Стол в древнем египте

Обновлено: 28.04.2024

В те времена, когда Европа еще была варварской страной, а Эллада не достигла своего расцвета, в Египте уже существовала высокоразвитое общество. Египтяне строили пирамиды, демонстрировали высокий уровень искусства и культуры, имелась у них и собственная история мебели.

Во все времена обстановка жилища отражала социальный статус своего владельца. Не были исключением и дома Древнего Египта. Внутреннее убранство жилья рядового египтянина было весьма аскетичным. Никакой специальной мебели для вещей не существовало. Кухонная утварь хранилась в плетеных корзинах.

Столы

Столы считались предметом роскоши и величайшей редкостью, недоступной даже жрецам и мудрецам. Научные работы они создавали, опустившись на корточки. А свитки папируса раскладывали на простой доске.

Однако, в гробницах фараонов обнаружено множество самых разных столов и столиков. На четырех, трех и даже одной ножке, всевозможных размеров и форм. Большинство из них были деревянными, но встречались каменные и даже металлические образцы. На фресках, украшающих стены усыпальниц столы всегда изображены заставленными едой.

Стулья

Простолюдины вместо стульев и кроватей обходились подушками или циновками, расстеленными прямо на земляном полу. Стулья с низкими ножками могли позволить себе зажиточные граждане. Чем значительнее было социальное положение персоны, тем солиднее и выше ему полагался стул. Самыми высокими были, разумеется, ножки трона, на котором восседал фараон. Чтобы сидеть на нем с удобством, приходилось пользоваться специальной подставкой для ног.

Изготавливали стулья из древесины. Надо сказать, что в те времена в Египте, не имевшем своих лесов, этот материал стоил дорого. Сиденьями служили натянутые на раму тканые или кожаные полосы.

Кровати

Появление первых кроватей в обиходе знатных египтян совпало с началом правления фараонов. Принцип их изготовления был тот же, что и для стульев: на деревянную раму натягивался каркас из кожаных или тряпичных полос. Ножки в изголовье делались выше, чем в изножье, в результате чего, все кровати имели заметный наклон.

Ножки кроватей делали в форме ног домашних животных. В последствии в моду вошли ложа на стойках в виде львиных лап. Сам каркас также украшался резьбой с изображением богов для защиты владельца от злых духов.

Сундуки

На все остальные случаи жизни универсальным предметом мебели оставался сундук. Их изготавливали из алебастра и дерева, плели из лозы. Самой распространенной моделью были просто коробы, накрытые сверху крышкой, но встречались и экземпляры с навесными петлями.

Египетским ремесленникам принадлежит авторство всех основных форм мебели, а также изобретение первых способов обработки древесины. Изделия этих мастеров отличались понятной и логичной конструкцией, в основе которой лежал здоровый яркий реализм.

Можно смело сказать, что современная история мебели содержит в себе не одну символическую страницу, написанную руками мастеров Древнего Египта.

История мебели в Древнем Египте

Любая эпоха оставляет после себя множество предметов с особенностями, присущими только этому периоду развития человечества. Это касается как монументальных строений (дома, замки, дворцы), так и предметов повседневного пользования. Взглянув на обычные, казалось бы, образцы мебели, такие как стулья, столы, кресла и многие другие, несложно определить в какую эпоху они были изготовлены – Древний мир, период Возрождения или Средние века…

Художники и мастера в каждой стране старались придать изготавливаемой мебели формы, присущие только этой стране в период их жизни. Узоры, покрывающие мебель, также были характерны определенному времени. Многое зависело и от способов обработки материалов.

Начнем знакомство с самых ранних эпох, узнаем, какие характерные черты присущи мебели определенного периода. Наш первый шаг – Древний Египет.

Ступени развития мебельного искусства в Древнем Египте

Египет является древнейшим государством, оставившим после себя образцы мебели. Благодаря древнеегипетскому обычаю помещать в захоронениях предметы, необходимые для жизни в потустороннем мире, до нас дошли хорошо сохранившиеся экземпляры. Практически вся мебель изготавливалась из различных пород древесины, завозимой из других стран. Инкрустацию выполняли, как правило, из слоновой кости, камней различного цвета (малахит, бирюза и т. д.).

Египтян можно смело называть родоначальниками многих видов мебели. Самые древние образцы мебели, найденные археологами, принадлежат ранней династической эпохе (3400-2980 гг. до н. э.). Ими являются обычные и складные табуреты, изготовленные из древесины с ножками, вырезанными из цельных слоновых бивней в форме копыт быков. Хорошо сохранились обломки ларцов из черного дерева. Все это найдено в царских погребениях.

сундук1.jpg

Эпоха III династии (2980-2000 гг. до н. э.) оставила после себя стулья, кровати, ларцы разных размеров. Последние изготавливались из черного дерева, инкрустировались слоновой костью и различными полудрагоценными камнями – бирюзой, зеленым и синим малахитом, ляпис-лазурью. Ножкам придавалась форма львиных лап или копыт быка. Характерная черта – передние и задние ножки соответствовали по форме передним и задним лапам (копытам) животного.

табурет на ножках.jpg

Во времена эпохи Среднего царства (2000-1500 гг. до н. э.) мебельное и столярное искусство достигло пика развития. Многие изделия поражают своей фундаментальностью. К примеру, каждая створка дверей большого Карнакского храма имела размеры 5 м ширины и 20 м высоты. Собирались они из множества деревянных деталей, скрепленных деревянными гвоздями и клиньями, расположенными под углом 45° в разных направлениях. Такая технология позволяла избежать появление щелей.

большие двери.jpg

Материалы, используемые египетскими мебельщиками

Самым распространенным материалом для изготовления мебели являлась древесина. Наиболее ценными считались породы черного дерева, сикомор, кедр, оливковое дерево, смоковница, тис. Их завозили из других стран, поскольку местные породы деревьев (финиковая пальма, нильская акация) имели более мягкую древесину и плохо поддавались обработке.

Для внешней отделки применяли различные полудрагоценные камни, серебряную и золотую фольгу, цветной фаянс. Часто присутствовала инкрустация ценными породами древесины, контрастной по цвету с основным материалом.

Инструмент и технологии

Инструменты, используемые египетскими столярами, были весьма несовершенны. Известно, что они пользовались деревянными молотками (киянками), тесалом, большой двуручной пилой, топорами, лучковой пилой. На фресках можно найти изображения, как ремесленники использовали их для изготовления мебели.

ремесленники.jpg

сверло.jpg

Инструменты той эпохи, несмотря на то, что изготавливались из металла, не позволяли добиваться высокой точности. Поверхность деревянных заготовок доводили до необходимого состояния методом пришабривания тяжелыми камнями, затем вышлифовывалась пемзой.

Местные деревья не позволяли получать большие заготовки, поэтому ремесленники вырабатывали различные способы прочного соединения нескольких деталей. Ласточкин хвост, различные виды прямых шипов, шпунт и гребень родились именно в Древнем Египте.

Стулья, табуреты имели крепления в виде поперечных соединений, расположенных под углом, или дугообразных деревянных шипов, врезанных в угловые части. В отличие от более поздних технологий, когда изгибалась заготовка, египетские мастера придавали необходимый радиус стволу дерева на корню в течение нескольких лет.

Внешней отделке уделялось особое внимание. Несовершенными столярными инструментами невозможно было получить идеальную поверхность. Даже самые дорогие изделия выглядели несовершенными без богатой декорации. Поэтому сначала любую мебель покрывали довольно толстым слоем замазки, скрывающей все дефекты. Затем она окрашивалась в белый цвет и украшалась яркими орнаментами. В зависимости от дороговизны мебели на ее отделку пускали различные полудрагоценные камни, слоновую кость, цветной фаянс либо ограничивались геометрическим орнаментом.

Древнеегипетским мастерам был известен метод фанеровки поверхностей дорогими сортами древесины. Конечно, получить шпон они еще не могли и отделочные пластины были довольно толстыми, но декорирование дешевой древесины получалось весьма солидно.

Для самой изысканной мебели применяли декор из серебряной и золотой фольги. Основание ножек очень искусно выполняли также из серебра, золота или вырезали из слоновой кости.

Краски, используемые для отделки мебели, имели только семь цветов – белый, красный, зеленый, желтый, голубой, черный, коричневый. Их использовали только в чистом виде, никогда не смешивая.

Различная древнеегипетская мебель

Мебель Древнего Египта легко отличить от какой-либо другой. Ей присущи характерные черты, не встречающиеся нигде в мире. Так получилось, потому что Египет был защищен пустынями и морем от других стран и его развитие происходило в индивидуальном направлении.

Благоприятные условия (природные, экономические), сложившиеся в долине Нила, способствовали развитию коллективного труда, образованию устойчивой государственной системе. Искусство египтян также отличалось строгостью и упорядоченностью. Выработанные художественные формы оставались неизменными в течение не одного тысячелетия.

Перейдем к обзору различных типов мебели Древнего Египта, дошедших до нашего времени, восстановленных мастерами-реставраторами.

мебель древнего египта.jpg

Стулья

В Древнем Египте стульями пользовались богатейшие сановники, лица, занимающие высокие государственные посты. На фресках часто можно встретить изображения писцов, работающих сидя на полу. В быт простых египтян стулья и табуреты пришли позднее.

писцы.jpg

Самыми ранние стулья были на невысоких ножках, показывающие, что египтяне, как и все народы Азии и Востока, предпочитали работать или отдыхать, сидя на корточках.

невысокий стул.jpg

В дальнейшем ножки стали удлинять с определенным смыслом – чем выше положение в обществе, тем выше его стул. Для высокопоставленных вельмож изготавливали стулья из ценных пород древесины, с подлокотниками, высокой спинкой. Украшали их различными инкрустациями из дерева, слоновой кости, металлов.

стул.jpg

Только фараон имел право сидеть на троне, изготовленном самыми лучшими мастерами. Весь он украшался золотом, серебром, бронзой, имел подлокотники, переходящие в золотые львиные головы. В отличие от других стульев трон имел мягкое сиденье.

позолоченный трон.jpg

Первоначально даже у фараона был трон весьма скромный в сравнении с более поздними образцами.

трон тутанхамона1.jpg

Самыми первыми предметами для сидения были примитивные табуреты. Они имели очень короткие ножки, сиденье заменяли переплетенные из волокон растений или кожаных ремней.

низкий табурет.jpg

Во II тысячелетии до н. э. египтяне разработали интересную форму табуретов, напоминающую современный складной вариант. Его конструкция представляла две деревянные рамы, соединенные простейшими шарнирами. Сиденьем служило натянутое кожаное полотно. Такие походные табуреты пользовались огромной популярностью у армейских командиров высокого ранга.

складной табурет.jpg

Практически все стулья имели общую черту – вогнутые сиденья, повторяющие форму тела. Гораздо позже сиденья стали выполнять плоскими и обшивать несколькими слоями ткани.

трон тутанхамона.jpg

Именно египтяне первыми стали изготавливать стулья со спинками. Сначала они были прямыми, лишь в дальнейшем спинкам стал придаваться наклон.

Кровати

Не исключено, что египтяне первыми решили отказаться от отдыха на циновках, лежащих на полу. Самые первые постели представляли собой деревянную раму, установленную на ножки. Ложем служили натянутые и переплетенные ремни или веревки.

первые кровати.jpg

Более поздние кровати изготавливали также из твердолиственных пород древесины, но с более совершенными формами. Ножки, как правило, выполняли в форме звериных лап, направленных в одну сторону. Какого-либо стандарта не существовало – были кровати на высоких ножках и совсем немного приподнятые над полом.

кровать.jpg

обычная кровать.jpg

Подушками в Древнем Египте не пользовались. Из-за жаркого климата гораздо рациональнее было использование подголовников, выполненных из дерева, глины, слоновой кости, камня. К тому же они помогали сохранить пышные прически.

кровать с подголовником.jpg

подголовник из слоновой кости.jpg

Столы и сундуки

Столы по конструкции были весьма разнообразны. Известны три вида столов – обеденный, рабочий и легкий типа «креденцы». Последний имел весьма скромный вид и состоял из стоек, перемычек, распорок.

стол деревянный.jpg

Столешницы могли быть круглыми и прямоугольными, изготавливали из глины и алебастра, покрывались орнаментом и росписью. Известны столики с одной, тремя или четырьмя ножками.

Самым распространенным вариантом был стол на одной ножке, который переносили по надобности из одного помещения в другое. Такой стол имел круглую столешницу и предназначался для одного-двух человек. На пиру каждый гость получал по отдельному столику.

Столики на прямых невысоких ножках служили подставками для сосудов с водой, фаянсовых ваз. Существовали специальные стойки для ваз. Они представляли собой конструкцию из высоких жердей, оканчивающихся опорой для установки посуды.

стойка для посуды.jpg

Сундуки и ларцы изготавливались по технологии, схожей с изготовлением саркофагов. В каркас из деревянных рам вставлялись поперечные планки. Такая конструкция предохраняла от появления щелей и коробления древесины. В наиболее дорогих экземплярах применялось соединение типа «ласточкин хвост».

Изготавливали сундуки в форме параллелепипеда на ножках различной высоты. Отличие было лишь в размерах, отделке и форме крышки. Чаще всего крышка выполнялась полукруглой, но встречались и нестандартные формы.

сундук.jpg

Как и любая мебель, сундуки покрывались богатой росписью, отделкой цветными камнями, драгоценными металлами. Ларец с наиболее богатой отделкой найден в гробнице Тутанхамона (около 1347-1337 гг. до н. э.), вся поверхность расписана изображениями его подвигов.

расписной сундук.jpg

Заключение

Подводя итог, можно смело сказать, что именно культура Древнего Египта стала прародительницей большинства видов современной мебели. Уже в древности египетское искусство оказало огромное влияние на художественное и культурное развитие многих народностей. Его элементы можно встретить в оформлении древнеримской мебели.

Вторую жизнь искусство Древнего Египта получило после похода Наполеона в 1798 году. Европейцы, восхищенные необычными формами египетской мебели, стали внедрять ее в свои изделия. Особо ярко выделялась мебель в стиле «ампир», сложившимся после 1800 года, особенно во французской мебели.

В современном мире тоже не обходят вниманием Древний Египет, много образцов мебели (столы, стулья) своим стилем напрямую перекликаются со своими прародителями.

История мебели в Древней Греции

Любой стране, любому народу свойственна способность развиваться в определенном направлении. Никто другой не повторяет этот путь, возможно лишь слияние культур в последующем развитии. Это касается как произведений искусств высшего уровня, так и более повседневных (столярное и мебельное ремесло, дизайн быта и т. п.).

Что касается мебели, то смело можно утверждать, что в древнем мире каждая народность изготавливала в первую очередь довольно примитивные изделия, необходимые для создания более комфортных условий быта.

начало.jpg

И только после надежного оттачивания технологии производства начинали уделять внимание внешнему виду мебели, украшать их различными способами – инкрустацией, резьбой, цветной росписью. Изделия для высокопоставленных лиц покрывали декорациями из камней, золота, серебра.

Если мастеров Древнего Египта называют родоначальниками многих видов современной мебели, то Древняя Греция дала немало направлений в ее «облагораживании». Стили оформления мебели, выработанные на основе древнегреческого искусства, прошли через много веков вплоть до нашего времени. Узнаем сегодня, что особенного могли выпускать мастера Древней Греции, в чем заключалась особенность их искусства.

С чего начиналась художественная культура Древней Греции

Несмотря на уникальность культуры любой народности, она не возникает на пустом месте. Греция не является исключением. Основой для нее стало эгейское направление. После завоевания островов Эгейского моря, Балкан и других прилегающих территорий в Элладе (Древней Греции) стало активно развиваться собственное направление художественной культуры. Рассмотрим на примере различных видов мебели, как это происходило.

Как и любой народ, греки начинали изготовление различных видов мебели с самых примитивных образцов, немного улучшающих бытовые условия. В дальнейшем, будучи отличными мореплавателями, эллины стали налаживать контакты с различными странами, перенимать их достижения в изготовлении деревянной мебели.

стул из микен.jpg

К примеру, некоторые виды стульев явно ведут свое начало из Древнего Египта, тяжелые кресла – из стран Азии. Позже в Греции стало развиваться собственное направление, декорирование продукции различными типами орнаментов, не встречающимися ни в одной стране. В основном это были геометрические и растительные элементы. Основой для них служили акант, пальметта, различные виды листьев, лотос и другие цветы, выполняемые в четких очертаниях и яркой раскраске.

орнамент1.jpg

В отличие от богатого египетского наследства оригинальные образцы древнегреческой мебели не сохранились до наших времен. Изучать это направление приходится по различным рельефным фрескам и богато оформленным рисункам на вазах, танаграм (небольшим терракотовым статуэткам).

ваза3.jpg

ваза1.jpg

аполлон на дифросе.jpg

Познакомимся поближе с видами мебели, используемые в Древней Греции, рассмотрим, из каких материалов ее изготавливали, какими технологиями владели мастера-мебельщики.

Материалы и технологии, применяемые для изготовления мебели в Древней Греции

Как и во всем мире древнегреческие мебельщики для своей продукции использовали различные виды древесины, такие как клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех, черное дерево. Кроме этого, для изготовления мебели использовали более прочные материалы – мрамор, бронзу.

Во время архаического периода (VI век до н. э.) стиль мебели, изготавливаемый древнегреческими мастерами, полностью повторял азиатские образцы. Практически все типы мебели имели жесткие прямоугольные каркасы с прочной обшивкой. В дальнейшем греческие мебельщики постепенно отошли от данного влияния и стали изготавливать мебель собственной разработки, не повторяющей ни одно из существующих направлений.

V-III века до н. э. считаются «золотым периодом» развития всех искусств Древней Греции. Мебельное производство также сделало большой шаг вперед. Тяжелые прямоугольные формы стали заменяться на более изящные, украшенные резьбой и орнаментами. В отличие от египетских образцов оформление мебели не было строго символичным, поэтому мастера смело украшали свои изделия растительными и геометрическими орнаментами. В итоге реалистичность и красота удачно совмещалась с высоким художественным вкусом.

Мебель, как и архитектура, развивалась в двух основных направлениях – дорическом и ионическом. Первый был более лаконичным, второй отличался легкостью и изяществом. В основе обеих стилей лежала наука о пропорциях, эталоном которой являлось «золотое сечение».

Немалое влияние на развитие более элегантной мебели послужило применение инструментов, неизвестных в других странах. Одними из них были рубанок и более совершенные токарные станки.

Среди технологий в Древней Греции применялись интарсия, шпонирование поверхностей дорогими сортами древесины, мозаика. Пожалуй, самым необычным было изготовление гнутых древесных заготовок при помощи пара (в Европе этот метод освоили только в XIX веке!). Также был известен способ рамочно-филенчатой вязки, соединение заготовок деревянными шпунтами и шпонками. Вся продукция раскрашивалась сочными яркими красками.

Различная древнегреческая мебель

По своему образу жизни древние греки были в первую очередь общественными существами. Мужчины большую часть жизни проводили вне дома – участвовали в гражданской деятельности на агоре, в религиозных церемониях, в гимназиях. Могли провести ночь в открытых портиках (климат это вполне позволял).

Поэтому изначально даже у зажиточной части населения дома не были обставлены многими видами мебели. Обустроенными являлись только общественные здания (храмы, театры, стадионы и т. д.). В них устанавливали долговечные мраморные стулья, кресла.

кресла в театре диониса в афинах.jpg

Кресла в театре Диониса в Афинах

Только после войн с персами греки стали уделять больше внимания своему жилью. Дома стали считаться «личной крепостью», их стали обносить заборами. Одновременно внутренние помещения заполнялись различной мебелью, изготавливаемой уже без влияния внешних стилей.

В обиходе у древних греков находились пять основных видов мебели:

стулья и табуреты;

Познакомимся поближе с различными видами древнегреческой мебели, которые были восстановлены по описаниям и изображениям.

Обратите внимание: повторим, что до нашего времени практически не сохранилось ни одного образца мебели Древней Греции, кроме каменных кроватей и кресел. На фотографиях изображена мебель, восстановленная нашими современниками по описаниям, изображениям на посуде, фресках.

Табуреты, стулья и кресла

Существовало два основных вида табуретов (дифрос). Первый практически без изменений дошел до нашего времени. Он имел четыре ровные ножки, плоское плетеное сиденье, был довольно мобильным – легко перемещался и не имел определенного места в доме.

дифрос.jpg

Позднее прямые ножки стали изготавливать на токарном станке, украшая резными узорами. Такие табуреты именовались парадными дифросами.

дифрос1.jpg

Второй тип табуретов больше подходил под определение небольшого столика. Был более тяжелым, часто изготавливался из мрамора и бронзы. У такого табурета было постоянное место в доме, использовали его по необходимости: как табурет и как небольшой столик.

На все табуреты для большего комфорта клали мягкие подушки, набитые водорослями или травой.

Довольно популярными были складные варианты дифросов, явно пришедшие в Грецию из Древнего Египта. Такой табурет раб носил за хозяином вместе с подушкой, чтобы он в любой момент мог присесть для беседы, отдыха.

складные табуреты.jpg

difros.jpg

Стулья, изготавливаемые во время архаического периода, несли явные оттенки древнеегипетского направления. Они имели жесткую конструкцию, изобилующую прямыми углами.

Вершиной изготовления стульев стал клисмос – легкая, элегантная конструкция с дугообразными ножками. Изготавливался из гнутой древесины с бронзовыми элементами. У греков считалось, что клисмос – это стул для женской половины общества.

klismo.png

Мужчины предпочитали располагаться в более тяжелых конструкциях – креслах (троносах). Все они были снабжены подлокотниками, спинками, часто имели мягкие сиденья. Ранние троносы изготавливались из дерева и практически полностью повторяли формы египетской мебели.

тронос.png

Для высокопоставленных лиц тронос изготавливался из мрамора, был богато оформлен росписью и рельефными фигурами. Для украшения применяли драгоценные камни и благородные металлы. Присутствовала подставка для ног.

мраморный трон.jpg

Образцами каменной мебели, дошедшей до нас, являются кресла в древнегреческих театрах. Как правило, они устанавливались для обеспеченных и высокопоставленных лиц.

мраморные кресла.jpg

трон.jpg

Существовал еще один особенный вид диванчиков – для путешествий. Их устанавливали на спину мула, длинные ножки зажимали туловище, фиксируя положение. По краям садились двое человек, опираясь на спинки, и комфортно проводили все путешествие. Эти диванчики, возможно, послужили основой для создания древнегреческих кроватей – клине.

HorseKline.jpg

Столы

У древних греков столы использовали только по прямому назначению – для принятия пищи. Изготавливали их из дорогих пород дерева или бронзы. Столы (трапедзы) могли быть круглыми, прямоугольными, квадратными. На одной ножке или на трех – для большей устойчивости на неровном полу.

трапедза.jpg

Изначально столы имели простейшие формы, в дальнейшем их стали украшать различными рельефными узорами в виде голов птиц, звериных лап, растений.

трапедза1.jpg

Трапедзы не выполнялись высокими – греки имели обычай принимать пищу лежа и по окончании обеда стол задвигался под ложе.

В Древней Греции кровати (клине) прошли интересный путь развития. Первоначально они использовались по прямому назначению – для сна и отдыха. Клине представляли собой неглубокий ящик, установленный на невысокие ножки. На плетеную основу стелили шкуры, позднее их заменили на матрасы. Кстати, греки первыми стали применять подушки – матерчатые мешки набивали травой, шерстью, пухом и т.п. и клали под голову для удобства.

клине.jpg

К V веку до н. э. у греков выработалась привычка есть лежа. Кровати стали внешне изменяться – появились более удобные спинки и своеобразные подлокотники. Высоту ножек подгоняли под размер трапедзы – стол после принятия пищи должен был свободно поместиться под клине. Для большего удобства рядом с кроватью часто устанавливали невысокую скамеечку.

клине2.jpg

Изготавливали клине из твердых пород дерева, бронзы, мрамора. Высокие ножки стали украшать резьбой, волютами. Кровати обеспеченных представителей населения отделывали драгоценными камнями, золотом, серебром.

каменная мебель.jpg

Сундуки

В Элладе не существовало такого понятия, как шкафы. Одежду, фрукты, все необходимые вещи греки хранили в сундуках. Изначально форма и способ изготовления были позаимствованы у египтян. В дальнейшем греческие сундуки получили высокие ножки – вероятно, для удобства обслуживания.

сундук.jpg

Сундук считался одним из самых ценных вещей в доме. Чаще всего он изготавливался из древесины, стенки соединялись штифтами и шпонками. Крышки были двух видов – плоские или выпуклые. Стенки покрывались яркими красками.

Если принято считать, что древние египтяне являются родоначальниками многих видов мебели, то греков можно смело называть ее дизайнерами. Благодаря своеобразному развитию древнегреческой культуры мебель, заимствованная у других народов, полностью сменила внешний вид, была облагорожена неповторимым греческим стилем оформления.

Практически в любое время дизайнеры постоянно обращались к древнегреческому направлению изготовления мебели. Сегодня также не забыт этот стиль – часто можно встретить стулья, полностью повторяющие формы клисмос, диваны, выполненные в стиле клине.

Стол: путешествие по векам. Столы древних египтян, глинобитные столы, столы в эпоху Возрождения, столы Советского периода.


Более поздняя древнегреческая цивилизация внесла свои коррективы во внешний вид столов, используемых в Древнем Египте. В Греции появились два вида столов, один из которых был предназначен для сосудов с напитками, а другой - для приема пищи. Если в Древнем Египте основным материалом для производства вышеперечисленных предметов мебели было дерево, то греки использовали не только древесину, но и металл и мрамор. Соответственно, изменился и внешний вид данной мебели. Древние греки всегда стремились к тому, чтобы окружающие их предметы гармонировали с жилищем, и поэтому изделия, произведенные древнегреческими умельцами, были украшением интерьера и порой по праву назывались произведением искусства. Вот только "простые смертные" не могли принимать пищу за такими предметами мебели.

Если обратиться к истории России, то археологами были найдены фрагменты глинобитных столов, находившихся в земле с 11-13 веков. Они были неподвижными, то есть их ножки закапывались в землю.

В Европе же столы были подвижными. Использование в производстве металла и мрамора постепенно уходило в прошлое, и практически во всех странах стали отдавать предпочтение деревянным столам. Для того, чтобы изготовить такие деревянные изделия, от мастера не требовалось художественного вкуса. Достаточно было того, что умелец знает, как обращаться с деревообрабатывающими инструментами. В связи с этим средневековые предметы мебели имели грубый, а порой, и мрачный вид.

Всё изменилось в эпоху Возрождения. Из предыдущих бесед мы помним, какие стили существовали в то время, и представить, что столы остались такими же невыразительными, как в средневековье, невозможно. Да и зачем представлять, когда есть "живые" свидетельства того, что в эпоху Ренессанса "возродились" и данные предметы мебели. Достаточно посетить музеи, где воссоздана обстановка того времени.

Столы в эпоху Возрождения начали украшать резьбой, в столешницах появилась инкрустация, и изделия стали отличаться от своих "предков" изяществом. На смену прямоугольным и квадратным столешницам пришли столешницы, имеющие различные формы. В 17-м веке появились конторки - один из видов рабочих столов. Веком позже стали изготавливать туалетные столики и "солидные", за которыми праздновали то или иное событие.

На картинах 17-19-го веков можно увидеть различные столы, и по тому, в каком интерьере они изображены, можно судить о предпочтениях людей различных сословий. Но даже если бы полотна не рассказывали нам об убранстве живущих в прошлые века, догадаться, что изысканные столы были в помещениях богатых, а невзрачные - в жилищах бедных людей, было бы несложно. Но как бы то ни было, в то время, и уж тем более к началу 20-го века, эти предметы мебели стояли в каждом городском доме и в каждой деревенской избе.

Руководители Советского государства не спешили расстаться с "буржуазной мебелью", и практически во всех кабинетах находились столы, изготовленные до октября 1917 года. Но в СССР использовалась мебели, произведенная не только до прихода Советской власти. Во времена строительства социализма отечественная промышленность наладила выпуск данных предметов мебели для пролетариата. Надо сказать, что выполнены они были весьма хорошо, и к качеству нареканий не было. Правда, при правлении Сталина не многие отважились бы критиковать советскую промышленность, но по словам живших в те годы, столы, действительно были надежными, хотя и не отличались большой оригинальностью.

Но в конце 20-го века и в начале века 21-го все изменилось к лучшему. Вот об этих изменениях мы и поговорим в следующий раз.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: solara-nvisible, portalmebeli, virtuzor, mebelsaratova, antik-kv, gvol, thisplace

Читайте также: