы в церкви на 9 дней домой приносят освященную кутью. Ею потчуют гостей в начале, а уже затем подают блюда, которые любил покойный при жизни. На горячее можно сделать борщ, лапшу или щи. Второе заменяют скромными закусками, помня об особенности прихода гостей на 9 дней без приглашения. Из напитков несладкий компот будет лучшим вариантом.

Алкоголя не должно быть на столе на поминках. Цель трапезы несколько иная, и готовят блюда скромнее, чем на поминки в день похорон. Поддержанию сытной едой в горестную минуту приходит на смену тихое поминовение ушедшего человека за скромными блюдами. Еду готовят так, чтобы то, что осталось, можно было разделить между пришедшими по окончании трапезы. В эту дату не произносят речей, не говорят плохих слов о покойном, так как критика и негативные воспоминания ускоряют движение души его к аду, которое начинается на девятый день и доходит до критического рубежа в сороковой.

Чем поминают на 40 дней и в годовщину

Традиционно поминальная трапеза на сорок дней после смерти была самой важной. Особая ответственность, возлагаемая на родственников, заключается в поддержке поминовением и молитвой души умершего, которой по православным канонам предстоит узнать решение относительно места дальнейшего вечного пребывания. На сороковые сутки душа заканчивает свой путь между землей и небесами, и предстает перед судом Божьим. В последний раз на земле происходит её прощание с бренным миром. Добрые слова, произнесенные в память о человеке, молитва с просьбами о прощении прегрешений способствует попаданию души умершего в Рай и вечному блаженству . Самое важное, что обязательно делают – молятся, заказывают Божественные литургии и участвуют в панихидах. Так поступают по истечении полугода, а затем и года после смерти.

На сороковины гостей собирают у покойного дома. В сервировке стола и оформлении интерьера соблюдают сдержанность и лаконичность. Помнят, что поминки нельзя превращать в обыкновенные посиделки с чревоугодием и алкогольными возлияниями. На поминках едят:

  • обязательные кутью и блины. Соблюдают последовательность подачи и вкушают блюда в установленной последовательности, помня их символический смысл: зерна попадут в землю, на следующий год прорастут, и это станет началом новой жизни. Поедание блинов, подобия возрожденного на восходе солнца, даст родственникам надежду на воскрешение души умершего;
  • после традиционного горячего блюда полагается подать мясо или жареной рыбу с гарниром в виде каши или картофельного пюре. В меню можно добавить холодные закуски, селедку, мясную и овощную нарезки;
  • салаты на поминках в основном постные: винегрет с фасолью и грибами, огурцы и помидоры, салат из капусты, моркови или отварная свекла с черносливом;
  • кисель, компот или узвар ставят на стол еще в начале трапезы, а в завершение поминального обеда подают духовые пирожки, которые присутствующие съедают и забирают с собой.

Оставшиеся блюда поминальной трапезы на сороковины, полгода и годовщину раздают соседям и знакомым, которые не были на поминках.

В современном мире можно наблюдать, как стираются и уходят в прошлое обычаи. Однако православную традицию поминать усопших чтят в каждой семье.

Что едят на поминках в исламе


Традиции прощания с покойными развивались в разных культурах сообразно с религиозными верованиями. Регламентировались и поминальные трапезы, на которых прощались с покойным, поминая его слова и дела. Одним из наиболее детальных в этом плане является поминальный стол в исламе.

Мусульманские поминки по шариату

Шариат, основанный на Коране свод религиозных и бытовых правил, устанавливает строгие ограничения на то, как должны проходить поминки – особенно в плане пищи.

Главное правило: три дня в доме покойного запрещается есть что-либо в принципе. Это делается для того, чтобы близкие думали не о еде, а сконцентрировали свои мысли и мольбы на умершем. Считается, что, если вспомнить о хороших делах, благочестии покойного и помолиться о его душе, его загробный путь станет легче – а этим нельзя пренебрегать.

На поминки зовут всю родню

В жилище, где умер человек, его родные обязаны созывать любых, даже самых дальних членов семьи. Когда такое приглашение получено, отказ от присутствия на погребении и поминовении исключителен: причина отсутствия должна быть уважительная, например, болезнь, операция или нахождение в другой стране.

Поминальный стол по Шариату – скромно и обыденно

Когда накрывают столы, чтобы почтить память об умершем за едой, трапезе подобает быть скромной. Подаётся ежедневная пища, которую бы все ели и так, ничего экстравагантного: в исламе просто не предписаны какие-либо особые поминальные блюда (вроде кутьи в православии) – а экзотические и дорогие блюда вовсе грешно подавать – это харам.

Женский и мужской поминальный стол отдельно

Поминальные столов два: мужской и женский, причём их следует разместить в различных частях дома.

Сама поминальная трапеза в тишине

Когда начинается трапеза, запрещено говорить.

Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня

Говорить и вспоминать вслух можно на поминальных чаепитиях. Они устраиваются еженедельно, по четвергам, пока не наступит 40-й день. Чай пьют со сладостями, вроде халвы, пастилы и т.д.: считается, что с их помощью покойного будет ждать сладкая жизнь в другом мире.

Поминальный стол в исламе

В мусульманской поминальной традиции есть местные поминальные блюда, варьирующиеся от страны к стране, есть и такие, которые можно встретить почти везде. Уже шла речь о сладостях и том, что они даруют душе покойного «сладкую жизнь у Аллаха».

Иногда поминки начинаются с чаепития, сладости для которого предварительно находились в одной с покойным комнате – тогда их едят все приглашённые. Другим общепризнанным блюдом считается первое, а именно: бульон с лапшой (без овощей) – поверье гласит, что на пару от бульона душе легче подниматься к небу.

Поминальная трапеза

Где бы не проходили поминки, мясо должно быть халяльным, т.е. разрешенным: это может быть куриное, говяжье, баранье мясо, но только не свиное. Хотя сами блюда из мяса разнятся, чаще всего готовят долму, гуляш, жарят цыплят и т.п. Менее популярны, но также разрешены различные каши, рыбные блюда, гарниры из даров моря. На столах всегда найдётся место плову: как с мясом, так и сладкому, куда добавляют курагу, инжир, изюм. В числе напитков Шариат на корню пресекает алкоголь – застолья проходят под мёд, свежевыжатые соки, воду.

Мусульманские поминки в разных странах

Как и во многих других религиях, законы Шариата преломляются сквозь нюансы культур и местных обычаев. В частности, это происходит там, где ислам сплетён с более древними обрядами, восходящими к языческому прошлому.

Поминки в Турции

Поминальная трапеза устраивается на 40-й день и год спустя (в отдельных провинциях через полгода). Непременным угощением на столе выступает халва из орехов – бывает, что ничего другого на стол и не ставят. Во многих турецких сёлах не менее важное блюдо кроме халвы – плов.

Поминки в Азербайджане

Аналогично кутье (каше с мёдом и изюмом), имеющей символическое значение на православных поминках, в отдельных провинциях Азербайджана также есть своё особое угощение. Оно называется сэмэни – пророщенные пшеничные зёрна.

Татарские похоронные обычаи


Большинство татар – мусульмане, а значит, их ритуальные обряды должны соответствовать законам Шариата. Согласно Корану, если захоронение прошло по правилам, душа покойного отправится в лучший мир. Татарские похороны имеют строгий регламент, за выполнением которого следит знающий человек из числа старших родственников.

Прижизненные ритуалы

Традиции похорон у татар предписывают им заранее готовиться к этому событию. Женщины к зрелому возрасту должны запасти достаточно ткани для погребального покрывала для себя и мужа. На саван уходит 10-15 метров белой материи. Также готовят полотенца, отдельные вёдра для омовения, мелкие предметы для саадака – добровольной милостыни. Для этого используют платки, отрезы ткани, сладости и монеты.

Важно, чтобы последними словами умирающего были строки из Корана. Если человек не в состоянии самостоятельно произнести молитву, за него это делают родственники или приглашённый мулла. Губы протирают влажной салфеткой или полотенцем. Это, согласно верованиям и обычаям похорон у татар, не позволит уходящему соблазниться водой, которую предложит ему шайтан (демон).

Перед смертью, человека укладывают лицом на восток, в сторону Мекки. Все присутствующие родные читают молитвы и просят Аллаха даровать безболезненный уход.

Подготовка могилы

Согласно верованиям о похоронах у татар-мусульман, они проходят в самое ближайшее время после смерти. Если это случилось утром, то погребение назначают на вечер того же дня. Если вечером – то похоронить стараются на следующий день.

Могила выкапывается по особой схеме – с нишей в боковой стене. Её выкладывают кирпичом или саманами. Если грунт осыпается и не позволяет сделать углубление, приготовляют специальный деревянный навес. Им накрывают покойника после помещения его в могилу.

Она должна быть достаточно глубокая, чтобы дикие звери не осквернили останки. Кабр (или место захоронения) ориентируется головным концом на Мекку. Неверующих татар или убийц захоранивают за пределами ограды кладбища.

Вырытую могилу не оставляют без присмотра. Рядом всегда находится один из мужчин. Если нет возможности постоянно находиться на кладбище – на дно ямы бросают железный предмет (топор, пилу или лом).

Согласно древним обычаям, на надгробном памятнике, помимо информации об усопшем, высекают строки молитв. Размещать на могилах фотографии, свечи, венки и букеты, приносить еду и алкоголь – не принято.

Подготовка тела

Похороны у татар имеют чёткое разделение обязанностей. Пока мужчины занимаются обустройством погребальной ямы, женщины выполняют домашние приготовления.

Покойника укладывают на жёсткую поверхность, а на грудь ему кладут металл – ножницы или подкову. Эта традиция идёт из глубины веков, когда мусульмане верили, что злые духи боятся металла и не смогут завладеть душой умершего. Лицо его должно быть обращено в сторону Мекки, а руки вытянуты вдоль тела. Сверху кладут белую ткань, а на голову – специальное полотенце.

Соседи, друзья, коллеги и дальние родственники быстро узнают о кончине и добровольно предлагают помощь в приготовлениях. Всем участникам сборов – тем, кто копает могилу, убирает дом, обряжает мертвеца и готовит поминки, положен саадака. Вещи, полученные от семьи усопшего, не используют в быту – это признаётся плохой приметой. Их откладывают до собственной кончины или передаривают в качестве саадака.

Покойника не оставляют одного, рядом с ним всегда находятся люди. Часто это старики и старухи, которые руководят процессом и дают указания родственникам. Все зеркала в доме занавешивают чёрной тканью. Оплакивать и причитать над телом – запрещено. В исламе верят, что от этого умерший страдает и мучается.

Ритуал омовения имеет особое значение в том, как хоронят татар. Для воды используют отдельные вёдра, которые покрывают тканью и ставят на полотенца. В помещении остаются только люди, которые участвуют в процессе. По правилам, женщины могут омывать только женщин, мужчины – мужчин. В крайнем случае допускается, чтобы умершую жену омыл её муж. В процессе участвуют не менее 3 человек. Один переворачивает тело, другой следит за водой, а третий читает Коран и производит омовение. Ритуал заканчивают, поливая тело ароматными травяными настоями.

За это время другие женщины должны успеть сшить саван. Он должен быть выполнен вручную, крупными стежками и не иметь узелков. Татарское посмертное одеяние называется кэфен. Оно включает рубаху, фартук, мужскую чалму или женский головной платок. Поверх надевается саван, тело заворачивается в белую ткань.

Принимать пищу в одном помещении с трупом – не допустимо. До погребения и в течение 3 дней после обитателей дома приглашают на обед родные и соседи. Исключение составляет только чай во время ночного бдения.

Похороны

У татар хоронят исключительно мужчины. Женщины могут лишь проститься с усопшим и проводит процессию за дверь дома.

Покойника выносят на специальных носилках ногами вперёд. Перед тем, как зайти на кладбище, носилки ставят на помост, а все присутствующие читают суры.

Татары не хоронят своих умерших в гробу. В современных крупных городах допускается поместить тело в могилу в деревянном ящике без крышки. В глубинке придерживаются старинных правил и погребают тела в сидячем положении. Согласно татарским преданиям, эта поза поможет человеку достойно держать ответ перед лицом ангела смерти.

На полотенцах тело опускают в могилу, где его принимают 3 мужчин из числа ближайших родственников. Покойного усаживают в нишу, закладывают её кирпичом и покрывают толем. После этого помощники подпоясываются погребальными полотенцами, покидают яму и засыпают её землёй.

Все присутствующие собираются вокруг могильного холма, мулла читает суры из Корана. Скорбь демонстрировать не принято. Поэтому, молодых и стариков утешают, а взрослых мужчин – стыдят за проявление эмоций.

В это время женщины молятся дома и начинают уборку. Тщательно моют стены, пол и потолки. Стирают все вещи, прикасавшиеся к умершему и принесённые из мечети, одежду, в которой производите омовение. Часть вещей выбрасывают, часть – раздают в виде подаяний. После того, как мужчины возвращаются, снова читают Коран и готовятся к татарским поминкам.

Поминальные обряды

Первое собрание проходит через 3 дня после похорон. Специального ритуального меню нет, но все продукты должны быть халяльными. Подают суп, лапшу, картофель с мясом, сладкие пироги, сухофрукты, чай. Спиртное находится под запретом.

Поминки у татар начинаются и оканчиваются чтением Корана. Собираются почтить память усопшего также через 7, 40, 52 дня и 1 год. Исламские традиции предписывают навещать могилу ежегодно.

Похороны татар сегодня всё меньше отличаются от порядков, установленных предками. Правила, по которым они проходят, – часть мусульманского культурного наследия. Они позволяют сохранить древние традиции и провести ритуал согласно своей вере.

Похороны татар


Татары – второй по численности народ Российской Федерации (5,3 млн. человек) после русских, широко расселенный по территории всей страны от Восточно-Европейской долины до Дальнего Востока. Татары составляют более половины населения Республики Татарстан и более четверти населения Республики Башкортостан, а также проживают большими группами в Челябинской, Оренбургской, Ульяновской, Московской областях и Москве. Большинство современных татар – мусульмане-сунниты, придерживающиеся ханафитского мазхаба, есть незначительная община православных христиан (преимущественно кряшены и нагайбаки) и атеисты.

Татарский этнос делится на несколько небольших и три крупные группы: волго-уральскую, астраханскую и сибирскую. Формирование этих субэтносов началось еще в VI веке, однако определяющим периодом в истории этногенеза татарских групп стало их объединение в рамках Золотой Орды в XIII-XVвв. В эти столетия произошло становление татарской культуры и этнополитической идеологии, активно развивался старотатарский язык, были утверждены нормы литературного языка. В процессе распада монгольской империи возникли отдельные татарские ханства, в которых эти народообразующие процессы получили свое завершение.

Вопреки распространенному заблуждению крымские татары не являются субэтнической группой татар, а отдельным народом. Это название осталось в русском языке еще с тех пор, когда татарами называли почти любой тюркский народ, проживающий на территории Российской империи.

Специфика татарской погребальной обрядности

Формирование татарского этноса происходило в тесном взаимодействии с другими народами: гуннами, поволжскими булгарами, кипчаками, ногайцами и пр. Их предки активно передвигались по обширным территориям и смешивались как с тюркскими, так и нетюркскими племенами. Все это привело к возникновению богатой и многообразной культуры со своими обычаями и верованиями. И хотя ислам среди татар начал распространяться относительно рано, – в X веке – ему не удалось полностью вытеснить традиционные порядки. Они были приведены в соответствие с мусульманскими канонами, но в течение многих столетий сосуществовали с ними и в некоторых регионах сохраняются до сих пор. Особенно устойчивой оказалась сфера погребально-поминальной обрядности.

Регламент похоронного обряда у татар-мусульман подчинен правилам шариата и состоит из традиционных для исламских народов этапов. Прежде чем приступать к погребению, покойника необходимо обмыть, обернуть в специальное похоронное одеяние, - саван, - и прочитать над его телом исламскую погребальную молитву – намаз аль джаназа. В могильной яме выкапывают боковую нишу по направлению к кибле, укрепив ее кирпичной кладкой или деревянными подпорками. Уложив покойника в нишу, ее закладывают необработанным кирпичом или досками, а затем заполняют могилу землей под чтение соответствующих случаю молитв и сур из Корана. Хоронить татарина-мусульманина в гробу не принято.

Небольшое различие с общепринятым ритуалом заключается в трупоположении: многие татары хоронят умершего не лежащим на спине или правом боку и головой, обращенной в сторону Мекки, а в сидячем положении. По татарским поверьям, таким образом правоверный сможет в приличном виде предстать перед Азраилом, ангелом смерти, чтобы ответить за совершенные прегрешения и праведные поступки.

Некоторые доисламские реликты в татарской мифологии

Доисламский обрядовый пласт особенно ярко прослеживается в суевериях и поверьях, связанных с похоронами и соприкосновением с царством смерти. Считается, например, что в течение 40 дней после смерти человеческая душа может вернуться домой в виде птицы или бабочки. Чтобы она не заблудилась по дороге, в некоторых поселениях до сих пор на ночь оставляют свет или открывают ворота со двора.

Возвращение души покойника может и неблагоприятным, особенно если по нему сильно тоскуют: в таком случае в дом может проникнуть злой дух – җен. Вероятно, җен является происходит от арабских джиннов, невидимых духов, которые нередко (но не всегда) прислуживают шайтану и стремятся нанести серьезных вред правоверным. Җен любят заманивать людей в глушь, уводя с натоптанного пути, а просочившись в дом с новорожденным, пытаются украсть младенца из колыбели или подменить его. Если такой дух, притворившись умершим, поселился у него дома, то его родственники начинают чахнуть и вскоре умирают.

Чтобы защититься от җен, в некоторых традициях принято запутывать следы по дороге на кладбище и обратно: вынеся носилки с покойником за пределы поселения, его поворачивают по часовой стрелке, а возвращаясь домой, стараются не оглядываться. Если дух уже поселился в жилище умершего, нужно пригласить муллу. В течение 7 дней он должен читать суру Ясин – не в состоянии вынести священную молитву, җен сам убегает из дома.

Последние часы

Подготовка к похоронам начинается задолго до смерти мусульманина. Во многих регионах задача эта возлагается на женщину: уже к зрелому возрасту она должна запастись достаточным количеством ткани для погребального одеяния для себя и мужа – от 20 до 30 метров полотна. Цвет и качество ткани строго регламентированы: для самого савана берут белую хлопчатобумажную ткань, для верхнего покрывала и предметов омовения допустимо использовать зеленую или синюю. Шитье савана в местах, где все еще сильны народные обычаи, производится левой рукой, на нитках не делается узелков, ткань разрывается руками. Для каждого нового этапа изготовления берут новые иголки и нитки, которые после окончания работы нужно сжечь – ими можно привлечь в дом беду и навести порчу.

Когда татарин находится на смертном одре, к нему домой приглашают муллу, который читает на нем отходную суру «Ясин» или «Ар-Рад». Оставлять умирающего ни в коем случае нельзя – облегчить его страдания в эти последние моменты и позволить ему уйти в окружении близких – обязанность каждого мусульманина. По исламским поверьям, на грани смерти человек мучается ужасающей жаждой, и поэтому ему нужно регулярно смачивать губы.

Предпохоронные ритуалы

После того, как человек испустил дух, его укладывают на специальную скамью, а на грудь кладут металлический предмет – ножницы или гвоздь. По древним, еще доисламским, поверьям, злые духи боятся железа и не смогут завладеть душой умершего, если он защищен острым предметом из этого металла. Сверху тело покрывают белым полотном, а лицо закрывают специальным полотенцем.

По народным традициям, к омовению следует приступать только после того, как работы над могильной ямы были завершены. Этот ритуал соответствует принятым в исламе канонам: умершего омывают мужчины, покойницу – женщины. Сверху куском ткани мужчине закрывают половые органы, а женщину накрывают большой белой простыней. Омовение у татар совершают трое: собственно, один обмывальщик и двое помощников, которые вращают тело и поливают его водой. Ведра с водой для омовения нельзя ставить на пол – под них обязательно нужно подстелить специальное полотенце.

После завершения обряда омовения родственники приступают к облачению покойника в похоронное одеяние (кафен по татарской традиции). Мужчину заворачивают в рубаху, сверху одевают фартук для нижней части тела, а сверху надевают чалму. Женщине закрывают волосы платком. Поверх тело обвязывают специальными полосками ткани поверх головы, туловища и ног.

Зачастую в организации похорон участвуют не только ближайшая семья умершего, но и дальняя родня, друзья и соседи. Всем помощникам полагается саадака – добровольная милостыня. Как правило дарят полотенца, носовые платки и мыло, однако нередко участников вознаграждают деньгами.

Татарские похороны

Хоронить мусульманина принято в тот же день или в ближайшие 24 часа. Пока женщины подготавливают все необходимое для омовения и погребального облачения, мужчины отправляются копать могилу - кабр. На сельском кладбище традиционно выбирают место рядом с захоронениями родственников. Могильная яма должна быть ориентирована таким образом, чтобы боковая ниша-ляхд была со стороны, направленной к Мекке. В ту же сторону впоследствии устанавливают и надгробие.

По мусульманским обычаям, женщинам присутствовать на самой церемонии погребения не разрешено. Поэтому, после того как траурная процессия отправляется на кладбище, они приступают к тщательной уборке помещения, стирают постельные принадлежности и одежду умершего.

Перед тем как войти на кладбище, участники процессии должны прочитать подходящие случаи суры из Корана. Уложив тело на помост, над ним совершают погребальный намаз – без него похороны не будут считаться состоявшимися. На специальных полотенцах трое ближайших родственников опускают умершего в могилу и укладывают (сажают) его в ляхд. Нишу заделывают кирпичом, а затем под чтение Корана засыпают могилу землей.

Поминальная обрядность

Поминки совершают в день погребения, а также на 3-й, 7-й, 40-й и 51-й дни со смерти. На церемонии нельзя громко плакать, открыто демонстрировать свою скорбь, – все это может причинить душе умершего муки. Начинают поминки чтением сур Корана и раздачей собравшимся садака.

Пища на поминках должна быть халяльной. На стол подают традиционные угощения, суп с бараниной или говядиной, плов, различную выпечку, ставят блюдца со сладостями и сухофруктами. Сладкие угощения символизируют «сладкую» жизнь покойного на том свете.

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших


Смерть близкого человека – большое горе для его родственников и друзей. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души усопшего. Немаловажную роль ритуал прощания играет и в облегчении состояния людей из его окружения. Правильное поведение в дни скорби, соблюдение обычаев и церковных канонов – залог постепенного прихода к близким покойного душевного спокойствия и внутреннего равновесия.

Поминки в день похорон по христианской традиции

Каноны православия запрещают проводить погребение и устраивать поминовение в дни Рождества Христова и Святой Пасхи. Перед принятием пищи каждый православный человек читает молитву “Отче наш”. Это относится и к прощальному обеду. Если провести поминки пригласили священнослужителя, то он сначала совершает заупокойную литию, пропивает “Отче наш” и благословляет принятие еды. В отсутствие иерея чтение молитв и освещение трапезы доверяют старшему из мирян.

На поминках покойному отводится за столом отдельное место с рюмкой, покрытой хлебом, тарелкой и столовыми приборами. Пустой стул никто не занимает. Первым блюдом, которое подается согласно обычаю, является кутья. Кушанье освящают во время службы в церкви, панихиды по умершему, или окропляют святой водой перед началом обеда. Зерна пшена или риса в каше выступают символом жизни, а мед – сладостью от попадания праведников в Царство Божие. Также присутствующих угощают другой едой. Во время Великого и других постов блюда на столе у православных мирян должны быть постными.

Православные поминки имеют глубокий смысл – присутствующие молятся и просят Господа простить грехи, уменьшить страдания души усопшего в загробной жизни. За столом ведутся неспешные беседы об умершем, которого вспоминают добрыми словами – всепрощение и примирение являются целью траурной церемонии. Согласно православным канонам родственники должны усердно молиться за новопреставленного, что и делают в течение 40 дней после его смерти. Таким образом родные люди улучшают загробную участь умершего и облегчают его пребывание в ином мире.

К православным молитвословиям за упокой души, которые церковь рекомендует читать на первых поминках, относятся

  • 17 Кафизму из Псалтыря – псалом 90 и 118;
  • поминальную молитву – “Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…”.

Перед приемом последнего сладкого блюда все присутствующие встают и поют стихиру на глас 6. Трапеза заканчивается питием заупокойной чаши, принятием последнего блюда и обычным благодарением.

Как правильно проводить поминки

Этикетом и негласными правилами регулируется организация прощального обеда. Провести трапезу доверяют близкому другу усопшего или членов его семьи. В начале обеда покойника чествуют минутой молчания. Далее распорядитель поочередно дает слово родственникам умершего человека в зависимости от степени родства. После них помянуть добрым словом предлагается друзьям. Правильно все тосты произносить стоя, допустимо заканчивать их риторическими выражениями “Пусть земля ему будет пухом! Вечная память!” и другими. Если выступление прерывается слезами, ведущий вставляет несколько фраз для того, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение.

Речь при поминании согласно заведенному порядку не должна быть длинной. Ее желательно заранее отрепетировать. Значение выступления состоит в том, чтобы напомнить присутствующим о том, каким хорошим человеком был покойный. Во время похорон все добрые слова являются поддержкой для семьи усопшего, это притупляет горе и умиротворяет душу покойного. Слова скорби на поминках должны быть лаконично изложенными, это касается речи на кладбище или в крематории у гроба.

В конце поминок каждый присутствующий встает из-за стола и кланяется портрету усопшего и его символическому месту за столом. Уходя принято выразить сочувствие родственникам, прощаться словами “До свидания” или “До встречи” неправильно.

Поминальное угощение и оставшуюся еду по традиции раздают не только присутствующим на торжественном обеде, но и другим людям, в т.ч. нуждающимся в виде милостыни. Это делается для того, чтобы как можно больше человек почтили память покойного.

Последний завтрак

Родственники приходят к усопшему на кладбище на следующее утро после погребения. Поминки на кладбище в день похорон не включают в себя поедание еды и распитие спиртных напитков. Последний же завтрак покойного, который ему приносят близкие на утро, помогает душе усопшего почувствовать заботу родственников. Этот акт является концом похорон и началом проведения поминов. Еда должна содержать продукты растительного и животного происхождения. Близкие также завтракают у могилы, по правилам приглашая разделить трапезу нищих и нуждающихся. Еду для покойного оставляют на погосте, посуду и другую утварь с него не забирают и домой не приносят.

Проведение подобных процедур, особенно с распитием на кладбище алкогольных напитков, православная церковь не одобряет, относя их к языческим традициям. Однако обычай имеет глубокие корни. Тризна у восточных славян состояла из множества ритуалов – омовения покойного, сожжения, танцев, боев и спортивных состязаний. Частью обряда было и поминальное пиршество, на котором вкушали яства и пили хмельной медовый напиток. Тризну служили рядом с местом похорон, там же и поедали ритуальную пищу, страву. Еда, которая ставилась в кутном углу дома, стакан с водой и хлеб, была скромной. Это делалось для того, чтобы покойный поскорее уходил в мир мертвых, понимая, что теперь ему “не едать вволю хлеба живых”.

Проведение поминок и оккультная безопасность

Смысл древнеславянской традиции прощания с умершим, тризны, состоят в противостоянии силам Нави – миру мертвых. Злые духи не должны были повлиять на живущих людей, поэтому их изгоняли с помощью природных стихий – огня в поминальном костре. Процедура обязательного омовения тела, очищения водой, имеет глубокий сакральный смысл и появилась задолго до прихода христианства. И сегодня по возвращению с кладбища после обряда погребения принято ополоснуть лицо и вымыть руки по локоть перед началом трапезы.

На поминках правилами поведения, которых следует придерживаться, являются следующие.

  1. Родные усопшего или те, кто занимается организацией похорон, не подают поминальный обед со столовыми приборами с углами – ножами и вилками. Впервые на Руси вилка с двумя зубцами появилась с подачи Петра I. Прибор долго не приживался в обиходе славян, т.к. рогатина издревле ассоциировалась с дьяволом. Тем более традиционные кушанья поминальной трапезы – суп, кутья и блины – не требуют использования столовых приборов с острыми углами.
  2. По правилам поминок в день похорон умершему ставят угощение – наливают стопку водки и накрывают ее хлебом. Есть кому-то из присутствующих эту еду нельзя. Её принято оставлять до 40 дня, спрятав в укромном месте в доме. После этого рюмку снова наполняют и относят с хлебом на могилу усопшего, когда поминают его на кладбище.
  3. На столе обязательно должна быть кутья – сладка рисовая каша и блины, чья круглая форма символизирует цикличность жизни и смерти. До XII в. славяне поминали умерших колевом – разваренной пшеницей с маком и фундуком, т.к. рис исконно не является национальным продуктом.
  4. За поминальным столом близкие и родственники не ведут бесед о дележе имущества усопшего человека не только потому, что это неприлично. Существует убеждение о том, что до 40 дня все принадлежит покойному, который с эзотерической точки зрения еще не совсем умер – душа разобществляется с мертвым телом постепенно.
  5. Сладости и выпечка – то, что раздают на поминках присутствующим перед их уходом домой. Личные вещи умершего, столовые приборы и другую посуду из соображений оккультной безопасности брать не стоит.

Эзотерики объясняют запрет на использование острых столовых приборов тем, что с их концов “стекает” негативная энергия, которая может привести к поражению тонких тел человека. Поминки и другие похоронные ритуалы, связанные со смертью, не несут положительного заряда для любого биологического объекта. Физикам также известен эффект стекания поверхностного заряда в сторону острия предмета. Запрет на применение по ходу проведения поминок определенных столовых приборов, как и сиденье на углу стола, на поверку оказываются не дремучими суевериями, а простым соблюдением правил безопасности.

Как и когда делают поминки на 9 день после смерти

По христианским правилам вспоминать человека принято в дни рождения или именин и по торжественным церковным датам – на Вселенскую мясопустную субботу, Радоницу, в родительские дни, на Троицкую и Дмитриевскую субботу. Временем для особого поминовения считаются 3, 9 и 40 день. Это объясняется периодами, которые связаны с постепенным покидаем души земной обители. Отчет времени ведется со дня смерти.

По традиции на 9 день родственники умершего собираются на обед, отдавая дань его памяти. Верующие читают молитву “Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…”, заказывают Сорокоуст о поминовении или в монастыре – Неусыпаемую Псалтирь. Это помогает усопшему представь перед Судом Божьим, согласно христианским догмам пришло время, когда ангелы приводят душу к Всевышнему для разговора. После поминальной службы близкие приходят на кладбище, где зажигают свечу и читают “Отче наш”. Церковь не одобряет поминальных трапез у могилы, рекомендуя провести их дома, а угощения – пирожки, сладости, булочки, конфеты – раздать малоимущим, которые проходят мимо погоста или стоят у входа на кладбище. Допустимы денежные подношения.

Молитвы и воспоминания об умершем на 9 день после похорон дают успокоение и оказывают помощь его душе. За столом ведется неспешная скорбная беседа. Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, раздают нищим или нуждающимся. Девятину, которая выпала на дни поста, переносят на ближайшие выходные.

Как проходят поминки на 40 день после похорон

Первое время после смерти проходит в скорби и молитвах за душу усопшего. Древние славяне прощались с покойными в разные периоды, совершая в т.ч. “полусороковины” на 20 день со дня смерти. Сегодня поминание усопших проводится на 40 день – в это время душа последний раз спускается на землю для посещения любимых мест.

Родственники проводят утро на службе в храме, читают молитву “Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставльшагося…”, заказывают панихиду и Сорокоуст. Правильным будет провести весь день в траурных одеждах. Верующие христиане приносят в церковь на поминальный столик продукты, а на могилы – свечи, живые или мертвые цветы. Поминают усопшего раздачей угощений – выпечки и конфет. Дома устраивают торжественный обед. Во время трапезы вспоминают добрыми словами ушедшего в иной мир. После сорокового дня допустимо раздать личные вещи покойного родственникам или нуждающимся, отнеся в храм.

После того, как человек умирает, хоронят его физическое тело, для прощания с душой необходимо провести определенные ритуалы. Существующие обычаи связаны со старославянскими и христианскими традициями. Поминки и правила их проведения помогают душе покойного покинуть мир живых, а родственникам правильно попрощаться с усопшим без излишней суеты, истерик и чрезмерной скорби.

Читайте также: