Свечи на столе ночь

Обновлено: 18.05.2024

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Волчицей раненой метель
Ночами воет.
И стынет медленно постель,
Где спали двое.
Совсем из прошлого ушли
И дверь закрыли.
Но только там дышать могли
И там любили.


Владимир Моисеенков 20.12.2020 20:12:26
Отзыв: положительный
Виктор, ты гигант! Это вещь у Пастернака самая мощная и таинственная! Ларисе отдельный поклон!



Во как!
Этож как тебя в сюда занесло?
Какой пургой/метелью?!
:-)
Спасибо!
Рад, что моя интертрепацыя этого стихотворенья твоим серцэм принята!


Юлия Булавина 27.08.2018 19:24:56
Отзыв: положительный
Спасибо всем ! Великолепно ! Исполнение оставляет глубокий след в душе ! Очень сильно !
Всех благ !


Елена Казанцева 4 15.01.2018 20:16:14
Отзыв: положительный
Виктор!
Если бы я не любила и не знала наизусть эти стихи Пастернака, то и не догадалась бы,
что последний куплет - Ларисочкин! Так он вплетается чудесно в канву песни!
Браво, очень понравилось!

С душевным теплом


Я думаю, она где-то в не опубликованных Пастернаковских черновиках это отыскала.
:-)
Действительно, очень гармоничное получилось окончание.
Поставлены все точки над ё!
Благодарим Вас за трогательный и тёплый отзыв на наше издевательство над Классиком!
:-)

А я думаю, это и есть творческий подход к классическому наследию!


Светлана Калинина 5 15.01.2018 10:13:14
Отзыв: положительный
Потрясающе здорово, Виктор! И так органично в классический текст вплелись строки Ларисы! Спасибо Вам . С душевным теплом.

Сердечно благодарю от лица всех причастных к сему творению!
Но душа просит продолжения Праздников!
С ним и спешу Вас поздравить!


Игорь Рыжий 20.12.2017 13:46:41
Отзыв: положительный
от страсти ветреной такой
свечу задуло
но сохранился голос твой
любовным гулом
что не дает уснуть теперь
и мне ,похоже-
свече любви скорей поверь
я верю .Б-же

Вплелась в стихи ПастернакА
строка Ларисы
Мой голос взмыл под облака
и скрылся в выси.
К чему нагроможденье слов
пустых. бесстыжих?
В мою взаимную любовь
поверил Рыжый!
:-)
От нашего триумвирата - предновогоднее тебе спасибо, дружище!



Сергей Морозов 20.12.2017 11:16:36
Отзыв: положительный
Качественно и оригинально - вполне. В том смысле, что " корни" мелодии не повылазили наружу. )
Вообще, не повторить кого-нибудь. не возможно. Что-то из настроенческого придёт, флёром-дымкой давнее проступит. Было бы тревожно, если бы такого не было - полная "автономка" это же смертельно. )
Но в данном случае - оригинально до тех пределов, где мелодия прорастает в "дивные вольные просторы мелодических даров, принадлежащих равно всем и конкретно - никому". )
В "Романсе" Г. Свиридова легко узнаётся другой романс ("Не уходи, побудь со мною" муз. Н. Зубова), но любим мы музыку Свиридова не только за это. )
Вот, порассуждал.
Что касается текста - браво, соавторы - отличное дополнение! Оно переводит произведение в иной пласт (литературный и временнОй) - это уже наша рефлексия на стих Бориса Леонидовича. Я бы даже из соображений авторства заковычил текст Б.Л. как большую цитату.
Технически - безупречная запись и исполнение (гитара и вокал), - тот ли прежний алгоритм обработки?

С алгоритмом записи - всё ещё колдую.
К чему-то определённому пока не пришёл.
По поводу мелодических (. стихотворных) "вкраплений" и "заимствований" (исключая тупой плагиат)
меня успокоил кто-то из жителей Избушки.
Оказывается мудрые и хитрые китайцы (имея за плечами несколько тысяч лет культурного наследия) - ваащще не парились на этот счёт!
Скажем, укладывалась ритмика стиха в подходящую мелодию - пажалста! Так и скажи: Новая пестня! Мои, мол, стихи на музыку Ли-Си-Цына. и всё.
И не надо стыдливо прятать (и, часто - портить) известную замечательную мелодию какими-то искуственными вставками, ритмическим рисунком или. что там ещё.
А Ларисины стихи (как я это вижу) внесли в Пастернаковское повествование совершенную определённость.
Была страсть (постель) - была любоф.
Закончилось либидо - разбежались (ибо ничего кроме. их и не связывало).
Искренне благодарю за подробные твои разборы полётов!
Лариса, полагаю, непременно присоединится!
С наступающими!

Борис Пастернак — Зимняя ночь (Свеча горела на столе): Стих

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Пастернака

В наше время Б. Пастернак считается одним из талантливейших русских поэтов. Признание на родине пришло к нему уже после смерти. После публикации на Западе романа «Доктор Живаго» творчество Пастернака в СССР находилось под запретом. В своем самом известном произведении писатель уделил большую часть поэзии, являющейся плодом творчества главного героя. Эта философская и любовная лирика становится органической частью романа, объясняющей и связывающей различные части. В этой лирике одним из центральных стихотворений является «Зимняя ночь». Впоследствии оно выходило и в качестве самостоятельного произведения. Точная дата написания неизвестна, так как над всем романом писатель работал около десяти лет.

Центральный образ стихотворения – горящая свеча, символизирующая спасительный огонек среди окружающего мрака. Она способна отогреть и успокоить измученную душу. Этим образом проникнут и весь роман в целом. Свеча становится для влюбленных центром мироздания, который притянул их к себе и дал пристанище посреди «снежной мглы». Любовные отношения намечены лишь несколькими броскими штрихами: «скрещенья рук», «скрещенья ног», «жар соблазна». Они не так важны в общефилософском смысле. Гораздо важнее «судьбы скрещенье», т. е. соединение вокруг животворящего истинного источника света двух одиноких сердец.

В контексте романа образ свечи символизирует человеческую жизнь, а окружающая непогода – неминуемую смерть. Трепещущий огонек легко погасить неосторожным движением, это напоминает человеку, что смерть может прийти внезапно в самый неожиданный момент. С другой стороны, пламя свечи неизмеримо слабее жесткой вьюги, но продолжает свою неравную борьбу. Философский смысл этой символической схватки – человек никогда не должен сдаваться и использовать отведенное ему время до конца.

Пастернак использует в стихотворении разнообразные выразительные средства. Несколько раз повторяется рефрен «свеча горела», подчеркивающий значимость образа. Эпитеты применяются в основном в описании февральской непогоды: «снежной», «седой и белой». Практически все, что окружает главных героев, наделяется человеческими чертами через олицетворения («метель лепила», «ложились тени»). Очень выразительны используемые сравнения: «как мошкара», «воск слезами», «как ангел».

Стихотворение стало очень популярным на постсоветском пространстве. Его слова были положены на музыку.

Мело. мело по всей земле.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И всё терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Это стихотворение, которое так же имеет название "Свеча", из сборника "Доктор Живаго". Точно определить время создания произведения почти невозможно, хотя некоторые исследователи творчества поэта утверждают, что строчки родились в период войны. Однако, учитывая манер письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение всё же было создано незадолго до окончания работы над романом "Доктор Живаго". Есть другая версия: произведение было написано в 1954-55 годах, в то время, когда Борис Леонидович пережил инфаркт, прочувствовав всем телом и душой значение выражения "между жизнью и смертью".
Поэт словно предсказал себе смерть, причём не только биологическую, но и творческую. После того, как роман "Доктор Живаго" был опубликован, Борис Пастернак подвергся гонениям со стороны правительства. Несмотря на это, через несколько десятков лет стихотворение "Зимняя ночь" было призвано одним из самых проникновенных в творчестве поэта.
Тема жизни и смерти в стихотворении - ключевая. Антитеза, или противопоставление, жизни смерти очень ярко выражено. Ветер, стужа, метель - всё это отражение смерти. Свеча - это жизнь, трепетная, хрупкая. Стихотворение следует читать между строк, так как каждое четверостишие - метафора, придающая ему изящество.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.

Возможно, эта метафора обозначает рисунки, которые выводит мороз на стекле.
С помощью лексических повторов слова "мело" автор показывает продолжительность, силу метели. Другие метафоры: "жар соблазна", "слёзы с ночника" - отлично вписываются в картину стихотворения.

Свеча горела на столе,
Свеча горела.

С помощью синтаксического параллелизма подчёркивается стремление свечи жить, то есть гореть. Гореть, во что бы то ни стало. сколько бы метели и вьюги ни старались задуть её пламя. Так же наблюдается приём анафора, то есть одинаковое начало предложений.
В стихотворении также есть необычные сравнения и олицетворения, а также эпитеты - озарённый потолок, седая мгла. Хлопья снега сравниваются с мошками. А вся природа оживает на бумаге. Аллитерация звуков [л], [л'], [м], [м'] и ассонанс звуков [э], [и] делает стихотворение более плавным, таким образом строится ритм. Можно предположить, что поэт хотел изобразить свист ветра, вой метели. Сочетание сонорных согласных с гласными "а" и "и" делает слог легче для чтения.

Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.

Экспрессивные повторы, словоформы "всей", "все" выражают эмоции автора, его переживания. Это гипербола, преувеличение, благодаря которому был достигнут великолепный эффект - необыкновенная выразительность. Повторы некоторых строк создают тот же эффект. Многообразие повторов создаёт картину непогоды, где гармония тепла (пусть и малого) побеждает хаос.
Контекстуальные синонимы "по всей земле - во все пределы" подчёркивают то, что смерть-метель неотделима от жизни-свечи.

Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Это инверсия - обратный порядок слов. Поставив слово "слетались" в начало предложения, автор сделал на нём акцент, но я думаю, что в этом случае инверсия была употреблена для наибольшей выразительности.
При прочтении этого стихотворения невольно слышится звук метели, вой ветра. сквозь строчки видится затухающее пламя свечи, символизирующее угасающую жизнь великого человека. Мы чувствуем ритм и настроение стихотворения, печальные, мрачные, чуть трагичные, но в то же время дающие надежду. В этих строчках видна борьба между жизнью и смертью, между правом и несправедливостью, между красотой и ужасом.
В этих строчках видна надежда, вера, стремление не просто существовать, а жить.

Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Эва, очень неплохой разбор полётов.
В целом понравилось, хотя я бы анатомировать стихи не взялся. Я стихи воспринимаю больше ритмом и звуками, о чём, кстати Вы и пишите ;0)
***
Предлагаю продолжить тему: Блок - Ночь, улица, фонарь, аптека :0)
Удачи! @>-,"---
*
ps А чего сказок новых не пишите? Фэнтзей? :0) Скучаю, честно :0)
Вроде весна, луна. даже у меня мысли одна на другую начали нескромно поглядывать ))))))))))))))))))))))

Спасибо)) вообще, я просто соединила работу по искусству по этому стихотворению и олимпиадную работу. Это лингвистический анализ называется, интересно же))) попозже ещё один будет готов)))) Хммм))) Блока тоже можно попробовать_)))
Скучаете по сказкам, говорите? Приятно-приятно)))) пока мысли есть, но не реализуются))))))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Анализ стихотворения «Зимняя ночь» (Б. Л. Пастернак)

Б. Л. Пастернак является одним из блистательнейших поэтов Серебряного века. Его любовь к Родине безгранична и чиста, что ярко отражается во всех произведениях поэта. Отказ от Нобелевской премии является ещё одним неоспоримым доказательством этого светлого чувства к Родине, чувства, которое не оценило правительство нашей страны. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из стихотворений Бориса Леонидовича, которое называется «Зимняя ночь». Разбор по плану поможет Вам вникнуть в содержание произведения.

История создания

Данным стихотворением начинается сборник стихов Юрия Живаго – главного героя романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Точную дату написания именно этого стихотворения установить нельзя. Весь роман писался на протяжении 10 лет, с 1945 по 1955 год. Некоторые критики склоняются к мнению о том, что «Зимняя ночь» была написана в 1954-1955 годах, другие же настаивают на 1946 годе, связывая данное стихотворение с последней возлюбленной поэта, Ольгой Ивинской.

Говоря о самом романе «Доктор Живаго», можно отметить, что в Советском Союзе его не приняли, даже не стали публиковать, так как посчитали произведение антисоветским. Но зато его с восторгом восприняли за границей! Именно за этот роман Борис Леонидович был удостоен Нобелевской премии. Писатель отказался от награды, но это его не спасло от гонений, угнетений со стороны советского правительства.

В СССР роман «Доктор Живаго», следовательно и само стихотворение «Зимняя ночь», вышли лишь в 1988 году.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Зимняя ночь» относится к философской лирике. Борис Леонидович пишет о вечных ценностях, о любви, переплетая свои размышления с образами природы, которой он восхищался, вдохновлялся постоянно.

Можно предположить, что стихотворение «Зимняя ночь» написано импрессионистично. Импрессионизм – это размытая неясная картина, отражающая впечатление от чего-либо. Импрессионизм отличается долгим «послевкусием», заполняющим все мысли после прочтения, будто размышления автора, не отражённые на листах бумаги, продолжаются в воображении читателя, становясь ещё более размытыми.

Размер стихотворения «Зимняя ночь» – чередование четырёхстопного и двустопного ямба, что добавляет определённой музыкальности произведению. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Зимняя ночь» состоит из 8 строф. Композиция кольцевая, первая и последние катрены повторяются. «Зимняя ночь» построена на антитезе, переплетении картины холодной зимней ночи и горячей страсти, символом которой является горящая свеча.

Стихотворение «Зимняя ночь» можно разделить на 4 смысловые части.

  1. 1-я часть – первые три катрена. В них поэт пишет о метели, которая мела «по всей земле во все пределы», которая «лепила на стекле кружки и стрелы». Уже в этой части автор сопоставляет холод и тепло, сравнивая хлопья снега с роем мошкары, которая летит на пламя.
  2. 2-я часть – часть «горячая». В двух следующих четверостишиях автор описывает двух влюблённых. Но поэт пишет о них осторожно, неявно, привлекая внимание к их теням, отбрасываемых на потолок.
  3. 3-я часть – обобщающая, соединяющая. В последующих двух строфах поэт объединяет то, о чём писал в двух предыдущих частях, создавая нечёткий образ происходящего.
  4. 4-я часть – это последняя строфа, которая возвращает читателя к первому четверостишию, замыкая композицию.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Зимняя ночь» является Юрий Живаго, главный персонаж романа «Доктор Живаго», тонко чувствующий жизнь человек, для которого исторические события менее значимы и интересны, чем душевный мир. Многие считают, что образ Юрия Живаго максимально приближен к образу самого Пастернака, то есть лирическим героем можно считать самого поэта, Бориса Леонидовича.

Центральным образом стихотворения «Зимняя ночь» является свеча. Свеча – это символ жизни, света, тепла, а также защиты.

Данный рефрен повторяется в произведении четыре раза. Со свечи начинается стихотворение, свечой заканчивается оно, на свече постоянно концентрирует внимание читателя автор, «перебивая» её либо холодным образом зимы, колючей метели, либо образом любви, страсти, представленной в произведении тенями скрещенных рук, ног, а также падающими башмачками и капающего воска.

Зима в стихотворении «Зимняя ночь» – это некое образное определение вражеской силы, возможно, образ советского правительства, нового строя, которое «мело во все пределы», «слеталось… к оконной раме», «лепило…кружки и стрелы». Не случайной кажется строка «мело весь месяц в феврале», так как февраль – это «революционный месяц», время свержения царя и создания нового строя, нарушившего мирную жизнь. Февраль – это самый морозный месяц, что также не противоречит выстроенному образу.

Антагонистом «зимы» является любовная сцена, увиденная Юрием Живаго через окно. Театр теней на потолке, появившийся из-за горящего ночника, показывает сплетение рук, ног влюблённых. Поэт использует слово «скрещение», образованное от слова «крест», чем обозначает значимость происходящего, естественность и, самое главное, возвышенность. Предпоследняя строфа стихотворения подтверждает данное предположение:

«На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно».

Свеча в стихотворении также является символом любви, которая своим тихим, но ярким пламенем освещает, согревает.

Темы, проблемы, настроение

Как и в других лирических произведениях Бориса Леонидовича, здесь наблюдается сплетение трёх «вечных» тем: любовь, природа, творчество. На это раз трилистник повёрнут к читателю «любовью».

Сражение добра и зла, противостояние человека различным невзгодам, всепобеждающая любовь – основные темы произведения «Зимняя ночь», отражающие основные события, происходящие в стихотворении .

Проблемой, затронутой поэтом в стихотворении «Зимняя ночь», можно считать «нескромность» власти, образовавшийся хаос, «любопытность» нового советского строя, которому не стыдно «подсматривать» за людьми, смущать, угнетать их.

Не предавая такого большого значения зиме в произведении, можно усмотреть в нём аксиому, которая является лейтмотивом всей любовной лирики поэта: «Любовь – это самое чистое из всего, что знает Вселенная…».

Настроение стихотворения «Зимняя ночь» очень уютное, наполненное надеждой и любовью.

Основная идея

Этот постоянный образ, эта константа стихотворения и отражает смысл стихотворения «Зимняя ночь». Она отражает то вечное, что поддерживает нас всегда.

Маленький, мужественный огонёк, смело «смотрящий» в лицо огромной буре, метелям подаёт нам пример стойкости, самоотдачи, отваги. Он является символом любви, которая поддерживала и поддерживает каждого из нас, согревая изнутри. Такова главная мысль стихотворения «Зимняя ночь».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Зимняя ночь» перечислены в списке:

  1. Для начала хочется отметить, что всё произведение построено на антитезе, противопоставлении двух образов, холодного и теплого.
  2. Рефрен: «Свеча горела на столе, Свеча горела.»
  3. При построении автором использована инверсия: «слетались хлопья», «ложились тени», «падали два башмачка».
  4. На протяжении стихотворения «Зимняя ночь» можно встретить аллитерацию. Например, в первых трёх строфах часто встречающийся звук «л» создаёт ощущение плавности происходящего, некоего полёта.
  5. Эпитеты: «озарённый потолок», «снежная мгла… белая».
  6. Сравнения:

«Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.»

«И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла…»

  1. Метафоры: «судьбы скрещенье», «воск слезами с ночника… капал», «жар соблазна».
  2. Олицетворение: «метель лепила на стекле», «ложились тени», «мгла седая».

Автор: Кристина Асаулова

Анализ поэмы «Русские женщины» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Published 25.03.2022

Анализ стихотворения «Родная земля» (А. А. Ахматова)

Автор: Самый Зелёный · Published 31.12.2021

Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Published 28.11.2019

1 комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Свечи на столе ночь

Вздымал, как ангел, два крыла

Мело весь месяц в феврале,

Свеча горела на столе,

27 декабря 1946 года в доме М. К. Баранович Пастернак читал друзьям начало романа, над которым он стал работать предыдущей зимой. На память об этом вечере Пастернак подарил хозяйке дома только что вышедшую книжку своих переводов («Грузинские поэты». – М., 1946), в которую были вклеены страницы с тремя первыми стихотворениями из будущей тетради Юрия Живаго: «Гамлет», «Бабье лето», «Зимняя ночь», – соответственно датированные февралем, сентябрем и декабрем 1946 года. По свидетельству Л. Чуковской, в апреле 1947 года Пастернак читал друзьям главу «Елка у Свентицких». В ней впервые появился образ горящей свечи. С начала 1946 года до весны 1947 года роман носил название «Мальчики и девочки». Это заглавие – отсылка к стихотворению Блока «Вербочки» («Мальчики да девочки / Свечечки да вербочки / Понесли домой»). О глубокой связи замысла романа с поэзией Блока Пастернак в марте 1947 года написал своей корреспондентке: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной». Название «Доктор Живаго» роман приобрел лишь весной 1948 года – возможно, то был отклик Пастернака на публикацию в 1947 году романа Томаса Манна под названием «Доктор Фаустус».

В главе «Елка у Свентицких» студент Юрий Живаго на Святках едет в санях со своей будущей женой Тоней по Москве на елку. Он видит «обледенелые деревья» и «заиндевелые окна домов». Такая картина возникает после обильного влажного снегопада с последующим сильным похолоданием после метели. А в сознании Юрия, как и многих других современников Блока, образ метели ассоциирован именно с Блоком. Вот каким видел Блока его современник Ф. К. Сологуб в стихотворении «Стихия Александра Блока», датированном 1913 годом (примерно то же время, когда Живаго ехал на елку): «Стихия Александра Блока – / Метель, взвивающая снег. / Как жуток зыбкий санный бег / В стихии Александра Блока.» Метель в стихах Сологуба о Блоке не случайна, это отражение господствующей темы блоковского мироощущения и его творчества. Так и санки, в которых едет Юра Живаго, напоминают о том же. Продолжая размышлять о Блоке и глядя по сторонам, Живаго подумал, что «Блок – это явление Рождества во всех областях русской жизни» и что вместо статьи, которую он обещал написать для студенческого журнала, «надо написать русское поклонение волхвов». Свое намерение герой романа реализовал – среди «Стихотворений Юрия Живаго» есть «Рождественская звезда» (17-я часть романа), сочиненное Пастернаком почти одновременно с «Зимней ночью».

Конечно, нельзя утверждать, что использование мотива метели намеренно намекает на связь произведения с поэзией или личностью Блока. Этот мотив традиционен в классической русской литературе. Начиная от «Бесов» Пушкина, метель фигурирует в сотнях стихотворений; это привычные образы у А. Белого и С. Есенина, да и у самого Пастернака – начиная с 1913 года. Скажем, в поэме «Спекторский» (1924–1930): «Мело, мело. Метель костры лизала…» «Зимняя ночь» также начинается с описания метели: « Мело, мело по всей земле / Во все пределы…» (Курсив мой. – Е. Ш.), – и можно утверждать, что первая строчка – автоцитата. Словосочетание «во все пределы» тоже бытует в русской поэзии давно и встречается, в частности, у Пушкина в «Когда владыка ассирийский…», а позже – у Брюсова в «Моисее», да и у других поэтов.

Можно было бы ожидать, что после размышлений о поэзии Блока Юре Живаго придет в голову образ из блоковского же ряда, – и действительно, стихотворение про горящую свечу начинается с картины метели («мело, мело …») – образа родственного, но придуманного Пастернаком. Однако процесс создания стихотворения в романе начинается не с образа метели-хаоса, а с образа горящей свечи, символа любви и надежды. Заметим, что этот образ с той же эмоциональной окраской был использован до Пастернака. Тон в большой мере задавался стихотворением «Ночь» А. С. Пушкина:

Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит поздное молчанье ночи темной.

Близ ложа моего печальная свеча

Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг… люблю… твоя… твоя…

Одно из возможных объяснений того, почему само стихотворение в результате все-таки начинается с образа хаоса – «мело, мело…», а не с жизнеутверждающего образа горящей свечи, связано с хронологией событий уже романа. Согласно замыслу автора, стихотворение «Зимняя ночь» было закончено героем примерно через десять лет после поездки на елку и отражало состояние духа Живаго, к тому времени вкусившего все ужасы хаоса, о которых романтически настроенный студент только читал у Блока. Так строчка, которая первой пришла в голову юному Юрию, позднее стала лишь рефреном из прошлого.

Столкновение пушкинских и блоковских мотивов в «Зимней ночи» принципиально важно. Вспомним, как в романе зарождается «Зимняя ночь»: глядя по сторонам из саней, Юра обращает внимание на то, что через «протаявшую скважину в ледяном наросте» одного из окон виден огонь свечи, и про себя произносит:«Свеча горела на столе, свеча горела…» Юра не знает, что в комнате со свечой Лара, впоследствии сыгравшая такую большую роль в его жизни, объясняется со своим будущим мужем Пашей. Это совпадение – одно из проявлений Судьбы, чей голос слышен во многих сценах романа.

Образ «горящей свечи», центральный для стихотворения, возникает и в других значимых сценах романа. Так, во время второго переезда Живаго в Варыкино, Лара обращается к нему, засидевшемуся за письменным столом: «А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя яркая!», и позднее, после отъезда Лары, забредший в Варыкино Стрельников (Антипов ) предлагает Живаго проговорить с ним ночь «при горящих свечах». А Живаго на его вопрос о сохранности свечей отвечает: «Свечи целы». Этот обмен репликами напоминает разговор Лары и Антипова в московской комнате и может служить символическим указанием на то, что еще не все кончено, что свечу жизни еще можно снова зажечь. Потом, во время последней поездки в Москву, где Лара приходит на старую квартиру своего мужа Антипова и застает мертвого Живаго, о Рождественском вечере 1911-го она «ничего не могла припомнить, кроме свечки, горевшей на подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной коре стекла».

Сближение мировоззренческих и эстетических позиций автора романа и его героя становится очевидным после рассуждений о природе искусства в главе «Опять в Варыкине», которые и объясняют возникновение оптимистических образов, таких, как горящая свеча в романе: «Искусство, в том числе и трагическое, есть рассказ о счастье существования».

Надо заметить, что детали в романе Пастернака прописаны предельно четко, несмотря на общую лирическую мягкую гамму повествования. Сын художника, Пастернак в романе предельно точен, в частности, в описании световых эффектов, связанных с тем или иным положением светильника. Например, в 21-й главе 2-й части романа «Девочка из другого круга» в сцене попытки самоубийства матери Лары, когда судьба впервые сталкивает Лару с Юрой, автор романа пишет: «Лампа стояла в алькове на скамейке. Этот угол был резко озарен снизу, словно светом театральной лампы». В «Зимней ночи» Пастернак избегает натурализма при описании эротической сцены, используя приемы театра теней. В стихотворении утверждение, что свеча горит на столе, существенно влияет на описание картины происходящего в комнате. Тени на потолке действительно появляются только тогда, когда источник света находится ниже объекта, отбрасывающего тень, – так возникает в комнате еще одна «свеча» – «ночник». «Скрещенья» в виде теней на потолке возможно различить, если речь идет о ложе, а светильник стоит или на полу или на низкой подставке. О том, что имеется в виду именно ложе, говорит и строка: «и падали два башмачка со стуком на пол». Таким образом, в стихотворении эротическая сцена описывается опосредованно, увидеть ее можно лишь с «ночником».

Интересно, что окна в описании поездки Живаго в санях в романе и окна в стихотворении описаны по-разному. В первом случае никакой метели нет, окна «заиндевелые» – покой. В стихотворении же, созданном Живаго через десять лет, в деревне, – за окнами мороз и метель, и «метель лепила на стекле кружки и стрелы». Так маленькой реальной деталью Пастернак воссоздает атмосферу, в которой происходят исторические события. Метель забивает снегом раму окна и двери и в стихотворении «Сочельник», датированном 1914 годом и связанном с детскими впечатлениями поэта: «Все в крестиках белых, как в Варфоломееву / Ночь – окна и двери. Метель-заговорщица! / Оклеивай окна и двери оклеивай, / Там детство рождественской елью топорщится». Отголоски этого фрагмента видны как в романе «Доктор Живаго», так и в стихотворении «Зимняя ночь». Образ «белых крестиков» из «Сочельника», возможно, стал предтечей «двух крыл, вздымаемых крестообразно» – и «скрещенья рук и ног» в виде теней на потолке в «Зимней ночи».

Если искать в русской поэзии произведение с образностью и экспозицией, близкой к «Зимней ночи», мы должны обратиться к ранней поэме Лермонтова «Сашка». Лермонтову к тому времени (1835–1836) уже было известно пушкинское стихотворение «Ночь» (опубликовано в 1826). И в романе Пастернака, и в поэме Лермонтова герой страстно любит молодую женщину, которая выросла сиротой, характер которой – «не пуританский»; и в стихотворении, и в поэме описывается свидание в комнате, освещенной свечами, за окнами которой – пурга. Совпадают и тени на стенах и потолке, и некоторые интимные подробности – ножки, башмачки…

Свеча горела трепетным огнем

И часто, вспыхнув, луч ее мгновенный

Вдруг обливал и потолок и стены…

Пред нагоревшей сальною свечой

Красавицы, раздумавшись, сидели,

И заставлял их вздрагивать порой.

Унылый свист играющей метели.

И еще: «Лишь в окнах изредка являлась свечка…» Эротическое описание у Лермонтова гораздо прямолинейнее, чем у Пастернака.

Он руку протянул, – его рука

Попала в стену; протянул другую –

Ощупал тихо кончик башмачка.

Схватил потом и ножку, но какую?!

Есть у Лермонтова и описание замерзшего окна: «И на стекле в узоры ледяные / Кидает искры, блестки огневые…» И еще про окна:«Замерзших окон стекла серебрятся». В других эпизодах той же поэмы Лермонтова встречаются и «платье», и – многократно – «тени», и «ангелы», и «синеватая мгла» – образы, присутствующие в «Зимней ночи».

Стоит остановиться и на второстепенных образах стихотворения Пастернака. Они становятся понятны читателю, только когда ясна роль основных. Главные образы стихотворения представлены в первой строфе и проходят через весь его текст. Но вот «второй ряд»:

Как летом роем мошкара

Слетались хлопья со двора

В стихах Пастернака слово «хлопья» появлялось, начиная с 1913 года, во множестве стихотворений. «Хлопья» были привычным образом и для З. Гиппиус, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, а Д. Мереж-ковский в 1886 году написал стихотворение «В сумерки» со строками, очень похожими на пастернаковский текст: «И в стекла ударяли хлопья снега, / Подобно стае белых мотыльков».

Слово «скрещенье», употребленное в четвертой строфе у Пастернака, впервые появилось в его романе «Спекторский», а примерно в то же время словом «скрещенье» Булгаков и Мандельштам обозначали в своем творчестве пересечение дорог и улиц. Пастернак же прибегнул к нему в ином контексте, причем такое словоупотребление должно было напомнить читателю и о кресте как религиозном высоком символе.

Остановимся также на образах из пятой строфы:

И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с ночника

На платье капал.

«Башмачки», мы помним, в эротической сцене фигурировали в лермонтовской поэме «Сашка». Слово «башмачки» встречается в русской поэзии часто: у Жуковского, позже у Бальмонта, Cеверянина, Цветаевой, Ахматовой, да и других поэтов Серебряного века. «Ночник» в этом контексте очень напоминает пушкинскую свечу: «Близ ложа моего печальная свеча / Горит…» Третья и четвертая строчки пятой строфы тонко оттеняют обстоятельства встречи: воск попадает со свечи на платье, если у свечи нет подсвечника или она второпях поставлена криво… В сексуальном ключе можно интерпретировать и сам образ: «капли воска, падающие на платье». У Случевского в «Загробных песнях» есть такие строчки: «Воск свечи оплывает. / Видишь, каплет, он флёр на тебе запятнает». Вообще, «воск» упомянут в сотнях русских стихов.

В следующей строфе возникает образ «снежной мглы седой и белой». «Снежная мгла» возникла еще у Блока в стихотворении «Снежная вязь», а «белая мгла» – у него же в стихотворении «Ночью пыльной легла…» «Седая мгла» встречалась в произведениях Баратынского, Бунина, Анненского… Пастернак словно соединил эпитеты, появившиеся у Блока и Баратынского, и «мгла» у него стала «седой и белой».

Живаго читал Ларе «Зимнюю ночь». Седьмая строфа продолжается так: «И жар соблазна / Вздымал, как ангел, два крыла / Крестообразно». В «Трилистнике соблазна» И. Анненского есть похожий образ: «Как губы, полные соблазна и отрав, / Как алых бабочек развернутые крылья». В седьмую строфу включено уже второе в стихотворении производное от слова «крест». Скорее всего, это христианское освящение происходящего как угодного Всевышнему. Последняя строфа стихотворения почти не отличается от первой, но вместо обстоятельства места («по всей земле, во все пределы») в ней присутствуют обстоятельства времени («весь месяц в феврале», «и то и дело»).

«И то и дело» – прозаизм. «То и дело» – устоявшееся словосочетание; оно встречалось и у Гоголя, и у Тургенева, и у Гончарова, и у Чехова, и у Набокова, и у Пильняка, и в прозаической части романа «Доктор Живаго» самого Пастернака, который старался демократизировать и свой поэтический язык.

Стихотворение заканчивается рефреном – четырехкратным повторением «Свеча горела на столе / Свеча горела». Ю. Лотман, обобщая характеристики поэтических произведений, заметил, что «универсальным структурным принципом поэтического произведения является принцип возвращения», – который и использовал Б. Пастернак.

Про эвфоническую сторону этого стихотворения трудно сказать что-нибудь новое: все знают о чередовании 2-стопных и 4-стопных ямбических строк, перекрестной женской и мужской рифме, аллитерациях на сонорные согласные [м] и [л] и о присутствии рефрена. К этому можно добавить, что ямб, как и хорей, предполагает наибольшую частоту ударных гласных в строке заданного размера, при этом в тексте стихотворения доминируют открытые гласные, придающие певучесть тексту. Чередования 4-х и 2-стопных строк устраняют монотонность и помогают при переходе от одного образа к другому, особенно в тех строках, в которых нет рефрена: ритм все равно сохраняется. При такой структуре стихотворение звучит как чант и действует гипнотически, а основным каналом воздействия становится музыка слова. Построенное на мелодии и повторах, в частности в виде рефрена, стихотворение вводит слушателя в состояние, близкое к трансу.

Подытоживая, отметим еще раз многочисленные образные связи пастернаковского стихотворения с поэзией Золотого и Серебряного века и существование в нем двух образных рядов. К первому ряду принадлежат метель, снежные хлопья, замерзшее окно, рисунки на стекле – то есть атрибуты зимы за окном дома; этот образный ряд ассоциируется с темными и враждебными человеку силами. К другому ряду принадлежат свечи, тени и эротические ассоциации, – эти образы из второго ряда отражают суть человеческого существования. Первый ряд образов можно условно назвать «блоковским», второй – «пушкинским». По одному элементу из каждого ряда представлено в первой строфе (вселенская вьюга и горящая свеча ) – это экспозиция. Представлены оба начала, участвующие в конфликте (в прозе описание их борьбы заняло бы страницы). Во второй строфе представлены образы только первого ряда, но в метафорической форме, соединяющей их между собой. Два образных ряда снова встречаются в противостоянии в третьей строфе, где метель и рисунки на стекле – образы из первого ряда, а рефрен принадлежит второму образному ряду, и повторяемость рефрена утверждает его центральность в произведении. В четвертой и пятой строфе представлены образы только из второго – жизнеутверждающего – ряда, соединенные ассоциациями. В шестой строфе вновь тема из первого ряда сталкивается с темой в рефрене как антитеза, и, казалось бы, тема хаоса побеждает, поскольку образ «и все терялось в снежной мгле» говорит о тотальной потере, но строфа завершается оптимистическим рефреном. В седьмой строфе господствуют образы второго ряда, где слово «крестообразно» намекает на религиозную поддержку человеческому началу, на его непобедимость, и в восьмой строфе снова сталкиваются образы из двух рядов. Обобщающее «и то и дело» говорит о непобедимости человеческого начала. Таким образом, чисто лирическое, на первый взгляд, стихотворение выходит за рамки описания отношений между любовниками и приобретает философскую глубину, что и стало квинтэссенцией романа.

(полную версию текста вы можете прочитать в журнале и / или он-лайн по электронной подписке)

Читайте также: