Столешницы из стабилизированной древесины

Обновлено: 16.05.2024

Мебель, изготовленная из слэбов, стала модной и распространенной относительно недавно. Особенностью такой мебели является использование больших цельных спилов древесины, как основных элементов предмета. Читал, что этот термин пришел из строительной сферы от каменщиков. У них слэбами называются большие монолитные плиты, получаемые при распиле каменных блоков.

Среди мебели из слэбов наиболее распространены два вида: с использованием только самого слэба

и в комбинации с эпоксидной смолой, так называемые "реки" (чаще) и просто с участками со смолой.

Оставляя эстетические и художественные достоинства и особенности в стороне, стоит рассмотреть другой, наиболее важный момент - такой, как эксплуатационные свойства такой мебели и в, частности, ее долговечность .

Обычная мебель

Всем известно, что мебель, изготовленная из натуральной древесины, подвержена воздействию влажности и температуры окружающего ее воздуха, и массивные детали ее могут менять размеры и формы в зависимости от их изменении. При этом в грамотно изготовленной мебели детали выполнены так, и расположены относительно друг друга в конструкции таким образом, что, в целом, мебель остается в прежних формах и размерах, не теряя своих свойств на протяжении всего срока эксплуатации. И при этом она почти никогда не содержит огромных цельных досок во всю ширину ствола или его половины. В примере же с мебелью из слэбов мы имеем именно этот случай.

Значительное коробление широких досок

Понятно, что древесная заготовка - материал неоднородный, разнящийся по своим свойствам не только в зависимости от того, из какой части дерева он получен и как расположены волокна в нем, но и что это за порода, как хорошо выдержана, высушена и т.д. Но общая тенденция такова, что чем шире цельный кусок, тем менее он стабилен. Конечно для изготовления мебели из слэбов стараются брать хорошо просушенные, выдержанные и обработанные заготовки, а не то, что продается на строительных рынках и в гипермаркетах, но факт остается фактом.

Изготавливая, к примеру, стол вот из доски, как на фото ниже, мы должны обеспечить стабильность ее геометрии.

Древесина + эпоксидная смола

Вторым моментом вопроса является обеспечение стабильности сочетания двух разнородных материалов - эпоксидной смолы и массива древесины. Чтобы вся конструкция имела стабильность нужно чтобы отдельные ее части также были стабильны и стабильны одинаково, а эпоксидная смола и дерево обладают довольно различными свойствами.

Заливают смолой полностью

Очевидно для полной изоляции массивного куска дерева от влаги, мастера и заливают его смолой полностью. Насколько это обеспечивает результат, я не берусь оценивать, ибо такой мебелью никогда не занимался и с эпоксидной смолой по этой части не экспериментировал.

Мнения и сомнения мастеров

Хотя у меня лично в планах изготовление такой мебели не стоит, я все же вскользь интересуюсь этой темой и здесь стараюсь знакомиться с мнением мастеров на этот счет. Одни считаю такую мебель нежизнеспособной, которой уготован недолгий срок службы, другие же смело такую мебель изготавливают.

На форумах, как правило дискуссии ведутся в основном о вариантах обеспечения полной изоляции дерева от влаги.

Т.е мастера приходят к выводу, что единственный способ сделать такую мебель долговечной - это полностью, по всему периметру обработать такую деталь эпоксидной смолой и в дальнейшем обеспечить этой мебели постоянные условия температуры и влажности.

А что скажут обладатели такой мебели?

Лично мне сейчас интересно мнение не изготовителей такой мебели, а тех, кто ею пользуется. Что может быть лучшей проверкой действенности и практичности, как не реальное ее использование. Можно что угодно гадать и предполагать, но, как известно критерием истины является практика. Поэтому у меня большая просьба к читателям, имеющим такую мебель, оставить о ней свое мнение в комментариях ниже. Думаю, что это будет хорошей информацией для тех, кто такую мебель собирается приобрести или изготовить самостоятельно. Заранее спасибо всем откликнувшимся!

Если откликов будет достаточное количество, можно будет опубликовать более полное "исследование", основанное на реальных примерах.

СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ДРЕВЕСИНА

СТОЛ-РЕКА ИЗ СЛЭБА И ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ ОТ STABILWOOD

WOOD BLOG LiVE

Ценные породы дерева находят применение в самых разных отраслях деятельности, в том числе изготовлении мебели и аксессуаров.

Не всегда читатель понимает разницу между капом, сувелью и шпальтом. Мы объясним, что это, расскажем, в чем заключается разница и какие особенности имеют данные материалы.

Столы из натурального дерева пользуются спросом, однако аналогичное изделие из слэба смотрится намного интереснее и привлекательнее.

Уникальный природный элемент, добыть который удается нечасто, поэтому его стоимость достаточно высокая

Столы из эпоксидной смолы стали весьма популярным элементом интерьера. Делать их самостоятельно достаточно сложно, но мы раскроем некоторые секреты производства.

Сувель – это шарообразный нарост, образующийся на стволе дерева из-за неправильного развития волокон древесины. Подробнее об этом

Какими бывают разбавители? Выбрать растворитель или разбавитель? Отличия итальянских разбавителей от российских.

С незапамятных времён люди использовали дерево. Изделия из дерева, в том числе украшения, есть в культурах разных народов. Какие-то из них несут сакральный смысл, но большой частью эти украшения, чтобы подчеркнуть красоту, индивидуальность носящего.

Масло для дерева повышает привлекательность изделия, его износостойкость и цену. Что лучше использовать? Какие плюсы и минусы? Тиковое или тунговое, льняное или дегтярное?

Стабилизированная древесина для рукояти ножа. Стабилка для ножа. Александр Ковальский и Stabilwood. Капы, сувеля, гибриды.

Стабилизированное дерево, древесина - премиум материал для изделий. Капы, гибриды, шишки, зубы и бивни мамонта, акрил от профессионалов.

Деревянные бруски для рукоятей ножей творят чудеса с изделием. Стабилизированная древесина привносит необычный шарм и новые эмоции, которые сподвигают мастера создавать ещё больше необычных шедевров.

Простые мысли вслух. Зачем мы стабилизируем дерево и куда применяем. Какие мастер охотно заказывают бруски стабилки и создают шедевры!?

Часто нам задают вопрос: как стабилизировать древесину, какие материалы использовать? Постараемся раскрыть немного занавес о брусках из стабилки.

Что такое стабилизированная древесина? Это красота и грация дерева. Процесс стабилизации завораживает. Читаем о стабилке и её особенностях.

О проекте
Stabilwood - это тот приятный уголок, где Вы найдёте стабилизированное дерево для изготовления рукоятей ножей, материал для создания превосходных ювелирных изделий премиум и общедоступного класса, декоративной посуды, деталей интерьера автомобилей, мотоциклов.

В наличии капы клена, березы, дуба, клена японского, тополя, ясеня. Карельская береза. Мореный дуб. Экзотическая древесина. Стабилизированный бивень мамонта.

Всегда имеются заготовки из гибридов дерева и литиевой смолы для изготовления электронных сигарет, кальянов.
Заказывайте и Творите!

Благодаря любви к труду - мы можем изготавливать бруски в большом объёме, разных типов пород, cтруктур и цветов.

За годы работы мы создали большие сообщества, где общаются талантливые мастера разных ремёсел и искусств.

Первым делом наша команда выражет благодарность!
Благодарность за помощь в написании статьи, за предоставленные
фотографии работ и отдельное спасибо за то, что поделились с нами
своим опытом и мнением, помогли сделать статью лаконичной интересной и полезной!
Спасибо Ярославу Черненко
Спасибо Кудрату Заитову
Спасибо Александру Ковальскому
Спасибо Екатерине Баташевой
Спасибо Андрею Денисову
Спасибо Антону Александровичу
Спасибо Михаилу Кочебину
Спасибо Алексею Борисову

Для чего нужна стабилизация древесины?

Стабилизируют или консервируют древесину полимеризующимися составами, как бесцветными, так и окрашенными, что придает дереву не только прочность, но и необычную окраску, подчеркивает природную текстуру дерева. Особенно это впечатляюще выглядит на капах дерева. Кап - это такой нарост на своле дерева, содержащий в себе спящие почки. На разрезе эти почки выглядят как лучи.

Вот так выглядит кап сосны


Для чего нужна стабилизация дерева?
Все не вечно под луной, как говорится) И даже прочные, твердые породы дерева со временем разрушаются под воздействием той же влаги. Специальные масла, краски и пропитки позволяют продлить срок службы деревянного изделия, но стабилизированная древесина прослужит в разы дольше! Ведь при стабилизации состав "100 TERM" проникает во все поры древесины, запечатывает их, пропитывает волокна насквозь.
Посмотрите, какие красивые, яркие бруски после стабилизации!

Видео любезно предоставлено Андреем Денисовы (страница мастера в вк andrew_molodec)

Пара слов о составе 100 Терм. Его сильные стороны (это те ключевые моменты, которые отметили как производитель, так и мастера, проверившие все на личном опыте):
1. Однокомпонентный. Состав уже готов, не надо танцев со смешиванием.
2. Не подвержен самополимеризации. Это значит состав спокойно годами стоит дома при комнатной температуре и не застывает. Температура полимеризации (застывания) - 95С-130С.
3. БЕЗ ЗАПАХА. Что даёт возможность работать дома.
4. Не горит и не плавится при механической обработке даже на высоких оборотах.
5. Бесцветный, прозрачный, легко колеруется жирорастворимыми красителями.
6. Низковязкий, что обеспечивает глубокую пропитку.


Глубокая пропитка стабилизирующим полимером придает дереву ряд важных свойств:
- древесина не реагирует на изменения влажности, даже если ее утопить на время в воде, изделие не деформируется;
- повышается прочность, износоустойчивость;
- пропитывающий полимер защищает от воздействия растворителей, нефтепродуктов;
- полностью закрытые поры препятствуют проникновению в древесину бактерий, в итоге, даже на поверхности ничего не заводится и не размножается;
- повышаются декоративные качества (яркий цвет или несколько цветов с четкими границами или плавно переходящие один в другой цвета);
- в отвержденном состоянии стабилизирующая жидкость не токсична, к тому же, полимер защищает от выделения аллергенов из некоторых пород дерева (бытует мнение, что у 5 % людей возникает аллергическая реакция на природные, естественные соединения, содержащиеся в древесине)

Если повезло и в руках оказался брусок экзотического дерева, хочтеся сохранить его красоту на долгие-долгие годы, такие бруски стабилизируют бесцветным составом. И природная красота сохраняется и износостойкость прибавляется)

Стабилизированные брусочки чаще всего используют для изготовления ножевых рукоятей, изготовления украшений и сувениров и т.п.

Стабилизировать брусок можно даже в домашних условиях.
У нас вы можете приобрести гледичию, клен белый, дуб торцевой и лингуа.

Подробнее о домашней стабилизации рассказывает наш коллега Ярослав Черненко (группа мастера в вк the jewelry of mad botanist).

Стабилизация в домашних условиях (стиль и пунктуация автора сохранены без изменений;))


"КОЛХОЗНАЯ" СТАБИЛИЗАЦИЯ

0) взвешиваю абсолютно сухой брусок (досушить даже если гигрометр на 0!) и записываю.
1) обрезаю пластиковую бутылку на нужную высоту. Бутылку без "талии" чтобы в нее плотно входил брусок.
2) наливаю в эту бутылку не много жижи - так чтоб брусок плавал но не подымался над срезом. Если брусок впихивается плотно то должен быть погружен на 1/2-2/3. Верх бруска должен оставться сухим - это важно!
3) ставлю получившееся в банку 1 литр (800мл, 1.5л - что есть и подходит по размеру)
4) откачиваю воздух
5) после того как жижа по каппилярам поднимется до самого верха бруска - сбрасываю вакуум и доливаю жижу так чтоб брусок был полностью погружен. Возможно понадобится притопить грузиком.
6) даю вакуум. Как прекратит пузыриться - сбрасываю, держу под слоем жижи час и снова вакуум. Цикл повторять до полной пропитки.

Показатели что пропитка окончена:
1) брусок утонул (не обязательно, некоторые породы не тонут)
2) при очередном цикле вакуума пузыриков воздуха нет совершенно.
3) при взвешивании видно что набрал от 30 до 120 грамм жижи (зависит от исходной плотности, скажем для венге и зебрано обычно 40-60 грамм на стандарт а шпальт березы может и 150 набрать)

Можно приступать к ТО.

ТО
1) даю бруску обтечь на решетке или обтираю бумажной салфеткой

2) плотно заворачиваю брусок в алюминевую фольгу. Слежу чтоб фольга прилипла к бруску и не осталось пузырей.

После этого можно закрепить фольгу скотчем и ставить в печь на 100-120с. Но я продолжаю.

3) заворачиваю в стрейч пленку - плотно, герметично но не более чем в 2 слоя.
4) поверх стрейча - скотч. Широкий. Плотно, герметично но не более чем в 2 слоя.

Я варю в скороварке - 1 час. Бывает и полчаса хватает если небольшой.
Но можно и просто в кастрюльке но тут часа два надо. А кто то говорит и 3. Зависит от жижи.

Достаю, обдираю, взвешиваю.
Для тополя - повторяю все с самого начала, с сушки и пропитки.

Трудоемкий , но очень интересный процесс.

Пы. Сы.

Если печь есть - значительно проще.
Если вакумник не ручной - еще проще.
Камера еще упрощает.
Камера держащая давление и компрессор - не упрощают но ускоряют в разы, повышают качество и позволяют стабилить более плотные и интересные породы .

Предлагаем ознакомиться с работами мастеров из стабилизированной древесины

Кольца работы мастера из Казахстана Кудрата Заитова (группа в вк r49estorm) из стабилизированного капа клена от Александра Ковальского

Ш икарные р аботы народного мастера РФ Екатерины Баташевой из Тулы (страница в вк id378546458)

Немного ножей от Алексея Борисова из Белгорода (в вк id172073558) с рукоятями из стабилизированного ореха, платана, клена и каштана

Стабилизированные капы на первом фото и орех на следующих двух фотографиях от Антона Александровича (в вк rodstvenik72)

А это стабилизированное манго, клен и амбойна от этого же мастера

Вот фото работ Михаила Кочебина из Санкт-Петербурга (страничка в вк mikispb) На фотографиях бруски полуфабрикаты под двойной прокрас, после первого прокраса без вакуума. И уже запеченный стабилизированный в черный цвет брусок.

А это работа с интересным цветом от Ярослава Черненко, синий, бархатный цвет. Брусочек невероятной красоты и насыщенности цвета

А что вы скажете о посуде из стабилизированной древесены?

Представляем вашему вниманию работы Андрея Круглова (группа в вк wooden.trio)

Желаем вам профессиональных успехов и творческого вдохновения!
Команда "Композит и К"

Мебельный щит из стабилизированной древесины и фрезерование его на 3D станке

Кто-нибудь изготавливал мебельный щит из стабилизированной древесины для последующей обработкой на 3d фрезерном станке? есть ли какие подводные камни при склейке и при фрезеровании? Какие клея применять? Может еще какие ньюансы?

Интересно, зачем? Если нужна "водоотталкиваемость", хорошая стабильность (в смысле чтобы не коробилась) и устойчивость к биологическим поражениям - можно использовать термомодифицированную древесину, она клеится ПУРом.

Насколько я знаю,но могу и ошибаться, стабилизируют ток не большой объём древесины, небольшие бруски сечением например до 150Х50+50, может чуть больше или меньше. Да и состав не дешёвый. А мебельный щит, этодеталь сделанная из длинномера. Дорого и смысла в этом нет.

Если размер доски столешницы "не большой",то такие работы давно не единичные.Во всяком случае.периодически готовлю шпальт для друзей столяров-краснодеревщиков.Стабилят материал полиэфирами.В обработке,склейке,чпу-фрезеровки нет проблемм,все как с обычной древесиной.

Изначально написано bogeze:

Если размер доски столешницы "не большой",то такие работы давно не единичные.


Неужели есть возможность застабилить ,например щит 600х800мм? Какой материал стабилите, и чем если не секрет?

Стабилят не щит, а мебельную заготовку-отдельно каждую доску или в пакете(у кого какого объема камеры.) Затем собирают сам щит на фугу.Готовый щит вашего размера в ваккуумной камере может повести в разных направлениях.Как правило,изделия из древесины Spalted-уже сами по себе эксклюзивны,потому мастера стараются не рисковать и сначала стабилизируют элементы столешниц,а затем клеют массив.Стабилизация и склейка ведутся пу смолами.

тогда. глубоко вздохните,выдохните..ну и..х. с ней и купите дешевую столешницу,покройте эпоксидкой(дешевле и пропитка глубже эпоксидными лаками),и. живите спокойно.не забивая голову ерундовыми мыслями."Дешевле и надежней"весь процесс наладить самому-вот только затратно это и по времени тоже.

Кухонные столешницы вряд ли можно полиэфиркой, уж больно она вонюча?
Глянуть бы на эту красоту. Нет у Вас случайно фото таких шпальтстолешниц?

Помнится один камрад хотел ложе для спортивной винтовки застабилить, интересно, получилось у него или нет. И на столешницу было бы интересно взглянуть.

Изображение

Изображение

Изображение

Изначально написано bogeze:

Гугл в помощь,набирай Мебель из Spalted-смотри -осмысление всего твоего титанического труда придет.


Посмотрел. Здорово.
Но возникла мысль Раньще эксклюзивные сложные мебеля делали без пропиток в вакууме. и куда всё это умение девалось?

Справедливости ради можно сказать.что многие старые приемы,методы обработки сохранились и даже возрождаются,но..вступают в противоречие с современным технологическим временем и,парадокс,становятся изделия старых массовых технологий доступны(в плане приобретения) только "избранным"Хорошо,однако .что ручной труд,мастерство,со скрипом,но возвращается-значит и традиции прошлых поколений не канут в забвение.

могу только про фрезеровку сказать.
Никаких проблем. Всё то же самое и режимы те же самые (обороты, подача и т.д.)

задача стоит - изготовление мебельного щита размерами 500*500*35. и думалось - стабилить ламели 500*50*35 (10штучек) и потом собирать их в щит. но ели есть вариант застабилить целый кусок размером 500*500 (слэб или спил) - то это вообще супер. опасность появления трещин бы уменьшилась тогда. т.к. не мебельный щи такого размера (слэб или щит) обычно трескается.
и вопросы то какие - какой клей, оборты фрезера.
но если говорят, что по фрезеру - вопросов нет, то стоит попробовать.
а что до дороговизны - все относительно. но калькуляцию прикидываю

Ошибочное мнение. Это не стабилизация о покрытие полиэфирными смолами под вакуумом. Проникновение смолы в дерево есть, но, по сравнению с традиционной стабилизацией, незначительное. Тем не менее эта технология работает успешно - поверхностные слои столешницы исключительно износоустойчивы.

а если обработанную заготовку - слэб или обычный мебельный щит над которым уже "потрудился" 3d фрезерный станок (барельеф сделав) застабилить? и расход смолы меньше будет. Чего стабилить дерево которое уйдет в стружку.
имеет право на жизнь такой способ?

Стабилизированная древесина: методики и примеры заготовок

Не так давно мне в руки попалась интересная заготовка - по идее, для рукояти ножа, но скорее всего, из нее будет сделано что-то другое. Заготовка эта из стабилизированной древесины, точнее, капа. Стало интересно разобраться в том, что же это за зверь такой - стабилизированное дерево - и с чего его едят :)

У меня заготовка не столь эффектная, но для моих целей - мелкая поделка - более, как мне кажется, удачная. Выглядит пока не очень, поскольку поверхность не шлифована и ничем не обработана.

Насколько я помню, это кап клена. По крайней мере, похоже. Стоит такой брусочек - размером меньше чем в полладони - от 300 рублей за штуку, обычно существенно больше, если порода дерева подороже, а после стабилизации выглядит эффектнее. В специализированных магазинах, предлагающих клинки, дерево для рукоятей, аксессуары, кожу для ножен и прочие "примочки" для ножей, стабилизированное дерево стоит от 1000 рублей за брусок 135×30×45 мм. Но цены в данном случае - это не то, что интересно. Интересен сам процесс стабилизации, возможность его проведения в домашних условиях и результаты.

Суть стабилизации - вытеснение и воздуха из пор материала, заполнение их прочным полимером. В качестве заполняющего вещества используют мономеры, полимеры разного происхождения - от акрилов, акрилатов, эпоксидной смолы (с растворителями, само собой) до натуральных растительных масел с высоким индексом полимеризации (чаще всего применяют льняное масло, реже конопляное и ореховое). Метод называют еще консервацией, поскольку, действительно, он "останавливает" материал в требуемом состоянии, не позволяет ему гнить, менять геометрию в зависимости от уровня влажности и температуры, плесневеть и так далее.

Интересно, что при стабилизации, даже если используются контрастные красящие составы, базовая структура материала остается неизменной, только становится ярче и выразительнее.

Для стабилизации используют четыре основных метода: холодный (длительное вымачивание в полимеризующемся составе, обычно в масле), горячий (вываривание в том же масле), вакуумный и под давлением. Большая часть эффектных образцов выше и ниже - это как раз результат вакуумной консервации .

Смысл процедуры в следующем:

  • в резервуар вакуумной установки заливается консервирующий состав и погружается заготовка;
  • из закрытой герметично камеры откачивают воздух. На поверхности раствора при этом должны ПЕРЕСТАТЬ появляться пузырьки;
  • выдерживают 30. 40 минут;
  • закачивают воздух. Необходимо создать техническое давление, примерно равное двукратному-четырехкратному атмосферному - то есть 2. 4 кгс/см.кв. (аналог в других единицах измерения - 0,2. 0,4 МПа, 20. 40 Н/м.кв., 2. 4 атмосферы).

Процесс откачки-накачки воздуха (создание отрицательного и положительного давления) повторяется столько раз, сколько потребуется для полного "утопления" заготовки в стабилизирующем составе.

Завершает обработку сушка, обычно при температуре около 100 градусов. Некоторые составы затвердевают самостоятельно, но это надо смотреть по их характеристикам. Как вариант, предлагают обернуть уже пропитанную заготовку пищевой пленкой в несколько слоев или фольгой матовой стороной наружу (тоже пищевой) и прокипятить в воде минут сорок. Вроде бы эффект тот же, что и от сушки в печи (духовке). Для тех, у кого духовки газовые (как у меня) и температуру ниже 150 градусов физически выставить нельзя, подойдет.

Кстати, для "запекания" в духовке заготовки тоже надо оборачивать пленкой, фольгой или помещать их в рукав для запекания. Но запах, увы, от этого полностью не уходит. Так что готовьтесь к недовольству домашних и ОЧЕНЬ тщательному и долгому проветриванию.

В отношении других методик стабилизации:

  • холодный способ - думаю, и так понятно. Кладем заготовку в масло и выдерживаем сколько хватит терпения. Обычно несколько недель. Потом сушим вышеуказанным способом (с нагревом);
  • горячий вариант, то есть варка - процесс неплохо описан в видео . Фактически, в заполненную маслом с добавками емкость погружают требующие пропитки заготовки, емкость помещают на водяную баню. Длительность прогрева и добавки зависят от заготовки и желаемого результата. Если будет интересно, я поищу материал на эту тему и напишу более подробно. Пока личного опыта просто нет;
  • под давлением - принцип тот же, что и с вакуумированием, то есть в герметично закрытой емкости располагают пропитывающий состав и заготовку. Но, в отличие от вакуумирования, здесь давление постоянно положительное, от 3. 4 атмосфер. Если получится сделать больше - отлично, но в пределах разумного. Мне кажется, 10 атмосфер будет уже перебор.

После любого из видов стабилизации сушка обязательна.

В процессе сушки "оберточный материал" может прилипнуть к заготовке, но поскольку ее все равно потом обрабатывать (как минимум шлифовать), это не так критично.

Добавление в стабилизирующий состав красящих пигментов (для масел жирорастворимых) или использование сразу цветных составов дает как раз тот самый эффект "деревянной радуги".

О стабилизации эпоксидной смолой писать пока не буду, это отдельная тема. Если будет интересно - пишите в комментариях, постараюсь сделать материал.

И еще немного о выборе заготовок для стабилизации. Дерево должно быть:

  • ОБЯЗАТЕЛЬНО СУХИМ! Свежее, недавно спиленное, не годится. Нужно, чтобы дерево аж звенело от сухости;
  • смолистые (а это все хвойные) и маслянистые (амарант, некоторые другие экзоты) породы не подходят, в лучшем случае они не стабилизируются или испортят раствор, в худшем. вплоть до порчи вакуумной камеры;
  • лучше всего стабилизируются средне-твердые породы - клен, береза, бук. дуб и орех уже сложнее, вообще проблемы возникают не столько с твердой, сколько с плотной и вязкой древесиной;
  • чем меньше заготовка, тем проще ее стабилизировать. Крупные вещи вообще можно консервировать только в вакууме или под давлением, пропитывать холодным или горячим способом можно, как говорится, "до посинения" (мастера, а не заготовки). Удобнее всего в этом плане торцовые спилы.

Ну и напоследок еще несколько красивых стабилизированных заготовок и изделий из них.

Читайте также: