Стол в русских традициях

Обновлено: 12.05.2024

Наваристые супы, нежнейшие десерты, воздушная выпечка… Мы выбрали самое лучшее, что можно попробовать в России.

(с) Kira Lisitskaya (Photo: Евгений Биятов/Sputnik; Legion Media; Ural-66, Йоля, Ivtorov CC BY-SA 4.0)

100. Эчпочмак

Когда-то эчпочмак был традиционной едой кочевников, в него клали сырую мясную начинку, а через отверстие сверху во время стоянок заливали горячий бульон, так получилось полноценное горячее блюдо. Сейчас эчпочмак считается визитной карточкой республики Татарстан.

99. Сбитень

До появления чая в России сбитень был главным напитком, согревающим в холодное время года. В кипящей воде растворяют мед, добавляют травы (зверобой, мяту, шалфей) и специи (кардамон, гвоздику, корицу). Пьют с пряниками и печеньем.

98. Чуду

В Дагестане чуду популярны так же, как чебуреки на черноморском побережье. Это тонкие или пышные лепешки с мясными и овощными начинками, приготовленные на сухой сковороде и смазанные маслом.

97. Окрошка

Рецепты окрошки встречаются в кулинарных книгах с конца XVIII века. Классическая окрошка - это мелко нарезанные овощи, мясо и зелень с белым квасом (не сладким). Позже появились альтернативы квасу - его стали заменять на минеральную воду, кефир, айран и другие кисломолочные продукты.

96. Манная каша

Дети обычно едят эту кашу на завтрак дома, в детских садах, школах и столовых. И это то самое блюдо, которое вызывает двойные эмоции. С одной стороны - противная густая жижа на молоке. Но с другой - подается с вареньем или ягодами!

95. Калитки

Традиционное блюдо карельской и северо-русской кухонь получило свое название в честь небольшого кошелька «калиты» (на старорусском), которое оно напоминает по форме. Начинки для калиток, пирожков из пресного ржаного теста, могут быть самыми разными.

94. Калач

В старые времена калач был излюбленным русским фастфудом. Он выпекался, как правило, в форме «гири» с ручкой, за которую было удобно его держать. Фирменные калачи сегодня можно попробовать в Коломне, Тобольске, Муроме.

93. Адыгейский сыр

Это мягкий сыр белого цвета из коровьего молока. Его производят черкесы в республике Адыгея. Сыр добавляют в салаты, супы, с ним запекают мясо и рыбу, готовят сырники, чизкейки и другие десерты.

92. Песочные кольца с арахисом

В советское время это песочное печенье можно было купить в каждой школьной столовой и в любом продовольственном магазине. Сейчас оно кажется незамысловатым, но простота теста компенсируется арахисом, так что чем больше орешков - тем вкуснее.

91. Расстегай с рыбой

Пирожки с рыбной начинкой традиционно пекут открытыми, как будто «расстегнутыми» сверху (отсюда и название). Подойдет практически любая рыба, но для торжественных случаев берут форель или семгу.

90. Клюква в сахарной пудре

Кисловатые ягоды в сладкой оболочке тают во рту - именно так этот советский десерт из картонной коробки запомнился многим с детства. В таком виде он продается и сейчас. Если готовить его самостоятельно, то вместо клюквы можно взять бруснику.

89. Соленые грибы

Для засолки обычно используют грузди, рыжики, белые грибы, лисички. Соленые грибы подают на стол как закуску, а еще добавляют в супы, салаты, используют в качестве начинки для пирогов и блинов.

88. Перловка

Царь-каша - именно так называют в России старинный способ приготовления перловки с грибами или мясом. Ее уважали царские особы, она даже была одним из блюд на коронации Николая II. А этот рецепт с грибами был одним из любимых у Петра I. Именно он ввел перловую кашу в рацион армии.

87. Баклажанная икра

«Икра заморская, баклажанная!» - фраза из легендарного советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию» мгновенно стала крылатой. И именно после этого фильма икра из баклажанов стала популярной закуской на российском столе. Тем более, что она никогда не была в дефиците.

86. Коврижка

Коврижка напоминает большой мягкий пряник с добавлением пряностей, меда, изюма и цукатов. Среди иностранных «родственников» коврижки - немецкий штоллен и английский имбирный хлеб.

85. Перепечи

Блюдо удмуртской кухни напоминает ватрушку или маленькую пиццу. Перепечи бывают с мясной, грибной, овощной начинкой.

84. Каравай

Этот свадебный хлеб у славян считается символом счастья и изобилия. Каравай традиционно украшают вылепленными их хлеба колосьями (к достатку), гроздьями калины (к прибавлению в семье), двумя кольцами или парой лебедей (символ верности).

83. Курник

Традиционный мясной пирог, который пекли на свадьбу донские и кубанские казаки, а впоследствии рецепт распространился по всей России. Чаще всего начинка была из курицы - отсюда и название.

82. Щи из щавеля

Этот зеленый суп варят с большим количеством щавеля с картофелем и яйцом. Для бульона подойдет куриный или говяжий. Главное не забыть сметану и свежую зелень при подаче.

81. Ряженка

Этот кисломолочный продукт получают из топленого коровьего молока. Они похожи по составу, но ряженка лучше усваивается. В отличие от молока, ряженка имеет нежный кремовый оттенок и карамельный вкус. Раньше ее готовили в печи, добавляя в молоко сметану, сейчас технология упростилась - ряженку изготавливают из молока и закваски.

80. Яйца, фаршированные икрой

Классика советского новогоднего застолья! Половинки вареных яиц c начинкой из желтков, зеленью, майонеза (а как же без него!) и украшенные сверху красной или черной икрой.

79. Хычин

В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии эта лепешка с различными начинками - настоящая королева любого стола. Балкарские хычины - это тонкие лепешки, а карачаевские - из пышного теста на кефире или молоке. В качестве начинки используют отварной картофель, зелень или мясо.

78. Кулич

Этот пасхальный хлеб имеет цилиндрическую форму, сверху украшается глазурью или сахарной пудрой, а в тесто добавляют изюм, орехи и цукаты. По традиции куличи освящают вместе с яйцами и творожными Пасхами накануне праздника Пасхи.

77. Творожная Пасха

Этот творожный десерт как правило готовят один раз в году на праздник Пасхи. Он имеет форму усеченной пирамиды, которая символизирует Гроб Господень. Помимо протертого творога, содержит сливочное масло, сметану, яйца и сахар. Также в нее добавляют по вкусу изюм, цукаты, лимонную цедру.

76. Гречневая каша со шкварками

Это вариант походной каши - из минимального количества ингредиентов готовится вкусное и сытное блюдо. Достаточно обжарить мясные шкварки или сало, репчатый лук и потомить это все с гречкой и специями.

75. Запеченные яблоки

Этот старинный русский десерт придется по вкусу не только любителям яблок. Берем яблоко, вырезаем серединку и начиняем творогом и изюмом, сверху можно посыпать корицей или добавить для сладости ложечку меда. Запекаем до готовности!

74. Салат из крабовых палочек

А краб-то ненастоящий, скажете вы, и будет правы. И все же этот советский салат с рисом, консервированной кукурузой и крабовыми палочками (из рыбного фарша и крахмала) всегда появляется в самые торжественные моменты.

73. Шаньги

Внешне они похожи на ватрушки, но чаще всего пекутся с соленой начинкой. Изначально их готовили с гороховой кашей, сметаной, сейчас более распространенными стали варианты с картофельным пюре, творогом, гречкой и яйцом. Их едят горячими с супом, чаем или молоком.

72. Блинный торт

Если пары блинов мало, всегда можно приготовить блинный торт. И для этого не обязательно ждать Масленицу. Для одного торта достаточно приготовить 20 блинов, промазать их кремом на основе сливок и оставить в холодильнике на 3-4 часа.

71. Фаршированные перцы

Они всегда эффектно выглядят, а за счет термической обработки начинка успевает пропитаться вкусом перцев и соусом, будь то бульон, сливки, сметанный или томатный соус. Самая распространенная начинка - мясной фарш с рисом или без, но не менее интересными получаются перцы с сыром или овощами.

70. Торт «Москва»

Он появился лишь в 2015 году и практически стал гастрономическим символом российской столицы. В составе - безе, фундук и вареная сгущенка. Торт покрыт красной глазурью и надписью «Москва» из белого шоколада.

69. Ленивые вареники

Народное блюдо для самых ленивых: просто раскатываем колбаску из творожного теста, режем на кусочки и отвариваем в кипящей воде. Никакой лепки, а результат фантастический!

68. Цветаевский пирог

67. Уха

В XI-XII в. ухой называли практически любой суп (грибной, куриный и др.), подразумевая отвар. Рыбным блюдом уха окончательно стала в конце XVII - нач.XVIII веков. Современная уха - это суп с прозрачным бульоном из одного или нескольких сортов рыбы с луком, картофелем, морковью и специями. Рыбацкую уху варят на костре и в конце добавляют водку.

66. Салат «Мимоза»

Один вид этого салата переносит в новогодние праздники! Несколько слоев из консервированной рыбы (чаще всего - горбуши), натертых яичных белков и желтков, отварной моркови, сыра и зелени - и ваша «Мимоза» готова.

65. Пастила

Старинное русское лакомство известно с 14 века. Родиной ее чаще всего называют подмосковный город Коломну. Пастилу делают из яблок, добавляя в нее мед и иногда яичный белок, чтобы осветлить.

64. Зефир

Легкий десерт из фруктового пюре, названный в честь древнегреческого бога ветра. Зефир - это младший брат пастилы, который отличается не только формой, но и наличием сахара в составе вместо традиционного меда.

63. Баранки

Мучное запеченное изделие в форме круга или овала диаметром 7-10 см. Они отличаются глянцевой поверхностью, которая получается из-за того, что перед выпечкой их ошпаривают. Баранки символизируют солнце, поэтому славяне так охотно украшали гирляндами из баранок свои жилища или вешали их на самовар.

62. Бублики

Бублик похож на баранку, но более крупный, с диаметром от 8 до 20 см. Внутри тесто более мягкое и рыхлое, поэтому бублики не могут храниться месяцами как баранки.

61. Солянка

У этого супа необычный кисло-соленый вкус - все дело в соленых огурцах, маслинах, лимоне, а иногда и квасе, которые в него добавляют. Солянки бывают мясными, рыбными и грибными. В Советское время солянка продавалась как суп быстрого приготовления в консервных банках.

60. Ленинградский торт

В его основе песочные коржи, пропитанные масляным кремом и украшенные шоколадной глазурью. Но самое вкусное - это ореховая крошка по бокам. Создан торт был в знаменитом ленинградском кафе «Север», которое существует и сегодня.

59. Кисель

На Руси кисель был самостоятельным блюдом и представлял собой заквашенную овсянку с водой - то есть что-то вроде пудинга. Современный кисель - это густой фруктово-ягодный напиток на крахмале. В магазинах он продается в виде брикетов, которые нужно развести в воде, но дети очень любят грызть их просто так.

58. Беляши

Это блюдо татарской и башкирской кухонь было популярным стритфудом в советское время. Открытые пирожки с мясным фаршем, обжаренные в масле, продавались в привокзальных магазинах и кулинариях.

57. Варенье

В России варят варенье практически из всего - ягод, фруктов и даже кедровых шишек. В Астраханской области в ход идут и арбузы - такое варенье называется «нардек», или «арбузный мед».

56. Малосольные огурцы

Хрустящие огурцы, засоленные с чесноком и укропом, - традиционная русская закуска к водке, а огуречный рассол - средство от похмелья. Помимо этого, огурцы хорошо подходят в качестве закуски к картофелю, используются при приготовлении салатов (винегрет) и супов (рассольник).

55. Вафельные трубочки

Этот десерт у многих ассоциируется с детством. Причем, достать вафельные трубочки с вареной сгущенкой в советское время было настоящей удачей! Не так часто они появлялись в продаже, а личная вафельница была роскошью.

54. Квашеная капуста

Капуста с морковью и кислыми ягодами клюквы через несколько дней брожения в соленом растворе превращается в отличную закуску на любой случай жизни. Иногда к капусте добавляют яблоко, свеклу или стручковый перец.

53. Пшенная каша с тыквой

Пшено прекрасно сочетается с тыквой, обогащая ее вкус и придавая неповторимый аромат. Добавьте орехи, изюм и курагу - получите идеальный завтрак!

52. Сахарные «язычки»

Один из самых народных советских (и современных) десертов - сахарные «язычки». Пирожные из слоеного теста, посыпанные сахаром. Все гениальное просто!

51. Осетинский пирог

Пожалуй, это одно из самых популярных региональных блюд, которые можно найти в любом уголке России. Осетинские пироги имеют много разновидностей, в том числе фыдджын с мясом и бульоном, уалибах с сыром и фасолевый кадурджин.

50. Ром-баба

Алкогольный кекс? Если только немного. Ром-баба из сдобного теста пропитана сиропом с небольшим количеством коньяка или рома и покрыта сахарной помадкой.

49. Винегрет

Слово, которым во Франции называют соус, в России стало именем полноценного салата. Вероятно, винегрет появился в русской кухне из Европы. Классический русский рецепт состоит из мелко порезанных отварных свеклы, моркови, картофеля, лука, горошка и соленых или маринованных огурцов с заправкой из масла и уксуса. Существует множество версий винегрета - с квашеной капустой, с фасолью, с грибами, с мясом, с рубленым яйцом и селедкой.

48. Чак-чак

Маленькие кусочки хрустящего теста, щедро пропитанного сладким медовым сиропом, – это традиционное татарское печенье чак-чак. На татарском языке «чак-чак» означает «мелочь».

47. Пожарские котлеты

Куриные котлеты в панировке из сухарей появились в русской кухне в начале 19 века: их готовили в трактире Евдокима Пожарского в Торжке (Тверская области), а народная молва мигом разнесла хвалебные отзывы по всей стране. Даже императору Николаю I понравилось!

46. Творожная запеканка

Нежная творожная запеканка с изюмом - один из самых полезных десертов русской кухни. В сочетании со сметаной или домашним вареньем она превращается в настоящее гастрономическое удовольствие.

45. Шарлотка

Популярный яблочный пирог - это народная версия десерта «Charlotte Russe», придуманного французским поваром императора Александра I. Изначально это был пирог с кремом и взбитыми сливками, который затем трансформировался в обычным бисквит с яблочной начинкой. Зато с рецептом справится даже ребенок!

44. Гурьевская каша

Нежная манная каша с ягодами и орехами - почти десерт. Рецепт в начале 19 века придумал Захар Кузьмин, крестьянин, который служил поваром в доме министра финансов Дмитрия Гурьева. Он остался неизменным с царских времен.

43. Сочник

Казалось бы, это просто песочное тесто с творожной начинкой, но как вкусно! Название происходит от слова «сок», так как в старорусском рецепте в тесте был сок.

42. Сметанник

Бисквитные коржи, приготовленные на сметане и пропитанные сметанным кремом, составляют основу этого классического торта русской кухни. Украшает каждый кондитер его по-своему, так что здесь огромный простор для творчества.

41. Рассольник

Его основа - соленые огурцы. Рассол придает супу приятную кислинку. В бульон, кроме того, добавляют крупу (чаще перловку), немного картофеля и кусочки мяса. Два самых известных варианта рассольника носят названия Москвы и Ленинграда. Разница в том, что ленинградский делается на основе говяжьего бульона, а московский - куриного.

40. Компот

Первое, второе - и компот из сухофруктов на десерт. Лучшими ингредиентами для этого напитка считаются яблоки, груши, абрикосы или изюм. Топовая позиция в любой столовой!

39. Котлета по-киевски

Историки кулинарии полагают, что котлета по-киевски была придумана в начале 20 века (в Москве или Санкт-Петербурге), а позже ее переименовали советские рестораны. Рецепт не изменился с советских времен: это котлета из куриной отбивной в панировке, внутри которой завернуто сливочное масло с зеленью.

38. Творожное кольцо

В русской кухне много десертов с творогом, но этот - самый элегантный. Пирожное из заварного теста со сладкой начинкой было на царском столе еще в 19 веке, но широкому кругу гурманов стало доступно лишь в советские годы.

37. Пирожки

Небольшие пирожки с соленой начинкой традиционно ели с супами и похлебками, а сладкие хороши с горячими напитками. Самые популярные начинки - капуста, мясной фарш, картофельное пюре с грибами, рис с яйцом, ягоды, яблоки.

36. Ватрушка

Как в русской кухне появилось это слово и что оно означает, историки не могут определиться до сих пор. Но с незапамятных времен эта сдобная булочка с творогом или вареньем будто переносит в детство.

35. Чебурек

Коронное блюдо крымско-татарской кухни и главная уличная еда любого черноморского курорта. Это своего рода пирожок из тонкого теста с мясной начинкой, обжаренный в масле.

34. Голубцы

Самое сложное в приготовлении этих «капустных роллов», как их называют иностранцы, - это сам процесс заворачивания мясного фарша с рисом в лист капусты. Впрочем, есть и ленивый вариант, когда все ингредиенты просто вместе тушатся на сковороде. Вам какой больше по душе?

33. Чурчхела

Нить орехов в застывшем виноградном или гранатовом соке - это, пожалуй, самый известный десерт, который можно попробовать на южных курортах России. Чурчхела имеет грузинские корни и стала очень популярна в СССР, когда жители страны начали массово отдыхать на побережье Черного моря.

32. Глазированные сырки

Творожные сырки в шоколадной глазури появились в СССР в 1930-е. Помимо творога в них добавляют сливочное масло, соль, сахар и другие фруктовые наполнители для вкуса. Шоколадная глазурь делает их похожими на любимое советское мороженое «Эскимо».

31. Котлеты с картофельным пюре

Котлеты, которые подавали в советских столовых, имели очень нежный вкус и иную консистенцию, чем домашние. А весь секрет был в хлебе: его добавляли, чтобы сэкономить на мясе (фарш был из говядины и свинины), но получилось весьма недурно. На гарнир - картофельное пюре на молоке. Для многих русских и сегодня - лучший обед всех времен!

Нельзя наливать через руку и другие правила русского застолья

Застолья на Руси были одним из излюбленных развлечений. Наверное, именно поэтому с застольями связано такое количество примет и поверий. Многие из них дошли и до наших дней.

Начало застолья

В русском застолье имела значение любая мелочь. Даже встречали гостей и рассаживали их за столом по определенным традициям. Так, самых почетных визитеров хозяева дома всегда встречали у ворот, менее дорогих – на крыльце, а тех, что еще попроще, — в горнице. За стол садились соответственно «званию» и «достоинству» и непременно лицом к иконам. Самым лучшим считалось место по правую руку от хозяина. Как утверждает Анна Костина, автор издания «Традиционное русское застолье», первая чарка или первый глоток предназначались для священника, в особенности во время престольных праздников.

Примечательно, что хозяин подносил священнослужителю чарку при помощи рук, без подноса, а уж после разносил спиртное по столам. К слову, иногда священник выполнял в гостях обязанности виночерпия. Особого внимания заслуживает и «поцелуйный обряд», совершавшийся супругой хозяина. Он практиковался в основном в богатых домах, так как требовал значительных затрат. Женщина в нарядной одежде выносила чарку почетному гостю, предварительно пригубив ее. После она удалялась для того, чтобы переодеться, и уже в другом одеянии преподносила чарку следующему гостю. Таким образом хозяйка обходила всех. По окончании потчевания она становилась у стены, а гости поочередно подходили к ней и целовали в губы.

Правила пития

Впрочем, «поцелуйный обряд» уже канул в Лету. Но множество других русских примет, касающихся застолья, дошли и до наших дней. Например, дурной приметой считается наливать спиртное через руку, то есть, как писал известный лексикограф Владимир Даль, «оборотя кулак пальцами кверху». По словам Даля, это считалось неприличным и даже обидным. Дело в том, что так поступали только в ритуалах с умершими. Отсюда и родилось поверье, согласно которому наливать через руку – к покойнику. Сегодня же такой способ наполнения рюмки трактуют как предвестник ссоры.

Нехорошим знаком считается и наливать алкоголь в посуду, которую держат на весу. Якобы у того, кому наливают, денег не будет. Многие наши современники верят и в то, что стопку необходимо наливать до краев: неполная стопка – неполная (короткая) жизнь. Также сегодня большинство русских никогда не оставляют недопитую бутылку на столе, пребывая в полной уверенности, что в противном случае пирующих ожидают слезы. Запрещено допивать из чужого стакана. Считается, что допившего постигнет судьба пьяницы. Мало того, допивать за другими гостями не следует даже тайно, так как тогда тот, кто это сделал, возьмет на душу чужие грехи.

Пиру конец!

А вот гость, которому налили в рюмку остатки спиртного из бутылки, напротив, воспринимается среди русских как счастливчик. Считается, что тот, кому так повезло, будет богатым. Пустые же бутылки, оставшиеся на столе, расцениваются как плохая примета. Некоторые утверждают, что пустая бутылка – к пустым карманам или пустому столу. Есть версия, что эта примета появилась во время пребывания русской армии во Франции. Местные трактирщики при предъявлении счета ориентировались на количество пустых бутылок на столе, поэтому русские и начали прятать посуду. Впрочем, и полная бутылка спиртного не предвещает ничего хорошего, если она падает на пол и разбивается. Говорят, что в этом случае быть драке.

Между тем, праздничное застолье на Руси никогда быстро не заканчивалось. Некоторые праздники русские отмечали по несколько суток. Например, свадьбы всегда играли не меньше трех дней. Сигналом к окончанию, в том числе царского пира служила молитва «Достойно есть», после произнесения которой все расходились по домам. По крайней мере, об этом пишут в учебном издании «Искусство гостеприимства. Русские традиции» Арушан Вартумян, Татьяна Шебзухова и Павел Карабущенко. По словам авторов учебника, царь посылал на дом гостям несколько ведер вин и медов. Аналогичным образом поступали и обычные хозяева.

Русский стол – история русской еды

Русский стол был довольно простым, об изощренных кулинарных яствах вообще не ведали, питались гречихой, просом, молоком, щами, кашей, луком и чесноком. И только намного позднее в царских и дворянских домах начали готовить по-европейски.

Иностранцы, привыкшие к разносолам и кулинарным изыскам, часто жаловались на качество приготовления пищи, которой их потчевали в Московии. Причина – сильный луковичный и чесночный запах, горький вкус еды от коровьего и конопляного масла, нечистая посуда и т.д..

Уже во времена Екатерины II многие дворяне стали предпочитать русскому столу европейскую кухню и выписывали себе поваров-иностранцев, постепенно вытеснявших из кухонь русских поварих. Иногда богатые вельможи специально ехали за границу, чтобы отведать французской, итальянской, английской и прочей заморской пищи.

russkij_stol4

Но так было не всегда. В семнадцатом веке, при первых Романовых, даже царский стол в повседневной жизни мало чем отличался от пищи простых смертных, разве что количеством блюд и разносолов.

Русская пища уступала во вкусовых качествах иностранному столу, но в сытости и изобилии – весьма и весьма превосходила. Русский стол всегда был хлебосольным, особенно для гостей.

На стол ставилось всё, что было в доме.

Закуски, вино, пиво, водку, супы, птицу, рыбу, десерт, прохладительные напитки и всякие разные «заедки»: сахарные, из корицы, анисовые и так далее. Отсюда и русская поговорка:

всё на стол мечи, что есть в печи.

Что в печи. на стол мечи
Кулебяки и борщи!
И квасок налей-ка в кружку.
С огурцами дай кадушку.
И капустки доставай.
Клюква..мёд. крестьянский рай.
Ешь от пуза . всё в наличьи.
С настроением отличным
(Анна Забудько. Хорошо)

Борис Годунов, который первым ввел званые обеды, посылал приехавшему свататься шведскому принцу до двухсот блюд, а английскому послу Карлилю только мясных кушаний - до ста. Их несли в торжественной процессии прямо по улице с множеством сосудов с вином, медом и водкой. Мясные блюда готовили очень просто: в одном горшке несколько видов мяса, сдобренные пряностями и солью.

К мясу подавались соленые огурцы, кислое молоко, сливы и различные соусы, обильно приправленные луком и чесноком. Один из таких званых обедов начался в два часа по полудню и длился до десяти вечера, во время которого было подано пятьсот разных блюд.

russkij_stol5

Кстати сказать, тогда еще не было салфеток, которые завез из Голландии Петр I, скатерть начала входить в обиход только во времена Ивана Грозного, вилки и ножи подавали только знатным. Нельзя обойти молчанием то, в чем подавались эти многочисленные яства.

Если обед был простой, ели из обычной деревянной посуды. Но когда был званый, стол в буквальном смысле слова ломился под тяжестью золотой и серебряной посуды, украшенной драгоценными камнями: серебряные подносы, сосуды, чашки, кружки, блюда, кубки, ковши, ложки и т.д..

Гости не верили своим глазам, видя такое обилие серебра и золота. Один из гостей писал, что был поражен неисчислимым сокровищем и необыкновенною пышностью русского стола с серебряными сосудами и с золотыми коронами, наполняемые критским вином. Особенно его поразила из множества золотых чаш одна, которую едва могли нести двенадцать человек.

russkij_stol6

Ели по нескольку раз в день: завтрак – очень ранний, т.к. все вставали до солнечного восхода, а прислуга и того раньше. Обед – около двенадцати, полдник – около четырех-пяти часов дня, ужин – после захода солнца. Через час – молитва и сон. Никаких перекусов и в помине не было. Ели все вместе и в одно время.

После обеда отдыхали по нескольку часов: обильная трапеза тому способствовала. Такой образ жизни наблюдала в монастырях, да и в пионерских лагерях, больницах, санаториях и курортах – то же самое. Малая подвижность в сочетании с обильной едой быстро превращалась в тучность, на которую смотрели с почтением и уважением, большим животом - гордились.

Сразу вспоминаются пышнотелые красавицы Бориса Кустодиева, олицетворяющие сказочную сытость и достаток русской жизни. Однако, обильные всеядные дни строго перемежались с постными. Постились в понедельник, среду, пятницу и даже иногда в субботу. Это еженедельно.

russkij_stol8

Плюс к тому четыре больших поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский. Даже тяжело больные не позволяли себе есть в эти дни мясо, не говоря уже о здоровых. И это касалось всех: дворян, царей, простого люда, великих князей и т.д..

Нарушители считались католиками, погаными и басурманами. Тех, кто не соблюдал постов, в обществе не принимали, а священник накладывали на них епитимью. Отдельно следует сказать о запасах. Всеобщая дешевизна и изобилие способствовали гостеприимству и довольству жизнью.

Мясо не взвешивали, продавали на глазок; птиц в лесах было в изобилии - фазаны, дрозды, куропатки, аисты, лебеди, гуси, утки; рыбы в реках – лови не хочу: стерлядь, белуга, сёмга, форель. А главное – всё продавалось за копейки. На юго-востоке страны, бывало весной, столько прилетало дикой птицы и разного рода дичи, что она покрывала собой целые поля и реки.

russkij_stol10

В Саратовской и Астраханской губерниях все пространство по течению Волги на расстоянии четырехсот верст все было усеяно дикими гусями, куропатками, утками, перепелками, журавлями, лебедями, тетеревами и другими птицами. Гусей и уток налетало так много, что они пожирали стога хлеба и разоряли селян.

Но при этом для приезжего человека все обходилось дорого, потому что жители заботились, чтобы в их доме всего хватало, а о продаже никто и не думал. Если кому-то что-то надо было, например, молоко, творог, рыба, дичь, мясо, он должен был заранее это заказать, иначе ничего не получит, даже если предложит тройную цену.

russkij_stol11

Так было вплоть до петровских времен. Потом все больше начала распространяться городская жизнь, стали меняться культурные предпочтения, появилась потребность в кулинарных изысках, которые влекли за собой не только отказ от жизни по природе, но и резко изменили русский стол и национальные традиции.

pitie1

Особая статья – питие в русской еде. Любимым напитком народа в Древней Руси был мед, который настаивали до такой крепости, что от него упивались как от водки. Мед был в изобилии и его варили во всякое время и по всякой надобности. Пчел не разводили, поскольку дикий мед был в таком количестве, что в лесах от пчел не было прохода.

Рассказывают такую байку. Однажды пошел мужик в лес и нечаянно наткнулся на борт (улей с медом) и потонул в мёде. Два дня сидел и не мог вылезти. К счастью, мимо проходил медведь, решил полакомиться мёдом и полез в улей задним ходом. Мужик схватил его за хвост и потянул на себя. Медведь испугался и ну обратно, вытащив и бедного мужика.

pitie2

Франциско Колло, бывавший в Московии в те времена, рассказывает, что он лично видел в русских лесах множество пчел, которые водились без всякого попечения и каждый мог набрать столько мёда, сколько надо. Приготовленный на ягодах он был вкуснейшим и превосходнейшим напитком.

«Имеют они обычай летом охлаждать мед и пиво, для удовольствия растворяя в кубках лед. Причем огромные куски льда (странным образом) хранятся у знатных людей в подвалах….пьют они воду и тот сладкий напиток, который называют медом.

Употребляют против холода разные виды горячительного, а на специях делают огненную воду из овса и меда и даже из молока, такую крепкую и сильную, что часто от нее становятся пьяными, не имеют ни вина, ни масла. Запрещены им все сорта напитка, который опьяняет, под страхом смерти».

Последнее замечание особенно важно, но к этому вернемся чуть позднее. Каких только видов мёда на Руси не было: вишневый, смородинный, можжевеловый, красный, белый, белый паточный, малиновый, черемуховый, старый, вешний, мед с гвоздикой, княжий, боярский…

pitie7

Искусству приготовления русскими мёда удивлялись все иностранцы, отдавая предпочтение красному мёду. Таким он получался, когда прямо в мед выжимали сок свежей вишни. На юге делали арбузный мед. В большом ходу был хлебный квас, который не только пили, особенно в жаркую погоду, но и обливались им в бане.

Пили также пиво. Любой зажиточный крестьянин и простой селянин всегда имел пиво в избытке. В ходу был перевар, больше известный как сбитень или взвар. Его готовили из мёда и разных трав: зверобоя, шалфея, лаврового листа, стручкового перца и имбиря. Этот напиток тоже пил в основном простой народ. Взвар разносили продавцы в больших медных чайниках, напоминающих самовар.

Иногда взвар готовили прямо на улице в самоварах, продавая его маленькими стаканчиками. Собственно и сам самовар был изобретен для приготовления сбитня, только потом он стал употребляться для чая.Вино привозилось в основном из Константинополя. Так повелось со времен Вещего Олега.

pitie8

В начале XVI века появилось бургундское, которое стали привозить немецкие купцы. В питейных домах подавали красную наливку, настоянную на мёде, чернике и клюкве. Употребляли также мальвазию, дорогое элитное вино, привозимое из Греции. Поначалу его использовали только для причастия, а вне этого им лечили болящих, подавая как лекарство по каплям. Потом мальвазией стали потчевать богатых гостей, но очень понемногу.

Со временем самым распространенным на Руси напитком стало хлебное вино или просто водка. Изобретение аравитян, называвшееся водой жизни, было завезено в Россию в конце XIV века из Европы, куда оно попало на сто лет раньше. Считалось, что водка была извлечена из философского камня и потому употреблять ее нужно исключительно по каплям: только тогда она будет производить целебное действие.

Все алкогольные напитки продавались свободно, пока не стали проявляться пагубные последствия их неумеренного употребления: разорение, бедность, алкоголизм и т.д. Тогда Иоанн III запретил свободную продажу крепкого алкоголя, дозволив его употребление только по большим церковным праздникам.

pitie9

Иван Грозный, однако, нарушил этот запрет, построив в Москве для своих опричников первый кабак, в котором им дозволялось пить сколько угодно. Народу разрешалось веселиться в кабаках только три раза в год: весной - на святой Пасхальной неделе, осенью – в поминальную Димитровскую субботу и зимой - в Рождество Христово. В другое время пить строго запрещалось, а если кто-то попадался на пьянстве, того сажали в тюрьму.

Федор Иоаннович снова велел все кабаки сломать, но Борис Годунов приказал вновь их открыть и снять все ограничения на продажу крепких напитков: это оказалось очень доходной статьей бюджета. Так в начале XVII века во всех городах и селах вновь появились кабаки и питейные заведения, называвшиеся кружечными дворами, где вино мерилось и продавалось кружками.

Молодой Михаил Романов опять повелел разрушить все кабаки, оставив только питейные заведения, а его сын, Алексей Михайлович вновь повелел открыть кабаки во всех городах, но только по одному, а в Москве – три. Но где один, там три, четыре, пять и так далее. В конце концов, кабаков стало огромное количество. Таким образом, в употреблении алкоголя все зависело от позиции властей.

pitie10

Спивались быстро, потому что русская водка была очень крепкой, т.к. настаивалась на пряностях, травах и кореньях. Такая водка называлась настойкой, наливкой, травником и ерофеичем. Особенно был популярен ерофеич, вошедший в употребление примерно в середине XVIII века, главным образом в Петербурге.

Рассказывают, что свое название он получил от имени цирюльника Ерофея, которому удалось вылечить настоянной на травах водкой самого графа Алексея Орлова, на которого уже махнули рукой все врачи. С тех пор водка на травах стала называться Ерофеичем, а цирюльник получил награду от самой императрицы Екатерины II. Ерофеич ничего не понимал в медицине, зато хорошо разбирался в травах, обучившись этому искусству в Китае.

Все богатые и знатные люди любили устраивать большие попойки, что не считалось пороком. Так было еще до Петра I и потом, во времена Великого Петра, все продолжалось. Хозяин, которому не удалось споить своих гостей, считался не хлебосольным и с ним никто не хотел знаться. Поэтому, чтобы упоить гостей, начинали с тостов за здравие государя и государыни, потом – за всех царствующих особ отдельно, высоких и знатных сановников, патриарха и, наконец, за каждого присутствующего.

Не опорожнить кубок до дна – значило проявить неуважение к дому и хозяину. Хозяин начинал пить первым, заставляя пить вместе с ним остальных. Гости не расходились пока не упивались. В деревнях тоже ни одна посиделка не обходилась без вина, пива или мёда. По этому поводу сложилось много поговорок:

Чару пить, здраву быть; вторую пить, пьяну быть; третью пить, безумцу быть.
Пить до дна, не видать добра.

Некоторые приговаривали, когда пили:

А ты, чарочка, каток,
В один тоненький глоток:
Лейся прямо в роток,
Чарочка моя, серебряная!

pitie12

Так в попойках проходили целые недели, а потом еще столько же длилось похмелье. Пили, чтобы не быть презираемыми другими. Женщины тоже пили, в основном крепкий белый мёд. В конце XVIII века ситуация начала меняться, пить стали меньше и стыдились спаивать своих гостей, а утонченность, привнесенная Екатериной II, свела на нет пьянство среди женщин.

pitie13

Но в среде простого народа все оставалось по-прежнему. О водке заботились больше, чем о еде, в кабак несли последнее. Появились записные пьяницы, которых торговцы вином поили ежедневно бесплатно, а в их обязанности входило заманивать в кабак других и спаивать их. От такого неумеренного пития спивались быстро, а исцеление было практически невозможным…

Автор: Тина Гай

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Правила поведения за столом на Руси

за столом на Руси

Сегодня расскажу о традициях и правилах поведения за столом в X – XVII веках. То есть, до активного проникновения на Русь европейских традиций.

Каждому свое место за столом

Столы для трапезы обычно ставили не посредине комнаты, а придвигали к стене к лавкам, где у каждого члена семьи было свое место.

На Руси всегда строго соблюдали за столом старшинство.

за столом на Руси

В переднем углу, у «верхнего» конца стола, под образами, сидел хозяин.

По правую руку от него – старший сын или младший брат. Чем дальше от хозяина, тем менее престижное считалось место

Места на лавках вдоль стены считались мужскими, а на приставных лавках располагались женщины.

Женщины в допетровское время за общий стол, когда собиралось много гостей, не садились: они подавали кушанья, а сами трапезничали позже.

Домострой: «Когда позовут тебя на пир, не садись на почетное место. – Вдруг из числа приглашенных будет кто-нибудь тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: “Уступи место!” – и тогда тебе придется со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь, войдя, на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: “Друже, сядь выше!“– тогда почтут тебя остальные гости. Так и всякий, кто возносится – смирится, а смиренный вознесется».

Приглашения

Без приглашения в гости не ходили («незваный гость хуже татарина»). Приглашения на пир передавались лично или через слуг, специально для этого посылаемых.

Принимать приглашение с первого раза считалось дурным тоном («по первому зову в гости не ездят»), так же, как и приходить первыми.

Начало трапезы

Пока семья и гости собираются, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.

Прежде чем садиться за стол, обязательно мыли руки, глава семьи произносил благодарственную молитву, и только потом можно было начинать трапезу.

Русский человек за столом должен был вести себя так же чинно, как в церкви. Накрытый стол у русских олицетворялся с ладонью Божьей. Ни в коем случае не ругали еду, какая бы она не была, это считалось богохульством. Считалось, что Бог подает еду и ее надо чтить.

еда на столе, пирожки
Поведение за столом

Документ того времени о правилах поступления за столом.

ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО.

Как молодой отрок должен поступать, когда он с другими в застолье сидит

Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то приведи себя в порядок по следующему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, не являйся, будто бы они бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первый с блюда.

Не жри, как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи, когда ешь, первый не пей, будь воздержен и избегай пьянства.

Пей и ешь, не больше, чем тебе требуется, в меру, с блюда бери последним, когда что-то тебе предложат, то возьми часть из этого, прочее отдай другому и возблагодари его.

Руки твои пусть не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай.

Когда нужно выпить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пей, пока еще пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

Зубов ножом не чисти, но зубочисткой, и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба, приложив к груди, не режь, ешь, что пред тобой лежит, а остальное не хватай.

Ежели кому-то положить хочешь что-то, не хватай перстами, как некоторые народы ныне привыкли.

Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши.

Не проглотив куска, не говори, ибо так делают крестьяне.

Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже.

Когда ешь яйцо, отрежь сперва хлеба и смотри, чтобы при этом не вытекло, и ешь быстро, яичной скорлупы на разбивай, и пока ешь яйцо, не пей, между тем не замарай скатерти и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

Когда перестанешь есть, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот.

Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали – все вместе и с добрым словом благодарности.

«Ломать стол» — вставать вразнобой – считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие.

Стол в русских традициях


Традиции праздничного стола в России соблюдались строго, не в пример нашим сегодняшним праздничным застольям, которые стали безликими и однообразными. Сегодня трудно отличить меню свадебного обеда от юбилейного застолья, новогоднего стола от первомайского.

Прием пищи всегда был связан с традициями и носил торжественный характер. Особая роль за столом отводилась главе семьи или старшему: он садился на самое почетное место во главе стола в красном углу, раньше него никто не мог приступить к еде, он следил за соблюдением порядка и благочестия за столом. Строго соблюдался и порядок мест за столом, очередность подачи блюд и т. д. Трехразовый прием пищи отражал трудовой распорядок дня. Русскому человеку даже трудно себе представить другой режим питания.

У нас день начинается с завтрака. Само название его указывает на время — происходит оно от слова «заутро», т. е. рано утром. Время это определялось началом работ в соответствии с сельскохозяйственным календарем. Обычно завтракали в крестьянских семьях до восхода солнца.

Вторым приемом пищи является обед. Корень этого славянского слова «ед» указывает на то, что это основная еда. Время его определялось положением солнца на небосводе — полдень, иногда и теперь это время называют обеденным.

Происхождение слова «ужин» неясно, но большинство ученых считает, что произошло оно от корня «юг». Дело в том, что «ю» часто переходит в «у», а «г» в «ж», и от корня «юг» или «уж» произошло название еды после полдня («юга»).

В ряде славянских языков ужин называют «вечеря», т. е. вечерняя еда.

Распределение рациона по этим трем приемам пищи характеризует пословица: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу», т. е. завтрак и обед должны быть плотными, а ужин — легким. Эта традиция характерна для стран с холодным и умеренным климатом.

Прежде (в XVI в.) у русских традиционны были четыре трапезы: завтрак, обед, полдник и ужин.
В странах с жарким климатом основные приемы пищи обычно приходятся на раннее утро и вечерние прохладные часы. Такой распорядок целесообразен с физиологической точки зрения.

Пожалуй, ни одна сторона семейного быта не связана так с народными обрядами, как приготовление пищи и обычаи стола. В противоположность религиозным народные обряды соответствовали потребностям общества, в них находили отражение особенности его быта, на их основе сложилось и развивалось национальное самобытное искусство.

Особенно следует помнить, что народные обычаи были взяты на вооружение религией, которая была не в силах их побороть, и сущность многих из них была ею до неузнаваемости искажена.

Так, например, первоначально посты носили разумный характер. У народов, занимающихся земледелием и охотой, запрещалось есть мясо в период, когда забой и охота были нецелесообразны. Посты отражали природные циклы и регулировали потребление. Многие из этих обычаев физиологически целесообразны, но доведенные до крайности, посты превратились в изуверство. Конечно, монахи могли в посты есть уху из осетров и стерляди, а трудовой народ в такие дни голодал.

Народные обычаи появились раньше религиозных, а у славян большинство из них сложилось до появления христианства. Так, новогодние праздники «колядки» ничего общего с рождеством не имеют. Гоголевский пасечник Рудый Панько рассказывал: «Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж, если сказать правду, то в колядках и слова нет про коляду».

Кстати, пришло это название к нам из Византии, хотя сам обычаи славянский. Греко-римский праздник Нового года назывался «календе» и сопровождался очень похожими обычаями. Календе как нельзя лучше подошел к трудовому календарю наших предков: все осенние работы закончены, урожай собран.

Характерной особенностью русского застолья всегда были традиционные блюда, соответствующие поводу, по которому собрались гости. Так, на свадьбах подавали курники, жениха кормили яичницей, на крестинах отца угощали пересоленной «бабиной кашей», чтобы он знал, каково жене было рожать, на поминках подавали блины, кутью и кисель.

Совершенно различны были угощения на весенних, осенних и зимних праздниках. Например, в весенние праздники подавали яйца, блюда из творога и т. д. В Новый год сладкую кашу из пшенички. Пирог был обязательной принадлежностью именинного стола, блины, пряники и разные печенья — масленицы и т. д.

Многие праздничные пиры строго регламентировались. Вот, например, образец свободного меню: «Каравай, пряники, коврижки, маковники, пироги («рыбники» и мясные), жареные баранина, гуси, поросята, каша гречневая или ячневая, орехи, клюква, брусника, яблоки (моченые и свежие), грибы (соленые и маринованные), капуста квашеная».

Попробуем описать некоторые из этих блюд.

Каравай свадебный. Варят вязкую рисовую кашу на молоке, охлаждают ее, добавляют яичные желтки, растертые с сахаром, изюм, цукаты, ванилин и хорошо перемешивают. В отдельной посуде взбивают белки до тех пор, пока пена будет хорошо держаться на венчике или вилке.
Массу для каравая соединяют со взбитыми белками и укладывают в формы, смазанные маслом и обсыпанные сухарями. Поверхность каравая смазывают яйцом, смешанным со сметаной, и запекают в духовке. После того как каравай немного остынет, его вынимают из формы и укладывают на блюдо. Сверху каравая укладывают ягоды из варенья. На столе каравай разрезают, раскладывают на тарелки и поливают сладкой подливкой.

Рис 200, молоко 500, вода 100, яйца 2—3 шт., изюм, цукаты, сухари, масло, сметана, варенье.

Гусь, утка, жаренные с яблоками. Гуся или утку обрабатывают, ножки заправляют «в кармашек», солят внутри и снаружи, кладут спиной вниз на большую сковороду, противень или латку, нежирную птицу поливают жиром, а жирную — водой и ставят в духовку. Периодически птицу поливают жиром и соком. Готовую птицу кладут в латку, закрывают крышкой и хранят в горячем виде до подачи на стол. На сковороду с соком наливают мясного бульона, кипятят его и процеживают.

Из целых крупных неочищенных яблок вырезают сердцевину так, чтобы осталось донышко, в это отверстие наливают мясной сок, полученный при жарке птицы, и запекают на противнях, смазанных жиром.

Жареную птицу нарубают на куски, кладут на большое блюдо, а вокруг укладывают запеченные яблоки. Отдельно в миске подают моченую бруснику или брусничное не очень сладкое варенье.
В семье Л. Н. Толстого особой любовью пользовался «анковский» пирог, рецепт которого им сообщил врач С. А. Берс, узнавший его от профессора Анке. Пирог этот подавали на всех праздничных и званых обедах. Поэтому даже весь уклад жизни в Ясной Поляне называли «анковским пирогом». Вспомним, что таким же традиционным блюдом в семье Вульфов в Тригорском был яблочный пирог, а в семье А. Н. Толстого — печеный картофель, в семье И. Е. Репина — суп из дикорастущих трав и т. д. По воспоминаниям современников, сам А. Н. Толстой описывал приготовление печеной картошки так: «Ты ее сначала помой, потом мокрую посоли — и в духовку, шкурка сморщится, хрустит — хороша!»

Традиционные блюда создаются не только в определенных областях страны, но часто и в отдельных семьях, и ими гордятся добрые русские хозяйки до сих пор.

Много находим мы описаний таких семейных блюд в литературных произведениях, воспоминаниях современников и домашних рукописных кулинарных книгах. Такие книги велись раньше во многих семьях. В мемориальном музее «Дача А. С. Пушкина» (дом Китаевой в г. Пушкине) хранится поваренная книга Наталии Николаевны Пушкиной. Вела такую книгу и С. А. Толстая, некоторые рецепты из которой опубликовал В. Котенков в журнале «Общественное питание».

Вот несколько из них (немного изменены).

Торт из черного хлеба. Ржаные сухари потолочь и просеять. Желтки 10 яиц растереть с чашкой сахара, смешать с чашкой молотых сухарей, перемешать, добавить взбитые белки, очищенный миндаль. Тесто положить в форму, смазанную маслом, обсыпанную сухарями, и выпечь.

Морковная и репная каша. Морковь или репу сварить в бульоне, протереть, добавить бульон, сливки, масло, пряности и прогреть.

Были свои традиции, свои, как мы теперь сказали бы, «фирменные блюда» и в ресторанах. Так, тестовские рестораны славились гурьевской кашей, расстегаями, поросенком и ботвиньей, трактиры Егорова — блинами и рыбными блюдами, Арсентьева — ветчиной с красным хлебным квасом, «Яр» — холодной телятиной, «Петергоф» — шашлыками и т. д.

Эту хорошую традицию поддерживают наши современные рестораны. Однако рестораны и трактиры были в России не только заведениями, в которых можно было поесть. Они были своеобразными клубами, местом встречи друзей. Так было при Петре I, когда в аустериях сам государь вел оживленные беседы с иностранными моряками и купцами.

Так было и при А. С. Пушкине:
«К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин.»

Так было и позднее. Н. А. Некрасов встречался с друзьями в Петербурге в трактире на Разъезжей улице, А. Грин, Д. Н. Мамин-Сибиряк облюбовали «Копернаум». В рассказе о напитках уже говорилось о литературных кафе первых послереволюционных лет.

Совершенно особую роль сыграл ресторан И. С. Соколова «Вена». Его уютные залы видели в своих стенах В. Маяковского и А. Блока, А. Н. Толстого, Ф. Шаляпина, И. Северянина, А. Куприна и Л. Собинова, организатора оркестра русских народных инструментов В. Андреева и многих других известных литераторов и художников.

Точно так же в московском трактире Колгушкина собирались издатели дешевых книжек, у Щербакова – артисты, писатели, драматурги, и среди них А. Н. Островский, в «Эрмитаже» — именитое купечество, сотрудники «Русской мысли» (Н. К. Михайловский, Глеб Успенский и др.), артисты.

Многие рестораны были и своеобразными центрами музыкальной культуры. Достаточно напомнить концерты оркестра В. Андреева в ресторане «Вена» в Петербурге, музыкальные вечера в «Славянском базаре» и «Соколовский хор у Яра» в Москве.

Надо добрым словом вспомнить русских поваров, работавших в полутемных подвалах трактиров и ресторанов, безвестных тружеников, создавших славу нашей кухне, оставивших в наследство нам свое кулинарное искусство. Без них, без их таланта не было бы нашей современной кулинарии, не было бы тех блюд, которые являются гордостью русской кухни.

Читайте также: