Световой стол в работе логопеда

Обновлено: 02.05.2024

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Современный процесс информатизации также затрагивает и дошкольные образовательные учреждения. Сегодня предъявляются новые требования к образованию детей дошкольного возраста через внедрение таких подходов, которые способствуют не замене традиционных средств дидактики, а расширению их возможностей. Поэтому современной актуальной задачей становится разработка технических средств, адаптированных для учебно-воспитательного процесса ДОУ.

Для современной логопедии также характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей.

Использование в логопедической работе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) имеет ряд важных преимуществ:

  • повышение уровня визуализации материала
  • экономия времени за счет функциональности, удобства и простоты навигации
  • обучение становится интересным и увлекательным
  • интеграция видов детской деятельности, образовательных областей

- обеспечение качественной подготовки детей к школе через повышение общей компетентности, познавательной мотивации и интереса ребенка, развитие мелкой моторики, координации, всех видов восприятия, воспитание выдержки и самостоятельности.

Перечень интерактивного оборудования достаточно велик, в коррекционной работе мы используем интерактивный стол-песочницу. Занятия с применением интерактивного стола-песочницы способствует решению ряда логопедических задач. На этом оборудовании дошкольники обогащают и активизируют словарь, отрабатывают лексико-грамматические категории, совершенствуют связную речь, закрепляют правильное звукопроизношение.

Опыт работы показал, что использование интерактивного стола-песочницы в работе с детьми с ОВЗ позволяет повысить эффективность логопедических занятий и дает положительные результаты, что является базой для достижения максимально возможных результатов во всестороннем развитии дошкольников с ОВЗ.

Игры (интерактивная песочница)

согласование прилагательных обозначающих цвет предмета с существительным; формирование обобщающих понятий; развитие связной речи (составление описательного рассказа); упражнение в употреблении глаголов прошедшего времени в м. и ж. рода; автоматизация поставленных звуков

На что похожи предметы?

согласование качественных прилагательных с существительными в м., ср., ж. роде; развитие связной речи; автоматизация поставленных звуков

Путешествие с черепахой

согласование существительного с числительным; образование мн. ч. существительных в им. п. и р. п.; автоматизация поставленных звуков; образование приставочных глаголов; употребление предлогов

Игры (интерактивный стол)

упражнение в употреблении предлогов; развитие связной речи; употребление притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ; автоматизация поставленных звуков

развитие связной речи (составление описательного рассказа о предметах одежды); согласование существительного с прилагательными; автоматизация поставленных звуков

образование и согласование притяжательных прилагательных с существительными; развитие связной речи (составление описательного рассказа); закрепление обобщающего понятия «Животные жарких стран»; автоматизация поставленных звуков

Использование песочного светового стола в работе логопеда
консультация по логопедии

Использование песочного светового стола в работе логопеда.

« Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Педагогами ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.

Современные условия дали толчок к поиску интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют развитию ручной умелости и зрительной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи; стабилизируют эмоциональное состояние детей; развитию произвольного внимания и памяти.

Уход от привычной формы работы «занятие» (согласно стандартам) совершенно поменял деятельность всех педагогов, данная проблема и привела меня к идее использования песочного светового стола в своей работе.

Благодаря играм с песком на световом столе развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимаю мышечную напряженность; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь.

Что можно делать на световом столе с песком?

  • рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля;
  • рисовать на песке тонким предметом или пальчиком;
  • рисовать на поверхности стола с помощью песка;
  • осуществлять работу с помощью рук (посыпание, пересыпание из рук в руки);
  • искать игрушки, спрятанные в песке;
  • создавать на песке композиции, используя различные игрушки, иллюстрировать свои истории.

Метод использования песочного светового стола отличается от других форм простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов.

Вот некоторые упражнения, которые я использую на логопедических занятиях:

«Чувствительные ладошки» (Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква.

«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из песка.

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Посчитать различные предметы.

Выложить фишками геометрическую фигуру.

Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

«Дорожки из песка».

Набрать в горсть песок и медленно высыпать его на поверхность стола, создавая различные формы дорожек (к домику змеи или комарика) произнося при этом необходимый звук.

На песке рисуем круг, в центре схема звука, который автоматизируем. Предлагаем ребенку повторить слоги, слова с данным звуком. За правильное повторение рисуем лучик солнца.

Для развития связно речи лексико-грамматических представлений, расширения словарного запаса использую свободное рисование детей с описанием, рассказывание сказок с рисованием, придумывание сказок и их иллюстрирование.

Опыт работы показывает, что использование песочного светового стола дает положительные результаты:

- у воспитанников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, они чувствуют себя более успешными;

Световой песочный стол в работе логопеда
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

СВЕТОВОЙ ПЕСОЧНЫЙ СТОЛ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА Подготовила учитель-логопед МАДОУ №9 «Светлячок» Сошальская О.А.

СВЕТОВЫЕ ПЕСОЧНЫЕ СТОЛЫ Световой стол – это игра, направленная на развитие творчества, фантазии и воображения детей. Игры с песком развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, пластику движения рук. Игры с песком могут быть использованы в работе логопеда по автоматизации звуков, в период обучения грамоте, в работе по обогащению лексического словаря ребенка и обучению его связной речи. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Правила игры с песком: 1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться! 2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики. 3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза! 4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться! 5. После игры с песком – помой руки!

Упражнение «Эмоции» Цель: знакомство детей с основными эмоциями, формирование обстановки доверия и эмоционального комфорта ребенка, развитие коммуникативных навыков. Для формирования благоприятного эмоционального фона на занятии используем музыкальное сопровождение. В дальнейшем это упражнение можно использовать для выполнения артикуляционной гимнастики по карточкам, закрепления лексического материала.

Упражнение «Дорожки из песка» Ребенок рисует на песке дорожку. Рисовать можно пальчиком, прокладывая дорожку в песке, можно высыпать песок из ладони, выкладывая дорожку. Можно использовать карточки с буквами. Упражнение используется для автоматизации звуков в слогах. Также данное упражнение можно использовать в период обучения грамоте при составлении прямых и обратных слогов, для автоматизации звуков в слогах.

Упражнение «Солнышко» На песке выкладываем карточки согласный + гласные. Рисуем солнышко, на лучи выкладываем гласные и читаем слоги. Упражнение можно использовать в период обучения грамоте для составления прямых и обратных слогов. Удобно использовать для автоматизации звуков в слогах.

Упражнение «Клад» Зарыть в песок различные предметы и затем их классифицировать (категории) Зарыть в песок различные предметы, искать с закрытыми глазами, описать предмет (развитие тактильных ощущений, развитие и активизация словаря)

Упражнение «Четвертый лишний» Рисуем 4 предмета, один из которых не подходит к логической цепочке. Нужно стереть лишнее и дополнить своим рисунком Аналогично с карточками или фигурками животных. Кладем 4 карточки со словами на определенный звук, находим лишнюю карточку

Упражнение «Звуки на песке» Рисуем предмет (или находим спрятанный в песке предмет или карточку с изображением), определяем первый звук в слове Рисуем другие предметы, начинающиеся на этот звук (или выбираем фигурки и карточки) Игры на определение места звука в слове Обучение грамоте (закрепление зрительного образа буквы)

Упражнение «Нарисуй букву» Педагог произносит звук, ребенок рисует на песке букву. Исправь букву, дорисуй букву. На песке нарисована часть буквы, задача ребенка дописать букву правильно. Преврати одну букву в другую. Педагог пишет на песке букву и предлагает ребенку превратить ее в другую. (например К-Х). Упражнение можно использовать для дифференциации звуков и профилактики дисграфии . Данный ряд упражнений способствует закреплению зрительного образа буквы.

Игры с камешками марблс Способствуют развитию восприятия, наглядно-образного и логического мышления, умения сравнивать и анализировать, развивают воображение, внимание и память.

Примеры игр с камешками марблс Выкладывать дорожки по трафарету или образцу(автоматизация звуков и слогов). Развитие фонематического слуха (положи камешек, когда услышишь заданный звук). Автоматизация звука(пройди песочный лабиринт камешком определенного цвета). Продолжи узор. Закрепление лексико-грамматического материала в процессе выкладывания рисунка из камешков. Закрепление предлогов. Пространственное ориентирование (что за чем, слева-справа, над-под).

Работа с песком является одним из важнейших средств познания мира. С психологической точки зрения данный метод полезен в преодолении эмоционально-личностных нарушений. Рисование песком развивает мелкую моторику пальцев. Рисовать можно также двумя руками одновременно, что способствует развитию межполушарных связей. Работа с песком учит усидчивости и терпению. А если работа ведется коллективно, то и умению общаться, сотрудничать, согласовывать действия с другими. Работа на песочном столе может использоваться для развития связной речи, лексико-грамматических представлений, расширения словарного запаса, автоматизации звуков. Опыт работы показывает, что использование песочного светового стола дает положительные результаты: - у воспитанников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, они чувствуют себя более успешными; - повышается мотивация речевого общения; - развиваются первичные произносительные умения и навыки; - пополняется и активизируется словарь; - корректируется грамматический строй речи, связная речь; - развивается мелкая моторика, зрительное восприятие; - формируются навыки чтения и письма.

Использование песочного светового стола в работе логопеда
учебно-методический материал по логопедии

Световой стол в работе логопеда

Все игры, с использованием песочной анимации, делятся на три направления: обучающие, познавательные и проективные игры.

На сегодняшний день перспективным средством коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда являются нетрадиционные методы. Они помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, глина-, воско-, кристаллотерапия- и др.). На наш взгляд песочная терапия является наиболее целесообразной и эффективной, т.к. ребенка с раннего детства привлекает песок и игры с ним, для него это – доступная и естественная форма деятельности.
Говоря от истории создания метода песочной терапии необходимо отметить, что началом использования подноса с песком в психологической и педагогической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная Карлом Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. Она назвала свою методику – техника «построения мира». В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Вначале она использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.
Игры c песком, со светом, игрушками и предметами — прямое назначение светового стола или планшета. Это приспособление представляет собой ящик, может быть выполнен из таких материалов как дерево, фанера, пластик, ДСП. Главное отличие песочного стола и планшета — наличие или отсутствие ножек. Приспособление имеет бортики, которые не позволят материалу высыпаться. Добавляет удобства в использовании «начинка» стола: отсек для хранения остатков сыпучего материала; небьющееся матовое стекло (полимерный материал); подсветка, состоящая из светодиодной ленты; кварцевый песок. Педагоги и психологи рекомендуют применять экраны с подсветкой, которые имеют прямоугольную форму, т.к. прямоугольник не сдерживает формат рисунка.
Все игры, с использованием песочной анимации, делятся на три направления: обучающие, познавательные и проективные игры. Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Познавательные игры помогают познавать многогранность нашего мира. Проективные игры направлены на осуществление психологической диагностики, коррекции и развитие ребенка.
Применять световой стол с песком можно по всем направлениям коррекционной работы. Например, цель игры «Путешествие» — развитие диафрагмального дыхания. На световом столе с песком божья коровка и лист — плоскостные изображения. Предлагаем ребёнку подуть на божью коровку так, чтобы она полетела и села на лист. В игре «Лошадка» развивается артикуляционная моторика. Ребёнку необходимо щелкать языком и одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам языка, «скакать по песку». Цель игры «Сильный мотор» — автоматизация звука [р]. Ребёнок произносит звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этой игры – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук [р]. В игре «Спрячь руки» развивается фонематический слух. Ребёнку необходимо спрятать руки в песок, услышав заданный звук. В игре «Полоски» формируется слоговая структура слова. Ребёнок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству подбирает слово. На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности. Развитие грамматических категорий происходит в игре «Подбери слово». Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий, блюдце — пластмассовое). В игре «Дорисуй картинку и составь предложение» развивается связная речь детей. Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение (Таня держит в руках воздушный шар). Фраза проговаривается в момент действия. Закрепление зрительного образа буквы осуществляется в игре «Вылечи букву». Логопед пишет на песке любую букву, а затем стирает какую-либо её часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Просит ребёнка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.
Световой стол с песком можно использовать, как на индивидуальных занятиях с детьми, так и на подгрупповых, фронтальных.
Основные преимущества использования светового стола с песком: усиление желания ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно; развивается тактильная чувствительность, как основа «ручного интеллекта»; развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
Таким образом, мощный ресурс для коррекционной работы с детьми с нарушением речи — использование светового стола с песком. Использование песочной терапии дает положительные результаты. У дошкольников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Воспитанники чувствуют себя более успешными. На занятиях нет места монотонности и скуке.

Читайте также: