Стол с хлебами предложения

Обновлено: 14.05.2024

I.
Х.П. - это 12 хлебов, улож. в два ряда, по 6 в ряд, на особом столе в святилище вместе с ливаном (ладаном) (Лев 24:6 и след.) . Число 12 соответствовало 12 коленам Израиля. Х.П. пекли левиты. Каждую субботу хлебы от предыдущего приношения заменяли свежими, а прежние ели священники в святилище (Исх 25:30; Лев 24:5,9) . Согл. 1Пар 9:32 , левиты из рода см. Каафа должны были надзирать за Х.П. и отвечать за их изготовление (см. 1Пар 23:29; 2Пар 13:11) . Священник из Номвы отдал Х.П. Давиду, когда тот спасался бегством от Саула (1Цар 21:4 и след.) . Об этом Иисус напомнил фарисеям, когда порицал их закоснелое законничество (Мф 12:1-4) .
II:

1) стол для Х.П. стоял в скинии (см. Скиния), на сев. стороне, в помещении, называемом Святое, напротив светильника (Исх 40:22) . Он был дл. в 2 локтя, шир. в 1 локоть и выс. в 1,5 локтя. Стол был изготовлен из дерева см. Ситтим и покрыт пластинами из чистого золота. Его край был обнесен золотым венцом. Стол окружали стенки шириной в ладонь, предположит. на середине высоты или внизу, вокруг ножек стола. В углах стола, у ножек, были укреплены золотые кольца, через к-рые продевались позолоч. шесты из дерева ситтим. Когда стол несли, его держали за эти шесты (Исх 25:23-30) . Во время см. Странствование в пустыне левиты должны были нести стол Х.П., соблюдая точные предписания (Чис 4:7 и след.) ;
2) в то время как в 3Цар 7:48; 2Пар 29:18 говорится только об одном столе для Х.П., в 1Пар 28:16; 2Пар 4:19, где речь идет о см. Храм Соломона, упоминается несколько таких столов, очевидно десять (ст. 8), в соотв. с десятью светильниками (ст. 7). Но, видимо, лишь один из них служил для Х.П. Во втором храме стол для Х.П. был изготовлен заново во время восстания Маккавеев (1Мак 4:49) , после того как первый стол исчез при разграблении, учин. Антиохом Эпифаном (1Мак 1:23) . Стол Х.П. из Иродова храма был привезен Титом в Рим, его изображение поместили на триумф. арке Тита;
3) к принадлежностям стола для Х.П. относились след. предметы: блюда (см. Блюдо), на к-рых, видимо, подавали хлебы, кадильницы (см. Сковорода) для воскурения см. Ливана, винные чаши и кружки для совершения жертвы возлияния (Исх 25:29; Чис 4:7) .

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Полезное

Смотреть что такое "Хлеб предложения" в других словарях:

ХЛЕБ — муж. колосовые растенья с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства; хлеб на ниве, в поле, хлеб на корню, хмеба мн. Озимые хлеба хорошо стоят, яровые плохи. Хмеб не снят еще, не сжат. Кочевники… … Толковый словарь Даля

хлеб — А. Хлеб в прямом значении 1. Хлеб как пища хлеб едят: Быт 14:18; 3Цар 17:6; Мф 14:16,17 хлеб жизненная необходимость: Втор 8:3; Пс 36:25; Притч 30:8; Мф 6:11 2. Использование хлеба Богом Бог испытывал Израиль, давая только манну: Втор 8:3 Бог… … Библия: Тематический словарь

предложения с неполной реализацией структурной схемы словосочетания — 1) предложения, в которых опущены, но есть в контексте структурно обязательные для односоставных предложений второстепенные члены: – Хлеб есть? – Нет (отсутствует косвенное дополнение в форме родительного падежа); 2) предложения, в которых… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

предложения с неполной реализацией структурной схемы словосочетания — 1) предложения, в которых опущены, но есть в контексте структурно обязательные для односоставных предложений второстепенные члены: – Хлеб есть? – Нет (отсутствует косвенное дополнение в форме родительного падежа); 2) предложения, в которых… … Синтаксис: Словарь-справочник

Стол хлебов предложения — (ивр. שולחן לחם הפנים‎, шульхан лехем а паним) стол, на котором помещались 12 «хлебов предложения». Содержание 1 Устройство 2 Хлебы предложения 3 … Википедия

Закон спроса и предложения — Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S) Закон спроса и предложения объективный экономический закон … Википедия

Хлебы предложения — (Исх.25:30 , Исх.35:13 , Лев.24:5 ,9, Мат.12:24 , Мар.2:26 , Лук.6:4 ). Стол для хлебов предложения в Святилище был сделан из дерева акации и обложен золотом; к нему принадлежали кольца и шесты для ношения. На нем находились 12 хлебов, по числу… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ — (англ. elasticity of supply and demand) – экономический показатель, характеризующий реакцию, соответственно, спроса и предложения на изменения цен, доходов и некоторых других факторов. Эластичность (англ. elasticity) означает меру реагирования… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Хлебы предложения — так назывались у евреев 12 X., которые полагались на трапезе (см. Скиния) и каждую субботу заменялись новыми. X. были печеные, пресные; они полагались в двух рядах, и для каждого ряда курился фимиам. X., взятые со стола предложения по истечении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Стол для хлебов предложения в скинии Моисея

Одним из «отсутствующих» (или как минимум не упомянутых) в Небесном храме книги Откровение священных предметов, находившихся в свое время внутри рукотворной скинии Моисея, является золотой стол , который использовался священниками-левитами для возложения на него особых хлебов, называемых хлебами предложения .

Этот стол, как и золотой светильник-семисвечник (менора) , располагался перед завесой Святое святых и имел множество специальных принадлежностей (т.е. блюд, кадильниц, чаш и кружек), также изготовленных из золота ( Исх.25:23-30 ; Исх.37:10-16 , 3 Цар.7:48 ; 2 Пар.13:11 ).

На этот золотой стол служащими при скинии священниками-левитами каждую субботу возлагались двенадцать особых хлебов, которые почитались величайшей святыней, и после замены их на свежие уже не выносились за пределы храма ( Лев.24:5-9 ), — а все действия, связанные с этими хлебами (и возложение хлебов предложения на золотой стол, и их субботняя замена, и употребление священниками снятых со стола хлебов прямо в храме), являлись неотъемлемой и обязательной частью постоянного храмового священнодействия ( Исх.25:30 , Чис.4:7 , 2 Пар.2:4 , 2 Пар.13:10-11 , Неем.10:32-33 ).

(После замены хлебов предложения на свежие священники по чину Аарона съедали снятые со стола хлеба прямо «на святом месте», сравн. Лк.6:3-4 , — то есть поступали так, как будто эти хлеба за неделю пребывания в скинии соделались хлебом небесным )

Знаменательным является и то обстоятельство, что после насыщения народа чудесными «умноженными» хлебами оставшихся кусков было собрано двенадцать полных коробов ( Мф.14:20 и т.д.), — то есть столько, сколько «маленьких» хлебов предложения пребывало на золотом столе, стоявшем в рукотворной скинии.

Таким образом, чудо умножения хлебов свидетельствует о том, что во времена Нового Завета Господь Сам посылает народу «хлеб насущный», и вверяет его Своим ученикам , — а ученики Христовы призваны раздавать этот чудесный хлеб не только священству по чину Аарона, но всему множеству народа , приходящему слушать Спасителя со всех концов земли:

(Знаменательный смысл имеет здесь и то обстоятельство, что народу при вкушении дарованного Спасителем чудесного хлеба нужно было «возлечь», как на трапезе, — а остатки этой трапезы были собраны до самого последнего кусочка, то есть так, как будто это были хлеба предложения рукотворной скинии.

Кроме того, при этой священной трапезе никто не испытал недостатк а, — а ученикам Спасителя хлеб остался в избытке )

Более того, при описании этого события ап. Иоанн связывает умножение хлебов в том числе и с чудом пророка Елисея (сравн. – 4 Цар.4:42-44 ), а также с приближением праздника Пасхи (« Приближалась же Пасха, праздник Иудейский », Ин.6:4), — то есть отмечает в чуде-знамении Спасителя не только смыслы «хлебов предложения», но и смыслы « манны небесной », которая питала народ Израиля во времена перехода пустыни .

А в пророческом соответствии с событиями Исхода неслучайным выглядит и то обстоятельство, что чудо с переходом Спасителя «аки посуху» Галилейского моря произошло сразу же после насыщения народа чудесными хлебами ( Мф.14:22–27 , Мк.6:45-50 , Ин.6:16-20 ).

Но наиболее полное богословское обобщение различных аспектов всех вышеупомянутых образов приводится в Евангелии от Иоанна в так называемой «Беседе о хлебе жизни»:

Сравнение: Скиния и Церковь

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
3 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары,
5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
(Евр.8:1-5)

Скиния

Скиния — (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр, палатка»; др.-евр. מִשְׁכָּן, мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр. אהל מועד, оэль моэд, «шатёр встречи, собрания») — в основном употребляется в значении походного храма евреев, Скинии собрания, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии. Источник — Википедия .

В любую эпоху Бог давал систему поклонения, подходящую для человека и угодную Богу.

Для иудейской религии Он дал скинию.

Скиния представляла из себя переносной шатер. Она состояла из наружного двора, в котором были медные жертвенник и умывальник. В собственно в скинии были святилище и Святое святых. В святилище были расположены жертвенник для совершения курений, светильник и стол с хлебами предложения.

В Святом святых был ковчег откровения, также называемый ковчегом завета.

В ковчеге откровения лежали две каменные скрижали, на которых был написан закон, расцветший жезл Аарона и сосуд с манной, которая хранилась.

Крышку ковчега откровения называли седалищем милосердия.

Церковь

В христианский период Бог установил, что для поклонения собирается церковь.

Скиния и Церковь — духовные образы:

Существует множество поразительных соответствий между скинией и церковью, некоторые из которых, несомненно, являются прообразами и образами.

Строительство и поддержание.

У скинии и церкви есть много общего, достойного нашего внимания.

Скиния была построена благодаря добровольной щедрости людей (Исх. 35:4—36:7).

Сегодня церковь поддерживается материально добровольными приношениями, и Бог благословит Свой народ за щедрость, как Он благословил Израиль.

Ни скиния, ни церковь не были задуманы людьми.

Скиния была построена по образцу, который Бог явил Моисею на горе

Церковь была частью предвечного Божьего замысла

10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,
(Еф.3:10,11)

У нас должно быть авторитетное основание для всего, что мы делаем сегодня в церкви при поклонении

Еще можно отметить, что как в случае со скинией Бог избрал и предписал материалы для постройки, также и материал для церкви предписан непогрешимым Божьим разумом.

Церковь строится из живых камней, а Господь прибавляет к церкви только спасаемых.

5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
(1Пет.2:5)
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:47)

Человек — свободное в нравственном отношении существо. Каждый человек должен решить для себя, будет ли он повиноваться Богу, став таким образом живым камнем в церкви и в конце времен войдя в вечный город.

Существует множество других поразительных соответствий между скинией и церковью, некоторые из которых, несомненно, являются прообразами и образами.

Святое святых было прообразом небес.

Только раз в год первосвященник входил в Святое святых с кровью животных, которою окроплялось седалище милосердия (крышка ковчега) за него самого и весь народ.

Иисус совершил не очередное ежегодное жертвоприношение, как делали первосвященники, но одну вечную жертву за грехи человечества.

Завеса, разделявшая Святое святых и святилище, была прообразом плоти Христа.

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
(Евр.10:19,20)

Святилище было прообразом церкви

Первосвященник должен был пройти через святилище, чтобы войти в Святое святых с кровью и совершить примирение за свои грехи и грехи народа. Это был единственный путь к крышке ковчега, которую надо было окроплять кровью. Единственный путь, по которому человек может попасть на небеса (Святое святых), лежит через церковь (святилище). Спасаемые прибавляются к церкви, а их исчисление происходит на небесах

Первосвященник нес ответственность за святилище, как и Христос, наш первосвященник, стоит над церковью

Простые священники должны были изо дня в день служить во святилище.

Будучи членами церкви, мы все должны служить священниками и работать в церкви.

В притче о работниках в винограднике плату за свой труд получили только те, кто работал.

Также обстоит дело и с церковью:

Апостол Петр изображает церковь как царственное священство, построенное из живых камней, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом

5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
(1Пет.2:5-9)

Наружный двор скинии вмещал народные массы. Наружный двор был символом окружающего нас мира, в котором живут люди и много нечестивцев

Священники должны были пройти обряд освящения перед тем, как начать служение в скинии (Исх. гл. 29).

Для этого брали двух овнов. Одного полностью сжигали на жертвеннике во всесожжение Господу; другого закалывали, и его кровью мазали край правого уха Аарона и его сыновей, их большой палец правой руки и большой палец правой ноги. Также кровью окропляли жертвенник со всех сторон (Исх. 29:15-25).

  • Священники должны были отвергнуть от себя все несвятое (Лев. 21:1-8).
  • Священники должны были омыться в умывальнике и надеть священные одежды перед началом служения Господу (Исх. 39:1,2; 40:7-15).

Как священники должны были освятиться перед тем, как они могли служить в скинии, так и человек должен обратиться перед тем, как Господь прибавит его к церкви

Кровь должна приложиться к сердцу через веру, покаяние и крещение, так чтобы человек жил, “получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе”

Независимо от рода возражения, которые кто-либо может иметь против крещения, все они сводятся к вопросу веры.

Вы верите в то, что человек крестится в смерть Христа, в которой была пролита Его кровь?

В любом отрывке Библии, где вместе упомянуты крещение и спасение , или слово-эквивалент спасения, спасение всегда следует за крещением.

Вопрос вот в чем: верим ли мы в то, что Библия есть непогрешимое слово Божие, и хотим ли мы повиноваться Библии?

Как уже было упомянуто выше, при освящении священников те должны были надевать священные одежды, что означает праведное житие

Священники служили Богу в святилище.

Христиане служат Богу в церкви.

Священники изо дня в день зажигали лампады в скинии и возжигали фимиам.

Светильники давали свет для служения в скинии. Свет, который мы имеем в церкви, исходит от Библии, непогрешимого слова Божьего.

Фимиам, который священники возжигали ежедневно, был символом наших молитв.

Хлебы предложения раскладывались на столе и съедались регулярно в субботний день.

Христиане должны соблюдать Вечерю Господню в первый день каждой недели (воскресенье).

Христианин должен представить свое тело в живую жертву.

1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего,
(Рим.12:1)

Любой человек, должным образом изучающий параллель между скинией и церковью, станет сильнее в вере и обретет большую уверенность в богодухновенности Библии. Также человек будет иметь лучшее понимание назначения церкви и своих обязанностей.

Почему такое странное название — «хлебы предложения»? Что значит «предложение»?

Шалом! Скажите, пожалуйста, почему хлебы в скинии называются «хлебы предложения»? Как я понимаю, буквально с Иврита переводится это как «хлеб лица»? Вообще, откуда взялось слово «предложения» в данном вопросе? Тода раба. Оксана

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за Ваш вопрос.

Прежде чем непосредственно перейти к ответу, хотелось бы коротко упомянуть о самом хлебе и его назначении. Речь идёт о стихе Торы (Шмот 25:30): «И возлагай на стол (в Скинии) хлеб поним предо Мною постоянно». В Мишкане (Скинии, а затем в Храме) около северной стены был расположен специальный стол — шульхан, на котором постоянно находились двенадцать хлебов (в два ряда — по 6 хлебов в каждом ряду один на другом). В книге Ваикра (24:5—9) сказано, что новая партия хлебов расставлялась на столе каждую субботу (выпекались они в пятницу) в первой половине дня, а предыдущая партия, простоявшая всю неделю, раздавалась коаним — храмовым служителям: шесть хлебов для новой смены, и шесть — для предыдущей.

Вместе с хлебом на каждом слое возлагались ложечки с левоной — специальным благовонием (в переводе изд. Шамир, Ваикра там, левона — «ароматная смола», а в Песни Песней (4:14) сочетание ацей а-левона переведено как «ладанное дерево», т.е., по-видимому, это смола ладанного дерева). Хлеб становился разрешённым в пищу только после воскурения левоны. Раши поясняет, что это подобно хлебному приношению минха, от которого сначала воскуряли полную горсть (комец), а всё, что оставалось, даровалось коаним. Так же и тут, левона воскурялась на внешнем жертвеннике, а хлебы делились между двумя сменами коаним.

Чудесным образом хлеб не только не портился в течение всей недели, но даже оставался тёплым и свежим, а маленький кусочек объёмом в маслину насыщал, как обильный обед.

Рамбан и другие комментаторы объясняют этот феномен, раскрывая перед нами саму суть и предназначение стола и хлеба в Храме. В книге царя Шломо Песнь Песней (4:4) Храм уподоблен шее, связующему звену между головой (мозгом) и остальным телом. Храм — это точка соприкосновения духовного (влияющего) и материального (принимающего) миров. Один из результатов воздействия, влияния — добротные плоды земли, урожаи пшеницы и т.п. Именно в этом состояла функция хлеба в Храме.

Создание чего-то из ничего (йеш ми-аин) имело место только при сотворении Мира, поясняет Рамбан. Но с тех пор Всевышний даёт Своё благословение только чему-то уже существующему. Примером этому служат описанные в Танахе чудеса пророков Элияу и Элиши (см. Млахим I, гл. 17 и Млахим II, гл. 4). Желая увеличить количество муки или масла, они просили подготовить им хотя бы малую толику этих продуктов, чтобы благословению было на что распространиться. Так и здесь, Тора предписывает постоянно возлагать хлебы на стол, чтобы для духовного блага всегда была материальная основа. Отсюда и название стола шульхан, от корня шин, ламед, хэт — «посылать», т.к. с его помощью благословение «посылается» сначала на сам хлеб, а затем на все виды пшеницы, причем не только в Эрец-Исраэль, но и во всём мире (см. комментарий Рабейну Бэхаей к книге Шмот). Поэтому понятно, что хлебы в Храме не были подвластны обычным законам природы, они составляли основу для высшего благословения Творца своему народу.

А теперь перейдём к его названию лехем а-поним.

В старых переводах используется выражение «хлеб предложения», и действительно непонятно, что имеется в виду и на каком комментарии основано. Но в современных переводах Торы (изд. Шамир и изд. Пардес — с комментариями Рамбана) сказано «хлеб особой формы». А это основано на комментарии Раши (по Менахот 96а): хлеб для Храма имел «стенки» с двух сторон в отличие от обычных плоских хлебов. Его выпекали в особых противнях, так, что у него получались две «стенки» друг против друга.

Согласно этому комментарию слово поним (обычно «лик», «лицо») означает «лицевую сторону» предмета, его переднюю часть, подобно лицу человека расположенную спереди. Фасад дома называется в Танахе пнэй а-байт (Мелахим I, 6:3 и др.), а окрестности города — пнэй а-ир (Бэрейшит 33:18).

С другой стороны, Рашбам (комментатор, внук Раши) объясняет, что слово поним в данном контексте можно понимать и в простом смысле — как «лицо». Но в значении «высокопоставленное лицо» — пнэй сарим. Тогда получается «хлеб достойный стола царей и вельмож», ведь его возлагали на стол Храма перед Самим Всевышним. Похожим образом комментирует и Ибн-Эзра: название поним происходит от сказанного «возлагай … предо Мною» — лефонай, дословно «пред Моим Лицом». Т.е. «хлеб, который пред Лицом Б-га».

А Таргум Йерушалми (древний перевод Торы на арамейский язык) понимает это как «хлеб внутренний», толкуя слово поним как пним («внутри»). (Неслучайно на языке Торы «лицо» и «внутри» — однокоренные слова. Как известно, лицо, и, в особенности, глаза, — «зеркало души». Вглядываясь в лицо человека, можно «прочесть», что «написано» в его сердце. Разнообразные чувства и мысли явно проявляются в выражении лица. Иными словами, это окно во внутренний мир человека).

На простом уровне понимания (пшат) слово «внутренний» говорит о местоположении хлеба. В отличие от приношений на внешнем жертвеннике (мизбеах а-хицон), этот хлеб находился внутри Скинии или Храма. Можно добавить, что и внешние жертвы называются в Торе (Ваикра 3:11) лехем ише — хлебом всесожжения, и поэтому хлеб, находящийся внутри Храма, был назван хлебом внутренним.

Но на уровне намёка (рэмез вэ-сод) это название говорит о духовном воздействии хлеба, как упоминалось выше, — приносить в наш мир благословение урожая. В книге Зоар сказано, что именно эта заповедь «проникает» в самые глубокие (внутренние) пласты мироздания и «притягивает» оттуда благодать и изобилие.

А если так, спросите Вы, как же и после разрушения Храма земля продолжает давать неплохие урожаи, да и во всех остальных областях — вроде бы ничего существенно не изменилось? Но на самом деле это не так. Сказали мудрецы: «С тех пор, как был разрушен Храм, исчез вкус плодов» (см. Тосфот в Звохим 54 б). Т.е. изменился в худшую сторону до такой степени, что тот, кто привык к первоначальному вкусу, ощущал это, как будто вкуса не стало вообще! Это можно сравнить с работой волнового приёмника с антенной и без неё — сигнал есть, но качество совершенно не то.

В надежде на скорое возобновление службы в Храме и всех связанных с ней положительных воздействий — с уважением, Натан Агрес

Исход 25 глава

Исх 5:2−7 Скиния устраивается на добровольные приношения как потому, что не было иных источников для приобретения необходимых материалов, так и потому, что она, жилище Всевышнего (Исх 25:8; 29:45), Бога всего народа, является общенародным достоянием. Обращение к доброхотным жертвователям было так успешно, что после пришлось прекратить прием приношений (Исх 36:5:6).

Исх 25:3. Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь,

Говоря о золоте, ст. 3 не прибавляет слова: «чистое» (Исх 25:11,17), а потому можно думать, что предметом приношений могло быть и очищенное, и неочищенное золото.

Исх 25:4. и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью [шерсть],

Так как из материи указанных цветов (текелет, аргаман, толаат, шани) в соединении с виссоном (льном) устроились покрывала скинии (Исх 26:1), одежды первосвященника (Исх 28:4−5 и др.), а закон запрещает соединять нити из шерсти и льна (Лев 19:19, Втор 22:11), то очевидно, что она не была материей шерстяной. Под «виссоном», из некоторого были сделаны десять покрывал скинии (Исх 26:1), завеса, отделявшая святилище от святого святых (Исх 26:31), завеса при входе в скинию (Исх 25:36), а также сшиты ефод, пояс и наперсник судный первосвященника (Исх 28:5 и др.), хитоны, головные повязки, нижнее платье и пояса священников (Исх 39:27:28), разумеется, вероятно, хлопчатая бумага. Это доказывается теми названиями, которые давались данной ткани евреями. Из них «шеш» представляет видоизменение египетского слова «щепе», означающего «лен», а «буц» употребляется для обозначения сирийского льна, отличного от египетского (Иез 27:16). Лен и хлопчатая бумага жителями Востока строго не различались (арабское «каттунь» обозначает и «лен», и «хлопок», а также полотняную материю из хлопка или льна).

Исх 25:5. и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева́ ситтим,

Кожи бараньи красные — сафьян. Кожи «тахаш», — от какого животного, дельфина, тюленя или морской породы, они добывались, неизвестно. Несомненно одно, что, предназначенные служить верхним покрывалом скинии (Исх 26:14), они отличались прочностью и непромокаемостью. Дерево «ситтим», аравийская акация, отличалось твердостью и легкостью, и потому было самым подходящим для устройства переносной скинии.

Исх 25:6. елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения,

Ароматы для елея помазания перечислены в Исх 30:23−25; для благовонного курения — в Исх 30:34−36.

Исх 25:7. камень оникс и камни вставные для [ефода] и для наперсника.

Камни «шогам», оникс или аквамарин; «камни вставные», которые нужно вставить в оправе в облачение первосвященника (Исх 28:17−20:39.10−13).

Исх 25:8. И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их;

Исх 25:9. всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте.

Исх 5:9−12 Как видно из Исх 25:40, Деян 7:44, Евр 8:5, Моисею даны были не только словесные наставления относительно устройства скинии и ее принадлежности, но и были показаны самые образцы здания и находящихся в нем предметов.

Исх 25:10. Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя;

Исх 25:11. и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый];

Исх 5:10−22 Сделанный из аравийской акации, длиной около 30 вершков (локоть — около 34 аршина), шириной и высотой около 18 вершков, ковчег завета снаружи и изнутри был обложен золотыми листами. На самом ли верху, или же ниже шел венец, текст не говорит.

Исх 25:12. и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его.

Четыре золотых кольца были приделаны по два на каждой стороне ковчега, вероятно на поперечной, но не продольной (3Цар 8:8).

Исх 25:13. Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом;

Исх 25:14. и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег;

Исх 25:15. в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него.

Шесты назначены для того, чтобы носить ковчег завета, не прикасаясь к нему руками (Чис 4:15). Они всегда должны быть вдеты в кольца, за исключением того случая, когда нужно было закрыть ковчег покрывалами пред перенесением его на другое место (Чис 4:5:6).

Исх 25:16. И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе.

В ковчег должно быть доложено «откровение», т. е. две скрижали (Исх 31:18:34.20), которые будут даны (Исх 24:12).

Исх 25:17. Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;

Еврейское название крышки «капорет» (от глагола «кафар» — покрывать, делать невидимым, очищать), греческое ἱλαστήριον, славянское «очисти́лище» — дано ей потому, что семикратным кроплением на нее в день очищения достигалось очищение народа от грехов (Лев 16:14−16).

Исх 25:18. и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;

Исх 25:19. сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;

Образ библейских херувимов скинии с точностью неизвестен. Их можно считать тождественными с херувимами видения пророка Иезекииля (Иез 10:21). Херувимы были «чеканной работы», т. е. изображения их были выбиты из золота. Местом их помещения на крышке служили оба конца ее.

Исх 25:20. и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.

Крылья херувимов должны быть подняты кверху, но не в прямом направлении от крышки вверх, а в косом: при таком расположении они действительно «покрывали» крышку. Лица херувимов должны быть обращены одно к другому и в то же время к крышке; следовательно, головы их были наклонены к крышке ковчега. Как видно из устройства херувимов храма Соломонова (2Пар 3:13), сделанных по образцу херувимов скинии, эти последние имели прямое положение: «стояли на ногах своих». О коленопреклоненном положении херувимов не может быть речи.

Исх 25:21. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;

Исх 25:22. там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым.

Исх 25:23. И сделай стол из дерева ситтим, длиною в два локтя, шириною в локоть, и вышиною в полтора локтя,

Исх 25:24. и обложи его золотом чистым, и сделай вокруг него золотой венец [витый];

Исх 25:25. и сделай вокруг него стенки в ладонь и у стенок его сделай золотой венец вокруг;

Исх 5:23−39 Стол из акации, около 24 вершков длины, 12 ширины и 18 высоты, был обложен листами чистого золота (Исх 37:10−16), почему и называется иногда «столом чистым» (Лев 24:6). Кругом него был сделан «золотой венец». Как видно из изображения стола для хлебов предложения на арке императора Тита в Риме, под венцом разумеется массивная золотая планочка 6 дюймов ширины, ограждавшая со всех сторон верхнюю поверхность стола. Так как гладкую обкладку трудно назвать венцом, то можно думать, что она была волнистообразна, или вырезана в виде тонких желобков, выемок. На такую форму указывает чтение LXX «στρεπτὸν κυμάτιον (слав.: «витое обложение»), — термин «κυμάτιον обозначает волнисто вырезанную доску дорического карниза. Под доской с каждой стороны стола шла вязка, т. е. стенка, соединяющая ножки и имеющая ширину ладони. По указанию рисунка на арке, этой связкой был золотой прут, соединяющий все четыре ножки стола в одно целое по самой средине их высоты, а греческое ее название «στεφάνην» говорит за то, что она не была гладкой, но, вероятно, представляла подражание венку из цветов.

Исх 25:26. и сделай для него четыре кольца золотых и утверди кольца на четырех углах у четырех ножек его;

Исх 25:27. при стенках должны быть кольца, чтобы влагать шесты, для ношения на них стола;

Исх 25:28. а шесты сделай из дерева ситтим и обложи их [чистым] золотом, и будут носить на них сей стол;

Четыре кольца должны быть приделаны на четырех углах, у четырех ножек стола, — в тех местах, где ножки стола были соединены связкой: «при стенках должны быть кольца». Шесты, предназначенные для перенесения стола, вдевались в кольца лишь на время ношения.

Исх 25:29. сделай также для него блюдо, кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их;

К принадлежностям стола относятся «кеарот» — блюда (LXX: τρυβλία), по объяснению талмудического предания — те формы, в которых приготовлялись и приносились в святилище хлебы; «капот» (LXX: θυίσκας), по тому же преданию — фимиамники, или чаши, в которые полагался фимиам (Лев 24:7, Чис 7:14), и, наконец, «кесот» и «менакийот» — сосуды для вина, как видно из прибавленного к ним выражения: «которыми возливали». «Кесот», греч. «σπονδεῖα», это большие винные кружки: «менакийот» — меньшие.

Исх 25:30. и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно.

Хлебов нужно было класть двенадцать (Лев 24:5) по числу двенадцати колен Израилевых, в два ряда (Лев 24:6), по шести в ряд, хлеб на хлеб, как об этом говорит иудейское предание и Иосиф Флавий и указывает изображение стола на арке Тита, представляющее подобие двух возвышающихся цилиндров. Приготовленные из большого количества муки, — в каждом хлебе должно быть 210 ефы (Лев 24:5), хлебы каждую субботу заменялись новыми (Лев 24:8). Хлебы называются хлебами лица, потому что находились пред лицом Сущего. Когда скиния снималась с места, то, по указанию Чис 4:7, стол для хлебов предложения закрывался голубой одеждой, на которую ставили все принадлежности вместе с хлебами предложения, и затем покрывали ярко-красным покровом и кожаным «тахаш».

Исх 25:31. И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него;

Исх 5:31−39 В отличие от других принадлежностей — сосудов скинии — светильник был сделан из чистого золота. Он был «чеканной» работы, т. е. светильник не был отделываем резцом, но был весь вылит из таланта золота (Исх 25:39). Ствол светильника должен быть не гладкой однообразной формы, но должен состоять из цветочных чашечек, шарообразных фигур, подобных яблокам, и из цветков. Чашечки, яблоки и цветки должны составить не украшение, приделанное к стволу светильника, но одно целое со стволом, должны входить в его состав.

Исх 25:32. шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;

Из ствола светильника выходили шесть побочных ветвей, три с одной стороны и три с другой. Как видно из изображения светильника на арке Тита, они выходили дугообразно, в форме веера.

Исх 25:33. три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника;

Существование на каждой боковой ветви трех цветных чашечек, похожих на чашечку миндального цветка, заставляет предполагать, что и яблок, и цветков на каждой ветви было по три. В таком случае каждый боковой стебель светильника состоял из девяти фигур: сначала шла миндалевидная чашечка, затем шарообразная фигура — яблоко и, наконец, цветок. Умолчание о том, что чашечки, яблоки и цветы были различной величины, заставляет думать, что они были одинаковых размеров. В силу же этого нижние ветви должны были оканчиваться в своем верхнем конце не на одной высоте с верхними стеблями, а ниже их, и ниже настолько, сколько занимали пространства три фигуры: чашечка, яблоко и цветок.

Исх 25:34. а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;

Исх 25:35. у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его [и на светильнике четыре чашечки, наподобие миндального цветка];

Исх 25:36. яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота.

На стволе светильника те же самые фигуры чашечки, яблока и цветка повторялись четыре раза. На их размещение указывает замечание о расположении яблок. Первое находилось несколько ниже на том месте ствола, из которого выходили две нижние ветви; второе и третье стояло в таких же отношениях к средним и верхним стеблям (Исх 25:35).

Исх 25:37. И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его;

Что касается формы лампад, то библейский текст не говорит о ней ничего. На основании Зах 3:9:4.2, где семь лампад ставятся в соотношение с таинственным камнем о семи очах, древние толковники называли их глазообразными. В позднейшем еврейском предании лампады светильника являются ложкообразными. Новейшие же исследователи на основании находимых в палестинской почве экземпляров древних ламп считают лампады Моисея ладьеобразными с носками или продолговато-круглыми с двумя отверстиями для фитиля и вливания масла. По указанию Исх 26:35, светильник стоял не посредине скинии, а при южной продольной ее стороне, причем, как свидетельствует Иосиф Флавий, широта его не приходилась по широте скинии; он стоял косо: узкая сторона была обращена к Святому святых и ко входу святилища, а широкая — к столу для хлеба предложений, находящемуся на северной продольной стороне скинии (Исх 26:35). И если эта широкая сторона светильника называется передней (лицевой), то очевидно, что падавший на нее свет лампад падал вместе с тем и на стол предложений. Подобное направление света могло объясняться устройством лампад: они могли быть закрытыми за исключением двух отверстий для фитиля и вливания масла, и если из первого отверстия, обращенного к столу предложений, выставлялась горевшая светильня, то свет от нее и падал на священную трапезу.

Исх 25:38. и щипцы к нему и лотки к нему [сделай] из чистого золота;

Принадлежностями светильника были щипцы, или клещи (Ис 6:6), предназначенные для снимания нагара с светилен, и ложки — сосуды для его гашения.

Читайте также: