Стол песочный для чего

Обновлено: 17.05.2024

В настоящее время технология песочной терапии привлекает пристальное внимание многих педагогов. Данная методика актуальна в практике дошкольного образования, так как применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы, она помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства.

ВложениеРазмер
16.11.pptx 904.68 КБ
16.11.docx 18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВОГО СТОЛА ДЛЯ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ. Подготовила: Педагог-психолог Миленченко И.В. МАДОУ «Золушка» 2020г.

Песочная терапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий и образов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Песочная технология для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

Главной целью занятий с песком являются: + развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста, творческого мышления и фантазии; + формирование у ребенка представления об окружающем мире; развитие моторики.

Отличие от традиционных форм обучения: + усиливается желание ребенка узнавать что – то новое. + мощно развивается тактильная чувствительность. + более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы. + совершенствуется предметно – игровая деятельность.

Преимущества метода рисования песком: прост в использовании работа с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. техника помогает развивать тонкую моторику. можно рисовать двумя руками симметрично .

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методиками. проблемы поведения детей эмоциональные проблемы семейные проблемы коммуникативные проблемы

способы рисования песком: первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания;

Методики рисования песком

Рисование Ребром большого пальца

Материалы для рисования Трафареты для рисования Трубочки для напитков Массажный мяч Кондитерский шприц Сито Декоративные украшения

Использование песочной терапии дает положительные результаты : + Дети чувствуют себя более успешными; + На занятиях весело, нет скуки и монотонности; + В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе; + Страх и напряжение исчезает.

Литература: 1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. 2.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.. 3.Сакович Н.А. Технология игры в песок.

Предварительный просмотр:

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Песочная технология для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - естественная и любимая деятельность. От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придаёт работе определённый вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объёмных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. Песочная терапия помогает воспитателям и психологу выявить тревожность, агрессивность, страхи у детей. То, что ребенок не расскажет, можно увидеть по тому, что он будет рисовать песком на столе, как будет это делать и стирать картинку. Причины, по которым стоит использовать световой песочный стол. Психологическая разгрузка и снятие агрессии. В ходе проведения песочной терапии можно бороться с проявлением агрессии, проводить коррекционную работу со страхами и отклонениями в поведении малыша. Здесь поможет выполнение ряда условий – приглушенный свет, спокойная музыка.

Развитие коммуникативных навыков. Используя световой планшет или стол в работе с небольшой группой детей (2-4 человека), можно развивать у детей социальную активность, научить взаимодействовать и добиваться поставленной цели (общий рисунок) совместно. Стимулирование памяти и процессов мышления. Работая с песком, ребенок сравнивает реальный предмет и собственные представления о нем, а затем с помощью образного мышления переносит все это в рисунок. Развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук, которые сопровождают сенсорные ощущение, способствует активной работе обоих полушарий. Укрепление мышц рук и разработка суставов. Благодаря монотонной работе с песком дети развивают пальцы и руки, активно стимулируется мелкая моторика, снимаются мышечные зажимы. Такую терапию особенно рекомендуют детям с нарушением работы опорно-двигательного аппарата. Работа с детьми с особенностями развития. Песочная терапия прекрасно подходит для занятий с аутичными детками, снимает эмоциональные всплески и стимулирует развитие.

Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

- Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

- Но как это может произойти?

- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

- Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

- Но как я могу проверить это?

- Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

- Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? - что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

- Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

- Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят,
что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.

консультация для родителей "Световой стол для рисования песком"

Для организации занятий на световых столах нам потребуется:

В нашем дошкольном учреждении на занятиях я использую специальный, готовый световой стол с песком, который предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии. Корпус модуля выполнен из дерева. В дно модуля вмонтирована светодиодная подсветка, позволяющая проецировать изнутри модуля различные световые эффекты, дополняющие рисунки на песке. Подсветка работает в автоматическом режиме и отделена от наружной части модуля прозрачной перегородкой из оргстекла. Количество цветов подсветки три (красный, синий, зелёный), с помощью пульта, можно менять оттенки цветов, их яркость, выбрать последовательность.

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка. Рисование песком - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а также работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. .Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

Борьба со стрессом. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

А такие элементарные на первый взгляд задания как:

скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.), выполнить те же движения, поставив ладонь ребром; "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

"пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);

"поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?) имеют колоссальное значение для развития психики ребенка.

Резюмируя выше описанное, можно сказать, что рисование песком может быть полезно и взрослым, и детям. Вот лишь некоторые наиболее актуальные проблемы, которые можно решать с его помощью:

- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

- развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

- развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков);

- коррекция нарушений внимания и поведения;

- коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

- развитие психических процессов у детей и взрослых;

- развитие двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;

- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

Наблюдая за работой детей в песке, можно уверенно сказать, что дети от этих занятий получают огромное удовольствием, с охотой выполняют разные задания. Очень приятно и интересно детям покопаться в песке, порисовать пальцами по песку, прочувствовать его между пальцами, ладошками. Ведь игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других.

ВложениеРазмер
консультация для родителей 17.52 КБ

Консультация для родителей

СВЕТОВОЙ СТОЛ ДЛЯ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ

Песочный стол как активный метод обучения дошкольников

Рисование на песочном столе нравится практически всем детям, а малышам особенно. Чем же так привлекателен и полезен процесс для ребёнка?

Играть и рисовать на песочном столе можно круглый год.

Во время рисования у ребят снимается напряжение, зажатость, они становятся более раскованными и расслабленными. Поэтому можно считать такое рисование с песочным столом способом лечения для снятия стресса.

Занятия с песком влияют на тактильное восприятия малышей. Во время игр и занятий ребятишки используют ладонь, пальцы, тактильную сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры. На таких занятиях развивается фантазия и воображение ребёнка, память и координация его движений.

Дети старшего дошкольного возраста формируют характер, тренируют точность движений, укрепляют усидчивость и трудолюбие.

Используя, множество разных методик рисования можно создавать с дошкольниками настоящие картины- шедевры, сказочные дома, невероятных животных, а можно применить современные технологии обучать ребят письму и счету. Для заинтересованности ребёнка в работе с песочным столом, можно использовать небольшие игрушки, пуговицы, грабли, геометрические фигуры, камушки, трафареты, а так же музыкальное сопровождение в виде спокойных мелодий.

Песочный стол идеально подходит для развития познавательной активности у детей, такие игры как «Поле чудес», «Крестики- нолики», «Лабиринт», раскрывают творческий и умственный потенциал ребёнка. Песочный стол помогает ребёнку не только научиться рисовать, но и включает воображение и фантазию, развивают творческие способности. В обучении и закреплении навыков счёта и письма, песочный стол будет незаменимым помощником как для педагога, так и для родителей.

Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что- то, но они не любят заканчивать работу. Выполнение заданий совместно с партнёром (родителем, педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

Методические рекомендации для педагогов «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников» Методические рекомендации для педагогов и родителей «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников».

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания (этапы работы над проектом) Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод,.

Работа с пластическим материалом — активный метод обучения детей раннего возраста «Работа с пластическим материалом – активный метод обучения детей раннего возраста» Автор: Загоруйко Марина Владимировна. Одной из проблем.

Активный отдых детей. Подвижные игры как основной компонент развития дошкольников Подвижные игры как основной компонент развития дошкольников. Активный отдых детей может быть самым разнообразным. Возможно применение различных.

Консультация «Аппликация, как активный метод обучения»

Консультация «Аппликация, как активный метод обучения» уть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач,.

Исследовательская деятельность, как метод обучения старших дошкольников Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника» Преимущество игры перед любой другой детской деятельность заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам,.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников" С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Моделирование как метод коррекционного обучения В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, в том числе и коррекционного.

Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка В настоящее время в системе дошкольного образования все чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Стол для рисования песком как средство активизации познавательной активности и творческого потенциала детей

Цель: Повышение профессиональных компетенций педагогов по использованию стола с песком в образовательном процессе ДОУ.

- Формирование теоретических и практических навыков педагогов по использованию стола «Песочницы» в образовательном процессе;

- Передача педагогом-мастером своего опыта в практическую деятельность;

- Формирование практических умений по овладению способами засыпания поверхности стола, методиками рисования песком, работы с материалами для рисования.

- Развитие нестандартного мышления в применении материала, познавательного интереса, фантазии, содействие развитию творческих способностей.

Оборудование: Световой стол с песком (2 шт., кондитерский шприц, массажные мячики, сито, весы, трафареты, декоративные украшения, материал из центра «Я исследователь».

Форма проведения мастер-класса:

Выступление, презентация материала и способов работы + практическая работа.

Ход мастер-класса.

1. Теоретическая часть. Знакомство с темой.

2. Практическая часть. Применение полученных знаний на практике.

3. Рефлексивно-оценочный компонент

1. Теоретическая часть

Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст является самым благоприятным для проявления познавательной деятельности и творческого потенциала у детей. Дети ярко проявляют любознательность и творческие способности. Необходимо поддерживать и развивать эти качества у детей через создание специальных условий.

Как одно из средств активизации познавательной деятельности и творческого потенциала у детей дошкольного возраста можно использовать стол для рисования песком. Стол «Песочница» вызывает у детей неизменный интерес и создает мотивацию для образовательной деятельности.

Стол для рисования песком можно использовать в разных образовательных областях.

Можно использовать данное оборудование и для решения задач речевого и социально-коммуникативного развития детей : способствовать развитию любознательности, помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, совершенствовать диалогическую речь.

Неоценимо значение стола «Песочница» для художественно-эстетического развития детей. Его использование способствует развитию эстетического восприятия, образных представлений, эстетических чувств и художественно-творческих способностей, формированию умения рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции. Стол для рисования песком поддерживает интерес детей к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. Подсветка стола, которую воспитатель может произвольно менять, совершенствует восприятие цвета у детей.

Стол с песком можно и нужно использовать для реализации задач «Познавательного развития». На этом мы остановимся подробнее.

С детьми проводятся эксперименты по изучению свойств песка посредством исследовательской и продуктивной деятельности. Манипулирование с песком обогащает сенсорный опыт детей и способствует развитию мелкой моторики.

При формировании у детей элементарных математических представлений стол «Песочница» помогает развивать представление детей о геометрических фигурах, познакомить с пространственными отношениями, совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, учить считать до пяти на основе наглядности.

Во время занятия в рамках любой образовательной области можно использовать стол «Песочница».

В своей работе, я использую стол с песком для создания сюрпризного момента, мотивации, проблемной ситуации, рефлексии либо при проведении комплексного занятия.

Примеры игр, которые я использую:

Игра «Чувствительные ладошки» :

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

- Давай поздороваемся с песком. Погрузите свои руки в песочек. - Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка.

- Ребята, что мы можем сказать про песок, какой он? (ответы детей : желтый, сухой, прохладный.) . Молодцы!

Нас сегодня ждал песок – чистый, свежий, золотой.

Залезай сюда, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход игры:

Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

- А теперь покажем, как

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

- Посмотрите, какие получились интересные следы.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

2. Практическая часть.

Показать педагогам и попробовать на практике способы засыпания поверхности стола :

1. просеивание (сквозь пальцы)

2. расхлопывание ладошкой

3. дождик (сыпем из кулачка)

4. торнадо (сыпем из двух кулачков)

Познакомить педагогов с методиками рисования песком

1. Рисование кулаком

2. Рисование ладонью

3. Рисование ребром большого пальца

4. Рисование щепотью

5. Рисование мизинцами

6. Одновременное использование нескольких пальцев

7. Отсечение лишнего

8. Рисование симметрично двумя руками

9. Насыпание из кулачка

10. Рисование пальцем

Познакомить педагогов с материалами для рисования

1. Использование кондитерского шприца

2. Использование массажного мячика

3. Использование ситечка

4. Использование трафаретов

5. Использование декоративных украшений

Подведение итогов. Предложить педагогам нарисовать песком по собственному замыслу, в различных техниках, по теме «Познавательное развитие».

Вывод: через практические занятия с песком дети познают окружающий мир, укрепляют здоровье, общаются между собой, развиваются и получают положительные эмоции, то есть происходит формирование компетенций, которые они смогут перенести в реальную жизнь.

Перед педагогами весы на одну сторону, мерным стаканчиками она насыпают песок, если им понравился мастер класс, на другую сторону тем же мерным стаканчиком, если мастер класс не понравился, не кажется полезным. В итоге, сравнить, в чью сторону наклонились весы больше.

Прикреплённые файлы:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого потенциала дошкольников «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников» Мир будет счастлив только тогда, когда.

Мастер-класс «LEGO-конструирование как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» Мастер – класс ТЕМА: LEGO конструирование, как средство развития творческого потенциала детей старшего возраста «Конструирование – «продуктивный.

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Консультация для воспитателей «Игра как средство активизации познавательной деятельности дошкольников» Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". Ребёнок растёт, и он начинает.

Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей» 1. Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году была определена тема самообразования «Проектная деятельность как средство развития.

Семинар-практикум для родителей «Детское конструирование как средство развития творческого потенциала дошкольника» «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже. [/i] Термин «конструирование» произошел.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Песочная терапия на световом столе для детей

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Вовремя их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения весьма эффективен метод песочной терапии.

Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.

Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2-4 ребенка, развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

Подбирая задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью, ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Коррекционная работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе, в частности с детско-родительскими парами.

Световой стол можно купить или изготовить самостоятельно. Его размеры и форма не имеют такого принципиального значения, как в классической песочнице. Главное требование, предъявляемое к световому столу, - это его безопасность. Следует обращать внимание на то, чтобы края стекла были обработаны и углублены в специальные пазы основы стола (лучше использовать матовое оргстекло). Проводка лампы для подсветки должна быть хорошо изолирована. Для рисования годится любой мелкий (не только кварцевый) песок, но предварительно его нужно просеять, промыть горячей водой, высушить и прокалить.

Игровой сеанс проводится в затемненной комнате. В ходе сеанса допускается использование музыкального сопровождения (например, Дэвид Сан «Спокойствие», серия «Наедине с природой» и др.). Можно предложить ребенку воспользоваться цветными стеклянными камешками, предназначенными для оформления аквариумов.

Рисование песком также рекомендуется:

• как совместное занятие в ходе консультирования детско-родительской пары, когда эмоциональный контакт между ребенком и родителем нарушен по тем или иным причинам (из-за дистанцированности родителя в связи с болезнью, службой в армии, пребыванием в длительной командировке и т. п.);

• в качестве одного из элементов вхождения будущего усыновителя

в контакт с ребенком;

в индивидуальной работе учителя-логопеда с аутичными детьми;

• как часть проводимого воспитателем комплексного занятия по любой лексической теме;

• для укрепления мышц рук и разработки суставов в работе с детьми

с нарушением опорно-двигательной аппарата (рисование песком

благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов).

Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №665, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формирование общей культуры дошкольника, о воспитании целостной, творческой личности ребенка.

Цель моей работы: всестороннее развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

1. создать условия для развития творческой личности;

2. развить мелкую моторику кисти, зрительную память и образное представление предметов;

3. поднять эмоциональное настроение детей.

4. совершенствовать двигательные и коммуникативные навыки.

Актуальность данной проблемы заключается в укреплении здоровья ребё нка: снижении стресса и уровня нервно-психического напряжения, улучшении мыслительной деятельности, повышении остроты зрения глаза.

В соответствии с требованиями ФГОС, я предлагаю включать в процесс непосредственной образовательной деятельности элементы арт-терапевтических методов, что помогает мне давать положительный результат в процессе воспитания и обучения детей.

Занятия с детьми не ограничиваю обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Поэтому я широко использую на занятиях.

Арсенал способов создания изображений: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного применяю фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветают цветы, в воздух взлетают фейерверки из мелких бумажек, кляксы превращаются в бабочек, пятна краски — в невиданных животных.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами выделяю наиболее значимые.

При арт-терапии

- Создаю положительный эмоциональный настрой.

- Позволяю обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

- Даю возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций (К. Рудестам). Все это позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

В своей работе я использую современную, интересную методику – рисование песком на стекле. Включаю в процесс непосредственной образовательной деятельности.

Например - НОД Формирование элементарных математических представлений, знакомлю с геометрическими фигурами, ребенок их может не только увидеть, узнать, как они называются, но и самостоятельно их нарисовать, потрогать Оценив при этом размер, форму, количество и разницу. Так я воздействую на различные анализаторы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический). НОД коммуникация. Знакомлю со сказкой, дети могут нарисовать сказочных героев. Рисунки детей помогают пересказать сюжет. Развивают память и речь, познание (формирование целостной картины мира). С помощью рисования детям проще познакомиться с различными профессиями, городами или деревней, парком, временем года и т. п. В зависимости от темы нашего занятия. Само рисование вызывает у детей восторг, интерес, повышается мотивация к обучению, познанию. Дети спешат в детский сад, узнать, что-то новое еще не известное.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. В детском саду разрабатывается план занятий по обучению детей рисованию песком, изготовлено специальное оборудование: стол для рисования с крышкой из оргстекла и подсветкой неоновыми лампами. Песок для рисования так же специальный, кварцевый.

Вывод: через практические занятия с песком дети познают окружающий мир, укрепляют здоровье, общаются между собой, развиваются и получают умения, навыки и положительные эмоции.

Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников

Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию на световом столе для детей 3–4 лет Тема: «Светит солнышко в окошко» Видео

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию на световом столе для детей 3–4 лет Тема: «Светит солнышко в окошко» Видео Программные задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования: показать изобразительные возможности.

Консультация для педагогов «Песочная терапия в познавательно-исследовательской деятельности детей» Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка!» К. Д. Ушинский. Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным.

Песочная терапия Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих.

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия, как здоровьесберегающая технология ДОУ» Мастер – класс для педагогов ДОУ «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» Цель: познакомить педагогов с возможностями.

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия в детском саду»

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия в детском саду» Мастер-класс «Песочная терапия в детском саду» Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием.

Мастер-класс для родителей «Песочная терапия» Мастер класс для родителей «Песочная терапия». Уже давно была известна и непонятна любовь детей к песочнице. Малыши в песочнице начинают.

Песочная терапия для дошкольников или «Чудесный песок» У каждого из нас есть свои воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что в песочницы у дома. Однако.

Читайте также: