Стол в алтаре на котором совершается проскомидия

Обновлено: 17.05.2024

1. Возвышенное место, на котором приносились языческие жертвы (ист. и поэт.). «Пусть жертвенник разбит - огонь еще пылает.» Надсон .

2. Стол в алтаре православной церкви, на котором совершается обряд проскомидии во время литургии (церк.).

Архитектурный словарь

Примыкающее с севера к основному алтарному (1) объему помещение, в котором совершается начало литургии.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Православие. Словарь-справочник

стол, расположенный у северной стены в алтаре слева от Горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия, во время которой предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол – срачицу, индитию, покрывало. В древности жертвенник устраивался в особом, отдельном от алтаря, помещении – в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь.

В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые в неслужебное время пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада, крест с Распятием. Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, где совершается Таинство Евхаристии, присутствуют мощи святых, Евангелие и крест, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и находятся священные сосуды, жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей.

Энциклопедия иудаизма

В древности, до построения скинии (см. Кивот*), евреи строили возвышения - "бамот" - и приносили на них жертвы. С постройкой скинии в пустыне жертвенные приношения на возвышениях были запрещены. Когда сыны Израилевы вошли в Эрец Исраэль и пришли в Гилгал, возвышения - "бамот" - вновь получили право на существование, их возводили в каждом городе на высоких холмах и приносили там жертвы. Когда возвели скинию в Шило, вновь запретили "бамот". Ж. в Шило именовался великим возвышением, и Шило был религиозным центром Израиля. После разрушения Шило возвышения вновь были разрешены - до завоевания Иерусалима. После этого можно было приносить жертвы только в Иерусалиме.

О Ж. сказано в книге Исход (XX, 21-22) : "Ж. из земли сделай Мне. Если же Ж. из камней делать будешь Мне, то не закладывай их тесаными, ибо если ты замахнулся на них теслом твоим, ты осквернил его".

Можно предположить, что Ж. были в большинстве своем нагромождением камней или земли. К вышесказанному: ". ибо если ты замахнулся на них теслом своим" - добавляет р. Шим'он бен Эльазар: "Ж. создан, дабы продлить жизнь человека, железо - дабы укоротить ее. ". Человек, совершивший неумышленное убийство, находил убежище около Ж., и мстящий за убитого не имел права тронуть его. А об убившем преднамеренно сказано: "И с Ж. Моего возьми его на смерть" (Исх. XXI, 14). Предки наши видели в жертвоприношении источник благословения Господня.

Согласно описанию Ж. в трактате "Мидот", он состоял из трех плит. Площадь нижней плиты была 32 локтя х 32 локтя, высота - 1 локоть. Вторая плита меньше первой. Площадь ее 30 локтей х 30 локтей. Верхняя плита занимает площадь 28 локтей х 28 локтей. По краям плиты было определено место для священников, так что собственно Ж. занимал площадь 24 х 24 локтя.

Место Ж. постоянно, и он вовеки не подлежит перемещению. По преданию, Ж. Давида и Соломона (Шломо) построен на том же месте, на котором стоял Ж., возведенный Авраамом для принесения в жертву Ицхака. Согласно тому же преданию, Hoax построил здесь Ж., выйдя из ковчега. Здесь же приносили жертвы Каин и Авель; здесь же принес жертву Адам, и здесь же был он сотворен.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

ж’ертвенник — сооружение для принесения жертв Богу. Сооружался из земли или нетесаных камней. Никаких ступеней к жертвеннику делать не полагалось ( Исх.20:26 ). Впервые в Писании жертвенник упомянут после потопа ( Быт.8:20 ). Жертвенник, который Моисей соорудил перед скинией по образцу, показанному ему на горе, был из дерева ситтим (акации) размерами 2,5 x 2,5 м, высотой 1,5 м. Снаружи он был обложен медью, а внутри засыпался землей ( Исх.27:1 -8; Исх.38:1 -7). Жертвенник у храма был размерами 10 x 10 м, высотой 5 м и, видимо, не мог быть без ступеней ( 2Пар.4:1 ). Священники в этом случае должны были иметь нательное белье, скрывающее их наготу ( Исх.28:42 -43; Лев.6:10 ) (в Пс.50:21 назван алтарь).

Православный энциклопедический словарь

специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

стол, находящийся в церкви слева от престола и составляющий часть церковной утвари. На нем совершается проскомидия. Так же он назывался левый придел храма, где иподиакон омывал церковные сосуды.

Словарь церковных терминов

стол, на котором совершается проскомидия - готовится жертва евхаристии: хлеб и вино. Располагается у северной стены в алтаре слева от горнего места.

Православная энциклопедия

в древности он был предназначен исключительно для принесения жертв Богу. Впервые Священное Писание упоминает о жертвеннике по выходе Ноя их своего ковчега. В основном жертвенники, упоминавшиеся в Ветхом Завете, были устроены очень просто. Например, Иаков принес жертву в Вефиле на простом камне, который ночью служил ему изголовьем (Бытие, 28, 18). Современный жертвенник в Православной церкви очень похож на обычный стол. На нем совершается проскомидия, то есть приготавливается жертва евхаристии: вино и хлеб. Жертвенник находится по левую сторону от горнего места у северной стены алтаря.

Алтарь

Алта́рь (от лат. alta и ara – воз­вы­шен­ный жерт­вен­ник) – восточ­ная, глав­ная часть храма, в кото­рой нахо­дятся пре­стол, жерт­вен­ник, епи­скоп­ская или свя­щен­ни­че­ская кафедра. Обычно отде­ля­ется от осталь­ной части храма ико­но­ста­сом.

altar 1 - Алтарь

Исто­рия алтаря

Исто­рия алтаря пра­во­слав­ного храма вос­хо­дит к тем ранним вре­ме­нам хри­сти­ан­ства, когда в ката­комб­ных храмах под землей и в назем­ных бази­ли­ках в перед­ней части, отго­ро­жен­ной низкой решет­кой или колон­нами от осталь­ного про­стран­ства, ста­ви­лась, как свя­тыня, камен­ная гроб­ница (сар­ко­фаг) с остан­ками свя­того муче­ника.

На этой камен­ной гроб­нице в ката­ком­бах совер­ша­лось Таин­ство Евха­ри­стии – пре­тво­ре­ние хлеба и вина в Тело и Кровь Хри­стовы.

Само назва­ние сви­де­тель­ствует о том, что уже в древ­но­сти алтари хри­сти­ан­ских храмов устра­и­ва­лись на неко­то­ром воз­вы­ше­нии по отно­ше­нию к осталь­ной части храма.

Пер­во­на­чально алтарь состоял из пре­стола, кото­рый поме­щался в центре алтар­ного про­стран­ства, кафедры (седа­лища) епи­скопа и скамей для духо­вен­ства (Горнее место), рас­по­ла­гав­шихся против пре­стола у стены в полу­окру­же­нии алтар­ной абсиды. Пред­ло­же­ние (жерт­вен­ник) и сосу­до­хра­ни­лище (риз­ница) были в отдель­ных поме­ще­ниях (при­де­лах) справа и слева от алтаря. Затем пред­ло­же­ние стало поме­щаться в самом алтаре, слева от Гор­него места, если смот­реть со сто­роны пре­стола. Веро­ятно, в связи с этим изме­ни­лись и назва­ния святых мест алтаря.

Пре­стол в древ­но­сти всегда назы­вался жерт­вен­ни­ком или тра­пе­зой, а назва­ние «пре­стол» отно­си­лось к архи­ерей­скому седа­лищу на Горнем месте. С пере­не­се­нием пред­ло­же­ния, на кото­ром совер­ша­ется при­го­тов­ле­ние хлеба и вина для Таин­ства Евха­ри­стии, в алтарь оно стало назы­ваться в устной тра­ди­ции жерт­вен­ни­ком, пре­стол (архи­ерей­ское седа­лище) стал име­но­ваться Горним местом, а соб­ственно пре­сто­лом стали назы­вать жерт­вен­ник (тра­пезу).

Устрой­ство совре­мен­ного алтаря

В наши дни в соот­вет­ствии с древ­ней­шими тра­ди­ци­ями в восточ­ной стене алтаря с внеш­ней сто­роны храма устра­и­ва­ется полу­кру­жие – абсида. Посре­дине алтаря поме­ща­ется святой пре­стол. Вплот­ную к сере­дине абсиды алтаря против пре­стола соору­жа­ется воз­вы­ше­ние. В кафед­раль­ных архи­ерей­ских собо­рах и во многих при­ход­ских храмах на этом месте стоит кресло для епи­скопа, как зна­ме­ние пре­стола (трона), на кото­ром неви­димо вос­се­дает Все­дер­жи­тель. В при­ход­ских храмах в полу­кру­жии абсиды воз­вы­ше­ния и кресла может и не быть, но в любом случае место явля­ется зна­ме­нием того Небес­ного Пре­стола, на кото­ром незримо при­сут­ствует Гос­подь, и назы­ва­ется, поэтому Горнее место.

Гор­нему месту обя­за­тельно кадят во время бого­слу­же­ний; про­ходя, кла­ня­ются, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием; на Горнем месте непре­менно воз­жи­га­ется свеча или лам­пада.

Прямо перед Горним местом позади пре­стола поме­ща­ется обычно Семи­свеч­ник, кото­рый в древ­но­сти был под­свеч­ни­ком для семи свечей, а ныне чаще всего явля­ется раз­ветв­лен­ным на семь ветвей от одного высо­кого столпа све­тиль­ни­ком, в кото­ром нахо­дятся семь лампад, воз­жи­га­е­мых при бого­слу­же­нии.

Справа от гор­него места и слева от пре­стола рас­по­ло­жен жерт­вен­ник, на кото­ром совер­ша­ется про­ско­ми­дия. Около него обычно стоит стол для подан­ных веру­ю­щими просфор и запи­сок с име­нами людей о здра­вии и о упо­ко­е­нии. Справа от пре­стола, чаще всего в отдель­ном поме­ще­нии, рас­по­ла­га­ется сосу­до­хра­ни­лище и риз­ница, где хра­нятся в небо­го­слу­жеб­ное время свя­щен­ные сосуды, обла­че­ние духо­вен­ства. Иногда риз­ница может нахо­диться в отдель­ном от алтаря поме­ще­нии. Но в таком случае справа от пре­стола всегда име­ется стол, на кото­рый пола­га­ются ризы свя­щен­но­слу­жи­те­лей, при­го­тов­лен­ные для бого­слу­же­ния.

По сто­ро­нам семи­свеч­ника, с север­ной и южной сторон пре­стола, при­нято постав­лять на древ­ках вынос­ную икону Божией Матери (с север­ной сто­роны) и Крест с обра­зом Рас­пя­тия Хри­стова (с южной).

Справа или слева от пре­стола поме­ща­ется умы­валь­ник для омо­ве­ния рук свя­щен­но­слу­жи­те­лей перед литур­гией и омо­ве­ния уст после нее и место, где воз­жи­га­ется кадило. Перед пре­сто­лом, справа от Цар­ских врат у южных дверей алтаря, при­нято ста­вить кресло для епи­скопа.

Алтарь, как пра­вило, имеет три окна, зна­ме­ну­ю­щих несо­здан­ный тро­и­че­ский свет Боже­ства, или два раза по три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Гос­пода и Иисуса Христа), или четыре (во имя Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия).

altar 2 - Алтарь

Алтарь по при­чине совер­ша­е­мого в нем Таин­ства Евха­ри­стии как бы повто­ряет собою ту при­бран­ную, устлан­ную, гото­вую гор­ницу, где состо­я­лась Тайная вечеря, поскольку и в наши дни он содер­жится в осо­бен­ной чистоте, усти­ла­ется ков­рами, по воз­мож­но­сти вся­че­ски бла­го­укра­ша­ется.

В пра­во­слав­ном Типи­коне и Слу­жеб­нике алтарь часто назы­ва­ется свя­ти­ли­щем. Это, как пола­гают, про­ис­хо­дит оттого, что древ­ние учи­тели Церкви часто име­но­вали алтарь вет­хо­за­вет­ным назва­нием Святое Святых. Дей­стви­тельно, Святое Святых Мои­се­е­вой скинии и Соло­мо­нова храма, как хра­нив­шие в себе ковчег Завета и другие вели­кие свя­тыни, духовно про­об­ра­зуют собою хри­сти­ан­ский алтарь, где про­ис­хо­дит вели­чай­шее Таин­ство Нового Завета – Евха­ри­стия, хра­нятся в даро­хра­ни­тель­нице Тело и Кровь Хри­стовы. Упо­треб­ле­ние учи­те­лями Церкви поня­тия «Святое Святых» в при­ме­не­нии к пра­во­слав­ному алтарю сбли­жает его с вет­хо­за­вет­ным свя­ти­ли­щем не по подо­бию устрой­ства, а имея в виду особую свя­тость этого места.

Дей­стви­тельно, свя­тость этого места настолько велика, что еще до отде­ле­ния като­ли­цизма от пол­ноты Пра­во­сла­вия, сфор­ми­ро­ва­лась тра­ди­ция, запре­ща­ю­щая вход в алтарь кому-либо из мирян, как жен­щи­нам, так и муж­чи­нам. Исклю­че­ние дела­лось иногда только для диа­ко­нис, а впо­след­ствии для ино­кинь в жен­ских мона­сты­рях. Где они могли вхо­дить в алтарь для уборки и воз­жи­га­ния све­тиль­ни­ков. Впо­след­ствии с осо­бого архи­ерей­ского или иерей­ского бла­го­сло­ве­ния в алтарь было доз­во­лено вхо­дить ипо­ди­а­ко­нам, чтецам, а также алтар­ни­кам из бла­го­го­вей­ных мужей или ино­кинь, в обя­зан­но­сти кото­рых входит уборка алтаря, воз­жи­га­ние све­тиль­ни­ков, при­го­тов­ле­ние кадила и т.п. На Руси в древ­но­сти в алтаре не при­нято было дер­жать иконы с изоб­ра­же­нием каких-либо святых, кроме Бого­ро­дицы, а также иконы, на кото­рых име­лись изоб­ра­же­ния людей, не при­чис­лен­ных к лику святых (напри­мер, воинов, сте­ре­гу­щих Христа или мучив­ших святых стра­даль­цев за веру и т.п.).

Алтарь. Инфографика

Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.

Алтарь. Инфографика

Горнее место

— самая дальняя, восточная часть алтаря. На седалище, устроенной на Горнем месте, восседает архиерей в определенные моменты архиерейского богослужения, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. В обычных приходских храмах на Горнем месте символически располагается трон Архиерея или стоит лампада или высокая свеча, а по сторонам — скамьи для священников.

Горнее место символизирует видение Иоанна Богослова: Сидящего на престоле Господа, а возле него восседавших царей и священников (Откр 4:4).

Святой престол

Алтарь. Инфографика

— стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс (четырехугольный плат с изображением положения Христа во Гроб и вшитой в него частицей мощей) с подписью правящего архиерея, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь.

Семисвечник

Алтарь. Инфографика

— особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Изначально семисвечник был в Скинии Собрания, а затем в Иерусалимском храме. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова (Откр 4:5), полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.

Запрестольный крест

— большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Симметрично с запрестольным крестом расположена выносная икона Богородицы. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места ­— у правого угла престола, икона Богородицы — у левого.

Жертвенник

Алтарь. Инфографика

— стол у северной стены алтаря, слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, т. е. готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.

Иконостас – стена из нескольких рядов икон во всю ширину храма, отделяющая алтарь. Для прохода в алтарь в иконостасе имеются три двери – Царские врата, северные и южные дьяконские врата.

Царские врата — символизируют двери Рая.

Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.

Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.

Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.

Литургия: Проскомидия Беседы о литургии. Часть 1

На сайте журнала «Фома» игумен Силуан (Туманов) продолжает объяснять православное богослужение. Предлагаем вам первый материал о Божественной Литургии, который посвящен проскомидии, совершаемой священником в алтаре.


Когда-то в древности на главное христианское богослужение священник приходил в храм уже после того, как соберутся все верующие. Только после этого и начиналась Божественная литургия.

Сегодня наоборот, священник приходит в храм, как правило, раньше всех, рано утром. Прихожане еще не подошли, в лучшем случае, его встречает помощник — алтарник, он же пономарь, он же парамонарь.

Многое изменилось. Что-то уже и распознать без специального образования сложновато. Но, тем не менее, литургия остается той же литургией, что и древние апостольские богослужения двухтысячелетней давности.

Кстати, а что значит само слово «литургия»? В переводе с древнегреческого оно означает «общее дело», «общественная повинность». Так в Древней Греции задолго до появления христианства называли общественные обязанности состоятельных граждан городов-государств — «полисов».

Таких обязанностей было несколько. Литургией называлась оплата праздничных застолий (эстиасис), содержание в течение года школы-гимнасия и участников гимнастических соревнований (гимнасиархия), оплата театральных шествий и хоров, выступавших на празднике Диониса (хорегия), финансирование посольств, отправляющихся на религиозные праздники (архифеория), а в случае войны добавлялась триерархия т. е. снаряжение военного корабля — триеры.

Смысл таких литургий — снятие напряжения между богатыми и бедными слоями граждан, ведь так все одинаково могли участвовать в праздниках, даже если не у всех хватало денег для их устройства.

Это главное свойство литургии — объединять разных людей для общего дела — как нельзя лучше соответствовало и первым христианским богослужениям, где все крещеные христиане сообща собирались на ужин для причащения — вкушения особо освященного Хлеба и Вина, ставшими Телом и Кровью Иисуса Христа, и делились другой пищей друг с другом независимо от положения в обществе или достатка.

«Как, ужин?! Ведь причащаются с утра и не едят перед этим!» — удивитесь вы. Верно, но так было не всегда. До IV века, а, точнее, до 397 года, когда на Карфагенском соборе было постановлено причащаться натощак, причащение совершалось. прямо во время ужина. За таким ужином собирались все христиане, слушали Писание и проповедь старейшего, старшего христианина (по-гречески его называли «пресвитер», это синоним слова священник), из его рук принимали освященный Хлеб и Чашу с вином.

Но люди слабы. И такие застолья стали со временем поводом для беспорядков. Кто-то делал слишком уж большие глотки вина, богатые не хотели делиться своей едой с бедными (кстати, именно это, а не недочитанные молитвы и не соблюденный пост апостол Павел называл недостойным причащением, от которого можно заболеть и даже умереть (1 Кор. 11, 26-27)), священная трапеза все больше напоминала светский ужин. Так что, начиная с конца IV века, и сложился обычай воздерживаться от пищи с полуночи или за шесть часов до причащения, а сами трапезы устраивать после литургии. Отголоском тех общих ужинов остались освящения хлеба, пшеницы, вина и растительного масла на Всенощном бдении, освящение пасхальной еды, освящение колива в память усопших и т. п.

proskom-2

Как только богослужение отделилось от самой трапезы, встал вопрос: а как выбирать хлеб и вино для причастия, кто его должен приносить, как его приготавливать для причащения и т. п.?

Поначалу это делали диаконы прямо посередине службы вскоре после чтения Евангелия, там, где сейчас поётся Херувимская песнь. Они выбирали среди принесенных прихожанами хлебов и вина лучшие и приносили их к алтарю, где и происходило освящение.

А потом это стали делать в особом помещении при храме, чтобы во время службы не было никакой суматохи.

Так появилась проскомидия.

Вообще, чтобы как следует разобраться в том, что такое литургия и почему она дошла до наших дней именно в таком виде, стоит почитать серьезных исследователей и публицистов. Могу рекомендовать, например, такие книги в электронном формате:

Да и вообще не помешает вся подборка текстов на «азбуке веры»

Там мы узнаем, среди прочего, что проскомидия — это по-гречески принесение, подношение. То самое приношение хлеба и вина для последующего причащения. Только если раньше хлеб и вино (и масло для лампад, и ладан и пр.) люди приносили свое, приготовленное своими руками, то теперь люди просто жертвуют деньги, а храмовые сотрудники сами приобретают муку и дрожжи, пекут просфоры, закупают вино и прочее, необходимое для совершения службы.

proskom-1

Кстати, просфора тоже переводится как приношение. Это круглый хлебец из дрожжевого пшеничного теста, состоящий из двух частей. На верхней части есть выпуклое изображение креста и буквы ИС ХС НИ КА, что с греческого переводится как «Иисус Христос побеждает (смерть)».

Вино в Русской Церкви используется красное, крепкое, сладкое. Оно называется «кагор», но к одноименной французской винодельческой провинции отношения практически не имеет. Главное, чтобы оно было натуральным и не теряло своих вкусовых качеств при разбавлении водой.

Но перед тем, как приготовить это к последующей службе, священник с чтением специальных молитв входит в алтарь и одевается (мы говорим — облачается) в особые священные одежды, символика, цвета и форма которых — разговор особый. Тем самым подчеркивается, что предстоящее богослужение — это не обычное человеческое мероприятие, а а священнодействие, превосходящее обычные действия, направленное ввысь, отрешенное от суеты.

В храме в это время полумрак, все врата закрыты. Людей в храме еще мало. Священник произносит прославляющий Бога возглас, и чтец негромко читает 3-й и 6-й часы — комбинацию псалмов и молитв. Основная тема 3-го часа — схождение Святого Духа в день Пятидесятницы на апостолов, а 6-го распятие Христово.

В это время внутри алтаря священник на небольшом столе — жертвеннике в левой, северной части алтаря — при чтении особых молитв вырезает из большой просфоры особым ножом — копием — куб, называемый Агнцем, символизирующим пасхального ягненка Ветхого Завета и Христа одновременно, и кладет его на металлическое блюдце на ножке — дискос. Вливается в чашу вино с небольшим количеством воды, на дискос добавляются частицы просфор в память всех святых, а также живых и умерших христиан. Это символ единства Христовой Церкви всех поколений и эпох. Затем на сосуды кладутся расшитые крестами и узорами покровы. Отдергивается завеса при Царских вратах в центре иконостаса. Сосуды, алтарь и весь храм кадится благоуханным дымом ладана.

Священник в это время продолжает вынимать маленькие частицы из просфор в память живых и умерших и ждет окончания чтения часов, чтобы начать вторую часть литургии — Литургию оглашенных или Литургию Слова.

Жертвенник (в православном храме)


Же́ртвенник — стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет четырёхугольную форму и как престол облачён в такие же «одежды».

В древности жертвенник находился вне алтаря и представлял собой отдельное помещение куда верующие возлагали свои приношения, из которых затем священник отбирал лучшее для совершения евхаристии. В византийских и древнерусских храмах для жертвенника отводилось отдельное помещение в северной части алтаря, так же называемое жертвенником. Чаще всего оно имело форму апсиды. Симметрично, с юга к алтарю примыкал диаконник, где устраивалась ризница.

В настоящее время жертвенник размещается у северной стены алтаря слева от горнего места, а иногда в особо отделённой части алтаря (также с левой стороны), называемой диаконником. На нём хранятся священные сосуды до их употребления на литургии.

Литература

  • Жертвенник, в православном храме // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М .: Даръ, 2005.
  • Настольная книга священнослужителя. — М .: Издательский Совет РПЦ.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Жертвенник (в православном храме)" в других словарях:

Жертвенник в православном храме — стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия (см); Ж. четырехугольной формы, как и престол, и облачен в такие же, как на престоле, одежды. Помещается он в алтаре всегда на левой стороне, а иногда в особо отделенной части… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Жертвенник, в православном храме — стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия (см); Ж. четырехугольной формы, как и престол, и облачен в такие же, как на престоле, одежды. Помещается он в алтаре всегда на левой стороне, а иногда в особо отделенной части… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Жертвенник (место для принесения жертвы) — Жертвенник возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы. Содержание 1 Жертвенники в язычестве 2 Жертвенники в Библии 2.1 Жертвенники в Скинии … Википедия

Жертвенник — У этого термина существуют и другие значения, см. Жертвенник (значения). В Викисловаре есть статья «жертвенник» … Википедия

Жертвенник (значения) — В Викисловаре есть статья «жертвенник» Жертвенник (место для принесения жертвы) Жертвенник (в православном храме) Жертвенник всесожжения Жертвенник (созвездие) μ Жертвенника … Википедия

ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ — по святоотеческому учению дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по… … Русская история

Алтарь — (лат. alta ara высокий жертвенник altus высокий, altaria возвышение; жертвенник) главная часть христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном храме отдел является алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре… … Архитектурный словарь

Алтарь — (в переводе с латыни означает «высокий жертвенник») 1) в древности представлял собой особого рода строение, наилучшим образом приспособленное для принесения жертв, предписанных иудейским законом. Люди приносили жертвы Богу и до потопа, но… … Православная энциклопедия

Алтарь — (лат. altaria, от altus высокий) жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. А. на открытом воздухе, первоначально земляные или каменные, в Древней Греции и Древнем Риме приобретали характер грандиозных сооружений, отделанных … Большая советская энциклопедия

Придел — в православном храме особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, т. е. престол и жертвенник с принадлежностями и пр. Подобно главному алтарю, он отделяется от других частей храма… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читайте также: