Стоящее на столе бра под зеленым абажуром мягко освещало

Обновлено: 11.05.2024

31. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении.
1) Родители жалуются, что только на учебники и тетради каждого ученика приходится инвестировать больше тысячи рублей.
2) Проиллюстрируйте свою мысль примерами.
3) Книгу написал некто В. Петров. Но я такого писателя не знаю, он для меня аноним.
4) Хирург своими большими добрыми руками берет скальпель и делает надрез.

32. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении.
1) Глубокие колодцы и сталактиты в виде колонн делают эти пещеры очень интересными.
2) Всё случившееся представлялось мне полным абсурдом, дурным сном.
3) Я ставлю вам пятерку авансом, за ваше старание, и надеюсь, что в будущем году вы получите «отлично» без всяких натяжек.
4) Мне очень нравится этот квартет: все три скрипача – настоящие виртуозы.

33. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ уму значении в предложении.
1) Если в библиотеке вы не можете точно назвать нужную книгу, вам необходимо обратиться к систематическому каталогу.
2) Чтец выразительно декларировал знаменитую поэму А. Ахматовой.
3) После инфаркта больной нуждается в длительной реабилитации.
4) Мы купили эту машину, потому что она экономная.

34. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении.
1) В нашем магазине вы найдете ширикий ассортиментный набор продуктов.
2) Он известен как исполнитель в стиле кантри.
3) Твой брат всегда готов принять участие в любой авантюре.
4) Стоящее на столе бра под зеленым абажуром мягко освещало комнату.

35. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении.
1) Решения, принятые собранием акционеров, признаны незаконными, поскольку,
как было установлено впоследствии, не было форума.
2) Его артистическая карьера началась со студенческого театра.
3) Я не могу признать твои аргументы убедительными.
4) Он выстрелил в волка, и канонада выстрела прокатилась по лесу.

36. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении.
1) В нашем архиве еще много интересных рукописей отечественных авторов.
2) Мебель во дворце старинная, канделябрам на стенах тоже не меньше двухсот лет.
3) В этой акции протеста приняло участие более двух миллионов французов.
4) Обреченность целого поколения после трагических событий 1825 года – таков основной идеал романа Лермонтова.

37. Укажите предложения с нарушением лексической сочетаемости слов.
1) Мы должны собраться и обсудить ряд вопросов.
2) Скоропостижный отъезд Чацкого, однако, не говорит о его поражении: он не сломлен, не отказался от своих принципов.
3) Тактично дай ему понять, что его присутствие у нас на даче в воскресенье нежелательно.
4) При этом он испытывал нестерпимую душевную боль.

38. Укажите предложения с нарушением лексической сочетаемости слов.
1) Чацкий, нетерпеливый к чужим недостаткам, сам, как мне кажется, человек далеко не идеальный.
2) Я стараюсь жить бережно, потому что приехал в Москву заработать и обеспечить свою семью в Иваново.
3) Правительство сообщило, что инфляция в августе составила полтора процента, но, по мнению независимых экспертов, фактический уровень её был значительно выше.
4) Нередко люди пытаются решить вопросы первостепенной важности, используя нелучшие способы.

31.
1). Родители жалуются, что только на учебники и тетради каждого ученика приходится тратить больше тысячи рублей.
Неоправданно употреблено иностранное слово.
2). Обоснуйте (подтвердите) свою мысль примерами. Приведите примеры.
Неоправданно употреблено иностранное слово.
3). Книгу написал некто В. Петров. Но этот автор мне неизвестен.
Неправильно употреблено слово.
"Я не знаю, мне неизвестен" -- плеоназм.
"Написал. Писатель" -- тавтология.
4). Хирург большими добрыми руками берет скальпель и делает надрез.
"Своими" -- речевое излишество.
32.
1). Глубокие колодцы и колонны из сталактитов и сталагмитов делают эти пещеры очень интересными.
Речевая недостаточность.
2). Всё случившееся представилось мне полным абсурдом.
Всё случившееся представилось мне дурным сном.
Речевое излишество.
4). Мне очень нравится этот квартет: все четыре скрипача – настоящие виртуозы.
Алогизм.
33.
1). Если в библиотеке не можете точно назвать нужную книгу, вам необходимо обратиться к системному каталогу.
Неправильно употреблён пароним.
"Вы. вам" -- речевое излишество.
2). Чтец деклаМировал знаменитую поэму А. Ахматовой.
Неправильно употреблено слово
"Выразительно декламировал" -- плеоназм.
3). После инфаркта больной нуждается в длительном восстановлении.
Неоправданно употреблено иностранное слово.
4). Мы купили эту машину, потому что она экономичная.
Неправильно употреблён пароним.
34.
1). В нашем магазине вы найдете большой и разнообразный набор продуктов.
Неправильно употреблены слова.
4). Стоящая на столе лампа под зеленым абажуром мягко освещала комнату.
Неправильно употреблено слово. Бра -- настенный светильник.
35.
1). Решения, принятые собранием акционеров, признаны незаконными, поскольку,
как было установлено впоследствии, не было кворума.
Неправильно употреблено слово.
2). Его артистическая карьера началась в студенческом театре.
Грамматическая ошибка.
3). Я не могу признать твои доводы убедительными.
Неоправданно употреблено иностранное слово.
4). Он выстрелил в волка, и эхо ружейного хлопка прокатилось по лесу.
Неправильно употреблено слово. Канонада -- сильная стрельба артиллерийских орудий.
"Выстрелил. выстрела" -- тавтология.
36.
1). В нашем архиве еще много интересных рукописей.
"Отечественных авторов" -- речевое излишество.
2). Мебель во дворце старинная, канделябрам тоже не меньше двухсот лет.
Неправильно употреблено слово. Канделябр -- светильник на стойке, а не на стене.
3). В этой акции протеста приняли участие более двух миллионов французов.
Несоответствие подлежащего и сказуемого в числе.
4). Обреченность целого поколения после трагических событий 1825 года – такова основная идея романа Лермонтова.
Неправильно употреблено слово. Идеал -- образец совершенства.
37.
2). Скорый отъезд Чацкого, однако, не говорит о его поражении: он не сломлен, не отказался от своих принципов.
Неправильно употреблён пароним.
38.
1). Чацкий, нетерпимый к чужим недостаткам, сам, как мне кажется, человек далеко не идеальный.
Неправильно употреблён пароним.
2). Я стараюсь жить бережливо, потому что приехал в Москву заработать и обеспечить свою семью в Иваново.
Неправильно употреблён пароним.
4). Люди часто пытаются решить вопросы первостепенной важности, используя недобросовестные (некрасивые, плохие, заслуживающие осуждения) способы.
Неправильно употреблены синонимы.

32 - 4) Мне очень нравится этот квартет: все три скрипача – настоящие виртуозы.
34 - 1) В нашем магазине вы найдете широкий ассортиментный набор продуктов.
35 - 4) Он выстрелил в волка, и канонада выстрела прокатилась по лесу.
36 - 4) Обреченность целого поколения после трагических событий 1825 года – таковА основнАЯ идЕЯ романа Лермонтова.
37 -2) Скоропостижный отъезд Чацкого, однако, не говорит о его поражении: он не сломлен, не отказался от своих принципов.
38 -1) Чацкий, нетерпИМЫЙ к чужим недостаткам, сам, как мне кажется, человек далеко не идеальный.

)))
32 - 4) - в квартете - 4 музыканта, поэтому ВСЕ ТРИ неуместно. Надо - все 4.
34 - 1) - широкий ассортиментный набор продуктов. - большой выбор продуктов.
канонада выстрела - КАНОНАДА, -ы; ж. [франц. canonnade] Сильная и продолжительная стрельба из многих артиллерийских орудий. - ЭХО выстрела прокатилОсь
.37 -2) Скоропостижный отъезд - скоропостижно можно только умереть, но не уехать.
Зачем отвечаешь, если сама не знаешь?

Людмила Немцова Оракул (52543) А вы задание читаете? Нужно указать предложения с ошибками. Я их и указала. Исправлять не просили.

37 -2) Скоропостижный отъезд Чацкого - скоропостижно можно только умереть, но не уехать
32 - 4) Мне очень нравится этот квартет: все три скрипача – квартет - 4 музыканта, поэтому все четыре, а не три.

канонада выстрела - ЭХО выстрела, а КАНОНАДА - Сильная и продолжительная стрельба из многих артиллерийских орудий.

широкий ассортиментный набор продуктов. Тут вообще тавтология, т. к. ассортимент означает состав и соотношение различных видов, сортов товаров в торговом предприятии или изделий в производственном предприятии. ПРАВИЛЬНО - В нашем магазине вы найдете большой ассортимент . продуктов .
Зачем отвечаешь, если не знаешь правильного ответа?

2) Мебель во дворце старинная, канделябрам на стенах тоже не меньше двухсот лет. - канделябр - светильник, а не мебель

приходится ИНВЕСТИРОВАТЬ больше тысячи рублей. - ТРАТИТЬ. Инвестиции - Долгосрочные вложения капитала в какую-л. отрасль экономики.
Стоящее на столе бра - бра - НАСТЕННЫЙ светильник
32-1) Глубокие колодцы и сталактиты в виде колонн делают эти пещеры очень интересными. - сталактит не м. б. колонной - это - Спускающийся с потолка или верхней части стены пещер известковый нарост, образованный просачивающимися каплями и имеющий форму сосульки.

ТЕСТ ПО РУССКОМУ .СРОЧНО!

помогите пожалуйста с решением вопроса

В тума… ой дали песча… ого берега тускло светились багря… ые огни стари… ой гости… ицы. В гости… ой на краше… ом полу, украше… ом затейливым орнаментом, стоял искус… о сдела… ый стол с искусстве… ыми цветами в стекля… ой вазе. Точе… ые ножки стола с заточе… ыми концами были позолоче… ы. Жже… ые спички лежали на подставке серебря… ого подсвечника с зажже… ыми свечами, рядом стояла позолоче… ая ваза с позолоче… ыми ручками. В ней изумле… ому взору открывался стра… ый набор варе… ых овощей, моче… ых яблок, солее… ых огурцов и кваше… ой капусты. Копче… ая колбаса, туше… ое мясо, мороже… ая рыба, замороже… ые лангусты, толчее… ые орехи, сви… ые отбивные лежали в серебря… ых чашах. На отглаже… ой тка… ой скатерти, сотка… ой из белоснежного льна, стояли деревя… ые блюда, стекля… ые фужеры, оловя… ые ложки, костя… ые вилки. Сквозь закопче… ые стекла еле пробивался лу… ый свет.

В туманной дали песчаного берега тускло светились багряные огни старинной гостиницы. В гостиной на крашеном полу, украшенном затейливым орнаментом, стоял искусно сделанный стол с искусственными цветами в стеклянной вазе. Точеные ножки стола с заточенными концами были позолочены. Жженые спички лежали на подставке серебряного подсвечника с зажженными свечами, рядом стояла позолоченная ваза с позолоченными ручками. В ней изумленному взору открывался странный набор вареных овощей, моченых яблок, соленых огурцов и квашеной капусты. Копченая колбаса, тушеное мясо, мороженая рыба, замороженные лангусты, толченые орехи, свиные отбивные лежали в серебряных чашах. На отглаженной тканой скатерти, сотканной из белоснежного льна, стояли деревянные блюда, стеклянные фужеры, оловянные ложки, костяные вилки. Сквозь закопченные стекла еле пробивался лунный свет.

Слушай, это довольно долго вставлять. Лучше я напишу тебе правило, а ты сам/а подумаешь, что где вставлять. Знаю, что ты попросил/а дать тебе ответ на задание, не для того, чтобы я тебе тут какое то правило вставляла, но, все таки, посмотри. Может быть, дальше тебе кто то сделает твой номер. А пока, вот правило, если решишься сделать сам/а.

Правило правописания н/нн в суффиксах прилагательных.

В суффиксе пишется "н" если:

1) Есть суффикс: ян, ин, ан.

Пример: багряный, серебряный (суффикс "ян"), голубиный, соловьиный (суффикс "ин"), песчаный, кожаный (суффикс "ан").

Оловянный, деревянный, стеклянный.

В суффиксе слова пишется "нн" если:

1) Есть суффикс енн, онн

Пример: Весенний, осенний (суффиксы "енн") зловонный, червонный (суффикс "онн")

2) Если данное слово поставить в форму существительного, и основа заканчивается на "н".

Примеры: лунный (или луный?) — луна (основа слова "лун", заканчивается на "н", значит прилагательное будет писаться с двумя "нн". Лунный.)

Это довольно просто. Уверенна, эти правила должны быть в Вашем учебнике, раз уж вы проходите или проходили данную тему. Если вы решили попросить кого то сделать её за Вас, то вам было лень заглянуть в учебник и посмотреть правило.

Я никто, чтобы Вас отчитывать, поэтому просто отправила вам правила. Вообще дело, просить сделать за Вас, или нет.

Простите, если оскорбила

Александра Воронкова Ученик (124) Я до сих пор думаю, что обращалась к вам в грубой форме! Ещё раз извиняюсь

В каком предложении слово употреблено в несвойственном ему значении (см.)?

Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в несвойственном ему значении.

  1. Статус депутата обязывает его к этому.
  2. По заказу одного из тогдашних богачей художник написал репродукцию этой своей картины, которая и была потом куплена для Третьяковки.
  3. Твой брат всегда готов принять участие в любой авантюре.
  4. Стоящее на столе бра под зеленым абажуром мягко освещало комнату.
  5. Спектакль кончается каким-то странным и очень грустным апофеозом.

Предложение 4. уже отмечено, так что не буду повторяться.

А я хочу добавить добавить к нему ещё предложение 3., в котором слово «репродукция» употреблено тоже в значении, которое в данном случае неприемлемо. Слово «репродукция» (от лат. re- вновь и productio производство, произведение) имеет следующие значения:

Казалось бы, что слово «репродукция» в значении 2) – «воспроизведение… произведений изобразительного искусства» используется в предложении правильно, но это не так. Репродукция – это, во-первых, воспроизведение картины другими средствами, а во-вторых, - это создание копии картины другого художника, причём слово «другого» является здесь главным. Художник может, конечно, написать авторскую копию своей картины (как, напр., Винсент Ван Гог трижды рисовал свою комнату в Арле), но каждый раз это будет свободным, творческим воспроизведением (их называют версиями, вариантами и варьируют даже их названия). Любые репродукции могут называться копиями, но вот авторские копии никогда не бывают такими идентичными, как репродукции, и потому репродукциями называться не могут.

Неверно в пункте 4. Бра обычно настенный светильник.

Распространенной лексической ошибкой является употребление слова "роспись" в значении "подпись". Чтобы понять разницу и запомнить, когда и что употреблять, достаточно запомнить: подпись - в дневнике, роспись - в храме.

Другими словами, роспись - это когда что-то расписывают (например, красками). Так, всем известны стили русской росписи: хохлома, гжель, финифть, роспись по дереву и др.

Подпись - это автограф, то есть совокупность собственноручно написанных символов, индентифицирующих автора подписи. Примеры употребления слова: "подпись художника под натюрмортом", "поставить подпись в договоре", "пакт о сотрудничестве скрепили подписями".

При этом вполне допустимо говорить "распишитесь тут" в значении "поставьте подпись", "подпишитесь". Видимо, это и стало причиной путаницы в существительных "подпись" и "роспись". Еще большую путаницу вносит слово "роспись" в бланках документов там, где должно быть "подпись". Это один из многих примеров того, как канцелярский язык легализует речевые, грамматические и лексические ошибки.

Предложения с наречием "впору":

  • Застав внучку танцующей перед зеркалом в длинном мамином платье, бабушка воскликнула:"Да тебе, Милочка, впору артисткой быть!"
  • Нашей соседке, вечно подбирающей бездомных кошек, впору открывать приют для животных.
  • Все модные вещи, которые отец привозил любимой дочке из-за границы, оказывались ей впору.

Предложения с предлогом "в" и существительным "пору":

  • Людям, страдающим аллергией, тяжело приходится в пору цветения трав.
  • В пору летних каникул многие школьники отдыхают в загородных лагерях.
  • Историки отмечают бурное развитие науки и культуры в пору правления Екатерины Великой.
  • Н.В.Гоголь написал "Мёртвые души" в пору своего пребывания в Италии.

Сказка о котёнке помогала уснуть моей маленькой сестре (именительный падеж).

Я ещё никогда не слышал такой интересной сказки (родительный падеж).

Этой сказке не хватает самого, на мой взгляд, главного (дательный падеж).

Сказку ты мне расскажешь потом, а сейчас мы сделаем с тобой математику (винительный падеж).

Сказкой можно заинтересовать, увлечь, успокоить, настроить на весёлый или грустный лад, вызвать желание творить, развить фантазию у ребёнка (творительный падеж).

Я никак не мог забыть о сказке, просил маму продолжать её читать, а ночью открытыми глазами глядел в темноту и видел продолжение фантастической истории (предложный падеж).

Лексема ЦЫПОЧКА образована посредством суффикса -ОЧК- от лексемы ЦЫПА.

Оба слова разговорные, имеют одни и те же значения с той разницей, что суффикс придает семантике 1-го слова оттенок уменьшительно-ласкательный.

В толковании одного из значений мы встречаем ещё одно слово родственное:

  • ЦЫПЛЁНОК, курица;
  • обращение к малышу, девочке / девушке, женщине молодой, якобы ласковое, утверждает словарь Кузнецова, тогда как в словаре Ефремовой указывается: это бранное словечко, порицающее;
  • у Ефремовой – человек, чрезмерно изнеженный.


Корень в лексеме ЦЫПЛЁНОК (+ -ЁНОК-) претерпевает некоторые изменения: в нём произошло довольно часто встречающееся в языке русском чередование П с ПЛ.

Посредством суффиксов -К-, -УШК-, -ОНЬК- от лексемы ЦЫПА произведено ещё три слова родственных – существительные народно-разговорного характера ЦЫПКА, ЦЫПУШКА и ЦЫПОНЬКА, имеющие те же значения, что указаны выше, опять же с поправкой на уменьшительно-ласкательную семантику, вносимую суффиксами. А суффикс -АК- образовал жаргонизм ЦЫПЛАК – молокосос, слабак, с коим можно и не считаться.


Лексема ЦЫПЛЁНОК породила слово ЦЫПЛЁНОЧЕК, в суффиксе первом, -ЁНОК-, чередование К с Ч.

Словоформа множественного числа лексемы ЦЫПЛЁНОК – ЦЫПЛЯТА – стала производящим словом для целого ряда «родственников»:

  • существительных – ЦЫПЛЯТИНА (мясо цыплёнка), ЦЫПЛЯТНИК, ЦЫПЛЯТНИЦА, ЦЫПЛЯТКИ, ЦЫПЛЯТИЩЕ (используется в живой речи, в том числе и в Интернете, но словарями не фиксируется);
  • прилагательного – ЦЫПЛЯЧИЙ.

От слова ЦЫПЛЯТИНА родилось уменьшительно-ласкательное ЦЫПЛЯТИНКА, от слова ЦЫПЛЯТКИ произошла лексема ЦЫПЛЯТОЧКИ, а прилагательное ЦЫПЛЯЧИЙ породило наречие ПО-ЦЫПЛЯЧЬИ.

Наконец, есть и родственное междометие ЦЫП-ЦЫП, с помощью коего подзывают кур.

Из фраз с лексемой ЦЫПОЧКА вспомнила только одну – из статьи «Гламур и постсоветский человек» Ларисы Рудовой: ЛИТЕРАТУРА ЦЫПОЧЕК (перевод американского термина):

Сразу оговоримся, что гламурная проза – явление российское, хотя её часто сравнивают с американским жанром чиклит (chick lit), или «ЛИТЕРАТУРОЙ ЦЫПОЧЕК».

В этой же статье дано несколько неожиданное толкование словоформы ЦЫПОЧКИ:

«ЦЫПОЧКИ» – эмансипированные женщины, не боящиеся конфликтных ситуаций, готовые рисковать даже своим благополучием, если им требуется отстаивать свою позицию.

Лексема ЦЫПЛЯЧИЙ и её словоформы входят в состав оборотов:

  • цыплячий писк;
  • цыплячий голос;
  • цыплячий восторг;
  • цыплячье тело;
  • цыплячьи мозги.

Фразеологизм ЖАРЕНЫЙ ЦЫПА на блатном жаргоне обозначает бесхарактерного, бесхребетного человека.

Кстати, на жаргоне ЦЫПА – взятка, отсюда и ещё пара фразеологизмов – ДАТЬ (БРАТЬ) ЦЫПУ.

– Никто, слышишь, никто не смеет называть меня ЦЫПЛЁНКОМ! –

после чего совершал массу глупостей, на которые Грэг его и провоцировал.

Слово ЦЫПЛЁНОК (ЦЫПЛЯТА) встречается и в русских пословицах:


Есть и ещё одно слово ЦЫПОЧКА, омоним, ничего общего не имеющий в своей семантике с цыплячье-девичьим царством. Это разговорное сокращение от конкретного собственного названия –

Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова (Елагин парк).

Оно встречается в мемуарном произведении Натальи Бестемьяновой, Игоря Бобрина, Андрея Букина «Пара, в которой трое»:

Она тренировала группу на открытом катке, НА «ЦЫПОЧКЕ», то есть в Центральном парке культуры и отдыха имени Сергея Мироновича Кирова.

Мне уже семь лет, мы как раз переехали на Владимирскую площадь, а от Московского вокзала НА «ЦЫПОЧКУ» шел сорок пятый маршрут, но плелся очень долго.

Откатавшись НА «ЦЫПОЧКЕ», мы слышали от Татьяны Ивановны: «Там хоккейный матч заканчивается, мы можем еще и там покататься».

Животное - это слово, которое в форме именительного падежа можно употребить в составе предложений в качестве подлежащего, сказуемого, приложения.

Неизвестное животное промелькнуло в густой траве.

Внимание всех посетителей зоопарка неизменно привлекает это редкое животное.

Нам понравилось это красивое грациозное животное, сидящее на ветке дерева.

-Я обязательно нарисую это животное! - заявила конопатая девчушка с косичками.

Не всякое животное способно плодиться в неволе.

Недавно в зоопарке родился маленький слоненок - животное в девяносто килограммов.

ЕГЭ -2022. Русский язык. Полугодовая мониторинговая работа. Вариант 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек осуществляет себя и утверждает делом.(…) выбор дела — это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам. С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. В. Бондареву)

1)Яркая экспрессия повелительного наклонения позволяет привлечь внимание читателя, потому что повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций: не живите, делайте.

2) Парцелляция способствует акцентированию внимания читателя на главном в изображаемом, усиливает эмоциональное воздействие текста на него (например: Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам).

3) В тексте использованы фразеологизмы, устойчивые словосочетания, что служит выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, автор придает тексту эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. (например: за чужим столом, путь к величию человека, свои возможности).

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста –

повествование, которое помогает наглядно представить действия,

движения людей и явлений во времени и пространстве.

5) Публицистический стиль позволяет автору прямо, открыто выразить свою мысль: труд составляет высший смысл человеческой жизни.

2. Самостоятельно подберите наречие причины, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПУТЬ, -и, путём, о пути, мн. -и, -ей, -ям, муж.

1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому (чему): дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите? (куда направляетесь?).

3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путей. П. открыт (о соответствующем сигнале светофора, семафора).

5. Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет. В мальчишке будет п.

6. путём, предл. с род. Посредством, при помощи чего-н. Решить задачу путём сложных вычислений. Добиться своего путём обмана.

7. только мн. Орган в виде канала, в котором совершается какая-нибудь деятельность (спец.). Дыхательные пути. Пищеварительные пути.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

сверлИшь суетлИва слИвовый снятА Эксперт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

2) Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.

3) ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека.

4) Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

5) Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее семьдесят пяти рублей

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Когда в сознании писателя рождается книга, он испытал чувство приближающегося неизвестного счастья.

2) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

3) Оставшись в одиночестве, наконец-то появилась возможность собраться с мыслями.

4) Консул представил меня, и мы вошли в комнату, расположенную справа от небольшой полутёмной прихожей.

5) По завершении эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

6) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

7) Десять бойцов переплывало реку на надувной лодке.

8) Миновав небольшой перевал, мы попали в круглую впадину.

9) Согласно приказа в больнице ввели карантин.

1) загорелый, расстелить, умирать

2) этикетка, тревожиться, побледневший

3) пожалеть, хранитель, действительный

4) макать (хлеб), загорелый, собирать

5) проявляющийся, разуверять, сочетание

1) нед..верчивый,пр…бабушка, п…дписать

2) не..скусный, дез…нфекция, контр…гра

3) пр..воз, пр…думать, пр…шк

4) бе..ценный, не..гибаемый, чере…чур

5) в..ются, видеос..ёмка, в…юга

1) перекра..вающий, подпрыг…вающий

2) удоста..вая, локт…вой

3) черешн..вый, ливн…вый

4) дешёв..нький, син…ватый

5) створч…тый, бревенч…тый

1) много знач..щий для меня, санки ещё послуж..т

2) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны

3) бормоч..щий во сне, колыш. щиеся (деревья)

4) демонстранты маш..т флагами, тащ..щий в гору

5) родители науч..т, завис. щий

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мои друзья (НЕ)ДОСЫПАЛИ вместе со мной, заканчивая сборку модели.

На уставших от зимы деревьях ещё (НЕ) РАСПУСТИЛИСЬ почки.

Долина, ещё (НЕ)ОЗАРЯЕМАЯ солнцем, лежит в дымке тумана.

В окна, (НЕ)ЗАНАВЕШЕННЫЕ шторами, вливался холодный свет луны.

Такая речь, отнюдь (НЕ)ЛИШЁННАЯ смысла, озадачила Ивана.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С) НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперёд, (ЧТО) БЫ не остаться во тьме.

(КАК) БЫ вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, (ЧТО) БЫ взглянуть на лес по ту сторону реки.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то. признаюсь, ЗА (ТО) охотнее берусь.

(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В) СЛЕДСТВИЕ наводнения.

ЧТО (БЫ) такое придумать, ЧТО (БЫ) не пойти сегодня в школу?

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В 60-70-е годы XVIII века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

2) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали. 3) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

4) Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель и все узнали в солдате Митьку.

5) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне стало ясно(1)по каким тропинкам бродит зверёк(2) куда он уходит (3) и чем промышляет.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он [Жухрай] стоял прислушиваясь(1) и (2)когда луна выскользнула из-за туч(3)и стала видна дорога(4)он оглядел её внимательно (5) и обернулся к Павлу (Н. Островский).

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Для всех странников, для всех любителей природы: ветра, неба, душистых трав и бездонной воды – Паустовский открыл страну со сказочно древним названием Мещера. (2)Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки нагретого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. (3)Увидишь вдруг: стоят в поле копны сена, светятся на солнце болотные кочки с крупной дробью созревших ландышей; луна, разбитая на осколки рыбьим хвостом, отражается в реке; черного цвета озера, грибы с телячью голову, птицы, названия которых не знаешь. (4)Тушишь лампу и даешь себе слово: вот как растает — сразу туда. (По В. Пескову)

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.

(3)В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (4) И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше. ». (5)Сам он после операции мог лежать в постели три-четыре дня. (6)Остальные проводил в заботах о соседях. (7)Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой повязке. (8)Ухаживал за ним, как нянечка. (9)И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. (10)Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. (11)Войду в палату — он теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (12)Раньше такой общительности за ним не замечалось.

(13)Всё же пришел тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась.

(14)На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (15)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (16)Раздробленную голень пришлось ампутировать. Иван Михайлович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре.

(17)— У нас пополнение. (18)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло. — нарушил тишину Иван Михайлович.

(19)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (20)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (21)Алеша забыл поприветствовать меня. (22)А Володя словно застыл. (23)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (24)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.

(25)Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (26)Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. (27)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (28)Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду. »

(29)Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. (30)Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. (31)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (32)Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. (33)Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». (34)Я смотрела и любовалась. (35)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.

(36)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:

(37)— Что я Володе-то говорю. (38)Живой остался, вот и ладно. (39)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (40)Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. (41)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (42)Отдохнуть у нас можно. (43)А невесты-то у нас до того красивые- нигде таких, паря, нету.

(44)— Иван Михайлович все верно говорит. (45)Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни. (46)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя.

(47)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. Он поверил в себя снова. (48)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.

(По Н.И. Батыгиной*)

*Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.

1) Доброта Ивана Михайловича проявляется в его поступках: основа её – в любви к людям.

2) Алёша заботился о соседях по палате, словно они были его родными людьми, радовался, когда они выздоравливали.

3) Рассказчица, наблюдая за поступками Ивана Михайловича, приходит к выводу: он заставляет людей поверить в себя.

5) Рассказчица старалась изменить настроение Алёши, молодого моряка, после аварии: говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе.

2) Предложения 23-24 поясняют предложение 22.

3) В предложениях 36-43 представлено описание.

4)В предложениях 25-27 перечислены происходящие друг за другом события.

5) В предложениях 47-48 содержится повествование.

24. Из предложений 3 - 6 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

26. В произведении Н.И.Батыгиной рассказывается об удивительном человеке – Иване Михайловиче. Её добрые воспоминания о нём описаны с помощью тропа (А) _____ (предложение 2). Этот отзывчивый человек не может пройти мимо чужой беды, помогая всем, кто вместе с ним находится в больничной палате. О его заботе свидетельствует такой троп, как (Б)______ (предложение 8: «ухаживал… как нянечка»), и синтаксическое средство (В) _______ (предложение 9). Используя троп (Г) _______ («восстановленного покоя», «трогательный намёк»), автор рисует изменения, которые произошли с Володей благодаря заботе Ивана Михайловича.

3) однородные члены

6) вводные слова

9) восклицательные предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: