Стол с пером и чернилами

Обновлено: 18.05.2024

Что написано пером, не вырубишь топором. Суть этой поговорки, правда, немного в другом: напечатанное слово нельзя вернуть назад. Но и к нашей сегодняшней теме она тоже подходит: написанный чернилами текст практически невозможно стереть. Перо и чернила были главными атрибутами школьника вплоть до начала 70-х годов, когда им на смену пришли шариковые ручки. Кстати, в те годы это вызвало немало критики: считалось, что именно «перьевое» письмо ставит у детей хороший почерк. Непременным спутником пера были чернильницы-непроливайки (позже появились перьевые ручки, заправлявшиеся чернилами из фабричных флаконов).

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь…»

В программу начальной школы в прошлом входили уроки чистописания. Школьники писали диктант. Учителем оценивались красивый почерк, аккуратность, отсутствие помарок, исправлений и чернильных пятен. Существовали даже специальные правила исправления: аккуратной вертикальной черточкой с наклоном справа налево зачеркнуть ошибку и над ней написать правильную букву.

Ветеран труда из Добринки Анатолий Зубков вспоминает.

— В 1948 году я впервые переступил порог Падворской начальной школы и наш учитель Андрей Степанович Тонких приступил к обучению нас грамоте и письму. Сначала писали простыми карандашами, а при получении первых навыков стали пользоваться перьевыми ручками. Ручки были деревянные с металлическими наконечниками, куда вставлялось пишущее перо. Причем для письма использовались металлические перья под №11, которыми писали с легким нажимом для выработки каллиграфического почерка.

Считалось, что красивый почерк можно было выработать только с помощью пера № 11, к чему стремились учителя, в начальных классах запрещалось пользоваться другими. А в старших классах уже разрешалось писать перьями под №35 с шишечкой на конце для мягкости писания. Из-за формы этих перьев ребята прозвали их лягушками.

Благодаря этому я научился писать красиво. Мои тетради по чистописанию даже размещались на выставках областного народного образования в городе Воронеже…

Экспонат из «домашнего музея»

Наталья Игнатова из Добринки — большой любитель старины. У нее дома даже есть коллекция предметов, которые могли бы занять достойное место в краеведческом музее. Среди них перьевая ручка и чернильница. Наталья сфотографировала их вместе с тетрадью, обернутой в газету за 1962 год (самую настоящую!). Получился такой вот набор ученика 60-х.

Такой вот «натюрморт» из старых школьных принадлежностей получился у любителя-фотографа Натальи Игнатовой.

— Именно такими наборами пользовались мы в школьные годы, — рассказывает Наталья. — Правда, эта ручка не моя, мне ее подарил Валерий Николаевич Волокитин, с которым мы живем на одной улице. Моей первой учительницей в Чуевской школе была Анна Александровна Тупикова. В первом классе мы не сразу начинали писать ручкой с пером, сначала карандашом — пока руку не набьем. Потом был специальный урок «Чистописание», где учились красиво и аккуратно писать, с нажимом в определенных частях буквы.

Писать перьями было бы довольно удобно, если бы тетради были такие, как сейчас. Тогда же бумага была не такая гладкая, ворсинки попадали в разрез пера или перья за них цеплялись, и тогда на странице появлялась клякса. Пытаясь стереть ее, иногда до дырок протирали тетрадный лист. Да и чернильница, хотя и называлась непроливайкой, при резких движениях могла расплескать чернила. Поэтому шили специальные мешочки, чтобы не носить ее в портфеле.

Листок бумаги из школьной тетради Наталья Игнатова обнаружила среди страниц одной старой книги. Это яркий образец того, как с помощью чернильного пера у школьников вырабатывался красивый и разборчивый почерк.

Еще на фото есть перочистка. Их мы сами шили на уроках труда, чтобы вытирать перья, очищать от налипших ворсинок. Как видите, хлопот с такими ручками было немало. Но зато, чтобы писать пером, приходилось быть аккуратным, почерк вырабатывался лучше. Ведь при небрежном письме, как и неправильном положении пера, помарок получалось много.

В немецких школах от перьев не отказались

И сегодня среди педагогов встречаются те, кто уверен: перьевые ручки на начальном этапе обучения — это идеальный инструмент для письма, который развивает психомоторные способности ребенка. Более того, в наши дни есть страны, где школьники все еще пишут перьевыми ручками. Например, в Германии.

Мы связались с нашей землячкой Натальей Здроевски , которая уже 18 лет живет в немецком городке Гельзенкирхен, и попросили ее рассказать, как в школах Германии учат правописанию.

У Натальи есть сын-четвероклассник Александр-Тимофей. Двойное имя довольно распространено в Германии. Вторая его половина — в честь дедушки Тимофея Андреевича Коняшкина, который живет в Добринке (он много лет работал педагогом на станции юных техников).

Примерно со второго класса школьники начинают писать чернильными ручками, да и то на добровольной основе. При этом не запрещено использовать киллер чернил (белый карандаш для замазывания ошибок).

Вообще, что меня удивляет: учителя не обращают внимания на аккуратность ведения тетради. Наверное, сказывается наличие в классах большого количества мигрантов. Такое впечатление, что педагоги рады, если ученики хоть немного умеют разговаривать по-немецки. Я закончила в 1992 году Добринскую среднюю школу № 2 и могу утверждать, что нас учили ответственнее. Стараюсь держать обучение сына под контролем, за что даже услышала претензии от учительницы: не надо самой заниматься с ребенком, а то он в классе выделяется среди других учеников, а это неудобно. Представляете мою реакцию как мамы…

За плохой почерк двоек не ставят

В наших школах перьями не пишут. Но над проблемой красивого письма работают, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель начальных классов лицея №1 п. Добринка Елена Коробова уверена, что хороший почерк у ребенка можно выработать только постоянными занятиями как в школе, так и дома, под контролем родителей.

— В школе за плохую каллиграфию оценок не снижают, — говорит Елена Дмитриевна, — но это не значит, что писать можно кое-как. Обязательно акцентирую внимание детей на красиво написанных ими словах и даже буквах. Это придает ребятам уверенности в себе и стимулирует желание работать над своим письмом. Советую родителям с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев, от которой зависит формирование почерка. Малышам полезно (конечно, под присмотром взрослых) собирать мозаику, раскладывать пуговицы, к примеру, по цветам, отделять фасоль от гороха… И не жалейте для своих детей добрых слов и похвалы, но не просто так, а за какие-то, пусть даже самые незначительные, успехи.

masterok


Те, кто жили и учились в Советском Союзе, наверняка помнят, что в школах в те времена стояли особого вида парты - с наклонной столешницей и цельной конструкцией, которая не позволяла изменить расстояние между сидением и столом. Я вот еще успел отучиться в начальных классах именно за такой партой.

Однако несколько десятилетий назад от них стали отказываться, а не так давно внезапно о них вспомнили, желая, чтобы они вновь заняли место в классах. И решение такое неслучайно, ведь наклонная парта Эрисмана, которая придумана полтора столетия назад была и остается самой удобной и безопасной мебелью, за которой можно заниматься ученикам.

Справедливости ради, следует отметить, что подобная конструкция столов существовала очень давно: первые прототипы подобной мебели появились ещё в эпоху Возрождения, а позже он трансформировался в конторку или секретер, а уже затем — в школьную парту. В 1865 году швейцарский врач по фамилии Фарнер в одном из своих трудов представил чертеж школьной мебели, и считается, что именно на их основе уже свою концепцию предложил Эрисман.

Чертежи Фарнера. /Фото: si-sv.com

Фёдор Фёдорович Эрисман - это известный во второй половине девятнадцатого века российско-швейцарский гигиенист. Ему было всего 28 лет, когда он опубликовал свой научный труд «Влияние школ на происхождение близорукости»: на ее страницах он представил анализ зависимости развития глазных и телесных заболеваний от неправильного положения ученика за столом. Исходя из собственных представлений и результатов исследований, он создал новую мебель, которая своей правильной конструкцией обеспечивала бы комфортные условия ученику для письма, чтения, рисования.

Федор Федорович Эрисман. /Фото: 1ku.ru

Среди конструктивных особенностей одноместной парты Эрисмана в первую очередь стоит выделить специальный наклон ее столешницы - она была расположена таким образом, чтобы текст можно было читать только под прямым углом. Кроме того, ученый, которые много лет посвятил лечению глазных болезней, принял во внимание и оптимальное расстояние для чтения — 30-40 сантиметров. Получалось, что ученик, который сидит за такой партой, просто лишен необходимости сутулиться.

Чертеж и параметры парты Эрисмана. /Фото: pinterest.ru

Довольно быстро парту Эрисмана ввели в учебные заведения дореволюционной России. Правда, производить было ее довольно накладно, поэтому в те времена она в основном бытовала в элитарных школах и гимназиях. Однако история этой уникальной школьной мебели на этом не закончилась: буквально через несколько лет петербургский студент Пётр Феоктистович Коротков решил усовершенствовать концепт Эрисмана: парта стала двухместной, а также он придумал оснастить ее откидной крышкой, крючками для портфелей и полкой для учебников под столешницей. Претерпела изменения и сама столешница: именно Коротком решил расположить на ней углубления для чернильниц и два желобка для пера и карандаша.

Памятник школьной парте, Варшава. /Фото: wikipedia.org

После Октябрьской революции в стране изменилось очень многое, но школьных парт это особо не коснулось: в советских школах продолжили использовать наклонные парты Эрисмана. Несмотря на то, что прошло несколько десятилетий, они продолжали оставаться актуальными из-за своей исключительной функциональности и безопасности для здоровья учеников: конструкция школьной парты позволяла сохранять правильную осанку и не мешать работать соседу, а также отсутствие острых углов, выступающих частей крепёжных элементов значительно снижали риск травмирования ребенка в классе.

В советское время парты Эрисмана были основными в школах. /Фото: etoretro.ru

Больше пяти десятилетий парты дореволюционного врача Федора Федоровича Эрисмана повсеместно использовались в советских школах, однако позже их стали заменять на мебель других конструкций, хотя какое-то время старые столы еще продолжали использоваться в классах начальной школы. Казалось, что о партах Эрисмана забыли насовсем, однако не так давно отечественные чиновники задумались о возвращении старой-доброй мебели в классы, которую превзойти так никто и не смог все полтора века ее существования.

Как выглядела перьевая ручка советского школьника и к каким трудностям она приводила



Те, кто учился в советских школах, помнят ее. Она оставляла на белых тетрадных листках кляксы, но самые прилежные ученики использовали ее столь умело, что в результате начинали писать безупречным каллиграфическим почерком. Конечно же, речь пойдет о легендарной перьевой ручке.

1. Как выглядела первая школьная перьевая ручка в СССР и как ее усовершенствовали

Природное перо стало своего рода лекалом для создания первых ручек/Фото:putvjernika.com

Первые модели этого изобретения по форме были аналогичны природному перу. Изделие представляло собой металлическую трубку, имеющую срезанные края. Эта трубка нужна была, по сути, для размещения чернил. А благодаря наличию прорезей обеспечивалось равномерное стекание чернильных капель.

Отдельно стоит сказать о корпусе советской ручки. Материалом для его производства служил тяжелый эбонит.

Позднее в СССР стали изготавливать модели ручек с использованием другого материала - целлулоида. А впоследствии наладили производство ручек с применением безопасного с экологической точки зрения акрилатного сырья.

Перьевая ручка. /Фото:freelance.codeby.net

Следует отметить, что ручка, которой пользовались школьники в СССР, имела наиболее упрощенный дизайн среди всех моделей ручек, известных населению страны. То же можно сказать о конструктивных особенностях этого изделия. Можно сказать, что перьевая ручка представляла собой деревянную палочку, оснащенную металлической трубкой на нижнем конце. В щель (зазор), которая имелась между палочкой и металлической пластиной, размещалось сменное перо.

Следует отметить, что в СССР ручки из древесины производились всего в нескольких цветах. Чаще всего они были красными.

2. С какими трудностями сталкивались школьники при использовании перьевых ручек

Правильное владение перьевой ручкой еще с советских времен считается настоящим искусством в каллиграфии/Фото:kamagruzovik.ru

Проблемой многих советских первоклашек было применение этих ручек. Неумелое использование этого школьного предмета приводило к его деформации. Кончик пера ручки мог сломаться или раздвоиться от сильного нажима. Также при письме слышался скрип изделия.

Для советских школьников умение аккуратно обмакнуть перо, не пролив на белый лист бумаги кляксу, и набрать необходимый объем чернил, являлось целой наукой. Этим навыкам приходилось учиться несколько лет.

Следует отметить, что усердия школьников в освоении каллиграфии с использованием перьевой ручки можно было увидеть невооруженным глазом. Так, нередко на руках первоклассников образовывались мозоли (чаще всего – на среднем пальце). Кисти рук пачкались чернилами. Кляксы попадали на одежду и в тетради, а также на парту. Все эти последствия неудачного применения перьевых ручек отлично знакомы советским школьникам, которым довелось учиться в СССР до Великой Отечественной Войны и в первые годы после ее окончания.

3. Палочка-выручалочка

Пропустить половину урока - легко: достаточно испачкать руки чернилами/Фото:trinixy.ru

Но не стоит думать, что у этих изделий были лишь недостатки. Дети, обладающие хитростью и смекалкой, умудрялись использовать перьевую ручку с пользой для себя в неприятных ситуациях. Например, они специально проливали кляксу на двойку в дневнике, чтобы родители не увидели плохую оценку. А еще можно было, испачкав руки чернилами, выйти из класса под благовидным предлогом (помыть руки), и таким образом пропустить почти половину урока.

4. Чернила-«непроливайки»

Непроливайки полностью оправдывали свое название/ Фото: hodor.lol

А еще советские школьники пользовались так называемыми «непроливайками». Речь идет, конечно же, о чернилах. Удивительными их можно назвать потому, что они не закрывались, но и не проливались. Одним словом, эти чернила соответствовали своему названию. Советские школьники без опасений носили их в своих портфелях. Секрет непроливаемости этих чернил – в особой конструкции. Для советской эпохи это изобретение было поистине необычным и удобным в использовании.

Уже позднее в СССР начали выпускать перьевые авторучки. Однако у тех людей, которым довелось применять в школе первые ручки с «пером», неизменно возникали порой неприятные, а порой и веселые воспоминания о недостатках и достоинствах советских перьевых ручек.

Стол, перо и электронные чернила

Стол, перо и электронные чернила

В темноте июля, в свете фонаря
Я остановился голову склоня.
За моей спиною возгласы людей.
Позади остались тени от друзей .
Жизнь там застывает лёгкою порой.
Показать полностью.
Остров окруженный мутною водой
Плыл забыв про время, там забыл и я
Путь что был проложен впереди меня.
Встать и сесть в машину остаётся мне
И езжать лишь дальше в шумной тишине.
Я б хотел остаться в свете фонаря
В темноте июля, подле сентября.

Стол, перо и электронные чернила запись закреплена

Я за столом. Мы все.
Немного света. Он держит лица в темноте.
В окурках пепельница. Дыма много.
Смотреть, дышать и думать тяжело.

Показать полностью.
Чуть приподнял. но всё равно не вижу,
Глаза окутаны мои в дыму.
Забиты дымом лёгкие. Дышать.
Все продолжают. Дальше продолжать.

Открыли первую. Не стало дыма меньше.
Плясала мимика на их лице.
А я сидел, не подавая вида,
ведь мне легко, ведь маска мне одна.

За ней и дальше открывали.
И дальше нас всё в картах тасовали.
Не думаю, что кто-то победит.
Пока азарт вокруг и дым.

Не все им могут здесь дышать.
Не каждый сдюжит джокера держать.
Кому-то вверенный теперь судьбой,
И в этот раз увы не мой.

Уже я наигрался, выхожу
Из-за стола смотреть луну.
Не знаю, кто ещё тут встанет
Без карт и к воздуху пойдёт.

Это закончится двадцать пятого.
Как ни было тебе приятно
На встречи приходить опрятно.
Духи выветриваются двадцать пятого.

Показать полностью.
Это закончится двадцать пятого.
Что было ласкового, приятного
Неведанного, непонятного:
Всё там останется, двадцать пятого.

Лучше не знать всех поворотов будущего:
Когда и что мне уготовано,
Когда в очередной раз будет кончено.
Но я то знаю: двадцать пятого.

Может засохнут те цветы,
И с ними баночка чернил
Лежит, пустынные листы
И образ, что всегда был мил.

Был, есть всегда и будет мил.
И будет всем, но всё не будет быль.
И словно обронив сгоревшее огниво,
В миг быстро рассыплется в пыль.

Шепчут листья и ветер остужает всю дрожь.
Услышь, услышь. Она не придёт.
Нету больше луны, освещающей ночь.
Узри же, узри же. Она не придёт.
Догорают дневные осколки, всё грошь.
Показать полностью.
Пойми, пойми. Она не придёт.
И мотор вновь уводит машину всё прочь.
Пойми же, пойми же, она не придёт.
Фонари оставляют следы. Не помочь.
Пока, пока следы не прочтёт.
И сидишь, ожидая, что вдруг выпадет дождь.
Пока, пока она не придёт.

Я запомнил те дни,
Когда жизнь катала войлоком.
Ведь врезались они
В моём мозгу нейронной молнией.

Показать полностью.
Я смутно помню те дни,
Где процветало братство дружное.
Кто друзья, а кто враги?
Что делать? Как? Казалось, нужное.

Я запомню те дни,
Когда судьба открыла облик мне.
И волосы светлы.
И видно стало царство бренное.

Я помню тот день,
Где королевой была она.
Не знаю как, но ей
В тот день отдал всё своё царство я.

Я запомнил те дни
Мелких побед, но лишений.
От прошлого не убежишь.
Смотаешь только вокруг круги.

Забыто прошлое, грядущего не видно.
Куда ведёт нас новый поворот?
Куда стрелять? И так, чтобы не мимо?
Что делать, чтоб горел и впредь костёр?

Показать полностью.
И кто-то там, стоит в туманном броде.
Стоит, и может ждёт меня.
Может и не меня, а может тоже
Идёт, где зазвенела тетива?

И вроде нет, всего лишь показалось.
Подумаешь! И тень - всего лишь ерунда.
Тогда зачем то в памяти осталось,
Ночами пробуждая ото сна?

К чему весь жар, зачем сковали цепью?
И ведь уже давно не ночь, а день.
А вдруг я связан с этой тенью?
А может, я - и есть твоя же тень?

Александр Акимов

Александр Акимов

Рассвет застал за мыслями, и там увидел, как солнце на восходе встало, а может быть взошло.
В литературе вроде смыслю, и не слабо, но словочетаний нужных не нашёл.
Февраль прошёл, за ним весна, оставит только память.
Глаза, улыбки могут сильно ранить. Да что то я заладил, и может хватит мозг друг другу парить.

Если бы ты знала как я хочу тебя видеть сейчас.
Провести рукой по щеке и посмотреть в глаза. Прижать к себе так сильно, как последний раз, хотя зная что мы ещё увидимся.
Сказать что ты для меня значишь,будешь стоять, смотреть в мои глаза и не иначе.
Годами жизни заплатить за это можно, и получить любовь на сдачу.
Впридачу, красивый род, машину, дачу, лохматую собаку, а может быть енота.
Представь всё это не твоя забота, как заработать, где отжать.
Твой рок быть матерью прекрасной, дочурку, сына нарожать и быть семьёй всегда любима.
Судьба бывает сводит так, что впредь ячейка неделима..

Ничто не происходит так случайно. Одеть костюм супер героя,и может показаться всем отчаянным.
И посмотреть на мир пьянящим взглядом.
Я выбрал для себя свою дорогу, и хочется всегда быть рядом.
Встречать весну, встречать рассвет, пройти с ней до конца,ведь нам отмеренно немного лет.
Завет, По мне так просто постулат, увидеть на лице твоём улыбку.
Показать полностью.
Она доставит столько теплоты, как самый лучший шоколад.
Я рад, весна, парад, хочу остаться в твоей жизни, а может увезти тебя на запад.
Там климат, пальмы и морского ветра бриз.
И слева что то застучало, адреналин, ты со скалы ныряешь вниз.
Ну а пока стою и наслаждаюсь солнцем, мой двор, пятиэтажка, в цветы окутанный карниз.
Соседи семенят кто в магазин,кто на машине выдвинул на дачу.
А я стараюсь, поймать за хвост свою удачу, а хочешь назову судьбой.
С тобой, порвать подаренный порочный круг, мне не удача стала лучший друг.

Есть в жизни сладостный момент
Красивой, твёрдой, правой смерти,
Когда заведомо готов ответ,
Что точен, ясн и вне сомнений.

Показать полностью.
Когда в лесу всего одна тропа
Без ямы, колеи, ухаба.
Когда ты полон воздуха. Тогда!
Тогда есть настоящая отрада!

Тогда и принимают смерть с улыбкой на лице.
"А коли надо,
Тогда бери, костлявая, что можешь взять во мне!
Духовное косой не будет снято!"

Везде найдётся свой палач.
И дальше жизни не ступая,
Ты встретишь не начатый матч,
Где рефери как духа не хватает.

Пожалуй, дух поможет победить,
Гореть, кипеть, углей не добавляя.
Когда всё в жизни хорошо - грустить
И улыбаться умирая.

НОСТАЛЬЖИ. Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь.

Недавно в Сетях попалась чудо-фотография, над которой уливались ностальгической слезой мои ровесники, а младшее поколение с невероятным энтузиазмом обличало современную школу в преступном безразличии к каллиграфии. Дескать в советское время прям все писали исключительно красиво и исключительно правильно!

Естественно, только люди, не знавшие, что такое чистописание в советской школе, умилятся безмерно! Но открою малюсенькую тайну. Да это тетрадь по чистописанию. Но не первоклассника, как от незнания, или с умыслом сообщают некоторые источники. Это старания будущей учительницы начальных классов. Да-да, их очень настойчиво обучали каллиграфии, иначе как можно научить писать красиво, если у самой курица лапой в тетради и на школьной доске?

И если попытаетесь меня убедить, что данное произведение искусства сваял ученик начальной школы, скажу: "Вы, сударь (сударыня), никогда не писали перьевой ручкой. А если писали, то должны знать, что детская рука не в состоянии выдержать ни подобного ритма написания, ни единой толщину нажима, ни тонкости волосяной линии. А тем более выводить идеально овал и соединения между буквами.

Вот снимку ниже я поверю, что писал школьник. Были, были, конечно, исключения, кому каллиграфия давалась довольно легко, но это уже природное. Это - талант! Большинству же чистописание доставалось через чугунную задницу - чрезмерным терпением и усердием, а еще угрозой родительского наказания.

По этому повторяю: упражнения на означенной выше фотографии выполнены будущим учителем, который учился по таким вот совсем не ученическим прописям.

То есть по методическим пособиям

Как видно ниже, даже взрослому человек трудно вывести эти завитушки идеально.😀

Поэтому не стоит преувеличивать и проклинать современную школу. Сегодняшние студенты - будущие учителя, тоже корпят над каллиграфией, и у них получается отнюдь не хуже, чем у советских учителей.

Что касается потуг первоклассников, то чистописание было, наверно, из тех самых мученических мук, настоящей каторгой, которую мы предпочитаем забыть, но никак не получается.

Тетради тогдашних первоклассников в лучшем случае выглядели так.

В подавляющем большинстве, особенно у мальчишек, это был кошмар на кошмаре. Помню Вовку Калашникова, который с раннего детства пас коров вместе с отцом и братьями. Впрочем, пастухом он и жизнь закончил, как говорят. В первом классе он учился до меня, со мной, после меня и уже с моей сестрой. Я до сих пор помню его тетради. За несколько лет он так и не научился писать, пускай бы не совсем красиво, но хотя бы разборчиво.

Он не признавал наклон слева направо, его буквы скакали, как резвые лошади, не поддаваясь узде в виде косых и параллельных линий. Его крючочки и палочки переплетались и разлетались в разные стороны. Всю эту "живопись" щедро украшали кляксы и учительские двойки, похожие на изящных красных лебедей . Жаль, что подобные тетради история почему-то не сохранила.

Письмо в советской школе начиналось с обучения правильному владения перьевой ручкой. Учили разводить (были такие - из таблеток) чернила, правильно держать ручку и обмакивать перо.

Каждая буква имела свое графическое изображение с конкретизацией тонких линий и элементов с нажимом. Так, внешняя сторона овала строчной буквы «а» писалась с нажимом, внутренняя сторона должна была наноситься тонкой линией. Вертикальная часть ножки буквы – с нажимом, а изгиб и элемент соединения с последующей буквой должен быть в виде тонкой линии. И это только одна буква. А прописные буквы с завитками и округлыми формами – это ж почти «китайские иероглифы»!

Существовали специальные правила исправления: аккуратной вертикальной черточкой с наклоном справа налево зачеркнуть ошибку и над ней написать правильную букву. Ученики младших классов страшно переживали за помарки и в тетрадке затирали ошибку до дыр "чернильными" резинками. Но так они только назывались. Написанное чернилами не поддавалось никаким резинкам и даже керосину. Находились умники: пытались им выводить двойки. Бесполезно, а от малолетнего жулика долго еще за версту несло, как от трактора. Но в каждом классе были свои мастера по незаметному исправлению, к ним обращались с просьбой, и они виртуозно справлялись почти с любой задачей.

Как видите, далеко не каждому советскому ребенку удавалось выйти из этих испытаний целым и невредимым, да еще с красивым почерком. 😀

До 70-х в школе писали перьевыми ручками, а позже перешли на шариковые. Причем, их заправляли пастой по новой, и в тетрадях опять же была жуткая мазня. Тетради на фото ниже и выше, скорее, конца, 50-х. Перьевые ручки, чернильные кляксы. Повторюсь, чтобы идеально вывести нажим, нужна рука взрослого человека. К тому же в те времена, похоже, даже не знали о таком заболевании как дисграфия, и все погрешности в письме и в грамотности сваливали на лень ученика.

Вдобавок у многих детей не было даже личного стола для занятий и упорных тренировок. Жилищные условия в большинстве семей оставляли желать лучшего, домашние задания чаще всего выполняли за кухонным столом. А иногда в провинции, особенно, в глухой, просто невозможно было купить новые перья и ручки-вставочки, которые быстро приходили в негодность.

Не говоря уже о тетрадях, которые всегда были почему-то дефицитом , хотя леса вырубались немеряно.

Возможно в городах со школьной канцелярией было лучше, но в поселках, деревнях, особенно в Сибири с коротким световым днем и безобразным электрическим освещением, это был тихий кошмар на полном серьезе. Помню, я пролила чернила на тетрадь, и мама заставила переписывать ее полностью. 12 листов в первом классе. Я писала до 10 вечера, пока не отключили свет. Затем его включали в 6 часов по заводскому гудку. И меня подняли - дописывать. Не знаю, как справилась, но за все годы в начальной школе больше никогда и ничего заново не переписывала. Так приучали нас к аккуратности. А гады мальчишки топили мух в чернильницах, затем выуживали и бросали на девчоночьи тетради! Сколько слез пролили из-за этих юных "садистов". Впрочем мухи почему-то тоже предпочитали самоубиваться именно в чернильницах.

Мои ровесники наверняка помнят, что перья подразделялись по номерам, в начальной школе писать полагалось пером №11.

На мой взгляд, перо "Звездочка" - столь же уникальный продукт той эпохи, как автомат Калашникова - идеально надежный, мощный, актуальный именно в практической работе и совершенный в своей простоте.

Стальные советские перья повторяли структуру природного пера: металлическая трубочка со срезанным, как у очиненного пера краем. Подобно полой внутренности пера трубочка выполняла функцию емкости для чернил, продольные прорези обеспечивали равномерное стекание капель.

Хлопотное это было дело - писать чисто и красиво! И очень непросто! Острый кончик «копьеца» царапает бумагу, скрипит. Если нажимать на перо слишком слабо – оставляет на бумаге невнятный след, чересчур сильно – полное безобразие. Или возьмет да плюнет мерзкой кляксой. А за кляксы снижали оценки. Потому что урок как назывался? Чистописание! Но попробуй написать чисто, когда и пальцы, и руки, и стол, и сама ручка в чернилах! Сколько же слёз было пролито, сколько подзатыльников получено!

Под неумелой рукой первоклассника кончик пера от нажима раздваивался, ломался. Умение обмакнуть перо и набрать нужное количество чернил приходило с годами. Мозоль на среднем пальце ( у меня до сих пор виден) от усердного держания ручки, запачканные руки и одежда, кляксы в тетради, пролитые на парту чернила – это реальные издержки школьной жизни довоенных и первых послевоенных лет. Однако имелись плюсы для находчивых школьников: двойку в дневнике можно было скрыть под жирной кляксой, а под предлогом «отмыть руки от чернил» – пол-урока провести вне класса.

Конечно, к тетрадям прилагалась промокашка, но она быстро приходила в негодность. К тому же так интересно было эти пятна превращать той же ручкой в причудливых животных и птиц. А мальчишки хулиганы страсть как любили украсть чистую промокашку и нажевать из нее "пулек" для стрельбы из бумажных трубочек. За что девчонки лупили их портфелями по спине, и букварями по голове.

На фото тех лет мы все идеальные😀

Чернил на пере едва хватало на одно слово, но в пятом или шестом классе мальчишки придумали обматывать перо тонкой проволокой - так чернила держались дольше и их хватало на три-четыре слова. Пиши не хочу, если найдется такой парнишка и намотает проволочку на твоё перо.

Но зато как остро воспринималась пятерка за чистописание! Как абсолютное счастье! Как блистательная победа!

На каждой парте было специальное углубление для чернильницы. Одно или два. Как-то случился дефицит чернил, и чернильницу ставили уже на две парты. Сидящим на передней парте приходилось поворачиваться назад, чтобы окунуть ручку в чернила.

Пера раздвоенное жало

В тебе купалось вечерком,

И строчкой строчку диктовало

Свободным правильным письмом.

В особом почете были, так называемые, чернильницы-непроливайки, имевшие изнутри конус-резервуар вокруг отверстия. Благодаря этому конусу непроливайку можно было перевернуть – чернила не проливались на стол, а уходили в резервуар. Но это в идеале, и если чернил было немного😀 После уроков чернильницу забирали с собой. За дверями класса уже галдела вторая смена.

Но как же трудно было уследить за чернильницей внутри портфеля! А если этим портфелем нужно кого-то огреть по спине или голове? Или прокатиться на нем с горки зимой вместо санок? Поэтому часто чернила разливались. У всех, без исключения, портфели внутри были в чернильных пятнах. Тетради и учебники отчасти спасали обложки из газет, но только отчасти. Обычно пролитые чернила вели к очередной головомойке, а детвора вечно ходила в чернильных пятнах и на руках, и на лице, и на одежде. Отчего-то сильнее всего мазался нос.😀

У нас в классе каждый ученик должен был иметь свою чернильницу. Мамы шили для чернильницы отдельный мешочек и специальную многослойную подкладку для перьев, чтобы чернила не пачкали парту.

А ещё были перочистки. Штука простая, но очень нужная при письме перьевыми ручками. В магазинах изредка можно было приобрести перочистки фабричные, но их хватало ненадолго, поэтому мы шили их самостоятельно из нескольких мягких кусочков ткани, скрепляя в центре ниткой. Для красоты в месте крепления пришивались симпатичные пуговки или бусины.

Сейчас дети используют ватные диски для того, чтобы убрать лишнюю пасту со стержня.

Чернила в школьные чернильницы дежурные разливали из. обычного чайника. Такой «чернильный чайник» стоял в каптёрке у уборщицы. Иногда нам, младшеклассникам, разрешалось взять чайник и самим наполнить чернильницы в своём классе. Это было так шикарно, до сих пор помню: иду я с чернильным чайником, как большая, по коридору, захожу в свой класс и по чуть-чуть наливаю из носика в каждую чернильницу на каждой парте. Словами этот восторг не передать, это надо было прочувствовать. Причём не меньший восторг испытывала от поручения принести из учительской мел.

Кстати, подобные большие бутыли с чернилами хранились у завхоза.

А я вспомнила мамину историю о "диверсии" против фашистов во время оккупации. Мама жила тогда на станции Лихой. Часть населения скрывалась от бомбежек (а фашисты люто бомбили эту узловую станцию) на хуторе Лихом, в здании бывшего детского дома. Вскоре хутор заняли гитлеровцы, и всех лиховчан выгнали. Фашисты устроились спать прямо на полу в детском доме. Ночью неизвестно кто, но явно из станционных пацанов, проник в здание и опрокинул большую бутыль с чернилами, стоявшую до того в углу. Надо было видеть тех оккупантов утром! Ярости не было предела! Но как же веселились лиховчане, наблюдая эту живописную картину. Виновных, естественно, не нашли!😀

Позднее, уже в 60-х, появились автоматические ручки с открытыми и закрытыми перьями. Там чернила заливались в специальный резервуар с помощью помпового или поршневого механизма.

Пользоваться авторучками было гораздо удобнее: перья были более совершенными, да и клякс они практически не ставили. К тому же, с появлением перьевых авторучек исчезла необходимость носить с собой в школу чернильницу – ручки, полностью заправленной чернилами, хватало школьнику на весь учебный день.

Мои ровесники, наверно, помнят, это смешное (сейчас!) стихотворение Агнии Барто. Оно так и называется "Чернила"

Теперь я ученица, / Чернилами пишу, / Боюсь пошевелиться, / Сижу и не дышу. / Чтоб писать / Чернилами, / Собраться надо / С силами. / Мой брат со мной согласен: / Трудней писать пером!/ А он не в первом классе,/ Он даже во втором! / Я новенькую ручку / В чернила окуну – / Уже на каждом пальце / По черному пятну. / Рукой поправлю волосы –/ На лбу остались полосы. / Соринка, как нарочно, / Приклеилась к перу, / Какая вышла буква,/ Сама не разберу. / Стол у нас качается – / Клякса получается! / Мама сразу узнает, / Учу ли я уроки: / Если выучен урок – / Всегда в чернилах щеки.

Нет, не пожелаю своим внукам возвращения тех уроков . Сейчас и время другое и скорости. Внук в первом классе начинал писать карандашом, и в числе первых трех учеников (мальчиков!) получил разрешение писать ручкой.

Правда, сейчас чуть приборзел, почерк пошел вразнос. Пришлось бабушке включить командира. Пару раз снова написал красиво, и теперь каждый раз с гордостью показывает маме, как аккуратно и красиво выполнил домашнее задание.

Можно и без нажимов, и волосяных линий научиться красиво писать. Причём почти заново. Это недавно доказала моя внучка. В начальной школе, как мы ни бились, писала она отвратительно. Чистенько, но буквы - вкривь и вкось. При этом прекрасно рисовала. Перед пятым классом показала ей образцы каллиграфического почерка в разные, в том числе, и в советские времена. С завитушками, вензелями и без. И девочка моя загорелась. Я распечатала образцы, и в три дня буквально она стала писать чисто кружевной вязью - мелкими изящными буквами, так что любо-дорого глядеть. Правда, красивости всякие чуть позже убавила.

Читайте также: